Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Навязчивые движения у детей

Навязчивые движения у детей

В современном мире с его ускоренным ритмом жизни становится больше и больше людей, страдающих различными невротическими расстройствами. Неврозы – это практически бич двадцать первого века, и, к сожалению, с каждым годом они «молодеют». Всё чаще загруженность в школе и на дополнительных занятиях, хроническая усталость, стрессы и многие другие факторы способствуют развитию невротических расстройств у детей и подростков. Одно из таких заболеваний – невроз навязчивых движений.

Навязчивые движения или обсессивно-компульсивное расстройство у детей — что это?

Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозов, объединённых понятием обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Обсессивно–компульсивное расстройство – это расстройство психики, характеризующееся одержимостью навязчивыми состояниями (мыслями, фобиями, воспоминаниями, сомнениями, действиями). Больной постоянно находится под гнётом тревожных мыслей и страхов (обсессий). Например, ребёнок панически боится заразиться какой-нибудь страшной смертельной болезнью или ему кажется, что он своими мыслями может причинить кому-то вред, либо он не может спокойно выходить из дома, потому что считает, что тогда обязательно что-нибудь случится. Тревога нарастает, довлеет, и тогда, чтобы как-то разрядиться, больной совершает какие-то действия (компульсии), которые, по его мнению, должны предотвратить то или иное событие: постоянно моет руки; плюёт через левое плечо и стучит по дереву при каждой «дурной мысли»; перед выходом из дома расставляет вещи на столе в определённом порядке. Для навязчивостей характерны их цикличность и непроизвольность (они имеют чуждый больному характер, он не хочет, чтоб они появлялись, борется с ними). Борьба (компульсия) может быть прямой (как в случае с мытьём рук), то есть направленной непосредственно против страха (боюсь заразиться – мою руки, убиваю микробов) и косвенной, не связанной со страхом по своему смыслу (перед выходом из дома досчитать до десяти и провернуться на одной ноге против часовой стрелки). Такие компульсии называются ритуалами.

Синдром навязчивых движений у детей также проявляется в непроизвольных, часто повторяющихся действиях. Это может быть:

  • гримасничание;
  • причмокивание, покашливание, щёлканье пальцами или суставами;
  • накручивание волос на палец;
  • подёргивание щекой;
  • обгрызание карандашей, ручек, ногтей;
  • сосание пальца;
  • выдёргивание волос;
  • расчёсывание кожи;
  • взмахи руками;
  • подёргивание плечами и прочее.

Трудно перечислить все возможные двигательные навязчивости, они достаточно вариативны и индивидуальны. Некоторые из них можно перепутать с нервными тиками, но в отличие от тиков, которые вызваны автоматическим сокращением мышц и не поддаются контролю, навязчивые движения возможно (хоть это и не просто) подавить усилием воли.
Кроме того, как говорилось выше, существуют так называемые защитные ритуалы, которые со стороны выглядят как странные привычки. Например, ребёнок обходит все препятствия с определённой стороны, складывает тетради в рюкзак только левой рукой, перед тем, как лечь спать, определённое количество раз прыгает на одной ноге и т.д. Характер таких «обрядов» может быть очень сложным.

Также детям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, свойственно патологическое стремление к порядку, чистоте (бессмысленное перекладывание предметов с места на место, частое мытьё рук).

Навязчивые движения (действия) вызваны психоэмоциональным дискомфортом, они направлены на то, чтобы утихомирить тревогу.

Причины навязчивых движений

К синдрому навязчивых движений предрасположены застенчивые, боязливые, тревожно-мнительные, чрезмерно впечатлительные, неуверенные в себе дети. Причинами развития невроза могут стать следующие факторы:

  • стрессы;
  • хроническая усталость;
  • психологические травмы (конфликты родителей, неблагополучная семья, потеря близкого человека или домашнего питомца, переезд на новое место жительства, смена детского сада или школы и т.п.);
  • появление в семье ещё одного ребёнка;
  • диктаторское воспитание или же, наоборот, чрезмерная вседозволенность;
  • завышенные требования родителей и невозможность им соответствовать;
  • строгое религиозное воспитание;
  • наследственность;
  • некоторые заболевания (туберкулёз, мононуклеоз, вирусный гепатит, корь)
  • органические поражения головного мозга;
  • черепно-мозговая травма.

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей основана на жалобах родителей и наблюдении за пациентом. Для постановки точного диагноза необходимо пройти неврологическое, психиатрическое обследование, а также психологическое тестирование.

Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка

Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п. Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью. Часто ребёнок становится заложником собственных ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.

Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние. То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей. Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное — определить психотравмирующий фактор и устранить его. Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни. Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь. В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.

Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии. Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза). Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.

Читать еще:  Симптомы болезни — нарушения желудочковой проводимости

Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Пальчиковые игры для развития речи

Давно замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на общее развитие, а в том числе и речевое развитие детей. Игры с пальчиками, возбуждая речевые центры в коре головного мозга, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усилится контроль за выполнением движений. Дети учатся концентрировать внимание и правильно его распределять. Параллельно развиваются другие психические процессы: память, внимание, мышление. Когда ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, развиваются воображение и фантазия, а в результате кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые игры для развития речи Пальчиковые игры для развития речи Пальчиковые игры для развития речи Пальчиковые игры для развития речи Пальчиковые игры для развития речи Пальчиковые игры для развития речи Пальчиковые игры для развития речи Пальчиковые игры для развития речи Пальчиковые игры для развития речиПальчиковые игры для развития речи

Пальчиковые игры для малышей

Шёл старик дорогою.

Нашёл козу безрогую.

Давай, коза, попрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиком.

Пальчиковые игры для развития речи

Дождик, дождик, поливай.

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочерёдно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

Пальчиковые игры для развития речи

Белочка па ёлочке скачет вверх и вниз.

Белочка, за ёлочку лапками держись,

Прыг-скок па сучок, лапками держись!

Соединить кончики пальцев обеих рук, поднять ладони вверх и опустить, резко сжать кулачки, затем разжать, постучать пальчиками о стол, снова резко сжать кулачки.

Пальчиковые игры для развития речи

На лужайке по ромашкам

Жук летел в цветной рубашке;

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.
Руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону, медленно наклонить руки вперёд.

Пальчиковые игры для развития речи

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки,

Прямо но дорожке.

По лужам не шлёпайте,

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите.
Поочерёдно поглаживать одной рукой другую, шагать пальчиками по столу, постукивать пальчиками, погрозить пальчиком.

Пальчиковые игры для развития речи

На лужок пришли зайчата,

Лягушата и енот.

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок!
Сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно. На последние строчки помахать ладонями.

Пальчиковые игры для развития речи

Кукле кашу я сварю:

В миску молока налью.

Положу туда крупу

И поставлю на плиту.

Будет каша хороша!

Кушай, кукла, не спеша.
Имитировать движения по тексту: мешать кашу, наливать молоко, насыпать крупу, ставить на плиту. На последние строчки — хлопать ладонями, погрозить указательным пальцем.

Пальчиковые игры для развития речи

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки!
Постукивать пальчиками о стол, поднять и показывать две ладошки, сжать пальцы в кулачки.

Пальчиковые игры для развития речи

Одной рукой я травку рву,

Другой рукой я тоже рву.

Я травкой накормлю коня.

Вот сколько пальцев у меня!
Выполнять хватательные движения поочерёдно левой и правой руками, затем вытянуть руки вперед и повернуть ладонями вверх.

Пальчиковые игры для развития речи

Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу!»

Два жеребёнка: «Р-р-р!»

Два быка: «Му-у-у!» Смотри, какие рога!
На каждую строчку соединить поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца, затем показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Двигательное развитие ребенка от 0 до 6 месяцев

baby

В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.

В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер. Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку. В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).

К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот. В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).

С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину.

Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками. Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев. Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.

После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот. Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5–6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным.

Читать еще:  Симптомы болезни — нарушения кожной чувствительности

В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой. Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.

Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:

11 месяцев: особенности развития ребёнка. Стоим без опоры

Умение свободно стоять — навык, который в среднем формируется в 11 месяцев, но фактически возрастной диапазон для этого умения очень широк. Некоторые особенно быстрые в развитии дети могут научиться свободно стоять уже в 9 месяцев, подавляющее большинство обнаруживает этот навык в конце 11-го месяца. Но не стоит беспокоиться, если дети не торопятся и приходят к этому только в 14 месяцев. Часто это именно те дети, которые начинают рано и быстро говорить и хорошо владеют мелкой моторикой.

Чтобы выпрямиться и встать свободно, мышцы должны быть хорошо натренированы и иметь необходимое напряжение. Не менее важно, чтобы дети научились ощущать свои ступни. Если голеностопные суставы чрезмерно гибкие, детям сложно на них вставать. После консультации с физиотерапевтом вам может потребоваться в качестве исключения надеть обувь для детей, даже если они ещё не ходят, чтобы обеспечить голеностопным суставам необходимую поддержку.

Особенности возраста 11 месяцев

Навыки последних этапов — ползание, сидение и вставание у опоры — становятся всё более естественными. Мышцы укрепляются, движения более скоординированы. Ребёнок легко поднимается по лестнице и преодолевает препятствия, и его невозможно остановить в стремлении двигаться и исследовать.

Вещи на полках или комодах, ранее находившиеся вне досягаемости, вызывают у ребёнка любопытство. Он подтягивается, ставит ноги врозь, выпячивает живот и держится теперь только одной рукой. Другой можно играть абсолютно свободно.

Положение стоя нужно практиковать и стабилизировать. Для этого ребёнок раскачивается вверх-вниз и вправо-влево. Этот перенос веса из стороны в сторону называется «прибрежным судоходством». Если ребёнок держится за мебель, а сзади ему протягивают игрушку, он может развернуться:

Но как ребёнок снова возвращается вниз? Либо он кричит, пока кто-нибудь не придёт на помощь, либо просто падает на попу. Другого пути обычно нет.

Первые «попытки ходьбы» начинаются с рук и ног. Окончательно освоив положение на четвереньках, дети начинают пробовать так называемую медвежью стойку:


Для этого ребёнок выпрямляет ноги и поднимает ягодицы кверху. Вначале он может ходить в таком положении недолго, и потом снова возвращается к ползанию на четвереньках. Но вскоре малыш сможет преодолевать всё большие расстояния в медвежьей стойке. Этот тип передвижения укрепляет мышцы торса и ног и развивает координацию рук и ног.

Первые шаги в вертикальном положении ребёнок делает в сторону, вдоль мебели. Позже для опоры будет достаточно и гладкой стены.

Положение стоя со свободными руками получается у ребёнка случайно, когда малыш отвлекается и отпускает обе руки. Внезапно он стоит свободно (без опоры на руки), хотя все ещё не чувствует себя уверенным, стоит с согнутыми пальцами ног и ссутуленными плечами. С предметом в руке, например, ложкой для помешивания, стоять становится проще; у ребёнка просто возникает ощущение, что он держится за опору:

Развитие рук и ног

В этом возрасте начинает играть с мячом и учится его катать. Катает вперёд и назад машинки. Малыш хлопает в ладоши — пальцы и запястья выпрямлены.

Прежде чем ребёнок побежит вперёд, он будет ходить боком. Это укрепляет маленькие мышцы стопы и развивает своды стоп.

Другие навыки

В этом возрасте ребёнок начинает использовать первые слова осознанно. «Папа» и «мама» употребляются правильно по отношению к человеку.

Социальное поведение

Ребёнок даёт и берет игрушки по подсказке (игра «пожалуйста и спасибо»).

Рекомендации по игре и движению

Слегка приподнятые игрушки — стимул сидеть прямо. Всё чаще и чаще вы будете видеть, как ваш ребёнок играет в вертикальном положении. Позвольте вашему ребёнку играть босиком, тогда он будет более активно чувствовать пол, и благодаря этому его восприятие и равновесие будут развиваться интенсивнее. Ещё придёт время для обуви!

«Наши дети играют в таксистов». Почему таджикские мигранты рвутся в Россию?

Самолёт из Саратова в Душанбе набит битком. Женщины в платках, мужчины в вязаных шапках — в России уже холодно. Все пассажиры по виду — граждане Таджикистана. С собой везут множество чемоданов, баулов, коробок: я с трудом впихиваю рюкзак на полку среди других сумок. Авиакомпания бюджетная, обед на борту скуден: выдают лишь батончик мюсли, на три часа полёта маловато. Пожилая женщина слева от меня и парень справа разворачивают домашнюю снедь: пирожки, варёную баранину. «Кушайте, пожалуйста», — угощают они. «Спасибо, я сыт». — «Не обижайте нас. Вы в Таджикистан летите, значит, вы уже наш гость».

За чаем в бумажных стаканчиках завязывается разговор. «Вот мне обидно, — заявляет 27-летний строитель Абдулло из Куляба. — Мы вам страну отстроили. И хоть бы кто спасибо сказал!» «Полагаю, нас тоже следует поблагодарить, — мягко сообщаю я. — Россия предоставила таджикам работу, вы смогли обеспечить свои семьи». «Это правда! — поддерживает меня пенсионерка Бохира, летавшая к сыну в Саратов. — Без ваших денег я бы не прожила. Но так хочется, чтобы таджиков в России не считали за „второй сорт“, а ценили наш труд!»

Экономика Таджикистана зависит от денег трудовых мигрантов: ежегодно от них поступает $2 млрд, что составляет 48% (!) ВВП среднеазиатской республики. Официально в РФ работает миллион таджиков, неофициально — в два раза больше. Обозреватель «АиФ» выяснял, почему даже при выросших зарплатах в Таджикистане Россия является для местных жителей сказочной страной, куда рвутся всеми силами.

Читать еще:  Пятна крови на трусах

«Пашет год, тратит за неделю»

— Посмотри, сколько у нас рабочих мест появилось! — бизнесмен Фирдавс Бобокалонов показывает на огромную стройку в центре Душанбе. — Зарплаты там в среднем на ваши деньги 35 000 рублей в месяц. Зато строителей не так легко найти. Почему? Все желают ехать в Москву и Питер, хотя разница в оплате не такая уж большая. Да, в России гастарбайтеру предложат 50-60 тысяч, ну и сколько из них он потратит на еду и проживание? В российских городах цены не таджикские, ещё и намёрзнется парень на стройках где-нибудь в Новосибирске, здоровье потеряет. Но, понимаешь, жизнь в России для молодых людей у нас много значит, поскольку это дикие понты. Он приезжает к себе на родину в фирменных кроссовках, в дорогой куртке, с айфоном, неделю поит-кормит друзей в ресторане, и все в восторге: о Аллах, вот как в России-то бабло делают, миллионером можно стать! Никому не приходит в голову, что человек за неделю потратил деньги, которые заработал за год: теперь ему надо снова на морозе кирпичи таскать. Как исправить такой менталитет? Я не знаю.

«Россия — это сейчас Америка»

На месте бывшего базара Шохмансур (его снесли несколько лет назад) в Душанбе обычно собираются «бригады» ремонтников. Прямо в чистом поле стоят группы людей с инструментами, к ним подъезжают подрядчики, шумно торгуются. Я подхожу, здороваюсь и спрашиваю, кто работал в России. Оказывается, все до единого. Заработками в Таджикистане недовольны, хотят вернуться назад.

«Да, брат, у вас зарплаты упали, рубль ниже стал к доллару, — жалуется 32-летний Мирзо. — Но Москва — это крутизна. Я такси водил, мне друзья завидовали. Домой возвращался с подарками, мои дети в таксистов во дворе играли: „А, вырастем, тоже уедем в Россию работать, разбогатеем“».

Многим в республике видны лишь плюсы российских заработков: красивые вещи, смартфоны, иномарки, купленные гастарбайтерами, вернувшимися с севера. Тяжёлый многочасовой труд таджикских грузчиков и строителей в России не особо заметен.

«В Таджикистане давно нет проблем с работой, — объясняет мне финансист Ислам Махмудзодаев. — Сложности лишь с деньгами. Средняя зарплата — 7 500 российских рублей, но строители, врачи и таксисты зарабатывают очень неплохо. Однако люди всё равно уезжают, ибо Россия — это престиж. Помните, как у вас все в начале девяностых годов мечтали свалить в Америку, где счастливая жизнь и куча денег? Песня даже была: „Американ бой, уеду с тобой, Москва, прощай“. Вот и тут похоже».

«Знакомые от зависти помрут»

Когда едешь по Таджикистану, есть ощущение, что вся республика строится заново. Новые современные здания, отличные шоссе, банкетные залы для свадеб. На базарах уйма свежих овощей и фруктов: наступил сезон гранатов, и их горами продают вдоль дорог.

«Вот земли у нас полно, а обрабатывают её неохотно, — делится мнением бизнесмен Фирдавс Бобокалонов. — Почему-то большинству не нравится земледелием заниматься. Доходит до абсурда: муж своей жене в кишлак из России деньги пришлёт, и она нанимает узбеков-мигрантов на огороде работать, сама ленится. Это вообще как? Люди с фруктовыми садами огромные деньги зарабатывают. От нас дыни, персики, гранаты в Узбекистан везут, хотя там и своих хватает. Качество потому что классное, всё экологически чистое. Но нет, некоторые декхане телевизор смотрят, а на экране Россия — роскошная, красивая, вся в огнях. И им кажется, что лишь там и богатство, не надо в горных кишлаках прозябать, поедем скорее на стройки, чтобы знакомые от зависти померли».

На премьере фильма «Один из миллиона» о тяжкой гастарбайтерской судьбе.

Фашисты и злая тётка

Я сижу в кинозале на премьере таджикского фильма «Один из миллиона» про судьбу гастарбайтера Саидмурода Давлатова, десятого ребёнка в семье, уроженца бедного кишлака. Саидмурод устроился в России грузчиком на рынке, а домой вернулся писателем и бизнес-тренером. В кино русские показаны не в лучшем виде. Недовольные люди в фильме грубо отказывают нищему мигранту в работе, злобная тётка выгоняет из подъезда замёрзшего человека, российская полиция хуже фашистов: жестоко избивает таджикского гастарбайтера и забирает у него последние рубли.

«Мне такой фильм неприятен, — честно заявляю я своему таджикскому другу. — Вот так вы видите Россию? Все русские плохие?» «Не слишком хорошо снято, — соглашается он. — Проще было бы объяснить зрителям, что в девяностые годы милиция русских тоже могла побить и деньги отнять».

Таджики вообще довольно обидчивы, и в беседах с трудовыми мигрантами я это вижу.

«Конечно, всякие люди отсюда к вам едут, — говорит 43-летний Алибек Махдиев на „точке“ близ бывшего базара Шохмансур, он отработал 10 лет на стройках Тюмени. — И наркотиками торгуют, и криминал разный делают. Хотя таких меньшинство! Скажи, разве мы плохо для вас строим, себя не жалеем?» — «А мы плохо платим?» — «Нет, в Таджикистане столько не заработать. Но ведь мы люди, брат. Хочется чуточку взаимного уважения».

Вот в этом, пожалуй, и главная проблема: в уважении. Наших граждан давно раздражает бесконтрольный въезд гастарбайтеров, их нелегальная работа: в такси и на стройки брали неквалифицированных людей без знания русского языка, лишь бы платить им копейки. В то же время, МВД РФ отмечает, что именно таджикские мигранты неприхотливы к условиям труда и законопослушны, а Правительство России настаивает на привлечении рабочей силы из СНГ, поскольку (по его мнению) так лучше для развития экономики. Если без гастарбайтеров не обойтись, всё должно быть легально: при помощи России через год в Таджикистане откроются пять школ для обучения мигрантов русскому языку, чтобы им было легче адаптироваться у нас. Пока же, видя переполненные самолёты, следующие в РФ из таджикских аэропортов, я понимаю: в ближайшее время ситуация не изменится.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector