Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психотерапия и психологическая коррекция детей и подростков

Психотерапия и психологическая коррекция детей и подростков

programma deti vnutri

Программа обучения предназначена для студентов психологических и медицинских институтов, клинических и школьных психологов, психиатров, психотерапевтов, педагогов, для специалистов, работающих с детьми и всех, интересующихся проблемами детско-родительских отношений.

Тема 1. Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей и подростков

Содержание:

  • Современные медицинские и клинико-психологические данные о нарушениях высших психических функций у детей и подростков
  • Проявление общих и специфических закономерностей в развитии детей в норме и патологии.
  • Нейропсихологические подходы в коррекции нарушений психического развития детей.
  • Методологические, технологические основы построения индивидуальных коррекционных программ при нарушениях развития в детском возрасте.
  • Возможности медицинской и нейропсихологической коррекции нарушений развития.

Тема 2. Методы коррекции поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте

Проблемы с поведением – одна из наиболее частых причин обращения родителей к психологу. В это определение каждая семья вкладывает свой смысл.

При этом мамы и папы не всегда понимают истоки этих нарушений, ориентируясь на «избавление от симптома», т. е. на результат. Задачей детского психотерапевта в таких случаях является в первую очередь анализ причин, т. е. использование в работе клинического подхода, учитывающего этиологические и патогенетические факторы расстройств поведения.

Другая категория обращений – дети с нарушениями развития различного характера. Родители маленьких пациентов понимают происхождение проблемы, часто имеют опыт обращения к другим специалистам. В данном случае задачей детского клинического психолога становится поддержка и совместная кропотливая работа, направленная на систематизацию тех методов, которые ранее использовали в семье, расширение терапевтических подходов, часто обучение членов семьи тем приемам, которые они смогут использовать самостоятельно.

Содержание:

  • Экстернализирующие расстройства: агрессивное, импульсивное, эксплозивное поведение. Роль перинатальных факторов в формировании экстернализирующих расстройств.
  • Нарушения поведения психогенного характера.
  • Первая консультация: формирование запроса, сбор анамнеза, психодиагностика.
  • Планирование психотерапии. Выбор методов и формы работы. Составление коррекционных программ. Критерии эффективности психотерапии.
  • Формирование навыков и развитие произвольности и самоконтроля. Преимущество групповой формы работы.
  • Коррекция взаимодействия с ребенком в семье. Эффективные родительские приемы, формы работы с родителями

Тема 3. Психосоматические расстройства у детей и подростков

Содержание:

  • Психосоматические расстройства у детей дошкольного и школьного возраста: факторы возникновения, особенности течения.
  • Методы диагностики и диагностические критерии.
  • Психогенные расстройства и соматогенные психологические нарушения.
  • Особенности семейных взаимоотношений и их влияние на формирование психосоматической патологии. Сиблинговые конфликты.
  • Соматизация тревоги, депрессии.
  • Интегративная психотерапия психосоматических расстройств у детей и подростков (артерапия, сказкотерапия и др.).
  • Формирование моделей совладающего поведения.

Техники:

  • диагностические и развивающие общение проблемно-сюжетные игры;
  • упражнения для активизации и развития невербального и вербального мышления, обобщающей функции речи;
  • упражнения для развития парного и группового взаимодействия для развития эмпатии, коммуникации и доверия.

Тема 4. Девиации поведения в подростковом возрасте (зависимости и созависимости)

Содержание:

  • Понятие зависимости. Особенности зависимого поведения у подростков.
  • Понятие созависимости. Особенности психологической работы с созависимыми отношениями с подростком и его семьей.
  • Типичные установки созависимых родителей. Иллюстрация и совместный разбор конкретных примеров.
  • Наиболее частые типы семейных ситуаций зависимого подростка: матери-одиночки, разведенные родители, дети-сироты, родители, употребляющие алкоголь и психоактивные вещества, многодетные семьи, брошенные дети, усыновленные дети.

Практическое арттерапевтическое упражнение по работе с чувствами и упражнение по работе с границами. Обсуждение. Анализ работ, обсуждение особенностей выполнения таких упражнений различными «поведенческими типами» родителей.

  • Работа с сопротивлением. Задачи психолога, тактика работы: поддержка, жесткость правил, проработка личностной невключенности.

Тема 5. Психотерапия эмоциональных нарушений у детей

Содержание:

  • Виды эмоциональных расстройств.
  • Эмоциональная привязанность как основа благополучного эмоционального развития.
  • Детские страхи. Невротические и возрастные. Основные функции страхов с точки зрения различных теоретических подходов.
  • Тревожные расстройства. Виды и особенности проявления у детей.
  • Расстройства депрессивного спектра. Возрастные аспекты, клинические признаки, специфика диагностики. Схемы психотерапии.

Тема 6. Проективные методы в работе с детьми и подростками

Содержание:

  • История развития изобразительной деятельности у ребенка.
  • Графические показатели эмоциональных состояний личности в рисунке человека и модификации теста «Проективный рисунок человека» К.Маховер
  • Тест М. Люшера
  • Классический метод пиктограммы А.Р. Лурия и его трансформации
  • Тематический апперцептивный тест и его вариации

Тема 7. Кризисные состояния у детей и подростков: ПТСР, насилие, горе, суицидальное поведение.

Содержание:

  • Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков;
  • Насилие;
  • Горе;
  • Суицидальное поведение;

Тема 8. Психологическая коррекция детско-родительских отношений

Содержание:

  • Семья, как единица психического анализа.
  • Методы семейной диагностики (рисунок семьи, анализ семейных взаимоотношений (ABC)).
  • Нарушение межличностной коммуникации в семье.
  • Семейная поведенческая терапия:
    • Коррекция стиля воспитания.
    • Коррекция детско-родительских отношений.

    В результате вы узнаете: о причинах непослушного поведения ребенка, объективных закономерностях возрастных перемен отражающихся на взаимоотношениях ребенка и родителя, овладеете конструктивными технологиями изменения нарушенных отношений, научитесь планировать стратегию управления этими изменениями и учитывать основные препятствия в процессе управления изменениями.

    ДАТЫ СЕМИНАРОВ:

    30 – 31 января 2021 г. (с 10:00 до 18:00)

    1 часть. Темы:

    • Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей и подростков — 8 часов
    • Психосоматические расстройства у детей и подростков — 8 часов
    • Девиации поведения в подростковом возрасте, 1 часть, зависимости — 4 часа

    27 – 28 февраля 2021 г. (с 10:00 до 18:00)

    2 часть. Темы:

    • Девиации поведения в подростковом возрасте, 2 часть, созависимость — 4 часа
    • Проективные методы в работе с детьми и подростками — 8 часов
    • Психотерапия эмоциональных нарушений у детей — 8 часов

    27 – 28 марта 2021 г. (с 10:00 до 18:00)

    3 часть. Темы:

    • Кризисные состояния у детей и подростков — 8 часов
    • Методы коррекции поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте — 6 часов
    • Психокоррекция детско-родительских отношений — 6 часов

    Ведущая программы:

    Меркулова Вероника Александровна

    (Институт Психотерапии и Клинической Психологии г.Москва)

    Клинический психолог, нейропсихолог, сертифицированный гештальт-терапевт.

    Автор монографий, практических руководств и учебно-методических пособий по нейропсихологии и психокоррекции.

    Специалист в области:

    • Нейропсихологии и психологической диагностики;
    • Психологической коррекции и психотерапии (взрослых после травматических, оперативных вмешательств и сосудистых поражений и детей с трудностями обучения и развития);
    • Психотерапии личностных, профессиональных и бытовых проблем, психологического сопровождения кризисных состояний;
    • Коррекции аномального развития личности, психотерапии психосоматических заболеваний.

    По окончании программы выдается Удостоверение о повышении квалификации Института Психотерапии и Клинической Психологии (г. Москва) – 60 часов

    Полная стоимость программы 36 000 руб. (возможна рассрочка)

    Стоимость одного блока 15 000 руб.

    При единовременной оплате программы стоимость 30 000 руб.

    Неврозы и астено-невротические состояния у детей

    Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.

    Причины

    Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

    Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

    • Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
    • Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
    • Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

    Симптомы

    Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

    К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

    • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
    • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
    • головокружения, головные боли;
    • мутизм;
    • мышечные боли;
    • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
    • недержание мочи или кала;
    • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
    • потливость.

    Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

    • плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
    • бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
    • раздражительность и резкая смена настроений;
    • страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
    • сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.

    Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

      ;
    • неврастения (астено-невроз); .

    Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

    • невроз страха;
    • депрессивный невроз;
    • ипохондрический невроз.
    • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
    • невротический энкопрез (недержание кала);
    • невротические расстройства сна;
    • невротические расстройства аппетита (анорексия);
    • невротическое заикание;
    • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).

    Астено-невротические состояния у детей

    Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».

    Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

    • капризы, плаксивость;
    • «истерики», упрямство;
    • частые и резкие смены настроений;
    • повышенная раздражительность;
    • вялость;
    • быстрая утомляемость;
    • низкая учебная успеваемость в школе.

    Динамика невротических расстройств

    Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

    Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

    Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

    Диагностика и лечение неврозов у детей

    После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.

    Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

    Эмоциональные проблемы у детей: агрессия, тревожность, страхи

    Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением последнее время, к сожалению, растет. Особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.

    Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда агрессивный ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию со стороны взрослых.

    Опираясь на многочисленные исследования, следует принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший человеку в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.

    В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действиях. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации.

    Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

    • стремление привлечь к себе внимание взрослых и сверстников;
    • стремление получить желаемый результат;
    • стремление быть главным;
    • защита и месть;
    • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

    Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

    • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
    • сниженный уровень саморегуляции;
    • неразвитость игровой деятельности;
    • сниженную самооценку;
    • нарушения в отношениях со взрослыми и сверстниками;
    • повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни).

    Одной из самых распространенных ошибок взрослых является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в «Бессознательном» ребенка. В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочных круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.

    Для преодоления существующей проблемы необходима организация индивидуальной психокоррекционной работы, которая направлена на:

    • выявление причин агрессивного поведения ребенка;
    • достижение эмоционального отреагирования агрессии;
    • устранение стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
    • отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (коррекция поведения);
    • закрепление новых стереотипов поведения в реальной жизни.

    Наиболее эффективным методом преодоления агрессивного поведения детей является метод песочной терапии. Игра с песком всегда вызывает у ребенка любого возраста неподдельный интерес. Она дает возможность психологу быстрее установить контакт с маленьким клиентом. Ребенок воздвигает на песке свое собственное миниатюрное изображение мира, тем самым, рассказывая о себе без слов. Анализируя песочную картину и рассказ ребенка, психолог может провести диагностику причин агрессивного поведения ребенка без травмирующих для него расспросов. Достижение эмоционального отреагирования агрессии происходит в песке с помощью изображения различных батальных сцен (игра с солдатиками, средневековыми рыцарями, ковбоями, различными животными). Также игры с песком дают наиболее эффективные результаты в отработке и закреплении новых навыков общения, поскольку для дошкольников игра – это ведущая деятельность, которая помогает им научиться правильно относиться к другим людям в реальной жизни.

    На некоторых этапах работы с агрессивными детьми наряду с песком используется рисование, которое ценно тем, что дает возможность детям выразить себя невербально – ведь вербальная (с помощью слов) система общения развита у них еще недостаточно. Рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное – это в какой-то мере сбывшееся.

    Не менее эффективным способом выражения гнева является работа с глиной, гибкость и податливость которой делает ее пригодной для удовлетворения самых разнообразных потребностей. Дети, которые очень рассержены, могут различными способами дать выход своему раздражению. Например, слепить фигурку того, на кого они очень злятся, а потом разломать ее. Этот вид творчества – один из самых наглядных из всех видов искусства, который позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка, что является достаточно важным в работе с любой проблемой.

    Тревожность

    Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

    Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

    Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

    • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
    • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
    • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

    Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

    Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

    Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

    • повышение самооценки;
    • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
    • на снятие мышечного напряжения.

    Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

    Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

    Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

    Страхи

    Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх — это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются. Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

    Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет. Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание. Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками. Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

    Работа со страхами направлена на:

    • установление причины беспокойства ребенка;
    • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
    • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

    Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»). С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка. А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

    Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

    Детское горе при потере близких

    Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

    Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

    Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

    • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
    • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
    • брать его с собой на похороны или нет?
    • вспоминать с ребенком умершего или нет?

    Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

    Психические расстройства в детско-подростковом возрасте

    Подростковая аутофгрессия.jpg

    Запись вебинара «Подростковая аутоагрессия: как распознать и что делать?». В студии заведующая отделением помощи семьям, имеющим детей центра «Ладо» Передельская Ирина Георгиевна и к.м.н., врач психиатр, руководитель клиники «Елизармед» Детков Дмитрий Васильевич обсуждают проблему аутоагрессивного суицидального и несуицидального поведения (шрамы, татуировки, самоувечья).- Смотреть.

    Предлагаем посмотреть запись вебинара, в котором опытные специалисты центра «Ладо».

    Радиоинтервью для канала «Воскресение» на тему психические расстройства в детском и подростковом возрасте, часть 1.

    Радиоинтервью на тему: Психические расстройства в детском и подростковом возрасте, часть 2.

    Патологическое фантазирование и ложь в детско-подростковом возрасте

    1.jpg
    Фантазирование у детей бывает патологическим и непатологическим. Чтобы отличить, надо понимать, в рамках какой нозологии и клинической картины оно возникает. Например, при истерическом или шизоидном расстройстве личности, вялотекущей шизофрении.
    При истероидном патологическом фантазировании дети находятся в полной ориентировке и контакте. Очень ярко описывают произошедшее, многословны, используют активную жестикуляцию. Главным действующим лицом является сам ребенок. У этих детей изначально нет серьезных проблем с коммуникациями.

    При шизоидных расстройствах личности патологическое фантазирование может начаться под влиянием социальных сетей и компьютерных игр. В виртуальное пространство эта категория попадает из-за недостатка живого общения. Замещается неинтересная реальность. Гебоидные расстройства также могут способствовать патологическому фантазированию. Из за компьютерных игр фантазирование сразу носит аутистический и оторванный от реальности характер. Например, «с помощью алмазного молотка одного из героев игры телепортирую плохого учителя». Так, причудливые, непонятные, жестокие игры приходят в сознание ребенка и запускают свое продолжение через фантазирование.

    При прогрессировании фантазии усложняются, отрываются от реальности, становятся постоянными, овладевают сознанием, снижается критика, теряется контроль, появляются галлюцинации воображения, ребенок уже больше зритель.
    При вялотекущей шизофрении патологическое фантазирование переходит в псевдогаллюцинации.
    Как самостоятельный психопатологический феномен и эквивалент будущих псевдогаллюцинаций и бредовых идей выступает инфантильное фантазирование.

    В плане психоинтеллектуального и нравственного развития приходится говорить о психической незрелости или отставании психического развития от физического. И тогда через инфантильную психологическую защиту сознания от тревоги и переживаний возникает фантазирование, которое заменяет скучную и серую действительность или отражает нереализованную потребность в признании и самоутверждении. При психогенных факторах травмирующая ситуация вытесняется из сознания. В фантазировании можно найти и поиск самочувствия у окружающих.

    При патологическом фантазировании персонаж компьютерной игры или другая фабула фантазирования становится более значимым для ребенка чем реальность. Он готов перевоплотиться и вжиться в свой вымысел. Поведение также начинает подчиняться фантазии «мне не надо учиться, я не пойду никуда после 9 класса, так как у меня будет новый аккаунт и с помощью нового героя стану супербогатым и суперсильным».

    К непатологическим вымыслам относятся псевдология и ложь, при которых видна личная цель. Например, не быть хуже сверстников, сказав, что тоже имеет последнюю модель гаджета. Исключением является патологическая ложь, при которой не определяется смысл и цель, важен сам процесс.

    Симптомы, причины, лечение и прогноз депрессии в детском и подростковом возрасте

    Актуальность темы депрессии у детей и подростков определяется ростом распространения данной болезни за последние 30 лет. Это обусловлено воздействием на неокрепший мозг невиданных ранее информационных деструктивных потоков, снижением уровня здоровья, вредными привычками, ухудшением питания, разрушением моральных ценностей, следствием чего является плачевное состояние института семьи и брака, инфантилизация вследствие разнообразных причин, в том числе под воздействием компьютерных игр и социальных сетей.

    В подростковом возрасте выделяют следующие формы депрессии: астеническая, тревожная, дисфорическая, ипохондрическая, истерическая (Гурьева В.А., 2001). Депрессии у детей и подростков бывают невротические, психогенные и эндогенные с психозом или без психоза. Последние встречаются при процессуальных заболеваниях, таких как прогрессирующее заболевание головного мозга, биполярное аффективное расстройство, шизофрения, эпилепсия.

    Развитие психогенной пубертатной депрессии связано с незрелым мозгом и преобладанием аффективного уровня реагирования со сниженной способностью к прогнозированию поведения, переработке неприятных впечатлений и стрессов, проблемному анализу.
    В симптомах эндогенных витальных депрессий мы увидим апатию, постоянную усталость и снижение побуждений, стойкие нарушения сна и аппетита, соматические симптомы, суточные и сезонные ритмы, «тяжесть на душе, боль в сердце» и т.д. Для эндогенных депрессивных состояний характерна триада психиатра Протопопова В.П., связанная с активизацией симпатического отдела вегетососудистой системы: расстройства стула, учащение пульса, мидриаз зрачков. В симптомах невротической депрессии в манифесте будет больше симптомов тревожно-фобического спектра.

    Шизофренический процесс в подростковом возрасте часто начинается с депрессии, этиологически и клинико-психопатологически схожей с невротической. Примерно то же относится к первой затяжной депрессии при биполярном аффективном расстройстве.
    Детские и подростковые депрессия часто остаются нераспознанными родителями, опекунами, педагогами, педиатрами, сотрудниками социальных служб. Ребенок остается один на один с депрессией. Низкая диагностика связана не только с низкой осведомленностью или недооценкой со стороны взрослых («надо просто взять себя в руки»), а также с распространением скрытых, маскированных депрессий, ее «эквивалентов». Соматические депрессии описаны психиатром Плетневым Д.Д., Вегетативные — Лемке Р. При таких депрессиях на первом плане не психопатологический статус с аффективными, идеаторнами и двигательными симптомами, а психосоматические вегетососудистые проявления: непонятные колебания температуры тела, головокружение, головная боль напряжения, нарушения сна, энурез, кожный зуд, покраснение или бедность кожных покровов, нехватка воздуха, напоминающая бронхиальную астму, раздраженный кишечник и спастический колит, анорексия и похудание, повышение или понижение артериального давления, психогинекология и т.д. Кроме того, у подростков отмечаются поведенческие и психопатоподобные «маски» с вспыльчивостью, эскплозивностью, развязностью, суицидальными поступками. Если на фоне депрессии совершается преступление, то говорят о криминальных «масках» или депрессии в период проступка. В период депрессии увеличивается склонность к компьютерным играм, употреблению никотина (сигареты, «вэйпы»), алкоголя и других психоактивных веществ. Подростковая ипохондрия и социальные фобии также могут протекать на фоне скрытых депрессий. Распространенной является «маска» депрессии в виде юношеской, подростковой астении с истощаемостью, головной болью, нарушением внимания, ухудшением успеваемости. Снижение интереса к прежним увлечением окружающие объясняют ленью. Описанные симптомы также сочетаются с эгоцентризмом, капризностью, оппозиционностью, самоутверждением и максимализмом.
    Лечении детских и подростковых депрессий начинается с правильно клинико-психопатологический оценки и психиатрического освидетельствование состояния.

    Своевременное распознание начала депрессии позволяет использовать невысокие дозы антидепрессантов и нейролептиков, сохранить личность, избежать госпитализации, декомпенсации и десоциализации. При любых формах депрессии психотерапия позволяет установить правильный комплайенс, выбрать правильные цели, усилить личность, развить эмоциональные и интеллектуальных возможности пациента, научить бороться с болезнью.

    Прогноз при депрессии зависит от многих факторов. Вильям Е.К. с соавт. (2020) проанализировав психическое здоровье детей и подростков от 9 до 16 лет с симптомами депрессии, а затем наблюдая и после 18 летнего возраста, выяснили, что у них возникало гораздо больше проблем со здоровьем, чаще были проблемы с семейной жизнью — оставались одинокими, конфликтовали и разводились. Чаще совершали преступления, имея проблемы с законом. Депрессия снижала успехи в профессии и карьере. Дети, пролеченные врачами от депрессии, в будущем имели меньше описанных проблем, но повторяющееся сниженное настроение проявлялось в употреблении психоактивных веществ, в том числе алкоголя и никотина.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Упала теперь болит в паху
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector