Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признаки аутизма

Признаки аутизма

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

  1. Нарушение эмоционального контакта в общении с другими людьми. Данная особенность аутистов связана с несколькими механизмами, а именно:
    • «Социальная агнозия» — расстройство восприятия выражений лица, интонаций людей. Несмотря на то, что у детей с РАС нет первичных проблем со зрительным восприятием, они обращаются с окружающими больше, как с объектами, не имея способности испытывать эмпатию. В исследованиях было установлено, что при опознании человеческих лиц в мозге аутиста активируются зоны, отвечающие за восприятие неодушевленных объектов, в отличие от здоровых людей.
    • Нарушение «центрального связывания». Вследствие нарушений восприятия аутисты хорошо «ловят» разнообразные мелкие детали, но целостную картину «собрать» не могут. Именно поэтому они всё воспринимают буквально, не способны воспринять контекст, уместность поведения в той или иной ситуации, не понимают переносного смысла и язык жестов.
    • Расстройство собственной мимики, интонирования речи и экспрессии. Даже если человек с аутизмом смог воспринять эмоции другого человека (как правило, базовые эмоции они могут почувствовать – гнев, страх, радость), установление адекватного контакта осложняется тем, что ответная реакция со стороны аутиста осложнена. Это связано с дисфункцией премоторных отделов коры головного мозга и лобно-лимбических связей. Вследствие данных нарушений возникает лицевая диспраксия (нарушение произвольного управления мимикой) и генерация эмоций. Мимические и телесные выражения эмоций у таких детей бедны, нечетки и неадекватны по своему характеру. Речь механистическая (если она есть).
    • Отсутствие так называемой «модели психического» (theory of mind). Аутисты не испытывают затруднений с пониманием непосредственно наблюдаемых физических событий, однако не способны представить и понять, что чувствует и хочет сделать другой человек или интерпретировать собственные поступки и намерения. Дело в том, что это явления более высокого репрезентативного порядка, они абстрактные по сравнению с физическими предметами. Модель психического имеет отношение не только к осознанию мыслей, но и осознанию тела, а оно, в свою очередь, базируется на схеме тела (которая происходит из раннего сенсорного опыта ребенка). Поскольку схема и осознание тела у людей с РАС также нарушены, то физический контакт с другими людьми (прикосновения, поглаживания, объятия) аналогично затруднен. Аутисты чаще всего не испытывают потребности в телесном соприкосновении, поскольку не понимают коммуникативного смысла данных действий. Кроме того, физический контакт может быть неприятным и болезненным вследствие нарушения сенсорной обработки тактильных и проприоцептивных (мышечных, сухожильных) сигналов.
  2. Семантико-прагматическое нарушение речи или ее отсутствие. Более половины аутистов либо не говорят, либо говорят очень плохо. У многих детей с РАС имеются признаки дисфазии развития (алалии – в российской интерпретации), однако аутизм и дисфазия ни в коем случае не являются синонимами. Проще говоря, бывает аутизм с дисфазией, но часто встречается дисфазия без аутизма, и очень важно их различать на практике. В недавних исследованиях было доказано, что возраст, в котором у ребенка начинает развиваться речь, влияет на тяжесть проявлений аутизма и на прогноз относительно того, когда у ребенка сформируется беглая разговорная речь (Rühl D, Bölte S, Poustka F «Sprachentwicklung und Intelligenzniveau beim Autismus. Der Nervenartzt» 72:535-40 (2001 г.); Szatmari P, Bryson SE, Streiner DL e.a. «Two-year outcome of preschool children with autism or Asperger’s syndrome. Am J Psychiat» (2000 г.) 157:1980-87).
    Признаки семантико-прагматического нарушения при аутизме:
  • Трудности связного изложения мыслей (нарушена целостность, «центральное связывание», о котором упоминалось выше);
  • Несоответствие использования речи социальному контексту ситуации;
  • Ограничение в понимании речевых оборотов, сарказма, иронии и шуток, переносного смысла. Слишком буквальное понимание речи.
  • Речь не служит для взаимодействия и является эгоцентрической.
  • Интонирование является неправильным, что делает речь механистической. От речи аутиста создается впечатление как о «псевдовзрослой», педантичной.
  • У детей очень часто присутствуют эхолалии, в том числе отсроченные, когда ребенок может механистически воспроизводить целые предложения и диалоги, например, из мультфильмов. Также для детей-аутистов характерны замены местоимений «Я»-«Ты» или упоминание о себе в третьем лице. Они практически не употребляют указательные жесты.
  • При этом вербальная память у человека с РАС может быть очень хорошей, а артикуляция – четкой. Сам по себе это пункт не является нарушением, но все эти моменты относятся к общему синдрому семантико-прагматического нарушения речи, описывая его целиком.
  • Когнитивная ригидность, нарушение подвижности психических процессов, переключения. Легко заметить, что аутисты склонны «застревать» на тех или иных предметах, зачастую не интересных нормотипичным детям. Эта особенность связана с дисфункцией префронтальных отделов коры головного мозга и мозжечка. Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и окружающей обстановке. Если что-то нарушилось в привычном укладе, они пугаются вплоть до состояния паники.
  • Стереотипное поведение. Аутичные дети могут часами играть с одной и той же игрушкой, разглядывать один и тот же предмет. Они могут однообразно двигаться (например, бегать по кругу, раскачиваться, открывать и закрывать дверцы мебели), повторять одни и те же слова и выражения, совершать воздействия на собственное тело. С одной стороны, такое поведение содержит сенсорную самостимуляцию, связанную с нарушением сенсорной обработки (см. пункт ниже). С другой стороны, такие повторяющиеся действия и ритуалы помогают аутисту структурировать реальность для того, чтобы воспринять ее, совершить когнитивную обработку.
  • Сенсорное своеобразие, а именно гипо- или гиперчувствительность к сенсорным воздействиям. Очень часто при исследовании процессов обработки стимулов различной модальности у аутистов диагностируется так называемое нарушение сенсорной интеграции. Для диагностики могут быть использованы как специальные пробы, так и метод вызванных потенциалов (по разным модальностям). Такие дети могут впадать в истерику при звуке блендера или пылесоса, есть несъедобные предметы, проявлять пищевую избирательность, бояться качелей или наоборот, часами на них качаться. Для коррекции слуховой гипо- или гиперчувствительности, а также при нарушении проведения акустических импульсов в кору головного мозга в нашем центре успешно применяется метод Томатис, эффективность которого доказана множеством исследований. Помимо несформированности обработки акустических стимулов у детей с РАС часто обнаруживаются трудности интеграции проприоцептивных, вестибулярных и тактильных стимулов.
  • Нарушение праксиса (диспраксия) – расстройство произвольных движений. Имеет прямое отношение к расстройству сенсорной обработки, нарушению схемы тела, а также нарушениям управляющих функций. При аутизме нарушаются различные виды праксиса, в том числе кинестетический, динамический, конструктивный, мимический. По мнению некоторых специалистов, занимающихся исследованиями РАС, при высокофункциональном аутизме (особенно при синдроме Аспергера) диспраксия является обязательным признаком. На практике нарушение произвольных движений проявляется неловкостью, трудностями координации, нерешительностью в движениях, неумением сделать простые моторные действия по своему возрасту (кинуть и поймать мяч, проехать на велосипеде, вдеть нитку в иголку).
  • Нарушение проксемии (степени близости в социальном взаимодействии). Аутисты не обладают чувством дистанции, поэтому могут, например, обнюхать человека, подойти чрезмерно близко, чем позволяет того социальный контекст. Такое поведение также встречается при других нарушениях, к примеру, у детей с СДВГ. Другая крайность – полное избегание контакта, в том числе тактильного. Это как раз специфично для детей с РАС.
  • Символическая игра, игра «понарошку», с воображаемым объектом у аутичных детей либо отсутствует, либо развита очень слабо, что становится очевидным к возрасту 18 месяцев. Основой для символической игры служат зрительные представления, которые страдают при аутизме. Поэтому воображение развивается дисфункционально.

Ранняя диагностика аутизма

Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.

Читать еще:  О лекарствах после отмены галоперидола.

В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

В 0-1 года необходимо оценить:

  • Визуальный контакт
  • Есть ли ответная улыбка
  • Стремится ли ребенок к тактильному контакту
  • Реагирует ли ребенок на свое имя
  • Лепет
  • Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»)

В 1-2 года:

  • Есть ли у ребенка отдельные слова
  • Понимает ли ребенок речь
  • Понимает ли жесты
  • Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.)
  • Проявляет ли интерес к другим детям
  • Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков, странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.)
  • Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в ряд)

В 2-3 года:

  • Произносит ли простую фразу из 2 слов
  • Есть ли эхолалии
  • Символическая игра
  • Наличие стереотипий

В 3 года:

  • Направлена ли речь ребенка на общение
  • Играет ли с другими детьми
  • Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии)
  • Оценка мимики и жестов, выражения эмоций
  • Реакция на изменения обстановки

Признаки аутизма в 4 года и старше:

  • Ребенок понимает речь слишком буквально
  • Путает личные местоимения
  • Не способен поддерживать дружеские отношения
  • Упрямство (ригидность)
  • Не играет в сюжетные игры (в школу, в доктора, в магазин).

За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:

Как помочь социализироваться ребенку-аутисту

Как помочь социализироваться ребенку-аутисту

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) в современном обществе уже никого не удивляют. Они есть почти в каждом детском саду и в общеобразовательной школе. За десять лет изучения аутизма найдено много методик работы с детьми. Не факт, что одну и ту же методику можно применить ко всем аутистам. Проблема в том, что общество не принимает этих детей, такими, какие они есть. Родители, педагоги и врачи пытаются вылечить аутизм. Мало кто понимает, что аутизм не лечится, и надо научиться с этим жить. Я побеседовала с мамой аутиста, который успешно живет и развивается уже пятнадцать лет. Наталья (имя изменено) поделилась секретом, как ее ребенок добился успехов.

Что такое аутизм

– Ребенок-аутист внешне не отличается от других детей, но в отличие от них у него особый тип нервной системы. Другой набор реакций на стандартные ситуации. Нужно найти ключик, как предотвратить или справиться с этими реакциями, – считает Наталья. – С того момента, когда моему ребенку поставили диагноз аутизм, я изучила много информации на эту тему, состою во многих группах в поддержку аутистов, общаюсь с родителями на форумах.

У аутистичных детей очень тонкая и ранимая нервная организация. В обыденной жизни человек слышит множество звуков, даже находясь в помещении. Но все эти звуки не «считываются» нашими органами восприятия. Аутист слышит больше, даже низкочастотные и ультразвуки, которые раздражают нервную систему и даже приносят боль. Вот почему они часто кричат на улице, слыша шум машин, или от громкой музыки, иногда им просто больно. То же самое с запахами и ярким светом. Нервная система чувствительна к самым тонким запахам, а яркий свет раздражает до истерики.

Ни в коем случае аутизм не является болезнью. Это не психическое расстройство, как принято считать, а неврология в чистом виде. Я консультируюсь с врачом-психоневрологом из Израиля, который полностью подтверждает это. В России система пытается вылечить аутизм, но невозможно изменить тип нервной системы человека. С этим рождаются и с этим надо научиться жить. В обществе по незнанию шарахаются от аутистов, но они есть и будут. Нашей задачей является не выведение детей с РАС в норму, а помощь в социализации и адаптации людей с особой нервной организацией к имеющимся условиям.

Мелтдаун

– Когда аутиста раздражают избыточные звуки, запахи, свет или прикосновения, он начинает кричать, – продолжает Наталья. – Эта резкая необоснованная истерика носит название мелтдаун. Ни в коем случает не нужно при этом орать на ребенка и просить, чтобы успокоился, тормошить его или бить по щекам. Прежде всего нужно найти источник раздражения. Многие аутисты очень хорошо понимают речь. Если ребенок говорящий, можно спросить, что его так беспокоит. Если пользуется жестами, задавать короткие вопросы. Ответ «да» – кивок головой (поднять правую руку), «нет» – покачивание головы (левая рука).

Если раздражает громкий звук в телевизоре – выключите телевизор, неприятный запах нужно устранить или надо увести ребенка в другое место. На улице советую пользоваться наушниками-звукоподавителями или включать ребенку любимую музыку. Если ребенок любит массаж, можно легкими движениями помассировать виски, поглаживать нижнюю челюсть под подбородком, подразмять руки и ноги.

Многие дети во время мелтдауна начинают выполнять повторяющиеся движения (стимминг), которые успокаивают нервную систему. Это потряхивание руками, раскачивание из стороны в сторону, подпрыгивания, кружение на одном месте и т.д. Если это не опасный стимминг, то не стоит останавливать движения, а в случае вращения даже освободить пространство вокруг во избежание травм. Если аутистичный малыш бьется головой о стену, нужно его переключить на другие действия. Можно встать сзади и крепко обнять его, скрестив руки на груди и опустив голову вниз. По возможности попросить всех посторонних людей выйти.

Не водите детей в те места, где заведомо они будут чувствовать себя плохо. Дома необходимо создать все сенсорные условия: тихие звуки, нерезкие запахи (реакция может быть даже на новый шампунь), приглушенный свет. Важно понять, что это не агрессия, а скорее защитная реакция на раздражители. Если учитывать физиологию каждого конкретного ребенка, истерики могут исчезнуть совсем.

Стимы

– Стереотипные повторяющиеся движения характерны для аутистичных детей. Они могут долго стучать одним предметом о другой, крутиться, биться головой, раскачиваться, грызть предметы. Это самостимуляция головного мозга. Вообще стимы есть у многих нормальных людей. Кто-то грызет ногти, щелкает пальцами, прикусывает губы или обводит пальцами рот. Даже быстрая походка у кого-то – это стим. Аутистам он тоже необходим.

Разные мышечные сокращения влияют на работу мозга. Не стоит останавливать ребенка во время самостимуляции. Этим можно нанести вред и вызвать истерику. Рано или поздно он успокоится, лишь бы не нанес себе травму. Напротив, нужно понять, что помогает ребенку расслабиться? Может, это какой-то определенный предмет, соприкосновения с которым успокаивает. Мому сыну нравится вращающаяся погремушка-трещотка, поэтому мы всегда берем ее с собой. Таких предметов может быть несколько. С их помощью можно регулировать поведение детей-аутистов и нейтрализовать мелтдауны.

Если ребенок занимается мастурбацией, это не значит, что он так себя стимулирует. Возможно, у него не хватает гормонов. Нужно сходить к врачу и сдать анализы на гормоны. Точно так же, если ребенок плохо спит ночью. Нужно лечить локально, целенаправленно, сдать анализы на мелатонин и восполнить гормон сна.

– Питание для каждого аутиста может быть индивидуальным. У многих аутистов аллергия на глютен или казеин. Можно, конечно, придерживаться безглютеновой или безказеиновой диеты и проконсультироваться на эту тему с диетологом, а не психиатром. Но любая мама – лучший врач своему ребенку. Изучите особенности своего аутенка, – советует Наталья. – У моего сына аллергия на молоко, но он с удовольствием и без вреда ест сыр. Недостаток глюкозы мы восполняем медом и яблоками.

Каждый продукт мы вводили по отдельности, постепенно. Наблюдали реакции. Смотреть нужно по показаниям, отслеживать анализы ради установления нужной именно вашему ребенку диеты, а не для лечения аутизма в целом. То же самое с витаминами, которые принимать необходимо, но они должны быть совместимыми с реакциями данного ребенка.

Читать еще:  Постоянное желание покончить с собой

– Мой сын начал говорить с 3 лет, поэтому обучать его было гораздо легче, чем неговорящего. Но в вопросе социализации аутиста важно добиться коммуникации, а не появления речи. Для этого очень важно изучить своего ребенка. Почему он смотрит много раз один и тот же рекламный ролик или мультфильм? Это не стереотипия, а особенности восприятия. Аутисты плохо запоминают свои ощущения, в том числе приятные, при которых выделяется серотонин, регулирующий поведение. Чтобы запомнить, они пересматривают одно и то же снова и снова.

Также нельзя говорить о низко- или высокофункциональности. Если ребенок не владеет речью, его записывают в низкофункционалы. Но если при этом он быстро решает математические примеры, какой он? У многих аутистов очень быстрые реакции, они быстро мыслят, быстро решают уравнения. Их общая проблема – отсутствие коммуникации.

Не каждому ребенку с РАС подходит АВА-терапия. Важно понять, что развивать его необходимо через специнтерес. Если аутисту будет неинтересно учиться, он не станет, будет закатывать истерики. В общеобразовательной школе в такого ребенка тычут пальцем, высмеивают и записывают во второсортные. При такой реакции окружающих он будет себя чувствовать ущербным, но наша задача – социализировать. Поэтому общеобразовательная школа, по моему мнению, не годится, – говорит мама. – Лучше всего обучение на дому, специализированные центры и кружки по интересам, где занимаются ему подобные.

По желанию родителей можно и школу посещать, но мой опыт показывает, что индивидуальное обучение гораздо эффективнее. В школе обучают по шаблону. Например, учат счету через подсчет палочек, но моему ребенку интереснее драконы, поэтому дома мы считаем и складываем драконов. Я не заставляю ребенка смотреть в глаза, как это «положено», не трогаю его руками, когда он не хочет. К нам приходит педагог, знающий предмет и особенности детей-аутистов.

Ребенок может не владеть речью, общаться через компьютер или рисовать карточки, соединяя картинки по одному признаку. Чтобы узнать его специнтерес, достаточно посмотреть в какие компьютерные игры он играет, какие фильмы смотрит, что любит рисовать, чертить, конструировать из лего. Мой сын любит рисовать. С удовольствием рисует многоэтажные дома, драконов, насекомых. Математику мы освоили через подсчет этажей и окон в нарисованном доме, дорисовывали этажи и складывали, стирали – и отнимали. Также лепили пауков, гусениц, осваивая не только зоологию, но и развивая речь.

Заметив, что ребенок любит драконов, я подбирала ему видеофильмы и книги про них на русском и английском языках. Так был освоен английский. Еще он освоил два языка программирования. Играет в различные компьютерные игры с активной озвучкой на английском. За пятнадцать лет мы сумели подстроиться под ребенка, он успешно общается в чатах, посещает специализированный центр, где общается с себе подобными. С удовольствием ходит в художественную студию, где занимается индивидуально с учителем рисования. Мы стараемся не водить его туда, где ему плохо. Он не любит яркое солнце, поэтому мы не ходим на пляж, но очень любит лес, где с интересом наблюдает за насекомыми. Научили его, как вести себя в магазине, кафе. Избегаем шумных концертов, зато с удовольствием посещаем кукольный театр.

Вся наша семья воспринимает подростка с диагнозом «атипичный аутизм» как нормального, – резюмирует мама Наташа. – Чувствуя себя таким же, как все, он гораздо быстрее выполняет поручения, откликается на просьбы, развивается соответственно возрасту. Ведь главное – любить своего ребенка таким, какой он есть.

В чем разница между интровертами и экстравертами?

На протяжении десятилетий ученые пытаются объяснить разницу между теми из нас, кто любит находиться в окружении людей, и теми, кто этого всячески избегает. В последние десятилетия ситуация немного прояснилась — стало известно, что у экстравертов и интровертов по-разному работает мозг. Отсюда следует важный вывод — переделать себя из интроверта в экстраверта и наоборот не получится. То есть сколько бы книг Дейла Карнеги о том, как завести друзей, не прочитали интроверты, ничего путного из этого не выйдет. А если вдруг получится, то проблемы со здоровьем не заставят себя долго ждать.

Мозг интровертов и экстравертов работает по-разному

Влияние дофамина

Если вместо того, чтобы идти на вечеринку, где собираются все ваши знакомые и друзья вы остаетесь дома за чтением любимой книги или просмотром сериала, первое, что нужно уяснить — с вами все в порядке. А если вы экстраверт, то перестаньте уже зазывать своих друзей-интровертов на подобные мероприятия. Им там на самом деле не хорошо. И в этом виноват мозг.

Одним из основных различий между мозгом интровертов и экстравертов является то, как мы реагируем на нейротрансмиттер дофамин. Дофамин — это химическое вещество, высвобождаемое в мозге, которое обеспечивает мотивацию для получения внешних выгод, таких, как зарабатывание денег, подъем по социальной лестнице, привлечение помощника или отбор для участия в громких проектах на работе. Когда дофамин наводняет мозг, как интроверты, так и экстраверты становятся более разговорчивыми, бдительными и готовыми исследовать окружающую среду. Но почему тогда интроверты предпочитают уединение?
Еще больше удивительных фактов про мозг вы найдете на нашем канале в Яндекс.Дзен.

Не всем нравится постоянно получать стимулы извне

Нельзя сказать что у интровертов меньше дофамина в мозге, чем у экстравертов. Фактически, и интроверты и экстраверты имеют одинаковое количество дофамина. Разница заключается в активности цепочки вознаграждения за дофамин. Для экстравертов шум и толпа на концерте являются не просто частью веселья. Фактически, эти стимулы извне служат для них сигналом того, что они достигают своей цели — награды за общение и веселую ночь. А вот интроверты чувствуют себя не комфортно из-за использования мозгом другого нейротрансмиттера — ацетилхолина. Как и дофамин, ацетилхолин связан с удовольствием. Разница заключается в том, что ацетилхолин помогает нам расслабиться.

Чрезмерный выброс дофамина вызывает у интровертов беспокойство, поэтому они стараются уединиться. Уединение дарит интровертам чувство расслабленности, так как в их организме начинает вырабатываться ацетилхолин. А экстраверты более чувствительны к дофамину, чем к ацетилхолину. Именно поэтому им требуется большая стимуляция извне.

Почему интровертов так мало?

Если внимательно присмотреться к современному обществу, станет очевидно, что мир принадлежит экстравертам. Как в школе и университете, так и на работе окружающие оценивают ваши коммуникативные навыки. Попробуйте не прийти на очередной корпоратив, как вас незамедлительно вызовет начальник с вопросами о том, почему вы не хотите общаться с коллегами. И сколько не объясняй про различия в системе вознаграждения, вам все равно настоятельно рекомендуют присоединиться к всеобщему веселью. Коллектив же.

Согласно оценкам ООН к 2030 году компании будут принимать на работу выпускников вузов, основываясь на их способности общаться с окружающими. И лишь во вторую очередь работодатель будет обращать внимание на владение профессиональными навыками. А вот общий уровень образования будет интересовать их в последнюю очередь.

Уединение и принятие себя — ключ к счастью интроверта

Учитывая все вышеперечисленное, ученые советуют интровертам принять себя. Попытки переделать себя из интроверта в экстраверта перегружают нервную систему, в результате чего могут возникать разные заболевания. Изменить окружающих нам не под силу, зато можно изменить отношение к самому себе. Понимание своих особенностей и их принятие — вот ключ к здоровью и счастливой жизни интровертов.

А экстравертам стоит относиться к своим интровертированным друзьям, коллегам и родственникам с пониманием. Не все из нас получают удовольствие от длительного общения или пребывания с другими людьми. Необходимо позволить интровертам быть теми, кто они есть — уединенными мыслителями, математиками, астрофизиками, писателями. В конце концов они делают наш мир прекраснее.

А вы экстраверт или интроверт? Поделитесь своими историями из жизни с участниками нашего Telegram-чата.

Интроверт или экстраверт

интроверт или экстравертТест интроверт или экстраверт или амбиверт.

Даже людям, не интересующимся психологией знакомы такие слова, как интроверт, экстраверт. Впервые разделение людей по типу личности на две большие группы: экстравертов (обращенных наружу) и интровертов (обращенных внутрь) использовал К. Юнг. Существует также понятие «амбиверт» при котором примерно в равной степени имеются признаки интроверта и экстраверта.

Каждому типу присущи определенные черты характера, как положительные, так и отрицательные. При этом интроверт и экстраверт — это не патологии и каждый из типов может быть полностью адаптирован во всех сферах жизни. Но учитывая индивидуальные особенности гораздо проще найти свое место в жизни и эффективно использовать свои индивидуальные особенности.

В классической психологии принято считать, что экстраверты – это общительные люди, а интроверты – замкнутые.

Но на самом деле логические экстраверты и этические интроверты имеют примерно одинаковый уровень коммуникабельности. Просто этические интроверты, считая себя общительными людьми, принимают себя за экстравертов. И наоборот, логические экстраверты могут принять себя за интровертов, поскольку имеют ограниченный круг близких знакомых.

Читать еще:  Просыпаюсь от нехватки воздуха

Этические интроверты, несмотря на то что они интроверты, благодаря наличию этики весьма контактны и нацелены на человеческие отношения, особенно неформальные, неофициальные. В своей компании они могут быть общительными и разговорчивыми, а иногда даже быть душой этой компании. Напротив, логические экстраверты, несмотря на то что они экстраверты, тем не менее в неформальной обстановке могут быть необщительными и неконтактными. Другое дело – производственная сфера: здесь они активны и могут иметь большое количество контактов. В этом состоит один из подводных камней при определении признака экстраверсия–интроверсия.

Для экстраверта внешний мир – объект, а сам экстраверт – субъект. Внимание экстраверта обращено на внешний мир и его объекты. Ему важно качество внешнего мира и его объектов. Экстраверт настроен на изменение качества объекта, изменение его свойств. Поэтому экстраверт изменяет внешний мир и его объекты, так как от их качества зависит отношение самого экстраверта к ним.

Для интроверта внешний мир – субъект, а сам человек – объект. Внимание интроверта обращено внутрь себя, в свой внутренний мир, в котором отражаются его взаимоотношения с другими объектами (в т. ч. людьми) с помощью возникновения мыслей, чувств, ощущений, событий. Именно через них интроверт дает оценку объектам внешнего мира в виде своего отношения к ним (правильное, хорошее, приятное, своевременное).

Для интроверта очень важны его отношения с миром, с его субъектами. Интроверт меняет себя самого, свои внутренние и внешние качества. Так как от них зависит отношение мира, его субъектов к нему самому, которое для интроверта имеет первостепенное значение.

Для экстраверта важно качество объекта. Ему важно, как мир его оценивает как объект, и не важно, как мир к нему относится, хорошо или плохо. Для экстраверта отношение к объектам зависит от их качества.

Экстраверт: если объект качественный, то к нему надо хорошо относиться. Если я качественный объект, то ко мне надо хорошо относиться.

Для интроверта важно отношение к объекту. Качество объектов зависит от своего отношения к ним.

Интроверт: если ко мне хорошо относятся, то я – качественный объект. Если я хорошо отношусь к объекту, то он – качественный для меня.

Экстраверт, изменяя другие объекты, очень болезненно относится к попыткам других изменить себя: внимательно следит за такими попытками – пресекает их сразу. Экстраверт меняет себя сам, если его объектные качества не соответствуют норме.

Интроверт не изменяет других и не придает значения попыткам изменить себя – это бессмысленно, так как он и так всегда изменяет себя сам, если его отношения с другими объектами ценны для него.

Экстраверту важно, какие поступки, эмоции, желания и идеи объекты вызывают в нем самом.

Интроверту важно, какие мысли, чувства, ощущения, образы он сам вызывает у других субъектов. Важно отношение к себе других и свое отношение к миру

Психолог рассказала о различиях между интровертами, экстравертами и амбивертами

Психолог рассказала о различиях между интровертами, экстравертами и амбивертами

Об интровертах и экстравертах слышал, наверное, каждый, однако не все до конца понимают, в чем состоит разница между этими типами личности. О том, кто такие амбиверты, что значит этот термин, и вовсе знают немногие. Чтобы объяснить эти понятия простыми словами и разобраться во всех нюансах, мы обратились к кандидату психологических наук Лидии Жерелиной. Подробности — в интервью эксперта журналисту ФАН.

Психолог рассказала о различиях между интровертами, экстравертами и амбивертами

Краткая характеристика трех типов личности

— Интроверт, экстраверт, амбиверт… Люди, далекие от психологии как науки, не всегда понимают, что означают эти, казалось бы, такие знакомые термины. Лидия, объясните, пожалуйста, простыми словами, кто это такие.

— Понятия экстраверта и интроверта ввели в обиход ученые-психологи Карл Густав Юнг и Ганс Айзенк, описав особенности черт этих личностей.

Согласно типологии темпераментов, предложенной Карлом Юнгом, экстраверт ориентирован на социальное взаимодействие. Это человек, психическая деятельность которого преимущественно направлена не на свой собственный внутренний мир, а на получение позитивного раздражителя из внешней среды, то есть энергия к нему приходит от общения с широким кругом людей. Испытывая зависимость от имеющихся контактов, он страдает от одиночества.

Интроверт же, наоборот, не нуждается в социальном взаимодействии, он опирается на свой внутренний мир и черпает энергию из него. Человек этого типа погружен внутрь себя и полностью сконцентрирован на своих чувствах, переживаниях и эмоциях.

Амбиверт, в свою очередь, может вести себя и как экстраверт, и как интроверт. Психоаналитическая терминология экстраверсии и интроверсии была разработана для описания патологий, тогда как амбиверсия, которая находится где-то посередине между двумя патологическими формами, считается вариантом нормы. К счастью, в большинстве своем люди являются амбивертами, поскольку вполне способны подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей действительности и вести себя соответствующим образом. Так, для одного и того же человека совершенно нормально комфортно чувствовать себя в окружении коллег во время рабочего дня в офисе и при этом наслаждаться тишиной и покоем, вернувшись вечером домой.

Американский психолог Конклин утверждал, что амбиверт, в отличие от интровертов и экстравертов, имеет гибкую структуру психического состояния, он активен, эффективен, без проблем адаптируется и более устойчив к эмоциональному выгоранию.

— Какими же характерными чертами наделены экстраверты? Какие у них есть положительные и отрицательные качества?

— Экстраверты — яркие, харизматичные, креативные личности, они легко вливаются в любую среду, а в силу их ориентированности на внешнее взаимодействие очень быстро устанавливают социальные связи. Энергичные и активные, они черпают силы из общения с внешним миром, из социума. Все перечисленное — это, конечно, скорее хорошо, нежели плохо, но и отрицательных моментов в экстраверсии тоже хватает.

Представители данного типа личности зачастую тратят полученную из общения с людьми энергию нерационально. Экстраверты не рефлексируют, не анализируют ни свои, ни чужие чувства, эмоции и поступки. Из-за неумения направлять фокус внимания на отдельную личность они оказываются не в состоянии завязать крепкую дружбу и не умеют создавать и поддерживать глубокие социальные и эмоциональные связи.

Экстраверты много общаются, у них полно знакомых, но это лишь видимость благополучия, поскольку такое взаимодействие поверхностно, а знакомства, увы, краткосрочны.

Имея широкий круг интересов, они берутся за много дел и быстро включаются, но, по-настоящему не углубляясь в процесс, часто бросают начатое, так и не сосредоточившись на вопросе. Они могут легко откликаться на просьбы и с готовностью приходят на помощь, но так же быстро завершают свое участие в чужой проблеме, потому что им неинтересен индивидуум сам по себе, их потребность — обширные социальные контакты. Именно поэтому они легко внушаемы, подвержены влиянию чужого мнения и ждут постоянного одобрения от общества.

Из-за своей неспособности фокусироваться на одной теме или предмете, который требует глубокого погружения, а также неумения анализировать и изучать они часто менее интеллектуально развиты и образованы, чем интроверты.

Экстраверты много общаются

— Расскажите подробнее о различиях экстравертов и интровертов.

— Интроверты ориентированы на свой внутренний мир, на анализ собственного и чужого опыта. Они предпочитают уединение, им не нужен большой круг контактов.

Интроверты всегда стараются обдумывать и упорядочивать полученные знания. В своих действиях они уверены, потому что всегда их планируют заранее и не склонны к экспромтам. Такие люди последовательны, профессиональны и целеустремленны.

Интроверты меньше поддаются внушениям, чем экстраверты. Из представителей данного типа чаще всего получаются эффективные менеджеры и успешные управленцы. Они сосредотачивают внимание и усилия на задаче, прислушиваются к мнению других людей. Так как интроверты умеют анализировать свои чувства и мысли, они могут понимать других, что дает им возможность устанавливать дружеские связи, несмотря на некоторую замкнутость.

Из плохого. Вследствие постоянного внутреннего анализа и самокопания этот типаж склонен к психологическим расстройствам. Постоянное сдерживание эмоций также может приводить к различным нарушениям. Интровертам часто нелегко приходится в повседневной жизни, поскольку им тяжело завязывать новые знакомства и даже просто обращаться за помощью к близким людям, не говоря уже о незнакомцах.

Чтобы определить, к какому типу личности относится человек, существуют различные психологические тесты, но, повторюсь, большинство из нас все же находится где-то посередине и относится к амбивертам.

— Часто встает вопрос: можно ли экстраверту стать интровертом и наоборот?

— Не вижу необходимости в таких кардинальных трансформациях. Главное для здоровой личности — успешно адаптироваться к окружающему миру. Выберет ли человек стратегию изоляции, или вступит в отношения, не анализируя последствия, это ненужные крайности, которых индивидуум с гибким характером может избежать.

Каждый человек представляет собой настолько сложную и комплексную структуру со своими характерологическими особенностями, что подчинять его строгой типологизации было бы неверно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector