Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
Для ребенка является нормой не сидеть на одном месте более 5 минут.
От природы дети очень активны и подвижны. Им интересен окружающий мир, они познают его сами и при помощи взрослых, но при этом сохраняют собственную активность.
Стоит ли ругать ребенка за то, что ему сложно усидеть на уроке и самостоятельно ставить ему диагноз СДВГ? Думаю, нет. Но разобраться, почему он именно так себя ведет, надо, ведь ему просто может нравиться другой ребенок, который сидит вне поле его зрения. А может, ему просто не интересен предмет.
Стоит ли ребенка переводить в другую школу или класс, если учитель «ставит диагноз», что Ваш ребенок лентяй или у него недостаточно развит интеллект для обучения в обычном классе? Не стоит, но, прояснив с ребенком, почему он себя ведет именно так, и не выяснив причины, ребенка стоит обследовать. Делает это, как правило, невропатолог в поликлинике. Не надо вести ребенка к психиатру! Вы и ему нанесете травму, и сами, в собственном бессознательном, повесите на ребенка клеймо.
Не стоит ставить диагноз самостоятельно, но знать, как могут проявляться симптомы или знать, как помочь ребенку, у которого есть диагноз СДВГ каждый родитель просто обязан. Ведь если Вы досконально изучите проблему СДВГ, Вы сами станете более спокойны. Вы будете твердо знать, что Ваш ребенок не лентяй и не глупее остальных учеников в классе. Ему просто необходимо чуть-чуть больше внимания, чем остальным, и то, что другие дети делают за пять минут, он делает за семь. Знание проблемы, а не отрицание ее наличия помогут Вам, а через Ваше эмоциональное состояние и Вашему ребенку, понять, как с этим можно и нужно справляться.
В этой статье я опишу:
- что такое СДВГ
- и почему это является проблемой,
- симптомы СДВГ,
- проблемы, сопутствующие СДВГ.
Что такое СДВГ
Важно понимать, что у каждого ребенка с СДВГ собственный набор проявлений. То, что ярко выраженно у одного, может совсем отсутствовать у другого. Также стоит учитывать, что для школы это может быть один набор симптомов, для дома другой, для игр на улице третий, а может и вовсе никак не проявляться.
Как правило, первичные симптомы возникают в возрасте до 5-6 лет. Но бывают такие случаи, когда диагноз СДВГ ставился уже во взрослом возрасте (после 20 и более лет).
Симптомы СДВГ
Наиболее частыми и, пожалуй, главными симптомами при синдроме дефицита внимания являются нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность, трудности в последовательности действий, требующих сосредоточенного внимания — при этом молниеносная реакция на ситуацию, легкая отвлекаемость от выполнения требуемой задачи.
Им практически нереально следовать инструкции, ребенок неусидчив и болтлив, не слушает ответа, задавая вопрос, постоянно совершает одни и те же ошибки, может бесцельно бегать часами. Характерны небрежность, забывчивость, легкомыслие, постоянные потери нужных и не очень вещей.
В большинстве дети с СДВГ не замечают очевидной опасности, вследствие чего часто травмируются. Будучи подростками, необоснованно рискуют собственной жизнью для самоутверждения перед сверстниками. Также в подростковом возрасте дети с СДВГ более склонны к девиантному поведению. Это не весь перечень симптомов при СДВГ.
В последнее время специалистами, работающими и проводящими исследования в области СДВГ, наблюдаются новые особенности:
- «Феномен разбитого зеркала» – при письме буквы ребенка выглядят зеркально перевёрнутыми;
- «Феномен соскальзывания взгляда» – при чтении ребенок теряет строку, даже прочитав ее вслух, наблюдается забывание/непонимание прочитанного;
- «Феномен отсутствия присутствия («не здесь»)» — кратковременные выключения внимания, ребенок не помнит фрагменты разговора, даже если говорили именно с ним, и он смотрел в этот момент на Вас, забывание того, о чем говорил учитель.
Причины СДВГ
К сожалению, точная причина возникновения СДВГ не установлена. Но на сегодняшний день специалисты, работающие над проблемой СДВГ, выявили некоторые из причин возникновения. К ним относятся:
- генетическая предрасположенность (СДВГ часто является наследственным заболеванием);
- алкогольная, наркотическая зависимость матери (независимо от того, продолжалось употребление во время беременности или нет);
- употребление некоторых лекарственных препаратов во время беременности;
- инфекционное заболевание матери во время беременности;
- травмы головы (особенно лобной доли) у детей;
- воздействие токсических веществ на ребенка в раннем детстве;
В зону повышенного риска возникновения СДВГ приводят следующие факторы:
- дети, родившиеся с маленьким весом,
- хронические заболевания матери, тяжело протекающая инфекция,
- иммунологическая несовместимость матери с плодом,
- различные осложнения при беременности (преждевременные, скоротечные, затяжные роды, угроза выкидыша, кесарево сечение, стимуляция родовой деятельности);
- родовые осложнения (обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода), ведущие к внутричерепным кровоизлияниям, травмам позвоночника новорожденного, асфиксии.
- Сюда же относятся заболевания в младенческом возрасте, протекающие с высокой температурой;
- прием сильнодействующих лекарств.
Лечение СДВГ
Для лечения детей с СДВГ используют комплексный подход (набор индивидуально подобранных методик). Сюда входят как медикаментозное лечение (назначается в крайних случаях), так и психотерапевтическая работа, которая на ранних стадиях выявление СДВГ является достаточной (хорошо работает с такими детьми арт-терапевтическое направление).
Также очень эффективным является нейропсихологический подход, нейропсихологи проводят ряд упражнений, подобранных для каждого ребенка индивидуально, учитывая именно его особенность протекания СДВГ.
В работу необходимо включать всю семью, поэтому без семейной терапии не обойтись. Если возникновение СДВГ связано с химическими изменениями у матери или ребенка, необходим нутрициальный подход (восполнение недостачи определенных витаминов, макро-/микроэлементов). При возможности родовых/послеродовых травм необходим синдромальный подход (коррекция последствий родовых травм).
При ответственном подходе к проблеме СДВГ возможность компенсировать нарушения очень велика, что поможет Вашим детям в дальнейшем полноценно жить и реализовываться во внешнем мире.
Стоит ли не обращать внимание на наличие диагноза или признаков СДВГ
Думаю, что не стоит. Не стоит утешать себя, что у Вас просто очень активный ребенок, и в жизни ему это пригодится. Наличие СДВГ не проходит бесследно для психики ребенка. Ему сложно сосредоточиться, получать хорошие отзывы о своей работе, своих достижениях. Его стараются не особо приглашать принимать участие в различных общественных мероприятиях.
Со временем у него может развиться чувство собственной неполноценности и понизить самооценку, перейти в депрессивное состояние, которое может закончиться затяжной депрессией. Либо склонность к девиантному поведению перерастет в преступные наклонности. Важно понимать, что в наличии СДВГ у ребенка нет ничьей вины, но это не значит, что нужно игнорировать СДВГ.
Как могут помочь родители при СДВГ
Успех лечения СДВГ очень во многом зависит именно от родителей, ведь именно Вы первыми должны отреагировать на то, что происходит с Вашим ребенком, и обратиться к специалисту. Не ребенок заметит собственные проблемы и не специалист придет к Вам — именно Вы будете первым, кто поймет, что у ребенка есть проблемы.
Очень трудно, когда у ребенка СДВГ, поэтому максимальное участие в процессе терапии должны принимать все члены семьи. Одной маме или папе просто очень тяжело, и прежде всего психически, справиться с таким малышом. Желание взяться за ремень возникает очень часто, вот только ремень не поможет.
Первое, что Вам стоит сделать, это изучить, что такое СДВГ. И лучше это сделать по той литературе, которую Вам предложит специалист. Помните, что Ваш ребенок особенный, и то, что хорошо для одного ребенка, может совсем не подойти Вашему.
Поддерживайте связь с учителями в школе, объясните им, что у Вашего ребенка СДВГ, и что не надо его наказывать по каждому поводу, а лучше вызвать Вас и объясниться вместе. Гуляя на площадке, не изолируйте ребенка, говорите с другими родителями прямо о том, что у Вашего ребенка СДВГ, что это не заразно и не опасно для психического и физического здоровья их детей. Общайтесь с другими родителями, у которых дети с диагнозом СДВГ.
Создайте в доме ребенку его угол, где он мог бы быть в собственном домике, даже пусть это будет место под столом за скатеркой, но он должен знать, что там он будет в безопасности.
Поощряйте ребенка в изучении того, что ему наиболее интересно, даже если его хватает на 5-10 минут. Хвалите его за хорошо выполненную работу и воздержитесь от чтения нотации о плохом поведении или безответственном отношении. Поощряйте его обращение к Вам за помощью, составьте список дел, и всегда проговаривайте о выполненных делах.
Помните, главное правило в любом деле — «от простого к сложному». Дробите задания на несколько частей, со временем увеличивая их длительность и трудоемкость.
Помните, что у Вашего ребенка есть много положительных сторон!
Успехов Вам и Вашим детям!
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Гиперактивность у детей достаточно понятный термин для многих. Дети очень активные, практически не сидят на месте. Маленькие дети активно передвигаются по квартире, более старшие не могут спокойно сидеть на одном месте, вертятся, крутятся; часто встают со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, бегают, не могут спокойно играть. Такие нарушения отмечаются достаточно часто. Однако они обычно не несут патологический характер и обусловлены определённым темпераментом ребёнка. В определённых случаях гиперактивность сочетается с неусидчивостью, вот тогда возможно говорить о медицинском диагнозе: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Эти дети неспособны удерживать внимание на деталях из-за небрежности, с трудом сохраняют внимание при выполнении заданий или во время игры; избегает и выказывает недовольство в выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы). Обращаются с жалобами на то, что дети часто теряют вещи, легко отвлекаются на посторонние стимулы. И в тоже время у таких детей отмечается гиперактивность, отмечается импульсивность: отвечают на вопросы не задумываясь, с трудом дожидаются своей очереди в различных ситуациях, вмешивается в беседы и игры.
В англоязычной литературе используется термин — Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD).
Для этого синдрома характерны три составляющих:
- нарушение внимания;
- импульсивность;
- гиперактивность.
Такие нарушения в последние годы в России и за рубежом становятся всё чаще. Почему такое происходит достаточно сложно объяснить. Возможно большей урбанизацией и активностью нашей жизни, большей напряжённостью, как для будущих матерей, так и детей и рядом других причин.
Причины и проявления СДВГ
- Наследственная предрасположенность. У детей с СДВГ подобное поведение могло отмечаться у одного из родителей. Чаще данный синдром наблюдается у мальчиков. На одного мальчика приходится одна девочка 5:1. На молекулярном уровне у таких людей в коре головного мозга отмечается нарушения в работе переносчиков и рецепторов синаптического дофамина и норадреналина.
- Социальная среда формирующая подобные черты личности.
- Нарушение функционирования головного мозга с раннего возраста связанные с нарушением во время беременности и/или родах, а также последствие травм головного мозга и нейроинфекций. Наиболее частой и ведущей причиной СДВГ является первая – наследственная предрасположенность. Часто во время беседы с родителями у меня на приёме, папа ребёнка говорит, что в детстве он был таким.
В последнее время СДВГ стал модным диагнозом. Этот диагноз зачастую ставят необоснованно. Очень часто ко мне приходят на приём родители, которые говорят, что их дети гиперактивные или врач поставил ребёнку такой диагноз. Тут важно разгроничить и уточнить понятия!
Гиперактивность ребёнка – это не значит, что у данного ребёнка СДВГ. Такой диагноз (СДВГ) правомочен с пятилетнего возраста. В последнее время отмечается гипердиагностика. Ко мне на приём приходили дети, которым в 1,5-2 года ставят такой диагноз. Все дети должны быть активными. Ещё раз хочу сказать, что гиперактивность ребёнка, не значит, что у него такой диагноз – СДВГ, потому что у него ведущим симптомом при этом нарушении, должен быть дефицит внимания.
По моим наблюдениям, у детей у которых развивался СДВГ, в раннем возрасте отмечались нарушения сна. Точнее они в раннем возрасте отказывались от дневного сна – в 2,5-3 года. Они были нипеактивными и мало спали. В более старшем возрасте наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у детей с этим синдромом обнаруживается легкие нарушения координации движений, моторная неловкость. Для них часто характерны сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц.
Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему нужно действовать без посторонней помощи. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, не приносящими удовлетворения.
К подростковому возрасту гиперактивность у таких детей значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в ряде случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. Что даже сказывается на выборе профессии. Такие люди активные и мало спят. Таким образом СДВГ в зрелом возрасте приносит положительные дивиденды.
Лечение СДВГ
Оказание помощи таким детям должно быть комплексным и объединять различные подходы методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение, назначенное детским неврологом.
В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить. Родителям нельзя допускать все дозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Детям надо отдавать просьбы и задания чётко: взять ребёнка за руки, чтобы привлечь его внимание, чтобы он посмотрел в глаза и кратко сказать свою просьбу. Детей необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ребенку удалось довести начатое дело до конца. Домашняя обстановка должна быть доброжелательной и спокойной.
Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации — это развешивание специальных листов-памяток. Листы вывешиваются в комнате ребенка или, например, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной форме, но также сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел. Например: «заправь постель», «почисть зубы», «собери спортивную форму» и т.д.
Медикаментозная терапия назначается неврологом индивидуально каждому ребенку. Как правило, наиболее оптимальных результатов удается достичь при сочетании медикаментозных и вышеописанных не медикаментозных методов коррекции. Успехов вам в воспитании гиперактивных детей.
Что такое Гиперактивный ребенок
Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.
Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.
В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды, употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение), асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др. К развитию синдрома гиперактивности у детей могут привести инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.
В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей. Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.
Классификация СДВГ
Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:
- смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
Симптомы СДВГ
В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.
Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.
Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
Собственно гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.
Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.
Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.
Коррекция СДВГ
Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.
Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.
Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.
Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.
Прогноз и профилактика СДВГ
Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизмаи наркомании.
Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.
Активный или гиперактивный?
«Непоседа», «вечный двигатель», «ураганчик»… Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже – выламывал прутья кроватки, чтобы беспрепятственно вылезать из нее. В четыре года маленький озорник не способен дослушать сказку, а увлечь его тихой игрой хотя бы на десять минут, трудно выполнимая задача.
Стоит ли беспокоиться, если ваш малыш полон неисчерпаемой энергии, а вы далеко не всегда находите с ним «общий язык»? Поговорим об этом с детским неврологом ОКДЦ, Надеждой Леонидовной Ким.
От истории болезни к истории здоровья
Не каждого возбужденного и невнимательного проказника стоит относить к категории детей с гиперкинетическим расстройством. Если у ребенка энергия бьет через край, он становится непослушным и упрямым, нередко злится – это еще не значит, что он болен.
Согласитесь, у каждого человека (и дети тут не исключение) время от времени случаются моменты гневливости. Сколько детей не желают укладываться спать или балуются в супермаркете! Шумный малыш-полный сил с раннего утра – это повод для радости, а не беспокойства.
— Но есть, наверное, и признаки, которые явно говорят об отклонениях поведения?
Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, бороться с которыми становится все сложнее. Прежде всего это:
- суетливость, беспокойство, неусидчивость;
- эмоциональная нестабильность, импульсивность;
- игнорирование правил поведения;
- сложности с организацией деятельности;
- забывчивость и склонность терять вещи;
- проблемы со сном.
— В чем причины таких нарушений?
На сегодняшний день основной причиной гиперкинетического расстройства считается генетическая предрасположенность: около 30% родителей детей с синдромом гиперактивности страдали тем же недугом.
В некоторых случаях причиной гиперактивности ребенка становятся нарушения внутриутробного развития. Если на протяжении беременности у будущей мамы был токсикоз или повышенное давление, а у малыша диагностировали внутриутробную асфиксию, риск развития заболевания увеличивается как минимум в три раза. Кроме того, стремительные или, наоборот, затяжные роды, употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления. тоже могут стать причиной синдрома гиперактивности ребенка. Среди таких причин и хроническая патология , отиты и соматические заболевания, частые простуды, прием сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут также травмы головы и падения в грудном возрасте.
Вашему малышу нужна любовь и забота.
— Что предпринять мамам и папам, если они столкнулись с подобным диагнозом?
Многие родители не считают нужным бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается куда более серьезными проблемами — плохой успеваемостью школьника, частой критикой со стороны учителей и друзей, нервными срывами и постоянными стрессами, обидчивостью, снижением иммунитета, социальной изоляцией.
Любое задание утомляет такого ребенка очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Садясь за домашнее задание по языку,ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу, избегает заданий, требующих внимания и сосредоточенности.
У таких детей, как правило, очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.
Поэтому надо как можно раньше обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка, обратиться за консультацией к опытному специалисту и провести комплексную корректирующую терапию.
Задача врача – собрать информацию и провести комплексное обследование, чтобы исключить другие возможные причины такого поведения ребенка — внезапное изменение в семье, например развод родителей, недиагностированную эпилепсию, депрессию, снижение слуха, зрения, и другие соматические заболевания, воздействующие на функции головного мозга.
— Какие конкретные советы можно дать родителям , чтобы облегчить общение с таким ребенком?
— Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом.Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. Не допускайте ссор в присутствии ребенка. Оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности.Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или у компьютера.
Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и в крупных увеселительных центрах оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.