Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этапы развития новорожденных: первые 6 месяцев

Этапы развития новорожденных: первые 6 месяцев

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица — Рефлексы новорожденного

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

или 3- го месяца

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица — Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов — роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.

2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89

2. Законспектируйте материалы современных исследований.

3. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Следует ли приучать ребенка к соске?

2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.

Список рекомендуемой литературы

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.

4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.

5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.

Читать еще:  Проблема с психиатром в получении приписного свидетельства в военкомате

Развитие новорожденных детей по неделям!

Развитие новорожденных детей по неделям!

На протяжении первых недель жизни организм маленького человека проделывает колоссальную работу. Он должен адаптироваться к новой действительности, запустить работу важнейших систем, приобрести множество навыков, чтобы в дальнейшем преобразовывать их в умения. Знание основных этапов развития новорожденного, его физиологии и особенностей психики помогут молодым мамам грамотно ухаживать за своими только что родившимися малышами и своевременно реагировать на возможные отклонения и патологии.

Физиология новорожденных детей

Как развивается новорожденный

Анатомо-физиологическое строение новорожденного имеет ряд особенностей, о которых нужно знать молодой маме для того, чтобы правильно организовать уход за малышом.

Только что появившийся на свет человек отличается необычным телосложением. Его голова непропорционально велика по сравнению с телом и слишком короткими конечностями. Она составляет ¼ длины тела (для сравнения у взрослого – 1/7 или 1/8). Теменная и лобная кости еще не успели срастись, мягкое место между ними называется родничком. До тех пор пока на его месте не появится плотная костная ткань, нужно быть очень осторожным, чтобы не нанести малышу травму.

У каждого новорожденного есть пупочная ранка, или так называемый пупочный канатик. Уход за ней лучше доверить медработнику. Неправильная обработка пуповины может привести к заражению крови.

Еще одна особенность – очень нежная, ранимая кожа крохи. В первые дни жизни малыша кожа меняет цвет от насыщенного розового до желтого (так называемая физиологическая желтуха). Пугаться не стоит, это нормальное явление. Уже на четвертый, пятый день кожа станет принимать приятный бледно-розовый оттенок.

Новорожденный

Следует также обратить внимание на появление кожных сухих чешуек на теле и в особенности на голове. Это результат интенсивной работы сальных желез, которых очень много на теле новорожденного. Образующиеся чешуйки нужно аккуратно счищать. Игнорирование этой гигиенической процедуры может привести к появлению болезнетворных бактерий, микробов и воспалению.

Мышцы малыша развиты слабо. Он еще не может их контролировать, опыт управления своим телом приходит постепенно. На начальном этапе развития находятся и другие системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, нервная).

Теплообмен малыша также пребывает на этапе становления. Новорожденные детки очень быстро переохлаждаются и перегреваются. Ошибаются те, кто фанатично пытаются уберечь ребенка от холода. Перегрев также опасен, как охлаждение.

На протяжении первого года жизни показатели роста и веса систематически фиксируются. По ним врач может определить, как протекает процесс анатомо-физиологического развития малыша, предупредить возможные заболевания и патологии.

Рефлексы ребенка

Рефлексы новорожденного ребенка

Рефлекс – это реакция на внешний раздражитель. На первых порах жизни у малыша есть следующие рефлексы:

  1. защитный (в положении лежа на животе ребенок поворачивает голову, пытаясь следить за возможным раздражителем);
  2. сосательный (малыш совершает сосательные движения, если вложить ему в рот соску);
  3. хватательный (ребенок схватывает и крепко удерживает любой предмет, вложенный ему в ладонь);
  4. рефлекс опоры (почувствовав под ножками опору, кроха упирается на нее всей стопой);
  5. рефлекс автоматической ходьбы (проявляется в продолжении рефлекса опоры – малыш шагает по поверхности);
  6. рефлекс ползания/Бауэра (в положении лежа на животе ребенок совершает ползающие движения);
  7. задержка дыхания (малыш на несколько секунд задерживает дыхание при попадании на его лицо воды).

Наличие этих и некоторых других врожденных рефлексов свидетельствует о правильном психическом развитии малыша. Их непременно проверяет врач-педиатр при плановом осмотре ребенка. Со временем большинство простейших рефлексов затухают, уступая место более сложным поведенческим моделям.

Таблица рефлексов Новорожденного ребенка

Таблица рефлексов новорожденного ребенка

Психическое развитие новорожденного

Психологическое развитие новорожденного

Малыш появляется на свет с арсеналом врожденных рефлексов, которые помогают ему выживать в первые недели жизни. За первый год ребенок делает гигантский шаг в психическом развитии. Он учится сосредотачиваться на конкретных объектах и действиях, овладевает искусством ответной реакции (поворачивает голову на голос кого-то из близких), приобретает первые социальные навыки (например, улыбка), подражает поведению окружающих.

Эмоциональная сфера новорожденного до сих пор мало изучена. Ученые говорят о трех основных состояниях малыша на первых порах жизни – это возбуждение, недовольство (проявляется посредством плача) и удовольствие. Наблюдение за ребенком в различных состояниях позволяет сделать вывод, что даже у самого маленького человека есть свои индивидуальные особенности. Это первые зачатки характера и темперамента формирующейся личности.

Психологическое развитие

Так, одни дети спокойны, легко засыпают и плачут только при наличии реального раздражителя (холод, голод, боль и т. п.). Другие очень активны, бурно проявляют свое неудовольствие по любому поводу, требуют постоянного внимания со стороны окружающих. Третьи, напротив, нуждаются только в маминой компании, посторонние люди приводят их в панику. Продолжать этот перечень с различными вариациями можно до бесконечности долго. Психологи же попытались систематизировать спектр детских эмоций и выделили три типа темпераментов новорожденных:

  • легкий;
  • средний;
  • тяжелый.

Ребенок держит головуУ вас ребенок срыгивает фонтаном? Если да, то эту статью мы написали специально для вас!

Вы правильно прикладываете ребенка для кормления? А вы знаете какие последствия могут быть, если делать это неправильно? Читайте нашу статью на эту тему, она написана чтобы вам помочь.

Вы знаете как правильно подобрать размер шапки для новорожденного? По этой ссылке можно получить исчерпывающий ответ.

Развитие зрения у новорожденных

Важнейшим показателем того, что нервная система успешно прогрессирует, является развитие зрения новорожденного. Физически глаза малыша готовы к тому, чтобы смотреть на мир, как взрослые, однако мозг еще не может осознать всего увиденного.

Развитие зрения новорожденного ребенка

Новорожденный четко видит и фокусируется лишь на предметах, что находятся на расстоянии не более 30 см. Он видит лицо мамы, свою погремушку, на дальнем плане для него существует лишь свет и неясные очертания. Сперва малыша будут занимать только статичные объекты, но на четвертой неделе он научится следить за движущимися предметами. Игра в гляделки или вращающиеся игрушки будут доставлять маленькому человеку огромное удовольствие.

На втором месяце малыш знакомится с цветом. Пока что его привлекают контрастные узоры, особенно черно-белые картинки.

4-месячный малыш уже не воспринимает мир как плоскую картинку, он начинает ощущать и видеть пространство. Отсюда новые полезные навыки – теперь малыш может взять предмет.

На 5-м месяце жизни ребенок начинает различать полутона. А к 8-му месяцу зрение малыша формируется окончательно.

Развитие слуха у новорожденных

Развитие слуха у новорожденного ребенка

В отличие от зрения, слух малыша полноценно развит с первых дней жизни. Он является главным проводником ребенка в новом мире и способствует развитию других важнейших навыков. По мере взросления кроха научится идентифицировать источник звука, осознанно реагировать на собственное имя и речь окружающих.

Для развития слуха и понимания нужно постоянно разговаривать с ребенком. Пойте ему песни, читайте книги, ставьте звукозаписи сказок и музыкальных композиций. Все эти мероприятия являются неотъемлемыми этапами на пути к важнейшему навыку, которым предстоит овладеть маленькому человеку, – речи.

Этапы развития новорожденных

Этапы развития новорожденного ребенка

Развитие новорожденного проходит в несколько этапов. Первый этап (первые 5 недель) – это адаптация малыша к новому миру, его обитателям и собственному телу. Наибольший стресс маленький человечек переживает в первую неделю жизни. Постарайтесь создать максимально комфортные условия для крохи, изолируйте его от всех возможных раздражителей.

На втором этапе (5-я–8-я недели) с развитием органов чувств малыш начинает активно познавать окружающий мир. Теперь он много бодрствует и доставляет больше хлопот, потому что эмоционально реагирует на каждое новое явление действительности.

К концу 12-й недели ребенок уже отлично видит и слышит и готов к интеллектуальному развитию.

Обработать пупок новорожденногоЧем обработать пупок новорожденного вы можете узнать из нашей статьи.

Когда ребенок начинает держать головку читайте здесь.

Развитие новорожденного по неделям

фото новорожденного

1-я неделя. Ребенок только начинает осваиваться в новом мире. Большую часть его жизни занимает сон. В период бодрствования малыш еще скован в движениях и эмоциях. Он не может контролировать свои конечности (именно поэтому новорожденных рекомендуют пеленать) и плохо видит. На первой неделе начинают проявляться врожденные рефлексы.

2-я неделя. Физиологическая желтуха, гематомы и прочие постродовые дефекты проходят – ребеночек приобретает нормальный здоровый вид. Он начинает больше есть и набирает в весе (приблизительно + 150 г). Часы бодрствования удлиняются.

3-я неделя. Малыш стремительно прибавляет в весе (+ 200 г). Он окончательно оправляется от постродовых гематом и привыкает к установленному режиму дня.

4-я неделя. Ребеночек прибавляет еще 800 г в весе и 3–3,5 см в длину. В период бодрствования малыш становится более подвижным. Прогрессируют хватательный и другие врожденные рефлексы. У ребенка развивается мелкая моторика. Некоторые детки уже могут переворачиваться на живот и даже немного приподнимать голову.

5-я неделя. Ребенок начинает привыкать к родителям, он остро нуждается в прикосновениях, ласке. Поскольку малыш много бодрствует, ему на пользу пойдет специальная гимнастика и массажи.

6-я неделя. Ребенок набирает вес, кушает много и с аппетитом, а вот стул становится не таким частым, как в первые дни жизни. Кроме того, кроха начинает реагировать на происходящее. На шестой неделе малыш может подарить своим родителям первую осознанную улыбку.

Читать еще:  Симптомы болезни — боли во рту

7-я неделя. Это время стремительного развития зрения и слуха. Кроха прислушивается к голосам окружающих, идентифицирует среди прочих голос мамы (возможно, и папы), положительно реагирует на понравившуюся мелодию, интонацию, с которой читают сказку, стихотворение. Малыш, наконец, фокусируется на отдельных предметах. Теперь можно смело доставать заранее припасенные погремушки.

Десятая неделя развития

8-я неделя. Ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы помочь ему в этом, обращайте внимание не только на кормление, вопросы гигиены и здоровья, но и на эмоциональное развитие малыша. Как можно больше читайте, рассказывайте, поясняйте. Восьминедельный карапуз уже начинает учиться.

9-я неделя. Зрение малыша сформировалось достаточно хорошо, и он начинает распознавать цвета. Особенно его привлекает все яркое и контрастное. Он становится более социальным и с радостью воспримет не только компанию родителей, но и посторонних людей.

10-я неделя. На 10-й неделе жизни ваш малыш изменится до неузнаваемости. Он абсолютно не похож на то существо, что принесли из роддома. Ребенок уже адаптировался к новой действительности, привык к окружающим и своему телу. Его больше не могут испугать собственные ручки во или ножки.

Значительно расширяется диапазон эмоций, которые кроха проявляет по-своему – плачем, смехом или улыбкой. Посторонним пока что не понятны оттенки детских эмоций, а вот мама всегда сможет отличить голодный плач своего 10-месячного крохи от рыдания в знак протеста или неудовольствия.

Развитие новорожденного должно проходить под контролем врача-педиатра. Любое физиологическое изменение, каждый новый навык и эмоция скрупулезно регламентируются. Поскольку врач не может наблюдать за малышом 24 часа в сутки, молодым мамам рекомендуют вести специальный дневник развития ребенка. Это не просто памятная вещица, как фотоальбом, а важнейший источник аналитических сведений о ребенке.

Первые месяцы в жизни малыша особенно важны, на их протяжении закладывается фундамент дальнейшего развития человека.

Видео, о том как развивается новорожденный к 1 месяцу

Этапы развития новорожденных: первые 6 месяцев

Физическое развитие Конечности расслаблены и частично вытянуты; поднимает голову на 45 градусов; уменьшается подергивание мышц; руки частично разогнуты; недолго держит погремушки.

Социальное развитие Гулит, визжит; улыбается в ответ; выражает эмоции, такие как удовольствие или разочарование; успокаивается при помощи пальца; смотрит в глаза; изучает лица и слегка подражает мимике.

Когнитивное развитие Различает типы поведения: намеки и реакции, ожидание того, что его возьмут на руки или покормят, если он заплачет.

Третий месяц

Физическое развитие Полностью вытягивает конечности; поднимает голову на 45 градусов; упирается ногами в твердую поверхность; поднимается на руках лежа на животе; дольше держит погремушки; хватается за одежду и волосы других; сосет пальцы и кулаки; играет руками. Социальное развитие Бормочет, гулит, визжит, улыбается в ответ, выражает эмоции; с удовольствием играет с другими людьми, в случае прекращения игры может заплакать; начинает имитировать некоторые звуки; выкрикивает гласные (аааа, оооо); начинает смеяться.

Когнитивное развитие Знает, что люди реагируют на улыбки, плач или жесты; знает о причине и следствии, например, толкнув мобильный, он упадет; стает более экспрессивным и больше общается мимикой и жестами.

Четвертый месяц

Физическое развитие Стоит с поддержкой; сидит при помощи рук; поднимает голову на 90 градусов и осматривается на 180 градусов; отдыхает на локтях; перекачивается со стороны на сторону; пытается дотянуться до предметов обеими руками; берет висящую игрушку; изучает одежду.

Социальное развитие Придает форму губам для того, чтобы менять звуки; дует пузыри; весело смеется, когда его щекочут; делает движения для привлечения внимания, например, хлопает в ладоши, чтобы его взяли на руки; развивает пространственное зрение; пристально смотрит. Когнитивное развитие Формирует мысленное представление, что ожидать при определенном признаке; понимает, что люди и вещи имеют названия, например, кот, мама или папа.

Пятый месяц

Физическое развитие Сидит, зафиксированный подушками на полу или стуле; стоит, удерживая равновесие; перекатывается намеренно с живота на спину; качается на животе; принимает упор лежа; качается вперед; вытягивает шею вперед, чтобы что-то увидеть; перекладывает игрушку с одной руки в другую и в рот; начинает строить из кубиков.

Социальное развитие Бормочет, чтобы привлечь внимание; издает звуки; наблюдает за движением рта; произносит звуки с разной тональностью с целью выражения определенных потребностей; может проявить интерес к твердой пище; интересуется цветами.

Когнитивное развитие Изучает, какие звуки и жесты вызывают ответную реакцию; играя руками, выражает свои решения; вычисляет предметы и меняет положение рук для того, чтобы дотянуться к ним.

Шестой месяц

Физическое развитие Сидит без помощи короткое время; сидит на высоком стуле; стоит, удерживаясь за мебель; качается в обе стороны; при помощи рук и ног двигается к игрушке; точно указывает и дотягивается до игрушки; играет кубиками; использует все пальцы на руках, чтобы взять маленький предмет.

Социальное развитие Произносит длинные и разнообразные звуки; экспериментирует с высотой и силой произношения новых звуков и замечает ответную реакцию на них; выражает настроение звуками и жестами; лучше развита мимика.

Когнитивное развитие Проявляет больше настойчивости в игре, например, как подобрать третий предмет, с имеющимися уже двумя в руках.

Таблица развития недоношенного ребенка

По статистике 1 малыш из 10 появляется на свет раньше положенного срока. Таких детей относят к категории недоношенных. Они требуют особого внимания, ведь склонны к отставанию в физическом и психическом развитии. Неудивительно, что каждого из родителей одолевает тревога, если ребенок родился до 37 недели. Давайте разберемся, чем отличаются такие дети от других, и как проходит первый год их жизни.

Каких детей называют «недоношенными»

В норме беременность длится от 37 до 42 недель. Если роды начинаются раньше, малыш рождается недоношенным. Его вес обычно не превышает 2,5 кг. Медики различают 4 степени состояния ребенка, в зависимости от 3 факторов:

Если вес ребенка составляет не менее 1,5 кг, медицинские работники указывают в документах низкую массу тела (НМТ). Детей от 1 до 1,5 кг фиксируют как пациентов с очень низкой массой тела (ОНМТ), а малышей легче 1 кг относят к категории детей с экстремально низкой массой (ЭНМТ). На 8 сутки жизни недоношенного ребенка называют новорожденным.

Когда случились роды и с каким весом родился малыш — не единственные факторы, по которым врачи оценивают его состояние и делают прогнозы. Большое значение также имеют: наличие врожденных патологий у ребенка, хронические заболевания у матери, ее возраст. В результате определяется степень зрелости крохи, в соответствии с которой назначаются медицинские процедуры и даются рекомендации по уходу. В первые минуты после родов у недоношенного ребенка обязательно проверяют:

  • выраженность основных рефлексов;
  • состояние мышечного тонуса;
  • уровень двигательной активности;
  • терморегуляцию.

Врачи отсасывают слизь из ротовой полости малыша, иногда и из желудка. Проводят оценку легких и способность ребенка самостоятельно дышать. Для детей с весом менее 1 кг обычно создаются условия, максимально приближенные к тем, которые были в утробе. Они нуждаются в искусственной вентиляции легких. Благодаря достижениям современной медицины, удается поставить на ноги даже самых маленьких с массой тела 500 г. Главное не опускать руки и обеспечить крохе качественный уход и беспрерывный врачебный контроль. При правильном подходе недоношенные дети очень быстро догоняют сверстников и с возрастом ничем от них не отличаются.

Как выглядят дети, рожденные на 24-28 неделях

Ориентировочно за 40 недель ребенок из эмбриона превращается в полноценного человека. За этот срок происходит развитие всех жизненно важных систем в его организме. Если малыш появляется на свет раньше положенного срока, он не успевает полностью сформироваться и подготовиться к жизни вне материнской утробы. Недоношенные дети все разные. Их отличия преимущественно зависят от срока, в который произошли роды.

Для крох, которые родились на 24–28 неделе, характерны следующие признаки:

  • вес до 1 кг;
  • череп нестандартной формы — вытянутый затылок, высокий лоб, тонкая шея, голова визуально значительно больше груди;
  • раковины ушей очень мягкие с недоразвитыми хрящами;
  • верхние и нижние конечности очень тонкие, а локти и колени заметно острые;
  • ногти находятся ниже края пальцев;
  • пупок находится не по центру живота, а ниже;
  • отмечается явная недоразвитость половых органов — у девочек остаются видно малые губы, у мальчиков еще не опущены яички;
  • кожный покров красный, тонкий и морщинистый;
  • хорошо просматривается сосудистая сетка;
  • мышцы находятся в слабом тонусе;
  • в первые несколько недель глаза остаются закрытыми.

Внешние признаки малышей, родившихся на 28–32 неделе беременности

У таких недоношенных малышей признаки не столь выражены, как у родившихся раньше. Однако, их нередко помещают в специальные инкубаторы. Окружность их головы больше грудины в среднем на 3 см. На голове отмечаются большие родники, открытые швы. Они также ослаблены, большинство их органов не прошли все стадии развития. На теле есть едва заметный жировой слой, а все тело покрывает легкий пушок. Их вес обычно не превышает 1,5 кг. Такие дети имеют большие шансы быстро догнать сверстников по развитию.

Читать еще:  ВИЧ и гепатит С

Какие отличительные признаки есть у детей, которые родились на 32–37 неделях

Несмотря на преждевременные роды, такие недоношенные дети более других похожи на обычных новорожденных. Пушок на лице и теле у них отсутствует, уже есть сформированный подкожно-жировой слой. У них уже формируются соски, пупок располагается там, где нужно. Вес тела варьируется от 1,5 до 2,5 кг. Осложнения у таких малышей возникают редко, но они все равно нуждаются в особом уходе и постоянном контроле со стороны педиатра.

В отдельных случаях недоношенные дети остаются в роддоме до 4 месяцев. Это зависит от степени недоношенности и выраженности тех или иных проблем с развитием. Если врачи настаивают на дополнительном контроле, этим нельзя пренебрегать.

Соответствие веса и роста (таблица)

Чем меньше срок беременности, на котором произошли роды, тем меньше показатели малыша. Обычно рост и масса тела отмечаются в следующих пределах:

Срок беременности (недели)

Все дети, рожденные на 27–34 неделях, имеют недоразвитую легочную систему, поэтому нуждаются в подключении к аппарату искусственной вентиляции легких. Дышать самостоятельно они не могут на протяжении нескольких месяцев. Вскармливание также происходит через зонд в течение всего этого срока, так как наблюдается незрелость желудочно-кишечного тракта. Скорость набора веса при этом очень низкая. Из-за недоразвитости различных систем организма в первые месяцы жизни ребенок плохо прибавляет в весе, но к 3–4 месяцам жизненно важные процессы стабилизируются.

Набор веса и изменения роста недоношенных детей в первый год жизни

Средняя масса тела недоношенных детей в первый год жизни

В таблице ниже указаны приблизительные значения, которые были определены статистическим путем. Каждый ребенок индивидуален и ориентироваться нужно прежде всего на рекомендации педиатра.

Выписка недоношенного ребенка из роддома

Недоношенные дети, как правило, дольше остаются в роддоме, что зависит от состояния их здоровья. Врачи настаивают, что малыш был под их присмотром, сроком от 1 недели до 4–6 месяцев. Кроху выписывают при условии, что у него нет никаких проблем с развитием, в течение 5 дней у него наблюдается стабильная прибавка в весе, он самостоятельно ест, дышит, сохраняет тепло, и его масса тела составляет больше 2,3 кг.

Особенности развития недоношенного малыша

Дети, рожденные раньше срока, всегда отстают по показателям от своих сверстников, родившихся в срок. По статистике такая ситуация наблюдается не более, чем в течение 6 месяцев. По прошествии этого времени ранее ослабленные малыши быстро нагоняют других деток. Родители недоношенных детей часто сталкиваются с проблемами развития их нервной системы. Из-за ее неустойчивости нередко проявляются признаки гиперактивности.

1 месяц

Практически все недоношенные дети в первый месяц их жизни находятся под наблюдением неонатологов. Если малыш рожден совсем маленьким и слабым, он может быть в роддоме несколько месяцев. При этом его определяют в специальный открытый или закрытый кювез. Последний необходим для того, чтобы создать комфортные условия для крохи и дать возможность всем системам организма развиться в должной мере.

Если у ребенка наблюдаются проблемы с терморегуляцией и он нуждается в особой терапии, его помещают в закрытый кювез. После стабилизации состояния малыша переводят в открытую конструкцию. Следующий этап — специализированное отделение, в котором располагаются дети с уже развитыми основными навыками (дыхание, питание). Там они наблюдаются до выписки.

В первый месяц жизни прибавка в весе минимальна. Виной всему — плохо развитый сосательный рефлекс и неразвитость систем организма. Чтобы увеличить объем поступаемых калорий, кормление осуществляется через зонд. Идеальное питание для недоношенных деток — грудное молоко. В этот период жизни организм малыша сильно ослаблен, поэтому важно соблюдать условия стерильности и уберечь его от различных инфекций. Недопустим контакт с большим количеством людей. Обычное поведение для такого ребенка: много спать и малоактивничать. Его мышцы еще очень слабые, поэтому фиксируются выраженные признаки гипотонуса.

2 месяца

Дети с 1–2 степенью недоношенности на второй месяц жизни выписываются домой. Сосательный рефлекс у них еще развит слабо, поэтому кормить нужно не только грудью, но и из бутылочки предварительно сцеженным грудным молоком. Врачи рекомендуют уделять внимание простым физическим упражнениям — как можно чаще выкладывать ребенка на живот. Несмотря на то, что кроха быстро устает, тонус его мышц постепенно будет нарастать. Существенное увеличение двигательной активности обычно наблюдается с 1,5 месяцев. Характерной чертой недоношенных малышей является сильно сжатая в кулак рука. Пальчики необходимо разрабатывать специальным массажем.

Если у ребенка зафиксирована 3–4 степень недоношенности, второй месяц жизни он также проводит в больнице. Только после набора веса до 2,3 кг и полной нормализации состояния его выпишут домой. Для глубоко недоношенных детей важен постоянный и тесный контакт с матерью. Даже если создается ощущение, что он не реагирует на прикосновения — ребенок просто еще слаб, поэтому не может в должной мере проявлять эмоции.

3 месяца

К трем месяцам недоношенные дети во многом повторяют других новорожденных. Они активно развиваются, их рефлексы улучшаются:

  • вес и рост ребенка стремительно увеличиваются;
  • взгляд уже фокусируется на объектах, ребенок с интересом изучает окружающий мир;
  • по мере нарастания мышечного тонуса малыш может удерживать в руках различные предметы;
  • проявляются первые попытки поднять и удержать голову.

Педиатры рекомендуют записаться на профессиональный массаж для стимуляции развития мышц. Спать на животе в этом возрасте еще не рекомендуется. Лучше укладывать ребенка на спину и попеременно поворачивать ему голову влево и вправо.

4 месяца

Даже глубоко недоношенных детей к 4 месяцам обычно уже выписывают домой. Их вес достигает 2,3–2,9 кг, они самостоятельно удерживают голову, издают различные звуки. В этот период у ребенка стабилизируются все нервно-психические процессы. Важно проводить много времени на свежем воздухе. Но стоит быть внимательным к подбору одежды. Нужно избегать как переохлаждения, так и перегрева.

5 месяцев

К 5 месяцам после родов недоношенный ребенок заметно догоняет сверстников. Он осознанно улыбается, реагирует на звуки и крутит головой в поисках их источника. Он без труда удерживает легкие предметы, трясут погремушками. Контакт со взрослыми вызывает у него явные положительные эмоции. К 5,5–6 месяцам многие детки, родившиеся недоношенными, начинают переворачиваться со спины на живот.

6 месяцев

Через полгода после рождения вес недоношенного ребенка должен утроиться. Малыш осваивает перевороты с живота на спину, с еще большим интересом изучает окружение. Он охотно идет на контакт со взрослыми, играется, «разговаривает». Различия между ним и сверстниками практически стираются. В 6 месяцев обычно вводят прикорм, но только после согласования с педиатром. Он должен оценить состояние ребенка и особенности его развития. Поведение детей с 1–2 степенью недоношенности практически идентично те, кто родился с 3–4 степенью.

7 месяцев

К 34–38 неделям у малышей появляются первые зубы. У них возникает желание принимать пищу самостоятельно. Они учатся ползать, становятся очень активными и любознательными. У детей с 3–4 степенью недоношенности двигательная активность еще развита не в полной мере, но отклонения, если и есть, то едва заметны.

8 месяцев

Дети с любой степенью недоношенности к 8 месяцам пытаются сесть. Это может не получиться только у самых слабых, но совсем скоро такой навык освоят и они. Самостоятельно удерживать спину им еще сложно, поэтому она обычно выгибается дугой. Ребенок пытается ползать «по-пластунски», резво передвигаясь по комнате. Некоторые даже становятся на четвереньки. Кроха начинает понимать речь. Без труда воспринимает простые предложения — если его попросить что-то показать, он непременно укажет на этот предмет пальцем или как минимум обратит на него внимание.

9 месяцев

Можно попытаться найти отличия между недоношенным 9-месячным ребенком и родившимся в срок — но вряд ли это удастся. В этом возрасте дети уверенно ползают на четвереньках, сидят, некоторые даже пытаются встать на ноги, удерживаясь за что-либо. Количество сна заметно уменьшается. Большинство деток начинают выговаривать первые слоги, проявляют еще больший интерес к окружающему миру.

10 месяцев

Малыш отчетливо понимает речь, пытается отвечать. Всегда реагирует, если к нему обращаются по имени. Его мышцы уже достаточно окрепли, поэтому он уверенно стоит, держась за опору. Существенно расширяются возможности в игровых действиях. Ребенок интересуется большим число бытовых предметов, вовлекает в игры взрослых, часто улыбается.

11–12 месяцев

В физическом плане недоношенные дети ближе к 1 году уже совсем не отличаются от сверстников. Они делают первые шаги, проявляют огромный интерес к интерактивным игрушкам, выговаривают простые слова, интересуются обычной пищей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector