Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенку 4 года больно какать

Ребенку 4 года больно какать

Авторы: В.Г. Гельдт, Г.И. Кузовлева

Место публикации: Отделение урологии и нейроурологии ФГБУ Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России, Москва. «Педиатрия», журнал им. Г.Н. Сперанского, 2014, том 93, №2

Частота нарушений мочеиспускания у детей составляет 10%. Изменение характера мочевой струи и поведение ребенка во время микции позволяют заподозрить порок развития мочевой системы. Анатомические и функциональные нарушения мочевой системы связаны с пре-, интра- и постнатальными факторами. При выявлении нарушений мочеиспускания необходима консультация детского уролога для определения дальнейшей лечебной тактики. В ряде случаев необходим перевод ребенка в специализированное отделение для комплексного обследования.

Нарушения мочеиспускания и связанные с ними заболевания широко распространены в детском возрасте. Акт мочеиспускания у ребенка чрезвычайно сложный и динамичный процесс, клинико-уродинамические константы которого имеют широкий диапазон и во многом зависят от возраста и состояния пациента. Частота нарушений мочеиспускания составляет 10% [1]

При достижении нормальной возрастной емкости мочевого пузыря (МП) в ЦНС ребенка первоначально в спинальные центры мочеиспускания поступает поток афферентных импульсов, который усиливается по мере наполнения МП. Происходит сокращение детрузора и возрастает внутрипузырное давление. Все это приводит к открытию шейки МП, расширению задней уретры и изгнанию мочи. Если у взрослых открытие замыкательного аппарата МП — активный процесс, то у детей, особенного первого года жизни, — это следствие пассивного преодоления внутриуретрального давления за счет повышения внутрипузырного давления. Эта особенность обусловлена незрелостью нервной системы в этом возрасте, когда снижен темп приобретения признаков, характеризующих анатомо-физиологическую готовность к нормальному внеутробному существованию. Подобная точка зрения дала основание ввести для детей первых лет жизни термин «незрелый» тип мочеиспускания.

По мере роста ребенка мочеиспускание становится управляемым. Он способен задерживать, а при необходимости прерывать акт мочеиспускания, опорожнять МП без предшествующего позыва при малом его объеме за счет волевого усилия, более того, формируются навыки определенного поведения, сопровождающие акт мочеиспускания (уединение, гигиена и т.др.). По нашим данным, это происходит к 8-9 годам, еогда можно говорить о «зрелом» типе мочеиспускания. [2]

Нарушение мочеиспускания обнаруживают в процессе динамического наблюдения при сравнительном определении частоты мочеиспускания, его характера и объема выпущенной мочи.

Изменение характера мочевой струи и поведение ребенка во время микции позволяют заподозрить возможный порок развития. Чаще всего это регистрируют у новорожденных и детей первого года жизни. Поскольку мочеиспускание у этой группы больных осуществляется в горизонтальном положении, мочевая струя в норме должна описывать полуокружность, при атом быть широкой, непрерывной, достаточно напряженной и не сопровождаться разбрызгиванием. Нормальное мочеиспускание заканчивается полным опорожнением МП, что можно проконтролировать, надавливая на МП после микции. Акт мочеиспускания не должен сопровождаться беспокойством ребенка и участием вспомогательной мускулатуры . Наблюдение за мочевой струей позволяет сделать первичное заключение о качестве мочи при наличии в ней гноя, крови, уробилина.

Распознать нарушение мочеиспускания у детей раннего возраста в условиях незрелости нервных центров и структур МП, ответственных за нейрогуморальное обеспечение его функции, довольно трудно. Связано это в первую очередь с трудностью клинического обследования (анамнез, жалобы) и оценкой состояния контроля над мочеиспусканием.

Отметим, что у здоровых новорожденных полное опорожнение МП может сопровождаться прерывистой струей. Функциональной особенностью нижних мочевых путей на первом году жизни является мочеиспускание в два приема, которое отмечается у 42,8% новорожденных. Подобный показатель к 6 месяцам составляет 19%, а у детей старше года не регистрируется вообще.

Первое мочеиспускание у 67% здоровых детей происходит в среднем через 12 ч после рождения, у 25% — после 12 ч, у 7% — через 24 ч и примерно 0,6% новорожденных не мочатся даже спустя 48 ч. Однако учитывать интервал от момента рождения до первого мочеиспускания довольно трудно, ибо первая микция новорожденного, происходящая вскоре после родов, может остаться незамеченной. Частота мочеиспусканий колеблется от 2 до 6 раз в течение первого и второго дней жизни и от 5 до 25 раз в сутки в дальнейшем.

Судить об объеме мочи у детей первых дней и недель жизни затруднительно. диурез из расчета мл/кг/24 ч достигает у детей первых суток 8,8, на 3-и сутки — 19, на 5-е — 49 и на 7-е -61.

Виды недержания мочи

Выделение мочи из нетипичных мест

Нейрогенные дисфункции МП при миелодисплазии

Экстрофия МП Эписпадия (тотальная)

Эктопия устьев мочеточников

Эктопия устьев мочеточников

Отсутствие полового члена (афалия)

В возрасте 10-60 дней ребенок Выделяет в сутки 250-450 мл мочи [1].

Причины, которые приводят к нарушению мочеиспускания у новорожденных, разнообразны и могут быть условно объединены в три основные группы — задержка мочи, недержание мочи и выделение мочи из нетипичных мест (табл. 1).

Задержка мочи у новорожденных детей может иметь разнообразные клинические проявления — от острой задержки до нарушения нормального акта мочеиспускания.

Острая задержка мочи возникает при невозможности самостоятельного опорожнения МП и всегда сопровождается его перерастяжением и общим беспокойством ребенка. Последнее является эквивалентом императивных позывов к мочеиспусканию, характерных для острой задержки мочи у детей старшего возраста и взрослых.

Причина острой задержки мочи у новорожденных, как правило, имеет врожденный характер. Полная непроходимость уретры возникает при ее атрезии, гидрокольпосе, опухолях таза, закрытии се наружного отверстия пленкой при гипоспадии, опухолевидном образованием или выпавшим и ущемившимся уретероцеле. В более редких случаях происходит склеивание слизи-стой оболочки на протяжении мочеиспускательного канала, что препятствует первой микции и ,ликвидируется при катетеризации МП.

Причиной рецидивирующей острой задержки мочи может явиться смещающаяся при сокращении детрузора слизистая оболочка МП, которая у новорожденных отличается быстрым темпом роста и слабой связью с подлежащим подслизистым слоем. В литературе описана задержка мочи, возникшая вследствие метаплазии эпителия МП. Перерождение эпителия слизистой оболочки происходит при воздействии разнообразных раздражающих факторов — инфекции, обхождения кристаллов солей, механического раздражения при катетеризации, недостаточности витамина А и др. Диагноз подтверждается при выявлении на цистограцмах дефекта наполнения в области треугольника и шейки МП. Довольно редкой, но возможной причиной острой задержки мочи в первые дни жизни является прием матерью во время беременности, особенно в последнем триместре, препаратов, обладающих адренергическим действием на шейку МП и вызывающего сокращение сфинктера.

Особого внимания заслуживают новорожденные с перинатальной энцефалопатией в результате асфиксии в родах, внутричерепного кровоизлияния и др. В некоторых случаях повреждение ЦНС сопровождается нарушением акта мочеиспускания.

Препятствием для свободного мочеиспускания могут явиться выраженный отек и гематома наружных половых органов как следствие ягодичного предлежания или травматических родов. К постнатальным причинам относят баланит, который у новорожденных часто развивается на фоне физиологического фимоза и может вызвать рефлекторную задержку мочи, которая купируется консервативными мероприятиями, и гиперплазию слизистой оболочки МП в результате цистита.

Нарушения мочеиспускания выражаются в изменении характера мочевой струи. Она может быть вялой, вплоть до капельного мочеиспускания, стекать по наружным половым органам и промежности, иметь прерывистый характер, сопровождаться разбрызгиванием и др. Подобные изменения вызываются двумя основными причинами — препятствием, располагающимся по ходу уретры (клапаны, гипертрофированный семенной бугорок), и снижением тонуса детрузора. Последнее наблюдается у больных с врожденными нейрогенными дисфункциями МП, функционирующим урахусом и синдромом «сливового живота».

Акт мочеиспускания у больных с частичной обструкцией уретры удлинен и сопровождается определенными активными усилиями, с помощью которых новорожденный стремится повысить внутрибрюшное давление. МП у этих детей небольшого размера с утолщенными стенками.

Нарушение функции детрузора у больных у 2-й группы чаще всего обусловлено незаращени-ем дужек позвонков и связанной с этим миелодисплазией [3].

При синдроме «сливового живота» отсутствие внутрибрюшного давления резко нарушает акт мочеиспускания, что приводит к формированию мегацистиса. Функционирующий урахус, напротив, способствует уменьшению объема МП вследствие постоянного истечения мочи через открытый мочевой проток. Такой ребенок мочится редко и малыми порциями, ибо МП у него практически пустой.

Дети с нарушением мочеиспускания нуждаются в длительной катетеризации до выяснения причин, приводящих к этому состоянию. Недержание мочи сопровождает пороки развития ЦНС, экстрофию МП и в более редких случаях удвоение верхних мочевых путей с аномальной эктопией устья добавочного мочеточника (табл. 2).

Дети, родившиеся с менингомиелоцеле, расщеплением позвонков, сакральной агенезией и другими пороками спинного мозга и позвоночника, имеют анатомически правильно сформированную мочевую систему, но резко нарушенную ее иннервацию. В результате этого шейка МП зияет и моча постоянно выделяется по каплям. Такой вид недержания называют истинным.

Читать еще:  Заложенность в грудной клетке

Ложное недержание мочи наблюдается у детей с анатомическими нарушениями мочевых путей — экстрофией МП, тотальной эписпадией, клоакой, эктопией устья мочеточника. Ложное недержание требует хирургической коррекции порока, вызвавшего его.

Выделение мочи из нетипичных мест связанно с нарушением эмбриогенеза мочевой системы. В зависимости от пола ребенка известны типичные места для ненормального отхождения мочи. У мальчиков — проксимальные формы гипоспадии, случаи удвоения уретры, когда одна из них открывается на головке, а другая — на промежности или в области заднего прохода. Отверстие нормально расположенной уретры может быть сужено, и моча будет выделяться из нетипичного места. В редких наблюдениях агенезии полового члена уретра открывается на промежность или впадает в прямую кишку. У девочек — клоака, удвоение уретры, сопровождающееся открытием одной из них на переднюю стенку влагалища. У больных обоего пола возможно выделение мочи из пупочной ямки, что обусловлено действующим после рождения урахусом. У девочек он короткий и широкий и бывает хорошо виден в пупочной ямке. Функционирование урахуса у мальчиков может быть обусловлено врожденной артезией или стенозом уретры [4]

Диарея: причины, симптомы, лечение поноса

Диарея – учащенный стул жидкой консистенции. Состояние часто сопровождается болью и урчанием в животе, вздутием, ложными позывами на дефекацию. Это не самостоятельное заболевание, а проявление дисбактериоза, неврогенных расстройств, многих инфекционных или воспалительных процессов в органах пищеварения.

Выраженность поноса может варьироваться от легкого временного послабления стула до состояний, представляющих угрозу жизни. Избежать осложнений помогут своевременная диагностика и лечение патологии, заключающееся в щадящей диете, приеме лекарств от диареи.

Нормальное количество каловых масс, выделяемых за сутки взрослым, колеблется в пределах 100-300 граммов и зависит от особенностей питания. При усиленной моторике кишечника стул может учащаться и становиться более жидким, но не увеличивается в объеме. Возникновение поноса связано с нарушением процесса всасывания воды и полезных веществ через стенку кишки, когда концентрация жидкости в каловых массах достигает 60-90%.

Причины поноса

Понос появляется не только вследствие заболеваний пищеварительного тракта, но и при патологиях других органов, нарушении диеты, применении ряда лекарств, непереносимости определенных продуктов.

  • Инфекции, поражающие органы пищеварения. Среди бактерий такими являются сальмонелла, шигелла. Вирусы также способны вызвать кишечное расстройство, в частности, диарея возможна при коронавирусе, ротавирусной и аденовирусной инфекциях. Паразитарная инвазия часто вызывает именно острый процесс.
  • Прием медикаментов. Чаще других к диарее у взрослых людей или детей приводят антибиотики, такие как ампициллин, линкомицин, цефалоспорины, клиндамицин. Они истребляют нормальную микрофлору кишечника, что препятствует естественному перевариванию пищи и способствует росту болезнетворных микроорганизмов. Стимулируют разжижение стула также слабительные средства, антациды, содержащие соли магния, противоаритмические препараты, лекарства на основе наперстянки, соли калия, искусственные сахара, холестирамин, хенодезоксихолевая кислота, антикоагулянты.
  • Непереносимость некоторых продуктов. Проблемы с перевариванием определенных типов сахаров, искусственных добавок, ароматизаторов, многоатомных спиртов также становятся причиной поноса. Наиболее часто пищевая аллергия, проявляющаяся жидким стулом, бывает при лактазной недостаточности, приеме больших количеств алкогольных напитков, поедании калорийной, жирной и острой пищи, богатых магнием продуктов.
  • Заболевания и опухолевый рост в органах пищеварения. Можно предположить язвенный колит, болезнь Крона, синдром мальабсорбции или раздраженного кишечника.
  • Снижение функции ЖКТ неврологического происхождения. Обычно развивается при выраженном стрессе. Болезни прочих органов и систем. В их числе сахарный диабет, панкреатит, гиперфункция щитовидной железы, печеночный фиброз, амилоидоз.
  • Оперативное лечение, в частности, резекция желудка, холецистэктомия.

Классификация диареи

  • инфекционную;
  • алиментарную (понос при погрешностях диеты);
  • диспепсическую (при недостаточной секреторной функции органов пищеварения);
  • токсическую (связанную с отравлением тяжелыми металлами, уремией);
  • медикаментозную;
  • нейрогенную (нарушение нервной регуляции вследствие психоэмоционального перенапряжения).
  • Секреторная диарея. Возникает в случае выделения в полость кишки большого количества воды и электролитов.
  • Осмотическая форма. Развивается при нарушении процесса переваривания и всасывания ряда питательных веществ, из-за чего жидкость притягивается в полость кишки из сосудов ее стенки.
  • Экссудативная диарея. Характерна для многих болезней кишечника, протекающих с воспалением и нарушением целостности его слизистой.
  • Гиперкинетическая диарея. Причиной данной формы патологии считается слишком быстрое прохождение пищи по кишечнику, ее компоненты и вода при этом не успевают всасываться.

Симптомы

Понос может протекать в острой и хронической форме. В первом случае симптомы диареи ярко выражены и присутствуют до трех недель. В течение этого времени больного беспокоят частый разжиженный стул, нередко с прожилками крови или слизью, боль и вздутие живота, нередко тошнота, рвота. Ухудшается и общее состояние – повышается температура тела, появляются симптомы обезвоживания, такие как сухость во рту, сильная жажда, шелушение кожи, слабость, сонливость, снижается объем выделяемой мочи, кровяное давление. Основными причинами острой диареи выступают инфекции и воспаление кишечника, а также прием лекарственных средств.

При хроническом течении симптомы поноса менее выражены. Патологии тонкого кишечника проявляются обильным водянистым или жирным стулом. Для заболеваний толстого отдела кишечника характерны испражнения в умеренном количестве, но с примесью гноя, крови, слизи. Поражения прямой кишки проявляются частым скудным стулом вследствие повышенной чувствительности к растяжению ее стенок, болезненными ложными позывами на дефекацию.

Осложнения диареи

К наиболее опасным последствиям острого поноса, сопровождающегося большой потерей жидкости организмом, относится обезвоживание. В запущенных случаях состояние больного тяжелое, вплоть до летального исхода. Сопутствующее водянистому стулу вымывание солей может вызывать судороги.

В случае инфекционного процесса возможно тяжелое отравление организма бактериальными или вирусными токсинами. При хронической длительной форме патологии развивается истощение организма, гиповитаминоз. Также в числе осложнений диареи поражения прямой кишки – геморрой, ее выпадение, образование изъязвлений и трещин.

Диагностика

Диагноз устанавливается на основании жалоб больного, внешнего осмотра, включая физикальное обследование области живота, применения инструментальных и лабораторных методов исследования. Желательно также осуществить проктологический осмотр. Выявление анальной трещины, свища, парапроктита может позволить предположить имеющуюся болезнь Крона, как основной фактор развития поноса.

В беседе с пациентом важно выяснить характер стула, что позволит предположить причину и локализацию патологических изменений. Желтый кал указывает на ускорение моторики кишечника. Стул жидкой консистенции и зеленого цвета характерен для инфекционных поражений органов пищеварения. Примесь либо прожилки крови в испражнениях указывает на кровоизлияние в органы ЖКТ. Если оно случилось в верхних отделах пищеварительной системы, кал приобретает черный цвет – дегтеобразный стул. Обесцвеченный кал жидкой консистенции свидетельствует о присутствии в организме новообразований или камней, препятствующих току желчи. Водянистый выраженный понос характерен для холеры и быстро приводит к обезвоживанию.

    . Высокий уровень лейкоцитов указывает на воспаление кишечника. Гематокрит повышается при сгущении крови вследствие обезвоживания организма.
  • Биохимический анализ крови. Концентрация калия, натрия, хлора в крови важна в подборе тактики восполнения водно-электролитного баланса, нарушенного при обезвоживании. Повышение общей амилазы указывает на патологию поджелудочной железы, как вероятную причину диареи. Жидкий стул может стать также последствием дисфункции печени. Разрушение клеток органа сопровождается резким ростом уровня аланинаминотрансферазы в крови.
  • Копрограмма. В процессе исследования определяются физические и химические свойства кала, его микроскопическая структура.
  • Анализ кала на цисты простейших. Микроскопическая диагностика инфекционной диареи, вызванной простейшими микроорганизмами.
  • Анализ кала на яйца глист. Позволяет с помощью микроскопа обнаружить яйца наиболее часто встречаемых гельминтов.
  • Мазок из перианальной области на энтеробиоз. Заболевание – широко распространенный гельминтоз, протекающий с зудом и часто встречающийся у детей.
  • Бактериологический посев кала на патогенную флору. Метод выявления возбудителей кишечной инфекции и установления их чувствительности к антибиотикам.
  • Посев кала на условно-патогенную флору. Выявляются микроорганизмы, в небольших количествах считающиеся частью нормальной микрофлоры ЖКТ, но при специфических условиях и активном росте способные вызвать инфекционный процесс.
  • Анализ на дисбактериоз кишечника с определением чувствительности к фагам. Метод позволяет выявить дисбаланс микрофлоры кишечника определить чувствительность болезнетворных микроорганизмов к вирусам, используемым в борьбе с бактериальной инфекцией. Анализ проводится при поносе у больного и его подготовке к лечению бактериофагами, если традиционная антибиотикотерапия не может применяться по каким-либо причинам или оказалась неэффективной.
  • Иммунологическое исследование крови. Проводится при подозрении на инфекционный процесс с целью обнаружения антител к возбудителю. . Метод диагностики алиментарной формы диареи при непереносимости определенных продуктов.
  • Колоноскопия. Эндоскопическое исследование толстого отдела кишечника. Позволяет визуально оценить внутреннюю стенку органа и обнаружить его воспаление или повреждение.
  • Ультразвуковое исследование органов брюшной полости. Позволяет визуализировать нарушение структуры тканей и новообразования.

Лечение диареи

  • примесь слизи или крови в кале;
  • дегтеобразный стул черного цвета;
  • водянистые испражнения чаще 12-20 раз в сутки;
  • обильный светлый стул на фоне падения температуры тела ниже нормы;
  • сочетание диареи и температуры более 38,5C;
  • выраженная боль в животе и выраженная рвота;
  • длительность диареи от четырех дней;
  • эпизоды потери сознания, судороги;
  • диарея более двух суток у ребенка первого года жизни или лиц старше 50 лет;
  • диарея периодически повторяется без видимых причин, присутствуют потеря веса, слабость.
  • применение раствора оральных регидратационных солей, восполняющего дефицит воды и минеральных веществ;
  • в тяжелых случаях обезвоживания внутривенное капельное введение регидратационных смесей;
  • препараты цинка;
  • антибиотики при подтверждении бактериальной кишечной инфекции;
  • про- и пребиотики для восстановления кишечной микрофлоры и борьбы с дисбактериозом;
  • средства от диареи, снижающие моторику кишечника;
  • витамины и минеральные вещества.
Читать еще:  Порез пятки, сколько заживает?

При диарее рекомендовано соблюдение диеты. Она предполагает отказ от жареных, жирных, копченых, соленых продуктов, грубой клетчатки. Предпочтительны блюда, приготовленные на пару, отварные или запеченные. Пищу желательно употреблять в хорошо протертом, измельченном виде.

Консультация для родителей. Ребенок боится ходить в туалет, как справиться с проблемой. Советы психолога

Иногда родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок. Ребенок боится горшка, панически, всячески отказывается садиться на него, чтобы опорожнить кишечник. Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго — в результате ему больно. Запоминает боль — снова долго не ходит в туалет и уже терпит намеренно. В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей. Поэтому сегодня рассмотрим, почему возникает такая проблема с дефекацией и как с ней справляться.

Если ребенок боится ходить в туалет после серии физиологических запоров, то речь идет о психологической травме. В этом случае причиной фобии стали: боль при затрудненной дефекации. Ребёнок помнит эти ощущения и боится их повторения. При жидком стуле идет раздражение стенок кишечника, кожи в области ануса. Боль может появиться, если на стенках кишечника, анусе остались незаметные родителям трещинки.

Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в комплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.

Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.

Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически. К ним следует отнести и: стеснительность, стрессы, отсутствие похвалы со стороны родителей, принуждение.

Стеснительность. Неудачные замечания или шутки по поводу неприятного запаха испражнений, количества кала от родителей, старших детей провоцирует чувство неудобства у малыша. Возникновение негативного оттенка при принуждении ребёнка со стороны взрослых и длительные высаживания на горшок, настойчивые просьбы.

При возникновении стрессов, малыш взволнован жизненными переменами, детскими проблемами в саду. Ребенок протестует, если нервная система даёт сбой. Негативные воспоминания, связанные с горшком и испуг влекут за собой страх.

Отсутствие похвалы от родителей за умение не пачкать штанишки. В период приучения малышей к горшку необходимо отмечать каждый успех, хвалить и подстегивать желание вести себя по-взрослому.

Проблема со стулом может оказаться проявлением депрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.

Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.

Имеет значение и наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может объяснять и симптоматику ребенка.

Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики, низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.

Для решения проблемы с дефекацией важно выявить причину страха. От этого зависит выбор способов преодоления фобии, тактики поведения родителей. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь развилась? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?

Составить целостную картину поможет доверительная беседа с ребенком после трех лет, разговоры с воспитателем детского сада, личные наблюдения. После анализа причин воспользуйтесь проверенными советами опытных родителей, врачей и психологов по решению проблемы, а они точно знают, что делать, если малыш боится какать. Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.

Как помочь ребенку решить деликатную проблему:

Развивать у ребенка самостоятельность. Для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому. Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.

Заняться умеренной физической активностью . Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций. Ведите активный образ жизни. Бег, лазание, игры с мячом во дворе стимулируют работу кишечника.

Воспользуйтесь советами педиатров. Избавьтесь от физиологического запора. Найдите причину затруднения дефекации и исключите отрицательный фактор из жизни ребенка. При необходимости пользуйтесь слабительными. При затяжных запорах ставьте клизмы грушей или микроклизмы из аптеки, глицериновые свечи.

Питайтесь сбалансированно. Включайте в меню клетчатку, кисломолочные продукты, вареные овощи и супы на легком бульоне. Булки, сухарики, пирожные, конфеты провоцируют запоры. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ.

Контролируйте питьевой режим. Недостаток воды приводит к затвердеванию каловых масс, физиологическому запору. Давайте пить больше жидкости. Пейте расслабляющий коктейль перед сном. Соблюдайте режим дня. Строгое соблюдение времени приемов пищи, походов в туалет сделают процедуру дефекации стабильной.

По совету психологов создайте комфортную психологическую обстановку дома. Доверительные, спокойные отношения между родителями, детьми успокаивают психику, уравновешивают состояние. Отсутствие стрессов положительно на привыкании к новому, например горшку. Не напоминайте сами, что у малыша был запор, что ему было больно.

Превратите поход в туалет в игру. По дороге в туалет рассказывайте интересную историю о загадочных героях, которые хотят обогнать ребенка, чтобы первыми занять горшочек. Не останавливайте рассказ до тех пор, пока малыш не покакает. Придумайте материальный стимул. Например, испеките волшебное печенье или угостите специальной витаминкой от страха. Постарайтесь настроить кроху на позитивный лад, чтобы он перестал страдать и бояться.

Читать еще:  Нужно ли пить нейролептики, не опасно ли это?

Не бойтесь перехвалить. Хвалите за безрезультатные посиделки на горшке, утвердительный ответ на просьбу сходить в туалет покакать, даже за редкую дефекацию. Создайте подготовительную площадку для будущего успеха. Подстройте график какания под время нахождения дома. Эта мера поможет справиться со стеснительностью, неудобством оборудования туалетных комнат в школе или садике. В домашних условиях ребенок может расслабиться, почувствует себя комфортно.

В критических ситуациях, при истериках, попытках перетерпеть позывы к дефекации длительное время сходите на прием к психотерапевту. Психотерапия малыша совместно с родителями приносит положительные результаты в большинстве случаев.

Важно! На устранение психологического запора может понадобиться 2-3 месяца. Не торопитесь получить положительный результат, не подгоняйте ребенка. Наберитесь терпения.

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Капризы детей и как с ними справиться. Консультация для педагогов и родителей Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века. Некоторые мамочки считают это.

Консультация для родителей «Если ребёнок боится врачей»Консультация для родителей «Если ребёнок боится врачей» Очень часто встречается ситуация, когда дети боятся врачей, испытывают страх перед людьми в белых халатах. Можно понять эмоции того ребёнка,.

Консультация для родителей «Как справиться с непоседой? Гиперактивность в вопросах и ответах» Оказывается, не всегда его проблемы связаны с ленью или непослушанием. В каждой группе есть непоседы, которые доставляют педагогам одни.

Консультация для родителей «Ребенок и телефон» В век прогрессивно развивающихся технологий, трудно представить жизнь человека без телефона и других всевозможных гаджетов. Телефон давно.

Консультация для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» Цель: донести до родителей важность использования малых фольклорных форм. Задачи: — Познакомить родителей с ценностью потешек для общего.

Консультация для родителей «Вы и ребенок на улице»Консультация для родителей «Вы и ребенок на улице» Уважаемые родители! Взрослые всегда являетесь для детей образцом поведения. Родители — значимый объект любви и подражания для ребенка. Это.

Советы психолога для родителей «Страх перед медицинскими процедурами» Советы психолога: Страх перед медицинскими процедурами. Знакомая картина: испуганные дети, которые стоят перед процедурным кабинетом. Малыш.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

У РЕБЕНКА БОЛИТ ЖИВОТ

Как часто мы слышим от наших детей «Ой болит животик!». Дети жалуются и утром когда собираются в детский сад или в школу, и вечером когда ложатся спать, и во время еды со словами «Больше не хочу». При этом родители реагирую по разному: кто бежит вызывать скорую помощь, а кто-то отмахивается, «вечно ты что-то придумываешь». Как же не ошибиться, что же делать, если ребенок пожаловался на животик.

Просто так дети врут редко. Иногда ребенок может говорить что у него болит живот, что бы привлечь маму, даже не испытывая дискомфорта в животе, но это все равно тревожный звоночек, ведь он не пожаловался на ножку, голову или на что-то еще, значит он периодически испытывает боль или дискомфорт в животе!

Дети дошкольного и младшего школьного возраста пожалуются на боль не только когда они испытывают действительно болевые ощущения, но и при метеоризме (повышенном газообразование) и при тошноте и при урчание в животе и при дикомфорте в животе. Когда ребенок во время еды говорит «все больше не могу, у меня болит живот» не спешите его ругать. Он не может сказать «у меня чувство раннего насыщения», а ведь скорее всего у него именно этот патологический симптом, который бывает при гастритах, функциональной диспепсии и при других заболеваниях.

Если Ваш ребенок утром жалуется на боль в животе, то может это не из-за желания остаться дома, а у него так называемые «тощаковые боли», один из признаков гастродуоденита, язвенной болезни. А может он просто не хочет завтракать, и не потому что он упрямый, а потому что у него еще «не проснулись» ферменты. Таких детей накормить «полноценным» завтраком не возможно, да и не нужно. Пусть ребенок съест порцию йогурта с чаем, а в детском саду или в школе (т.е. через 2 часа от момента просыпания) у него будет второй завтрак.

Ребенок может жаловаться на живот когда хочет в туалет. Чаще это бывает при запорах, когда процесс опорожнения кишечника болезненный. Может быть, что в настоящее время дефекация у таких детей уже безболезненная, но раньше, стул сопровождался выраженными болевыми ощущениями и ребенок это ЗАПОМНИЛ! Теперь у маленького (да не обязательно у маленького) человечка страх – «сейчас будет больно».

Что же такое боль в животе и когда она появляется. Ощущение боли это ответ организма на раздражение болевых рецепторов расположенных в стенках внутренних органов (желудка, кишечника) или капсуле покрывающей орган, например печень. При растяжении стенки, капсулы, воспаление мы испытываем боль. При спазме мышечных органов, при боле в животе это в первую очередь кишечник, так же идет раздражение рецепторов и мы чувствуем боль. Боль в животе может быть вследствие раздражения брюшины – листка ткани покрывающей внутренние органы живота. Чаще это наблюдается при острой хирургической патологии, например аппендиците.

Боль может быть острая, когда человек ощущает «укол», такую боль не редко сравниваю с «кинжальной болью» или тупая – боль ноющая, средней интенсивности.

Боль может быть хроническая, когда изо дня в день человек жалуется, при этом не обязательно постоянно. Боль может отпускать и вновь возвращаться, при этом степень интенсивности может быть разной от острой схваткообразной, до тупой еле различимой.

По локализации боль может быть разлитая – когда боли весь живот и локализованная, когда можно указать болевую точку.

Боли могут быть связанны не с заболеванием внутреннего органа, а с поражением нервной системы, как центральной, так и периферической. При опухоли в головном мозге боли могут быть в разных местах, в т.ч. и в животе, при этом часто боль сопровождается рвотой. При вегетативной дисфункции боль в животе может сопровождаться бледностью кожных покровов, тошнотой, рвотой, холодным потом.

Что же делать, если Ваш ребенок пожаловался на боль в животе. Во-первых, не паниковать, поговорите с ребенком, как у него болит, где, при этом не забывайте, что маленькие дети не могу локализовать боль и чаще покажу на пупок, даже если у них болит под ребром. Не надо демонстративно пренебрегать жалобой, даже если Вы считаете, что это выдумка малыша. Поговорите с ним пообещайте дать таблетку, сходить к врачу, сделать обследование. Ни когда не пугайте ребенка визитом к врачу или каким-либо обследованием, в дальнейшем ребенок может бояться медицинских учреждений и будет скрывать от Вас жалобы, что приведет к поздней диагностике заболевания.

При жалобах на боль в животе спросите, когда ребенок последний раз какал, может быть у него запор. Родители должны ежедневно контролировать дефекацию ребенка, при этом не только дошкольника, но и младшего школьника, а в более старшем возрасте надо регулярно расспрашивать своего ребенка был ли у него сегодня стул, какой консистенции, не было ли там каких примесей (кровь, слизь, не переваренная пища). Часто родители не обращаю внимания на такой ВАЖНЫЙ физиологический процесс как дефекация, а ведь учитывая частоту, консистенцию стула, наличие примесей врач сможет назначить НЕОБХОДИМЫЕ обследования (а не все какие есть в арсенале современной медицины), что позволит быстрее поставит диагноз и назначить лечение.

Из лекарств самостоятельно без назначения врача, при впервые возникшем болевом синдроме, можно только обволакивающие средства и сорбенты. Если Вы дадите ребенку обезболивающие антибактериальный препарат или спазмолитик (но-шпу), то можно смазать картину, и врач не сможет поставить диагноз, что очень опасно например при аппендиците. Лучше вызовите врача, пусть он посмотрит ребенка, при необходимости назначит анализы и обследования.

В заключение еще раз подчеркну. Жалобы ребенка на боль, это всегда тревожный симптом. Обратитесь к врачу, пройдите обследование и Вам не придется думать что это «воспаление живота или хитрости». Будьте здоровы!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector