Страх потерять контроль над собой — контролируемый страх
Страх потерять контроль над собой — контролируемый страх.
Когда страх думает за вас, жизнь начинает расплываться. Страх потерять контроль легко овладевает вами, потому что это самые трудные эмоции, которые берут штурвал, в то время как навязчивые мысли рисуют перед вами угрожающие сцены, пугая потерей себя, отчего вы должны защищаться. В такие моменты вы начинаете бояться причинить боль кому-то или себе, бояться совершить что-то непредсказуемое и страшное, поэтому очень важно научиться управлять им.
Никто не удивится, узнав, что это один из самых распространённых страхов, которые испытывают люди. Например, люди, которые много и тяжело работают и постоянно чувствуют усталость, начинают бояться, что в любой момент всё внутренне контролируемое насилие над собой, которое они постоянно производят, заставляя себя действовать, взорвётся самым ужасным образом. И тогда можно потерять свой облик.
Другой пример — родители, которые несут на своих плечах тяжкий груз ответственности, который ощущается как мучительный узел контролируемых бесконечных проблем и забот. Это ситуации, когда человек живёт в страхе потерять себя и контроль над собой в любой момент и сделать или сказать что-то плохое человеку, которого он любит больше всего. Боится потерять уважение родных.
Эта реальность знакома почти каждому. Но хотя это нормально — присутствие небольшого количества страха в повседневной жизни, мы не обязаны давать ему зелёный свет и передавать всю свою силу. Это всё равно, что жить с другим «я» внутри тебя, с мистером Хайдом, который пробуждает в тебе самое худшее, заставляет потерять основную личность.
Когда вы даёте своей тревоге полный контроль
Роберт прошёл через множество взлётов и падений, что привело к серьёзному стрессу. Он работает над собой постоянно. Будучи безработным уже почти год, он растерял контроль и чувствует мучительную неуверенность во всех сферах своей жизни. Его родители, обеспокоенные его положением, стараются подбодрить его и приглашают его каждый день на обед. Однако во время последней трапезы, которую он разделил с ними, Роберт вдруг почувствовал, что начинает бояться потерять над собой контроль в любой момент.
Во время ужина в прошлые выходные его брат сделал небольшое и довольно невинное замечание о его положении, и он истолковал его худшим образом. Он слишком эмоционально реагировал – злился, повышал голос и говорил много такого, о чём потом жалел. Обед закончился тем, что его мать заплакала, а брат хлопнул дверью. Роберт знал, что у него есть проблема, но ему не хватало ресурсов, чтобы справиться с ней должным образом. Он потерял способность нормально реагировать.
Эта ситуация покажется вам знакомой. Если это так, то важно начать с понимания всех способов, которыми страх изменяет ваше поведение, мысли и реакции на определённые контролируемые стимулы.
Демон беспокойства
Когда люди несут в себе слишком много забот, страхов и неуверенности, мозг делает почти спартанскую интерпретацию – будь осторожен, всё вокруг представляет угрозу. С этим выводом он определяет, что единственный выход — это ежеминутно быть на страже и защищать себя от всех и вся.
Ваше суждение о действительности перестаёт быть рациональным и контролируемым, и вы отдаёте управление своим инстинктам и наименее рефлексивному, наименее логичному автопилоту – страху.
Вы испытываете неприятное ощущение, как будто всё происходящее нереально и вам незнакомо, как будто вы теряете связь со своим телом. Это называется деперсонализацией.
Вы впадаете в состояние постоянного супервизора, всегда защищаетесь, чрезмерно реагируете на тривиальные вещи, формируете навязчивые и негативные мысли, предвосхищаете то, что ещё не произошло.
Контролируемый страх
Книги по самопомощи часто проповедуют идею о том, что «в любой ситуации у каждого есть возможность выбрать, как реагировать: это ваша контролируемая ответственность — выбрать лучший путь». Ну да, это сообщение довольно вдохновляющее, но когда вы в состоянии тревоги и беспокойства, очень трудно понять, что такое правильный путь и где он.
Тревожный ум не думает, он реагирует. Тревожный ум не имеет полного контроля над собой и поэтому не всегда принимает самые лучшие решения. Это заставляет нас понять, что управление этими ситуациями — непростая задача. Недостаточно просто иметь добрые намерения и сильное желание, когда внутри тебя есть комок страха, который мешает тебе свободно дышать и ясно мыслить.
Как контролировать страх
Теперь давайте рассмотрим некоторые стратегии, которые эффективны в уменьшении страха потерять контроль.
Как контролировать страх — шаги по предотвращению того, чтобы тревога взяла контроль над собой
Постарайтесь не контролировать себя. Подумайте об этом на минуту – вы проводите большую часть своего времени, контролируя своё разочарование, скрывая свои мысли, проглатывая свои эмоции, фальсифицируя своё настроение. В результате, вы так сильно сдерживаетесь, что вам нужно сделать что-то катарсическое и освобождающее. Вы способны выложить на стол всё, что у вас внутри, и сказать, что вы чувствуете вслух.
Поговорите о своей тревоге и урезоньте её. Один из способов отнять силу у страха — дать ему имя и поговорить с ним. “Я боюсь потерять свою семью, потому что осознаю, что теряю контроль над своими эмоциями и говорю и делаю вещи, о которых потом жалею”.
Контролируйте свои мысли, чтобы контролировать свои эмоции. Это основная идея когнитивно-поведенческой терапии — одного из лучших методов лечения для людей, которые боятся потерять контроль над собой.
Последний шаг требует от вас освободить и расслабить своё тело, чтобы вы могли освободить свой ум. Это можно сделать различными способами, включая прогрессивное мышечное расслабление, осознанность, йогу или при помощи любых физических упражнений. Эти стратегии помогут вам снять физическое напряжение в теле и позволят вашему уму расслабиться и сконцентрироваться на настоящем.
Можно вернуть себе контроль над собой, нужно только поработать над этим
Тренинговое занятие "Учимся себя контролировать"
Цель:Развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_sebya_kontrolirovat.docx | 15.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Учимся себя контролировать»
Цель: развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.
— выяснить роль эмоций в межличностном общении;
— развивать самосознание подростков;
— расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.
Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.
Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.
Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.
— Тяжело было показать свои эмоции?
Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»
Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.
Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.
— друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;
— ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;
— вас кто-то очень обидел.
Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.
— Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?
— Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?
Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?
Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.
Упражнение «Сердитые шарики»
Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.
Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»
Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.
— составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;
— составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;
— составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.
— Вам было интересно это упражнение?
История «кусок хлеба»
Как-то один человек, который уже двадцать лет не ходил в церковь, подошел к священнику. Через минуту колебания, почти со слезами, стал рассказывать: «Мои руки испачканы кровью. Произошло это тогда, когда мы отступали на фронте. Ежедневно кто-то из нас умирал от ран или голода. Нам дали приказ-не входить в дома без ружья и стрелять при малейших движениях местных жителей . В доме, куда я вошел, был только один старый и девочка-подросток.
— Хлеба дайте, хлеба! — Жадно просил я. Девочка наклонилась . Я думал, что она хотела взять какое-то оружие, бомбу. Я выстрелил .
Девочка упала . Когда я подошел, то увидел, что она держала в руке кусок хлеба. Я убил четырнадцатилетнюю девочку, которая хотела дать мне хлеба . Вернувшись домой, я начал пить, чтобы забыть все это . Но не могу . А простит мне Бог? ». Кто ходит с заряженным ружьем, тот выстрелит. Если единственным орудием, которое есть у тебя-молоток, и ты носишь его с собой, то другие люди будут для тебя гвоздями: целый день будешь бить по ним.
— Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?
— Как относятся к таким людям в социальной среде?
Упражнение «Эмоция по кругу»
Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.
Словари
Найдено определений: 27 контролировать
Осуществлять контроль I 1., подвергать контролю.
КОНТРОЛИ́РОВАТЬ — глаг., нсв., употр. сравн. часто
Морфология: я контроли́рую, ты контроли́руешь, он/она/оно контроли́рует, мы контроли́руем, вы контроли́руете, они контроли́руют, контроли́руй, контроли́руйте, контроли́ровал, контроли́ровала, контроли́ровало, контроли́ровали, контроли́рующий, контроли́руемый, контроли́ровавший, контроли́рованный, контроли́руя; св. проконтроли́ровать; сущ., с. контроли́рование
1. Если вы контролируете какую-либо работу, деятельность, процесс и т. п., значит, вы следите за ходом их выполнения, качеством, результатами и т. п.
Контролировать качество продукции. | Технологам необходимо контролировать температуру в помещении. | св.
Наш специалист проконтролирует исполнение вашего заказа на полиграфическом предприятии.
2. Если вы контролируете кого-либо, значит, вы следите за тем, чтобы этот человек выполнял то, что нужно, что требуется.
Контролировать учеников в школе. | Проконтролировать ребёнка.
3. Тот, кто контролирует какую-либо организацию, территорию, ситуацию и т. д., имеет право принимать в их отношении все важные решения.
Контролировать ситуацию в регионе. | Сейчас «Балтика» контролирует около 18 процентов производства пива в России.
4. Если человек контролирует себя, свои эмоции, поступки и т. п., значит, он следит за тем, что он говорит и делает, не позволяет себе необдуманных слов и действий.
К концу вечера он уже совсем себя не контролировал. | Нужно учиться контролировать свои чувства.
КОНТРОЛИ́РОВАТЬ, контролирую, контролируешь, несовер. (к проконтролировать), кого-что. Проверять, наблюдать за правильностью чьих-нибудь действий или прав, держать контроль над кем-чем. Контролировать билеты у пассажиров. Контролировать служебную работу. Рабочие должны контролировать работу кооперации.
КОНТРОЛИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; несовер., кого (что). Осуществлять контроль или надзор. К. учащихся. К. чью-н. работу. К. какую-н. территорию.
| совер. проконтролировать, -рую, -руешь; -анный (осуществить контроль).
КОНТРОЛИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; нсв. (св. проконтроли́ровать). кого-что. Осуществлять контроль (1 зн.) или надзор. К. чью-л. работу. К. учащихся. Правительственные войска контролируют положение. К. выполнение принятых решений. Необходимо к. свои чувства, поступки (отдавать себе отчёт в своём поведении, поступках и т.п.).
◁ Контроли́роваться, -руется; страд. Контроли́рование, -я; ср.
-рую, -руешь; несов., перех.
Подвергать контролю (в 1 знач.); проверять.
Контролировать чью-л. работу.
контроли́ровать, -рую, -рует
надзирать, ревизовать, проверять, осматривать, наблюдать, удостоверять, осуществлять контроль, сличать
Syn: проверять, удостоверять, осуществлять контроль, сличать
контролировать, -ся — предотвращать отклонения. проконтролировать.
под контролем (держать #. быть #).
контролировать выполнение => зависимость, контроль
контролировать действия => зависимость, контроль
контролировать деятельность => зависимость, контроль
контролировать исполнение => зависимость, контроль
контролировать использование => зависимость, контроль
контролировать качество => зависимость, контроль
контролировать параметр => зависимость, контроль
контролировать процесс => зависимость, контроль
контролировать работу => зависимость, контроль
контролировать ситуацию => зависимость, контроль
контролировать ход => зависимость, контроль
из нем. kontrollieren (уже в 1598 г.; см. Шульц — Баслер 1, 388) или, как и последнее, из франц. contrôler.
КОНТРОЛИРОВАТЬ, КОНТРОЛЕРОВАТЬ contrôler. Проверить. Сл. 18. Повинен контролеровать (то есть пересмотреть, или прочесть) все очистки, росписи, записки. УВМ 290. Обязанностию квартианной команды было, за живущими в своих домах казаками .. блюсти строго.. Смотр их назывался контроль квартианский, а самое деяние контролировать. Ян. 1804 2 188. Мы с вами — люди свободные, и никто не смеет контролировать наше поведение. Бобор. Дельцы. // ОЗ 1872 9 1 159. < Кондуктор> идет по вагону контролировать билеты. Чехов Ну, публика. Забелло и я решились последовать примеру Франклина и условились между собою, чтобы каждый из нас вел подобный журнал и потом контролировал один другого. Макаров Восп. 7 68. В сущности говоря, весь вопрос о контроле сводится к тому, кто кого контролирует, т. е. какой класс является контролирующим и какой контролируемым. Ленин 25 317. // БАС-1. Контролировать служебную работу. Рабочие должны контролировать работу кооперации. Уш. 1934. По внутритеатральным рассказам я узнала, что Охлопков «контролировал» своих актрис по части туалетов. Как он «пропустил» эти два зеленых — остается загадкой. Т. Доронина Дн. актрисы. // НС 1997 12 199.
2. С рубежа 1980-90 гг. контролировать стало обозначать не проверку, а обладание, управление. Образец же отыскивается в английском языке, где control значит именно «руководство, управление» в первую очередь. РР 1997 3 42. И хотя на этот раз (не то что в бредовые ночные выходы) я себя вроде бы контролировал. тем более мне показалось странным. что слышу .. разговор. В. Кантор Рождеств. история. // Октябрь 2002 9 56.
3. жарг. Обеспечивать безопасность. «Маяки» и «атасники» из групп прикрытия <рулетки> контролируют ситуацию вокруг. ЛГ 25. 6. 1997. Контролироваться. Советский государственный аппарат — самый демократический аппарат в мире. Он создан народом, контролируется народом и служит ему верой и правдой. Известия 5. 10. 1951. Контролирование я, ср. Контролирование ведения отчетности месткома. БАС-1. Я опять на том стою, что контроля нет. Самоконтролирования нет! Умерения своих страстей и похотей. нет-с. Вот поэтому и хорошо бы автобиографии в обязательное употребление ввести.. Тогда и хотел бы сделать какую-нибудь пакость — не могу, потому что обязан отменить о ней в своем журнале-биографии. ОЗ 1875 9 1 44. — Лекс. Ян. 1804: контролировать; САН 1847: контроли/ровать; Сл. 18: контролировать 1804, контролеровать 1715; Даль-1: контроли/роваться; БАС-1: контроли/рование.
Не контролирую себя
Клиенты часто спрашивают, как КОНТРОЛИРОВАТЬ свои негативные эмоции. Пришло время об этом написать!
Ответим сразу — НИКАК! Контролировать эмоции, как и телесные проявления – крайне неблагодарная затея.
- Во-первых, всё равно прорвутся и возьмут верх в самый неподходящий момент, а во-вторых, это абсолютно бессмысленно, поскольку любые эмоции: и положительные, и отрицательные — заложены в нас природой и выполняют важную функцию. Ключевое их назначение — информировать нас и менять наше поведение в соответствии с происходящим вокруг.
- Если эмоции не следует контролировать, то как же тогда не стать социопатом и не начать бить людей в общественном транспорте? Эмоции можно и нужно учиться РЕГУЛИРОВАТЬ.
- Принятие эмоций как данности (любых);
- Разотождествление с эмоциями (они существуют и делают нас живыми, но мы не сводимся к ним; то есть важно отделить эмоции от самого себя);
- Научиться управлять своими эмоциями.
ПРИРОДА КОНТРОЛЯ — ВНЕШНЯЯ. Мы интегрируем определенные ограничения и они бессознательно кажутся нам результатом нашего выбора, однако в реальности сущность их совсем иная. Обычно корни уходят в то, что подобные наши проявления не принимались, обесценивались или запрещались близкими, отчего возникло устойчивое ощущение, что эта часть нас плохая, не достойная любви. Если не избавиться от нее, есть страх, что самые важные люди отвернутся и не будут принимать. Так и вырабатывается склонность подавлять определенные чувства, в первую очередь, негативные
Один из ключевых навыков, входящих в арсенал осознанных людей — это умение регулировать свои эмоции. Этот навык можно условно разделить на 8 основных этапов:
- Заметить, что испытываешь какую-то эмоцию
- Определить и назвать эту эмоцию
- Постараться принять ее и не пытаться сразу же от нее избавиться
- Дать себе время и понаблюдать за ней, изучить ее поглубже
- Разотождествиться с этой эмоцией, отделить ее от самого себя, понять, что вы больше, чем эта эмоция, и не сводитесь к ней
- Научиться управлять силой этой эмоции (делать ее то «тише», то «громче»)
- Исследовать связь этой эмоции с ситуацией, в которой она возникла, а также с мыслью, которая ее запустила
- Научиться управлять данной эмоцией через тело
Это связано с тем, что очень не многих из нас в детстве учили понимать, что происходит внутри. Нередко родители оценивают, а не отзеркаливают ребенка, в результате чего появляется склонность подавлять и вытеснять свои эмоции и низкая способность их распознавать и дифференцировать.
Для тех, кому сложно распознавать свои эмоции, следует пробовать отвечать на следующие вопросы:
Познание мира
Иногда люди, которые не могут контролировать себя, пытаются контролировать других
Некоторые люди практически не способны справиться со своими страхами, пустотой и разочарованием. У них есть непреодолимая потребность контролировать всех остальных.
Таким образом, они могут построить более позитивный, мощный образ себя. Но эта потребность постепенно приводит к чрезмерным требованиям и построению жестких, удушающих отношений, которые полностью сводят на нет эмоциональную целостность другого человека.
Но необходимость контролировать все и всех вокруг нас — не более чем защитный механизм. Мы используем его, чтобы противостоять чему-то, что мы считаем «угрозой». Любой, кто сосредотачивает все свое внимание на других, делает это, чтобы избежать самого важного: контролировать себя.
Имея низкую самооценку, огромную неуверенность в себе и неспособность обрабатывать такие эмоции, как гнев, грусть или разочарование: они часто образуют смертоносный коктейль, где психологическая неопределенность отчаянно ищет быстрое решение.
Столкнувшись со своей неспособностью контролировать и справляться со всеми этими вещами, человек сосредотачивает свою энергию на других.
Я буду контролировать тебя и всех остальных, чтобы ты вписался в мой черно-белый мир.
Это поведение, которое вы, вероятно, видели в определенных отношениях и даже на работе.Например, некомпетентный начальник пытается контролировать всех своих сотрудников. Она хочет, чтобы другие играли в политику ее компании, злоупотребляя своим авторитетом. Но это дает организации плохую, непродуктивную динамику.
Необходимость контроля и отсутствие эмоциональной автономии
Необходимость контроля проявляется в бесконечно разных ситуациях и моментах. Мы видим это в матери или отце, который контролирует их ребенка.
Это также распространено в дружбе, когда один человек применяет контролирующее, манипулятивное или оскорбительное поведение. Они друзья, которые требуют от нас всего: времени, эмоциональной поддержки и, конечно, послушания.
У нас может быть кто-то с этими характеристиками в наших близких социальных кругах. Посмотрите под этим прикрытием требований, угроз и навязчивых идей. То, что скрывается — это отсутствие эмоциональной автономии.
Из-за этого недостатка они не просто превращаются в «контролеров», но и в «берущих». То есть иногда неуверенные в себе люди, имеющие низкую самооценку и не умеющие воспринимать свои эмоции, пытаются «помочь себе».
В 2009 году психиатры Фриз и Хоффман провели исследование на эту тему. Они обнаружили, что люди с небольшой способностью к саморегуляции в конечном итоге ищут отношения «все или ничего».
То есть их импульсивность, их голод, который нужно «утолить», не принимают оправданий. И они будут еще менее способны видеть или сочувствовать потребностям других людей.
Когда контролирующий человек чего-то хочет, он не спрашивает, а требует. Они также ищут мгновенного удовлетворения и безусловного внимания. Эти люди будут готовы вывести на орбиту свою эгоцентрическую вселенную.
Что если я тот, кому нужно контролировать других?
Иногда, это происходит из-за финансовых проблем или из-за потери любимого человека. Это важные моменты, когда пустота становится ощутимой и удушающей. Моменты, когда страх охватывает нас, и мы больше не можем терпеть неуверенность. Наш мозг начинает предвидеть плохие вещи. Кажется, что все ускользает из наших рук.
Затем, почти не замечая этого, мы начинаем требовать от людей то, что может быть за пределами их обязанностей. Мы впадаем в эмоциональное насилие, даже не осознавая этого.
Что нужно делать?
Что мы можем сделать в этом случае? Вот несколько вещей для размышления:
- Поймите, что контроль над другими людьми не улучшит вашу текущую ситуацию. Доминирование над людьми, которых мы любим, отрицает их свободу — и это также непродуктивно. Но что полезно, так это научиться контролировать себя. Это потому, что настоящая проблема не всегда снаружи, она в нас самих.
- Также поймите, что мы не можем контролировать будущее или что может случиться. Но настоящее в наших руках, что происходит сейчас. Это наша исключительная ответственность.
- Жизнь признает, что существует больше неопределенностей, чем есть определенности. Это понимание того, что не все может быть под нашим контролем, и мы должны уметь справляться с неожиданностями. Для этого ничто не работает лучше, чем инвестирование в нашу силу воли.
Подводя итог, очевидно, что для нашего личностного роста необходимо развитие хорошего самоконтроля. В конце концов, важно иметь достаточную эмоциональную автономию и контролировать свои эмоции.
Фактически, любой, кто сделает это, будет двигаться вперед с большим миром и честностью. Они будут делать это, уважая себя и всех остальных.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.