Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушения психического развития детей

Нарушения психического развития детей

Выявление и помощь при нарушении нормального развития у ребенка. Психологическая коррекция, психотерапия и лечение. Обследование нервной системы и психического состояния: анализы, тесты, аппаратные обследования. Клиника работает круглосуточно.

Нарушения нормального развития психики ребенка может проявляться как в виде легких, временных и обратимых расстройств, так и в виде грубых изменений поведения, требующих лечения.

Один из легких видов нарушения развития ребенка — инфантилизм.

Инфантильность (инфантилизм) проявляется в виде замедления развития нормальных психических функций. Проще говоря это «замедленное взросление», когда первые слова, речь в виде предложений, аналитическое мышление, восприятие своего окружения и себя у ребенка формируются позже чем у большинства.

Своим поведением они напоминают детей более младшего возраста. Инфантилизм обычно обнаруживается в возрасте от 5 лет. Обычно с годами инфантильность может сглаживаться.

Более грубое нарушение развития это задержка развития. Основная особенность задержки психического развития — это нарушение интеллекта, которые с годами не восстанавливаются.

задержка психического развития у детей

Отклонения в поведении у таких детей обнаруживаются рано, в первые годы жизни. Задержка в психическом развитии как правило имеет болезненную природу: кислородное голодание мозга во время беременности и родов, травматические и инфекционные повреждения нервной системы, эпилепсия и детская шизофрения.

Классификация нарушений развития ребенка (дизонтогенез)

В основе классификации – нарушение синхронности и порядка формирования психических функций (по Сухаревой Г.Е.).

  1. Недоразвитие (олигофрения).
  2. Задержанное развитие (при сопутствующих болезнях внутренних органов – астения, при психологических травмах – парциальные, т.е. частичные задержки в развитии).
  3. Поврежденное развитие (деменция).
  4. Дефицитарное развитие (при недостаточности сенсорных систем – глухота, слепота).
  5. Искаженное развитие (аутизм).
  6. Дисгармоническое развитие (психопатии).

При наличии ранней детской шизофрении (РДШ) говорят о шизофреническом дизонтогенезе (Юрьева О.П., 1971).

Недоразвитие характеризуется в первую очередь умственной отсталостью без выраженных эмоциональных нарушений, нарушений социального взаимодействия. Задержанное развитие часто выражается в нарушении формирования речи при сохранном невербальном интеллекте и может отягощаться педагогической запущенностью.

При аутизме уровень общего интеллекта может быть разный, но его структура искажена — высокий вербальный интеллект в сочетании с низким невербальным или эмоциональным интеллектом. Поэтому для постановки диагноза важно исследовать интеллект ребенка.

Нарушенное развитие влечет за собой отклонения в формировании высших психических функций (памяти, внимания, мышления и интеллекта, волевой и эмоциональной сферы, восприятия и личностных особенностей). Степень каждого из нарушений может варьировать в зависимости от тяжести исходного поражения нервной системы.

Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его корректировать. Ранняя диагностика поражений нервной системы возможна еще в перинатальном периоде, то есть до рождения ребенка. Иногда искажения развития становятся заметны только после рождения.

Симптомы нарушений

Перечислим симптомы, на которые следует обратить внимание родителям и воспитателям для своевременного выявления нарушений в психическом развитии:

38. Интеллектуальные нарушения возникающие на основе генетических аномалий.

Умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность) выражается в стойком нарушении познавательной деятельности, характерна для многих хромосомных и генных болезней как симптом.

Большинство умственно отсталых детей (75-80%) страдают олигофренией. Это группа болезненных состояний, клиническую картину которых характеризуют:

— явления общего (не только интеллектуального или психичес­кого) недоразвития;

— преобладание в структуре интеллектуального дефекта недо­статочности абстрактного мышления;

— отсутствие прогредиентности, эволютивный характер динамики;

— раннее, до 2-2,5 лет (т.е. в доречевой период), начало.

Деменция возникает в более позднем, чем олигофрения, воз­расте, ее причины могут быть самыми разными (экзогенное орга­ническое поражение головного мозга, неблагоприятно протека­ющие шизофрения и эпилепсия, некоторые наследственные де­генеративные заболевания).

В клинической картине деменции (в отличие от олигофрении) преобладают явления повреждения, нарушения, распада уже сформированных (хотя бы частично) функций, знаки же недо­развития, если и имеют место, то не занимают доминирующего положения в клинической картине.

В последние 25-30 лет — это положение ко­ренным образом пересмотрено, и, по данным как отечественных, так и зарубежных ученых, 3 /4 случаев умственной отсталости явля­ются генетически обусловленными и лишь ¼ связана с экзогенными причинами.

Следует подчеркнуть, что умственная отсталость при наследственных болезнях является, как правило, одним из симптомов в сложной клинической картине заболевания. Для некоторых наслед­ственных болезней умственная отсталость является облигатным (обязательным) симптомом, а при ряде других наследственных болезней она отмечается не во всех случаях.

В зависимости от характера генетического нарушения различают:

1) умственную отсталость при хромосомных болезнях;

2) умственную отсталость при моногенных болезнях;

3) мультифакториатьно обусловленную умственную отсталость.

Умственная отсталость при хромосомных болезнях

Частота хромосомных болезней среди новорожденных состав­ляет 0,5-0,7%, а среди мертворожденных и детей, умерших до года, — 2,2%. На долю олигофрении, обусловленных различными хромосомными нарушениями, приходится около 10-12% всех слу­чаев умственной отсталости.

Читать еще:  Симптомы болезни — боли в животе при беременности

Синдром Дауна.

В неврологическом статусе наиболее типичны мышечная гипо­тония, слабость конвергенции глаз, косоглазие, нарушение функ­ций вестибулярного аппарата, вегегативная недостаточность. На электроэнцефалограмме обычно отмечаются неспецифические из­менения, указывающие на недоразвитие уровня биоэлектричес­кой активности.

Главной чертой психопатологического статуса является общее психическое недоразвитие. Мышление тугоподвижно, косно, к абстракции дети неспособны. Временные соотношения устанавли­ваются труднее, чем пространственные. Абстрактным счетом дети с синдромом Дауна если и овладевают, то с большим трудом. Чте­ние дается легче, чем письмо; многие читают бегло и даже выра­зительно (подражают модуляциям голоса взрослых). Пересказыва­ют только по вопросам, самостоятельный пересказ вызывает боль­шие затруднения или недоступен.

Речь развивается поздно: первые слова в типичном случае появ­ляются к пяти годам, простые фразы — к восьми. Особенно затруд­нена активная, спонтанная речевая деятельность. Запас слов беден, по многим причинам (недоразвитие верхней челюсти, макроглоссия, патология зубного ряда и др.) нарушено звукопроизношение.

Эмоции у больных с синдромом Дауна малодифференцирова­ны, дети несамостоятельны, не проявляют инициативы, очень внушаемы, склонны к подражательности, импульсивны, часто проявляют негативизм (особенно ко всему новому) и немотиви­рованное упрямство.

В целом, однако, эмоциональная сфера более сохранна, чем интеллект. Дети с синдромом Дауна хорошо различают отношение к себе окружающих, многие отзывчивы и по-своему заботливы, им свойственно чувство стыда, обиды, смущения, сопереживания.

При нарушении числа половых хромосом соматические и пси­хические аномалии отличаются меньшей тяжестью, чем при нару­шениях числа аутосом. В этих случаях часто отсутствует или прояв­ляется в легких формах умственная отсталость; пороки развития если и встречаются, то негрубые; вместе с тем нарушения эмоци­онально-волевой сферы очерчены, как правило, отчетливо и не­редко занимают важное (если не ведущее) место в клинической картине (рис.1).

Рис. 1 Синдром Дауна

Синдром Шерешевского-Тернера, или моносомия по Х-хромосоме (45, Х0).

Достаточно часто встречается патология сенсорной сферы: в 22% — снижение зрения (близорукость), в 52% — нейросенсорная туго­ухость. Умственное недоразвитие (легкой, редко умеренной степе­ни) встречается у 16-25% больных. Для другой части больных с синдромом Шерешевского-Тернера характерен своеобразный житейский практицизм, подчиняемость, узость интересов, малая продуктивность мышления (рис.2)

В пубер­татном или препубертатном периоде нередко возникают невроти­ческие реакции, связанные с осознанием своей неполноценнос­ти, с переживанием дефекта; девочки становятся замкнутыми, раз­дражительными, часто грубят. Некоторые из нежелательных про­явлений могут быть предупреждены и скорректированы своевре­менным лечением эстрогенами.

Рис. 2 Синдром Шерешевского-Тернера

Синдром Клайнфельтера (кариотип 47, XXY) встречается толь­ко у мальчиков.

В детстве симптоматика носит в основном психопатологический характер. Отклонения в физическом развитии проявляются в препубертате и пубертате. У больных отмечается евнухоидное телосло­жение, в 25 % случаев — гинекомастия (увеличение грудных желез) и высокий рост (рис.3). Для больных характерны скудность или отсутствие оволосения на лице, в подмышечных впадинах, на груди, оволосение лобка по женскому типу. Умственные нарушения отмечает­ся в 25-50% случаев. Степень ум­ственной отсталости колеблется от пограничных состояний до дебильности. В психике обычно на первом плане не нарушения интеллекта, а отклонения в эмоционально-воле­вой сфере по типу инфантилизма. Больным свойственны неустойчи­вость внимания, повышенная утом­ляемость и отвлекаемость, снижение работоспособности, повышенная внушаемость, снижение инициативности, неспособность к дли­тельному волевому действию, незрелость суждений. Как и в случае синдрома Тернера, в пубертатном возрасте развиваются невротические реакции (чаще всего вслед­ствие осознания своей патологии), носящие выраженный и стой­кий (вплоть до патохарактерологических формирований личнос­ти) характер. Во внешней картине поведения преобладают гипотимические и депрессивные оттенки настроения, элементы ре­зонерства, раздражительность, навязчивости. Нередко отмечают­ся искажения в половом развитии (гомосексуализм).

Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях

Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида»

По Векслеру, интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами — успешно меряться силами с окружающим миром.

Можно выделить несколько позиций в понимании психологической природы интеллекта.

  1. Интеллект — общая способность, определяющая успешность выполнения любых задач (когнитивных, социальных). Под способностью понимаются: 1) когнитивные способности, различающиеся разной степенью специфичности для конкретной деятельности; 2) способность к системной организации целого, с мгновенным выявлением основного проблемного противоречия исходной ситуации; 3) способность к самостоятельному приобретению новых знаний; 4) адаптационная способность.
  2. В структуре интеллекта различают врожденные способности, независимые от степени приобщенности к культуре, и приобретенные в ходе социализации знания и умственные навыки. Врожденные способности сводятся к психофизиологическим свойствам центральной нервной системы. Приобретенные знания и умственные навыки являются мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид.
  3. Трудность в разведении врожденных способностей и приобретенных знаний и умственных навыков может привести к их отождествлению. В этом случае интеллект отождествляется с умственным развитием.
  4. Основная тенденция социо-культурных влияний на познавательные возможности человека заключается в появлении способности к категориальному мышлению. В контексте культурно-исторических исследований интеллект отождествляется с понятийным мышлением.
  5. Под интеллектом понимается система познавательных процессов. Трактовка природы познавательных процессов различается: процессы, отвечающие за переработку информации (методологический солипсизм); формы активного познавательного отражения действительности (теория деятельности).
  6. Включение в структуру интеллекта регуляторных и мотивационных компонентов.
  7. Операционально — процессуальный подход в анализе интеллектуальной деятельности позволяет развести понятия мышления и умственных способностей. Мышление — непрерывный процесс анализа, синтеза, обобщения условий и требований решаемых задач и способов их решения. Умственные способности – сформировавшаяся в процессе мышления совокупность умственных операций, которые мышление порождает, но к которым не сводится.
Читать еще:  Что такое целлюлит?

При анализе клиники интеллектуальных нарушений на первый план выступает нарушение способности образовывать адекватные действительности понятия, суждения, умозаключения.

В процессе мышления умственные способности реализуются через образование адекватных действительности понятий, суждений, умозаключений. Понятия, суждения, умозаключения есть собственно интеллект.

Понятие представляет собой опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его существенных объективных связей и отношений. Понятие является отражением наиболее существенных признаков предмета или явления и образуется на основе представлений путем различной степени абстракции.

Суждение — утверждение или отрицание какого-либо положения. Суждение раскрывает содержание понятия. Чтобы высказать то или иное суждение, человек должен знать, какое понятие входит в состав суждения.

Умозаключение — общий или частный логический вывод, к которому приходит человек на основании сопоставления и анализа различных суждений.

Нарушение интеллекта может быть обусловлено, с одной стороны, недоразвитием или распадом собственно умственной способности образовывать адекватные действительности понятия, суждения, умозаключения. С другой стороны, интеллектуальная недостаточность может возникнуть в результате нарушения «предпосылок интеллекта»: памяти, внимания, работоспособности, речи, эмоционально-волевой сферы.

В качестве причинных факторов интеллектуальных нарушений могут выступать физические (например, травма), химические (кислоты, лекарственные препараты), биологические (патогенные микробы, вирусы, различные эндогенные вещества, дисгормональные нарушения), психологические и социальные. Интеллектуальные нарушения могут быть обусловлены также дефицитом в окружающей среде или организме веществ (факторов), необходимых для жизнедеятельности (авитаминозы, иммунодефицитные состояния и др.). При наследственных болезнях в качестве главного этиологического фактора выступает непрерывно функционирующий мутантный ген.

Повреждение тех или иных структур организма может происходить, во-первых, под влиянием внешних факторов (экзогенно) и, во-вторых, вследствие «обстоятельств» внутри организма (эндогенно).

Интеллектуальное нарушение – состояние, обусловленное нарушениями структуры и функций мозга и его реакциями на эти нарушения. В нейропсихологических исследованиях, задачей которых является изучение мозговых основ психических функций, было показано, что мозговым субстратом наиболее сложных форм целенаправленного осмысленного поведения, и прежде всего интеллектуальных процессов, являются лобные доли головного мозга.

Болезнь Альцгеймера: причины, диагностика, лечение

Болезнь Альцгеймера является формой деменции или слабоумия, которую невозможно обратить вспять. Заболевание сопровождается прогрессирующей потерей памяти, снижением интеллектуальных способностей, ухудшением языковых и речевых навыков. Все эти симптомы в совокупности ведут к изменению поведения человека и снижению качества его жизни, итогом становится полная социальная дезадаптация.

При болезни Альцгеймера поражение тканей мозга первично. Патологический процесс связан с накоплением амилоидного белка в межуточном веществе головного мозга и формированием сенильных бляшек, тау-протеина в клетках нервной ткани и формированием типичных структур, именуемых нейрофибриллярными клубочками. Образование патологических структур приводит к повреждению и гибели нервных клеток, снижению уровня нейротрансмиттеров, ухудшению взаимодействия между отделами головного мозга.

Болезнь Альцгеймера начинается с незначительных проблем с памятью, поскольку первыми поражаются височные доли коры головного мозга. Человек забывает куда положил вещь, для чего нужен этот столовый прибор, за чем ходил в магазин, в котором часу должен прийти на работу и т.д. Человек может не вспомнить дату рождения, свой адрес проживания, имена собственных детей, может теряться в простых вопросах, например, какой сегодня день, сколько времени, где и кем он работает. Позже присоединяются нарушения речи, больной не может вспомнить нужное слово, наблюдается расстройства ориентации, человек не может найти дорогу домой.

Стадии заболевания

В течении болезни Альцгеймера выделяют три стадии. На первой стадии больной может обслуживать себя самостоятельно, на второй стадии ему не обойтись без помощи близких. Человек не может самостоятельно одеться, принять душ, помыть посуду и т.д. Во время третьей стадии зависимость от присутствия родного человека становится тотальной: больной не может выполнить ни одно повседневное действие без посторонней помощи.

Читать еще:  Жжения после семяизвержения

Заболевание и возраст

Риск возникновения болезни Альцгеймера и других форм деменции значительно возрастает с возрастом. Единичные случаи заболевания отмечаются после 40 лет, у людей 65 лет заболевание выявляется в 10–12%, в возрасте старше 85 лет в 30–40 % случаев.

Выделяют болезнь Альцгеймера с ранним и поздним началом. Ранее начало проявляется манифестацией заболевания до 65 лет и характеризуется быстрым прогрессированием. Высказан ряд предположений о генетической составляющей заболевания. «Позднее начало» болезни Альцгеймера проявляется после 65 лет, не считается унаследованным, его течение более плавное.

Генетическая предрасположенность

Болезнь Альцгеймера вызвана множеством еще недостаточно изученных факторов. Определены три гена, мутации в которых связаны с редкими ранними семейными формами заболевания. На их долю приходится 5% всех случаев. Гены PSEN1, PSEN2 и AP, расположенные на 14, 1 и 21 хромосомах, ответственны за синтез аномальных белковых структур, являющихся патоморфологическим субстратом болезни Альцгеймера. Существует 50% вероятность того, что мутация гена будет передана каждому из детей носителя патологического гена.

С поздним началом болезни Альцгеймера связаны другие гены. Они не считаются непосредственной причиной патологического процесса, хотя могут объяснить, почему существует повышенный риск развития позднего начала у лиц, в чьих семьях отмечались случаи заболевания. Ген APOE один из них. Ген APOE отвечает за продукцию аполипопротеина Е, белка-переносчика липидов (жиры и холестерин) в крови. Ген APOE существует в трех различных формах (аллелях): Е2, Е3 и Е4. Каждый человек наследует два аллеля APOE, которые представляют комбинацию этих трех. E3 является наиболее распространенным аллелем в популяции, обнаруживается у 60% населения в целом. Наличие аллеля Е4 APOE ассоциировано с большинством семейных случаев и повышенным риском развития болезни Альцгеймера, поэтому прогностически считается неблагоприятной комбинацией.

Факторы риска

Наряду с генетическими факторами, существуют и другие факторы риска болезни Альцгеймера. К ним относятся сахарный диабет 2 типа и более мягкие формы резистентности к инсулину, ожирение, высокое кровяное давление, дислипидемия и высокий уровень воспалительных маркеров, таких как С-реактивный белок (СРБ).

Диагностика

Точный клинический диагноз болезни Альцгеймера выставляется на основании клинической картины, благодаря использованию различных тестов и процедур, позволяющих исключить другие причины деменции. Врач оценивает личную и семейную истории болезни человека, проводит нейропсихологические тесты для измерения памяти, языковых навыков и других когнитивных функций.

Зачастую используются инструменты визуализации, такие как компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ), для поиска признаков травм, опухолей и инсульта, а также атрофических изменений головного мозга, наблюдаемых при прогрессировании болезни.

Лабораторные тесты, позволяющие диагностировать болезнь Альцгеймера при жизни, к сожалению, отсутствуют. Единственным точным инструментом, подтверждающим наличие заболевания, является гистологическое исследование участка головного мозга после смерти. Патологоанатомы описывают сенильные бляшки и нейрофибриллярные клубочки, характерные для болезни Альцгеймера. Поскольку образование бляшек и клубочков также наблюдается при нормальном старении, то образец сравнивают с контрольным образцом нормальной ткани головного мозга человека того же возраста, но не страдающего заболеванием.

В 2011 г были разработаны новые критерии и рекомендации по диагностике болезни Альцгеймера. Выделены доклиническая, субклиническая и клиническая стадии заболевания, разработаны новые критерии синдрома деменции при болезни Альцгеймера.

Доклиническая стадия болезни Альцгеймера характеризуется отсутствием когнитивных нарушений, однако в головном мозге могут определяться амилоидные тельца. Появление биомаркеров при нейровизуализации является предвестником деменции за 10–15 лет до ее манифестации. Эта стадия выделена для того, чтобы помочь направить исследования в сторону ранней диагностики состояния.

Умеренные когнитивные нарушения из-за болезни Альцгеймера — наличие слабых изменений в памяти и способности мышления, которые не нарушают повседневную деятельность.

Деменция при болезни Альцгеймера. Память, мышление и поведенческие симптомы, которые нарушают способность человека функционировать в повседневной жизни.

Рекомендации призваны предоставить больше информации о нынешнем понимании болезни Альцгеймера и обеспечить основу для будущих исследований.

Лечение

Медикаментозная терапия включает группу препаратов ингибиторов холинэстеразы и антиглутаматэргические средства. Немедикаментозная терапия направлена на улучшение когнитивных функций и формирование нейронных связей: аэробные физические нагрузки, ведение активной социальной жизни, выполнение когнитивного тренинга.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector