Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как обучать ребёнка с СДВГ: школа или онлайн-образование

Как обучать ребёнка с СДВГ: школа или онлайн-образование

«Он никогда не сидит на месте», «она всё время крутится», «его внимание рассредоточено» — всё это говорят родители детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).

СДВГ — это поведенческое расстройство, которое проявляется в том, что ребёнку трудно сконцентрироваться и усидеть на месте. Ребёнку с СДВГ трудно:

  • запоминать новую информацию,
  • принимать решения,
  • участвовать в коллективных играх,
  • придерживаться принятых в обществе правил.

Диагноз СДВГ может поставить только врач — психиатр или невролог. Обучением детей с дефицитом внимания занимаются школьные учителя, а коррекцией поведения — дефектолог или психолог (при отсутствии первого).

Факты про СДВГ

Особенности работы с детьми с СДВГ

Для ребёнка с СДВГ необходим чёткий режим. Желательно, чтобы его придерживалась вся семья. Важно постоянно проговаривать правила поведения дома, в магазине, в гостях. Больших скоплений людей лучше избегать, а также врачи рекомендуют ограничить потребление сахара как мгновенного катализатора энергии.

Существуют также особенности и в обучении детей с СДВГ.

Почему детям с СДВГ трудно в обычной школе

В классической школьной системе ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сталкивается с непосильными для него правилами. На уроках нужно сидеть тихо и слушать учителя, выполнять задания необходимо только сидя за партой, а разговаривать с одноклассниками — только на переменах.

Не все преподаватели знают об особенностях СДВГ и порой принимают невнимательность и гиперактивность за плохое воспитание. Но строгая дисциплина лишь ещё больше травмирует психику учащихся с СДВГ — дети становятся закрытыми и агрессивными.

Как организовать учебный процесс ребёнка с СДВГ

Ученикам с СДВГ нужно постоянно проговаривать правила поведения на уроке и план занятия. Во время урока необходимо активно пользоваться игровыми приёмами для привлечения внимания.

Для комфортных условий обучения ребёнку с СДВГ нужно:

  • Подбирать индивидуальную программу обучения. Дети с таким диагнозом любят делать что-то своими руками, а не только слушать и смотреть.
  • Создавать условия для творчества, например, изучать природу в лесу, а не по учебникам.
  • Проводить занятия в одном и том же месте. Гиперактивным детям сложно привыкать к новой обстановке, нужно чёткое расписание и привычная обстановка.
  • Делать в перерывах физические упражнения. Детям с СДВГ нужна частая смена деятельности.

Помочь в организации надомного обучения для детей с СДВГ могут онлайн-школы. Они позволяют индивидуализировать программу и нагрузку. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вы можете просматривать лекции в записи, ставить их на паузу, когда ребёнку нужно отдохнуть, ускорять и замедлять их темп, если это необходимо.

Дети с синдромом дефицита внимания.

Преимущества домашнего обучения для детей с СДВГ

  • На домашнем обучении школьнику не придётся после каждого урока переходить в новый класс. Это может снизить стресс от частой смены обстановки.
  • На домашнем обучении можно построить гибкий график занятий и делать столь необходимые перерывы в уроках.
  • Домашнее обучение позволяет пробовать разные методы и форматы обучения. Например, интерактивные занятия онлайн.

Выводы

Синдром дефицита внимания и гиперактивности подвергается лечению, если родители вовремя обращаются за помощью к специалистам. Врач-психиатр или невролог и дефектолог должны стать лучшими друзьями семьи в борьбе за здоровье ребёнка. Вопреки всеобщему мнению, СДВГ переходит во взрослый возраст, если вовремя не начать работу.

Грамотно организованное обучение строится на особенности функционирования организма ребёнка. Родители могут скорректировать образовательный маршрут своего ребёнка, например, перевести на домашнее обучение.

Ребенок с сдвг

В дошкольном возрасте, в связи с определенными психофизиологическими особенностями развития высокая двигательная активность у детей является нормой. Но в некоторых случаях она может достигать патологической степени выраженности.

В настоящее время данное состояние характеризуется как синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ (англ. Attention deficit hyperactivity disorder, ADHD). Это неврологически – поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте, обусловленное дисфункцией центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), которая проявляется трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (далее СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с тем, что является одним из распространенных психоневрологических расстройств в детском возрасте: его распространенность колеблется от 2 до 12 %, а также чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Уменьшение с возрастом количества детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью связано с продолжающимся созреванием центральной нервной системы, в основном, коры больших полушарий.

СДВГ может встречаться и в изолированном виде и в сочетании с другими эмоциональными и поведенческими нарушениями, оказывая негативное влияние на обучение и социальную адаптацию ребенка.

С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. Считается, что некоторые дети (около 30 %) «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.

Социальная значимость проблемы определяется тем, что при отсутствии лечения могут развиться хронические формы заболевания, нередко сочетающиеся с серьезной психопатологией. В России этот вопрос приобрел актуальное значение лишь в начале 90-х годов, поэтому изучен и освещен в литературе он явно недостаточно. По этой причине необходимо дальнейшее изучение данного заболевания для последующей разработки системы профилактических мер с целью предупреждения его развития, расширения возможность ранней диагностики, составления схемы индивидуального лечения и воспитания в семье и школе.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности подтверждается только врачом-неврологом при клиническом обследовании детей на основе наиболее характерны х клинических признаков, данных в Международных классификациях болезней М КБ-10 и Американской психиатрической ассоциации DSM -IV.

В зависимости от преобладающих симптомов выделяют 3 формы СДВГ:

1. Сочетанная (комбинированная) форма – имеются все три группы симптомов (50–75 %);

2. СДВГ с преимущественными нарушениями внимания (20–30 %);

3. СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности (около 15 %).

Нарушения внимания (синдром дефицита внимания). Одно из наиболее важных расстройств обучаемости. Дети с активным и пассивным вниманием не могут сосредоточиться на уроках, легко отвлекаются на посторонние факторы. Они часто переходят от одного вида деятельности к другому, не хотят играть, небрежны и поспешны. Их вещи раскиданы и часто перемещаются с места на место. Им не нравится выполнять домашние задания, постоянно переключаются на что-то другое: на еду, туалет и т.д. У некоторых пациентов взгляд отстранен, блуждает, и даже глядя на учителя, ребенок его не слышит: создается ощущение, что мыслями он где-то далеко, «витает в облаках».

Гиперактивность. Это еще один распространенный симптом, заключающийся в том, что у ребенка значительно увеличена активность, он может что-то придумывать, постоянно бегая взад и вперед, не в силах усидеть в классе, на уроках крутится и ерзает на стуле, может встать, подложить под себя ногу и т.п. Ребенок разговорчив, создает много шума, нарушает дисциплину в классе, чтобы привлечь внимание. По типам различают гиперактивность: устойчивую – такое поведение стабильно и дома, и в школе и ситуативную – гиперактивность проявляется только в определенных ситуациях (в основном в школе).

Читать еще:  расшифровка узи плода 3 триместр

Импульсивность. У детей с СДВГ перепады настроения, раздражительность, своеволие, слабый самоконтроль преобладают над другими качествами. Дети чувствительны к внешним раздражителям и уязвимы к неудачам, часто совершают поступки, даже не задумываясь о последствиях.

Трудности в обучении. Дети имеют трудности в обучении обусловленные вышеназванными симптомами (дефицит внимания и гиперактивность). Важно отметить, что при этом интеллект у таких детей абсолютно нормальный и чем выше уровень интеллекта, тем быстрее и легче преодолеваются трудности в учебе.

Расстройства нервной системы. Около половины детей с СДВГ наблюдаются у невропатологов в связи со следующими симптомами: неадекватные вращения телом, неуклюжесть, несогласованные действий, невозможность ходить по прямой линии Ромберга, сосание пальца и постоянное ковыряние в носу, слабая мелкая моторика, нарушения сна и др.

Обязательными характеристиками СДВГ являются:

– продолжительность: симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 мес;

– постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки;

– выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности;

– исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания.

Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития общей и мелкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков. Если ребёнок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение. Такому ребёнку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или психопатическая личность. Детям, страдающим СДВГ, необходима система специальной коррекционной помощи. Работа должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований детского сада и семьи поможет ребёнку адаптироваться [4].

Внимание обуславливает человеку успешную ориентировку в окружающем мире. Именно в дошкольном возрасте формируются качественно новые характеристики внимания так же, как и других психических процессов. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

По А.Г. Маклакову свойствами внимания являются [2]:

• устойчивость (длительное удерживание внимания, сопротивляемость утомлению, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-либо предмете или действии);

• распределение (умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением действий);

• переключение (сознательный перенос внимания на новый объект, переход от одного вида деятельности к другому);

• объем внимания (количество объектов, воспринимаемых одновременно за один акт восприятия).

Целью нашего исследования стала диагностика и коррекция особенностей концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.

А.А. Осипова указывает на то, что цели и задачи коррекционно-развивающей работы должны быть сформулированы как система задач двух уровней: коррекционного – исправления отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; и развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития. Уровень развития внимания во многом определяет успешность будущего обучения ребенка в школе [4].

Гиперактивным детям не рекомендуют игры с сильно выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления), а также виды спорта со статистической нагрузкой (например, силовое троеборье). Полезны физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде, водный и пеший туризм. При систематической физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышаются адаптивные способности [2].

Направленная физическая тренировка способствует расширению функциональных возможностей центральной нервной системы. Физические упражнения способствуют обновлению организма, его функциональному совершенствованию. Существует много факторов, которые в течении жизни ослабляют здоровье, и лишь немногие способны его укрепить. В первую очередь – это регулярные занятия физической культурой, а в частности аэробными упражнениями.

Аэробное упражнение – любой вид физического упражнения относительно низкой интенсивности, где кислород используется как основной источник энергии для поддержания мышечной двигательной деятельности [1]. Аэробный означает «с кислородом», подразумевая, что одного кислорода достаточно для адекватного удовлетворения потребности в энергии во время физического упражнения. Как правило, упражнения лёгкой или умеренной интенсивности, которые могут поддерживаться в основном аэробным метаболизмом, могут выполняться в течение длительного периода времени.

Аэробные упражнения положительно влияют на эмоциональное психологическое равновесие личности, повышают самооценку. Занятия аэробными упражнениями улучшают интеллектуальные способности и повышают работоспособность. Дети лучше запоминают информацию, определяют главные моменты учебного материала и запоминают их, работа на занятиях становится эффективной и «оживленной».

Таким образом, систематическое использование упражнений аэробного типа обеспечивает повышение уровня внимания и его устойчивости, снижение импульсивности и оптимизирует скорость мыслительных процессов.

Адриенна Варбер: "СДВГ и синдром Аспергера"

kid

Определения данных расстройств помогут понять важные различия между этими состояниями.

СДВГ и синдром Аспергера: беглый обзор

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это состояние, характеризующееся проблемами с фокусом внимания, концентрацией внимания на деятельности или субъекте, проблемами со следованием указаниям и периодами экстремальной физической активности.

СДВГ обычно подразделяют на три подтипа:

  • преимущественно гиперактивно-импульсивный,
  • преимущественно невнимательный,
  • комбинированный гиперактивно-импульсный и невнимательный.

Невнимательное и импульсивное поведение наиболее похоже на поведение при синдроме Аспергера. СДВГ обычно диагностируется в детстве и может сохраняться во взрослой жизни.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера — это первазивное расстройство развития, влияющее на социальное взаимодействие, коммуникативные навыки и сопровождающееся сенсорными нарушениями (в ряде случаев). Симптомы включают проблемы, связанные с умением вести беседу, проблемы с пониманием данных в устной форме инструкций, а также навязчивое и повторяющееся поведение. Обычно это состояние диагностируют в раннем детстве. У ребёнка с синдромом Аспергера, как правило, очень узкий круг интересов, он испытывает трудности со сосредоточением внимания на вещах, к ним не относящихся. Проблемы с вниманием и трудности с общением — те аспекты синдрома Аспергера, которые можно спутать с СДВГ.

Сходства синдрома дефицита внимания и гиперактивности и синдрома Аспергера

Следующие симптомы демонстрируют сходство СДВГ и синдрома Аспергера:

  • проблемы с вниманием;
  • при разговоре болтает без умолку или не принимает во внимание ответы окружающих;
  • сложности со следованием указаниям;
  • сложности с обучением;
  • зачастую возникает впечатление, что во время разговора не слушает других;
  • иррациональная физическая активность (при синдроме Аспергера включает стиммиг и повторяющееся поведение);
  • высказывание неприемлемых вещей и проблемы с адекватной реакцией в некоторых ситуациях;
  • истерики.
Читать еще:  Шрамы на руке от порезов лезвием.

Различия синдрома дефицита внимания и гиперактивности и синдрома Аспергера

Основные различия синдрома Аспергера и СДВГ отражаются в способности фокусировать внимание, повторяющемся поведении и сенсорных проблемах. При СДВГ основные проблемы: сложности с вниманием и импульсивное и гиперактивное поведение. При синдроме Аспергера больший акцент делается на других медицинских вопросах: сложности с речью, самостимулирующее поведение, потребность следовать жёсткому порядку действий, навязчивые ритуалы. В отличие от ребёнка с СДВГ, ребёнок с синдромом Аспергера может сосредоточиться на интересующей его деятельности. При этом он настолько концентрируется на предмете своего интереса, что всё остальное просто находится вне области его внимания. Например, он в течение нескольких часов вращает какую-то вещь и отказывается заняться чем-то другим. У ребёнка с синдромом Аспергера может не быть внимания к деятельности вне его интереса, ему бывает трудно сфокусироваться на данных учителем устных инструкциях.

Разница между синдромом Аспергера и СДВГ наблюдается и в выражении эмоций. Ребёнок с синдромом Аспергера может разозлиться, если прервать его любимое занятие или нарушить распорядок. Но при этом на публике он обычно не демонстрирует широкий спектр эмоций. Бывает, что ребёнок с синдромом Аспергера неуместно реагирует из-за плохого понимания эмоций других людей. Ребёнок с СДВГ, как правило, склонен чётко выражать эмоции.

Ребёнок с СДВГ не может сосредоточиться на какой-либо деятельности или предмете более нескольких минут. Во время выполнения задания он несколько раз переключается между действиями. Также у него возможны проблемы с пониманием инструкций, поскольку ему трудно сконцентрироваться на поступающих указаниях. Ребёнок с СДВГ зачастую нетерпелив и может действовать и выражать свои эмоции, не задумываясь о возможных последствиях.

Коморбидность синдрома Аспергера и синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Коморбидность СДВГ и синдрома Аспергера вполне возможна — это означает, что у ребёнка есть оба состояния. При этом такие симптомы СДВГ как импульсивность и гиперактивность у него более выражены, чем в среднем при синдроме Аспергера. И тут важно получить верный диагноз, чтобы выработать эффективный план терапии.

Узнать больше об СДВГ можно на сайте National Resource Center on ADHD, а о синдроме Аспергера — на сайте Asperger’s Syndrome Information and Support (OASIS).

Заключение

Синдром Аспергера и СДВГ имеют некоторое сходство, которое может затруднить диагностику. Однако тщательное изучение определений этих расстройств показывает, что проблемы внимания при синдроме Аспергера сильно отличаются от симптомов СДВГ. У ребёнка может быть как синдром Аспергера, так и СДВГ; в таком случае требуется терапия для каждого состояния. Раннее вмешательство может помочь найти для ребёнка эффективные способы решения многих проблем обучения, связанных с обоими состояниями.

Представленный выше материал — перевод текста «ADHD and Asperger».

Ремиссия при СДВГ: почему одни дети “вырастают” из СДВГ, а другие – нет?

В своем обзоре Sudre, Mangalmurti and Shaw попытались разобраться, почему одни дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) выходят в ремиссию, а другие – нет. Для начала было необходимо определить что такое ремиссия. Авторы определили ремиссию как состояние, “более не отвечающее диагностическим критериям СДВГ по DSM”. Согласно этому определению распространенность ремиссии при СДВГ составляет от 55 до 80% в раннем и позднем взрослом возрасте. Несмотря на то, что состояние пациентов уже не удовлетворяет диагностическим критериям, примерно у половины из “достигших ремиссии” отмечаются тяжелые симптомы.

Sudre et al. рассмотрели три модели ремиссии, чтобы объяснить имеющиеся данные:

  1. Модель конвергенции/нормализации: в ходе развития имевшиеся ранее нарушения корректируются, мозг приобретает более типичную структуру и функционирование, мозг пациента в ремиссии напоминает мозг никогда не болевшего человека.
  2. Модель компенсации/нейронной реорганизации: в качестве ответа на симптомы СДВГ развиваются новые нейронные связи, мозг пациента в ремиссии отличается как от мозга никогда не болевшего человека, так и от мозга пациента с текущим СДВГ.
  3. Модель фиксированной аномалии: нарушения мозга при СДВГ имеют постоянный характер несмотря на ремиссию, мозг пациента в ремиссии будет похож на мозг пациента с СДВГ, но будет отличаться от мозга здорового человека

Авторы использовали PubMed для поиска исследований, в которых использовалась нейровизуализация на вышедших в ремиссию после СДВГ подростках или взрослых. Всего было найдено 710 статей, из которых для обзора было отобрано 17. Литературные данные оказались достаточно противоречивы.

  • Модель конвергенции/нормализации:

Ряд исследований подтвердил идею, что ремиссия наступает в результате нормализации тех нейронных областей, которые отвечают за нисходящие когнитивные процессы. В трех исследованиях было обнаружено, что ремиссия при СДВГ во взрослом возрасте связана с паттернами активности мозга. У лиц в ремиссии паттерны мозговой активности ближе к паттернам здоровых лиц, чем к паттернам тех, у кого сохраняется СДВГ. Ранее было показано, что поведенческая оценка нисходящих процессов, включающих ингибирование реакции ( response inhibition), рабочую память и планирование, проведенная в детстве, не помогала предсказать ремиссию СДВГ в дальнейшем. Однако недавние исследования показали, что колебания в рабочей памяти и снижение скорости реакции могут предсказывать улучшение в симптоматике СДВГ.

  • Модель компенсации/нейронной реорганизации:

Авторы также нашли исследования, подтверждающие теорию, что компенсаторные процессы приводят к ремиссии. Более того, эти исследования дают возможность предположить, что вышедшие в ремиссию пациенты с СДВГ обладают уникальными чертами когнитивной “исполнительной системы”, которые компенсируют симптомы СДВГ.

  • Модель фиксированной аномалии

Исследования, подкрепляющие модель фиксированной аномалии, в основном рассматривают сеть пассивного режима работы мозга, которая представляет собой нейронную сеть взаимодействующих участков головного мозга. Mattfeld et al (2014) обнаружили аномалии в сети пассивного режима работы мозга только у лиц с текущим СДВГ, у лиц, вышедших в ремиссию, сеть пассивного режима работы мозга не отличалась от здоровых. Авторы предполагают, что наличие аномалий в сети пассивного режима работы мозга отражает исход СДВГ у взрослых, но не у детей.

Авторы исследования отмечают, что полученные данные лучше всего согласуются с моделью конвергенции/нормализации, поскольку во многих исследованиях отражено, что взрослые с СДВГ, вышедшие в ремиссию, не отличаются от здоровых лиц в плане нервной системы. Однако другие исследователи отмечают аномальные нейронные черты у тех, кто вышел в ремиссию, потому что некоторые мозговые аномалии могут сохраняться с детства даже у тех, кто достиг ремиссии. Исследования ремиссии при СДВГ находятся все еще на ранней стадии, и пока рано делать окончательный вывод, какая из моделей лучше объясняет ремиссию.

В дальнейших исследованиях следует использовать проспективный/лонгитюдинальный дизайн исследования, чтобы понять механизм развития ремиссии при СДВГ начиная с детского возраста заканчивая взрослым состоянием. В таких исследованиях важно, чтобы нейровизуализация проводилась на всех возрастных этапах, что даст более четкие представления об обоснованности каждой из моделей. Имеющиеся в настоящее время данные недостаточны, чтобы понять происходит ли ремиссия вследствие нормализации мозговой организации или же изначально имелись какие-то отличия, которые послужили тому, что в дальнейшем развилась ремиссия. Могут оказаться полезны исследования, посвященные изучению того, как понимают ремиссию лица с СДВГ, что поможет выяснить, как определение ремиссии, предлагаемое DSM-V, влияет на текущие результаты.

Читать еще:  Ребиф для подкожных инъекций: побочные эффекты

Синдром дефицита внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.

Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника: неумением концентрировать внимание, неуспеваемостью, частой критикой со стороны учителей и друзей, социальной изоляцией, нервными срывами.

Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.

Причины развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Развитие СДВГ скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся: генетическая предрасположенность; патологическое влияние.
Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так. На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить: отрицательное влияние наркотических веществ; влияние табачных и алкогольных изделий; преждевременные или затяжные роды; угрозы прерывания. Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного.

Симптомы

Синдром дефицита внимания выражается прежде всего в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.

Признаки гиперактивности:

  • Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
  • Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.
  • Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.
  • Невнимательность, свойственная синдрому гиперактивности, выражается следующим образом:
  • Любое задание утомляет очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Обычно дети способны удерживать внимание на том, что им действительно интересно. Но у ребенка с СДВГ скука и рассеянный взгляд появляется в любом занятии, даже в том, которым он первые минуты «загорелся».
  • Проблемы с сосредоточенностью развивают рассеянность. Садясь за домашнее задание по языку, ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу.
  • Отмечается очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Диагностика

Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга с помощью МРТ.

Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.

Сканирование лобной части головного мозга служит как для исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, так и для подтверждения диагноза.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Лучшим вариантом лечения СДВГ является комплексный — психологическая коррекция в сочетании с лекарственными препаратами.

От действия мам и пап зависит очень многое. Не стоит постоянно ругать малыша за неверные действия и неадекватное поведение. Гораздо полезнее предложить свою помощь в уборке вещей или подготовке к школе, похвалить за проявленное усердие и преодоление трудностей. Очень важно подчеркивать каждое достижение, пусть небольшое, и дарить ребенку уверенность в собственных возможностях.

Хвалите ребенка по любому доступному поводу — помыл за собой чашку, убрал игрушки, аккуратно написал в тетрадке или помог маме накрыть на стол. Не скупитесь на слова поддержки даже в случае неудачи, ведь и взрослые довольно часто совершают ошибки и мелкие проступки.

Снять раздражение или недовольство способны спокойная музыка, настольные игры, теплая ванна.

Составленный вместе распорядок дня поможет ребенку обрести спокойствие и уверенность, ему важно понимать свои обязанности и их очередность. Полезно приучать школьника к составлению списка предстоящих дел, учитывая их важность. Для того, чтобы не откладывать на потом начатое занятие, тоже потребуется ненавязчивая помощь родителей.

Общение — важная составляющая нормальных отношений в семье и нормализации поведения ребенка.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания непросто, однако не стоит забывать, что этот диагноз — не приговор. Это всего лишь болезнь, которая поддается лечению.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector