Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности детской психиатрии

Особенности детской психиатрии

Влияние онтогенетического фактора. В общей биологии онтогенез понимается как индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до момента смерти [Северцов А. Н., 1939 Шмидт Г. А., 1972].

2. постнатальный онтогенез. Важнейшей составной частью постнатального онтогенеза является психический онтогенез, т. е. психическое развитие индивида.

Психический онтогенез

Наиболее интенсивный психический онтогенез приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются как отдельные психические функции, так и личность человека. Психическое развитие протекает неравномерно. Резкие количественные и качественные изменения он претерпевает в переходные возрастные периоды, или периоды возрастных кризов: 2-4 года, 6-8 лет, пубертатный возраст 12-18 лет (по А. Е. Личко, 1979).

Психический дизонтогенез- нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга [Ковалев В. В., 1973, 1976, 1981, 1983].

Психический дизонтогенез-

ПРИЧИНЫ:1. биологические (генетическими, экзогенно-органическими и др.) патогенные факторы. 2. неблагоприятные, более или менее длительные микросоциально- психологические средовые воздействия, а также разнообразные сочетаниями тех и других.

Типы психического дизонтогенеза

1. Ретардации (по Н. Rumke – цит. W. Kretschmer, 1972; Kretschmer E., 1971] и

2. Асинхронии [Kretschmer E., 1954] психического развития.

3. Тип высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования

Ретардация-запаздывание или приостановка психического развития.

Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае имеется запаздывание или приостановка развития отдельных психиче-ских функций, компонентов психики, отдельных свойств личности. Клиническим выражением тотальной психической ретардации является общее психическое недоразвитие (олигофреническое слабоумие). Парциальнаяпсихическая ретардация проявляется психическим инфантилизмом, синдромами невропатии, незрелостью отдельных сторон психики и отдельных психических процессов: психомоторики, речи, внимания, пространственного восприятия, эмоциональной незрелостью, запаздыванием формирования школьных навыков чтения, письма и счета (дизлексия, дизграфия, дискалькулия).

Асинхрония— искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие [Сухарева Г. Е., 1959; Harbauer H., 1980, и др.], характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.

Психический дизонтогенез по типу диспропорционального (искаженного) развития находит клиническое выражение в различных психопатических синдромах как проявлениях аномального формирования (т. е. дизэволютивного развития) личности, в специфических для младшего детского возраста дизонтогенетических синдромах раннего детского аутизма, а также отчасти в гебоидном синдроме, свойственном подростковому возрасту.

Фиксацииболее ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования

— тип, связанный с механизмами высвобождения и фиксации бол ее ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования. Основу этого типа психического дизонтогенеза составляет преходящая физиологическая незрелость, а также временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования. Однако под влиянием неблагоприятных воздействий среды (как биологических, так и психических) может происходить задержка дальнейшего созревания незрелых структур и функций или персистирование (т. е. более или менее стойкое сохранение) онтогенетически более ранних форм нервно-психического реагирования.

Общее

• Основными проявлениями заболеваний являются симптомы и синдромы.

• «Симптом» (древнегреческий врач Сораном Эфесским)- «статистически значимое отклонение того или иного показателя жизнедеятельности организма от его нормальных значений или возникновение качественно нового, не свойственного здоровому организму явления».

• Синдром ( А. В. Снежневскому (1969),- система, состоящую из определенным образом взаимосвязанных между собой симптомов.

• Основными критериями выделения психопатологического синдрома, по К. Jaspers (1973), являются ярко выраженные объективные и субъективные феномены, «сцепленные между собой», одновременность их возникновения и повторяемость при различных заболеваниях.

Диапазон психопатологических синдромов в детстве

1. в младшем детском возрасте сравнительно узок, в основном это немногие дизонтогенетические синдромы раннего детского аутизма, гиперактивности, патологических страхов, тотального и парциального психического недоразвития.

2. Общепсихопатологические синдромы: аффективные, галлюцинаторные, бредовые, дисм-нестические и другие – до школьного возраста, как правило, не обнаруживаются ввиду незрелости психики. С возрастом диапазон психопатологических синдромов расширяется.

3. Наиболее поздно (в старшем детском и подростковом возрасте) выявляются бредовые синдромы, синдром Кандинского-Клерамбо и синдромы деперсонализации-дереализации, формирование которых возможно лишь при относительно полной зрелости самосознания.

Особенности негативных психопатологических симптомов и синдромов у детей и подростков

• В раннем детском возрасте негативные симптомы в основном связаны с нарушениями психического развития, т. е. носят дизонтогенетический характер.

• В дошкольном и младшем школьном возрасте интеллектуально-мнестическое и эмоциональное снижение часто изменчиво, нестойко.

• Негативные изменения свойств личности, которые входят в структуру синдромов снижения уровня личности, регресса личности и деменции у взрослых (по А. В. Снежневскому, 1983), в младшем детском возрасте редуцированы в связи с возрастной незрелостью личности.

Позитивные (продуктивные) психопатологические расстройства

• У детей (вплоть до препубертатного возраста), как правило, рудиментарны

• Например, бредовые страхи и бредовая настроенность вместо бредовых идей, патологические образные фантазии вместо сверхценных идей, визуализированные образные представления, гал-люцинации воображения, гипнагогические галлюцинации и другие галлюциноиды вместо истинных галлюцинаций).

• Кроме того, продуктивные расстройства у детей часто фрагментарны, неразвернуты, эпизодичны.

Периодизация этапов психического развития

1. Пиаже (1967) 2. А. Валлон (1967), 3. Г. К. Ушаковым (1973), включает

• моторный (1-й год жизни),

• сенсомоторный (до 3 лет),

• идеаторный (12-14 лет)

Уровни нервно-психического реагирования

• 1) соматовегетативный (0-3 года);

• 2) психомоторный (4-7 лет),

• 3) аффективный (5-10 лет)

• 4) эмоционально-идеаторный (11-17 лет)’

Классификация психических расстройств детского
и подросткового возраста

Выделено семь основных групп детских психических расстройств, признанных практически всеми клиницистами:

• (1) реакции адаптации;

• (2) общие нарушения развития (психозы детского возраста);

• (3) специфические нарушения развития;

• (4) расстройства поведения (асоциальные, или

• (5) гиперкинетические расстройства (расстройства с дефицитом внимания);

• (6) эмоциональные (невротические или соматоформные) расстройства;

• (7) симптоматические расстройства.

Эпидемиология

• По данным Richman et al. (1982), у 7% детей трехлетнего возраста наблюдаются симптомы, приравниваемые к умеренным или тяжелым нарушениям. у15%отмечаются легкие проблемы, такие как непослушание.

• Частота психических расстройств в среднем детском возрасте варьирует в зависимости от специфики места жительства: в городах этот показатель (около 25%) вдвое выше, чем в сельской местности (около 12%) (Rutter et al. 1975b).

• Среди четырнадцатилетних годичная распространенность существенных психических нарушений составила около 20%.

• О распространенности аналогичных нарушений среди подростков старшего возраста известно меньше, но, вероятно, показатели сходны с относящимися к среднему подростковому возрасту.

Госпитализация детей и подростков

1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
2. «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992г. № 3185-1
3. Комментарии к Законодательству Российской Федерации в области психиатрии.

Документы для предоставления:

1. Направление на госпитализацию в ГБУЗ ККПНД от врача-психиатра (участкового, городского, образовательно-воспитательных учреждений, РВК, психиатрической бригады скорой помощи и т.п.). При необходимости госпитализации в неотложном порядке направление оформляет врач-психиатр консультативно-приемного кабинета. Родители имеют право на самостоятельное обращение.

2. Полный прививочный анамнез пациента, заверенный личной печатью врача, выдавшего документ. При отсутствии тех или иных прививок указывается причина. Запись «сведений о прививках нет» делается только в тех случаях, когда нет возможности восстановить медицинские сведения.

3. Справка из медицинских организаций районов, города или медицинского кабинета образовательно-воспитательного учреждения об отсутствии контактов пациента с инфекционными больными.

  • Действительна 3 дня с момента выдачи до госпитализации.
  • Дата выдачи пишется разборчиво, исправления не допускаются.
  • На справке обязательны: фамилия, инициалы и подпись лица, выдавшего справку (для врача — личная врачебная печать) и печать учреждения.
Читать еще:  позднее начало половой жизни

4. Справка о перенесенных инфекционных заболеваниях (желательно указывать год), для заболеваний предшествующих госпитализации в течение последних б месяцев — месяц и год. Отметка о педикулезе, гепатитах, чесотке — обязательна.

  • На справке указывается дата выдачи, фамилия и инициалы врача или фельдшера выдавшего документ, личная печать врача, печать учреждения.

5. Желательна характеристика из образовательно-воспитательного учреждения.

  • Указывается полное название учреждения, его профиль, программа обучения ребенка, фамилия лица выдавшего характеристику, дата выдачи, печать учреждения. На больных, направленных, в стационар для решении вопроса оформления инвалидности, необходима ксерокопия характеристики для МСЭК.

6. Медицинская карта амбулаторного больного, содержащая сведения о наличии хронической сопутствующей патологии или подробную выписку из нее от врача педиатра или «узкого» специалиста — о развитии, патологии, обследованиях, динамике состояния, проводимом лечении и статусе больного на момент выдачи выписки с рекомендациями по дальнейшей тактике.


Для госпитализации в плановом порядке детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию или ведущих половую жизнь
необходимы также следующие документы: осмотр гинеколога/проктолога, венеролога, с заключением: «может находиться в детском коллективе», личная печать врача и дата осмотра обязательны. Анализы на ВИЧ и RW. При контакте госпитализируемого с больным туберкулезом необходима справка от фтизиатра о возможности пребывания в детском коллективе.

Плановая госпитализация детей до 15-летнего возраста осуществляется с согласия отца/матери или опекуна. Детей — иждивенцев государства — по ходатайству администрации воспитательно — образовательного учреждения, где воспитывается, или содержится ребенок. Мать/отец ребенка при госпитализации предъявляют свои паспорта, а опекун свой паспорт и документы, подтверждающие опеку данного липа над госпитализируемым ребенком.

При отсутствии отца/матери, опекуна при госпитализации сына/дочери/опекаемого, плановая госпитализация ребенка возможна только при наличии их нотариально оформленной доверенности на лицо, сопровождающего ребенка. Доверенность должна передавать указанному лицу права (предусмотренные статьей 46 ГПК РФ) быть законным представителем ребенка при его госпитализации в психиатрическую больницу и на время его пребывания в стационаре. При этом сопровождающий ребенка законный представитель должен иметь при себе документ, удостоверяющий личность. В случае пребывания родителя или опекуна в медицинской организации на стационарном лечении, доверенность по установленной форме и подпись родителя заверяется главным врачом больницы.

На сопровождающего ребенка на госпитализацию представителя государственного учреждения доверенность дается руководителем этого учреждения. Дата выдачи доверенности, фамилия и подпись официальных лиц и печати учреждений обязательны.

Госпитализация детей до 15 лет в неотложном порядке оформляется комиссией врачей-психиатров (3 человека) без вышеперечисленных документов. Сразу же предпринимаются меры по розыску законных представителей ребенка и сбору необходимой медицинской документации.

Дети подросткового возраста с 15 до 18 лет согласие на плановую госпитализацию дают сами.

Неотложная госпитализация в недобровольном порядке больных этой возрастной группы осуществляется по установленным правилам согласно законодательным документам.

Основные правила заполнения направления на госпитализацию в ГБУЗ ККПНД:

Направления передаются в регистратуру диспансера ГБУЗ ККПНД врачом или медсестрой участка или психиатром школы / интерната.

В руки родителям или опекунам районных больных направление выдается только в запечатанном виде, в этом случае диагноз психического заболевания заменяется шифром по Международной Классификации Болезней — 10.

В направлении на госпитализацию в психиатрическую больницу обязательно отражаются следующие моменты:

  1. аллергологический анамнез
  2. эпидемиологический анамнез
  3. срок переосвидетельствования на МСЭК
  4. полно и подробно заполняются паспортные данные больного и его родителей /опекунов; фамилия, имя, отчество (полностью), число, месяц и год рождения, домашний адрес больного с домашним телефоном (при отсутствии домашнего телефона, указываются телефоны, по которым в неотложном порядке можно связаться с законным представителем ребенка или передать для него срочную информацию или экстренный вызов), пишется место работы родителя / опекуна, должность, номер рабочего телефона.

При проживании родителей или опекуна отдельно от ребенка, при несоответствии адреса постоянного места жительства ребенка по прописке с адресом его фактического проживания, наличии нескольких мест проживания и т.п., указываются все адреса и телефоны, которые известны врачу психиатру.

Также пишутся фамилии, имена, отчества родителей (родителя, с которым проживает ребенок) или опекунов.

В графе «место работы больного» указываются:

  • для посещающих детские дошкольные учреждения — его номер и его специализированный профиль — для не посещающих дошкольные детские учреждения — пишется слово «неорганизованный». — для посещающих образовательное учреждение — указывается его номер, специализированный профиль, номер класса и программа, по которой обучается больной.
  • для обучающихся на дому или по индивидуальной программе — делается подробная запись типа «обучение на дому по вспомогательной программе 4-го класса».

В графе «направляется в больницу первично, повторно» нужная информация подчеркивается. Указывается дата предыдущей госпитализации, если больной поступает повторно. В разделе «краткий анамнез заболевания» все сведения о больном, его болезни пишутся кратко, но емко. Отражается суть, те сведения, которые необходимы врачу приемно-консультативного кабинета для решения вопроса госпитализации в психиатрический стационар, а врачам-психиатрам отделения — для понимания динамики болезненного процесса и выработки лечебной тактики.

Необходимо отражать динамику психического состояния на фоне лечения. Указывать препараты, суточную дозу, продолжительность и количество курсов, переносимость медикаментов. Если лечение не проводилось при длительном наблюдении у психиатра и наличии показаний для терапии, то указывается причина (отказ больного, родственников, соматическая патология и т.п.). Если на момент выдачи путевки больной получает медикаментозное лечение, то обязательно в путевке указывается; с какого времени получает тот или иной препарат, разовая доза, способ и краткость приема/введения, переносимость. Эффект от амбулаторной терапии.

Обязательно указывается время, с какого ребенок болен психическими заболеваниями или с какого времени родители/опекун/работники государственного воспитательно-образовательного учреждения считают его больным или заметили отклонения в его поведении, учебе, настроении и т. п. Пишется, состоит ли на диспансерном учете у психиатра или под консультативно- лечебным наблюдением и с какого времени. Если день первого обращения к психиатру совпадает с днем написания направления, то указывается «обратились к психиатру впервые. (число, месяц,. год)».

Отражается употребление психоактивных веществ (спиртного, наркотиков, вдыхание токсических веществ и т.п., табакокурение), сексуальное насилие, половая жизнь, сексуальные девиации.

Указываются жалобы на здоровье:

  • субъективные: предъявляет сам больной.
  • Объективные: предъявляют законные представители ребенка на его здоровье.

Описание соматического статуса должно содержать жалобы больного, отклонения в соматической сфере на момент выдачи направления. Описываются кожные покровы, слизистые. При наличии сведений о гомосексуальных связях осматривается задний проход, результаты фиксируются в направлении. Контроль АД и температуры. Результаты осмотра на педикулез. Контакт с туберкулезным больным, разрешение на госпитализацию в детское отделение подтверждается справкой.

При наличии сопутствующих хронических соматических заболеваний больной предупреждается о необходимости предъявления при госпитализации амбулаторной карты соматического больного, либо выписки из нее с осмотром, данными обследованиями, результатами лечения и рекомендациями врачей-специалистов. При этом в путевке врач пишет диагноз хронического сопутствующего соматического заболевания.

Если тяжесть соматического состояния превалирует над психическими проявлениями, то ребенок лечится по поводу соматической патологии в соответствующем профилю заболевании стационаре или получает лечение амбулаторно (на усмотрение лечащего врача-специалиста или педиатра), а после достижения устойчивой ремиссии/компенсации — в плановом порядке проходит стационарное обследование и лечение психического заболевания в ГБУЗ ККПНД.

Читать еще:  Симптомы болезни — нарушения гормонального баланса

Случаи неотложной госпитализации в психиатрический стационар тяжело соматически больного согласуются врачом-психиатром с заведующим детским отделением и заместителем главного врача по медицинской части ГБУЗ ККПНД.

Неврологический статус — отражаются отклонения в неврологической сфере, сопутствующая хроническая неврологическая патология. При наличии сопутствующей психическому заболеванию неврологической патологии для направления в психиатрический стационар необходима выписка от невролога с указанием диагноза, результатами обследования, динамики состояния, проводимого лечения, рекомендации по тактике ведения и медикаментозной терапии на момент стационарного лечения в ГБУЗ ККПНД.

Превалирование неврологической патологической симптоматики над психическими отклонениями — показания для лечения в неврологическом стационаре, амбулаторной терапии (по решению специалистов — неврологов), с дальнейшим плановым обследованием и лечением в ГБУЗ ККПНД.
Случаи неотложной госпитализации в психиатрический стационар больных с выраженными отклонениями в неврологической сфере согласуются с заведующим детским отделением и заместителем главного врача по медицинской части ГБУЗ ККПНД.

Психический статус должен кратко, но емко отражать психическое состояние больного на момент выдачи путевки на стационарное лечение с выделением основных симптомов и синдромов.
В графе «краткие данные социального обследования» описываются жилищные и социальные условия проживания ребенка (какое жилье; отдельное или коммунальное; благоустроенное или неблагоустроенное; выделено ли отдельное помещение ребенку. Полная семья или нет; благополучная или нет, злоупотребляют ли алкоголем родители, безнадзорен ребенок или нет; содержание притона и т.п. Лишение родительских прав. Опекунство.)
Сопровождаться на госпитализацию ребенок должен отцом/ матерью/ опекуном или законным представителем — сотрудник государственного учреждения — кем конкретно, фамилия, имя, отчество, кем приходится ребенку.
Психиатрический диагноз и шифр или только шифр, — если направление выдается на руки отцу/ матери/ опекуну в заклеенном виде.
Врач-психиатр не имеет право давать направление на госпитализацию без осмотра больного.
Ребенок до 15 — летнего возраста осматривается психиатром только с согласия его законных представителей, они же дают согласие на госпитализацию ребенка в психиатрический стационар ГБУЗ ККПНД — при написании направления устно врачу—психиатру (участковый психиатр указывает согласие в конце путевки) и письменно при госпитализации больного.
Неотложная недобровольная госпитализация в психиатрический стационар осуществляется без согласия законных представителей ребенка и подростка с 15 до 18 летнего возраста при наличии показаний, в соответствие с установленным порядком.
После написания психиатрического диагноза и сопутствующего соматического диагноза врач-психиатр указывает с какой целью и для решения каких вопросов направляет больного на плановое стационарное лечение. Неотложная госпитализация обосновывается со ссылкой на «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 1992 года. Врач-психиатр ставит свою врачебную печать и роспись.
Дата выдачи направления обязательна. Никакие сокращения кроме общепризнанных — (ЦНС, ЭЭГ, ЭХО ЭГ) и исправления не допускаются.

Оценка нервно-психического здоровья детей и подростков

Оценка нервно-психического здоровья детей и подростков является одной из важнейших характеристик состояния здоровья наряду с определением уровня физического развития. Необходима при проведении профилактических медицинских осмотров детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно и осуществляется в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

Содержание

Исследование состояния нервно-психического здоровья детей и подростков [ править | править код ]

Обычно проводится в 2 этапа:

  • доврачебный (психологический и психофизиологический);
  • врачебный (осмотр педиатром и врачами-специалистами).

Доврачебный этап профилактического медицинского осмотра [ править | править код ]

Доврачебный этап с помощью анкет-опросников, скринингов, и экспресс-методов диагностики помогает выявить нарушения нервно-психического здоровья, оценить особенности эмоционального развития ребенка, его социальную адаптацию.

Параметры оценки нервно-психического состояния ребенка [ править | править код ]

При оценке нервно-психического здоровья детей и подростков необходимо выделять следующие параметры:

  • Психофизиологический статус ребенка говорит о психологической, физиологической сформированности ребенка в соответствии с возрастом.
  • Успешность в сфере общения со сверстниками. Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. Успешность социально-психологической адаптации ребенка зависит от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в социальной группе.

Для оценки успешности в сфере общения со сверстниками используется социометрический эксперимент, на основе которого строится социоматрица взаимоотношений в группе, а каждый ребенок получает свой социометрический индекс.

  • Эмоциональное состояние ребенка. Тревожность – это психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Ощущается как напряжение, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение, проявляется в «уходе» от ситуации, что влияет на степень личностной и социальной адаптации детей и подростков, может привести к соматическим болезням. Ребенку всегда необходимы положительные эмоциональные состояния, которые способствуют активизации познавательных процессов, лучшей адаптации.
  • Социально-психологическая адаптация ребенка – это сложное социально обусловленное явление, в котором важно учитывать все особенности его поведения. Признаками адаптивных проблем являются состояния тревожности, недостаток уверенности в себе, невротические проявления.

Оценить степень социально-психологической адаптации ребенка позволяет анкетирование ребенка, его родителей, преподавателей в образовательном учреждении.

Оценка результатов доврачебного этапа обследования [ править | править код ]

Осуществляется школьным психологом при участии медсестры на основе обработки результатов анкет-опросников, скринингов, и экспресс-методов диагностики в соответствии со стандартом каждого теста. При этом выделяются и фиксируются признаки, указывающие на нарушения в нервно-психическом состоянии ребенка.

На основании данных, полученных в результате анализа школьного психолога, медсестра или школьный врач составляют «группу риска» детей и подростков.

Врачебный этап обследования профилактического медицинского осмотра [ править | править код ]

Врач-педиатр обеспечивает объективность и правильность выносимого заключения. На осмотре он уточняет материалы доврачебного этапа, сопоставляя с выраженностью симптоматики, нозологией, определяет необходимость углубленного обследования специалистов — невролога, психиатра, медицинского психолога и дает рекомендации для родителей.

На врачебном этапе обследования ребенку необходимо поставить диагноз и отнести его к одной из групп здоровья в соответствии с методикой комплексной оценки состояния здоровья детей. Эти данные должны быть занесены в медицинскую карту ребенка и должны учитываться при отнесении к определенной группе для занятия физической культурой, при выборе будущей профессии и при решении других социально значимых задач.

Соблюдение деонтологических требований в одинаковой степени обязательно для всех категорий медицинских работников!

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. Проблемы переходного возраста у мальчиков и девочек, социальные отношения и поведение

Переходный этап между детством и взрослостью порой нелегко дается как ребенку, так и родителям. Начинается он с 12-14 лет и заканчивается в 15-17 лет. Некогда спокойные мальчики и девочки могут полностью измениться в поведении, стать неуправляемыми, делать все назло. Что движет ими? Психология подростка детально объясняет, какие проблемы возникают в таком возрасте, и как сделать так, чтобы у ребенка этот период прошел максимально спокойно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.

Что такое психология подростка

Термин можно трактовать с двух точек зрения. В первой формулировке речь идет о науке, которая изучает особенности поведения мальчиков и девочек 12-17 лет. Вторая формулировка подразумевает непосредственно суть этого учения – возрастную особенность поведения, психических процессов. Это явление, которое может возникнуть у каждого растущего человечка, но оно необязательно. Родителям следует запастись терпением, создать для себя и ребенка ряд железных правил и не думать, что чадо останется таким неуправляемым на всю жизнь.

Читать еще:  бульозна емфізема легень

Возрастные особенности подростков 13-14 лет

Со стартом этого периода (у кого-то раньше, у кого-то позже) в организме происходят существенные физические изменения: начинается половое созревание. Перестройка в теле многих пугает, доставляет неудобства, иногда может стать причиной насмешек со стороны ровесников (например, при недостатках в фигуре, появлении прыщей, непроизвольной эрекции). Это откладывает свой отпечаток на незрелой психике. Современные подростки ощущают взрослую любовь, начинают проявлять сексуальную активность.

Физическое созревание влияет на нервную деятельность. У мальчиков и девочек 13-14 лет особая психология: процессы возбуждения преобладают над торможением. Это влечет за собой ухудшение реакции, временные трудности в формировании условных рефлексов. У подростков наблюдается очень эмоциональное общение, психическая неуравновешенность из-за переживаний. Сильно развито воображение: ребенок переживает одни и те же чувства, пока не изживет свои внутренние терзания.

Подростковые проблемы

Когда ребенок входит в возраст 12-15 лет, психология меняется. Основные проблемы, которые доставляют неудобства окружающим (но не самому подростку):

  1. Одержимость гаджетами. Электронные устройства заменяют реальный мир, влияют на саморазвитие, не оставляют времени на помощь по дому, учебу.
  2. Враждебность к родителям. Мальчики и девочки начинают хамить, вести себя неуважительно, игнорировать правила.
  3. Ложь. За ней стоит боязнь быть осужденным, отруганным или наказанным, ведь подросток нередко нарушает установленные правила.
  4. Поздние приходы домой. Ребенок испытывает пределы, намеренно нарушает временные границы.
  5. Дружба с плохой компанией. Ребенок думает, что те ребята крутые, поэтому он жаждет стать таким же.
  6. Употребление алкоголя, наркотиков, курение. Трудный подросток стремится возвыситься над другими, испытать новые ощущения.

Психологические проблемы подростков

Основные трудности связаны с противоречиями в потребностях мальчика или девочки. Психология подросткового возраста говорит о том, что возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации. Ребенок ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он рьяно отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи. Это сверстники, интересы которых он разделяет.

Почти все проблемы современных подростков вытекают из конфликта, описанного выше. Тинейджер хочет самоутверждения. Если что-то идет не так, как он желал, возникают депрессии, замкнутости, ребенок становится скрытным или всячески протестует против общественности. Вопросы пола подогревают это состояние. Подростковая гиперсексуальность приводит к активной мастурбации, которая сопровождается чувством вины, ранним половыми связями и всеми последствиями, связанными с ними. Девственность тоже может стать причиной волнения.

Подростковая психология мальчиков

Процесс превращения мальчика в парня, а затем и в мужчину сложный. В младшем подростковом возрасте (12-14 лет) проблема не так чувствуется, но затем становится ощутимей. Насколько она будет глобальной, зависит от семейных взаимоотношений: участия матери и отца (особенно отца!) в воспитании ребенка. Мальчик все больше внимания обращает на девочек, случается первая любовь. Если она неразделенная, у подростка может возникнуть подмена в ориентации – стремление к партнеру своего пола.

Психология выделяет несколько тревожных и волнующих состояний подростка:

  • беспокойство по поводу мнения окружающих, своей внешности;
  • неуверенность в своих силах;
  • юношеский максимализм: самонадеянность, категоричность в суждениях;
  • полярность психики: сочетание замкнутости и общительности, цинизма и мечтательности, наглости и стеснительности;
  • стремление получить максимум информации по интересующему вопросу.

Подростковая психология девочек

Поведенческие особенности практически одинаковые у обоих полов, но переходный возраст у девочек наступает раньше. Подростка легко рассмешить или заставить плакать, похвала или критика воспринимается очень близко к сердцу. У девочек происходит формирование самосознания. Потребность в психологической близости, взаимопонимании у них сильнее, чем у мальчиков. Нередко подростки влюбляются в красавцев из телевизора, взрослых мужчин. У девочек формируются идеалы и авторитеты, они стремятся подражать им.

Кризис идентичности

Эрик Эриксон ввел термин «кризис идентичности», который тесно связан с кризисом смысла жизни. В подростковом периоде происходит личностное самоопределение. Перед юным человеком стоит непростая задача, являющаяся этапом взросления: ему необходимо понять свою роль как члена общества и собственные уникальные особенности, интересы. Подросток обретает социальный статус, проходит адаптацию во взрослом окружении, приобретает новый способ мышления.

Парень или девушка находятся в процессе становления своего «Я» с точки зрения реализации взглядов на жизнь. У идентичности есть две характеристики:

  • положительная: кем подросток должен стать;
  • отрицательная: кем не должен стать.

Социальные взаимоотношения

При описании этого аспекта психология выделяет две разных модели взаимоотношений: со взрослыми и ровесниками. Последние формируют устойчивые социальные группы, в которые новичку попасть сложно. Такие объединения являются для подростков эталонными и субъективно значимыми, их требования и нормы парень или девушка принимает и разделяет. Общение выходит на новый уровень, и это не только развлекательные совместные игры, но и общий труд, разговоры на жизненно важные темы.

Если подросток становится изгоем, или сверстники объявляют ему бойкот, это приводит к формированию низкой самооценки, комплексов, ощущению одиночества, неполноценности и даже суицидальным мыслям (в особо тяжелых случаях). Каждое детское переживание, связанное с ровесниками, очень глубокое и значимое. Все подростки имеют повышенную чувствительность к групповому мнению, и если ему не соответствуют, то возникают страхи.

Общаться со взрослыми подросшему ребенку уже сложнее. К нему выдвигаются большие требования, что сопровождается сопротивлением. Особая роль в этот период отводится влиянию семьи. Благополучные отношения родителей и умеренное давление на подростка становятся решающими при выборе модели поведения. Однако неустойчивость психики создает определенные сложности в общении со взрослыми, приводит к периодическим протестам.

Поведение подростка в 14 лет

В этот период меняется когнитивная сфера, что откладывает отпечаток на поведение. Психология подростков говорит о возникновении фантомного чувства взрослости, самостоятельности. Молодой человек хочет всячески показать, что он уже взрослый, но, по сути, он остается ребенком. Старшие подростки делают контакты с семьей более слабыми, обособляют свое «Я». Впервые появляются серьезные мысли о будущей профессии. Фантомная взрослость как бы наделяет юных ребят полномочиями к запрещенным и нежелательным действиям: курению, употреблению алкоголя, половым связям.

Как разговаривать с подростком

Родителям в переходный возраст ребенка не менее сложно. Неосторожные слова, необдуманные действия могут причинить вред неокрепшей психике. Несколько правил общения с подростком:

  • Не допускайте критики внешности. Даже если не все идеально, совместными силами вы исправите изъяны.
  • Будьте внимательны к ребенку. Спрашивайте, как дела. Если вам не нравится поведение, не осуждайте это откровенно. Окольными путями или на своем примере можно предложить тот вариант развития событий, который вам приемлем.
  • Будьте искренне заинтересованы успехами чада, «глобальными» проблемами со сверстниками.
  • Делитесь своими планами, выслушивайте советы, даже если они кажутся нелепыми. Цените выбор ребенка.
  • Займитесь половым воспитанием. Не бойтесь неадекватного восприятия информации – дети уже готовы к новым открытиям.
  • Хвалите ребенка, будьте на равных, не обижайтесь на перепады настроения и говорите с ним, а если он этого не желает, находите нужный момент для беседы.

Чем увлечь подростка

Тинейджеры – самые увлекающиеся люди. Они занимаются всем и понемногу. Родителям важно обнаружить потенциал ребенка и дать ему раскрыться. Желательно это делать в более раннем возрасте – 5-6 лет. Самые интересные занятия для подростков:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector