Особенности двигательных расстройств у детей и подростков
Особенности двигательных расстройств у детей и подростков
СДВГ может проявляться либо только невнимательностью (не способ-ностью сосредоточиться, повышенной отвлекаемостью, либо, значительно реже, только чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью), но чаще всего мы сталкиваемся с комбинированным проявлением всех этих особенностей.
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активно-стью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим син-дромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной коор-динации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25-30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.
Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).
к подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания со-храняются. По результатам исследования Н.Н. 3аваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» внимание, могут «впадать» И «выпадать» из состояния сосредоточения, особенно при отсутствии дви-гательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они ак-тивизируют центры равновесия при помощи двигательной активности.
Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики «сели прямо И не от-впекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противо-речие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н. Н. Заваденко отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислексия и дисграфия, для 61% детей -признаки дискалькулии. В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5-1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполу-шарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови. Для ги-перактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.
Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований по-казывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные осо-бенности их статуса не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные. Так, Т. Эдиссон и У. Черчиль относились к гиперактивным детям и считались трудными подростками.
Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй — в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5-7 и 9-10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.
Д. А. Фарбер отмечает, что к 7 годам происходит смена стадий интел-лектуального развития, формируются условия для становления абстракт-ного мышления и произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношении к учебе.
По современным научным данным, среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди ао-аь-пегних — 1:2 с преобладанием девушек. В клинике соотношение мальчиков и девочек ва-рьирует от 6:1 до 9:1. У девочек более выражены социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства.
Высокая частота распространенности синдрома у мальчиков обу-словлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенети-ческим воздействиям во время беременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большего количества межполушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенса-торных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы.
Особенности двигательных расстройств у детей и подростков
Нейропсихологическая диагностика и коррекция
Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когнитивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изучением специфики расстройств психических функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте.
Нейропсихологический анализ у нейропсихолога позволяет дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные недостаточной сформированностью и(или) индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от дизадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или патохарактерологическими особенностями личности ребенка, а также предсказывать еще в дошкольном периоде, до какой степени индивидуальные особенности обработки информации будут влиять на развития психических функций и обучение данного малыша.
Ранняя нейропсихологическая диагностика (нейродиагностика) ребенка — важнейшее средство профилактики дизадаптационных проявлений в будущем.
В нашем Центре психологии и нейропсихологии Вы можете пройти нейропсихологическую диагностику (нейродиагностику) у нейропсихолога (клинического психолога с дополнительным профессиональным образованием по нейропсихологии), которая позволит выявить весь спектр нарушений в зависимости от уровня сформированности тестируемых функций, а также определить зону ближайшего развития этих функций. Анализ результатов тестирования соответствующей функции позволяет увидеть ее сильные и слабые стороны. В коррекционной работе мы опираемся на сильные стороны функций.
Программа нейрокоррекции
Мы оказываем не только психологическую помощь детям и взрослым , но и полную нейропсихологическую диагностику и нейрокоррекционные занятия для полноценного развития высших психических функций. Помогаем справиться Вашим детям с трудностями в обучении, в поведении. Развиваем память, мышление, внимание, логику.
Если ваш ребенок
- несобран,
- неусидчив,
- не любит читать или испытывает трудности при чтении,
- не может подружиться с математикой,
- имеет гиперактивность,
- тяжело адаптируется к школе или детскому саду,
- имеет проблемы с речью
Мы советуем вам обратиться к нейропсихологу и пройти полную нейродиагностику, для выявления проблемных мест в развитии ребенка (память, мышление, внимание, логика, проблемы поведения и трудности обучения).
Все эти и другие нарушения успешно решаются нашими специалистами — нейропсихологами, психологами и дефектологами в рамках проводимой нейрокоррекционной программе.
Наш центр оборудован всем необходимым для проведения нейрокоррекционных двигательных (сенсомоторная коррекция) и когнитивных (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка) упражнений.
Особенности двигательных расстройств у детей и подростков
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. При этом, приоритетной задачей в отношении данной категории детей является создание надлежащих условий и оказание поддержки в их социальной реабилитации, подготовке к полноценной жизни в обществе. В данном контексте специальные (коррекционные) образовательные учреждения одновременно выполняют специфические задачи, направленные на восстановление утраченных функций, коррекцию первичных и вторичных нарушений, развитие функций сохранных анализаторов и формирование компенсаторных навыков, способствующих реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции детей и подростков в общество. Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора детей в специальные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих детей в общество [1–4]. Во многом это зависит от уровня экономики и культуры страны, состояния законодательства в области специального образования и традиционных методов работы с детьми, имеющими проблемы развития. Вместе с тем, имеет место рост числа детей именно с глубокой умственной отсталостью, у которых отмечаются нарушения физического развития.
Известно, что физическое развитие – это совокупность морфологических и физических признаков в их взаимосвязи и взаимозависимости от окружающих условий, которые характеризуют процесс созревания в данный момент времени. Наиболее полной являются классификация А.А. Дмитриева, которая оценивает физические развития учащихся вспомогательных школ и описывает наиболее часто встречающиеся нарушения физического развития и двигательных способностей. При этом, выделяются следующие виды нарушений: – нарушение физического развития, куда относит отставания в весе, росте, показателей жизненных емкостей лёгких, окружности грудной клетки, парез и параличи верхних и нижних конечностей; – нарушение в развитии двигательных функций, в частности нарушение координационных способностей и отставание в развитии двигательных качеств.
Характерная особенность развития физической сферы умственно отсталых детей состоит в следующем: уровень сформированности двигательной сферы глубоко умственно отсталых детей находится в непосредственной зависимости от тяжести характера конкретных двигательных нарушений. Основные отклонения в развитии двигательной сферы могут быть выражены в нарушении физического развития, отставании в длине и массе тела, ожирении, нарушении осанки, развитии грудной клетки, в низких показателях дыхательной функции, деформации черепа, лицевого скелета, дисплазии. Кроме того, нарушения проявлялись и в отношении двигательных функций: неточность движений в пространстве и времени; неумение выполнять ритмичные движения; ошибки при дифференциации мышечных усилий; низкий уровень развития функций равновесия; ограничение амплитуды движения в беге, прыжках; отсутствие лёгкости и плавности в движениях; напряжённость, скованность движений. Напряжение низших отделов центральной нервной системы влечёт за собой нарушение элементарных движений, поражение высших – затрудняет реализацию сложных двигательных актов, требующих произвольной регуляции [5, 6].
Вышеизложенное подчеркивает, что рассматриваемая проблема актуальна в настоящее время и мало изучена, в связи с чем, целью данного исследования явилась оценка физического развития глубоко умственно отсталых детей, воспитывающихся в детском доме-интернате для умственно отсталых детей, а также развитие их двигательной сферы на уроках физкультуры и ритмики.
Материалы и методы исследования
Исследование было проведено в детском доме-интернате для умственно отсталых детей. Исследованием было охвачено 50 детей в возрасте от 9 до 17 лет, находящихся на полном социальном обеспечении в указанном учреждении. У детей были выделены следующие формы нарушений: олигофрения в степени имбецильности; органические поражения головного мозга сложного генеза с выраженным слабоумием; шизофрения и судорожный синдром. Для оценки физического развития детей с глубокими интеллектуальными нарушениями нами было использовано четыре основных показателя: рост; вес; окружность грудной клетки; окружность головы. В каждой возрастной группе были выведены средние параметры показателей физического развития. Все дети были распределены на группы по половому признаку, возрасту и основному дефекту.
Результаты исследования и их обсуждение
Дифференциация по половому диморфизму выявила, что 62 % от общего числа детей составили мальчики и 38 % – девочки, свидетельствуя о том, что глубокие интеллектуальные нарушения чаше встречаются у лиц мужского пола (в нашем случае у мальчиков в 1,6 раз чаще, чем у девочек). Среди детей наибольшее число детей соответствовало подростковому (20 человек или 40,4 %) и юношескому возрасту (25 человек или 50 %). Из выделенных нозологических форм глубоких интеллектуальных нарушений наиболее часто отмечалась олигофрения в степени имбецильности – 34 случая или 68 %, причем у мальчиков регистрировалась в 1,8 раз чаще, чем у девочек (22 случая или 64,7 %). Шизофрения встречалась в 14 % случаев и примерно одинаково среди мальчиков и девочек (соответственно, 4 случая (57,1 %) и 3 случая (42,9 %)). Судорожный синдром выявлялся в 12 % случаях, причем в 2 раза чаще у девочек (4 случая или 66,7 %). Органические поражения мозга сложного генеза со слабоумием – в 6 % случаев и преимущественно у мальчиков. Как видно, глубокие интеллектуальные нарушения наиболее часто отмечались в возрасте 15–18 лет (36 человек или 72 %).
По данным исследования обнаружено, рост детей коррелирует с возрастом, независимо от пола: чем старше ребенок, тем выше рост, тогда как другие показатели физического развития такой корреляции не имеют. Так, у мальчиков наименьший вес и наименьшая окружность груди наблюдались в возрасте 11–12 лет (28 кг и 64 см), наименьшая окружность головы – в возрасте 13–14 лет (51,6 см). У девочек также отмечался разброс показателей физического развития. Так, наименьший вес отмечался в возрасте 14–15 лет и 16–17 лет (соответственно 44,5 и 44,6 кг), наименьшая окружность груди – в возрасте 11–12 лет (76 см) и 16–17 лет (77,66 см), наименьшая окружность головы – в возрасте 11–12 и 16–17 лет (49 см). В целом показатели физического развития девочек по всем возрастным категориям несколько выше, чем у мальчиков. Вместе с тем, мы не наблюдали прямой корреляции показателей физического развития с возрастом у детей данной категории. Так, наиболее высокие показатели физического развития отмечались у мальчиков в возрасте 15–16 лет: рост 162 см, вес 49 кг, окружность груди 79 см, окружность головы 55 см.
Показатели физического развития детей с шизофренией, как у мальчиков, так и девочек отмечались в прямой корреляции с возрастом, за исключением показателей роста. Так, наибольшие показатели роста у мальчиков наблюдаются в возрасте 15–16 лет, у девочек – 16–17 лет. У девочек в данной группе также имел место разброс показателей физического развития в зависимости от возраста. Так, наибольшие показатели физического развития отмечены у девочек 16–17 лет (рост 166 см, вес 58 кг, окружность груди 93 см, окружность головы 58 см). При этом, осуществить оценку развития мальчиков данной группы не представилось возможным из-за малого количества детей.
Сравнительный анализ показателей физического развития детей в зависимости от возраста и нозологических форм показал, что наименьший рост и вес наблюдался у мальчиков с шизофренией в возрасте 12–13 лет по сравнению с другими сверстниками (127 см и 24 кг).
Наибольшие показатели физического развития в этом возрасте наблюдались у мальчиков олигофренов в степени имбецильности. Так, рост у них составил 149,5 см, вес – 36 кг, хотя показатели окружности головы и окружности грудной клетки были наименьшими по сравнению с другими сверстниками (окружность грудной клетки 67 см, окружность головы – 53 см). Наименьшие показатели физического развития в возрасте 15–16 лет отмечались у мальчиков олигофренов в стадии имбецильности по сравнению со сверстниками. Так, рост у них составил 157 см, вес – 42,4 кг, окружность грудной клетки – 74,8 см, окружность головы – 56 см.
Наибольшие показатели физического развития в возрасте 15–16 лет наблюдались у мальчиков с шизофренией. При этом, рост мальчиков этой группы равнялся 172,5 см, вес – 52 кг, окружность грудной клетки – 79,5 см, окружность головы – 57 см. Таким образом, физическое развитие этой группы достигало нижнего уровня развития нормально развивающихся детей.
Кроме того, мы выявили, что показатели физического развития у девочек до 16 лет по всем нозологическим группам были выше, чем у мальчиков этого же возраста. После 16 лет наблюдалось выравнивание, а затем снижение всех показателей физического развития по сравнению с мальчиками. Оценивая средние данные физического развития мальчиков в зависимости от нозологических форм, мы отметили, что самое низкие показатели физического статуса отмечались у мальчиков с олигофренией в степени дебильности. Так, их рост составил 147,6 см, вес 38,2 кг, окружность груди 70,4 см, окружность головы 53,4 см. По этим же показателям оценка физического развития у девочек, также как и у мальчиков, с олигофренией в степени дебильности, показала низкий уровень развития. Так, их рост составил 154,2 см, вес 50,2 кг, окружность груди 84,0 см, окружность головы 51,85 см.
Следует также отметить, что организованные группы не являлись стабильными по составу. Внутри каждой возрастной группы наблюдались значительные размахи показателей и, кроме того, не всегда учитывались индивидуальные показатели каждого ребёнка.
Таким образом, полученные нами результаты не выявили каких-либо закономерностей или особенностей физического развития детей с глубокими нарушением интеллекта.
В связи с этим, мы попытались классифицировать выявленные нами особенности физического развития детей с глубокими интеллектуальными нарушениями. Для этого мы использовали классификацию физического развития А.А. Дмитриева, на основании которой выделено три типа физического развития. В первый тип вошли дети, имеющие физическое развитие выше средних показателей физического развития учащихся детских-домов инвалидов. В эту группу вошли дети с шизофренией, 4 мальчика и 3 девочки, что составило 14 %. Во второй тип вошли дети, имеющие физическое развитие, соответствующее средним показателям развития учащихся детских-домов инвалидов, с судорожным синдромом и с олигофренией в степени имбецильности: 10 мальчиков и 6 девочек (32 %). К третьему типу отнесены учащиеся, характеризующиеся физическим развитием ниже среднего уровня учащихся детских-домов инвалидов, но имеющие пропорциональные формы тела, а именно дети с глубоким органическим поражением и дети с олигофренией в степени имбецильности: 17 мальчиков и 10 девочек (54 %), составив самую многочисленную группу.
Таким образом, результаты наших исследований показывают, что физическое развитие детей с глубокими интеллектуальными нарушениями имеет свои характерные особенности и находится в прямой зависимости от тяжести и характера основного дефекта. Только использование комплексного подхода в изучении физического состояния позволяет оценить физическое развитие детей с глубокой умственной отсталостью и выявить наиболее важные причины, влияющие на него. В процессе развития физической сферы у глубоко умственно отсталых детей необходимо руководствоваться тем, что активная двигательная деятельность ребёнка способствует развитию всех зон коры больших полушарий головного мозга, содействует улучшению координации межцентральных связей, формированию двигательных взаимодействий, повышению умственной работоспособности.
Данное исследование, в соответствии с целями и задачами, подтвердило теоретические положения о своеобразии физического развития глубоко умственно отсталых детей, доказало, что уровень физического развития находится в непосредственной зависимости от глубины и тяжести основного дефекта. Комплексное изучение уровней физического развития и уровней двигательных навыков позволило разделить детей на три типа физического развития. Подобная дифференциация детей необходима для соблюдения принципа индивидуального подхода. Указанное свидетельствует о том, что в системе коррекционного воздействия необходим учет структуры дефекта, степень его выраженности и время возникновения. Предложенные А. А Дмитриевым и используемые нами в исследовании градации детей по уровню физического развития имеют большое практическое значение, так как ориентирует специалистов дефектологов на индивидуализацию в обучении и социально-трудовой адаптации на основе развития физических возможностей ребенка.
Анализ учебного воспитательного плана работы данного учреждения позволил сделать вывод об эффективности коррекционной работы по физическому воспитанию, так как она базируется на принципах комплексного подхода в коррекции двигательного дефекта. Это означает, что коррекционная работа по физическому развитию не только осуществляется на специально отведенных занятиях: физкультуры, ритмики, но и проводится в режиме дня, внеклассных занятиях по физическому воспитанию, и через физминутки, мероприятия по профилактическому оздоровлению детей, закаливанию и лечению. Содержание физического воспитания включало общеразвивающие, корригирующие и прикладные физические упражнения, использованные в учебной программе для 1–7 классов, а также музыкально-ритмические упражнения, использованные для коррекции физических недостатков у умственно отсталых детей (музыкальные игры, танцы, хороводы).
Такой подход позволяет максимально корригировать дефект, благотворно влиять на формирование положительных личностных качеств и решать задачи социально трудовой адаптации.
Большое значение на наш взгляд, в плане расширения социального опыта глубоко умственно отсталых детей, имеет организация и участие этих детей в международных спортивных соревнованиях, каковыми являются Специальные Олимпийские Игры. Участие в этих играх глубоко умственно отсталых детей позволяет продемонстрировать не только сохранные возможности, но и активно включаться в процесс общения с другими детьми и взрослыми.
Оценка уровня физического развития и анализ учебно-воспитательной работы в доме – интернате позволили сделать следующие выводы:
1. Физическое развитие глубоко умственно отсталых детей имеет специфическую особенность, обусловленную органическим поражением ЦНС.
2. Уровень физического развития находится в непосредственной зависимости от течения и структуры дефекта.
3. Наши исследования подтвердили предположение Л.В. Выготского о том, что глубоко умственно отсталые дети имеют сложную структуру, где нарушение физического развития является одним из структурных нарушений, поэтому коррекция физического развития должна осуществляться комплексно.
4. Система физического воспитания в школе интернате глубоко умственно отсталых детей основано на принципах комплексного подхода и предполагает коррекцию двигательных нарушений в процессе всей воспитательной работы.
Особенности двигательных расстройств у детей и подростков
Качество жизни во многом определяется состоянием опорно-двигательного аппарата (ОДА). В последние годы увеличивается рост патологии ОДА у детей и подростков, а распространенность сниженной относительно нормативных показателей для указанного возраста минеральной плотности кости составляет 16–38%, что является важной социально-гигиенической проблемой и увеличивает тяжесть медико-социальных последствий [1, 2]. Ученые выделяют критические периоды развития кости, сопровождающиеся ускоренным ремоделированием: первый год жизни, 5–7 лет и пубертатный период. В эти периоды повышена активность остеотропных гормонов [3, 4]. Проведенные ранее научные исследования [1, 2] доказывают, что именно в подростковом возрасте количественные и качественные изменения уровня гормонов в организме ведут к развитию первичного остеопороза и играют огромную роль в формировании вторичного остеопороза. Поэтому так важно определить исходное состояние кости, скорость и качество процессов ее обновления, а также уровень процессов ремоделирования.
Изучение влияния гормонального статуса на состояние ОДА – междисциплинарная проблема. Исследования известны с 1960-х гг., когда были установлены отклонения в функционировании гипофизарно-надпочечниковой системы и собственно коры надпочечников (В.И. Осташко, 1964; М.В. Волков с соавт., 1971; Т.Я. Балаба, 1973; А.М. Зайдман и И.Г. Фалк, 1976), выявлены изменения в содержании половых гормонов (Е.Н. Бахтина, 1990), исследован гормон роста (Дудин М, 1993) и др. Научных исследований изучения кальцийрегулирующих гормонов в формировании костной ткани у здоровых подростков недостаточно. Данный вопрос является актуальным, и работа в этом направлении позволит выделить уже в подростковом возрасте лиц, предрасположенных к развитию остеопенического синдрома в будущем, разработать профилактические программы профилактики и лечения.
Костная ткань состоит из клеток и внеклеточного матрикса, образованного коллагеновыми волокнами и неколлагеновыми белками, способными постоянно изменяться (ремоделироваться). Костный метаболизм на разных стадиях формирования кости регулируется: паратгормоном (ПТГ), соматотропным гормоном (СТГ), трийодтиронином (Т3), тироксином и тиреотропным гормоном, активной формой витамина D3 и другими факторами. Важным регулятором минеральной плотности костей является ПТГ, влияющий как на активность костной резорбции, так и на костеобразование, поскольку рецепторы для него обнаружены на остеобластах и на остеокластах. Установлено, что ПТГ может изменить способность остеобластов синтезировать коллаген, стимулирует остеокласты, повышая активность коллагеназы, увеличивает растворимость гидроксиапатитов, способствует выходу в кровь Са и Р из костного депо, регулирует mRNA RANKL в стромальных клетках костного мозга на поздних стадиях дифференцировки остеобластов, подавляя экспрессию OPG в «ранних» остеобластах. Под влиянием ПТГ и СТГ гормонов активируются пролиферация костномозговых клеток и созревание остеобластов. Малое количество ПТГ стимулирует костеобразование локально на трабекулярных и кортикальных костных поверхностях за счет увеличения числа и активности остеобластов. При значительном росте его содержания снижается минеральная плотность костей. Высокий уровень ПТГ приводит как к костным изменениям (уплощению тел позвонков, сколиозам, мышечной слабости и др.), так и к изменениям со стороны внутренних органов. Антагонистом ПТГ выступает тиреокальцитонин, основным свойством которого является способность уменьшать уровень Са и Р в плазме крови за счет усиления захвата Са и Р остеобластами, стимулирования функциональной активности остеобластов, торможения увеличения и функциональной активности остеокластов и усиления процессов резорбции кости [4].
В процессе ремоделирования тиреоидные гормоны оказывают влияние на частоту активации цикла ремоделирования [5], вследствие этого фаза резорбции и костеобразования становится короче. Научные исследования свидетельствуют, что гипертиреоз и гипотиреоз влияют на кальций-фосфорный обмен и костный метаболизм. Так, при тиреотоксикозе площадь поверхности неминерализированной матрицы увеличена [5], но активность остеобластов и остеокластов возрастает за счет повышенного уровня тиреоидных гормонов. Общим результатом такого механизма является потеря костной массы. В научных исследованиях показано, что тиреотоксикоз ведет к повышению костного обмена за счет увеличения количества остеокластов и резорбционных поверхностей [6, 7]. В результате избыточного действия тиреоидных гормонов процесс резорбции костной ткани доминирует над процессом формирования, так как увеличение активности остеобластов не может сбалансировать костную резорбцию. Тиреотоксикоз чаще всего сопровождается гипокальциемией, гиперфосфатемией, гиперкальциурией.
Т3-активатор метаболизма в организме повышает экскрецию Са с мочой, активирует обмен костной ткани, в большей степени резорбцию и опосредованно регулирует ответ остеобластов на ПТГ посредством изменения синтеза рецепторов к паратгормону. Воздействие Т3 на остеокласты происходит благодаря стимуляции цитокинов IL6, IL8 и простагландина E2, участвующих в остеокластогенезе [6, 7]. Однако существует и опосредованное воздействие тиреоидных гормонов на кость, они способствуют повышению чувствительности рецепторов на поверхности остеокластов к ПТГ. Когда уровень тиреоидных гормонов снижен, частота активации цикла ремоделирования уменьшается, а фазы костной резорбции и костеобразования удлиняются [8]. В состоянии гипотиреоза глубина полости резорбции меньше, но количество сформированной кости остается в норме, несмотря на снижение активности остеобластов. Это приводит к позитивному балансу в цикле ремоделирования.
При недостатке тиреоидных гормонов развиваются тяжелые изменения всех органов и систем, в том числе и ОДА. Повышенная продукция тиреоидных гормонов ведет к повышению костного обмена, происходит увеличение количества остеокластов, активируются процессы резорбции костных тканей, нарушается баланс резорбционных и костеобразующих центров, создается отрицательный костный баланс, резорбция кости опережает образование новой кости, что приводит к генерализованонму остеопорозу.
Губчатое вещество костной ткани является органом-мишенью для половых гормонов [9, 10]. После открытия специфических рецепторов на остеобластах к эстрогенам, андрогенам, гормону роста многие исследователи подтвердили прямое действие экзо- и эндогенных половых гормонов на костную ткань, в частности на активность остеобластов. Недостаток половых стероидов является фактором риска развития остеопороза [11]. Андрогены, в том числе и тестостерон, как у мужчин, так и у женщин оказывают влияние на пубертатное ускорение роста, определяют длительность пубертатного периода. Однако влияние андрогенов на рост в длину ограничивается их воздействием на эпифизарные хрящи [12]. Учеными достаточно хорошо изучен патогенез постменопаузального остеопороза [13].
В научной литературе есть данные влияния на формирование костной ткани, процессы остеогенеза гормона пролактина. Установлено при гиперпролактеинемии, в достоверной корреляции выраженность остеопенического синдрома и уровня пролактина (минеральная плотность костной ткани обратно пропорциональна уровню пролактина) [14], наблюдается снижение минеральной плотности костной ткани, в том числе у женщин гиперпролактинемическим гипогонадизмом [14].
При интенсивном образовании кости наблюдается увеличение в плазме крови уровня СТГ, который активирует синтез инсулиноподобного фактора роста (IGP-1), протеогликанов и коллагенов в костной ткани. Данный гормон совместно с ПТГ контролирует и уменьшает старение и апоптоз остеобластов, индуцирует угнетение экспрессии белков – ингибиторов циклинзависимых киназ – Р21 и Р16, поддерживает дифференциацию остеогенных клеток [15]. Гормон роста обладает выраженным анаболическим эффектом, он стимулирует клетки эпифизарных хрящей непосредственно через рецепторы на мембранах и опосредованно – через повышение синтеза ИФР-1 и ИФР-2. Известна важнейшая роль цитокинов IL1, IL6, IL4, IL10, IL11, γ-интерферона, TNF-a, CSF в регуляции остеогенеза и костного ремоделирования. Комбинированный эффект цитокинов состоит в регуляции не только функциональной активности остеогенных клеток, но и их апоптоза.
Витамин D3 как гормон регулирует дифференцировку остеокластов [15]. В частности, преостеобласты экспрессируют mRNA OPG/ RANKL, ее содержание контролируется кальцитриолом, паратгормоном и PGE2. У детей с остеопенией обнаружена ассоциация генотипов полиморфизма гена рецептора витамина D3 и генов цитокинов с концентрацией ПТГ в сыворотке крови и уровнем фосфата. Установлена взаимосвязь полиморфизма ряда генов, в том числе и гена витамина D3, и снижения минеральной плотности кости [10].
Таким образом, проведенный анализ научных исследований, изучающих особенности костного метаболизма, подтверждает важность кальцийрегулирующих гормонов. Однако исследований, изучающих уровень и взаимосвязи кальцийрегулирующих гормонов у здоровых подростков, нами не найдено, что и явилось одной из целей нашей работы.
Цель работы: оценить взаимосвязи структурно-функционального состояния опорно-двигательного аппарата, уровня кальцийрегулирующих гормонов и маркеров костного ремоделирования у здоровых подростков Приморского края.
Материалы и методы исследования. Изучено состояние здоровья 77 подростков I и II групп здоровья в возрасте от 15 до 17 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Владивостока. В исследуемую группу включены 46 девочек (61,6%) и 31 мальчик (38,4%). Средний возраст – 15,6 ± 0,64 года. Распределение по группам здоровья проводилось в соответствии с общепринятыми рекомендациями (проведены оценка соответствия биологического возраста паспортному, физического развития (методом центилей), оценка функционального состояния организма и др.). Изучение ОДА включало: общую оценку состояния костно-мышечной системы, осанки, двигательной активности, силовых возможностей, проведена электронная плантография. Использован метод активного интервью по разработанной индивидуальной карте с учетом добровольного информированного согласия. Проведено исследование в сыворотке крови: общего Са, неорганического Р, Mg, остеокальцитонина, активности щелочной фосфатазы, а также количественное определение гормонов на приборе Multiskan FC с помощью программы «BiometraBDA/BioDocAnalyze», статистическая обработка осуществлена посредством пакета анализа Statistika 10.0. в малых группах.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты клинического обследования оценки ОДА в исследуемой группе подростков 15–17 лет представлены в таблице 1.