Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте

Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте

Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.

На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:

1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.

2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.

К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).

В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.

Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)

Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от "социализированных" нарушений поведения которое будет описано ниже.

Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)

Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.

Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)

Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.

Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.

К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).

Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)

Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.

Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)

Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.

Читать еще:  у дитини болить вушко

Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].

Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.

F 06.68 — что это за диагноз?

F06.6 Органическое эмоциональное лабильное (астеническое) расстройство
Состояние, характеризующееся выраженной и постоянной эмоциональной несдержанностью или лабильностью, утомляемостью, разнообразными неприятными физическими ощущениями (например, головокружениями) и болями, предположительно возникающими вследствие органического расстройства. Считается, что это расстройство чаще возникает в связи с цереброваскулярными заболеваниями или гипертонией, чем с другими причинами.
Основу составляет церебрастенический радикал в форме физической и психической слабости, истощаемости, гиперестезии, раздражительности. Часто имеют место головные боли, головокружения, вегетативные расстройства.
Аффективные нарушения проявляются в виде лабильности эмоциональных реакций и склонности к аффективному недержанию.
Условия лечения
Амбулаторное.
Стационарное — при неэффективности амбулаторного лечения.
Принципы терапии
Патогенетическая терапия (вазо-вегетотропные, нейрометаболические средства, дегидратационная терапия)
Симптоматическая терапия с минимальным побочным эффектом (антидепрессанты: седативные и/или стимулирующие либо антидепрессанты сбалансированного действия в зависимости от характера аффекта; общеукрепляющая терапия; карбамазепин в дозах 100 — 400 мг/сут; транквилизаторы — эпизодически или короткими курсами. При выраженной эмоциональной неустойчивости, дисфорических реакциях — нейролептики (тиоридазин, перициазин, левомепромазин).
Психотерапия:
— поддерживающая;
— групповые формы;
— аутотренинг;
— техники саморегуляции.
Длительность лечения
Амбулаторное — 3 — 6 месяцев, с повторными курсами нейрометаболических средств (для амбулаторного приема наиболее удобен пантогам); карбамазепин может применяться неопределенно долго либо до устойчивой компенсации расстройств. При неэффективности терапии более 6 месяцев рекомендуется стационирование или подбор терапии в условиях дневного стационара.
Ожидаемые результаты лечения
Улучшение психического функционирования за счет нормализации при компенсации нарушенных церебральных функций.

смотря что после точки.
F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции
F80.1 Расстройство экспрессивной речи
F80.2 Расстройство рецептивной речи
F80.8 Другие расстройства развития речи и языка

Если ноль после точки, то
F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции

Характеристика состояния
Данная группа расстройств речи представлена нарушениями, в которых ведущим симптомом является нарушение звукопроизношения. Интеллектуальное и психическое развитие ребенка соответствует при этом возрасту. Могут иметь место нарушения внимания, поведения, двигательные нарушения, которые носят сопутствующий характер.
В данную группу включена дислалия (простая, сложная) или иначе — "косноязычие". Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата.
Различают функциональную и механическую дислалию. К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Нарушена способность произвольно принимать и удерживать определенные позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Нарушение звукопроизношения может быть связано с неумением различать, дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Степень тяжести определяется степенью выраженности дефекта и количества нарушенных звуков.
Этиология дислалии включает биологические и социальные факторы: минимальная мозговая дисфункция, соматическая ослабленность ребенка, запоздалое развитие речи, неблагоприятное социальное окружение, подражание неправильным образцам речи и т.п. Механическая дислалия — нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (неправильные прикусы — прогения, прогнатия, "толстый" язык, короткая уздечка и т.д.).
По степени тяжести, а следовательно и числу нарушенных звуков речи, различают простую и сложную дислалию.
Условия лечения
Медико-педагогическая коррекция проводится в амбулаторно-поликлинических условиях или в условиях специализированного детского учреждения.
Перечень необходимых обследований
— логопед;
— невролог;
— педиатр;
— психиатр;
— психолог.
Дополнительные исследования:
— психотерапевт;
— ортодонт;
— ЭЭГ;
— Эхо-ЭГ.
Принципы терапии
Курс коррекционных занятий предполагает:
— логопедические занятия, курс 15 — 45 занятий. Желательно начинать с индивидуальных занятий с последующими занятиями в группе по автоматизации звуков.
— логоритмика (по показаниям);
— массаж, ЛФК (по показаниям);
— психиатрическое и неврологическое лечение (по показаниям).
Длительность лечения
До достижения результата.
Ожидаемые результаты лечения
Коррекция звукопроизношения, автоматизация звуков и их употребление в спонтанной речи, расширение словарного запаса.

Пограничное расстройство

Пограничное расстройство личности (а сокращенно ПРЛ) – довольно редкая психическая деструкция, свойственная всего 2-3% людей во всем мире. Патогенез психопатии данного вида обычно сопровождается наличием комплекса неблагоприятных факторов.

Распознать заболевание данного типа в быту довольно сложно. Зачастую, его путают с нарциссизмом или просто дурным характером индивида, так как поведение «пограничников» может отличаться крайней степенью непредсказуемости и истеричности, также склонностью к манипуляциям. Например, они признаются партнеру в любви, а спустя пару часов уходят «навеки», могут искренне сочувствовать кому-то, а потом ударить. Также пациентам данного типа очень свойственно постоянно нарушать границы других людей, перекладывая на них свои проблемы, и избегая ответственности. Рассмотрим симптоматику пограничности более подробно.

Симптомы пограничного расстройства личности (ПРЛ)

Основное симптоматическое отличие данного вида расстройства – это продолжительное аномальное поведение больного.

В то время, как при многих иных психопатиях периоды нестабильности чередуются с ремиссией, то в случае с ПРЛ пациент ведет себя деструктивно в течении долгого периода времени. В поле психологических аномалий лежат такие проявления, как:

  • агрессивное поведение, ведущее к проблемам в отношениях,
  • неустойчивый эмоциональный фон и неадекватное представление о себе,
  • высокая тревожность,
  • тотальная боязнь одиночества и перманентное чувство скуки,
  • дихотомическое мышление и переменчивое настроение, разделяющие мир только на «черное и белое» (сегодня люблю, а завтра ненавижу).

Также среди основных симптомов можно отметить: социопатию и боязнь общества, связанные с низкой самооценкой и, как следствие сепарационную тревогу (ее испытывает личность при разлуке с домом или близкими). Зачастую у пациентов проявляется опрометчивое безответственное «рискованное» поведение, крайней формой которого может являться самоповреждение или попытка суицида.

Читать еще:  Исследование околоплодных вод

Типы спонтанных поступков, сопровождающие психические пограничные расстройства личности

В связи со сложностями в самоидентификации, отсутствием собственного мнения и склонностью к полярности страдающим ПРЛ свойственны спонтанные деструктивные поступки.

Паническая боязнь одиночества и отсутствие внутреннего стержня толкает их на связи с личностями социопатического типа, которым свойственно деструктивное поведение: азартные игры, воровство, вандализм, промискуитетные связи, наркомания. Сюда же относятся самоповреждения, о которых было сказано выше.

Одной из причин подобного бесконтрольного поведения является проблема с удержанием внутреннего импульса. Уровень импульсивности настолько высок, что человек не в состоянии его контролировать.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности

В МКБ 10-го пересмотра пограничное расстройство личности определено, как «Эмоционально неустойчивое расстройство личности (F60.3)». В клиническом сообществе на территории РФ такое название применяется довольно часто и используется в связи с тем, что основной симптом, как было описано выше, проявляется в виде эмоционально неустойчивого психического состояния человека.

Патогенез ПРЛ

В патогенезе заболевания лежит неверно или не до конца сформированное внутриличностное осознание себя, иными словами «самодентификация». Пограничники с трудом осознают, как они относятся к основным сферам жизни. У них проблемы с понятием о своем мнении, интересах, увлечениях и о своем характере в том числе. Отсюда и появилось более расхожее определение расстройства – «пограничное». В данном аспекте оно обозначает лавирование на грани между психопатией и стабильным состоянием. Слово «пограничный» в конкретном случае означает шаткое состояние между нормой и отклонением, будто человек живет на грани между «психической болезнью» (психозом) и «психическим здоровьем». Именно поэтому, сленговое название больных данного типа — «бордерлайнеры» (от английского выражения “border line”, что дословно переводится, как «граница»).

В классической психиатрии пограничное расстройство личности также относят к типу эго-синтонных расстройств. Эго-синтонность подразумевает, что пациент не оценивает свое состояние, как болезненное, не критичен к нему и спокойно принимает отклонения в поведении, не считая, что они каким-либо образом ему вредят. Более того, больной как бы «отстаивает» свой симптом, препятствуя собственному излечению в связи со сложности в идентификации собственного «я».

Причины ПРЛ

Основополагающие причины пограничного расстройства на данный момент ясно не определены, тем не менее, как и большинство иных расстройств, ПРЛ обусловлено группой факторов.

Наследственными (генетическая детерминированность), физиологическими (нарушения в работе головного мозга) и социальными факторами (низкая стрессоустойчивость и психологический травмирующий фактор).

Неблагоприятной социальная обстановка

По статистике заболеванию чаще подвержены группы лиц, подвергшиеся неблагоприятной социальной обстановке, например в семье. Сюда можно отнести:

  • трудное детство,
  • абьюзмент,
  • тиранию,
  • физическое или эмоциональное насилие в семье,
  • ранняя потеря родителей.

Стоит заметить, что среди женщин «пограничность» встречается в 3 раза чаще, чем среди мужчин.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), как вариация неблагоприятного социального фактора, может выступать не только причиной, но и сопутствующим отдельным заболеванием, находящимся в патогенетической взаимосвязи с рассматриваемым диагнозом.

Детская хроническая эмоциональная травма может способствовать развитию ПРЛ, но в редких случаях она является единственной причиной. Личностные качества, отвечающие за способность справляться со стрессовой ситуацией в данном аспекте также играют большую роль. Здесь же стоит отметить, что по статистике травма, полученная в детстве (особенно до 10 лет), намного скорее может привести к последующему расстройству, нежели полученная в более взрослом возрасте. Также ученые отмечают, что ситуации не связанные с прямым насилием, такие как стихийные бедствия или катастрофы реже ведут к развитию посттравматического синдрома.

Физиология

Другая группа факторов рассматривает возможной причиной развития заболевания – нарушения в работе нейронных мозговых связей, а именно деструкцию функционирования фронтально-лимбических нейронов

Наследственность

Третьей значимой причиной ПРЛ выступает генетическая предрасположенность, которая обуславливает до 40 % случаев наличия данного диагноза. Достичь в данном ключе четких показателей довольно сложно, однако согласно европейским исследованиям ПРЛ расположено на 3 месте из 10 по генетической детерминанте среди личностных расстройств. Логично заметить, что отклонения в работе определенных долей головного мозга могут передаваться по наследству и вести к ряду психологических проблем, развитие которых усугубляется социальным фактором. Большинство исследований показывают, что чаще всего пограничность передается от матери.

Пограничное состояние психики в психиатрии и степени тяжести расстройств личности

В клинической психиатрии традиционно выделяют три уровня расстройства психики:

  • Невротический. Сюда относятся неврозы различного характера, подразумевающие под собой обратимые временные состояния, поддающиеся лечению.
  • Психопатический уровень. В его плоскости лежат расстройства личности, включающие в себя аномалии характера различного патогенеза или болезненные изменения его черт, сделать с которыми ничего нельзя, так как они относятся к личностной структуре индивида.
  • И наконец, самое глубокое поражение психики проявляется на психотическом уровне. Сюда относятся такие проявления, как бред, галлюцинации, сумеречное сознание.

В современном же психоанализе выделяют 4 уровня отклонений. Между состоянием психоза и невроза условно расположен как раз «пограничный уровень», называемый также пограничное состояние. Под пограничным состоянием может подразумеваться, как само расстройство, так и обозначение уровня поражения психики.

Как достоверно определить пограничное расстройство личности (ПРЛ)

Пограничное расстройство личности крайне трудно поддается диагностике и дифференциации, так как обладает высоким уровнем коморбидности, другими словами идет в сочетании с большим количеством сопутствующих расстройств. Например, паническое тревожное, пищевое, биполярно-аффективное расстройства, синдром дефицита внимания, социопатия и так далее. В связи с вышеперечисленным, пациенту приходится проходить длительный диагностический процесс и специальные тесты.

Тест на выявление пограничного расстройства личности ПРЛ

Одним из довольно популярных инструментариев для выявления наличия психопатии являются тесты, представляющие из себя, по сути, личностный опросник. Используемый в современной клинической психологии тест на скриннинг ярких признаков ПРЛ был разработан в 2012 году группой ученых. В своей работе авторы опирались на базовые критерии дифференциации пограничного расстройства.

Опросник под их редакцией является довольно эффективном инструментом для диагностической верификации и подтверждения симптоматики. Используется как в психиатрической и общеклинической, так и в других практиках, не имеющих прямого отношения к медицине.

Сам тест состоит из 20 вопросов и предлагает испытуемому отвечать только да или нет. За каждый ответ система насчитывает определенное количество баллов. Вероятность диагностики ПРЛ появляется в случае, если отвечающий набрал более 25 баллов.

Лечение пограничного расстройства личности ПРЛ

Как и большинство других психических отклонений, пограничное расстройство не лечится в домашних условиях и требует комплексной профессиональной терапии, включающей, как медикаментозное лечение (прием антидепрессантов и нейролептиков), так и психотерапевтическое. И только психиатр, зачастую в тандеме с клиническим психологом, могут грамотно разработать эффективный курс лечения.

Медикментозный курс разрабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями организма больного и включает в себя следующие лекарственные группы:

  1. Селективные ингибиторы направлены на профилактику депрессивных эпизодов и снижение тревожных/панических/ пограничных состояний.
  2. Стабилизаторы настроения.

Одно из наиболее популярных средств- Ламотриджин. Используется также для нейтрализации депрессивного синдрома, лабильности в настроении и импульсивности.

Сейчас уже разработано 2 поколение препаратов данного кластера, которые хорошо зарекомендовали себя в нейтрализации симптомов когнитивной сферы, таких как: агрессия, искажение восприятия реальности, паранойя, дихотомия мышления и дезорганизация.

Что касается группы бензодиазепинов и стимуляторов, то они используется в современной терапии крайне редко в связи с высоким риском возникновения зависимости и соответственно передозировки.

Таким образом, основная задача лекарственной терапии при пограничном расстройстве личности – это снижение яркости симптоматики и облегчение общего состояния пациента.

Стоит отметить, что именно ПРЛ труднее всего поддается лечению в связи с эго-синтонностью пациента, которую мы рассмотрели выше. Именно пациент с ПРЛ труднее всего поддаются какой-либо терапии в силу ригидных особенностей психики и четкого убеждения, что с ними все в целом нормально.

Тем не менее, если говорить о Селективные ингибиторы то наиболее действенным методом в современном клиническом сообществе считается диалектическая поведенческая терапия (ДПТ), одна из разновидностей когнитивно -поведенческой терапии (КПТ). В рамках лечения пациента учат смотреть на проблему с разных точек зрения и по-разному оценивать причинно-следственную связь. В связи с удовлетворенностью своими симптомами и ригидностью «пограничники» с трудом поддаются лечению, поэтому психотерапевтический процесс может быть длительным.

Чаще всего от взаимоотношений с больными ПРЛ больше всего страдают родственники, поэтому другой параметр, над которым работает специалист, это социализация и адаптация больного, направленные на проработку основополагающих жизненных навыков и выработку адекватного ситуации поведения. В психиатрии техники этого типа называются STEPPS (System Training Emotional Predictability & Problem Solution) и в переводе означают Системный тренинг по эмоциональной предсказуемости и решению проблем.

Одним из хорошо зарекомендовавших себя методов считаются медитативные техники, направленные на обучение человека контролю за своими эмоциями и умению расслабляться.

Другим действенным методом при работе с психотравмирующим фактором считаются гельштат техники, в процессе которых пациент возвращается в стрессовую ситуацию и смотрит на нее с другой стороны, перестраивая сценарий либо отыгрывая его заново. Задача специалиста в данном аспекте – убрать негативный эмоциональный заряд из воспоминания.

Клинический случай: органическое эмоционально-лабильное астеническое расстройство

На приеме женщина, 55 лет. Жалобы на ухудшение психического состояния в течение последних четырех-пяти месяцев: стала плаксивой, тревожной, «настроение хуже некуда», уныние, боится оставаться дома одна. Сон поверхностный, не может заснуть из-за навязчивых мыслей о проблемах, «которые на меня свалились». В последний месяц начались приступы паники сначала в ночное, а потом и в дневное время. Боится выходить из дома. Был поставлен диагноз «органическое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство, тревожно-депрессивный синдром», назначено лечение.

Характер всегда был переживательный, «все принимаю близко к сердцу». Окончила школу с отличием, получила два высших образования. Работала на крупном предприятии руководителем отдела кадров. Ежедневно контактировала с большим количеством людей. К своей деятельности относилась ответственно, часто вкладываясь в работу сверх своих обязанностей. Была на хорошем счету у начальства, «меня ценили и уважали», ощущала себя «на своем месте». Вышла замуж, в браке родилась дочь. С мужем разъехались вскоре после рождения дочери, с тех пор отношений с ним не поддерживала. После того, как дочь создала свою семью, жила одна. Близких подруг не имеет.

фото Клинический случай

На работе на фоне полного благополучия внезапно стало плохо, потеряла сознание. В больнице была срочно прооперирована по поводу разрыва ранее не диагностированной аневризмы сосуда головного мозга. После операции следовал длительный, более полутора лет, период реабилитации, в течение которого была окружена вниманием дочери и ее семьи. По выздоровлении стала снова жить одна. Читала книги, ходила гулять, занималась хозяйством. Боялась снова заболеть, обращалась к врачам с многочисленными просьбами проверить ее здоровье. В течение следующих пяти-шести месяцев нарастали симптомы ухудшения психического состояния. «Стала плакать по малейшему поводу, раздражаться из-за мелочей, плохие мысли лезут в голову… что я никому не нужна. Для чего жить дальше?». Обратилась за помощью к психиатру.

В чем причина развития симптомов тревоги и депрессии у пациентки с органическим эмоциональным лабильным астеническим расстройством?

Очевидна связь между развитием психического неблагополучия и заболеванием, повлекшим кардинальное изменение устройства жизни нашей пациентки — разрывом аневризмы сосудов головного мозга и операцией. У многих травмирующим для психики событием является потеря работы в связи с увольнением или болезнью, выходом на пенсию. Реализация — то, что дает нам радость жизни, и реализация у всех разная. Психика бессознательно желает наполнять свои бессознательные устремления, за что от природы нам дано удовлетворение и ощущение счастья. Если бы люди знали, как работает их психика, то смогли бы лучше компенсировать стрессы. Разберем подробнее.

Потеряв реализацию, женщина осталась наедине со своими переживаниями, которые ее психика не смогла адаптировать, и попала в клубок своих накопившихся плохих состояний.

картинка Потеря реализации

С потерей реализации у пациентки стали копиться фрустрации в ее векторах. Страх остаться одной, страх повторения ситуации внезапной угрозы жизни, панические атаки, ипохондрия — все эти симптомы не бывают без зрительного вектора. Ранее зрительный вектор получал свои наполнение созданием эмоциональных связей с другими работниками предприятия. Для людей, которым по каким-то причинам не удается создавать эмоциональные связи в ближайшем окружении, уход с работы чреват развитием тревожных состояний.

Причинами тому могут быть психотравмы зрительного вектора в детстве, ложная установка «плакать стыдно», зажатость чувственности по разным причинам. Нижние вектора внесли свои оттенки. Раздражительность в кожном векторе, застревание в прошлом, обиды и чувство вины — в анальном дали весь спектр симптомов психического расстройства. Если ранее кожный вектор был реализован через руководство и организацию рабочего процесса, зарабатывание денег и карьеру, то с потерей работы человек может начать срываться и раздражаться, впадать в нерациональную экономию и суетливость. В анальном векторе потеря уважения и почета может проявляться в нарастании обиды, недовольства и критики окружающих. У людей пожилого возраста все эти симптомы часто связывают с возрастными изменениями психики. Это так, но многие из них могут быть сглажены адекватной реализацией их векторов.

План реабилитации

Из-за ухудшения психического состояния женщина стала больше находиться дома, фиксировалась на своих болезненных переживаниях. Но замыкаться на себе — это путь в никуда. Есть ли выход?

Из описания особенностей психики нашей пациентки мы видим, что можно ей предпринять, чтобы помочь себе войти в русло благоприятных изменений. Каждому хочется чувствовать себя нужным. А обществу нужен прежде всего тот, кто вкладывается в других — и получает от этого намного больше, чем отдает.

Многие из нас знают активных пенсионеров с кожным вектором, занимающих позиции в совете дома, старших по подъезду, создающих общественные объединения и т.п. Женщины с анально-зрительной связкой векторов благоустраивают дворы, сажают цветы.

Помогают брошенным старикам, инвалидам, реализуя свой зрительный вектор. Есть множество занятий, доступных для людей пожилого возраста. Это и кружки, и курсы. Реализацию зрительного вектора можно начать с любой деятельности, запускающей процесс выноса чувств наружу: чтение классической литературы, театр, фильмы на сострадание. Везде можно найти единомышленников, если знать, в какую сторону смотреть.

Пациентка получила рекомендации:

  • продолжать лечение у психиатра и невролога
  • посещать театральный кружок, кружок хорового пения и т.п. по интересам
  • заниматься волонтерством

Автор Екатерина Крестникова, врач психиатр
Корректор Зифа Ахатова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

15 Апр, 2019 Комментариев: 0 Просмотров: 1298
Теги: Случай из практики медицина

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector