Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушение эмоционально волевое у детей

Нарушение эмоционально волевое у детей

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как очень важно в это возрате освоить навык управления своими эмоциями, научиться социальному взаимодействию в обществе. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, служат индикатором его отношений с родителями, помогают познавать и реагировать на окружающий мир. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, затруднения в обучении.

Эмоционально-волевое нарушение у детей

Интеллектуальная недостаточность проявляется в следующих особенностях:

Интеллектуальная регуляция эмоций;

неадекватность, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств;

низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности.

Наряду с этим при умственной отсталости нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфония, апатия.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.

Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа и жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Шизофрения и аутизм у детей

Шизофрения это сложное заболевание, до сих пор неясны причины, вызывающие это психическое расстройство личности, хотя существуют гипотезы. Детская шизофрения имеет свои характерные особенности.

Отличительными особенностями психики больных детей являются искажение восприятия и мыслительных операций, своеобразие игровой деятельности и общения. При некоторых формах заболевания возможна деменция.

Шизофрения может возникнуть в очень раннем возрасте (врожденные особенности), а может проявиться позже: в дошкольном или школьном. Шизофрению подросткового возраста принято рассматривать отдельно.

Аутизм это полный или частичный отказ от общения с окружающими рассматривается разными авторами либо как самостоятельное психическое заболевание, либо как синдром при шизофрении или другом психическом заболевании.

Синдром раннего детского аутизма может быть диагностирован у ребенка даже до года, так как для него свойственно нарушение всех видов контактов с матерью, это начинает беспокоить родителей.

У детей страдающих аутизмом, может быть разный уровень интеллектуального развития (от превышающего возрастные нормы до очень низкого). Их общей особенностью с шизофренией является своеобразие, часто неравномерность развития отдельных сторон психики. Дети могут выглядеть неадекватно.

Своеобразной может быть их мимика, жесты, позы, интонации речи. Их игры и творчество, как правило, носят специфический характер и являются предметом исследования патопсихологов.

Нарушается процесс общения с другими людьми. Патология может проявляться в характере интересов, фантазий, страхов. При эмоционально-волевых нарушениях у детей следует обращаться к психологу или к психиатру.

Вегетососудистая дистония – псевдо-диагноз с реальными симптомами

Понятие вегетососудистая дистония (ВСД) включает в себя целый комплекс симптомов. Жалобы пациента не определенные, сложно сказать, в какой системе произошло нарушение и какая именно болезнь вызывает те или иные проявления. Если оценивать симптоматику комплексно, то она не характерна ни для одной другой патологии.

Большинство современных врачей сходятся во мнении, что ВСД не существует – это псевдо-диагноз, который требует более внимательного и тщательного обследования пациента. Важно установить и устранить основное заболевание, тогда симптомы вегетососудистой дистонии постепенно исчезнут.

Что такое вегетативная нервная система (ВНС)

Вегетативная, или автономная нервная система (НС) в организме человека отвечает за работу желез внутренней секреции, органов, лимфатической и кровеносной систем. Стабильная работа ВНС – это постоянный гомеостаз, способность человека адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Вегетативная нервная система состоит из двух отделов с противоположными функциями:

  • Симпатическая НС. Отдел отвечает за повышение силы и интенсивности сердечных сокращений, за сужение кровеносных сосудов, за угнетение перистальтики желудочно-кишечного тракта, за торможение пищеварительных и слюнных желез, за усиление вентиляции легких, за расслабление сфинктеров мочевого пузыря.
  • Парасимпатическая НС. Возбуждение в данном отделе нервной системы приводит к брадикардии, чрезмерному выбросу ферментов в ЖКТ, самопроизвольному сжатию сфинктера мочевого пузыря, к одышке, к сужению зрачков, усилению слюноотделения. Парасимпатическая НС практически не влияет на состояние кровеносных сосудов, за исключением расширения коронарных, легочных артерий, артерий головного мозга и половых органов.

У здорового человека оба отдела нервной системы уравновешивают друг друга. Организм адекватно адаптируется к изменениям в собственном состоянии и в окружающей среде. При нарушении согласованности между симпатическим и парасимпатическим отделом развивается вегетососудистая дистония.

Виды ВСД

Общепринятой классификации болезни не существует. В зависимости от распространенности симптомо-комплекса различают три формы вегетососудистой дистонии:

  • Локальная. Жалобы единичные, нарушения слабо выражены.
  • Системная. Расстройство затрагивает только одну систему органов.
  • Генерализованная. У пациента множество разнохарактерных жалоб, наблюдается дисфункция нескольких систем и органов.

По степени выраженности симптомов ВСД бывает легкой, средней и тяжелой.

По характеру течения различают перманентную (постоянную), латентную (скрытую) и пароксизмальную (приступообразную) вегетососудистую дистонию.

По причине развития расстройства патология бывает первичной, обусловленной анатомией и телосложением пациента, и вторичной, вызванной заболеванием.

По уровню артериального давления выделяют ВСД гипотонического, гипертонического и смешанного типа.

Симптомы болезни

Несколько лет назад врачи ставили пациенту ВСД, если не находили какой-либо выраженной патологии и не могли определить более точный диагноз. Сейчас медицине известно, что за вегетососудистой дистонией могут скрываться десятки болезней. Перечень возможных симптомов очень широкий.

Чаще всего пациенты жалуются на расстройства следующих типов:

  • Со стороны сердечно-сосудистой системы: нарушения сердечного ритма, чувство сдавливания или боли в груди, повышение или понижение артериального давления, потливость, холодные ладони. Пациенты отмечают внезапные приливы жара или холода, состояния, близкие к обмороку.
  • Со стороны дыхательной системы: чувство нехватки воздуха, комка в горле. Человек не может вдохнуть полной грудью.
  • Со стороны нервной системы: головные боли, бессонница, непроизвольные подергивания рук и ног, головокружение в душном помещении. Если человек долго сидит или лежит, то при резком вставании может потемнеть в глазах.
  • Со стороны желудочно-кишечного тракта: тошнота, потеря аппетита, запоры или поносы, боли в животе без видимых причин. У особо впечатлительных пациентов на фоне паники может развиваться рвота и анорексия.
  • Со стороны мочеполовой системы: эректильная дисфункция, нарушения мочеиспускания. У мужчин вегетососудистая дистония может сопровождаться разрастанием простаты. При этом инфекционный агент не выявляется. У женщин проблемы в вегетативной нервной системе провоцируют сбой менструального цикла.
  • Со стороны эмоционального состояния: практически у каждого пациента с ВСД определяются расстройства психики. Человек постоянно напряжен, взвинчен, не сдержан или, наоборот, становится вялым и апатичным. Хроническое недосыпание может формировать страхи, вызывать панические атаки, ослаблять память и внимание. Взрослые мужчины и женщины часто попадают на прием к врачу уже с сильным эмоциональным истощением. В большинстве случаев психологическая неустойчивость не является признаком болезни и легко корректируется работой со специалистами.

Несмотря на то, что диагноза ВСД нет в МКБ, сам комплекс расстройств встречается довольно часто. По медицинской статистике около 80 % населения планеты хотя бы раз испытывали симптомы вегетососудистой дистонии. Расстройство случается не только у взрослых, но и у подростков, и у молодых людей в возрасте 20-30 лет.

Диагностика вегетососудистой дистонии

В зависимости от преобладания тех или иных симптомов необходимо пройти обследование у врача-кардиолога, невролога, терапевта или эндокринолога. Часто требуются консультации нескольких узких специалистов. Диагностика проводится комплексно.

Пациенту могут назначить:

  • Электрокардиограмму (ЭКГ) для исключения патологий сердца.
  • Электроэнцефалограмму (ЭЭГ) для оценки работы различных зон головного мозга.
  • Магнитно-резонансную томографию (МРТ) конкретного отдела или части тела для детального изучения внутренних тканей и структур.
  • Ультразвуковое исследование (УЗИ) органов, сосудов.
  • Общие и биохимические анализы крови, мочи.
Читать еще:  Покраснения вокруг уздечки

По результатам обследования врач определяет дальнейшую тактику работы с пациентом. Например, при обнаружении проблем с желудочно-кишечным трактом может потребоваться эндоскопия или зондирование. При подозрении на онкологию проводят биопсию и т. д.

Главная трудность в диагностике ВСД – это позднее обращение к врачу. Пациенты игнорируют первые симптомы болезни или пытаются справиться с ними самостоятельно. Со временем проявления усиливаются, развиваются осложнения. Чем раньше пациент приходит на диагностику, тем быстрее и проще проходит лечение. Не тяните с визитом к врачу.

Лечение ВСД

Медикаментозное лечение

Медикаментозную терапию подбирают с учетом конкретных жалоб пациента и результатов его обследования. Врач может назначить препараты:

  • повышающие или понижающие давление;
  • нормализующие сердечный ритм;
  • устраняющие головную боль и бессонницу;
  • способствующие активному пищеварению и т. д.

Лечение вегетососудистой дистонии у женщин может включать прием гормональных препаратов, если причиной плохого самочувствия является дисбаланс в организме, нарушения цикла.

Психотерапия

Большую роль в лечении вегетососудистой дистонии играет стабилизация психоэмоционального фона пациента. Врач назначает комплексную терапию основного заболевания и может направить пациента на консультацию клинического психолога. Если ВСД проявляется в легкой форме, можно устранить дисфункцию вегетативной нервной системы простым изменением образа жизни. Пациенту рекомендуют избегать стрессов, больше гулять, высыпаться. При необходимости назначают легкие седативные препараты растительного происхождения.

Физиотерапия

Курс процедур помогает восстановить тонус кровеносных сосудов, нормализовать обмен веществ, снять воспаление и уменьшить боль. Частоту и продолжительность сеансов подбирают индивидуально.

Для лечения ВСД используют:

  • лазерную терапию;
  • магнитотерапию;
  • индуктометрию с дарсонвализацией;
  • электрофорез с электросном.

Положительный эффект дает массаж с иглорефлексотерапией. Во время сеанса пациент расслабляется, уходит чувство тревоги, отступает стресс. Иглоукалывание должен проводить опытный врач-рефлексотерапевт. С помощью тонких игл он стимулирует биологически активные точки на теле человека. Помимо активации кровообращения, уменьшения спазма мышц, аккупунктура способствует выработке кортизола и серотонина – гормонов, непосредственно влияющих на эмоциональное состояние человека.

Диетотерапия

Не существует специальной диеты для лечения ВСД. Если заболевание сопровождается плохим пищеварением или патологией желудочно-кишечного тракта, врач назначит соответствующее меню. В остальных случаях пациентам рекомендуется придерживаться принципов правильного питания. Стоит ограничить употребление соли, копченых, жирных продуктов, жареной еды, фастфуда. Нельзя переедать на ночь, чтобы переполненный желудок не повлиял на сон. Предпочтение отдают продуктам, богатым магнием и кальцием.

Важно понять, что вегетососудистая дистония – это не болезнь, а симптомо-комплекс, который может свидетельствовать о начинающихся проблемах со здоровьем. Особенность расстройства в том, что слаженная работа врача и пациента позволяет значительно ослабить проявления патологии или вовсе от нее избавиться.

Профилактика вегетососудистой дистонии

Врач поможет устранить причину и проявления болезни, но только сам пациент может позаботиться о сохранении своего здоровья.

В период ремиссии необходимо придерживаться основных правил:

  • Больше гулять, двигаться, заниматься спортом в меру возможностей.
  • Питаться дробно и регулярно малыми порциями.
  • Включить в меню сезонные фрукты, овощи, ягоды.
  • Отказаться от вредных привычек, в том числе от употребления крепкого чая и кофе.
  • Проходить ежегодный медицинский осмотр.
  • Своевременно лечить любые заболевания.
  • Избегать стрессовых ситуаций.

Лечение симптомов вегетососудистой дистонии в Нижнем Новгороде

Пройти полное обследование и вылечить недомогание можно в клинике «Альфа-Центр Здоровья». Мы рады принять вас в удобное время. Чтобы записаться на прием к врачу, позвоните нам по телефону, указанному на сайте.

Двигательно-волевые нарушения

Двигательно-волевые нарушения встречаются при разных заболеваниях. Это признак многих синдромов психических расстройств. Если вы столкнулись с данной проблемой, мы возьмем на себя ее решение. Звоните: +7 (495) 023-10-24 .

Этапы волевого процесса

Волевые акты формируются при наличии мотивации. Она является совокупностью желаний, потребностей и побуждений. Различают следующие этапы волевого процесса:

  1. Побуждение;
  2. Осознание множества возможностей достижения определенной цели;
  3. Борьба мотиваций;
  4. Принятие наиболее оптимального решения;
  5. Осуществление принятого ранее решения.

Продолжительность каждого этапа может быть неодинаковой в разных случаях. Это зависит от индивидуальных особенностей личности человека и множества объективных причин. Не существует четко определенной границы перехода между разными этапами волевого процесса.

Каждый человек должен обладать определенными качествами, необходимыми для того, чтобы преобразовать побуждение в действие. Это, например, целеустремленность, которая позволяет сделать конкретный окончательный выбор. На волевой процесс особенно пагубно влияет нерешительность на переходе от этапа борьбы мотивов до осуществления принятого решения.

Вторым немаловажным качеством является инициатива. Она крайне важна для того чтобы возникло стремление. Особенно важно проявить инициативу при выполнении решения, принятого ранее.
Также крайне важным качеством является настойчивость в действиях, а также в соблюдении последовательности движений и предпринимаемых шагов. На волевой процесс влияют и такие качества, как самостоятельность, выдержка, самообладание при возникновении непредвиденных обстоятельств, а также определенная доля самокритичности. Среди других качеств необходимо отметить самостоятельность в решениях и поступках, выдержку, самообладание в моменты неожиданных осложнений и определенную долю самокритичности. Особенно важно проявить последнее качество в тот момент, когда что-то идет не так, как надо. Расстройство волевых процессов может произойти на любом этапе.

Двигательно-волевые расстройства

Различают такие виды двигательно-волевых расстройств:

  • Абулия – представляет собой патологическое отсутствие побуждений и желаний к любому виду деятельности.
  • Гипобулия – проявляется понижением волевой активности, бедностью побуждений, бездеятельностью, вялостью, снижением двигательной активности, отсутствием желания общаться.
  • Гипербулия – это повышенная активность, которая обусловлена наличием значительного числа побуждений к деятельности. Они часто меняются.
  • Парабулия – проявляется извращением, изменением волевой активности. В связи с тем, что у пациента присутствуют психопатические симптомы, побуждения к деятельности, мотивы, а также цели реализации полностью извращены.

Двигательные и волевые расстройства могут происходить при многих нарушениях психики. У пациентов могут отмечаться нарушения влечения к пище (булимия, полидипсия, анорексия, копрофагия, парорексия). Также отмечаются расстройства полового влечения. Они заключаются в гиперсексуальности, эксгибиционизме, фетишизме, транссексуализме, некрофилии, зоофилии, педофилии и т.д. При нарушении инстинкта самосохранения пациент проявляет суицидальные тенденции.

У человека возникает непреодолимое влечение достичь определенной цели, но с критической оценкой (дромомания, клептомания, дипсомания, копролалия, пиромания имифомания). Нарушение влечения может возникнуть при расстройствах поведения и личности, а также в случае возникновения нарушений физиологических функций.

Расстройства внимания

Расстройства внимания могут быть разными. Внимание имеет 5 свойств:

  1. Устойчивость;
  2. Переключаемость;
  3. Сосредоточенность;
  4. Объем;
  5. Распределение.
  • Рассеянность — снижение способности интенции внимания. Встречается при расстройствах личности.
  • Отвлекаемость — Частая перемена объектов внимания. Она характерна для маниакального синдрома.
  • Прикованность- внимание пациента чрезвычайно долго переходит от одного предмета к другому. Определяется при наличии депрессивного синдрома.
  • Истощаемость — Быстро снижается интенсивность внимания и сосредоточенность. Имеет место при астеническом синдроме и органических поражениях.
  • Сужение — ограничение внимания определенными объектами.

Двигательные расстройства

Двигательные нарушения у лиц, страдающих расстройством психики, являются вторичными. Они появляются вследствие других нарушений психического здоровья. Расстройство двигательной сферы проявляются гиперкинезией (возбуждением), ступором (обездвиженностью или гипокинезией), а также паракинезией (странными, не имеющими никакого смысла, вычурными движениями).

Ступор проявляется резким обеднением или полным прекращением двигательной активности. Он может иметь такие формы:

  1. Кататонический (при шизофрении):
    1. Восковидная гибкость – ступор с каталепсией;
    2. Немотивированное сопротивление действиям – ступор с негативизмом;
    3. Ступор, сопровождающийся прекращением двигательной активности (мышечным оцепенением).

    Кататонический ступор бывает с сохраненной элементарной ориентировкой (люцидный) и онейроидный.

    2. Депрессивный, встречается при биполярном аффективном расстройстве;

    3. Реактивный, или психогенный, характерный для реактивных психозов;
    4. Истерический (при расстройствах поведения и личности, а также реактивных психозах).

    Двигательное возбуждение возникает при таких состояниях:

    • Острый чувственный бред или острый галлюциноз;
    • Синдромы помрачения сознания (делирий, онейроид, аменция, сумеречное помрачение);
    • Ажитированная депрессия;
    • Маниакальный, кататонический и гебефренический синдром;
    • Истерические реакции.

    1. Кататоническое. Бессмысленное и чисто моторное. Двигательная активность повышена. Движения пациентов вычурные, стереотипные, некоординированные. Отмечается эхопраксия и эхолалия.

    2. Гебефреническое. Его проявление – дурашливое нелепое поведение. Двигательная активность повышена.

    3. Маниакальное. Классическая триада симптомов: болезненно-повышенное настроение, двигательное возбуждение, ускоренного течения мыслей.

    4. Тревожное. Усиление двигательной и психической активности. Тревога, гнев, растерянность, чрезмерное веселье или агрессивность Невротические расстройства, расстройства поведения и личности.

    5. Психогенное (реактивное) Двигательное беспокойство, т суетливости до импульсивных разрушительных действий. Тревога, растерянность, злобность, гневливость, веселье.

    6. Истерическое. Развивается при наличии провокационных моментов. Двигательная активность усиливается при наличии «зрителей». Манерность и театральность движений.

    Признаки волевых и двигательных расстройств

    Изменения волевой активности могут проявляться гипербулией, гипобулией, парабулией и абулией.

    Гипербулия проявляется охваченностью побуждением. Это мотивируется повышенным влечением. Пациенты становятся чрезмерно активными, расторможенными.

    Гипербулия характеризуется снижением побуждений, влечений и желаний. Также снижается моторная активность. Пациенты теряют интерес к проявлениям жизни. Они кратко и односложно отвечают на вопросы. В их мимике отсутствует живость.

    Булимия проявляется повышением пищевого инстинкта. Пациенты прожорливы, они много кушают, но не набирают веса. Анорексия – это снижение пищевого инстинкта. Пациенты либо вовсе отказываются от пищи, либо употребляют однотипную еду. Поедание несъедобного называется копрофагией. Лица, страдающие умственной отсталостью, пьют мочу, поедают глину или мелкие камни.

    Повышение полового инстинкта у мужчин называется сатириазис, у женщин –нимфомания. Лица, страдающие этими нарушениями, имеют множество беспорядочных половых связей. Снижение полового влечения у лиц женского пола называется фригидностью, а мужского – нарушением эректильной функции.

    Проявлением неофилии является повышение исследовательского инстинкта. Пациенты по любому поводу и без него проявляют неадекватное любопытство, их двигательная активность чрезмерно высокая. Они всем интересуются, задают множество ненужных вопросов.

    Неофобия – расстройство, противоположное неофилии. В момент разговора пациенты стараются не смотреть собеседнику в глаза, они избегают телесного контакта, новых маршрутов, не верят никаким новостям.

    Для шизоидных личностей характерно снижение родительского инстинкта. Они охладевают к детям, не желают вникать в их проблемы. Иногда родители чрезмерно контролируют своих детей, участвуют в их жизни. Это нарушение называется гиперпротекцией. Для дисоциативных личностей характерно искажение родительских инстинктов. Они жестоко относятся к детям, а дети – к родителям.

    Аутоагрессия проявляется снижением агонистических инстинктов. Она происходит при употреблении алкоголя и других психоактивных веществ. Данные лица склонны к суициду. Искажение агональности может привести к клептомании (патологическому желанию воровать) и пиромании (склонность к поджогам).

    Для маниакальных состояний характерно повышенное ощущение своего ранга и доминантности. В случае депрессии люди считают себя ущербными, никому не нужными, они утрачивают социальные контакты. Некоторые аномальные личности считают, что они являются особенными, «мессиями».
    Когда у человека повышается миграционный инстинкт, это становится причиной вагабондажа и дромомании. Вагабондаж проявляется необоснованной переменой места жительства, например, для того чтобы избежать преследования по эротическим мотивам. Если сознание изменено, то мотивы перемещения ничем не мотивируются. При агарофобии человек боится покинуть свое жилье.

    Мизофобией называется страх загрязнения. При этом повышается комфортный инстинкт. Лица, страдающие мизофобией, на протяжении часов могут монотонно мыть свое тело или руки. Это имеет место при обсессивно-компульсивном расстройстве. Но в случае деменции и абулии люди утрачивают всякий интерес к чистоте тела, они становятся неряшливыми и небрежными.

    У лиц в психопатическом состоянии инстинктивно меняется отношение к своей территории. Из-за страха они цепляют на дверь много замков, на окна ставят решетки, а иногда вовсе не закрывают дверь (при алкоголизме). Волевые нарушения при маниях проявляются игровым поведением.

    Повышение или понижение инстинктов при некоторых симптомах и синдромах

    ИнстинктСнижениеПовышениеИскажение
    ПищевойАнорексияБулимияКопрофагия
    ИсследовательскийНеофобияНеофилияБред
    ПоловойФригидность (у женщин), эректильная дисфункция (у мужчин)Нимфомания (у женщин),
    Сатириазис (у мужчин)
    Парафилия
    РодительскийЭмоциональная холодностьГиперпротекцияЖестокость
    ДоминированиеДепрессияМанияАномалии личности
    МиграционныйОтгороженностьВагабондажДромомания

    Диагностика волевых и двигательных расстройств

    Для оценки невербального поведения (двигательной функции) и волевой активности применяют такие методы исследования, как этология и рефлексология. Методика этологии заключается в том, что по каналам коммуникаций записывают этограммы. Используют следующие каналы:

    • Визуальный;
    • Аудиальный;
    • Ольфакторный;
    • Социальный;
    • Тактильный.

    Визуальный канал фиксирует изменения мимики, позы, двигательных перемещений, жестов и манипуляций. На аудиальном канале проводится запись аудиограмм и сонограмм. Социальный канал регистрирует системы связи между членами общества (обмен, дарение, агрессивность или доминантность). Ольфакторный канал изучает феромоны; тактильный – частоту и зоны прикосновений к себе и другим людям. Каналы могут записываться по отдельности или в качестве партитуры, то есть параллельно.

    Если вам или вашему близкому необходима помощь при двигательно-волевых нарушениях — свяжитесь с нами. Агентство Меднави работает с ведущими клиниками Москвы и зарубежья и осуществляет госпитализации и обследования. Для консультации позвоните нам: +7 (495) 023-10-24 .

    Симптомы болезни — эмоционально волевые нарушения у ребенка

    Психологические особенности матерей как предпосылки развития психосоматических расстройств у детей

    В статье рассматривается значение раннего детского развития и роль материнского объекта в формировании психосоматического симптома у ребенка. Проанализированы и обобщены психологические особенности матерей, дети которых страдают психосоматическими заболеваниями. Показано влияние некоторых патологических особенностей поведения матерей на формирование психосоматической симптоматики у ребенка.

    Как отечественные, так и зарубежные авторы отмечают широкую распространенность психосоматических расстройств. Их частота в популяции может достигать, по некоторым данным, 50 %. Кроме того, отмечается рост заболеваемости среди детей и подростков. Высокий процент людей (от 30 до 50 %), обращающихся с соматическими жалобами в медицинские учреждения, на самом деле имеют проблемы в области психического здоровья, в том числе и психосоматические. К сожалению, в силу различных причин, в первую очередь сложностей дифференциальной диагностики, психосоматические расстройства не распознаются вовремя или не распознаются совсем, что может приводить к серьезным последствиям: неполучению пациентом действительно необходимой помощи (психологической, психотерапевтической или психиатрической), неэффективному или даже наносящему вред лечению, а также бесполезной трате ресурсов, как материальных (государственных и личных), так и временных (как пациента, так и врача).

    Несмотря на то что диагностические руководства МКБ-10 и DSM-V1 не используют напрямую термин «психосоматическое расстройство», в данной работе будем употреблять его, поскольку, во-первых, проблема диагностических критериев, нозологических единиц и соотношения понятий выходит за пределы данной статьи, во-вторых, большинство авторов психоаналитического направления придерживаются этого наименования, и, в-третьих, независимо от регулярных пересмотров классификаций и меняющейся терминологии, по сути, имеем дело с теми же феноменами, что и ранее: страдающим человеком, который может «обозначить» свою душевную боль только через бессознательное использование своего тела.

    Психосоматика — направление медицинской психологии и практической медицины, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний. Основой для формирования психосоматической медицины как научного направления послужил психоанализ. Психосоматическое измерение является глубоко бессознательной осью развития психики.

    З. Фрейдом было открыто колоссальное значение переживаний раннего детства для всего последующего развития. В раннем детстве нет четкой грани между психическими и биологическими аспектами функционирования. Если маленький ребенок переживает аффект, то его эмоциональное поведение представляет собой тотальное явление, и только позднее происходит десоматизация эмоциональной жизни и аффективности . А. Фрейд отмечала, что такой легкий доступ тела к сознанию и наоборот считается нормальным для первого года жизни и становится патологическим, если только он сохраняется у ребенка по прошествии этого периода, когда открываются новые пути разрядки — через мысль, речь и действия.

    Работы многих аналитиков, посвященные ранним этапам формирования психики, свидетельствуют о том, что процессы, происходящие в теле, — основа для формирования психики. Телесные переживания, оставаясь неосознанными, присутствуют на каждой стадии психического развития. Психосоматический симптом, являющийся следствием сбоя в нормативном психосоматическом функционировании, обеспечивает искажения последующего психического развития.

    Наиболее раннее самоощущение, чувство самости тесно связано с телесными ощущениями, которые включают как внутренние переживания, так и материнские действия. Когда окружающая среда оказывается слишком разрушительной, тело само по себе воспринимается как враг, потому что оно становится тем местом, где накапливаются преимущественно негативные интроекты и избыток не нейтрализованной агрессии.

    В первые годы жизни мать играет решающую роль в развитии ребенка. Порой то, что матерью сознательно рассматривается как благо для ребенка, является проявлением ее патологии и оборачивается, к сожалению, серьезными последствиями для развивающейся психики ее малыша. Мать, имеющая серьезные нарушения в собственном психическом функционировании и личностном развитии, рискует пренебречь реальными потребностями своего ребенка из-за присущей ей патологической тревоги или реализации бессознательных импульсов.

    Поэтому чрезвычайно важно понимать, какие характеристики матерей могут вносить вклад в формирование психосоматических симптомов. В психоаналитической и психологической литературе можем встретить специфические термины для обозначения матерей, чьи дети склонны к формированию психосоматического симптома: «психосоматогенная мать», «психосоматическая мать», «психосоматизирующая мать». Наиболее удачный, на наш взгляд, с точки зрения демонстрации динамики термин «психосоматогенная мать».

    Попытались объединить приводимые некоторыми авторами, преимущественно психоаналитиками, психологические особенности матерей, дети которых страдают психосоматическими заболеваниями:

    1) авторитарная, сверхвключенная, открыто тревожная, латентно-враждебная, навязчивая (М. Малер);

    2) доминирующая, чрезмерно требовательная (М. Малер, Сакен);

    3) пресекающая стремления к сепарации и установлению независимости (М. Малер, М. Шперлинг, М. Хирш);

    4) подавляющая (М. Хирш, Сакен);

    5) отвергающая эмоциональные порывы детей (М. Хирш);

    6) чрезмерно зацикленная на себе, интрузивная, зажатая (Сакен);

    7) интрузивная и отвергающая одновременно, с диффузной идентичностью (И. С. Коростелева, Х. Ульник, А. В. Кудрявцева, Е. А. Ратнер);

    8) алекситимичная (И. С. Коростелева, Х. Ульник, А. В. Кудрявцева, Е. А. Ратнер, М. Хирш);

    9) имеющая слабое представление о границах, с нарушениями в области телесного контакта (Г. Амон, И. С. Коростелева, Х. Ульник, А. В. Кудрявцева, Е. А. Ратнер);

    10) чрезмерно ригидная (проявляется в том числе такими особенностями личности, как скованность, отчужденность, замкнутость) (С. В. Смирнова, Г. В. Залевский) и т. д.

    Безусловно, в реальной жизни эти особенности матерей проявляются в различных пропорциях, могут быть представлены частично, и без дополнительных факторов и условий не являются непосредственными причинами именно психосоматических заболеваний. С. В. Тюлюпо описала особенности коммуникативного стиля матери наблюдаемого мальчика с психосоматическим заболеванием:

    1) ограниченность эмоционального общения с ребенком;

    2) зависимая позиция в общении с врачом, уже завоевавшим авторитет, либо агрессивная в случае прихода «нового» педиатра;

    3) неадекватность реакций на действия ребенка (импульсивный порыв прийти на помощь, вскрик);

    4) ожидание наиболее тяжелого развития заболевания;

    5) специфичность стиля описания болезни сына (он имеет массу необоснованных обобщений: «Вы же знаете, как обычно у нас бывает…»);

    6) ведение разговоров, фиксированных на источнике и неизбежности болезни, в присутствии ребенка.

    Кроме того, на примере описания этого единичного случая данный автор выделила некоторые особенности поведения, присущие не только матери, но и всем членам семьи:

    • Общение взрослого и ребенка происходит преимущественно в ситуациях, связанных с вопросами принятия пищи, одевания, лечения. Имеется недостаток спонтанности, эмоциональности. В определенных ситуациях присутствуют насильственные аспекты.
    • В семье доминирует установка на неизбежность болезни.
    • Восприятие детского плача как симптома заболевания.
    • Доминирующими эмоциями, транслируемыми взрослым ребенку, являются тревога, страх, озабоченность его болезненным состоянием.

    Такие характеристики, как недостаток спонтанности, эмоциональности в общении членов семьи с ребенком, отмечаемые С. В. Тюлюпо, могут приводить к подавлению экспрессии и блокированию коммуникации, что, как отмечает Д. Гроен и его коллеги, располагает к соматизацизации. Многие из вышеперечисленных особенностей матерей, например «пресечение стремлений к сепарации и установлению независимости», способствуют формированию в ребенке таких черт, как внешняя покорность, бесконфликтность.

    Психосоматическим пациентам свойственно, по мнению Д. Гроен, вести себя по отношению к окружению в соответствии с общепринятыми нормами и бесконфликтно, что вызывает огромное напряжение, которое влечет за собой дисфункцию органов и систем органов, особенно если напряжение не может быть отведено или выражено посредством вербализации, мимики, жестикуляции и психомоторики.

    Например, М. Шперлинг выявила следующее поведение у матерей психосоматических детей (астма, язвенный колит, аллергии и т. д.): они ограничивали попытки установления независимости ребенка и отвергали их в этой ситуации, но обращались к нему, когда он слушался или заболевал. Психосоматический симптом в понимании М. Шперлинг может выражать психологический конфликт ребенка: с одной стороны, он подчиняется бессознательному желанию матери оставаться маленьким и беспомощным, чтобы она могла о нем заботиться, с другой стороны, он бунтует против этого.

    М. Хирш отмечает следующие тенденции:

    • матери ведут себя либо открыто, либо отвергнуто-закрыто;
    • с одной стороны, они проявляют эмпатию, а с другой — склонны к бесцеремонному осуществлению своих собственных потребностей и желаний.

    П. Фонаги и М. Таргет подчеркивают, что матери одновременно ведут себя соблазняюще и отталкивающе. И. С. Коростелева и коллеги обращают внимание на то, что матери одновременно являются вторгающимися и отвергающими.

    На примере трех матерей пациентов автора данной статьи, имеющих отыгрывание на телесном уровне, также можно отметить двойственность матерей в таком аспекте, как дистанцирование от эмоциональных переживаний ребенка — сверхвключенность в его телесные проявления. По-видимому, этим матерям было сложно иметь дело с эмоциональными переживаниями своих детей (причем как негативными, так и позитивными). Например, на попытки детей разделить переживание страха, тревоги, разочарования и т. д. они реагировали «уходом»: переводили тему разговора, отвлекали внимание детей от негативных переживаний или «откупались» игрушками, конфетами. При этом, когда ребенок физически заболевал, мать была сверхвключенной. Можно предположить, что такая характеристика матери, как неспособность разделить эмоциональные переживания ребенка, вносит отрицательный вклад в неспособность ребенка к символизации. Как пишет Дж. МакДугалл, отсутствие способности в пределах одного уровня символизации, в том числе вербального, не исключает ее наличие на другом уровне, называемом архаичной символизацией. Этот уровень включает в себя тело, и подобная ситуация часто встречается среди психосоматических пациентов.. М. Хирш также высказывает идею о том, что, «если ослаблена способность к символизации, то тело в данном случае может выступать для матери и ребенка в качестве символа, заменяя отношения мать–ребенок». Он отмечает, что «у психосоматических больных наблюдается дефицит аффективности и символического мышления, поэтому «тело на примитивном уровне как будто должно взять на себя обычно отсутствующую символическую функцию, и получить в результате этого соматическое нарушение или заболевание, точно так же, как истерия, и приобрести символическое качество». И. С. Коростелева, С. Корбальо, Х. Ульник также связывают дефицитарную способность к символизации и психосоматические проявления.

    Таким образом, вышеперечисленные особенности матерей могут создавать вполне конкретные предпосылки для формирования психосоматического заболевания у детей. Бессознательные чувства и установки матери вносят ощутимый вклад в специфические нарушения эмоционального развития ее ребенка и патологические проявления на телесном уровне.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector