Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анорексия: куда уходит аппетит

Анорексия: куда уходит аппетит?

Аппетит, который должен приходить на смену чувству насыщения, — это один из признаков хорошего физического здоровья. Регулярные приёмы пищи поддерживают оптимальную для каждого отдельно взятого человека массу тела и помогают организму нормально функционировать.

Но эти естественные процессы могут быть нарушены развитием анорексии – расстройства пищевого поведения. Анорексия сопровождается изменениями в функционировании интегративного центра гипоталамуса и образованием белково-энергетической недостаточности. Чаще всего диагностируется в подростковом и юношеском возрасте, преимущественно у девушек.

анорексия

Виды анорексии

Сегодня специалисты выделяют целый ряд разновидностей расстройств пищевого поведения:

Первичная анорексия

К ней относят потерю аппетита детьми, а также проблемы с питанием, которые возникли на фоне гормональных, неврологических или онкологических заболеваний.

Нервно-психическая анорексия

Потеря чувства голода, отказ от еды, возникающий из-за душевных болезней (депрессия, кататония, параноидальные расстройства и т.п.).

Психическая болезненная анорексия

Невозможность испытывать потребность в еде в бодрствующем состоянии, ощущение острого голода во время сна.

Лекарственная анорексия

Резкая потеря аппетита из-за приема лекарственных средств, антидепрессантов, стимуляторов или БАДов, направленных на потерю веса.

Нервная анорексия

Осознанный отказ от пищи по причине стремления к похудению.

Симптомы анорексии

К сожалению, в большинстве случаев анорексия развивается у молодых людей из-за неуверенности к себе, стремления к искусственным, надуманным идеалам и заниженной самооценки. Более 80% случаев диагностируют в возрасте от 12 до 26 лет. Ситуация осложняется тем, что в юном возрасте людям свойственно скрывать все свои проблемы от окружающих. Поэтому родителям или друзьям бывает очень сложно заметить проблему со здоровьем на ранней стадии.

Первичные симптомы

Их сложно заметить и отличить от обычного легкого недомогания. Но если подобные симптомы стали регулярно проявляться у вас или кого-то из ваших близких, обратите пристальное внимание на еду и регулярность приёмов пищи. Отличным помощником для самодиагностики станет дневник питания.

  • Снижение аппетита
  • Слабость
  • Головокружения
  • Боли в области живота (обычно после еды)
  • Сухость и ломкость волос
  • Непереносимость холода, зябкость
  • Регулярные обмороки
  • Запоры
  • Искусственно вызванная рвота (в некоторых случаях)

Поздние симптомы

  • Постоянное понижение температуры тела и давления
  • Нарушение сердечного ритма
  • Сосудистая сетка на лице
  • Снижение либидо
  • Отсутствие желания общаться с окружающими людьми
  • Резкие перепады настроения, агрессия
  • Нарушения сна

Клиническая картина

  • Демонстративный отказ от еды
  • Резкое снижение массы тела
  • Нарушение менструального цикла и проблемы с обменом веществ
  • Избыточный рост волос на теле у женщин из-за гормонального сбоя
  • Выпадение волос и хрупкость зубов

анорексия

Возможные осложнения

К анорексии необходимо относиться как к опасному заболеванию, а не краткосрочному проявлению депрессии, например. Без медицинской помощи анорексия может привести к очень тяжелым осложнениям.

Организму заболевшего не хватает энергии из-за недостатка питания. Поэтому он замедляет все процессы и начинает поедать собственные клетки. Это «голодание» очень быстро сказывается на внутренних органах, психике и работе мозга.

Серьезные последствия также возникают, когда снижается выработка необходимых гормонов:

— Эстрогена для здоровья сердца, костей, сосудов и т.д.

— Гормонов щитовидной железы для функционирования системы обмена веществ

— Дегидроэпиандростерона для репродуктивной функции у женщин

Лечение анорексии

Врачи занимаются лечением анорексии комплексно, в обязательном порядке привлекая к работе психологов. В легких случаях бывает достаточно поработать вместе с пациентом над коррекцией питания и направить его на курс психологической терапии. Но при тяжелом развитии болезни случаются и вынужденные госпитализации с медикаментозным и психотерапевтическим лечением.

Не откладывайте обращение к специалистам, если заметили первые признаки развития анорексии. Помочь всегда гораздо легче на самых ранних стадиях.

Анорексия у подростков



Анорексия
– это психическое заболевание, основным симптомом которого является расстройство пищевого поведения, характеризующееся неадекватной оценкой своей внешности, патологическим желанием потери массы тела, паническим страхом полноты и искаженным отношением к пище.

Хотя случаи анорексии описаны уже очень давно, но число их стремительно растет в последние пару десятилетий. Наиболее распространено это заболевание среди девочек-подростков в возрасте 14-18 лет, среди мальчиков–подростков заболевание встречается в 10 раз реже.



Признаки развития анорексии

постоянная озабоченность своим весом и внешним видом;

нежелание принимать пищу за общим столом;

постоянное неудовлетворение достигнутым результатом, хотя потеря веса была больше, чем планировалось;

искаженное восприятие своей внешности: даже при сильном исхудании подросток видит себя толстым;

быстрая утомляемость, раздражительность;

прекращение менструаций у девушек;

смена периодов отвращения к пище приступами булимии;

подсчёт калорий, постоянное взвешивание;

симптом зеркала: постоянное выискивание недостатков фигуры перед зеркалом.

В случае булимии человек сначала испытывает сильный голод и не может остановиться в потреблении пищи, а затем испытывает чувство вины и ненависти к себе, вызывая рвоту.

Заболевание начинает развиваться в подростковом возрасте потому, что происходит быстрые изменения в теле, гормональные перестройки, которые свидетельствуют о необходимости в скором времени вступать во взрослую жизнь:

  • принимать свою сексуальность,
  • адаптироваться к новым отношениям и требованиям общества.

Такой болезненный интерес девушки или юноши к своему телу означает, что психически он (она) не готовы к этим жизненным задачам. Невозможность адекватно адаптироваться к действительности смещается на неудовлетворенность своим телом. Подросток говорит себе и всем окружающим: вот если бы я был худым и нормально выглядел, то у меня все было в порядке. И если вовремя не заметить эту проблему, то можно упустить драгоценное время. Потому что пока подросток сконцентрирован на своей внешности, он теряет свои позиции в других областях: забрасывает учебу, сужает свой круг общения и т.п.

Читать еще:  Антидепрессанты и безалкогольное пиво

Кроме того, несбалансированный и крайне обедненный рацион через некоторое время начинает влиять на нервную и гормональную системы, что усугубляет состояние повышенной утомляемости, тревоги и депрессии.

Последствия анорексии для организма

изменение гормонального фона (нарушается функция щитовидной железы, образование половых гормонов), что приводит к нарушению менструального цикла и остеопорозу (разрушению костной ткани);

сокращается число сердечных сокращений;

снижается кровяное давление;

меняется электролитный состав крови – падает содержание калия, что вызывает нарушение ритма сердечной деятельности с угрозой для жизни;

повышение уровня холестерина в сыворотке крови;

снижение числа лейкоцитов в крови;

повреждение зубной эмали;

потеря веса (до 40–50 %);

нарушение работы пищеварительного тракта (вздутие живота, запоры);

ломкость волос и ногтей;

снижение памяти, замедленное мышление;

головные боли, головокружение;

Вы подозреваете у своего ребенка анорексию. Что делать?

Из-за тяжелых последствий такие пищевые расстройства, как анорексия и булимия, являются опасными для жизни и требуют незамедлительной помощи специалиста.

Лечение требуется психотерапевтическое с обязательным, по крайней мере на первом этапе, применением медикаментозного лечения, которое назначает врач-психиатр. Поэтому если вы заметили у вашего ребёнка хотя бы несколько из вышеперечисленных признаков обязательно обратитесь к психологу и (или) психиатру.

К сожалению, статистика указывает на то, что третья часть пациентов возвращается к навязчивым идеям контроля веса и питания. И решающим фактором является время обращения к специалисту.

Чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов на полное излечение болезни!

Нервная анорексия: причины возникновения, симптомы и лечение

Анорексия, в том числе нервная – это стремление уменьшения массы тела с помощью целенаправленного ограничения употребления пищи. Заболевание требует лечения, так как с течением времени подобное состояние приводит к серьезным последствиям.

Что это такое

Нервная анорексия – состояние, при котором человек сознательно ограничивает себя в еде, практически полностью отказывается от нее и изнуряет себя диетами. Целью является снижение массы тела.

Таким людям кажется, что вес слишком большой, а формы не идеальны. В результате организм ослабевает, истощается.

Нервная анорексия

Причины

Специалисты на сегодняшний день продолжают изучать заболевание, так как остаются неясными причины возникновения. Ученые на основе результатов исследований выделили ряд провоцирующих факторов:

  1. Генетическая предрасположенность.
  2. Психологические травмы (стрессы, наличие родственников с ожирением или страдающих анорексией, наркотическая или алкогольная зависимость).
  3. Физиологические особенности организма (лишний вес, нарушение работы органов и функций гормональных веществ, отвечающих за пищевое поведение).
  4. Социально-культурные факторы. К ним относятся проживание в районах, где худоба модна, юношеский и подростковый возраст.
  5. Личностные факторы (неуверенность, низкая самооценка).

В группу риска входят подростки в возрасте от 14 лет, люди, находящиеся в постоянном стрессе, психоэмоциональном напряжении, желающие построить карьеру в модельном бизнесе.

Стадии

Прогноз лечения, вероятность развития последствий зависят от того, на какой стадии была проведена терапия. Нервная анорексия развивается в несколько этапов:

  1. Начальная. Также носит название дисморфоманическая. У пациентов наблюдаются некоторые ограничения в еде, подавленность, тревожность. Человек начинает искать подходящую диету, длительное время разглядывает свое отражение в зеркале.
  2. Аноректическая. Пациент применяет жесткие диеты, длительное время голодает, убеждает себя и окружающих в отсутствии голода. Также наблюдаются нарушение менструального цикла, снижение массы тела на 20 % и более, воодушевление от получения первых результатов. Но в организме стремительно снижается и объем циркулирующей жидкости, что отражает на общем состоянии здоровья. Кожа становится сухой, шелушиться.
  3. Запущенная. В медицинской литературе называется кахектическая. Вес уменьшается более чем на половину, происходит нарушение водно-электролитного баланса, работы внутренних органов. Отсутствие медицинской помощи приводит к летальному исходу. Смерть наступает на фоне полного истощения и дисфункции систем организма.

На последней стадии нервной анорексии часты случаи суицида. Пациенты совершают самоубийство в результате значительного ухудшения состояния здоровья, постоянной подавленности, тревожности.

Клиническая картина

Симптомы анорексии разнообразны. Определить наличие заболевания у подростков можно по следующим признакам:

  1. Отказ от еды.
  2. Интенсивные занятия спортом.
  3. Снижение массы тела.
  4. Спазмы икроножных мышц.
  5. Недовольство фигурой.
  6. Изменение образа жизни.
  7. Резкие перепады настроения.
  8. Апатия, раздражительность, тревожность.
  9. Постоянное ощущение холода в конечностях.
  10. Частые головные боли и головокружения.

Среди симптомов наблюдаются отсутствие менструации, снижение либидо, нарушение работы эндокринной системы. Даже после приема незначительного количества пищи человек принимает таблетки, провоцирующие рвоту, постоянно подсчитывает калории.

Методы лечения

Способ терапии при нервной анорексии подбирается лечащим врачом в индивидуальном порядке. Используется несколько методик:

Наши статьи

Ранний детский аутизм и Расстройство аутистического спектра – доступно о сложном.

РДА ( Ранний детский аутизм ) и РАС ( Расстройство аутистического спектра )

Ранний детский аутизм (РДА) — к сожалению, в современной медицине до сих пор нет четкого определения этого диагноза. Под это определение попадает не какое-то конкретное нарушение или патология развития головного мозга, а общий набор поведенческих симптомов и проявлений, основные из которых – снижение или отсутствие коммуникативных функций, изменения эмоционального фона, социальная дизадаптация, ограниченность интересов, набор стереотипных действий, избирательность. И в результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутистического спектра» используются как синонимы, что в принципе неверно.

Читать еще:  Симптомы болезни — интеллектуальные нарушения

Сразу оговоримся, что аутизм, как диагноз, может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте. До этого момента у ребенка может быть диагностирован только ранний детский аутизм, который, как правильно, проявляется в возрасте до 3 лет.

Крайне важно провести разделительную черту между понятиями «расстройство аутистического спектра» и «ранний детский аутизм». Важно это потому, что отсутствие четкой дифференциации между РАС и РДА приводит к тому, что многим детям не удается оказать результативную помощь. Так как от правильной постановки диагноза зависит маршрут лечения и коррекции ребенка.

Ранний детский аутизм (РДА).

Под этим диагнозом понимается отклонение в психическом развитии, которое проявляется целым спектом нарушений, связанных с трудностями выстраивания отношений с окружающим миром.

За последние несколько лет количество детей с РДА значительно возросло. Согласно открытым данным, частота РДА составляет примерно 2-4 случая на 10.000. Заключения о причинах возникновения данного заболевания до сих пор достаточно противоречивы. Происхождение РДА связывают со сложными биологическими факторами, такими как генетические дефекты (от 2 до 3% аутистов имеют в анамнезе наследственный фактор) или перинатальное органическое поражение центральной нервной системы ребенка. В зону риска прежде всего попадают беременные женщины на ранних сроках, на организм которых могут оказывать негативные действия различные факторы, такие как: некоторые компоненты продуктов питания, алкоголь, никотин и наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, загрязненность внешней среды, а также, согласно некоторым данным, электромагнитное поле мегаполисов.

Как уже было сказано выше, ранний детский аутизм, как правило, диагностируется в возрасте до трех лет и имеет сразу несколько симптомов (как минимум, три или четыре из всей симптоматики аутистического спектра). Как правило, частый компонент нарушения – трудности взаимодействия с другими, даже самыми близкими людьми, а также невозможность выражения собственных эмоций.

Признаки раннего детского аутизма:

  • У ребенка выраженная склонность к компульсивному (намеренному соблюдению правил), стереотипному поведению («бесцельным» повторяющимся действиям – раскачиваниям, бегу по кругу, взмахам руками, вращениям головы и др.), определенной последовательности выполнения действий (ритуальное поведение). Ему также свойственна чрезмерная избирательность. Например, к некоторым цветам (вплоть до полного неприятия некоторых цветов) или в еде (вплоть до принятия только одного-двух продуктов).
  • Ребенок либо вообще избегает, либо трудно идет на контакт – не улыбается, не откликается на свое имя, чурается посторонних. Слабо реагирует на обращенную к нему речь, избегает зрительного контакта. Не проявляет эмоций (в том числе, любопытство) и не воспринимает встречные эмоции (жесты, мимику, интонации); ему комфортнее с предметами, а не с людьми.
  • Наблюдается повышенная чувствительность к свету и звукам, нарушение ритма сна и бодрствования;
  • В грудном возрасте ребенок, при попытке взять его на руки, не проявляет ответной реакции (пассивен) или, наоборот, выражает сопротивление.

Речевое развитие таких детей также имеет свои характерные черты (если такие дети начинают говорить, то с ярко выраженной задержкой, их речи свойственны эхолалии, отсутствие местоимений, интонационная монотонность, штампованность, аграмматизмы). Дети с РДА не могут различать чувства, поэтому их пугает любое эмоциональное проявление, они встречают его в штыки. Они не понимают, ни какие эмоции испытывают они сами, ни какие эмоции испытывает по отношению к ним окружающий мир (например, не понимают, улыбается ли ему мама, одобряет ли его действия или, наоборот, сердится). Поэтому они плачут и успокаивают себя с помощью стереотипных движений, которые дают им ощущение безопасности.

Проблема заключается в том, что все эти симптомы не являются специфичными только для детей с РДА (то есть теми, по которым можно было бы однозначно классифицировать именно этот диагноз). Некоторый другие заболевания могут проявляться таким же набором симптомов.

В данном случае речь идет о расстройстве аутистического спектра (РАС) или аутистических чертах поведения.

Расстройство аутистического спектра (РАС).

РДА ( ранний детский аутизм ) и РАС ( Расстройство аутистического спектра )

На первый взгляд симптоматика РАС очень напоминает тот ряд признаков, который присущ раннему детскому аутизму. Но, как правило, расстройство аутистического спектра проявляется одной-двумя, так называемыми, аутоподобными чертами – те же проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, определенная социальная дезодоптация, нежелание играть со сверстниками, нежелание общаться со взрослыми, беспричинный страх, произвольные или непроизвольные крики, эмоциональная возбудимость. Это также может быть набор определенных стереотипных действий и повторяющихся движений.

И, тем не менее, при всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА – не одно и то же.

Попытки найти определение, что же такое на самом деле «расстройство аутистического спектра», скорее, сведутся к описанию все тех же внешних признаков, нежели к конкретной формулировке. РАС расплывчато определяют как общее расстройство развития. Почему определение РАС такое неопределенное? Это связано с тем, что расстройство аутистического спектра не является самостоятельным заболеванием как таковым. На самом деле это психолого-педагогическая классификация особенностей эмоциональной сферы ребенка. Расстройство аутистического спектра всегда является последствием неврологического нарушения центральной нервной системы ребенка. Как самостоятельное проявление, без неврологической причины, РАС существовать не может.

РАС и РДА имеют лишь похожие проявления, но абсолютно различны в части самой природы нарушения.

И тут мы подходим к очень важному заключению – употребление понятий РАС и РДА как синонимов не допустимо ни в коем случае. Краеугольным камнем в оказании помощи детям с такими симптомами является вопрос безошибочной постановки диагноза. Эффективность всей дальнейшей работы по реабилитации ребенка зависит в первую очередь от патогенеза – установления причины нарушения. Неверные выводы могут стать причиной того, что РДА будет ошибочно диагностирован и приписан тем детям, которые на самом деле РДА не страдают.

Читать еще:  Хрип в левом подреберье

Диагностика.

Процесс постановки диагноза РДА чрезвычайно сложен, предполагает обследование ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссии, в рамках которой происходит комплексная диагностика ребенка). Помимо сбора подробного анамнеза необходимо проведение широкого спектра клинических и психологических исследований, расширенного неврологического и соматического обследования, функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ, вызванные потенциалы) и, при необходимости, генетического анализа.

Для постановки точного диагноза и, как следствие, подбора правильных коррекционных программ требуются консультации сразу нескольких врачей – в первую очередь, психиатра и невролога. Не менее важная роль в диагностике отводится клиническому психологу (нейропсихилогу, патопсихологу) – квалифицированному специалисту в области медицинской (клинической) психологии. Это специалист, в компетенцию которого входит исследование высших психических функций ребенка и его эмоциональной сферы. Клинический психолог обладает широким диагностическим инструментарием, с помощью которого он может выделить области памяти, внимания, мышления и коммуникации, требующие коррекции. В диагностическом обследовании обязательно должен принимать участие логопед-дефектолог для моделирования комплекса дальнейшей коррекционной работы. Так как запуск речи у ребенка с аутистическими чертами – это очень важная задача. Ведь именно речь является основой коммуникации и связи ребенка с окружающим миром.

Что дальше?

Только безошибочно поставленный диагноз позволяет подобрать правильные методы коррекции речевых и поведенческих нарушений. В обоих случаях они будут принципиально разными. И понимать это чрезвычайно важно.

Ранний детский аутизм крайне сложно компенсировать, и, как правило, детей с таким нарушением обучают социальной адаптации, как то: навыки самообслуживания, навыки вербального (максимум), а скорее всего невербального взаимодействия с окружающим миром. Это может быть развитие кинестетических навыков (умение воспринимать свое тело, направление движений, пространство), дающих ребенку невербальное понимание, какие именно сообщения посылает ему окружающий мир.

Зачастую для аутичных детей единственным способом общения и самовыражения становятся специальные карточки с картинками PECS, с помощью которых они могут сообщать о своих желаниях и намерениях. Достаточно эффективной альтернативой общения с помощью карточек ПЕКС может оказаться общение с помощью письма. Такие дети, как правило, очень хорошо понимают буквы и вполне в состоянии обучиться письму (печатанию). В нашей практике были потрясающие результаты при использовании такой формы обучения. Во многих случаях способ общения через письмо удается перевести (трансформировать) в вербальную, продуцированную речь.

Во многих случаях коррекции поведенческих нарушений при раннем детском аутизме эффективно работает применение поведенческой терапии АВА (applied behavior analysis).

Разумеется, необходимо применение медикаментозной терапии. В тех случаях, когда она подобрана правильно, она дает быструю положительную динамику.

Одной из самых эффективных на сегодняшний день методик является транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Это инновационная методика, широко применяемая в реабилитации на Западе, позволяет с помощью кратковременных магнитных импульсов активировать нервные клетки в пострадавших участках мозга и «заставить их работать». Этот метод безболезненный, неинвазивный и практически не имеющий противопоказаний. С помощью ТМС стало возможным всего за 10-12 сеансов повлиять на восприятие ребенком окружающего мира.

Что касается расстройства аутистического спектра, то здесь компенсаторные возможности существенно шире. В сравнении с ранним детским аутизмом РАС гораздо проще поддается коррекции, и прогноз наступления существенных положительных изменений более благоприятный. С одной стороны, работа с РАС предполагает использование многих методик, что были описаны выше. При этом одной из самых больших ошибок является бездумное копирование этих методик (опять же в случае отсутствия правильно поставленного диагноза: РАС или РДА). В частности, речь идет о переводе ребенка с аутистичными чертами на карточки PECS. Реальность, к сожалению, такова, что в 80% случаев такой ребенок в дальнейшем уже не возвращается в вербальную коммуникацию. Таким образом, карточки PECS целесообразно начинать применять лишь с того возраста, когда перепробованы все варианты, и наступило понимание, что научить ребенка вербальной коммуникации другими методами невозможно.

Одним из важнейших моментов в коррекционной работе является междисциплинарный подход. Работа с такими детьми предполагает совместное взаимодействие сразу нескольких специалистов. И тут очень важно понимать, что разобщенный, не целостный подход чреват тем, что каждый врач в отдельности начинает работать над проблемой с ракурса только своей специализации, что сильно снижает результат и может вообще привести к его отсутствию. Идеальным решением является применение комплексной программы для коррекции речевых и поведенческих нарушений «Нейроабилитация», которую курирует специалист, обладающий сразу несколькими квалификациями (нейропсихолог, патопсихолог, клинический психолог, дефектолог). От первой консультации и до конечного результата руководитель программы полностью контролирует взаимодействие медикаментозной терапии и коррекционных мероприятий, проводимых всеми специалистами.

В заключении важно сказать, что самой большой ошибкой в коррекционной работе может стать упущенное время. При первых же проявлениях вышеназванных признаков имеет смысл как можно раньше обратиться за консультацией к опытному неврологу. А в случае подтверждения диагноза РДА или РАС сразу же начинать заниматься коррекцией. Вам потребуется много времени и ресурсов, но результат того стоит.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector