Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические аспекты комплектования спортивных пар

Психологические аспекты комплектования спортивных пар

Щедрин Дмитрий Сергеевич

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Любая совместная деятельность порождает определенные отношения между ее участниками и спортивная деятельность не является исключением. Межличностные отношения являются составной частью внутригруппового взаимодействия и рассматриваются в его контексте. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.

На необходимость исследований психологической совместимости неоднократно указывали многие авторитетные ученые, в работах которых психологическая совместимость рассматривается как фактор, интегрирующий членов группы на выполнение совместной деятельности и обусловливающий ее эффективность. Следует отметить, что число исследований межличностных отношений весьма ограниченно, по-прежнему актуальными остаются проблемы межличностной совместимости в деловой и личной сфере, степень доверительности в разных типах отношений, а также особенности межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности и при различных условиях протекания совместной деятельности.

Повышение уровня требований, предъявляемых сегодня к подготовке спортсменов делает проблему анализа психологических аспектов формирования спортивных пар весьма актуальной. Важность исследований психологической совместимости тренирующихся обусловлена, прежде всего, запросами спортивной практики формирования оптимальных по психологическому составу пар, групп и команд, обладающих повышенными возможностями в плане решения стоящих перед ними задач.

Теоретическую основу нашего исследования составили работы Г.Д. Бабушкина и Е.В. Кулагиной ([1]), В.В. Белоус ([2]), М. Буэ ([3]), А.А. Ершова ([4]), Ю.А. Коломейцева ([5]), Р.Л.Кричевского, Е.М. Дубовской и М.М. Рыжака ([6])-([7]), М.А. Новикова ([8]), Н.Н. Обозова ([9]), А.В. Петровского ([10]), В.И. Румянцевой ([11])-([12]).

Исследование особенностей спортивных пар в бальных танцах с высокой и низкой срабатываемостью 1 и совместимостью 2 проходило на базе ТСК «Вита-С» СОФТС «СОЮЗ» г. Саратова с октября 2014 г. по март 2015 г. В исследовании приняли участие 28 спортсменов. Оценка уровней совместимости и срабатываемости производилась на основе наблюдения за работой спортсменов при выполнении парных упражнений в разных сочетаниях и на основании результатов анкетного опроса личностных предпочтений (с кем чаще общаетесь вне тренировок, с кем предпочли бы работать в паре на тренировках, кого бы не хотели видеть в группе и др.).

Следует отметить, что результаты оценки показателей совместимость и срабатываемость оказались очень близкими друг другу (уровень взаимосвязи между ними составил 0,79). В связи с этим, мы решили не разделять полученные данные по этим показателям, поскольку в нашем исследовании они оказываются практически идентичны.

После проведения предварительного анализа, исследовались особенности пар с наилучшей и наихудшей совместимостью (срабатываемостью), психологических особенностей спортсменов с использованием модификации методики 16 ФЛО-2.

1 Срабатываемость – это результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождает хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.

2 Совместимость – это оптимальное сочетание качеств отдельных людей в процессе взаимодействия, что способствует успешному выполнению совместной деятельности.

1 Совместимость и психодинамические особенности спортсменов

При сравнении результатов высокосрабатываемых и низкосрабатываемых спортивных пар различия, в целом, несущественны, хотя у низкосрабатываемых может наблюдаться даже более высокий темп работы по сравнению с высокосрабатываемыми (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Темп работы у высокосрабатываемых и низкосрабатываемых пар.

Более интересные результаты получены из анализа темпа работы спортсменов в отдельных парах. Обнаружено, что в парах с высокой совместимостью разница в темпе невелика, тогда как в парах с плохой совместимостью она выражена больше (таблица 1).

Таблица 1. Разница в показателях темпа работы спортсменов в отдельных парах

В данном случае существенным оказался не столько уровень выраженности характеристики, сколько совпадение по темпу в парах.

При анализе других психодинамических особенностей спортсменов мы обнаружили, что спортсмены, которые по данным внешней оценки хорошо срабатываются с большим числом других, в целом обладают большей выносливостью, тщательностью и переключаемостью (таблица 2).

Таблица 2. Средний уровень характеристик среди спортсменов с высокой и низкой срабатываемостью

Психология

В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих усилий. От уровня такой координации всецело зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности в ней ни занимались. В свою очередь, этот уровень есть величина, производная от той или иной степени психологической совместимости членов группы. Что же такое психологическая совместимость?

Самым кратким образом это понятие можно определить как способность членов группы к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

Известно, что любая реальная группа есть не просто сумма входящих в ее состав индивидов. Поэтому оценку деятельности группы необходимо давать с учетом выдвинутого Ф. Д. Горбовым и М. Д. Новиковым принципа интегративности, т. е. взгляда на группу как на единый, неразрывно связанный организм.

Исследователи, изучающие проблемы психологической совместимости как у нас, так и за рубежом, основное внимание уделяют таким группам, которым приходится выполнять свои задачи в условиях относительной изоляции от социальной среды (космонавты, полярники, участники различных экспедиций). Однако роль психологически совместимых групп важна во всех без исключения сферах совместной деятельности людей. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда. В соответствии с данными исследований Н. Н. Обозова отметим следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости: 1) результаты деятельности; 2) эмоционально-энергетические затраты ее участников; 3) их удовлетворенность этой деятельностью.

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую. В первом случае подразумевается определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности. Во втором случае имеется в виду эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.

Надо иметь в виду, что далеко не каждый вид совместной деятельности требует психофизиологической совместимости членов группы. Возьмем, например, сотрудников кафедры вуза, каждый из которых выполняет свою работу в одиночку: читает лекции, проводит семинары, принимает экзамены и зачеты, руководит научной работой аспирантов и студентов и т. д. В данном случае, для того чтобы деятельность кафедры в целом была успешной, имеет значение только социально-психологический аспект совместимости. Если же мы обратимся к конвейерному производству, то увидим, что здесь эффективный труд невозможен без наличия психофизиологической совместимости членов бригады. При поточной работе каждый человек должен совершать свои движения в определенном темпе, необходима четкая согласованность действий людей. Если члены конвейерной бригады совместимы к тому же и в социально-психологическом плане, это еще более способствует ее успешной работе.

В современных условиях (в сферах труда, спорта) существует ряд видов деятельности, требующих как психофизиологической, так и социально-психологической совместимости. Возьмем, например, групповую работу операторов в автоматизированных системах управления. С целью оптимального комплектования подобных групп может применяться так называемая гомеостатическая методика, предложенная Ф. Д. Горбовым и его сотрудниками. Их исследования показали, что учет требований психологической совместимости способствует повышению продуктивности и удовлетворенности испытуемых в экспериментальных группах.

В качестве примера использования этой методики сошлемся на работу, проведенную в 60-е годы в лаборатории социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Н. В. Голубевой и М. И. Иванюком. Установка «гомеостат» представляет собой устройство, с помощью которого можно моделировать групповую взаимозависимую деятельность людей в процессе решения задачи. Данное устройство включает в себя три или четыре одинаковых прибора, каждый из которых имеет стрелочный индикатор и рукоятку управления. Перед этими одинаковыми приборами располагаются испытуемые (соответственно три или четыре человека). Их общая задача – установить стрелки всех приборов в заданном экспериментатором положении. При этом приборы взаимосвязаны таким образом, что если кто-либо из членов экспериментальной группы будет манипулировать рукояткой сам по себе, игнорируя действия остальных, задачу невозможно решить.

Читать еще:  вздулась вена на правой стороне шеи

Как же вели себя испытуемые? Наблюдения показали, что можно выделить следующие четыре типа коммуникативного поведения:

1) люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4) коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями; они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Эксперименты показали также, что успешно решить задачу удавалось далеко не каждой группе. Например, когда человек, стремящийся к лидерству, не мог заставить остальных следовать его приказам, он нередко совсем отказывался участвовать в эксперименте, а если и оставался, то вел себя уже очень пассивно. Если же группа состояла в основном из индивидуалистов, то каждый из них стремился действовать обособленно от других, сам по себе. Короче говоря, только определенные сочетания различных типов поведения оказывались удачными.

Какое же сочетание было оптимальным? В описанных экспериментах быстрее всего решали свою задачу те группы, члены которых были активны и обменивались информацией между собой, действуя коллегиально. Интересно, что в экспериментах на более простом гомеостатическом устройстве, где было достаточно понимания задачи лишь одним из трех членов группы, эффективную работу демонстрировало также следующее сочетание: один член группы активен, а двое других целиком подчиняются ему. Хотя эти эксперименты проводились в лаборатории, полученные данные имеют прямое отношение к условиям деятельности различных групп.

Итак, как показывают исследования, психологическая совместимость в группах формируется за счет действия разнообразных факторов. Степень такой совместимости членов одной и той же группы может быть различной на разных этапах ее жизнедеятельности в силу динамики межличностных отношений. Комплектование групп с учетом требований психологической совместимости способствует повышению уровня их продуктивности и оптимизации социально-психологического климата.

Психологическая совместимость в группе

Эффективность взаимодействия игроков внутри спортивной команды зависит от многих факторов. К ним относят сплоченность, совместимость, размер команды, наличие зрителей и болельщиков, особенности лидерства и руководства и др. [2, 7, 10]. Многие их этих параметров, например, наличие зрителей или стиль руководства тренера, могут контролироваться лишь с большим трудом. В это же время, комплектование игроков на основе их психологической совместимости, если она действительно связана со спортивной эффективностью, является задачей решаемой. Именно поиску этой связи посвящена данная работа. Под совместимостью, при этом, мы понимаем оптимальное сочетание разнообразных психологических характеристик партнеров по взаимодействию, приводящее к высокой эффективности [2, 7].

Выделяют психофизиологическую, психологическую (межличностную, личностную) и социально-психологическую совместимость [9]. Собственно психологическая совместимость, являющаяся наиболее важной в спорте, заключается в наилучшем сочетании индивидуальных психических качеств членов взаимодействия: свойств характера, интеллекта, мотивационных особенностей, устойчивости внимания, объема оперативной памяти и т.п. [2, 4, 9].

В процессе изучения совместимости людей в спортивных командах и в других малых группах были получены интересные, но, зачастую, противоречивые данные [1, 2, 3, 5, 6, 10]. В некоторых из них показано, что более эффективными являются гомогенные группы, а в других исследованиях лучше справлялись с задачей гетерогенные команды [2, 3, 5, 8]. Неоднозначность накопленных результатов связана с игнорированием теоретическим представлений о механизмах функционирования малой группы. А. В. Петровским в рамках теории деятельностного опосредования межличностных отношений в группе было предложено введение промежуточной переменной в анализ групповой совместимости: уровня развития группы на пути к коллективу [6]. То есть, закономерности, обнаруживаемые при изучении диффузных групп и коллективов, должны быть совершенно разными. Было также показано, что при изучении однородности-разнородности малой группы необходимо учитывать, имеют ли анализируемые личностные качества непосредственное отношение к групповой деятельности [5]. Несмотря на наличие исследований, посвященных совместимости и учитывающих приведенные выше критические замечания, данная проблема остается недостаточно изученной в рамках изучения спортивных, в частности, футбольных команд.

В связи с этим, в данном исследовании мы рассматривали гомогенность и гетерогенность футбольных команд по таким личностным особенностям, как склонность к мотивации достижения успеха (МДУ) и избегания неудачи (МИН), которые крайне важны в спортивной подготовке. При этом мы учитывали то, на каком уровне социально-психологического развития находится команда.

Цель исследования – изучение связи психологической однородности футбольной команды по МДУ и МИН с ее эффективностью в зависимости от уровня социально-психологического развития.

Материалы и методы исследования

Было проведено корреляционное исследование, заключавшееся в диагностике однородности-разнородности игроков в футбольных командах по МДУ и МИН. Проводился также опрос тренеров команд и анализ документов. Результаты психодиагностики сопоставлялись с уровнем социально-психологического развития спортивной команды и ее эффективностью.

Исследование проводилось на юношеских футбольных командах в спортивных школах г. Москвы. Общий объем выборки составил 510 юношей (26 команд) в возрасте от 13 до 18 лет. Длительность выступления за диагностируемую команду – от 3 до 10 лет. Уровень спортивного мастерства испытуемых варьировался от отсутствия спортивного разряда до кандидатов в мастера спорта.

Однородность команды оценивалась по опросникам на мотивацию достижения успеха и избегания неудачи Т. Элерса. Числовым показателем однородности служило значение стандартного отклонения внутри команды по каждой методике. Уровень социально-психологического развития диагностировался с помощью сокращенной нами методики Лутошкина [7]. Эффективность команды рассматривалась и как спортивная продуктивность, и как социально-психологическая успешность. Показателем продуктивности являлось среднее количество очков, набранных за одну игру (3 очка за победу, 1 – за ничью и 0 – за проигрыш) и место в завершившемся чемпионате. Успешность диагностировалась с помощью экспертной оценки тренеров. Для обработки результатов применялись статистические методы и программа SPSS 21.0.

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам проведенного обследования было обнаружено, что чем выше средний уровень МДУ в команде, тем выше ее спортивная продуктивность (p ≤ 0,01) и социально-психологическая успешность (p ≤ 0,01). Можно отметить, что диапазон средних МДУ в продиагностированных командах находится в пределах между 18 и 23 баллами, что соответствует высокой и очень высокой МДУ (рис. 1). При этом увеличение среднего МДУ всего лишь на 2–3 балла соответствует очень сильному изменению эффективности команды. Кроме этого, команды, имеющие более высокую МДУ, находятся, как правило, на более высоком уровне социально-психологического развития (p ≤ 0,05).

sav1.tif

Рис. 1. Соотношение среднего в команде значения МДУ и среднего набранного количества очков за одну игру

sav2.tif

Рис. 2. Соотношение разнородности по МИН и спортивной продуктивности в командах низкого и высокого уровня социально-психологического развития

Команды с более высоким уровнем МИН также являются несколько более успешными (p ≤ 0,05). Связи среднего значения по МИН со спортивной продуктивностью не выявлено. При этом во всех командах значение МИН находится в пределах 12–16 баллов, то есть является средним.

Читать еще:  закатывания правого яичка вверх

Если анализировать результаты обследования без учета уровня социально-психологического развития команды, то не наблюдается никакой связи между однородностью-разнородностью (по МИН и МДУ) и эффективностью. Не выявлено также связи между разнородностью по МДУ и эффективностью ни внутри подгруппы команд низкого уровня развития, ни в командах высокого уровня.

Однако была обнаружена сложная связь разнородности по МИН со спортивной продуктивностью (рис. 2) и с социально-психологической успешностью команды. Среди команд низкого уровня социально-психологического развития несколько более эффективными являются однородные по МИН (r = 0,35; p > 0,05). А внутри подгруппы команд высокого уровня развития наблюдается обратная связь (r = – 0,58; p ≤ 0,05). Чем более разнородна команда в данном случае, тем выше ее место в чемпионате.

Таким образом, несмотря на то, что и МДУ, и МИН являются психическими качествами, имеющими непосредственное отношение к спортивной деятельности футбольных команд, однородность по мотивации достижения успеха никак не связана со спортивной эффективностью. Относительно однородности по мотивации избегания неудачи, напротив, существует разнонаправленная связь в командах высокого и низкого уровня социально-психологического развития. В соответствии с этим, можно заключить, что среди команд низкого уровня социально-психологического развития, для которых на переднем плане находятся эмоциональные взаимоотношения, а не отношения, опосредованные содержанием совместной деятельности, однородность по МИН способствует возникновению эмоциональных симпатий, дружбы и т.п. Это, в свою очередь, может позволить спортсменам снизить количество конфликтов в команде и добиться несколько более высоких результатов. Однако в рамках спортивной деятельности действительно совместимыми являются игроки с разным уровнем МИН, что проявляется в командах, нацеленных на совместную деятельность.

Полученный результат не в полной мере соответствует теоретическим предположениям, выдвинутым Р. С. Немовым и др. [4], т.к. однородность только по одной из исследованных психических характеристик оказалась связана с эффективностью, не смотря на то, что обе они непосредственно связаны с групповой деятельностью. Это говорит о необходимости дальнейшей разработки проблемы групповой совместимости и ее связи с эффективностью взаимодействия спортсменов внутри команды.

Выводы

1. Чем выше общий уровень МДУ в футбольной команде, тем выше ее спортивная продуктивность и социально-психологическая успешность.

2. Общий уровень МИН в команде не является фактором ее эффективности.

3. Однородность команды по уровню МДУ не связана с ее эффективностью ни в группах высокого, ни в группах низкого уровня социально-психологического развития.

4. Среди футбольных команд высокого уровня социально-психологического развития наиболее совместимыми являются разнородные по МИН футболисты.

5. В подгруппе команд низкого уровня социально-психологического развития более эффективны однородные по МИН команды.

Психологическая совместимость

Научный подход к формированию систем управления персоналом предполагает необходимость учета требований физиологии и психологии к рациональной организации трудовой деятельности работающих.

С давних пор философы пытались выявить закономерности тех или иных форм поведения личности, определить, почему с одним человеком легко найти общий язык, а с другим нет никакой возможности, чем определяется логика поведения отдельного человека.

В последние неизмеримо возросла потребность в психологических знаниях, раскрывающих закономерности общения и поведения людей в группах, коллективах и командах, в их совместном труде, учебе и отдыхе.

Этим объясняется актуальность выбранной темы «Проблемы психологической совместимости членов команды».

Все наши отношения с окружающим миром строятся, исходя из видения своего «Я», из того факта, как реакция окружающих соотносится с собственной реакцией индивида.

Индивид стремится установить и постоянно поддерживать определенный набор свойств, характеристик, как он думает, его сущность. В соответствии с набором этих представлений индивид строит своим отношения с окружающими, делает самооценку другим людям. В ряде случаев они могут игнорировать объективную информацию, если она не соответствует их представлению, и соглашается с ошибочными или даже ложными данными, если они соотносятся «Я — образу».

Задачей данной работы является рассмотрение различных точек зрений, классификаций на психологическую совместимость членов команды.

1. Темперамент – как показатель психологической совместимости

Психологическая совместимость членов команды представляет собой совокупность индивидуальных качеств членов группы, обеспечивающих слаженность и эффективность их деятельности.

Совместимость включает целый ряд качеств:

1) физиологических (половозрастные и другие физиологические особенности)

2) психофизиологических (различие темпераментов и биологических потребностей)

3) собственно психологических (личностный характер и мотивы поведения)

4) социально-психологических (ценности, интересы, ролевые ожидания)

Доказано, что психологическая совместимость позитивно влияет на производительность труда и качество продукции.

Одним из исходных моментов обеспечения психологической совместимости является учет особенностей темперамента членов группы. Темперамент – это система эмоциональных и динамичных (характеризующих быстроту психологических реакций и активность) свойств личности.

В современной психологии широко распространена базовая типология темпераментов, которая включает 4 типа: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик. Достаточно наглядная графическая схема классификации этих темпераментов предложена группой американских ученых под руководством Г. Айзенка.

Эта схема позволяет классифицировать различные темпераменты людей в зависимости от двух групп показателей: интроверсии – экстраверсии (горизонтальная ось) и эмоциональной стабильности – нейротизма (вертикальная ось).

Экстраверсия означает психологическую ориентацию человека на внешний мир, окружающих, общение с другими людьми, открытость и активность; интроверсия – прямо противоположный тип, предполагающий направленность внимания личности на собственный мир и интересы, повышенную рефлексивность, сосредоточенность на внутренних переживаниях и внешнюю пассивность, замкнутость.

Эмоциональная стабильность означает устойчивость нервной системы, проявляющуюся в спокойствии, высокий иммунитет по отношению к стрессам и т.п.; нейротизм – прямо противоположное качество.

Знание и учет особенностей темперамента – важное условие обеспечения групповой совместимости и эффективности деятельности, а также оптимального распределения заданий.

В группе отрицательные черты одного темперамента можно уравновесить положительными чертами другого, например, пессимизм и замкнутость меланхолика – оптимизмом и общительностью сангвиника.

Легкость смены настроений и увеличений холерика хорошо дополняют спокойствие, логичность и устойчивая целеустремленность флегматика.

Однако не все типы темпераментов могут быть взаимно дополняемыми. К наиболее сложным, негативным типам обычно относят несинтонных интровертов – внутренне ориентированных людей с жесткой асоциальной установкой.

На базе личностных темпераментов выделяются различные черты характера как устойчивые психологические качества, определяющие отношение сотрудника к делу, к себе, другим людям и т.д. Черты характера могут быть очень разными: серьезность – легкомысленность, принципиальность – беспринципиальность, коллективизм – индивидуализм. Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности.

Природные свойства индивида – это то, что заложено в нем от рождения и как правило, характеризуется той или иной степенью выраженности таких динамических характеристик, как активность и эмоциональность.

Активность индивида выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силы и быстроте протекания психических процессов, двигательной реакции, те. Выступает как свойство деятельности индивида.

Крайним выражением активности являются, с одной стороны, большая энергия, стремительность в движении, деятельности, речи, а с другой – вялость, пассивность психических процессов, речи.

Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих отношение к окружающему миру.

Наилучшее использование индивидуальных и деловых качеств работников может быть обеспечено с помощью различных механизмов психологической совместимости. Наиболее важными из них являются следующие:

1) Подобие и взаимодополнение (комплементарность) качеств взаимодействующих работников. Подобие качеств необходимо, например, при формировании экипажей самолетов или судов, при работе на конвейере с заданным темпом.

2) Контрастность свойств и качеств. Этот механизм совместимости встречается довольно редко и проявляется в основном лишь тогда, когда у всех работников наблюдается ярко выраженная устремленность к общей коллективной цели. В этом случае сотрудники с контрастными качествами полнее отражают и воспринимают реальность.

Читать еще:  Побочное действие при приеме ПАКСИЛА

3) Гомеостазис – саморегулирование системы, обеспечивающее поддержание равновесия с помощью обмена информацией; перераспределение ролей и функций, имеющее целью устойчивость и эффективность групповой деятельности. явление гомеостазиса наиболее ярко наблюдается в высоко мотивированных, сплоченных коллективах и проявляется в том, что группа под влиянием требований ситуации гибко реагирует на нее, сама перераспределяет функции ее членов, выполняет работу отсутствующих, изыскивает резервы. Гомеостазис, не исключая действия первых двух механизмов психологической совместимости, отражает качественно новые, системные свойства группы как целостности.

Психологическая совместимость входит в структуру социально-психологического климата. Социально – психологический климат – это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях.

Нормальная атмосфера этих отношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей команды, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач, как собственных, так и коллег, организации в целом.

В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: психологическая совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих ее стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими.

Знание возможной реакции индивида (исходя из его темперамента) позволяет опираться на положительные черты темперамента и преодолевать отрицательные.

Так, на порывистость холерика нужно реагировать тактичностью и сдержанностью, инертности флегматика лучше противопоставить активность, эмоциональность, печаль меланхолика можно нейтрализовать оптимизмом.

Психологи достаточно часто отмечали, что при подготовке справок сангвиники, как правило, часто пишут черновики сокращенно или вовсе не пишут, холерики нередко из-за невнимательности делают элементарные ошибки, флегматики могут не заметить течения времени и опоздать с завершением работы.

Таким образом, знание индивидуально-психологических особенностей членов команды помогает правильно выбрать форму поведения с ним.

2. Классификации психологической совместимости

Большое распространение получили теории, объясняющие поведение человека, исходя из его потребностей. Наиболее известные авторы: А. Маслоу, Д. МакКлелланд, Ф. Герцберг.

Потребность индивида – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающего у человека побуждение к действию.

Это может быть пища для нормальной жизни, жилье, чтобы спрятаться от непогоды, красивые украшения для женщин, чтобы выделиться и т.д.

Количество и разнообразие потребностей человека огромно.

Выделяют первичные потребности, т.е. потребности, вызванные физиологией человека: в пище, воде, воздухе, сне, сексе, которые обеспечивают существование его как биологического вида.

Вторичные потребности вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта. Они намного разнообразнее первичных, во многом зависят от психологической развитости личности, условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, группе.

В рамках потребностной совместимости можно выделить несколько исследований, относящихся к социально-психологической классике.

Это прежде всего — теория интерперсональных отношений У. Шутца, основная идея которой состоит в утверждении обусловленности межличностного поведения индивидуальными ориентациями людей.

Согласно этой теории, каждый человек строит свои отношения с другими людьми, используя типичные для него модели межличностной ориентации. В основе моделей лежат три фундаментальные интерперсональные потребности:

— включенность – характеризуется стремлением устанавливать и сохранять благоприятные отношения с другими людьми

— контроль – диапазон ее функционирования варьирует от желания доминировать, влиять на других до желания быть контролируемым

— любовь – характеризует желание быть нравящимся и любимым и отражается в теплых эмоциональных связях, возникающих между людьми

Разнообразные сочетания этих потребностей, реализующиеся в специфических моделях межличностного поведения, имеют своим следствием три типа совместимости:

А) взаимообменную – относится к взаимному проявлению любви, контроля и включенности

Б) инициаторную – основывается на принципе комплементарности, т.е. дополнительности: в этом случае один из членов команды выступает в качестве субъекта инициативы, а другие являются ее объектом

В) реципрокную – характеризуется степенью, в которой проявление каждым субъектом контроля, включенности или любви отвечает желаниям других людей относительно соответствующей потребностной сферы.

Наряду с теоретической моделью У. Шутцем разработаны весьма популярные за рубежом специальные измерительные шкалы, позволяющие проводить исследования сравнительного и прогностического плана.

Подход У. Шутца стимулировал множество разработок в области межличностной совместимости и применительно к ней до сих пор является наиболее ярким примером эмпирико – прикладного воплощения научных идей.

Другая классификация исследований в области психологической совместимости разработана Н.Н. и А.Н. Обозовыми. Они написали следующие три подхода к изучению этого феномена: структурный – в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидно — личностных характеристик партнеров

1. функциональный – совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций, или ролей, партнеров

2. адаптивный – в этом случае речь идет не столь о самой совместимости, сколько о ее последствиях в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений.

Безусловно полезным моментом в построении схемы является включение в нее функционального, т.е. по существу деятельностного аспекта совместимости. Также психологическая совместимость членов команды зависит от типов групповой деятельности:

— инструментальный (деловая, трудовая сфера командной активности)

— эмоциональный или экспрессивный (сфера внутри командного общения)

Психологическую совместимость можно рассматривать как многомерный феномен. Можно выделить четыре плана (измерения) совместимости:

1. совместимость, основанная на сыгранности, сработанности членов команды – обусловлена длительным, иногда многолетним их взаимодействием

2. операционально-ролевая совместимость – в ее основе лежит хорошее понимание партнерами замыслов и действий друг друга в различных игровых эпизодах безотносительно к продолжительности предварительных совместных дел

3. совместимость в личностных чертах – основывается на взаимном соответствии личностных черт ленов команды

4. совместимость в деловом общении – проявляется в удовлетворенности партнеров межличностными отношениями, складывающимися между ними в ситуациях деятельности

Одно из значительных проявлений психологической совместимости характеризуется сходством жизненных целей и интересов членов команды.

Заключение

Совместимость – одно из важнейших условий групповой сплоченности и эффективности.

Применение психологических знаний в управлении можно существенно повысить эффективность и надежность самых разнообразных решений, связанных с совершенствованием организационной деятельности, с формированием команд.

При решении вопросов о психологической совместимости членов команды потребуются знания основ физиологии и психологии труда, и при это нужно учитывать, что каждая личность обладает различной степенью способности или неспособности к тому или иному виду деятельности.

Мы рассмотрели подход, который связан с потребностями. Мы можем сделать следующий вывод: все потребности образуют иерархическую структуру, которая как доминанта, определяет поведение человека.

Рабочая среда оказывает мощное влияние на работников, поэтому необходимо создавать благоприятные условия для членов команды. Команду составляют люди с разными ценностями и пристрастиями. И объединяет их не только единые цели, но и общие эмоции. Высокая степень взаимной поддержки также влияет на психологическую совместимость людей.

Библиографический список

1. Донцов А.И. «Психология коллектива», Москва 1984г., 208с.

2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. «Социальная психология малой группы», Москва 2001г., 318с.

3. Пугачев В.П. «Руководство персоналом организации», Москва 1999г., 279с.

4. Управление персоналом, под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., Москва 1998г., 423с.

5. Управление персоналом организации, под ред. Кибанова А.Я., Москва 1997г., 512с.

6. Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. «Управление – это наука и искусство», Москва 1992г., 351с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector