Смешанные расстройства психологического развития у детей: Гиперактивность. Синдром дефицита внимания
Смешанные расстройства психологического развития у детей: Гиперактивность. Синдром дефицита внимания.
Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это состояние, при котором ребенку трудно сосредоточиться на скучных ему занятиях. Как правило, СДВГ проявляется при интеллектуальной и общественной деятельности. Таким детям трудно сосредоточиться на учебе, усидеть на месте. Они чрезмерно подвижны, что вызывает раздражение и нарекания учителей и родителей. Их постоянное мельтешение утомляет окружающих. Они забывчивы, теряют свои вещи, пеналы, ручки. Когда обращаешься к ним, то нужно удостовериться, что они тебя слышат.
Отсюда постоянные нарекания, наказания и раздражение со стороны взрослых. Родители от них устают, впадают в отчаяние и не чают найти решение проблемы. Дети же, в свою очередь, растут только на укорах, наказаниях и негативных эмоциях, что приводит к развитию у них депрессии и тревожности.
Симптомы:
- ребенок непоседливый, активный
- неусидчивый
- импульсивный
- невнимательный
Можно назвать три фактора, сочетание которых приводит к СДВГ:
- Биологический
- Социальный и окружающая среда
- Психологический
Очень часто причина патологии связана с родовыми травмами. Американский доктор Виола Фрайман, ведущий специалист по остеопатии в США, при проведении обследования выяснила, что 79 % детей в возрасте от 5 до 14 лет, имеющих трудности в обучении и проблемы поведения, появились на свет в результате проблемных родов и имели один или более общих симптомов новорожденного периода.
По статистике СДВГ встречается у 3-5% детей. Из них у 30% заболевание исчезает после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему. Среди взрослых этот синдром диагностируется редко всего 1%.
У мальчиков СДВГ встречается в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется непослушанием и агрессией, а у девочек невнимательностью.
Очень важно сделать диагностику СДВГ как можно раньше, чтобы синдром не укоренился в психике ребёнка, превратившись в устойчивое личностное качество. Для этого нужно всё-таки прислушаться к воспитателям и учителям, поскольку гиперактивность проявляется в обществе и общественной деятельности. Диагностируют СДВГ неврологи, остеопаты, психологи. В некоторых случаях используется компьютерная диагностика.
Для улучшения подвижности костей черепа и мозговых оболочек, ликворообмена (спинномозговой жидкости), работы мозга в целом, и ускорения созревания тех участков мозга, развитие которых задерживается, используется кранио-сакральная терапия (работа с костями черепа и крестцом), проводимая остеопатом. Особые методики, используемые остеопатом, позволяют успокоить нервную систему, увеличить приток крови к этим участкам мозга и, настроить их на правильную работу.
Лечение
На первом приеме врач ищет причину, что не так в организме: проводит визуальный осмотр, специальные мануальные тесты. Определяет проблему, находит неподвижность, ограниченность движения суставов, костей. Причин может быть множество. У людей с одинаковыми симптомами оказываются совершенно разные проблемы.
Каждая остеопатическая методика подбирается индивидуально, в зависимости от проблемы, возраста, особенностей организма пациента.
Методики остеопата:
- артикуляционные (работа с суставами)
- мягко-тканные (работа с фасциями – соединительными мышечными оболочками -движением рук врача, приводит к расслаблению тканей)
- мышечно-энергетические техники (пациенту нужно двигаться, поворачиваться по алгоритму, заданному врачом)
Эти методики способствуют притоку крови, улучшению поступления питательных веществ, кислорода, выводу продуктов метаболизма, очищению.
Для лечения врачу-остеопату не нужны медицинские аппараты, таблетки или скальпель – вся сила заключается в его чутких и тренированных пальцах. Лёгкими касаниями остеопат распознает проблемные области в организме и устраняет их. Благодаря глубоким знаниям анатомии и физиологии он понимает причину проблемы, часто его руки способны найти такие отклонения, которые не улавливают даже медицинские аппараты, это и внутреннее напряжение мышц и связок, нарушения ритмичности в работе отдельных органов.
Остеопатия рассматривает болезнь не как поражение одного органа или системы, а как поражение организма в целом. Симптом болезни является выражением потери микроподвижности и функции на уровне какой-либо структуры.
Сверхчувствительности пальцев остеопат достигает годами тренировок: хороший специалист может нащупать человеческий волос через 20-30 листов бумаги. Цель остеопата — найти и устранить первопричину болезни, даже если это падение с велосипеда в трёхлетнем возрасте или вывих голеностопного сустава в выпускном классе. Почти неощутимыми, абсолютно безболезненными движениями рук врач снимает многолетнее напряжение мышц, восстанавливает подвижность суставов и тканей в пострадавшей области, зачастую навсегда избавляя человека от страданий.
Один сеанс остеопата длится до 30 минут, периодичность и количество сеансов определяется индивидуально с врачом, в среднем бывает достаточно 5-10 процедур.
Синдром «дурного воспитания» или опасная импульсивность: психолог рассказала о причинах и последствиях СДВГ у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей относится к разряду спорных диагнозов, не воспринимаемых многими всерьез. У некоторых он и вовсе вызывает раздражение: мол, нечего оправдывать лень и дурное воспитание поколения модными психическими расстройствами. Между тем симптомы данного состояния были описаны в научных трудах еще на заре XX столетия. На сегодняшний день чрезмерная импульсивность, невнимательность и другие признаки СДВГ проявляются приблизительно у 6% населения планеты, однако к медикам обращаются лишь 2%. Воспитывать и обучать детей с таким синдромом весьма непросто, к тому же многие родители не готовы признать, что с их ребенком что-то не так. Они склонны искать причины его плохого поведения в окружающей обстановке, взаимоотношениях со школьными учителями, сверстниками и т. д. Хорошая новость в том, что, своевременно приняв необходимые меры, состояние детей с СДВГ можно существенно улучшить. Но прежде разберемся, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности, в чем его опасность и как сформировать оптимальный семейный микроклимат для дошкольника или школьника с диагнозом СДВГ. Эти и другие вопросы комментирует семейный психолог, кандидат психологических наук Екатерина Талакова.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка: что это и почему он возникает?
Если ваш ребенок рассеян, забывчив, суетлив в жестах и разговоре, ни на чем не может сосредоточиться, всегда готов сорваться с места и куда-то бежать — возможно, у него СДВГ. Такие дети часто устраивают истерики: начинают рыдать и не могут остановиться, на них жалуются воспитатели и учителя.
«Со стороны СДВГ выглядит как дурное поведение, но на самом деле данное состояние порождает неспособность мозга быстро адаптироваться к ситуации, — поясняет Екатерина Талакова. — При этом спровоцировать развитие синдрома может генетическая предрасположенность, тяжелое течение беременности, психологическая обстановка в семье, особенности конкретного организма. Также СДВГ может развиться по причине осложнения после других заболеваний, например, вследствие родовой травмы или инфекционного поражения центральной нервной системы ребенка».
Когда возникает и до какого возраста может проявляться СДВГ?
Признаки СДВГ максимально полно проявляются в возрасте пяти-семи лет, ведь когда ребенок идет в школу, ему приходится подчиняться новым правилам и осваивать большие объемы знаний. Однако начальные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заметить уже в первый год жизни ребенка.
Малыши с СДВГ чаще плачут, плохо засыпают, чутко реагируют на внешние раздражители: слишком яркий свет, громкий голос, неожиданный звук и так далее. Кроме того, зачастую они значительно позже, чем сверстники, учатся переворачиваться, садиться, ползать, говорить.
«Если заболевание не лечить, то неприятная симптоматика может преследовать человека всю жизнь. И даже обладая высоким уровнем развития, взрослые люди с диагнозом СДВГ сложно адаптируются в социуме: не могут сосредоточиться на работе, провоцируют конфликты, с трудом выстраивают личные отношения», — предупреждает наш эксперт.
Каковы основные проявления гиперактивности и дефицита внимания, существует ли разница между этими понятиями?
Дефицит внимания, не дополненный гиперактивностью, проявляется как рассеянность, невнимательность, равнодушие к словам окружающих, забывчивость, неорганизованность. Ребенок словно витает в облаках: теряет вещи, отвлекается, ни на чем не может сосредоточиться. Такое поведение часто встречается у девочек, несмотря на то, что в целом СДВГ наиболее распространен у представителей сильной половины человечества.
В свою очередь, гиперактивность без примеси недостатка внимания имеет такие проявления, как беспокойность, суетливость, активность без конкретной цели. Гиперактивный ребенок не может долго усидеть на месте: он то и дело вскакивает, куда-то бежит, возвращается, елозит на стуле, заламывает кисти рук. Таким детям сложно выдержать целый школьный урок, не вставая. Они болтливы, не умеют играть в спокойные игры, часто подвергают себя опасности.
Как лечится и корректируется СДВГ?
Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности должно быть комплексным, поэтому работа с детьми с СДВГ включает в себя три практически равнозначные составные части:
- психологическая коррекция;
- терапия медикаментами;
- родительская поддержка.
Задача лечащего врача и психолога — сформировать у маленького пациента новые навыки поведения. Задача родителей — закрепить их, внедрив в повседневную жизнь. При этом ребенку важно дать ощущение, что дома его понимают и поддерживают.
Существуют ли профилактические меры, препятствующие развитию СДВГ?
К счастью, развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно предотвратить. Для этого следует придерживаться обычных правил здорового образа жизни: соблюдать режим сна, много гулять на свежем воздухе, употреблять простую здоровую пищу, придерживаясь рациона, в котором преобладают овощи, фрукты и ягоды, отказаться от добавленного сахара. Все это снижает нагрузку на нервную и эндокринную системы ребенка и дает им возможность полноценно развиваться.
Остановить развитие СДВГ также поможет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, а скандалы и конфликты между значимыми для ребенка людьми могут стать спусковым крючком для прогрессирования синдрома.
Может ли проблема СДВГ исчезнуть сама по себе?
«Такой вариант возможен, но довольно редко, — говорит Екатерина Талакова. — Ведь существует две формы СДВГ — простая и осложненная. Первая характеризуется лишь рассеянностью и гиперактивностью, в некоторых случаях ее удается перерасти. При осложненной форме к симптомам добавляются расстройства сна, головные боли, панические атаки, заикание и так далее. В этом случае лечение крайне необходимо, так как с возрастом симптомы только усугубляются».
Каковы последствия СДВГ у ребенка?
СДВГ у детей дошкольного и школьного возраста приводит к тому, что из-за неспособности концентрировать внимание им очень трудно дается обучение. Часто старшеклассники, страдающие такой проблемой, не могут сдать школьные экзамены и поступить в вуз.
Из-за повышенной импульсивности, неумения прогнозировать последствия своих слов и поступков в подростковом возрасте у таких детей усиливаются конфликты со сверстниками. Им редко удается выстроить продолжительные дружеские и романтические отношения.
«При этом диагноз СДВГ не связан с интеллектом. Большинство гиперактивных детей многосторонне развиты, талантливы, одарены творчески и способны глубоко чувствовать. Однако из-за плохой регуляции нервной системы ребенок с СДВГ в обычной школе, равно как и дома, не в состоянии полноценно проявить эти качества», — добавляет Екатерина Талакова.
В вашем классе есть ребенок с СДВГ?
Что важно знать родителям гиперактивного ребенка, его учителю и родителям его одноклассников
Ирина Лукьянова журналист, писатель, преподаватель литературы, мама двоих детей, автор книги о детях с СДВГ
Сегодня в каждом классе может казаться ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – и не один. Как вести себя родителям, когда их гиперактивный ребенок идет в школу? Что важно знать о гиперактивных детях учителям? Можно ли так наладить учебный процесс, чтобы не страдал ни ребенок с СДВГ, ни его одноклассники?
Все дети в школьном классе ведут себя по-разному. Но некоторые ребята выделяются особенно: они игнорируют нормы поведения и просьбы учителя, бесконечно болтают на уроках, раскачиваются на стульях, считают ворон за окном — в общем, делают все, что угодно, но только не учатся.
Часть таких детей на самом деле не просто плохо себя ведет — у них есть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), и это медицинский диагноз.
СДВГ — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое начинается в детстве. Страдающий таким расстройством человек слишком активен и импульсивен, он испытывает сложности с концентрацией и удержанием внимания. Симптомы СДВГ могут проявляться регулярно и в любой обстановке и создают трудности для ребенка, его родителей, учителей и других детей. Поведение детей в этих случаях обычно не соответствует возрасту.
Считается, что СДВГ чаще страдают мальчики, чем девочки (примерно 80% против 20%), а у городских детей расстройство наблюдается чаще, чем у детей из сельской местности. Кроме того, чаще СДВГ страдают дети из социально неблагополучных семей. В целом в мире количество детей с СДВГ — примерно 5%. Получается, что из двадцати детей хотя бы один будет гиперактивным. А это значит, что почти в каждом школьном классе есть ребенок с той или иной степенью СДВГ.
Признаки СДВГ у детей
Дети, у которых есть синдром дефицита внимания — он может сопровождаться или не сопровождаться гиперактивностью — имеют маленький диапазон активного внимания. Это значит, что они не могут управлять ни своим вниманием, ни своим поведением — и концентрируются на самом ярком и интересном, что есть в зоне их видимости. Если перед таким ребенком болтается косичка девочки, за окном летит ворона, а за дверью гогочут старшеклассники, он неизбежно отвлекается.
Гиперактивный ребенок мешает другим детям. Он может выкрикивать что-то с места, подпрыгивать и вставать, забираться под парту, раскручиваться на стуле, топать ногами и даже петь. Важно понимать, что ребенок при этом не делает все это назло кому-то: иначе он просто не может. Он как человек, который замерз и дрожит. От чьего-либо приказа дрожь не прекратится.
Иногда бывает, что помимо СДВГ у ребенка есть еще какие-то часто сопровождающие этот синдром проблемы — тревожность, депрессия, вызывающее оппозиционное расстройство, расстройство поведения. Он может быть не только гиперактивен, но и враждебно настроен к окружающим. В таком случае он становится головной болью для одноклассников и их родителей, которые немедленно начинают писать жалобы в различные инстанции. При этом есть способы решить проблему конструктивно.
Что лучше всего делать родителем детей, одноклассник которых имеет СДВГ?
В ситуации, когда разбирательство неминуемо, лучше всего обратиться к школьной администрации, которая обязана помочь выстроить взаимодействие между всеми участниками конфликта и попробовать решить проблему, поскольку именно школа должна обеспечить физическую и психическую безопасность учеников. Но родители других детей не имеют права требовать исключить чужого ребенка из учебного процесса и лишить его права на образование.
Что может делать школьная администрация? Например, прикрепить к ребенку с трудным поведением тьютора, попросить школьного психолога присутствовать на уроках и создать для ребенка план работы по обучению самоконтролю.
Возможно, каким-то другим образом договориться с родителями проблемного ученика — скажем, о том, что ребенок учится по индивидуальному плану: часть уроков посещает вместе со всеми, часть изучает дистанционно или на семейной форме обучения, или получает консультации один на один с учителем (зависит в каждом случае от возможностей семьи и школы, от утомляемости ученика, от того, какие у него основные проблемы).
Школе и родителям ребенка с СДВГ важно снизить уровень взаимных претензий, и перейти к тому, что должен делать родитель дома и что — учитель в школе. И те, и другие могут сделать довольно много.
Что может сделать родитель школьника с СДВГ вместе с учителем?
В совместной зоне ответственности у родителя и учителя ребенка с СДВГ — единство требований к этому ребенку. Учитель должен четко дать понять, что ребенок должен делать в школе для того, чтобы освоить программу и получить аттестацию.
Учитель и родители должны организовать постоянный обмен информацией. Дети с СДВГ часто пропускают сроки или игнорируют какие-то задания, не делают домашку или вообще не ходят на уроки, оказываясь по уши в учебных долгах. Родители об этом зачастую просто не знают — и не узнают без помощи учителя.
Кто-то из родителей всегда должен с помощью учителя отслеживать посещение ребенком школы, его успеваемость, выполнение им домашних заданий. Ведь накопленные долги, претензии рано или поздно закончатся выговором этому ребенку, из которого он в силу СДВГ никаких выводов не сделает, а вот стресс получит колоссальный.
Что может сделать родитель школьника с СДВГ дома?
Родительская зона ответственности — это, во-первых, хорошее физическое состояние ребенка. Дети с СДВГ очень зависимы от своего самочувствия – если оно плохое, их внимание падает до критического минимума.
Итак, родители должны следить за тем, чтобы ребенок вовремя выходил в школу и из школы, не «загуливал» по дороге. Важно, чтобы он вовремя ложился спать — иначе совсем не будет работать на уроках, и идти в школу бессмысленно. Нужно следить, чтобы он позавтракал, потому что шоколадки и снэки без завтрака и обеда быстро сказываются на общем состоянии.
Важно, чтобы, когда такие дети делают домашнее задание, на них не кричали — хотя порой они бывают невыносимы и доводят родителей до белого каления. Некоторые пользуются лайфхаком: если позволяют средства, они нанимают, например, студента, который может просто сидеть рядом с ребенком и смотреть, чтобы он не отвлекался.
Самое главное — научить ребенка базовым вещам: целеполаганию и планированию работы, самоконтролю, наблюдению за собственным состоянием и силами. Важно не делать за ребенка половину работы, не требовать, чтобы он все переделывал. Вместо этого можно учить ребенка понимать, в каком порядке делать работу, что у него не получилось, анализировать, почему так вышло. Таким образом можно помочь ребенку осознать те пути, по которым он может пойти, чтобы помочь самому себе.
Еще несколько фактов про детей с СДВГ
- У детей с СДВГ часто наблюдается так называемый «гиперфокус» — это значит, что они могут всерьез увлечься чем-либо и не замечать ничего вокруг, кроме интересующего их предмета. Например, они могут увлеченно решать математические задачки или собирать лего — это целиком поглощает их внимание, им трудно, наоборот, отвлечься. Хорошо, когда внимание детей привлекает что-то социально приемлемое — из того же увлечения лего, пауками или аэрографией может вырасти профессия. Но современные школьники в этом контексте чаще всего «залипают» в гаджеты и зацикливаются на компьютерных играх, которые могут максимально удержать внимание ребенка.
- Считается, что в 40% случаев СДВГ с возрастом не проходит. Синдром в той или иной форме сохраняется, люди просто учатся с этим жить.
- Дети с СДВГ нередко меняют вузы или вовсе бросают их. Это связано с тем, что у них проблемы с самоорганизацией, самостоятельной работой, им сложно читать скучную профессиональную литературу.
- Люди с СДВГ неплохо реализуются в творческих профессиях, в бизнесе, где можно ставить интересные задачи и передавать их на исполнение менеджерам среднего звена, они могут быть отличными полевыми исследователями. А могут, как ни странно, найти себя в профессиях с очень структурированным и понятным списком задач, где им не надо все время напрягать свой самоконтроль.
Учителю, в класс к которому пришел ребенок с СДВГ, важно точно знать, как вести себя с ним. Для этого в рамках программы развития педагогов «Я Учитель» от Яндекса был запущен бесплатный онлайн-курс «СДВГ у детей: рекомендации учителю». Эксперт курса — Ирина Лукьянова.
В курсе подробно рассказывается об особенностях детей с СДВГ, о том, как создать в классе дружелюбную среду для такого ребёнка, как помочь ему социализироваться и как взаимодействовать с его родителями и родителями других детей по поводу него. После прохождения курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации. Посоветуйте курс учителю в вашей школе!
МКУ СО "Кризисный центр" г. Челябинск Афиша мероприятий
Если у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
В настоящее время СДВГ считается одним из наиболее частых поведенческих расстройств у детей. Проявления данного синдрома определяются тремя основными симптомами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Иными словами, ребенку с СДВГ свойственны повышенная двигательная активность, отвлекаемость, снижение концентрации внимания, несдержанность в словах, поступках и действиях. Такие дети забывчивы и рассеянны, не доводят до конца начатую работу или игру, не слушают, что им говорят, не могут организовать свою работу, избегают заданий, требующих усидчивости. Окружающим бывает очень непросто находиться рядом с таким ребенком.
Но не менее сложно и самому ребенку. Им постоянно недовольны родители и педагоги. Непредсказуемое поведение и школьная неуспеваемость часто становятся поводом для принуждения ребенка к послушанию, в том числе через наказание. В связи с чем, такому ребенку свойственна заниженная самооценка и чувство вины.
Каковы же причины данного синдрома? Современные авторы отмечают роль трех факторов в происхождении СДВГ: генетического, биологического (органическое повреждение головного мозга) и психосоциального.
СДВГ – медицинский диагноз, который может диагностировать только врач, он же назначает лечение. Ни педагог, ни психолог не вправе делать заключение о наличии или отсутствии СДВГ.
Данные современных исследований указывают на то, что данный синдром не является результатом неправильного воспитания и/или нарушенных отношений между родителем и ребенком. Тем не менее, особенности родительского воспитания, а также качество отношений между родителем и ребенком оказывают значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, его социальную адаптацию. Изменив окружение ребенка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания и значительно снизить влияние перинатальной патологии.
Итак, что же могут сделать родители?
- Уважайте ребенка и принимайте его безусловно. Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, за то, что он есть! Помните, ребенок не хочет ничего плохого, не делает что-либо вам назло. Он на самом деле не может сконцентрироваться и регулировать свою активность.
- Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях. Изучите информацию об СДВГ. Ставьте перед ребенком задачи, соответствующие его способностям. Если у ребенка есть трудности в учебе, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие оценки по 2-3 основным.
- Исключите физические наказания. Основой ваших отношений с ребенком должно быть доверие, а не страх.
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулка, сон должны соответствовать этому распорядку.
- В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это повысит самооценку ребенка, укрепит его уверенность в собственных силах. Чаще говорите «да», реже – «нет», «нельзя».
- Для минимизации перевозбуждения ребенка лучше исключить компьютерные игры, просмотр телевизора, реже бывать в больших скоплениях людей. Замените это на общение, чтение, совместные игры и домашние дела.
- Давайте ребенку возможность расходования избыточной энергии через физические занятия на свежем воздухе, прогулки, бег.
- Инструкции должны быть понятными для ребенка и очень короткими (желательно не более 10 слов). Прежде чем дать ребенку какое-то задание, установите контакт глаз, говорите, подчеркивая голосом все ключевые слова. Лучше давать такие задания, которые ребенок сможет полностью завершить за то время, которое он может удерживать внимание. Например, если внимания ребенка хватает на 10 мин, то пусть он за это время решит до конца одну задачу или прочитает полностью один параграф в учебнике. Затем стоит сменить деятельность.
- Для подкрепления желаемого поведения ребенка можно использовать жетонную систему поощрений, при которой за каждый хороший поступок ребенку выдается жетон (наклейка, картинка, магнитик…), а определенное их количество обменивается на сладость, игрушку или какое-то развлечение.
- Заведите вместе с ребенком дневник самоконтроля и отмечайте в нем успехи ребенка дома и в школе (выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий и пр.).
Закончить хочется словами известной журналистки и писательницы Э.Бамбек: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает».
Любите и поддерживайте своих детей!
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. «Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь». Монография. – СПб.: Речь, 2007. – 186 с.
- «Поддержка и обучение родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» / О.Н. Боголюбова, М.В. Галимзянова, А.Н. Корнев, Е.А. Москвина, М.Б. Яковлева; под редакцией Р.Ж. Мухамедрахимова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 78 с.
- И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова «Непоседливый ребенок, или всё о гиперактивных детях». Издательство Института Психотерапии Москва, 2001.
- Е.В. Мурашова «Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Гипердинамический и гиподинамический синдромы». – М.: Самокат, 2013. – 224 с.
Автор публикации — Кириллова Дарья Игоревна, психолог отделения консультирования и психологической практики Кризисного центра
Версия для слабовидящих
С юристом Вы можете связаться во вторник с 10.00 до 12.00
С психологом вы можете связаться в среду с
10.00 до 12.00
С психологом отделения психологической диагностики и коррекции вы сможете связаться в пятницу с 10.00 до 12.00
Со службой экстренного реагирования вы можете связаться ежедневно с 22.00 до 08.00