Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Невроз и проблемы с одногруппниками в 18 лет

Невроз и проблемы с одногруппниками в 18 лет

Клиническая картина этих расстройств сходна с затяжными неврозами: обсессивно-фобическим, или истерическим, неврастенией, невротической депрессией. В подростковом возрасте неврозоподобные расстройства при шизофрении встречаются несколько реже, чем психопатоподобные. Это отличает от шизофрении, начинающейся и у детей, и у взрослых. Преобладающей «осевой» симптоматикой при малопрогредиентной шизофрении у взрослых считаются разнообразные неврозоподобные расстройства. Выделяются варианты с преобладанием навязчивостей, с деперсонализацией, с истерическими проявлениями, с ипохондрической симптоматикой [Наджаров Р. А., Смулевич А. Б., 1983].

В подростковом возрасте встречаются неврозоподобные синдромы двух родов. Одни из них являются общими и для подростков, и для взрослых: обсессивно-фобический и астеноипохондрический. Истероидные расстройства в подростковом возрасте, как правило, приобретают психопатоподобный а не неврозоподобный характер. Относительно редко встречается также деперсонализационно-дереализационный синдром. Однако подросткам свойственны синдромы другого рода, присущие именно этому возрасту — метафизической интоксикации, дисморфоманический, аноректический, юношеской астенической несостоятельности. У взрослых эти синдромы встречаются редко.

Неврозоподобной симптоматикой могут ограничиваться все проявления заболевания на всем его протяжении — такие случаи принято обозначать как вялотекущую неврозоподобную шизофрению [Озерецковский Д. С., 1959; Наджаров Р. А., 1972]. Еще ранее в американской литературе получило распространение название «псевдоневротическая шизофрения» [Hoch R. et al:, 1962].

Однако неврозоподобные расстройства могут оказаться лишь дебютом прогредиентной шизофрении, в частности ее параноидной формы. Эта трансформация может совершаться постепенно: небредовая ипохондрия превращается в ипохондрический бред, обсессии и фобии предшествуют бреду преследования и воздействия, дереализация и деперсонализация — бреду инсценировки и метаморфозы, аноректический синдром — бреду отравления и т. п. Неврастеноподобная симптоматика может встречаться также в дебюте простой формы.

В более редких случаях неврозоподобные расстройства оказываются предвестниками приступообразной шизофрении — предшествуют острому полиморфному или острому параноидному, значительно реже — кататоно-гебефреническому синдрому.

Неврозоподобных ремиссий при шизофрении выделять не принято, хотя астенический тип [Морозов В. М., Тарасов Ю. К., 1951] по симптоматике весьма напоминает неврастению, а ипохондрический [Зеневич Г. В., 1964], в особенности его нозофильный вариант [Ефименко В. Л., Кашкаров В. И., 1978],— ипохондрический невроз.

К неврозоподобным расстройствам близко примыкает синдром «юношеской астенической несостоятельности» [Glatzel J., Huber G., 1968]. Для него характерны астения без истощаемое™ (точнее—анергия), субдепрессивный фон настроения, иногда деперсонализация и сенестопатии, а главное — своеобразные жалобы на нарушения мышления («ускользает смысл слов», «не додумать до конца», «отделить главное от второстепенного», «думать по плану» и т. п.). Все это обозначается как «нарушения управления мышлением». Объективно во время беседы ни этих нарушений, ни отвлекаемости, ни истощаемости не обнаруживается. По сути дела, речь здесь идет о своеобразном астеноанергическом синдроме.

В американской психиатрии с 1980 г. псевдоневротическая шизофрения была исключена как официальный диагноз (DSM-III). Такие больные не считаются страдающими шизофренией. В зависимости от преобладающей симптоматики у них диагностируются дистимическая депрессия, фобическое, обсессивно-компульсивное, деперсонализационное и другие расстройства [Личко А. Е., 1983]. Таким путем снимается проблема дифференциального диагноза между неврозами и неврозоподобной шизофренией, не ставится задачей ранняя диагностика последней в целях прогноза и необходимого лечения. Решение этой задачи предоставляется времени — если последует картина одной из форм прогредиентной шизофрении, то диагноз будет изменен. Такой же подход осуществляется в отношении синдромов, свойственных преимущественно подростковому возрасту. Аноректический синдром при неврозоподобной шизофрении не дифференцируется с нервной анорексией. Дисморфофобии и дисморфомании, так же как и метафизическая интоксикация, даже не выделяются в особый синдром.

Нами предлагается следующая систематика неврозоподобных расстройств при шизофрении в подростковом возрасте, которая учитывает как клиническую картину самих расстройств, так и форму, и стадии болезненного процесса.

В зависимости от картины нарушений и на основании их сходства с отдельными формами неврозов и невротических развитии, а также с другими эндореактивными заболеваниями подросткового возраста [Личко А. Е., 1979, 1985]. выделяются следующие синдромы:

А. Синдромы, преимущественно присущие подростковому возрасту:

Дисморфоманический — сходный с транзиторными дисморфофобиями в подростковом возрасте при психопатиях, психопатическом развитии, акцентуациях характера и реактивных состояниях [Коркина М. В., 1984], а также с эндореактивной подростковой дисморфоманией [Личко А. Е., 1979, 1985].

Метафизической («философической») интоксикации — сходный с аналогичными преходящими явлениями при шизоидной и психастенической психопатиях и акцентуациях характера [Личко А. Е., 1979, 1985].

Аноректический — сходный с особым психическим заболеванием у подростков — нервной анорексией (anorexia nervosa).

Астеноанергический (синдром «юношеской астенической несостоятельности» по J. Glatzel, G. Huber, 1968)—сходный как с апатоабулическим синдромом при простой форме шизофрении, так и с картиной депрессивного невроза [Kuhn R., 1963] или невротического варианта реактивной депрессии [Ковалев В. В., 1979; Nissen G., 1974].

Б. Синдромы, общие для подростков и взрослых:

Обсессивно-фобический— сходный с неврозом навязчивых состояний.

Астеноипохондрический — сходный с неврастенией, а также р. иногда выделяемым в особую форму ипохондрическим неврозом [Краснушкин Е. Е., 1947; Ковалев В. В., 1979].

Дереализационно-деперсонализационный — сходный с преходящими явлениями дереализации и деперсонализации у здоровых подростков, при некоторых неврозах и под действием психотомиметических средств [Korkina M., 1971], а также при депрессиях [Нуллер Ю. Л., 1981].

При разных формах и стадиях шизофрении выделяются:

Неврозоподобная форма вялотекущей шизофрении.

Неврозоподобные дебюты прогредиентной шизофрении (параноидная и простая формы).

Астенические неврозоподобные ремиссии при приступообразно-прогредиентной и при лечении непрерывно-прогредиентной шизофрении.

По причинам, изложенным в отношении психопатоподобных расстройств, (см. стр. 16), целесообразно говорить именно о неврозоподобных синдромах, а не о субформах или вариантах неврозо-подобной шизофрении.

Невроз и проблемы с одногруппниками в 18 лет

Актуальность проблемы. Неврозы у детей и подростков – самый распространенный вид нервно-пси-хической патологии в современном мире. Какие могут быть причины?

Непродуманная, неэффективная организация процесса обучения (развития) детей. Дети перегружены различными занятиями уже с дошкольного возраста. Конечно, развивать детей – это наш долг. Но нельзя слепо верить рекламам. Подозрительно выглядят предложения для 3 — летних детей по изучению английского языка. Родители забывают о том, что в этом возрасте у ребенка должна активно формироваться речевая функция родного языка. Но амбиции, желание доказать, что твой ребенок особенный (индиго), заставляют родителей «грузить» детей не нужной им информацией, не соответствующей их возрастным потребностям.

Актуально также то, что для больных с невротическими расстройствами наиболее характерны такие виды межперсональных трудностей в супружеской сфере как трудности недостаточного взаимопонимания, недоразумения из-за разного отношения к деньгам и нарушения сексуальных отношений. Больных с невротическим развитием личности в наибольшей степени характеризуют трудности недоразумения из-за разного отношения к деньгам.

Цель исследования: изучение расстройств в период подросткового и юношеского возраста, способствующих формированию невротического расстройства.

Особенности невротических расстройств, с точки зрения большинства психиатров, зависят от стадий развития психики ребенка, от возрастного уровня нервно-психического реагирования (Ковалев В.В., 1973, 1995). Автор выделил следующие уровни: 1) соматовегетативный 2) психомоторный 3) аффективный 4) эмоционально — идеаторный.

Возрастной фактор в виде изменений общей и нервной реактивности в критические периоды онтогенеза — кризы в 2 — 4 года, 7 — 8 лет, 12 — 15 лет, по Г.Е. Сухаревой (1955), (1966), может иметь определенное этиологическое значение и способствовать возникновению невротического заболевания.

Читать еще:  Хронический абсцесс легкого

Возникновение невротических расстройств у детей и подростков.

  1. Сильные физические или умственные нагрузки, выражающиеся в постоянной работе, без возможности отдыха в течение длительного времени.
  2. Сильное истощение нервной системы.
  3. Плотный рабочий график, без возможности отдыха или неумение отдыхать (например, репетиторы).
  4. Врожденная склонность к утомлению.

Ребенок, заболевающий впоследствии неврозом, выглядит повышенно впечатлительным., эмоционально чувствительным и ранимым, обостренно реагирующим на отношение окружающих, не сразу раскрывающим себя, подавляющим внешнее выражение чувств и переживаний, наивным, бесхитростным, непосредственным и доверчивым, добрым, отзывчивым, с выраженным чувством «я». Такие качества, как импульсивность, эгоцентризм, упрямство, сензитивность, интровертированность, впечатлительность, возбудимость присущи им в силу их особенностей. Помимо внутренних предпосылок возникновения невроза можно выделить те, которые зависят от внешних факторов: 1) снижение биотонуса в результате действия ослабляющих защитные силы организма факторов; 2) формирование неудачного личностного опыта, преломляемого беспокойством, напряжением и аффективно-защитным типом реагирования; 3) возникновение внутреннего неразрешимого конфликта под влиянием неудачного и драматически переживаемого опыта межличностных отношений и обусловленная этим дезинтеграция процесса формирования личности; 4) перенапряжение психофизиологических, адаптационных возможностей организма и критическое нарастание эмоциональной напряженности под влиянием стрессовых условий развития, подавленного внешнего раздражения и неразрешимой жизненной ситуации; 5) «срыв» высших нейрорегуляторных функций с появлением развернутой клинической картины невроза. В качестве «пускового», или «разрешающего», фактора выступает острая психическая травма. Под воздействием дистресса, подрывающего защитные силы организма, в еще большей степени снижаются биотонус, жизненная активность и вера в себя, исчезает самобытность и прекращается процесс творческого саморазвития.

Причины высокой невротичности у подростков.

Подростки попадают в группу риска по формированию невротического расстройства по причине как минимум двух факторов. Первый – нервно-физиологические и психические особенности конституции. Второй – неправильные психотравмирующие фак­торы в воспитании и образовании.

Обобщая исследования особенностей детей, к группе биологических факторов, провоцирующие невротические изменения личности, можно отнести эмоциональную лабильность, подвижность нервной системы, хорошую долговременную и эмоциональную память, асинхронность развития ряда функции и систем организма (например, опережение умственного развития при отставании моторного), трудносовместимую генетическую корреляцию отдельных свойств и признаков (например, совмещение яркой эмоциональности и холерического темперамента со способностями к математике или шахматам).

К группе психологических факторов можно отнести также черты характера, типичные в целом для детей подростков, как эмоциональная чувствительность, жалостливость, наивность, доверчивость, застенчивость, неуверенность в себе, обостренное чувство собственного достоинства, самолюбие, недостаток спонтанности и естественности в проявлении чувств, рефлексивность.

К группе социально-педаго­ги­ческих факторов можно отнести психотрав-мирующее воспитание: требования взрослых, превышающие возможности, способ-ности и потребности детей; порицания, угрозы, крик; недостаток любви, ласки, терпения, прощения; несогласованные, непоследовательные, противоречивые требования; тревожность о ребенке, выражаемая гиперопекой. Этот список может быть дополнен специфическими невротизирующими факторами, к которым особенно чувствительны одаренные дети: 1. Зажимание ребенка нормами, требованиями, расписаниями и всем тем, что не дает ребенку возможности спокойной, беззаботной жизни. Для одаренного ребенка важны не только периоды активности, но и отдых, покой для восстановления сил. 2. Принуждение ребенка только к исполнительной позиции. Не предоставление свободы для разворачивания собственной активности, замыслов. Свободомыслие и инициативность являются важнейшими факторами одаренности. 3. Манипулирование ребенком. Если ребенком манипулируют для достижения своих осознаваемых или неосознаваемых целей, значит, его личность сама по себе перестает быть ценностью, что негативно отражается на личности ребенка. 4. Оценочная любовь, любовь за что-то. Например, за победы, успехи, за пятерки. А за все остальное – непринятие, безразличие.

Таким образом, Одаренные дети часто попадают в группу риска по формированию невротических состояний, т.к. психофизиологические, социальные и педагогические факторы возникновения и развития невротических состояний ребенка в общих чертах совпадают с предпосылками возникновения и развития одаренности.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №51 по изучению невротических состояний у подростков.

Методы исследования: 1) Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.Х Яхин, Д.М.Менделевич); 2) Диагностика уровня личностной невротизации (В.В.Бойко), обработка и интерпретация данных.

По обработке данных учитывались результаты по показателям, указывающим на уровень здоровья, и уровень болезненного характера выявляемого расстройства. А по другой методике — уровни невротизации. В исследовании приняли учащиеся 11 классов, подростки 16-18 летнего возраста, общий состав — 20 человек, пол:11 девочек, 9 мальчиков.

В результате исследования у 60% (12 чел.) выявлен высокий уровень, а у остальных 40% (8 чел.) низкий уровень невротизации, а по методике «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» (К.Х Яхин, Д.М Менделевич) у 55% учащихся результат указывает на уровень здоровья, а у 45% учащихся на болезненный характер выявляемых расстройств.

В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. По результатам проведенного исследования можно сделать следующее заключение о провоцирующей роли психологических, педагогических и биологических факторов, в развитии невротических расстройств у подростков: выделенные факторы: чувствительность, высокий умственный и творческий потенциал, психическое напряжение, возбудимость, увлеченность, повышенная мозговая активность, низкая стрессоустойчивость, склонность к психической ригидности, внутренняя противоречивость, потребность в социальном признании – могут стать причиной формирования невротического расстройства под воздействием неблагоприятных условий образовательной среды.

Невроз и проблемы с одногруппниками в 18 лет

В декабре мы выпускали интервью со студенткой ФГН Валерией Копировской, которая не смогла получить академический отпуск по причине ментальных проблем и была вынуждена искать обходные пути для получения отпуска. Валерию за поддельные документы в итоге отчислили.

Однако студентов Вышки, страдающих ментальными проблемами, гораздо больше, чем может показаться. В прошлом году даже появился паблик mental health и вышечка. Мы решили поговорить с его создательницей о проблеме психических расстройств, а после опросили студентов ФГН, страдающих ими, об учебе в Вышке, трудностях, с которыми они сталкиваются, и помощи, которую они могут получить от университета.

Ты являешься создателем паблика mental health и вышечка. Скажи, откуда вообще возникла идея создания паблика и зачем он нужен?

В рунете довольно много ресурсов, которые пишут о психическом здоровье в целом, но ресурсы, специализирующиеся на учащихся, можно пересчитать по пальцам. Сходу приходит на ум только «Твоя территория» с бесплатными консультациями для подростков. Но студенты — довольно многочисленная группа со своими проблемами и специфическими потребностями. В англоязычной среде и в западных университетах это поняли, а в русской части интернета… ну, одним из первопроходцев стану я.

И как, много ли пишет ребят в паблик? Как вообще отбираешь материалы?

В основном занимаюсь я, но приглашенные авторы присылают интересные статьи или личные истории. Большинство переводных материалов — что-то, что лично я читаю на английском (и чем хочется поделиться).

Ты сказала, что на данный момент тебе ставят депрессию. Поэтому теперь наш самый главный вопрос: влияют ли на твою жизнь в вышке ментальные проблемы?

Да, очень заметно влияют. У меня сильно упал GPA (Grade point average — средняя оценка за предметы. — прим. ред.), пришлось отказаться от нескольких сложных, но интересных курсов в связи с тем, что я не справлялась с необходимостью посещать занятия.

Испытываешь ли ты трудности в организации собственного учебного процесса?

Прямо сейчас (на момент написания статьи — прим. ред.) я нахожусь на больничном по причине депрессивного эпизода. Мне очень повезло, что моя врач может выписать мне больничный лист на работу и справку для университета, что обезопасило меня от проблем, связанных с учебным офисом. По её оценкам, выпишусь я не раньше десятых чисел января, и это влечёт за собой гору проблем с дедлайнами, накопленными оценками и необходимостью сдавать экзамены. С дедлайнами я бы не справилась, если бы не моя волшебная мама. Она взяла на себя работу моего персонального менеджера: написала и помогла разослать письма всем преподавателям, составила индивидуальный график и помогла вписать его в режим, где я минимум 12 часов в день сплю, а остальные 12 так себе работоспособна. Пока график удаётся соблюдать. С бытом (в общежитии) во время депрессивного эпизода я тоже перестала справляться. Сперва меня кормила соседка, а потом я переехала к родителям на время лечения. С преподавателями общаюсь примерно с позиции «Вот мой открытый больничный лист. Мне придётся отрабатывать пропущенное, Вам — это всё принимать. Давайте вместе придумаем, как мы можем максимально упростить этот процесс». Большинство преподавателей согласились принять у меня дополнительные письменные работы или продлить дедлайны для уже существующих.

Знают ли о твоей проблеме одногруппники? Если да, говорите ли вы с ними об этом?

Раньше знала только пара человек, после моего камин-аута — видимо, все. Все очень тепло и с поддержкой отнеслись. Одногруппники предлагали свою помощь, прислали конспекты лекций.

Обращалась ли ты за поддержкой в психологический центр ВШЭ? Если да, то как впечатления?

Плохие. Тогда я обратилась с селф-хармом и суицидальными мыслями, и психолог была явно растеряна. Считаю, что самым успешным выходом из этой ситуации было бы направление меня к врачу, но вместо этого мы несколько сессий тянули резину и говорили о том, что меня могло бы порадовать (spoiler alert: ничего, всё на вкус казалось жеваной бумагой). Потом я просто не записалась на очередную встречу.

Что, по-твоему, может сделать Вышка, чтобы помогать студентам с психическими проблемами в университете?

Было бы здорово: 1) найти пару врачей-психиатров в штат консультативного центра, чтобы у психологов была реальная возможность (и даже обязанность) в определенных случаях направлять обратившихся к врачу; 2) более детально урегулировать вопросы получения накопленных оценок студентами, которые находятся на больничном. Почему преподаватели должны принимать экзамены у болевших, но могут со спокойной душой поставить низкую оценку за «активность на семинарах»? Хотелось бы, чтобы правила предусматривали альтернативные варианты сдачи заданий или отработок для болеющих.

Скажи, когда ты училась на ФГН, влияли ли на твою жизнь в Вышке ментальные проблемы?

Есть какой-то стандартный набор проблем, возникающих в поле пересечения ментальных расстройств и университетской жизни. Сложно соблюдать дедлайны, ты психически и эмоционально более уязвим для стрессов. А ведь из них сложены стены любого корпуса Вышки. Я пропускала огромное количество пар, просто потому что не могла выйти из дома. Иногда мне казалось, что появились силы, но я приезжала, садилась в пустую пока аудиторию и начинала бесконтрольно рыдать, потому что нахождение там, за этими партами, в предвкушении абсолютно бессмысленных семинарских занятий вызывали невероятный дискомфорт, как психический, так и физический. Я рыдала, собирала вещи и уезжала домой, чтобы потом до конца дня просто лежать и смотреть в стену. Засыпать, чтобы не плакать, и просыпаться, чтобы порыдать.

Самое сложное, мне кажется, это то, что в период обострения расстройств ты лишаешься всех психоэмоциональных сил, необходимых для того, чтобы справляться с тем стрессом, который представляет из себя учеба в ВШЭ. К сожалению, Вышка все еще далека от пространства свободного интеллектуального диалога, в процессе которого можно учиться и развиваться. Несмотря на все окололиберальные особенности учебы здесь, это до сих пор во многом все та же застарелая система образовательной иерархии и власти, где большая часть педагогов применяет методы завуалированного, но психологического насилия, где тебя парализует страх перед семинарами определенных преподавателей. Страх, который не приводит ни к желанию исследовать, ни к желанию учиться, а вместо этого — поскорее убежать и избавиться от этого всего. С приходом в жизнь ментальных проблем уходит тот буфер, который примиряет людей с устоявшимся течением жизни в рамках НИУ ВШЭ.

Как думаешь, связано ли было возникновение/развитие болезни с поступлением/учебой в университете?

Да, я думаю, что учеба стала причиной и катализатором того, что «простые» неврозы и склонность к депрессивным состояниям переросли в заболевание шизофренического спектра. Учёба, то, как она устроена, разочарование в специальности и учебном процессе приводили к нервным срывам, депрессивным эпизодам со всеми вытекающими. Однако я чётко помню тот момент, когда из просто человека на лёгких антидепрессантах я перешла в категорию тяжело больных, которым необходимо каждые две недели колоть сильнейшие нейролептики.

У нас был предмет на четвертом курсе, часть лекций которого вёл руководитель отделения. Вёл лекции он из рук вон плохо, смысла в них было мало, а стресса — много. В итоге на них практически никто не ходил. Но так как это всё-таки местный царь, на каждой лекции собиралась какая-то группка меценатов, которая жертвовала своим временем ради того, чтобы не было проблем у всего курса.

И вот, сидим мы, шесть калек, а он в своей манере задаёт какие-то провокационные вопросы. В аудитории стоит гнетущая тишина, которая долбит по ушам. Я решаюсь ответить на вопрос, чтобы не было настолько неловко и чтобы задался некоторый вектор обсуждения. Но мой ответ этот «преподаватель» прокомментировал в своей любимой манере, где только он в белом пальто интеллектуал стоит, а мы все — бездари и уродцы. В общем, он сказал что-то типа: «Где вы вообще такое вычитали? Хотя я знаю, это было написано в этих ширпотребных книжонках в 90е, я понял, да, полный мусор» и далее по тексту значилось, что я абсолютная идиотка. Я не буду говорить о том, что все четыре года входила в топ рейтинга, который Вышка так отстаивает, как показатель студенческого успеха, и что мой ответ содержал вполне адекватные ссылки. Я скажу только, что это был не тот подход, которым так гордится Вышка — где преподаватель, предполагается, даже в случае твоей неправоты, вступает с тобой в аргументированный диалог, а не накидывает говна на вентилятор. В общем, весь этот эпизод стал контрольным выстрелом в неустойчивую психику, после чего я начала бояться выходить из дома, не доверять самой себе, и в конце концов угодила в стационар городской психиатрической больницы.

Когда я из неё выписалась, то стала еще отчетливее воспринимать, насколько всё отвратительно устроено в нашем университете. Система кумовства, лицемерия, протекционизма избранных и всё под обложкой модного интеллектуального флёра. Всё было очень плохо, и я рада, что это закончилось. Расставание с ФГН НИУ ВШЭ — это самое лучшее, что случилось со мной за много лет.

Лечение неврозов

Неврозы являются нарушениями нервной деятельности. Они отличаются большим разнообразием и могут включать как соматические расстройства, так и различные фобии, иные проблемы.

Лечение неврозов

Виды неврозов

Сегодня выделяют 3 основные формы неврозов.

Невроз навязчивых состояний, например, может проявляться как:

невроз навязчивых сомнений, влечений и др.

Причины неврозов

Причинами неврозов являются травмирующие психику действия или ситуации.

К патологии нервной системы могут привести:

конфликты в семье;

смерть близкого человека;

длительные внутриличностные конфликты.

Симптомы неврозов

Для неврозов со страхами характерен уход в себя. При неврастении человек может постоянно за что-то переживать.

К психологическим симптомам недуга также относят:

завышенную или заниженную самооценку.

Особую категорию составляют соматические симптомы.

длительные головные боли;

неприятные ощущения в области сердца, живота, суставов, мышц;

дрожание рук и др.

Нередко психические расстройства провоцируют снижение потенции, нарушения в работе вестибулярного аппарата, бессонницу, отказ от еды или, напротив, переедание.

Симптомы заболевания являются противоречивыми и неопределенными. Некоторые люди постоянно испытывают чувство страха, другие неправильно расставляют приоритеты даже в бытовых вопросах. Предугадать поведение человека с неврозом практически невозможно.

Лечение неврозов последствия

Диагностика невроза

Для диагностики невроза страха и иных патологий важно правильно провести оценку всех симптомов. Врачу следует исключить заболевания, которые схожи по проявлениям.

Диагностика является достаточно проблематичной даже для опытных профессионалов. Это обусловлено отсутствием практических и объективных показателей, описывающих картину заболеваний. При патологии невозможно назначить анализы или прибегнуть к другим традиционным методам диагностики.

Лечение неврозов диагностика

Методы лечения

Основу лечения различных неврозов составляет устранение воздействия травмирующего психику фактора.

Терапия возможна при:

разрешении травмирующей ситуации;

изменении отношения пациента к ней.

Лечение неврозов обычно является комплексным. Оно сочетает:

прием лекарственных препаратов.

В легких случаях лечение неврозов проводится с применением только психотерапевтических методик. Все они направлены на пересмотр отношения к ситуации и разрешение внутренних конфликтов.

Важно! Лечение невроза проводится медицинским психологом или психотерапевтом.

Лечение неврозов виды

Медикаментозное лечение

Лечение невроза страха и иных состояний медицинскими препаратами актуально тогда, когда человек не готов тщательно работать над собой и что-то менять. Также к такой терапии прибегают в запущенных ситуациях. Важно понимать, что лекарственные средства не устраняют проблему, они лишь снимают излишнюю эмоциональность.

При возникновении невроза лечение, назначенное врачом, может быть направлено и на устранение:

Сегодня в лечении (в том числе избавлении от страха, чрезмерной эмоциональности) применяются следующие препараты:

Рассмотрим особенности всех средств от невроза.

Aнтидeпpeccaнты. Данные препараты не оказывают существенного воздействия на скорость реакции, не вызывают привыкания и при этом имеют малое количество побочных действий. Тем не менее принимать их следует только после назначения врачом. В терапии невроза антидепрессанты помогают сократить уровень негативных воздействий на психику и снизить депрессивные проявления.

Транквилизаторы. Данные препараты эффективно тормозят нервную систему. Благодаря этому сокращается реакция пациента на раздражители. Транквилизаторы оказывают выраженное противотревожное и седативное воздействие. Эти препараты способны вызвать привыкание, снижают концентрацию внимания и скорость реакции. При их приеме запрещено управление транспортными средствами.

Седативные препараты. Данные средства показаны при легких формах заболевания. Седативные препараты оказывают сходное с транквилизаторами воздействие, но в более слабой форме. Обычно они создаются на основе растительных седатиков (пустырника, корня валерианы, боярышника и др.).

Нередко средства назначаются в комплексе. Зачастую специалисты комбинируют транквилизаторы и антидепрессанты.

Лечение неврозов стадии

Немедикаментозные методы

Лечение форм невроза возможно и с применением немедикаментозных методик.

Мышечное расслабление. Такое лечение сводится к нормализации дыхания, физическим упражнениям, водным процедурам и массажу.

Ингаляции. Легкий невроз, лечение которого проводится с помощью дыхательных методик, можно устранить и путем ингаляций с различными эфирными маслами. Пациент будет не только дышать и расслабляться, но и вдыхать пары релаксирующих веществ. Все это приведет к общему расслаблению, избавлению от страха, бессонницы и иных проявлений патологии.

Отвлечение от стресса. При такой терапии очень важной является помощь близких. Им следует постараться отвлечь больного от негативных мыслей.

Психотерапевтическое лечение неврозов

Устранение невроза с чувством страха и иными проявлениями возможно только при комплексном подходе.

В терапии применяются следующие направления:

Рациональная психотерапия. Данная терапия неврозов включает изучение личности пациента и причин, по которым у него возникла патология. Во время сеансов человек осознает свои мысли, поступки и поведение в целом. После этого вместе с врачом вырабатываются методы коррекции ситуации. Психотерапевт помогает формировать новые модели поведения. Также врач укрепляет личностные качества поведения и «тренирует» изменения личности.

Семейная психотерапия. Данное направление в устранении неврозов подходит пациентам, ставшим заложниками сложных ситуаций в семье. Нередко врач работает не только непосредственно с больным, но и с его детьми, супругом. Терапия позволяет пациенту осознать все сложности в отношениях и научиться правильно вести себя.

Личностно-ориентированная психотерапия. Данное направление опирается на узнавание пациентом самого себя. Больной учится осознавать свои возможности и желания, понимать, что провоцирует в нем сильные эмоции и как справляться с их проявлениями. Эта терапия рекомендована чрезмерно ответственным людям, которые привыкли поступать не так, как им хочется, а так, как положено.

Когнитивная психотерапия. Данное направление при терапии неврозов является самым простым для понимания. Оно идеально подходит для пациентов, опирающихся преимущественно на логику. Специалисты оценивают поступки и мысли больного, учат понимать, какие из них приводят к негативным ситуациям. Также больной получает рекомендации по поводу того, как предотвращать данные ситуации.

Основным способом психотерапевтического лечения является подбор подходящей методики для конкретного случая.

При панических атаках, например, применяется гипноз, телесно-ориентированная и семейная терапия.

Навязчивые состояния устраняются путем активной психотерапевтической деятельности.

Для терапии страхов замкнутых пространств проводятся сеансы гипноза и гештальт-терапии.

Психотерапия социозависимости заключается в коррекции поведения и когнитивной терапии.

Важно! Успешное лечение возможно только при обращении к опытному специалисту. Невроз, лечение которого доверено психотерапевту, может быть устранен в достаточно короткие сроки. Важно лишь обратиться к профессионалу как можно скорее. Не следует затягивать с посещением врача!

Лечение невроза в домашних условиях

Планируете лечение, невроз хотите устранить в домашних условиях? Различные «домашние» методики эффективны только в сочетании с медицинскими.

При патологии следует:

Придерживаться сбалансированного питания.

Отказаться от кофеина, алкоголя и табачных изделий.

Заниматься спортом и вести активный образ жизни.

Найти интересное хобби.

Важно заручиться поддержкой близких. Эффективное лечение, невроз при котором будет постепенно «затухать», возможно только в атмосфере гармонии и понимания со стороны окружающих.

Профилактика невроза

Профилактика патологии включает целый комплекс мер. Он направлен на создание благоприятных трудовых и бытовых условий, а также на:

устранение факторов, провоцирующих эмоциональное напряжение;

выработку толерантного отношения к стрессу.

Важно! Лучше предупредить невроз, чем потом длительное время лечиться от него. Научитесь справляться со стрессами и не впадать в депрессию. Если это все-таки произошло и какая-то ситуация буквально «подкосила» вас, как можно скорее обратитесь за медицинской помощью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector