Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сепия Комп Матрона

Сепия Комп Матрона

1 флакон препарата Сепия Комп Матрона содержит:
Яда змеи Бушмейстер (Lachesis) D12
Клопогона кистевидного (Cimicifuga racemosa) D6
Секрета мешка чернильного каракатицы (Sepia officinalis) D12
Дополнительные ингредиенты: спирт этиловый.

Фармакологическое действие

Сепия Комп Матрона – гомеопатический препарат, способствующий нормализации общего состояния у женщин в климактерическом периоде. Сепия Комп Матрона содержит гомеопатические разведения активных компонентов. Прием препарата способствует уменьшению раздражительности, потливости, ощущения жара и сердцебиения, а также возбуждения нервной системы, которые обусловлены изменения гормонального фона в период климакса. Сепия Комп Матрона также способствует уменьшению и предотвращению застоя крови матке, оказывает положительное влияние на психику и способствует улучшению состояния женщин с недостаточностью эстрогенов, в том числе в климактерический период.
Кроме того, Сепия Комп Матрона нормализует сон, оказывает некоторое спазмолитическое и седативное действие, а также мягкий антидепрессивный эффект.

Фармакокинетика препарата Сепия Комп Матрона не изучена.

Показания к применению

Препарат Сепия Комп Матрона применяют в комплексной симптоматической терапии женщин, страдающих климактерическим синдромом, который сопровождается повышенной раздражительностью, нарушениями сна и потливостью.

Способ применения

Препарат Сепия Комп Матрона предназначен для перорального применения. Для достижения максимально выраженного эффекта препарат следует принимать за 30 минут до приема пищи или спустя 60 минут после еды. Необходимое количество капель непосредственно перед приемом следует растворить в 1/4 стакана питьевой воды. Продолжительность курса приема и дозы препарата Сепия Комп Матрона определяет врач.
Обычно рекомендуется назначение 8-10 капель препарата Сепия Комп Матрона один или два раза в сутки. При необходимости доза препарата может быть скорректирована.

Средняя продолжительность курса применения, как правило, составляет 2 месяца. В зависимости от общего состояния женщины, переносимости препарата и сопутствующей терапии продолжительность курса лечения может быть изменена. При необходимости спустя 1-3 месяца после окончания терапии назначают повторный курс приема препарата Сепия Комп Матрона.

Побочные действия

Сепия Комп Матрона, как правило, не вызывает развития нежелательных эффектов. У пациентов с повышенной чувствительностью возможно развитие системных аллергических реакций при приеме препарата Сепия Комп Матрона.
В период приема препарата возможно получение слабой положительной реакции при проведении теста на содержание алкоголя в крови.

Противопоказания

Капли Сепия Комп Матрона не назначают женщинам с известной гиперчувствительностью к компонентам, входящим в состав препарата.

Лекарственное взаимодействие

Передозировка

Данных о передозировке препарата Сепия Комп Матрона нет.
При случайном приеме завышенных доз препарата не отмечалось развития токсических эффектов.

Форма выпуска

Капли гомеопатические Сепия Комп Матрона по 25 мл во флаконах из темного стекла, в картонной пачке вложен 1 флакон.

Условия хранения

Препарат Сепия Комп Матрона рекомендуется хранить и транспортировать при температурном режиме от 15 до 25 градусов Цельсия.
При соблюдении рекомендаций по хранению препарат годен в течение 2 лет.

Фармакологическая группа

Авторы

Инструкция составлена коллективом авторов и редакторов сайта Piluli. Список авторов справочника лекарств представлен на странице редакции сайта: Редакция сайта.

Фараоновая каракатица — Pharaoh cuttlefish

Фараон каракатицы ( Sepia pharaonis ) представляет собой большой каракатицы вид, растет до 42 см в мантии длиной и 5 кг. Он также известен как сейш-фараон .

Sepia pharaonis , вероятно, представляет собой комплекс, по крайней мере, из трех видов: Sepia pharaonis I , обычно встречающийся в Красном море и Персидском заливе , S. pharaonis II , расположенный от Японии до Сиамского залива и северной Австралии; и S. pharaonis III , расположенный от Индийского океана до Андаманского моря.

СОДЕРЖАНИЕ

Ареал и среда обитания

Каракатица-фараон обитает, по крайней мере, в западной части Индийского океана , включая Красное море и Персидский залив . Из всех видов каракатиц в Персидском заливе его ловят чаще всего. Во время ночной охоты он подплывает к более мелким частям моря, чтобы полакомиться множеством более мелких рыб, крабов и иногда других каракатиц. Считается, что он достиг Средиземного моря в качестве лессепсского мигранта через Суэцкий канал после того, как в начале 2000-х годов многие из его каракатиц были выброшены на пляжи в Израиле .

Было замечено, что они мигрируют у юго-западного побережья Индии. Чаще всего они встречаются на севере в августе и южнее в мае. Они показывают равномерное распределение в октябре и феврале. Кроме того, в мае больше молодых особей, а в августе — больше взрослых особей.

Каракатицы-фараоны предпочитают дневное логово от среднего до большого количества солнечного света. Кроме того, они предпочитают грязь днем ​​и песок или грязь ночью.

Охота

Большинство головоногих моллюсков используют свои два удлиненных щупальца для охоты на добычу, и особенно известно, что каракатицы используют трехэтапный процесс внимания, позиционирования и захвата. Взрослые каракатицы-фараоны и большинство молодых особей начинают свою стойку внимания с того, что бросают свои руки и щупальца в треугольную форму, поворачиваясь к добыче, после чего следует этап позиционирования, когда щупальца медленно перемещаются из центра треугольника по мере продвижения к своей добыче. Они заканчивают это своей фазой захвата, когда они продвигаются вперед, пока не резко выпрыгивают щупальцами, чтобы схватить свою добычу, прежде чем втягивать добычу обратно к себе. Из-за своего маленького приземистого тела и отсутствия быстрого движения, Sepia pharaonis приспособились использовать этот стиль засадного выпада щупальцами.

Размножение

Каракатицы-фараоны размножаются так же, как и большинство других каракатиц. Крупные самцы соревнуются в бою до тех пор, пока не будет определен победитель, хотя это часто определяется без начала физического боя. Самцы кружат друг вокруг друга, демонстрируя угрожающие цвета и щупальца, пока один самец не уплывает в поражении. Затем победивший самец спаривается с самками, хватая их щупальцами, поворачивая самку так, чтобы двое животных оказались лицом к лицу, а затем с помощью специального щупальца вставляют мешочки со спермой в отверстие возле рта самки. Затем самец охраняет самку, пока через несколько часов она не откладывает оплодотворенные яйца. При откладывании яиц самки проходят ряд фаз, начиная с временной позы, в которой их руки сжаты в кулак. Затем они вытягивают руки вперед и выходят на нерестилище и яйца через свои воронки, а затем вытягивают руки, чтобы отложить отложенные яйца на соответствующий субстрат.

Раскраска и мимикрия

Фараоновые каракатицы часто показывают сплошной цвет, когда отдыхают на сплошном цветном фоне, от бледно-белого до полностью темно-коричневого. Кроме того, они могут иметь пятнистый бело-коричневый цвет с коричневым кружком в центре. Механизм окраски у каракатиц Pharaoh примерно такой же, как у других каракатиц. Эта функция изменения цвета обеспечивается группами красных, желтых, коричневых и черных пигментированных хроматофоров над слоем отражающих голубых и зеленых окрашенных иридофоров и лейкофоров , с количеством этих специализированных пигментных клеток до 200 на квадратный миллиметр. Эти цветные мешочки контролируются мышечными кольцами вокруг мешочка. Каракатица расширяет и сжимает эти мышечные кольца, чтобы показать разные цвета.

Читать еще:  Странные мысли в голове

Как и другие каракатицы, каракатицы-фараоны используют эти хроматофоры для маскировки и другого загадочного поведения. У них много типов телосложения, в том числе однообразный, пестрый или разрушительный. Хотя они не предпочитают использовать какой-либо из них, использование каждого рисунка зависит от окружающей среды, а также от хищников и жертв в этой области, и они могут даже создавать смешанный тип рисунка тела в зависимости от субстрата вокруг них. В зависимости от богатства окружающей среды вокруг них молодые каракатицы проявляют четкую реакцию на изменение цвета и загадочное поведение на раннем этапе, когда они находятся на песчаном рыхлом дне океана с окружающими предметами. Физическое обогащение позволяет каракатице лучше исследовать и изучать свое окружение, чтобы правильно отображать окраску и камуфляж, необходимые для выживания.

В дополнение к цветовой мимикрии каракатицы и другие головоногие моллюски продемонстрировали примеры имитации других видов, будь то для отпугивания хищников или заманивания добычи. В частности, у каракатиц-фараонов было замечено поведение взмахов рук, когда их первая пара рук поднята и сморщена на дистальном конце (вдали от тела), а вторая и третья пары рук согнуты и хлопают также на дистальных концах. . Хотя в основном они наблюдаются во время охоты и считаются своего рода приманкой, имитирующей крабов-отшельников, чтобы приблизиться к добыче, поскольку раки-отшельники питаются снизу, причина уникального хлопанья требует дальнейшего изучения.

Человеческое использование

Это один из самых популярных видов каракатиц на Филиппинах , а также наиболее экономически важных каракатиц в северной части Индийского океана. В этих местах его часто едят люди. Как правило, каракатицы употребляются в виде сушеных измельченных каракатиц , популярных закусок. А в руководстве по китайской гастрономии династии Цин , шидан Суйюань , икра каракатиц считается сложным в приготовлении, но востребованным деликатесом. Этот вид также вылавливается рыбаками в качестве коммерческого вида в Суэцком канале в Египте.

Кроме того, в прошлом чернила каракатицы были важным красителем, называемым сепией . Сегодня искусственные красители по большей части заменили натуральную сепию.

Всё про сепию для рисования: что это такое и как ей рисовать

Как правильно рисовать сепией - фото

Материалы для живописи

Что такое сепия и как ей рисовать? В статье рассказываю, что должен знать начинающий художник про сепию и технику рисования ею.

Изучая материалы для рисования, вы наверняка слышали про такой материал как сепия. Загадочное слово и интересный оттенок – сепия заслуживает того, чтобы вы хотя бы раз написали ей рисунок.

Тем более, что получится даже у самых начинающих художников. Итак, что же такое сепия, за что ее любят профессионалы и новички, и как научиться ей рисовать? Давайте разбираться вместе!

Что такое сепия для рисования

Как правильно рисовать сепией - фото

В переводе с греческого языка, сепия означает каракатица, или, морской моллюск, который содержит специальное вещество коричневого цвета с красящими свойствами. Иногда, кстати, встречается сепия красного или фиолетового оттенков.

Сепия в живописи – это прежде всего сухой материал для создания графических работ, напоминающий цветные мелки, которыми любят рисовать дети.

По своим свойствам сепия может напоминать угольные карандаши, а также сангину, пастель и другие мягкие соусы.

Сепия, как и уголь, очень древний материал. Художники прошлого часто писали им свои работы. Сепия состояла из глины и чернил той самой каракатицы, которая и придавала глине такой коричневый оттенок.Начинающим художникам сепия может пригодиться для набросков, а уже потом, освоив несколько техник, можно создавать с ее помощью самостоятельные работы.

Как правильно рисовать сепией - фото

Продается сепия обычно в нескольких видах – крупными брусочками-мелками и карандашами. Крупной сепией отлично делать штриховку и заполнять большие пространства на бумаге, тогда как карандашом можно прорисовывать детали и самые мелкие и тонкие линии в рисунках.

Также хочу отметить, что сепия довольно мягкий материал, что позволит вам сделать плавные переходы и растушёвку. Еще одно ее достоинство – легкая стираемость с бумаги. Также сепия может смываться водой.

Кстати, сепия, относительно недорогой материал и поэтому, очень доступный, также, как и простой карандаш. Поэтому я включила несколько уроков по работе с сепией и углем в свой новый онлайн-курс «Портреты карандашом для начинающих».

Как правильно рисовать сепией - фото

Сепия также бывает светлой и темной. Чтобы рисунок, выполненный сепией, был более выразительным, для начинающих художников я рекомендую брать сразу несколько оттенков и светлой и темной сепии. Так, например, вы можете покрыть основную часть листа светлой сепией и сделать ей основную штриховку, а детали прописать более темным видом сепии, для создания наибольшего эффекта выразительности.

Примеры рисунков сепией

Материалы для рисования сепией

Для создания художественных работ сепией, вам понадобится несколько видов этого материала разного оттенка, плотная бумага, ластик, кисти.

Обычно для таких материалов как сепия, сангина или уголь, берут классическую бумагу для пастели. Она имеет особую фактурность, придавая интересный вид рисунку и создавая сложные оттенки.

Сепия для начинающих - фото

Вы можете выбрать как гладкую, так и зернистую бумагу. Разная фактура открывает для вашего творчества больше возможностей.

Сепия для начинающих - фото

Чтобы подкорректировать рисунок сепией, вам понадобится ластик-клячка. Именно такой ластик не повредит вашу бумагу и не размажет основной рисунок.

Сепия для начинающих - фото

Если вы хотите создать работу в стиле «сухая кисть», то вам понадобится кисть-флейц. Ей очень легко и удобно растушёвывать материал, придавая мягкие и плавные черты изображению. Кстати, иногда вместо кисти художники использую спонжи – так тоже можно рисовать.

Особенности рисования сепией

Сепия для начинающих - фото

Как правильно рисовать сепией? На этот вопрос можно ответить только, зная некоторые ее особенности:

  1. Сепия неплохо растирается водой. Так, например, вы можете стереть немного сепии ножом и разбавить ее водой, сделав жидкую краску. Густоту можно регулировать и в зависимость от этого, получать самые разнообразные эффекты.
  2. Если не хотите, чтобы ваш рисунок смазал из-за того, что вы случайно положили на него руки – подложите чистый лист бумаги, когда сядете рисовать.
  3. Светлые места можно сделать ластиком.
  4. Так как сепия очень легко пачкает руки и вообще, при любом прикосновении рисунок легко размазать, оформляйте готовые работы сепией в раму со стеклом. К тому же, так вы убережёте рисунки от выцветания.

Сепия для начинающих - фото

Техника рисования сепией поэтапно:

  • Для начала попробуйте порисовать сепией на чистом отдельном листе бумаги. Попробуйте разную штриховку, растушёвку, сделайте небольшой рисунок. Ваши руки должны привыкнуть к материалу, а вы должны почувствовать его возможности.
  • Сделайте на листе небольшой набросок того, что хотите нарисовать.
  • Если вы уже нанесли общий фон сепией, с помощью ластика выделите контуры наиболее светлых мест.
  • Рисовать можно боковой поверхностью или острых конусом карандаша с сепией.
Читать еще:  Болезнь Паркинсона: Как предотвратить падение и удержать равновесие

Заключение

Сепия – древнейший материал, с помощью которого вы можете создавать рисунки и портреты, напоминающие рисунки старых мастеров.

Достаточно недорогая по стоимости, сепия является одним из любимых материалов художников-графиков.

Изучите этот материал, попробовав разные стили и техники, и вы поймете, что можно рисовать не только красками.

Технология попиксельного наблюдения за кожей каракатиц поможет понять, как они управляют своей окраской

Рис. 1. Лекарственная каракатица (Sepia officialis)

Немецкие исследователи научились детально, на уровне отдельных клеток, отслеживать трансформацию окраски каракатиц. Изменение внешнего облика этих животных происходит из-за одновременного сокращения и растяжения тысяч или даже миллионов клеток-хроматофоров, каждая из которых связана с отдельным комплексом мышц, контролируемых через центральную нервную систему. Чтобы разобраться в том, как это происходит, ученые снимали на скоростную камеру нескольких каракатиц в течение почти девяти месяцев, а потом проанализировали полученные кадры при помощи специально разработанных статистических алгоритмов. Новая технология, как надеются ученые, позволит заглянуть в головы этих подводных «инопланетян» и разобраться, как им удается точно и скоординированно управлять таким большим комплексом мышц, имитируя самые разнообразные цвета и текстуры.

Каракатицы (Sepiida) — представители головоногих моллюсков, известные восхитительной способностью менять свою окраску. Эта способность реализуется благодаря особым клеткам кожи — хроматофорам, — наполненным молекулами пигмента. Кожа каракатицы и других животных, умеющих менять окраску, содержит огромное количество (от тысяч до миллионов) клеток, которые образуют отдельные «пиксели» разных цветов, совместно формирующие рисунок на коже животного. Окраска меняется очень быстро — в какие-то миллисекунды. Эти изменения не случайны: животное меняет внешний вид сообразно окружению, чаще всего — стремясь замаскироваться под общий фон.

Изучение физиологической основы контроля хроматофоров у головоногих моллюсков началось в 1960-е годы. Было установлено, что управление этим процессом осуществляет нервная система. Каждый хроматофор окружен группой радиальных мышц, сокращение которых приводит к растяжению хроматофора и увеличению площади соответствующего цветного «пикселя». Эти мышцы управляются через отростки моторных нейронов в мозге животного. В синаптических окончаниях из нейрона выбрасывается нейромедиатор — глутамат, который стимулирует сокращение мышц. Кажется, что управление одновременно сотнями тысяч мышц, регулирующих размеры хроматофоров, должно быть чрезвычайно трудной задачей. Как животные это делают? Вот, к примеру, человеку надо управлять всего парой сотен мышц, и даже это не всегда и не сразу удается делать так точно, как хотелось бы. А такие животные, как осьминог или каракатица, используя свою суперспособность, могут маскироваться буквально с рождения — им не приходится даже учиться!

Ролик BBC, в котором прекрасно видны потрясающие способности каракатиц к маскировке

Чтобы лучше разобраться в этих непростых вопросах, немецкие ученые, чья статья была опубликована на днях в журнале Nature, разработали хитроумную систему, способную отслеживать изменения кожи каракатицы на протяжении многих недель ее жизни с точностью до каждого отдельно взятого хроматофора. И всё это врея каракатицы увеличивались в размере — ведь опыты начинали с новорожденными животными, а растут они достаточно быстро.

В качестве модельного объекта взяли каракатиц Sepia officinalis. «Officinalis» означает «лекарственная»: перетертую в порошок раковинку этого животного когда-то применяли в народной медицине. (Кстати, от латинского варианта sepia греческого слова σηπία («каракатица») получила свое название краска сепия, которую до некоторых пор изготавливали из чернил каракатиц.) Взрослое животное этого вида может вырастать до 20–30 см, а рождаются лекарственные каракатицы совсем маленькими — вполне подходящий вид для содержания в экспериментальном аквариуме.

Ученые задались целью, во-первых, установить общие закономерности расположения хроматофоров разного цвета в коже на спинной стороне мантии каракатицы, во-вторых, выяснить, каким образом формируется наблюдаемый паттерн изменения окраски кожи при естественном поведении животного, и в-третьих, проследить процесс формирования и изменения хроматофоров в процессе роста и развития животного.

Работа замечательна именно с точки зрения мощного методического решения. Суть в следующем. Специально разработанная видеокамера снимала животное, находящееся в аквариуме (с частотой 84 кадра в секунду). На пол аквариума укладывали настил с разными вариантами рисунка, чтобы стимулировать каракатицу изменять расцветку. Из полученных видео ученые затем нарезали фрагменты, в которых каракатица находится в идеальном положении относительно камеры (так, что хорошо видна вся ее спина). Далее использовали специально созданные программы для обработки видео.

Смысл в том, чтобы идентифицировать каждый хроматофор на коже животного и постоянно отслеживать все изменения всех хроматофоров по-отдельности — как в одном видеоролике, так и в разных роликах, на которые попало данное животное в рамках эксперимента. А эксперименты, между прочим, проводились с первого дня жизни каракатиц и вплоть до возраста 252 дня (это немногим меньше 9 месяцев). Подопытных животных было более десяти, а на спине каждого животного отслеживалось более 10 000 хроматофоров.

Работа, само собой, не была бы возможна без тех огромных вычислительных мощностей, на которые способны нынешние компьютеры. В итоге было собрано очень много данных, статистическая обработка которых позволила ответить на ряд вопросов, связанных с морфогенезом системы хроматофоров кожи каракатиц и организацией управления этой системой. Посмотреть на результаты работы используемого оборудования и программного обеспечения можно на видео, приложенных к обсуждаемой статье (1 и 2)

Ученые начали с того, что определили цветовые варианты хроматофоров. Эту работу проводили сначала с использованием изолированных фрагментов кожи взрослой каракатицы. Определили спектр и количество отражаемого света. По интенсивности светоотражения все хроматофоры достаточно четко разделились на темные и светлые. Темные хроматофоры имеют черный или коричнево-черный цвет, а светлые формируют гамму оттенков, плавно переходящих от желтого через оранжевый к красному. Хроматофоры имеют колеблющийся диаметр в пределах 15–100 мкм и расположены, в основном более-менее правильно чередуясь друг с другом: на расстоянии 50 мкм от темного хроматофора скорее всего окажется светлый, а на расстоянии 100 мкм более вероятно снова обнаружить темный хроматофор (рис. 2).

Химический анализ выявил, что цвет светлых хроматофоров определяется пигментом ксантомматином (xanthommatin) — этот пигмент известен своей способностью отражать разные длины волн (от желтого до красного цвета) в зависимости от химических характеристик среды (R. Futahashi et al., 2012. Redox alters yellow dragonflies into red). Хотя в обсуждаемой статье это прямо не сказано, представляется достаточно очевидным, что цвет темных хроматофоров определяется меланином — это общий для всех животных пигмент черно-коричневого цвета.

Рис. 2. Общая характеристика хроматофоров в коже каракатицы

Рис. 2. Общая характеристика хроматофоров в коже каракатицы. А — здесь можно видеть палитру оттенков хроматофоров в коже каракатицы. В — фрагмент кожи с темными и светлыми хроматофорами и определенная в соответствующих участках концентрация пигмента ксантомматина. Видно, что ксантомматин находится в светлых хроматофорах. С — результаты анализа светоотражения хроматофоров, который позволяет достаточно четко разделить их на светлые и темные. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

Читать еще:  Asarum europeum (Копытень европейский)

Следующей задачей стало изучение контроля хроматофоров. Локальное введение в кожу глутамата, как и ожидалось, вызывало сокращения радиальных мышц и увеличение диаметра хроматофоров, при этом они становились немного светлее — вероятно, вследствие уменьшения плотности расположения гранул (рис. 3). Таким образом, у лекарственной каракатицы глутамат действительно является нейромедиатором, регулирующим мышцы хроматофоров, что согласуется с данными более ранних исследований на головоногих.

Рис. 3. Регуляция хроматофоров

Рис. 3. Регуляция хроматофоров. А — реакция расширения хроматофоров в ответ на искусственное введение глутамата — типичного нейромедиатора моторных нейронов. B — кластеры синхронно активирующихся хроматофоров, которые образуют иерархию от строго синхронно работающих моторных элементов до крупных групп с более слабыми корреляциями. Правее показан сдвиг в сторону «монохромности» в кластерах соответствующего масштаба (0% — равная представленность светлых и темных хроматофоров, которая наблюдается в самых крупных кластерах; 100% — исключительно монохромные кластеры, это характерно для самых мелких «моторных элементов»). С — на этих трех изображениях одинаковым цветом обозначены хроматофоры, относящиеся к одному и тому же кластеру, согласно кладограмме B. Верхнее, среднее и нижнее изображение отображают кластеры разных уровней, отмеченных стрелками (в том же порядке сверху вниз) на кладограмме B. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

Далее, используя данные из видео с животными, с помощью статистической обработки, ученые выявили группы хроматофоров, изменения которых происходят скоррелированно. Оказалось, что можно выделить группы хроматофоров, по 3–10 клеток, которые всегда расширяются или сокращаются строго синхронно (в естественных условиях, а также при стимуляции слабым электрическим током). Это явление показано в одном из видео, приложенных к статье. Такие группы хроматофоров исследователи обозначили как «моторные элементы». В основном, эти хроматофоры расположены в непосредственной близости друг с другом, и всегда монохромны, то есть представлены хроматофорами одного цвета (либо темными, либо светлыми). Также статистический анализ позволяет выявлять и более крупные объединения хроматофоров, которые демонстрируют корреляцию в изменениях, но уже менее строгую.

Оказалось, что можно выстроить иерархию таких групп (она отображена на рис. 3 в форме кладограммы), причем по мере повышения уровня иерархии корреляции становятся всё менее устойчивыми, а кластеры начинают становиться все более уравновешенными по цветам — от полностью монохромных моторных элементов, до крупных кластеров, содержащих примерно в равных пропорциях темные и светлые хроматофоры. Крупные кластеры включают не только рядом расположенные, но и достаточно далеко удаленные друг от друга группы хроматофоров в разных частях тела каракатицы.

Третьей задачей было изучение морфогенеза системы хроматофоров в ходе роста животного. Непосредственно после рождения все хроматофоры на теле каракатицы светло-желтого цвета. Затем хроматофоры начинают темнеть: сначала переходя к интенсивному желтому, далее оранжевому и красному цвету (авторы предполагают, что причиной изменения цвета может быть полимеризация ксантомматина), и, наконец, приобретая темную окраску. В течение дальнейшей жизни каракатицы сформировавшиеся хроматофоры уже не исчезают и не изменяют свой цвет. Но вместе с тем, по мере роста животного, постоянно появляются новые хроматофоры. У юного животного ежедневно прибавляется в среднем 4,1% новых хроматофоров относительно уже имеющихся, затем это число постепенно уменьшается, к возрасту в 100 дней составляя в среднем 0,6%. Новые хроматофоры равномерно распределяются по поверхности. Исследователи показали, что этот процесс подчиняется очень простому правилу: новые хроматофоры формируются примерно в центре площади между теми, что сформировались несколько ранее.

Все новообразованные хроматофоры светло-желтые и затем последовательно через оранжевый и красный переходят в темные, после чего, опять же, их цвет более не меняется. Однако время, занимаемое этим процессом, оказалось разным для юных и взрослых животных: у каракатиц недельного возраста желтые хроматофоры проходят весь метаморфоз в темные в среднем за две недели (рис. 4), а новообразованные хроматофоры у каракатиц возрастом 105 дней претерпевают то же превращение за 97 дней. В итоге общее соотношение темных и светлых хроматофоров в течение жизни каракатицы всё же сохраняется приблизительно постоянным.

Рис. 4. Формирование новых хроматофоров и изменение цвета в процессе развития

Рис. 4. Формирование новых хроматофоров и изменение цвета в процессе развития. Показан один и тот же участок кожи и его изменения в течение 25 дней. Первый кадр (Day 1) был сделан, когда каракатице было 7 дней от роду. Нижний ряд показывает более крупно хроматофор, маркированный на фотографиях верхнего ряда. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

Здесь есть один любопытный момент: если цвет хроматофора изменяется в течение жизни, то выходит, что стимуляция сокращения и растяжения одного и того же хроматофора в разные сроки его развития должна давать противоположный результат на уровне фенотипа животного. Это делает еще более загадочным вопрос о том, как каракатица умудряется правильно адаптировать расцветку кожи под окружение. Не может же она видеть свою спину и сознательно управлять каждым хроматофором! Авторы выдвигают логичное предположение, что по мере созревания хроматофора должна происходить его реиннервация — то есть изменение групп управляющих им нейронов. Но это предположение всё же нуждается в проверке.

Подведем итоги. Те исследования, которые были сделаны в рамках этой работы, дали весьма внушительное количество новых сведений о развитии и контроле цветовой адаптации у каракатиц. Главное ее достоинство — это метод, продемонстрированный в действии. Но еще больше он ценен теми перспективами, которые он позволяет открыть в дальнейших исследованиях на таком замечательном модельном объекте, как каракатица (да и на других головоногих моллюсках). В частности, авторы оговаривают перечень вопросов, открытых для будущей работы:
1) как именно организована связь визуального восприятия животного и управления цветом (а также и текстурой) кожи; что в действительности стоит за иерархией скоррелированно работающих кластеров хроматофоров;
2) ряд вопросов, связанных с морфогенезом, — здесь можно детально исследовать, как соотносятся локальные взаимодействия между клетками и морфогенез на уровне больших структур тела;
3) на этой модельной системе можно ставить и изучать более широкие вопросы, связанные с организацией нейронного управления поведением, причем в данной системе отслеживание передачи сигналов и ответных реакций происходит опять-таки в буквальном смысле на уровне отдельных клеток.

Источник: Sam Reiter, Philipp Hülsdunk, Theodosia Woo, Marcel A. Lauterbach, Jessica S. Eberle, Leyla Anne Akay, Amber Longo, Jakob Meier-Credo, Friedrich Kretschmer, Julian D. Langer, Matthias Kaschube & Gilles Laurent. Elucidating the control and development of skin patterning in cuttlefish // Nature. 2018. DOI: 10.1038/s41586-018-0591-3.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector