Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отучаем ребёнка от рук. Когда начать, что делать

​Отучаем ребёнка от рук. Когда начать, что делать?

Одни считают, что ребёнка нужно брать на руки по первому требованию, другие — что его с младенчества нужно приучать к самостоятельности. Кто прав? Где золотая середина? Это мы и попробуем выяснить, а также остановимся на вопросе, как отучить ребёнка от рук. Уж в том-то, что рано или поздно это придётся делать, сомнений быть не может.

Отучаем ребёнка от рук

Как быть днём?

К матери ребёнка тянет инстинкт — желание почувствовать себя защищённым, вернуться хотя бы относительно к ощущениям в материнской утробе. Дивный новый мир дарит крохе массу новых впечатлений, которые его пугают: это яркий свет, громкие звуки, это холод и жара. В объятиях мамы он успокаивается.

И если в 2–3 месяца это абсолютная норма, то с полугода пора задуматься о том, как окончательно отпустить птенчика в мир, да и носить его постоянно на руках становится тяжело и вредно для спины.

С возрастом ребёнок начинает тянуться к окружающим его вещам, проявлять интерес, включает свою природную любознательность. Мамины ручки — лучшая смотровая площадка, с которой можно пообозревать окрестности. Люлька такого простора, увы, не даёт, недаром некоторые детские психологи называют её «маленькой тюрьмой».

Как избежать ручек и люльки? Класть малыша животом на чистый пол или в специальный трек. Вертясь, ребёнок будет укреплять мышцы, учиться переворачиваться, ползать и в конце концов — ходить. И вы тоже отдохнёте и сможете наконец заняться своими делами.

Получив некоторую свободу передвижений, малыш сам начнётся проситься с рук, и для вашей семьи начнётся новая увлекательная пора: попытки уследить за уползающим непоседой.

А что делать ночью?

как отучить ребенка от рук

Для большинства мам основное мучение наступает с закатом солнца, ведь иных младенцев приходится час укачивать на руках, чтобы они заснули. Как приучить его засыпать в кроватке? Вот несколько советов:

1. Сядьте вместе с ребёнком в кресло: по крайней мере, спина не так сильно устанет.

2. Выработайте чёткий режим и ни в коем случае его не нарушайте. Конечно, всем хочется отдохнуть и расслабиться, но не стоит разрешать ребёнку спать днём после бессонной ночи, если не хотите повторения перфоманса.

3. Кладите ребёнка в кроватку, но не отходите: поглаживайте его, держите за руку или напевайте, пока он не уснёт.

4. Не стоит оставлять в детской ночник.

5. Днём побольше гуляйте, играйте, проводите время на свежем воздухе, позволяйте малышу исследовать окружающий мир. К вечеру он вымотается и быстро заснёт.

6. Не запрещайте малышу ворочаться и возиться в кроватке — так он устанет быстрее и заснёт спокойнее.

И другие ситуации

Бывают случаи, когда ребёнок в принципе отказывается засыпать где-либо, кроме как на родительских руках. Но обычно это касается болезненных и нервных малышей: их могут мучить колики, диатез и другие неприятности. Как только они излечиваются, малыш спокойно приучается спать самостоятельно.

Ребёнок может разнервничаться из-за приезда родственников. Оно и неудивительно, поставьте себя на место ребёнка: все хватают его на руки, тормошат, играют с ним, пытаются говорить и строить рожицы, вокруг стоит шум, гам, играет музыка, лают собаки и звенят бокалы. Тут и взрослого будут переполнять эмоции, что уж говорить о малыше. Поэтому не в меру шумные «набеги» гостей и родственников на время младенчества лучше сократить. Или попросить гостей вести себя потише.

И всё же — как отучить ребёнка от рук?

Несколько полезных советов:

  • Сокращайте время укачивания на руках — постепенно, конечно.
  • Перед началом «ручного» укачивания укутайте малыша в пелёнку, чтобы он не проснулся из-за прикосновения к холодным простыням.
  • Приготовьте для малыша особую спальную игрушку, например, плюшевого мишку.
  • Практикуйте совместный сон. Ребёнок привыкает засыпать не на руках, при этом близость родителей дарит ему спокойствие.
  • Даже если малыш привык лежать в кроватке, демонстрируйте ему время от времени своё присутствие — подавайте голос, к примеру.

И помните, что никто не знает малыша лучше, чем вы сами — его родители. Любящее сердце мудрее любых книг. Прислушивайтесь к себе и своему ребёнку, и всё будет хорошо.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр "Фундаментальный"

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Читать еще:  Сгибание запястья с гантелью

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

Читать еще:  Боль в ухе: тревожные симптомы

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Фебрильные судороги у детей

Фебрильные судороги у детей

Фебрильные судороги (приступы) — это эпизоды судорог у детей на фоне высокой температуры.

Приступ может произойти с вероятностью до 4%:

  • у ребенка в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, у которого раньше не было никаких неврологических проблем;
  • при повышении температуры выше 38 ⁰C.

Что может вызвать приступ?

Инфекции, из-за которых повышается температура. Инфекция может быть вызвана бактериями, но чаще фебрильные приступы происходят при вирусных болезнях (например, при розеоле и гриппе).

Прививки, после которых повышается температура. Есть небольшая вероятность фебрильных судорог после вакцинации от кори, краснухи и паротита, а также дифтерии, столбняка и коклюша. Но риски от неполной вакцинации выше, чем риск от фебрильного приступа после вакцинации.

Наследственность. Если у кого-то из родителей были фебрильные приступы, вероятность того, что судороги при температуре случатся у ребенка, выше.

Фебрильный приступ, особенно возникший впервые в жизни, очень пугает родителей. На самом деле, большинство таких приступов не опасны, не приводят к осложнениям и повреждению мозга. Вероятность того, что у ребенка с простыми фебрильными судорогами разовьется эпилепсия, лишь незначительно выше, чем у детей, которые никогда не испытывали фебрильных приступов.

Как выглядит простой фебрильный приступ?

  • Ребенок теряет сознание, не откликается, может закатить глаза вверх.
  • Руки и ноги ритмично подергиваются, это происходит симметрично с двух сторон.
  • Приступ обычно продолжается менее минуты, но в некоторых случаях — до 5 минут.
  • После приступа ребенок может быть сонлив в течение часа, но при этом не ощущает слабость в руке или ноге и постепенно приходит в норму.

Что такое сложные фебрильные судороги? Чем они отличаются от обычных?

При этом виде фебрильных судорог приступ может начаться с подергивания одной руки (ноги) или с поворота головы в одну сторону (асимметрия).

  • Приступ может длиться дольше 15 минут, или приступы могут повторяться несколько раз в течение суток.
  • Приступ может случиться при относительно невысокой температуре, ниже 38 ⁰C.
  • После приступа может быть длительная сонливость, слабость в одной руке или ноге.

Как помочь ребенку во время приступа?

  1. Положите ребенка на бок, на ровную поверхность и убедитесь, что он не упадет и не ударится обо что-то во время судорог (например, о прутья кроватки).
  2. Засеките время и сообщите врачу, когда начался приступ и сколько он длился.

Внимание! Не пытайтесь разжать челюсть, не засовывайте ничего в рот ребенку во время приступа, это может привести к травмам (сломанные зубы ребенка и травмированные пальцы оказывающего помощь).
Не пытайтесь ограничить движения ребенка во время судорог, не удерживайте его.

Если приступ возник впервые в жизни, длится дольше 5 минут, ребенок необычно сонлив и заторможен до или после приступа, вызовите скорую помощь.

В остальных случаях — безотлагательно покажите ребенка педиатру. Врач должен осмотреть ребенка после приступа и убедиться, что у него нет признаков инфекции центральной нервной системы (менингита или энцефалита).

Какие исследования проводят после фебрильного приступа?

Чтобы поставить этот диагноз, чаще всего достаточно осмотра врача. При подозрении на менингит проводится люмбальная пункция. Иногда доктор может назначить исследования мочи и крови, если не ясна причина высокой температуры.

В случае сложных судорог планово проводят электроэнцефалографию и МРТ. Эти исследования необходимы, поскольку такой тип фебрильных приступов может быть проявлением редких эпилептических синдромов, которые требуют противосудорожного лечения.

Как лечить лихорадку у ребенка, ранее имевшего фебрильные судороги?

Если у ребенка не наблюдается повышение температуры во время болезни или после вакцинации, жаропонижающие препараты давать не рекомендуется! Это не снижает риск приступа.

Если температура поднялась, препараты для ее снижения облегчают общее самочувствие, но не помогают от приступов.

Вред от противосудорожных препаратов для профилактики фебрильных приступов превышает пользу, их практически никогда не назначают.

Если фебрильные судороги у ребенка затяжные, в начале приступа рекомендуется ввести ему препарат из группы бензодиазепинов в виде клизмы, спрея в нос или геля на щеку. К сожалению, ни одна из подобных форм в России не зарегистрирована. Поэтому, если приступ длится дольше 5 минут, врач скорой помощи может сделать укол такого лекарства.

Из жаропонижающих препаратов детям можно давать ибупрофен в дозе 10 мг/кг каждые 8 часов или парацетамол в дозе 15 мг/кг каждые 6 часов. Не давайте детям аспирин!

Вероятность повторения фебрильных судорог

После первого в жизни простого фебрильного приступа повторные судороги случаются у ⅓ детей. Обычно повторный приступ происходит в течение 2 лет после первого.

Вероятность повторения фебрильного приступа выше, если:

  • первый приступ был в возрасте до 15 месяцев;
  • приступ произошел при температуре меньше 38 ⁰C;
  • у родителей, брата или сестры тоже были фебрильные судороги;
  • ребенок ходит в детский сад.
Читать еще:  Ненавижу свою профессию, профиль

Важно знать

Родители часто принимают за фебрильные судороги обычный озноб, связанный с лихорадкой. При таком ознобе руки и ноги ребенка могут ритмично дрожать. Это похоже на судороги, но ребенок при этом находится в сознании и реагирует, если к нему обращаются. Чтобы врач мог лучше сориентироваться, было ли произошедшее судорогами, и если да, то какими, постарайтесь четко зафиксировать длительность приступа, описать его максимально конкретно, а в идеале — запишите происходящее на видео (один человек оказывает ребенку помощь, второй снимает на телефон).

Как отучить ребенка сосать палец

Для начала разберемся, почему это вообще происходит? Зачем ребенок сосет палец? Ведь, на самом деле, это довольно частое явление не только в семьях с малышами, но и там, где есть дошколята. В каком возрасте сосать палец – норма?

— В возрасте 2-3 месяцев ребенок находит свои ручки и тут же отправляет их в рот для исследования, — говорит Ксения Несютина, детский психолог, ТРИЗ-педагог, автор книг для развития творческого мышления у детей, создатель онлайн-школы для родителей. — Это абсолютно нормально и если родители, волнуясь о том, что ребенок будет сосать пальцы в будущем, не разрешают сосать и вкладывают в рот соску, то это наносит вред развитию ребенка. Ведь для того, чтобы начать пользоваться руками, чтобы развивалась моторика – руки нужно сначала найти и исследовать ртом.

Ну а если малыш подрос, а привычка осталась – нужно разбираться. Причины сосания пальцев могут быть разные.

— В возрасте около 1 года сосание пальца может говорить о неудовлетворенном сосательном рефлексе. Как правило, в это время детей активно переводят с кормления грудью или смесью на обычную еду. Не все дети легко адаптируются к этому и иногда начинают выражать нехватку сосанием пальцев, — объясняет Ксения Несютина. – А в возрасте старше 2 лет сосание пальцев, как правило, признак того, что ребенка что-то тревожит. Часто эти тревоги связаны с разлукой с мамой: мама уходит в свою комнату на ночь и ребенок переживая это, начинает сам себя успокаивать, посасывая палец. Но могут быть и другие более сложные тревоги. В будущем это может трансформироваться в то, что ребенок будет грызть ногти, ковырять ранки на коже или вырывать волосы.

Таким образом, понимаем: если малыш только начинает знакомиться со своим телом и окружающим миром – то пусть спокойно себе сосет пальцы. Ничего, не убудет. А вот если время идет, маленький человек растет и уже давно ходит в сад, а пальцы все еще «прячутся» во рту, надо принимать меры.

Но отучить ребенка сосать палец – задача не из простых.

Найти момент

Оказывается, «палец в рот» — это не просто привычка. По словам нашего эксперта, сосание пальца с точки зрения психологии может быть закрепившимся компенсаторным механизмом.

— Иными словами сосание пальца дает ребенку (компенсирует) что-то такое, чего он не может получить эмоционально, — говорит Ксения Несютина. — Например, мы говорим про тревожную маму – ей тяжело успокоить ребенка, дать ему опору и уверенность. Чтобы как-то успокоить себя ребенок использует не «спокойствие мамы», а сосет палец. То есть ребенку уже 3-4-5 лет, а он все еще успокаивается как младенец 3-4 месяцев – с помощью сосания.

Чтобы отучить ребенка, нужно найти первопричину. То есть, понять, для чего ребенок сует ручки в рот, что он таким образом замещает и как ему обеспечить эту потребность на эмоциональном уровне.

— Важно обратить внимание, в какие моменты ребенок берет пальцы в рот: например, перед сном, когда играет сам в игрушки, в садике. Скорее всего, это и есть стрессовые моменты для ребенка. Важно помочь ребенку адаптироваться к этой деятельности, чтобы она не вызывала столько тревог у малыша, — рекомендует психолог.

Через игру

Для вас, наверное, не секрет, что игра для детей не только вариант провести время, но еще и способ познакомиться с окружающим миром, помощь в развитии и иногда даже – терапия.

Игра же может помочь ребенку справиться с тревогой.

— Если ребенок старше 3 лет, то с точки зрения психологии, отучить ребенка можно, если у него уйдет сама потребность в сосании пальца, — отмечает Ксения Несютина. — То есть ребенок тревожится, и компенсирует тревоги сосанием пальца. И здесь должны включаться родители: вы можете помочь справиться с тревогами, страхами с помощью игр, разговоров, колыбельных песенок, чтения сказок. Гораздо лучше, если ребенок будет проигрывать с игрушками или рисовать то, чего он боится, о чем он переживает, чем просто компенсировать это напряжение сосанием пальца.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector