Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как справиться со стрессом мегаполиса или проблемы большого города

Как справиться со стрессом мегаполиса или проблемы большого города

Стресс в большом городе. Как справиться со стрессом?

Сложно недооценить удобство проживания в крупном городе. Не случайно, более 50% населения нашей планеты, по статистике, предпочли городские удобства деревенскому быту.

Конечно, город предоставляет своим жителям большие возможности трудоустройства, получения хорошего образования, многообразия досуга и развлечений и общего бытового комфорта. Однако, платой за это для многих становится постоянное напряжение и стресс от стремительного ритма жизни и постоянных забот.

Каждый день на горожан давят кредиты, растущие цены, шумные соседи, пробки.

Причин для нервной перегрузки для горожан достаточно много:

  • постоянная спешка и боязнь опоздать;
  • возрастающий уровень конфликтности на улицах и в транспорте;
  • конкуренция и повышенные требования на работе;
  • психологический микроклимат в коллективе;
  • дисбаланс между существующим потенциалом и местом профессиональной деятельности;
  • безразличие окружающих.

Все эти проблемы подкрепляются постоянным городским шумом и суетой, от которых не скрыться нигде. Каждый день на горожан давят кредиты, растущие цены, шумные соседи, пробки и множество иных раздражающих факторов. В какой-то момент организм просто может дать сбой, а симптомы стресса начать проявляться все сильнее.

10 основных признаков стресса

Поначалу, человек не придает значения признакам сильного стресса — чрезмерную усталость и желание заменить воскресную прогулку бесцельным валянием на диване он объясняет обычными перегрузками на работе. Но список безобидных на первый взгляд симптомов может увеличиваться, а самочувствие с каждым днем становиться все хуже.

Специалисты выделяют основные симптомы стрессовых расстройств:

  1. Расстройства сна, его «поверхностность»;
  2. Отсутствие аппетита или его неумеренность;
  3. Апатия, чрезмерная усталость, физическая слабость;
  4. Сложность в общении;
  5. Ощущение своей бесполезности, отсутствие удовлетворения от проделанной работы;
  6. Снижение концентрации внимания и скорости мыслительного процесса;
  7. Нервозность, невозможность расслабления;
  8. Ухудшение самочувствия, которое может проявляться по-разному — головная боль, легкая тошнота, неприятные ощущения в области сердца, частые простуды;
  9. Беспричинное раздражение в общении с коллегами, соседями, попутчиками и даже близкими людьми;
  10. Эмоциональное опустошение, отсутствие интересов и желаний.

По результатам опроса минтруда более 60% работников отмечают стресс в качестве негативного фактора, связанного с работой. ещё 25% работников указали в качестве основного источника негативного влияния на здоровье вредные условия труда. И лишь менее 20% работников не считают, что производственная деятельность влияет на их здоровье.

Распознавание симптомов на ранней стадии помогает избежать фатальных последствий — проблем в отношениях с людьми, потери любимой работы, расставания с близким человеком. И, конечно, многое зависит от уровня проблемы и желания с ней справиться — это не всегда просто.

Как же помочь организму справиться?

С неприятными проявлениями стресса можно бороться различными методами, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. При первых признаках патологического состояния организма, возможно, сменить обстановку, устроить себе долгий полноценный отдых или просто переехать на постоянное место жительства куда-нибудь в глубинку, поближе к природе. К сожалению, этот метод подходит далеко не всем.

Рекомендации специалистов, как бороться:

Релаксация с помощью массажа, оздоровительных ванн, акупунктуры и других методик. Такие методы помогут восстановить нормальную функциональность ЖКТ, улучшить кровообращение, снять мышечное напряжение. Недостаток — релаксационные методики требуют времени и, как ни банально это звучит, ощутимых затрат.

Помогает успокоиться и восстановить равновесие. Однако, вряд ли ее стоит назвать основным средством в борьбе, скорее — сопутствующим.

Длительная работа над собой, коррекция поведения, переосмысление образа жизни и привычек. В особо сложных случаях сопровождается приемом определенных препаратов. Недостаток — длительность процесса. К тому же, любая психотерапия должна быть подкреплена поддержкой организма и нервной системы.

Народные средства для борьбы — это настои и отвары целительных растений. Придется регулярно готовить напиток, и учитывать особенность успокаивающих травяных сборов — возможную сонливость. Эффект распространяется на весь организм и вести активную деятельность, а тем более, водить автомобиль, после их приема не рекомендуется. Кроме того, травяные средства будут действовать только с случае правильного сбора, хранения и обработки, что не всегда гарантируется.

Как справиться со стрессом и депрессией

Стрессовые расстройства в современном мире стали неотъемлемой частью жизни. Однако, это не значит, что городской житель должен смириться с такой участью.

Существуют средства, которые не просто временно снимают симптомы стресса, но и помогают организму самому справляться с нервными напряжениями.

Однако, для начала человеку стоит понять, присутствуют ли у него те симптомы, которые могут навредить организму.

Помочь ребенку самореализоваться: боремся с подростковыми страхами

Чувство страха — неотъемлемая часть базовых эмоций человека. В подростковом возрасте, в период самоопределения и поиска себя, эти эмоции играют особую роль. «А что, если меня не поймут одноклассники?», «Боюсь быть неуспешным в глазах других, что делать?», «Что скажут родители, если я получу плохую оценку?». Как помочь подростку преодолеть страхи, превратить их в полезный ресурс и обрести уверенность? Рассказываем об этом по следам встречи экспертов федерального ресурсного центра наставничества EDMENTOR со слушателями «Родительского университета: PRO-Родители» ГК «Просвещение».

Реальные «гремлины»

В топе подростковых страхов оказались отсутствие поддержки, осуждение со стороны близких и знакомых, страх ошибки, выбора, ЕГЭ и неопределенности.

Для подобных опасений канадский бизнес-тренер и писатель Мэрилин Венди Аткинсон придумала специальный термин — «гремлины». Это особая форма осознанного или бессознательного внутреннего диалога, которая не дает человеку предпринять действие, и зацикливает мозг на воспроизведение одних и тех же мыслей.

Всего Аткинсон выделяет четыре вида «гремлинов», которых можно встретить и у подростков:

  1. Страх провала — опасения, что поступок не будет оценен;
  2. Страх расстроить других людей;
  3. Страх завершения: опасение неизвестного исхода тех или иных действий;
  4. Страх неосуществимости большой мечты. Эта боязнь приводит подростка к инертности, он начинает, например, повторять поступки родителей или сверстников и безоговорочно следовать их советам.

Чем «страшны» страхи

Как отмечает наставник-психолог Александра Зёлко, если страхам не противостоять, они могут нанести вред не только психологическому, но и физическому благополучию ребенка. Здоровье неразрывно связано с эмоциональной сферой, и стресс от постоянной тревоги будет его истощать. Кроме того, страхи часто являются причиной низкой самооценки, которая проявляется в нежелании быть инициативным, стремлении уклониться от трудностей и ответственности. От самоощущения и уверенности ребенка зависит его будущее. Если он не уверен в себе, опасается людей и стремится их избегать, это отрицательно скажется на его дальнейшей жизни. Поэтому важно работать не с проявлениями низкой самооценки, а с ее причинами: изучать техники управления страхом или обратиться к психологу.

Как отмечают наставники, один из самых важных моментов в жизни любого человека — самореализация. В ней есть такие составляющие, как мечта, осознанность и действие. При полном раскрытии потенциала личности человек ощущает гармонию и счастье, он находится в состоянии баланса. Если подросток не умеет мечтать, он рискует повторить чужой путь и не пройти свой. Помочь ребенку избавиться от страхов, поверить в свои силы и не бояться ответственных решений — задача наставников, которыми могут выступать его собственные родители.

Читать еще:  Когда страсть проходит

Учимся наставничеству

Чтобы быть наставником, необходимо усвоить и глубоко разделять главный принцип: действуем направляя, а не требуя.

Для родителей при погружении в наставничество одним из самых сложных является вопрос о том, сколько свободы дать детям. С одной стороны, взрослым хочется уберечь ребенка от всех опасностей, но с другой стороны, подросткам необходимо давать право принимать собственные решения.

Выбор — это всегда ответственность и автономия, и задача наставника — помочь ребенку им научиться.

Наставник-коуч Лидия Орлова на собственном опыте узнала, каково это — быть ментором для своего сына. Некоторое время ей приходилось играть две роли — независимого специалиста и мамы, и порой было сложно соблюсти баланс. Орлова делится несколькими приемами, которые помогут родителям на этом пути.

«Сначала вопросы, потом совет»

Наставнику важно помнить, что прежде чем посоветовать или рассказать о своем опыте, нужно выяснить позицию собеседника. Есть несколько вопросов, которые следует задавать ребенку, чтобы научить его делать выбор осознанно и самостоятельно:

— Что ты можешь сделать?
— Какими способами подойти к решений проблемы?
— Что уже срабатывало в прошлом?
— Какие есть альтернативы?
— Кто бы тебе с этим мог помочь?
— Где бы ты мог получить информацию?

Только в завершение разговора родитель-наставник задает ребенку вопрос: «У меня есть опыт в этом деле. Тебе поможет, если я поделюсь им?». Если предлагать свой совет незамедлительно, теряется весь смысл наставничества — учить ребенка делать осознанный выбор. Иногда подросток уже принял решение и выбрал конкретный путь, и не исключено, что ему не нужен совет. В этом случае остается позволить ребенку самому принимать решение, но при этом обозначить, что его всегда готовы поддержать.

Как отметила Орлова, родители могут пренебрегать этим правилом и говорить с ребенком в ультимативной форме, поскольку уверены, как следует поступить. В итоге подросток может лишиться права на собственный выбор.

«Выбираем принцип поведения»

Когда ребенок оказывается в заблуждении, его что-то угнетает или вызывает страх, задача родителя-наставника — указать на два варианта выхода из положения. Первый вариант — когда человек начинает рефлексию со слов «Потому что. ». Второй — со слов «Для того, чтобы. ».

Часто дети сталкиваются со следующими тупиковыми ситуациями:

  • завалил экзамен;
  • не поступил в вуз;
  • не взяли на работу;
  • не поехал отдыхать.

Первые две наиболее распространены. Ребенок опасается многого — оценки родителей, комментариев учителей, друзей и одноклассников, боится вообще двигаться дальше. От взрослых в этом случае требуется понять, как на самом деле ребенок оценивает ситуацию и чего от нее ожидает.

Как показывает практика, подросткам, рассуждающим о сложностях даже гипотетически, очень трудно выбрать между вариантом «потому что» и вариантом «для того, чтобы», а следовательно — двумя моделями поведения.

Первый — принцип основания (в чем причина?). Происходит реакция: «я сделал что-то не то, у меня не получилось, кто виноват». При этом внимание подростка обращено в прошлое. Второй — принцип целесообразности (для чего? для какой цели?). Происходит продуктивное действие: подросток пытается осознать, как выйти из сложившейся ситуации. Это говорит о том, что он готов смотреть в будущее.

При работе с трудностями наставник обращает внимание подростка на то, ситуация уже произошла и теперь его задача — понять, что делать дальше. Важно переключить внимание подростка на поиск возможных вариантов решения и движения вперед.

«Продумываем план Б»

В некоторых случаях хорошей идеей будет продумать вместе с ребенком план Б. Например, он не поступил в вуз. Одно дело — когда он слышит слова о том, что «это не страшно», другое дело — когда сам знает, что именно будет делать дальше.

Как рассказала Орлова, когда детям предлагают рассмотреть эту гипотетическую ситуацию, они начинают предлагать рациональные варианты. Из самых популярных ответов: непоступление даст возможность лучше подготовиться в следующем году, потому что не будет школы и можно сосредоточиться только на нужных предметах; появится возможность устроиться на работу.

При проигрывании плана B подростки начинают размышлять о возможностях и действиях, которые до этого не представляли. Это придает им уверенность: даже если что-то не получится или пойдет не так, у них есть запасной план действий и есть ощущение родительской поддержки.

Для отработки этой технологии существует специальное упражнение: «Обозначь тупиковую ситуацию и напиши аргументы: «Для того, чтобы. ». Правда, как советуют специалисты, прежде чем предлагать упражнения ребенку, родителям следует самим их выполнить, чтобы в дальнейшем служить для детей примером.

«Что же там, за дверью?»

В практике Орлова задает ребятам и такой вопрос: что бы вы почувствовали и было бы вам страшно, если бы вы зашли в комнату без света? Так наставник наводит детей на размышления о собственных страхах. Если человек осознает свои тревоги, он знает, как их можно обойти. Тогда заходить в «темную комнату» — в неизвестность — уже не так страшно.

Есть несколько приемов, которые помогают распознавать страхи.

Во-первых, «развернуть» страх и спросить, от чего он защищает. Не исключено, что за тревогой ребенка лежит скрытая потребность или ценность. Во-вторых, подружиться со страхом. Можно представить, будто вы разговариваете с каким-то существом, которое хочет вас обезопасить и уберечь.В-третьих, сказать страху: «Спасибо, что бережешь меня. Мне больше не нужна опека в этом вопросе».

Советы наставникам

Чтобы стать наставником потребуется, в первую очередь, работа над собой. Приводим несколько советов, которые эксперты дали родителям, решившим встать на этот благородный путь:

  1. Тренируйте навык принятия решений у детей, и лучше — с самого детства. Речь не идет о чем-то глобальном, но даже маленький ребенок способен решить, какие носки ему надеть или какую игрушку взять. Умение принимать решения развивается на протяжении всего формирования личности.
  2. Учитывайте, что отличная успеваемость в школе не равна отличной «успеваемости» в жизни, а развитие личности важнее оценок.
  3. Следует принимать право ребенка на ошибку, спрашивать, чему он научился, какой опыт приобрел и что, возможно, хочет сделать по-другому.
  4. Учитесь управлять своими эмоциями. Важно учить этому не только детей, но и справляться с собственными чувствами.
  5. Не бойтесь говорить о своем волнении и его причинах. Важно не скрывать от детей, что именно волнует взрослых в определенных ситуациях.
  6. Принимайте точку зрения ребенка. Она может быть полярной или не такой, как родители ее себе представляли, однако это не умаляет ее ценность.
  7. Ищите сторонников (семья, друзья), которые смогут поддержать подростка в непростой ситуации и помочь найти выход.
  8. Цените силу «договорных отношений» и формируйте партнерское взаимодействие с ребенком, которое поможет ему и во взрослой жизни.
Читать еще:  Ультразвук для установления причин бесплодия

Практикум организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.

Помогите подростку справится со стрессом

ОКУ «КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Адрес: 305044 г. Курск, ул. Краснознаменная, 20
Телефон: +7 (4712) 34-34-80 Наш электронный адрес (e-mail):

Время работы

Поиск по сайту

Форма входа

Счетчик

Обратиться за помощью тел. 34-34-80

Главная />Советуем, предлагаем, рекомендуем. />Профилактика стресса у подростков, или как научить подростка справляться с трудностями.

Профилактика стресса у подростков, или как научить подростка справляться с трудностями.

Создано 03.07.2017 09:23 | | | Просмотров: 1495

Профилактика стресса – важная задача родителей, педагогов, психологов. Стрессы – это часть жизни любого человека. Жизнь без стресса невозможна. Небольшие стрессы для здоровья человека, стресс значительно влияет самочувствие, вызывает слишком много неприятных эмоций, человеку нужна помощь.

У подростков примерно в начинается активная гормональная перестройка. Поэтому может возникнуть бурная реакция даже небольшой стресс. Многие взрослые люди знают, как правильно справиться Подростки достаточно опыта воли, чтобы самостоятельно исправить ситуацию, поэтому должны помочь взрослые. ребенка возрасте справляться психологическими трудностями, то он стать открытой, гармоничной личностью.

Как помочь подростку?

Если ситуация кажется родителям слишком сложной, можно обратиться подросток согласится случае специалист может помочь родителям, дать советы, как вести себя как установить контакт.

Родители должны следить ребенка-подростка появлении признаков стресса или для профилактики рекомендациям:

  • Нужно создать дома комфортную психологическую обстановку. Каждый член семьи при возникновении трудной ситуации должен находить помощь семьи. Нужно примере научить ребенка обсуждать неприятности даже самые интимные, дома, а не компании
  • Следует адекватно оценить способности, таланты своего ребенка. Когда человек занимается тем, что ему нравится, вероятность стресса минимальна. перегружать подростка. Лучше оставить одну секцию, самую перспективную. подросток должны понимать, что главное развитие отношениях.
  • Норма сна Именно время организм способен полностью восстановиться. Хронический недосып приводит работоспособности, хронической усталости. Ложиться спать надо время. избегать отхода состоянии или слишком рано. Использование водных процедур перед прохладный душ (небольшое охлаждение тела является одним физиологии засыпания). случаях можно применять теплый душ (комфортной температуры) легкого мышечного расслабления. Использование контрастных водных процедур, излишне горячих или холодных ванн
  • Оптимальная физическая нагрузка. обстановки движение гармонизирует психику, нейтрализует действие стресса, помогает успокоиться. Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение выносливость организма различных стрессов. Любая физическая нагрузка режиме должна быть регулярной по принципу:
  1. 15 мин. разминка темпе,
  2. активных нагрузок,
  3. «разминка» темпе.
  • Нужно незаметно следить дня ребенка. Подросток должен высыпаться, больше 1,5 часов проявлять оптимальную физическую активность. Гимнастика против стресса.

1. Растягивание плеч. Встаньте прямо руки момент, когда Вы делаете вдох, поднимайте локти рук, как можно выше голову назад. вернитесь положение. Повторите это упражнение несколько раз, чтобы снять напряжение плечах

2. Дотянуться Встаньте прямо, ноги плеч. вдоха вытяните руки вверх так, как будто Вы пытаетесь дотянуться опустите, руки, примите исходное положение. Повторить эффекта старайтесь дышать очень глубоко пальцы рук момент, когда Вы тянитесь

3. Медленные вдох сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом, когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на выдохните. Повторите данное упражнение раз 6. данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.

Как помочь ребенку справиться с апатией и стрессом? Разговор с психологом-стрессологом Марией Дементьевой

Артемка ехал в автобусе и безучастно смотрел в окно, провожая глазами проезжающие машины. Уроки закончились, последним из них была физкультура. «Ну вот, кроссовки не переодел», – про себя подумал Артемка, переключив внимание на запыленные носки спортивной обуви. «Мама будет недовольна» – скрестив руки на груди, вынес вердикт утомленный пятиклассник.

Доехав до Веселой улицы, Артемка вышел из автобуса и направился в сторону пешеходного перехода – на той стороне была каштановая аллея. По дороге домой мальчик хотел собрать горстку каштанов, поблескивающих глянцевыми боками. Резко обернувшись вслед уезжающему автобусу, Артемка вдруг понял, что забыл в салоне пакет со сменной обувью. Вцепившись в шлейки битком набитого учебниками рюкзака мальчик изо всех сил рванул за автобусом, но транспортное средство сегодня оказалось на удивление скоростным.

Артемка остановился, бросил рюкзак на асфальт – из глаз брызнули слезы. От обиды и усталости, от предстоящего разговора с мамой. Грустный и рассерженный, мальчик как можно медленнее шел к своему дому, подкидывая ногами сухие листья и размышляя о том, что на этот раз ответить маме на восклицание «как можно быть такие рассеянным!».

Ну, как-как? Как все! Рассеянность, уныние, скука, перепады настроения, забывчивость, эмоциональная усталость – это состояния без возраста, которые испытывают и переживают не только взрослые, но и дети. Однако в случае с детьми взрослые нередко списывают такие недомогания на «у тебя ветер в голове», «бездельничанье», «голова, два уха», «чем ты думаешь», «все время в своих гаджетах сидишь» и массу других фраз, в которых отражается вся сила родительского разочарования.

Стоп! Стоп, родители. Стоп, мамы и папы. Что мы делаем? Ответ лежит на поверхности – заставляем собственного ребенка страдать, испытывать гнетущее чувство досады и неуверенности. «Унынье – не лекарство, горький яд, когда поправить дело невозможно», – писал Уильям Шекспир.

Такое состояние вызывает стресс и порождает целый ворох отрицательных эмоций. Кому это нужно? Правильно, никому. Ни вашему чаду, ни вам. Ведь вы, как заботливые родители, желаете ребенку только лучшего. Как не навредить? Как помочь ребенку справиться с унынием и стрессом?

Спрашиваем у практикующего психолога-стрессолога, гештальт-терапевта Марии ДЕМЕНТЬЕВОЙ.

Мария, вы много работаете с детьми и подростками. Как проявляются апатия, стресс и скука? Другими словами, когда родителям стоит бить тревогу?

– Для начала стоит разграничить названные понятия. Когда мы говорим о детской скуке, то должны понимать, что это сиюминутное состояние. Сейчас есть, через час – нет. В скуке нет ничего угрожающего детскому состоянию, если это не постоянное явление.

Что такое детская скука?

– Все очень просто. Это когда у ребенка появляется сильное желание что-либо сделать, сказать, но он ограничен в своих проявлениях: ему не позволяют, или он не знает, в силу возраста, как проявить себя. Например, вечером мама не разрешает шуметь: бегать, прыгать, кататься на велосипеде. И это нормально, ведь не все соседи готовы мириться с таким поведением. Сначала ребенок может капризничать, злиться, но в конечном итоге принимает правила. И если не предложить взамен альтернативное развлечение, то ребенок выгорает и ему становится скучно. Как себя еще занять – он не знает, а то, как знал – нельзя. Скука – это когда «мне хочется что-то сделать, но я не знаю как», «у меня есть энергия, но я не знаю, куда ее применить». Становясь старше подросток (а мы должны понимать, что согласно новым стандартам, ранний подростковый период начинается с 9 лет) начинает сам себя ограничивать в тех вопросах, которые демонстрировали родители, школа, детский сад. Это нельзя, то нельзя. «Ну, тогда ничего и не буду», «устал», «не хочу» – именно это можно услышать от детей в возрасте 9–15 лет. Когда нужно бить тревогу, если ребенка ничего не интересует? Ответ: вчера.

Читать еще:  меня очень мучают страхи о здоровье

Хорошо, а как быть, если вчера не успели? Что делать в этом случае?

– Остановите себя, если вам хочется сказать ребенку: «Прекрати!», «Что ты делаешь!?», «Как тебе не стыдно!?», – подобные фразы способствуют только развитию чувства вины и подавлению естественной детской энергии, которая дана как раз для активной познавательной деятельности и развития. Просто эту энергию нужно направить.

– Тут тоже просто. Если малыш проявляет интерес, задавая множество вопросов, запишите его на развивающие курсы, творческие мастер-классы, посещайте вместе мероприятия, изучайте природу, вовлекайте его в процесс познания. Для этого прекрасно подходит возраст 5 лет. Пик познавательной деятельности формируется к 5–6 годам. Если в этот период малыш научится самостоятельно себя занимать, то ни о какой скуке и апатии (во взрослой жизни) не стоит и думать. Другая сторона – физически активные дети. Иногда они очень утомительны для родителей, ведь маме нужно приготовить ужин, убрать в квартире, встретить папу, решить свои дела, поработать, подумать. Но здесь тоже есть простой способ решения проблемы – через нагрузку. Физические нагрузки, подобранные по возрасту и темпераменту, развивают самоконтроль и дают выход энергии. И тогда шумных передвижений по квартире уже не стоит опасаться. Установится глубокий сон. У родителей в том числе. Необходимо поддерживать активность ребенка. Родители для того и существуют, чтобы направлять своих детей. Наблюдайте за поведением, подбирайте то, что подходит малышу. Только родитель может это знать.

В каких еще случаях может развиться апатия у детей?

– Когда родители не хотят делегировать ответственность детям: «ты пойдешь на бальные танцы», «ты будешь три раза в неделю ездить в бассейн», «ты должен (должна) завоевывать призовые места». Безапелляционные и безоговорочные решения. Лет до 12–13 дети еще не имеют возможности сопротивляться родительским наставлениям. Но в какой-то момент подросток понимает: если он не поедет туда, куда хочет папа с мамой, ничего страшного и не случиться. Как раз в этот период зачастую и развивается апатичное поведение, которое можно расшифровать такими фразами, как «я устал от ваших решений», «я просто хочу побыть в одиночестве и решить для себя, чего же я сам на самом деле хочу». Слишком авторитарные родители воспитывают пассивных и мало интересующихся детей.

Как действовать в такой ситуации?

– Дайте свободу выбора. Разговаривайте. Прислушивайтесь: что нравится, а что нет. Предлагайте варианты. Наблюдайте за особенностями поведения ребенка с 3 лет. Если в 5 лет ваш малыш на возглас «Прекрати носиться!» послушается, но вместе с тем будет подавлен его жизненный тонус, то лет с 10 он уже не станет слушаться и при этом не будет уметь себя контролировать.

Давайте вернемся к детскому стрессу. Как помочь ребенку?

– Говоря о стрессе, мы понимаем его как довольно обширное явление. Но вот проявление апатии нужно расценивать уже как стрессовую реакцию. В этом случае мы слышим «меня это не интересует» и «я не хочу», наблюдается уход в мир интернета, замкнутость, ограниченность интересов, может быть полный отказ от общения со сверстниками. Нужно понимать, что апатия как стрессовое проявление не может появиться раньше 12–13 лет. Все-таки дети меньшего возраста обладают слишком высоким жизненным тонусом.

Что делать, если время упущено?

– Формировать доверие заново. Не унижать, не давить, не обесценивать интересы (например, интерес к компьютерным играм). Начните налаживать контакт заново. Отталкивайтесь от предпочтений подростка. Предложите сходить, к примеру, на фестиваль компьютерных игр, книжные выставки, в кино, покататься на спорткарах. Пусть это будет и вам интересно. Расценивайте такое общение, как встречу с новым другом. И ваш ребенок к вам потянется.

А если родители всеми способами пытаются наладить общение, но подросток безжалостно игнорирует попытки?

– Существует еще один подход в случае, если подросток наотрез отказывается идти на контакт с родителями, находясь в состоянии апатии. Подход носит название «принятие бессилия» и включает в себя три составляющие: описание ситуации, собственные чувства и признание бессилия. Например, «Когда ты так долго ни с кем не общаешься, ничем не интересуешься, мы волнуемся и переживаем. Надеемся, что у тебя все хорошо. И мы хотели бы сказать, что ты всегда можешь обратиться к нам. Нам важно твое состояние. Мы готовы тебя поддержать и идти навстречу». Такой подход можно использовать, когда у родителей опускаются руки, они теряются сами и находятся в состоянии отчаяния. Цель – сформировать доверие заново. Подобные фразы должны быть искренними и честными. Дети всегда чувствуют обман.

Но ведь и родители в таких ситуациях испытывают стресс, а сил и терпения не всегда хватает…

– В любом случае, если родитель теряется, его переполняют личные эмоции, например, агрессия, раздражение, пренебрежение (что вполне нормально и естественно в ситуации детского безразличия к жизни), то лучше обратиться к специалисту – психологу, который поможет разобраться в семейных отношениях и выстроить модель поведения с подростком, учитывая особенности его личности.

Что важно знать?

– Семья – это система. На апатичное состояние подростка могут влиять любые серьезные изменения: развод родителей, появление нового ребенка в семье, переезд, смена школы – это все стрессовые события. Апатия – это то, как реагирует ребенок на стрессовые изменения. Это или запреты, или ограничения, невозможность удовлетворить свои интересы или потребности. Если вам интересно с вашим ребенком, то ему станет интересен весь мир.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector