Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое аутизм

Аутизм

Аутизм – психическое заболевание, возникающее вследствие нарушений, происходящих в головном мозге человека. Заболевание может быть диагностировано уже в возрасте трех лет, часто схожесть симптомов может причислить аутизм у детей к другой болезни, например – синдрому Аспергера.

Внимание!

Здесь вы сможете выбрать врача, занимающегося лечением Аутизм Если вы не уверены в диагнозе, запишитесь на прием к терапевту или врачу общей практики для уточнения диагноза.

Статьи на тему Аутизм:

Что такое аутизм и как его распознать?

Причины

Симптомы

Диагностика

Лечение

Что такое аутизм и как его распознать?

Детский аутизм — серьёзное нарушение развития нервной системы, которым страдает, по разным данным, 1 ребёнок из 160 (по некоторым оценкам, 1 из 50). Проявляется аутизм, прежде всего, нарушениями общения и социальных функций: проблемами с речью, пониманием и выполнением инструкций, нежеланием общаться с окружающими, отстранённостью и стремлением к одиночеству. Второй обязательный симптом аутизма — однообразность или стереотипность поведения. У ребёнка могут быть повторяющиеся движения: взмахи руками, прыжки на месте, бег по кругу, хлопанье в ладоши, а также ограниченные или однообразные интересы или привычки. Часто такие дети чрезмерно интересуются, например, автомобилями, поездами, колёсами, реже – различными символами, цифрами, флагами, вывесками.

На сегодняшний день термин «аутизм» постепенно заменяет более точный диагноз – «расстройство аутистического спектра». Введение этого термина подчёркивает, что один и тот же диагноз может выставляться детям с абсолютно разной выраженностью симптомов, уровнем интеллекта, а также причиной заболевания. То есть нельзя отвергнуть диагноз «аутизм» на основании, что ребёнок «не похож» на других детей с подобным расстройством или у него нет тех или иных проявлений.

К сожалению, чаще всего родители обращаются за помощью, когда ребёнку исполнилось 2-3 года, или позже. Обычно это тот возраст, когда родители впервые обращают внимание, что ребёнок развивается не так, как его сверстники. «Не говорит», «говорит только отдельные слова», «не интересуется другими детьми и игрушками», «не выполняет мои просьбы», «не реагирует на своё имя», — неполный список типичных жалоб, с которыми обращаются к врачу мамы и папы таких детей. Что же мешает обратить внимание на тревожные симптомы раньше? Многие считают, что проблемы с речью, общением или поведением — временное явление, которое пройдёт само по себе. Часто под влиянием родственников появляются успокоительные формулировки: «он ещё выговорится», «маленький ещё», «мальчики более ленивые и говорить начинают позже».

Причины

Сразу следует сказать о том, что однозначного мнения о природе возникновения данного заболевания в среде ученых на сегодняшний день не существует. В течение длительного периода главной причиной считались нарушения структуры генов, и их непосредственное влияние на синоптические связи в коре головного мозга. Однако в последние годы многими учеными высказывается мнение о редко встречающейся мутации, возникающей во время внутриутробного развития плода.

Существует также мнение о действии социального фактора, а именно условий окружающих малыша в первые годы его жизни. Кроме этого, существует ряд неподтвержденных научно версий, среди которых присутствует вакцинация новорожденных. Распространенность заболевания довольно значительная, в среднем детский аутизм встречается у шести человек из тысячи, при этом соотношение заболевших мальчиков к девочкам составляет 4:1.

Симптомы

Основными проявлениями данной болезни является
  • ограниченность общения и контакта с окружающим миром;
  • узконаправленные интересы и однообразные, часто повторяющиеся, действия;
  • умственная отсталость;
  • существенная задержка развития речи у ребенка;
  • при разговоре заметно, что ребенок испытывает существенные трудности, ему не удается первым заводить беседу и поддерживать ее с окружающими;
  • больной часто повторяет заученные фразы, услышанные им ранее;
  • присутствие таких понятий как юмор, завуалированное общение, скрытый смысл у больного полностью отсутствует;
  • присутствует нарушение чувственного восприятия, малейшее прикосновение к больному вызывает у него состояние дискомфорта.

Симптомами аутизма в раннем детском возрасте также может быть нежелание играть с игрушками или сосредоточение на одной из ее частей. Ребенок может выдвигать ряд необоснованных требований, а именно передвигаться по строго определенному маршруту, осуществлять определенные действия в строго установленном им порядке. Такие дети плохо воспринимают родительскую ласку, не любят коллективных и звуковых игр, ребенок игнорирует обращение к нему, откликаясь лишь на отдельные звуки.

Аутизм у взрослых проявляется своеобразным увлечением определенными темами, характерными движениями, шаблонным мышлением. Третья часть от числа заболевших людей могут достигнуть определенного прогресса в обучении и карьере, однако при этом будут постоянно испытывать существенные трудности в общении. Интеллект взрослых людей не может быть выше среднего, у некоторых наблюдаются способности к самосовершенствованию, страдающий аутизмом может запоминать стихотворения, играть на музыкальных инструментах.

Диагностика

Диагностика на ранних периодах дает возможность помочь развить имеющийся у ребенка потенциал. По этой причине, развиваться аутизм, симптомы которого можно определить уже на первых годах жизни ребенка, будет в зависимости от своевременно проведенной диагностики и квалифицированного лечения.

Для определения стадии развития заболевания существует множество различных программ, включающих тесты и опросы, позволяющие измерить уровень интеллекта ребенка и соответствие необходимому этапу развития. Также обследуется и развитие мышечной системы организма, которая при заболевании может существенно отставать в развитии.

Лабораторные исследования назначаются на усмотрение врача и могут включать в себя
    , при обнаружении изменений в структуре мозга;
  • электроэнцефалография – при наличии припадков характерных для данного заболевания;
  • хромосомный анализ – в случае отягощенной наследственности.

Причиной для беспокойства родителей могут быть ситуации, когда ребенок в один год не производит характерных для своего возраста звуков, не указывает по просьбе на предмет, в полтора года ребенок не произносит слов, а в два года — простейших фраз. Своевременная диагностика позволит применить адекватное лечение и поможет ребенку развиться полноценно.

Лечение

Основной проблемой лечения данного заболевания является то, что на данный момент не существует единых методов, способных обеспечить полное выздоровление при данной патологии. Кроме этого, до сих пор существуют споры в том, считать ли аутизм болезнью или особым состоянием человека?

В любом случае ребенку необходимо адаптироваться к жизни в обществе, и для этого ему нужно оказать адекватную помощь. Не всем детям суждено стать полноценными членами общества, однако многие из них, достигнув совершеннолетия, могут вести самостоятельную жизнь.

Посещение детьми специализированных летних лагерей и педагогических центров, специализирующихся на лечении данной патологии, благоприятно сказываются на развитии ребенка. Принцип состоит в интенсивном прохождении всевозможных тренингов, как индивидуального, так и группового характера.

Большим успехом пользуется кинезитерапия, лечение музыкой и живописью. Данная терапия позволяет в какой-то мере ослабить аутизм признаки которого могут существенно сглаживаться, помогая человеку достигнуть соответствия общепринятым стандартам общества.

В медикаментозной терапии применяют исключительно симптоматический метод лечения, дающий возможность снять тревогу, депрессии и маниакальные состояния. Главными препаратами в данном случае являются ингибиторы со свойством обратного захвата серотонина.

К применению медикаментов необходимо подходить в комплексе с другими методами лечения, не делая их лишь дополнительным воздействием на организм. Состояние больного очень часто сопровождается приступами агрессии, поэтому возможно применение психотропных препаратов (сонапакс, галоперидол).

Кроме этого, агрессия и чувство вины может развиваться и у родителей. Следовательно, к решению данной проблемы следует подходить комплексно, и индивидуально в отношении каждого отдельно взятого случая.

Аутизм может привести к серьезным осложнениям и развитию сопутствующих психиатрических заболеваний, например эпилепсии.

Что такое аутизм?

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Image Caption

Что такое Аутизм?

Аутизм является общей проблемой развития, начинающейся в раннем возрасте, и проявляющейся проблемами в сфере социальных отношений и общения. Признаки аутизма начинаются в основном в возрасте двух лет. Аутизм проявляется замкнутостью, отдалением от реальной жизни. Аутизм является достаточно широко распространенным случаем и наблюдается примерно в пяти из тысячи детей. В настоящее время точные причины появления аутизма неизвестны. Но специалисты, выражающие мнение о причине появления аутизма, считают, что появление аутизма может быть связано как с наследственными факторами, так и с факторами, влияющими на развитие, приобретенными до, во время или после беременности, беспокойствами, возникающими во время беременности, а также сделанными в детстве прививками. Согласно современным исследованиям, аутизм связывают с патологией нервной системы. А это может быть связано с рядом причин:

Врожденное нарушение или органическое повреждение обмена веществ, может появиться во время беременности или во время родов, а также может возникнуть с синдромом эпилепсии или же в результате обострения ряда детских заболеваний (напр.; кори, краснухи и др.).

Спектральные нарушения аутизма:

  • Аутизм
  • Синдром Аспергера
  • Синдром Ретта
  • Детское дезинтегративное нарушение
  • Атипичный аутизм

Несмотря на то, что спектр проявления аутизма очень широк, основные симптомы носят общий характер:

  • Нарушения в социальных отношениях
  • Нарушения речи и общения
  • Нарушение воображения

Особенности детей с аутизмом:

  • Равнодушие к окружающим
  • Убегает от глазного контакта
  • Не общается с другими
  • Выражает свои желания, используя руки других людей
  • Не играет с другими детьми
  • Длительное время говорит об одном и том же
  • Беспричинно плачет, смеется и демонстрирует беспричинные поступки
  • Последовательно повторяет бессмысленные слова
  • Любит длительное время переворачивать предметы
  • Не умеет играть в игры, требующие творчества
  • Хочет, чтобы все было одинаковым, чрезмерно реагирует на изменения
  • Любое новшество может оказаться страшным и неопределенным
  • Постоянно играет в одни и те же игры
  • Равнодушен к боли
  • Выражает чрезмерную чувствительность или чрезмерное равнодушие к звукам
  • Эхолалия (вместо того, чтобы ответить повторяет сказанное точь-в-точь)
  • Любит оставаться один
  • Не любит контакта с людьми, и бывать на руках
  • Привязывается к предметам
  • Затрудняется выражать свои нужды, старается выражать свои нужды не словами, а действиями
  • Наблюдается чрезмерная подвижность или чрезмерная неподвижность.
Читать еще:  Новые методы лечения генитального герпеса, которые появятся в ближайшее время

Если вы наблюдаете несколько таких свойств в своем ребенке, незамедлительно обратитесь к психологу. Так как ранний диагноз очень важен. Наблюдение, сравнение родителями поведения своего ребенка, имеет большое значение для раннего обнаружения некоторых проблем. Стоит отметить также, что обнаружение аутизма в младенце невозможно во время беременности. Диагноз аутизма может быть поставлен детскими психологами. В первую очередь следует исследовать стадии развития, формы игры, отношение с сверстниками, сферы интереса, устное и эмоциональное общение, изучить проблемы в развитии ребенка, получить всестороннюю информацию о характерных свойствах ребенка в период во время и после родов, а далее провести все необходимые обследования.

Общая закономерность развития детей аутистов состоит в том, некоторые психологические функции, отражающиеся в развитии их сознания, могут прогрессировать, а некоторые отставать.

Например, некоторые дети с высокой точностью отличают цвета и могут строить узоры, в то же время очень затрудняются ухаживать за собой и выполнять указания и поручения взрослых. Что касается ума детей-аутистов, некоторые из них могут обладать такими особыми превосходными способностями как математическая и способность учить наизусть.

Несколько рекомендаций родителям:

Ребенок с аутизмом, является такой же личностью, что и любой другой ребенок, поэтому, используя общие рекомендации нужно принимать во внимание специфические реакции ребенка.

Дети аутисты могут в будущем работать в сфере, которой увлекаются. Например, ребенок, интересующийся цифрами, может стать бухгалтером или налоговым инспектором;

Старайтесь соблюдать правила, к которым он привык;

Нужно заниматься каждый день, это очень сложно, но только ежедневные занятия могут привести к результатам. Нужно начинать с 5 минут и постепенно увеличить длительность занятия до 2-3 часов, конечно же паузами ребенка нужно научить слову «стой». У таких детей бывают различные фобии, они могут не увидеть реальную опасность: переходить дорогу не смотря по сторонам, прикасаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово «стой», это может защитить его от травм. Это можно сделать таким образом: внезапно остановить какое-либо действие громко сказав «стой», постепенно ребенок поймет, что от него требуется;

Дети-аутисты обычно любят смотреть телевизор, но следует ограничить длительность просмотра телевизора;

Не следует ограничивать общение с другими детьми, было бы хорошо, если такой ребенок посещал детский сад. Он может бывать в детском саду в течение 2-3 часов;

Ребенка следует отвлекать от бессмысленных, стереотипных поступков;

С ребенком нужно как можно больше разговаривать, следует помнить, что у ребенка-аутиста необходимость в общении больше, чем у других детей; — люди иногда хотят оставаться одни и дети-аутисты не исключение. Для ребенка нужно создать «тайный» уголок. Это должно быть такое место, чтобы ребенок мог оставаться здесь наедине со своими мыслями, чтобы ему никто не мешал;

Дети с аутизмом обычно любят качели, поощрив этот интерес , можно добиться развития вестибулярного аппарата;

Осторожно относитесь к общению ребенка с животными, так как дети-аутисты могут беспричинно быть агрессивными к животным. До того как оставлять дома домашнее животное, ребенку можно подарить игрушку домашнего животного;

Водите детей в различные развивающие центры. Именно в таких центрах вы сможете получить информацию о том, как правильно работать с детьми;

Все состояния, беспокойства вашего ребенка переживайте вместе с ним. Вы должны научиться понимать вашего ребенка лучше, чем он сам;

Старайтесь завоевать доверенность и искренность вашего ребенка;

Внимательно анализируйте ваши успехи и ошибки. Всегда старайтесь находить новые подходы;

Ищите партнеров. Всегда есть люди, которые захотят вам помочь, но их нужно найти и объяснить им ситуацию;

Никогда не теряйте надежду, верьте в свою способность.

Самое главное ребенка нужно принимать таким, какой он есть. Ваш ребенок не хуже и не лучше других, просто он отличается от них. Так же не забывайте, что большинство гениальных личностей, оставивших след в истории, являются людьми с аутизмом.

Никогда не теряйте надежду на Милостивого и Милосердного Аллаха!

Автор статьи: Психолог – психотерапевт Ламия Агакызы.

Аутизм или не аутизм?

В книге под редакцией доктора психологических наук Н.Л. Белопольской аутизм определён как полный или частичный отказ от общения с окружающими.

Как не спутать аутизм с другими видами нарушения психического развития? Давайте пройдёмся по понятиям.

Задержка психического развития – это отставание от уровня развития, который принято считать нормативным. При задержке психического развития можно наблюдать отставание интеллекта, сопровождающееся нарушением эмоционально-волевой сферы и психомоторики. Норматив – это некий стандарт, разработанный на основе диагностики детей, отобранных по схожести признаков (языком обывателя – «средняя температура по больнице»).

Задержка развития считается временным явлением, которое компенсируется к концу начальной школы (примерно к 4-му классу, но может сохраняться вплоть до подросткового возраста – 12, 13 лет).

Задержка психического развития — это обобщённое определение комплекса нарушений высших психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, речи. ЗПР может развиваться на фоне гиперактивности (неспособность ребёнка к концентрации, гипервозбудимость замедляет процесс его обучения и развития), так и выражаться в замедленности реакций ребёнка, апатичности, вялости мимики и реакций на внешние раздражители.

Диагноз «умственная отсталость» могут поставить ребёнку на ПМПК по окончании начальной школы, если уровень развития его психических функций не достиг нормативных показателей.

До окончания начальной школы ни специалисты ПМПК, ни администрация и педагоги школы не имеют права настаивать на диагнозе «умственная отсталость» или «аутизм» (если, конечно,изначально мы не имеем дело с тяжёлым случаем, как, например, психическое расстройство, полная социальная беспомощность, непонимание происходящего). Ранняя постановка диагноза имеет место быть, если родители планируют оформить инвалидность для получения социальных льгот, пенсионного обеспечения.

Более того, такие дети имеют все права обучаться в обычной школе по индивидуальному учебному плану (для этого не требуется какой-то специальной справки, смены диагноза или перевода на домашнее обучение). В данном случае ребёнок обучается в классе с другими ребятами, но по индивидуальному образовательному маршруту, какой-то процент школьных дисциплин преподаётся ребёнку в индивидуальном формате. Это установлено ФГОС и федеральным законом «Об образовании в РФ».

Аутичные черты в виде частичного отказа от общения, ритуальности, фобичности могут проявляться и у ребёнка с задержкой психического развития, гиперактивностью и умственной отсталостью, но при этом нельзя назвать их аутистами.

Например, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) можно спутать с синдром Аспергера (лёгкая форма аутизма).

Вот их общие черты:

  • сложность установления продолжительного контакта с детьми и взрослыми;
  • неумение понимать чувства других людей;
  • длительное повторение некоторых действий;
  • психологические проблемы, возникающие при любом изменении графика или режима;
  • частое повторение одних и тех же слов или целых фраз (эхолалия);
  • дословное понимание любых идиоматических выражений;
  • неуклюжесть движений;
  • беспокойный сон, повышенная тревожность;
  • страх новизны;
  • моторная недостаточность;
  • задержка развития коммуникативной речи;
  • интеллект близкий к среднему, средний или выше среднего;
  • данный синдром встречается только у мальчиков (у девочек отмечается дефицит внимания, но без гиперактивности).

Гиперактивность относят к минимальным мозговым дисфункциям (ММД).

ММД характеризуются нарушениями поведения от лёгкой до выраженной степени, сочетающимися с минимальными отклонениями в ЦНС, которые могут характеризоваться различными нарушениями восприятия, речи, внимания, памяти, двигательных функций.

Учёные выявили, что сочетание сахара с углеводами приводит к усилению активности ребёнка с СДВГ.

Гиперактивного ребёнка можно отличить от ребёнка с синдромом Аспергера по избыточной активности – даже если такой ребёнок сидит спокойно на стуле (насколько это может быть спокойным), его всё равно как будто изнутри дёргает током, он до предела напряжён и то и дело, его энергия не выдерживает и как гейзер вырывается наружу, сопровождаемая мышечными тиками, криком и даже смехом. Любое, даже интересное занятие, надоедает им через 10 минут (в отличие от аутиста, который может часами заниматься однотипной деятельностью).

Гиперактивные дети очень впечатлительны, с богатым воображением (считается, что дети с синдромом Аспергера не умеют фантазировать и испытывают проблемы с абстрактным мышлением (с возрастом это компенсируется). В голове у «гиперов» всё время возникают разные образы, которые им не терпится изобразить звуком или на бумаге, что-то построить и т.д. Я знакома с ребёнком, который, например, идеально копирует разговор китов и дельфинов.

У таких детей очень развиты актёрские способности, развитая мимика, артикуляционный аппарат. У аутиста мимика слабо выражена.

Гиперактивные дети могут обожать чтение или математику. Как правило, раньше сверстников начинают читать или писать, причём писать могут без ошибок слова любой сложности, но, вследствие проблем с мелкой моторикой, почерк получается небрежным и нуждается в коррекции. Кстати многие гении имеют плохой почерк и равнодушны к порядку, как и гиперактивные ребята. Хаос для них – это родная стихия. Гиперактивный ребёнок управляем словом «хочу». Если он что-то хочет – это становится центром его Вселенной и всё другое отходит на задний план. Вот почему у них часто большие проблемы с учёбой.

Читать еще:  как снизить дозу симбикорта

Дети с синдромом Аспергера талантливы по-своему. Они обладают удивительной наблюдательностью и могут подмечать детали, невидимые взору обычного человека, у них феноменальная память. Из таких детей получаются отличные программисты, художники, картографы, конструкторы. Будучи талантливыми в каких-то узких областях, в других они могут проявлять безграмотность (кто-то и в зрелом возрасте не умеет хорошо писать, испытывает трудности с чтением, могут обучаться лишь с помощью видео, картинок, знаков).

Часто такие дети воспринимаются окружающими как чудаки из-за своего странного поведения. У них много блестящих идей, но им сложно реализовать их без сторонней поддержки, они беспомощны в житейском плане и до конца жизни остаются интровертами, имея лишь узкий круг контактов и интересов.

Существуют различные теории в определении причин возникновения СДВГ:

  1. Сторонники нейробиологических теорий считают, что у таких детей существует проблема в выработке гормона серотонина, влияющего на нарушение поведения, нарушение обмена веществ;
  2. Сторонники нейропсихологических теорий полагают, что всё дело в нарушении механизма торможения в головном мозге;
  3. Нейроанатомическая теория придерживается гипотезы о дисфункции лобной доли, чему нет достаточного подтверждения, так же, как и…
  4. теории токсических веществ (влияние пищевых добавок, салицилатов, сахаров, свинца). Данные теории нуждаются в дополнительных исследованиях.

На формирование гиперактивности или задержки психического развития могут повлиять такие факторы, как недоношенность, гипоксия во время беременности или родов (обвитие пуповиной), наследственность, экологическое неблагополучие, факторы окружающей среды, в том числе и воспитание.

Подробнее о лечении детей с СДВГ в моей статье https://www.b17.ru/article/72836/

Чем отличен аутизм от вышепредставленных психологических дисфункций? Приведу некоторые черты:

  • одержимая ритуальность и зацикленность на каком-то действии. Ребёнок всегда ходит в школу одной и той же дорогой, может часами совершать одно и то же действие, например, переставлять с места на место предметы, переливать воду из одной ёмкости в другую (в отличие от «гипера», которому всё быстро надоедает из-за нарушенной функции внимания и концентрации);
  • бедность мимики: чаще пустой, ничего не выражающий взгляд;
  • панический страх всего нового (перестановка мебели в комнате ребёнка с аутизмом может вызвать у него настоящий ужас и яркий протест);
  • отсутствие проявления эмоциональной реакции к членам семьи и даже протест при попытке родителя обнять его. Гиперактивный ребёнок тоже может плохо идти на контакт с другими людьми, но больше из неумения завязать общение, однако он любит играть с родителями, с братьями и сёстрами, проявляет к ним внимание и ласку;
  • стремление к схематизму (понимание предмета происходит в основном через схемы, рисунки);
  • невысокий интеллектуальный уровень или интеллектуальная недостаточность. В 15-20% случаев интеллект у аутистов сохранен, но всё же страдает вследствие особенностей поведения;
  • аутизм может встречаться чаще у мальчиков, но бывает и у девочек.

По мнению H. Asperger основная причина психических и поведенческих нарушений – первичная слабость инстинктов, недоразвитие внутренней речи, «центральное нарушение переработки слуховых впечатлений», что приводит к блокаде потребности в контактах. Причину расстройства системы организации и планирования поведения у аутистов Д.Н. Исаев и В.Е. Каган видят в нарушении лобно-лимбических функциональных связей головного мозга.

В определении причин формирования аутизма также есть ряд научных теорий:

  1. Эмоциональная депривация в раннем детском возрасте (психогенное происхождение аутизма);
  2. Поражения головного мозга (органическое происхождение аутизма);
  3. Генетическая предрасположенность.

Влияние определённых видов пищевых продуктов, добавок, свинца также остаётся под вопросом и нуждается в дополнительных исследованиях.

Как помочь детям, имеющим эмоционально-волевые нарушения?

  1. Медикаментозная терапия (назначается психиатром);
  2. Поведенческая терапия (научение детей социальным навыкам и навыкам самообслуживания);
  3. Арт-терапия;

Благотворное воздействие оказывают прогулки на свежем воздухе, массаж, ЛФК, плавание, релаксационные техники, продолжительное пребывание в состоянии радости и счастья. К сожалению, некоторые виды терапии могут быть недоступны ребёнку в виду его особенностей (фобий). Но всегда можно подобрать вид терапии, комфортный для него.

Родителям необходимо несмотря ни на что сохранять оптимизм и хорошее настроение, т.к. плохое настроение окружающих очень вредит психологическому развитию ребёнка.

Родители, помните – в каждой трудности кроется возможность! Возможность вопреки всему доказать себе и окружающим, что вы способны сделать своего ребёнка полноценным членом общества.

Но не спешите делать выводы, лучше для начала обратитесь к специалисту!

Аутизм

Аутизм

Нарушением психического развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к нарушению социального взаимодействия, является аутизм. Это заболевание оказывает сильное влияние на ранее развитие ребенка и на всю жизнь человека в дальнейшем. Не существует медицинских анализов, которые смогли бы диагностировать аутизм. Только наблюдая за поведением ребенка и его общением с окружающими можно поставить диагноз «аутизм».

Дети, страдающие аутизмом, не желают заводить друзей. Предпочтение такие дети отдают одиночеству, а не играм со сверстниками. У аутистов медленно развивается речь, они часто вместо слов используют жесты и не отвечают на улыбки. Аутизмом приблизительно в четыре раза чаще страдают мальчики. Заболевание это встречается довольно часто (5-20 случаев на 10000 детей).

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Симптомы и признаки аутизма

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.

Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

  1. Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации. Характерно:
  • Отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;
  • Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
  • Речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
  • Речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
  • Речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).
  1. Нарушено развитие социальных навыков. Характерно:
  • Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
  • Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);
  • Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
  • Никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.
  1. Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:
  • Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
  • Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
  • Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
  • Отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
  • Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
  • Испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
  • Концентрирует свое внимание на чем-то одном.

Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.

Причины аутизма

Некоторые исследователи полагают, что причиной аутизма могут стать различные патологии родов, черепно-мозговые травмы, инфекции. Еще одна группа ученых относит аутизм к детской шизофрении. Существует мнение и о врожденной дисфункции мозга.

Вполне вероятно, что важную роль в развитие аутизма играет врожденная хрупкость эмоций. В таких случаях при воздействии каких-либо неблагоприятных факторов ребенок закрывается от внешнего мира.

Диагностика аутизма

Выявить у ребенка аутизм врачи сразу не способны. Причиной этого является то, что такие симптомы аутизма наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Из-за этого диагноз зачастую ставят с опозданием. Для аутизма характерно разнообразное проявление, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику. Главный признак аутизма – нарушение восприятия реальности.

Ребенок, страдающий аутизмом, не желает ни с кем вступать в контакт. Создается впечатление, что он даже не чувствует боли. Речь развивается медленно. Встречается недоразвитие речи. Ребенок боится всего нового, выполняет монотонные и повторяющиеся движения.

Если родители обнаружили у ребенка симптомы аутизма, они должны немедленно обратиться к детскому психиатру. В настоящее время создано много центров развития ребенка, в которых помогут диагностировать и оказать эффективную помощь в лечении.

Об аутизме

На кузбасском портале для людей с ограниченными возможностями Лабиринт42 была опубликована статья-интервью с нашим ведущим неврологом Екатериной Черкаевой, приводим его:

Аутизм встречается примерно у 1% людей на планете. Говоря об аутисте, мы, как правило, представляем себе замкнутого и не общительного человека, про таких обычно говорят – «себе на уме». В то же время, в художественных фильмах нередко показываются гениальные герои с аутизмом: они в лёгкую умножают в уме трёхзначные числа и делают великие научные открытия.

Читать еще:  Эфирное масло эхинацеи

Каковы на самом деле особенности мировосприятия аутиста и как распознать это состояние в раннем возрасте – об этом и не только мы поговорили с Екатериной Черкаевой, детским неврологом, специалистом по томатис-терапии и микрополяризации, учредителем медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро», «Кемеровчанкой года» за внедрение новой методики нейрореабилитации в Кемеровской области.

Что такое аутизм, каковы причины и симптомы заболевания? Есть мнение, что иногда появление РАС зависит от возраста отца ребёнка, так ли это?

Определений понятия «аутизм» очень много, и, пожалуй, все они правильные. Но иногда важно не слушать понятия, а пытаться встать на место ребёнка с аутизмом, включить свою эмпатию. Представить, что ваша нервная система, в особенности, сенсорные системы – слух, зрение, обоняние, вкус, тактильные и вестибулярные ощущения, несколько подводят.

Наша нервная система постоянно находится под влиянием внешних раздражителей – зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных и внутренних факторов. Нервной системе нужно это всё обрабатывать и составлять из этого определённую реакцию. Ребёнок со здоровой нервной системой адекватно выдаёт реакцию на раздражители. Дети с аутизмом реагируют иначе. Очень часто родители жалуются, что ребёнок не реагирует на команды на слух, не откликается на имя. Может проигнорировать и даже не обернуться, если рядом что-то громко упадёт. Хотя обычный ребёнок в такой ситуации, конечно, испугался бы, заплакал, убежал.

Но бывает и наоборот: звук, на который никто и не обратит внимания, ребёнка-аутиста может сильно раздражать. Они по-другому чувствуют и воспринимают тактильные ощущения. Часто бывают проблемы со стрижкой, одеванием и прочими действиями, когда нужен телесный контакт. Аутисты или не любят тактильные контакты или наоборот, бывают чересчур навязчивы, постоянно просят их погладить, потрогать.

У ребят с аутизмом есть проблемы и с обработкой зрительной информации. Были интересные исследования, когда учёные наблюдали за детьми с аутизмом и обычными ребятами. Им включали мультики и прослеживали с помощью специального аппарата движения глазных яблок. Пытались оценить, на что именно дети с аутизмом обращают внимание. Оказалось, что такие дети смотрят на неодушевлённые, не очень интересные предметы, которые не несут никакой смысловой нагрузки, а не на главных героев сюжета.

Недостаток вестибулярной системы часто приводит к тому, что дети с аутичными чертами любят кружиться, крутиться вокруг своей оси.

Есть очень много теорий причин аутизма. Это и различные дефицитные состояния питательных веществ, и генетические мутации. Считается, что больший риск, если была тяжёлая беременность и роды. Но более вероятный вариант, на мой взгляд, это полиморфизм причин, когда совокупность причин привели к такому диагнозу.

Конечно, если родители взрослые, риск появления ребёнка с аутизмом выше. Чаще всего, по своему врачебному опыту могу сказать, ребёнок с аутизмом – первенец. А затем могли рождаться здоровые дети.

Знаю семьи, где воспитывается несколько детей с аутизмом. Здесь можно говорить о генетической предрасположенности.

В каком возрасте обычно диагностируют аутизм?

Чаще всего, по статистике, аутизм диагностируют в возрасте двух с половиной-трёх лет. Но уже в полтора года можно отметить у ребёнка достаточно серьёзные симптомы, которые можно начинать корректировать. Если уже в полтора года родители сводили ребёнка к неврологу и начали коррекцию, больше шансов улучшить состояние. В более позднем возрасте многие процессы не очень обратимы. Чем раньше будет выявлено заболевание, тем лучше.

На что обратить внимание в поведении полуторагодовалого ребёнка?

  • Контакт с родителями. Хочет ли ему сидеть на коленках у мамы или папы, просится ли на руки, когда упадёт или ударится, нуждается ли в том, чтобы его пожалели, подули на болячку, например.
  • Как малыш играет с другими детьми? Если нет никакого внимания к сверстникам, сидит сам по себе в углу и не даёт никакой реакции, это повод задуматься. Игра в этом возрасте уже может быть ролевой: уложить куклу спать, покормить игрушку, подмести игрушечным веником пол. В общем, должны быть некие «повторялки» за взрослыми.
  • Присутствует ли контакт «глаза в глаза»? В полтора года дети уже хорошо понимают мимику.
  • Использует ли указательный жест? Понимает ли его? Когда вы просите ребёнка показать на кошечку, он должен уметь показать пальцем на неё. Если вы показываете на что-то, малыш должен смотреть в указываемую сторону.

С помощью таких вопросов мы стараемся выяснить, насколько хорошо ребёнок контактирует с окружающим миром. Причин подобных нарушений множество, не только аутизм: это и синдром дефицита внимания и гиперактивности, и шизофрения, и задержка психического развития.

Аутизм проявляется по-разному и зависит от многих причин. Зачастую тяжесть заболевания зависит от изначальной интеллектуальной составляющей: есть аутизм с умственной отсталостью, есть без.

Каковы особенности восприятия мира ребёнком-аутистом? О чём должны помнить родители малыша с таким диагнозом?

Абсолютно одинаковых детей с аутизмом не бывает. Некоторые хорошо смотрят в глаза, а другие нет. Не всегда те стандартные симптомы, которые прописывают во всех источниках, сочетаются в одном ребёнке. Бывают очень ласковые дети, которые смотрят в глаза, но в то же время в них есть много стереотипных движений и замкнутость в себе, несмотря на кажущиеся открытость и любвеобилие.

Родителям важно помнить: чем раньше мы начинаем коррекцию этого состояния, тем лучше результат. Если в полтора года врач говорит вам о диагнозе, нужно смириться с ним и начать коррекцию. У нас в центре часто бывает так: мы определяем у ребёнка аутичные черты, но родители не хотят это признавать и прекращают к нам ходить на реабилитацию. Стадия отрицания диагноза бывает у очень многих мам и пап.

Развитие в интеллектуальном плане ребёнка с аутизмом: как проходит, насколько отличается от развития здоровых детей? В фильмах и художественных произведениях мы нередко видим примеры одарённых и даже гениальных людей с аутизмом. Часто ли такие случаи можно встретить в жизни?

Есть дети, у которых сохраняется интеллект, и они учатся в обычной общеобразовательной школе. Такой ребёнок хорошо учится, говорит, читает, пишет, имеет неплохие оценки. Но всё-таки особенности мышления и восприятия наслаиваются на социализацию. Ребёнок с аутичными чертами не всегда адекватно реагирует на сверстников, не всегда может понять шутку.

Для примера: мальчик 9 лет с аутизмом, никогда не играет на переменах в школе, потому что не понимает некоторые игры. Например, догонялки: не понимает, что нужно затронуть одноклассника и тут же убегать. Он просто догоняет ребят, задевает их и стоит. Он так и не смог освоить принцип догонялок, поэтому перестал в них играть.

Или, например, мальчику 10 лет, он пытается общаться с 4-летним ребёнком, у которого задержка речи. Малыш не отвечает ему, потому что просто не может, а ребёнок обижается и плачет. Говорит, что с ним не хотят общаться.

То есть некоторые дети-аутисты тянутся к общению, но не всегда у них это происходит успешно, они могут не понимать некоторых вещей, и из-за этого коммуникация затруднена. Повторюсь, бывает и по-другому: некоторые аутисты вполне обычно выстраивают общение с другими.

По поводу гениальности при аутизме: это встречается достаточно редко. Я встречала детей с интересными навыками. Например, один семилетний мальчик играет в автоматы, где манипулятором нужно доставать игрушки. И ему всегда удаётся это сделать. Ему уже не нужны эти выигранные игрушки: интересен сам процесс. Вокруг него собираются дети и просят выиграть для них что-нибудь. И у него всегда это получается. Такая вот интересная особенность. За счёт зацикленности и особенностей мышления они могут в каких-то сферах достигать успехов: музыке, спорте, науке. Аутисты очень целеустремлённые, поэтому они действительно могут добиваться высоких результатов в разных сферах деятельности. Но для этого нужен изначально высокий уровень интеллекта.

Есть мальчик, который занимается у нас в центре, он в свои три года может считать до 500, умножать, складывать в уме. Он может очень зацикливаться на цифрах, часами сидеть и вычислять. При этом он совсем не контролирует функции тазовых органов: не просится в туалет. Получается неравномерное развитие психики: в чём-то хорошо, а в чём-то совсем плохо. Конечно, лучше когда развитие происходит равномерно.

Как обычно проходит лечение?

Подходы в коррекции аутизма разные. Также, как разные причины вызывают это состояние, так и разные подходы нужны каждому ребёнку. Каждому своё. Я встречаю детей, которые находятся на безглютеновой диете и хорошо реагируют на лечение. Есть те, кто хорошо реабилитируется на томатис-терапии за счёт того, что она воздействует на слуховую концентрацию.

Есть занятия с дефектологом, когда используются карточки PECS. У детей с аутизмом зрительное восприятие несколько лучше, чем слуховое. Поэтому за счёт более сильной стороны специалисты учат ребёнка общаться.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector