Laiveko.ru

Медицина и здоровье
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сетевое издание Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0,940

Симптомы болезни — нарушения психического здоровья

В докладе ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире (2001) подчеркнуто, что психические и поведенческие расстройства поражают более 25 % всех людей в определенные периоды их жизни. От 250 до 300 млн человек страдают психическими нарушениями, вызывающими утрату трудоспособности и социальные ограничения [1]. О неблагополучии ситуации с состоянием психического здоровья в современной России свидетельствуют высокие показатели заболеваемости психическими расстройствами, широкая распространенность в обществе агрессивного и аутоагрессивного поведения [7].

Термин «психическое здоровье» был введен ВОЗ в 1979 году. В США и Великобритании (и в целом в англоязычных публикациях) словосочетание «mental health» обозначает успешное выполнение психических функций, имеющим результатом продуктивную деятельность, установление отношений с другими людьми и способность адаптироваться к изменениям и справляться с неприятностями.

Показатели психической «нормы» и «не нормы» не являются четко разработанными до сих пор. Норма определяется на основании социологических, психологических, медицинских критериев, которые в целом исходят из представления о том, чего в «норме» быть не должно. Такой подход можно обозначить как «субъективно-негативный».

Проблемы социальной обусловленности индивидуального и популяционного здоровья являются традиционной темой для обсуждения в рамках как медицинской, так и социологической науки. Первые попытки междисциплинарного научного объяснения влияния социальных факторов на заболеваемость и смертность были предприняты еще в XIX в. французским ученым J. Guerin.

В докладе ВОЗ [6] указывается, что психическое здоровье человека в современном мире определяется воздействиями социальных, психологических, экологических и других факторов. Известно о непосредственном влиянии социальных факторов на психическое здоровье больших групп населения, в том числе социально-стрессовые расстройства, возникающие под воздействием важных для большинства людей экономических и политических ситуаций. В условиях социальных изменений у многих развивается состояние психической дезадаптации, невротические и психосоматические расстройства. Массовые проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации, по существу, стали следствием «коллективной травмы» [3].

В современной отечественной литературе представлены исследования рисков психического здоровья, эксплицированы проблемы социально-исторической специфики и рисков современного российского общества (О. Н. Яницкий, Н. Н. Моисеев, В. А. Ядов), соотношения рисков, неопределённости и нестабильности социальных процессов (А. В. Мозговая, Н. Л. Смакотина, Ю. А. Зубок) [17]. Контекстуализация социальных факторов риска выступает важнейшим методом понимания особенностей их воздействия на здоровье человека и предполагает осознание условий, детерминирующих существование, интенсификацию или, напротив, исчезновение социальных факторов риска, непосредственно связанных с состоянием здоровья человека [12].

Социально-экономические, экологические, национальные проблемы современного российского общества, угроза терроризма негативно влияют на состояние общественного психического здоровья [7]. О. Н. Яницкий, определяя своеобразие проявления рисков в России, считает, что «Россия, преодолев некоторый качественный барьер, превратилась в общество всеобщего риска» [18].

В последние десятилетия возрастает количество исследований воздействия на большие группы населения макросоциальных стрессовых ситуаций, связанных с переустройством общества. По данным, которые приводит Ю. А. Александровский, число лиц с предболезненными и сформировавшимися психическими расстройствами из-за стрессовых воздействий в России достигает 10 миллионов. Однако выборочные исследования свидетельствуют, что их больше: 250-300 на 1000 человек, т.е. подобные расстройства возникают у 25-30 % жителей страны. В большинстве случаев речь идёт о пограничных психических расстройствах [3].

В настоящее время на фоне социально-экономической нестабильности в России нарастает неустойчивость психического состояния основной части населения. Ведущие отечественные эксперты в сфере охраны психического здоровью (Г. Г. Аракелов, В. В. Глебов, Ю. А. Александровский) отмечают, что резкие изменения практически всех аспектов нашей жизни, произошедшие после распада СССР, привели к экопсихологической катастрофе населения России, «коллективной травме». По их мнению, это выразилось в сложной цепи взаимосвязанных событий. Произошло существенное снижение продолжительности жизни, возросло количество разнообразных психических расстройств, связанных с резкой и неожиданной для большинства населения сменой политического режима, политической, экономической и психологической нестабильностью. Эти изменения повлияли на психическое здоровье населения России, привели к массовому дистрессированию населения, нарушению психологического благополучия — развитию депрессивных состояний у одних людей и резкую агрессию у других [2]. Ю. А. Александровский отмечает, что постсоциалистический период привел к изменению общественного состояния, к смене жизненных ориентиров десятков миллионов людей, все большей обособленности частной жизни от государства. Развивающиеся вследствие этого массовые проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации по существу являются следствием коллективной травмы, естественной экспериментальной моделью социально формируемых стрессовых расстройств [3].

Значительный рост смертности и сокращение продолжительности жизни в первой половине 90-х годов в России объясняются не только резким снижением уровня жизни большей части населения, но и социально-психологическим стрессом. Его главными жертвами стали мужчины и женщины в рабочих возрастах, так как на них легла основная тяжесть активного приспособления к новым экономическим и социальным условиям [5]. По мнению S. Syme, современные психосоциальные нагрузки являются в большей степени условиями здоровья, чем материальные обстоятельства жизни [21].

Интенсивная урбанизация в России как процесс изменений в образе и условиях жизни большинства населения страны связана с массовой миграцией населения, изменением структуры занятости, перестройкой семейных отношений, что сопровождалось необходимостью адаптации к непривычным условиям жизни [14]. Информационные и интеллектуальные перегрузки вызывают у горожан психическую усталость, эмоциональные стрессы. Все большее распространение среди городских жителей получает социально-психологическая напряженность, связанная со снижением социальной, экономической и экологической безопасности [5]. Современная урбанизация может отрицательно сказываться на психическом здоровье с учетом воздействия увеличивающегося числа стрессовых факторов и неблагоприятных событий в жизни, таких, как перенаселенность или загрязненность окружающей среды, бедность и зависимость от классовой экономики, высокий уровень насилия и низкий уровень социальной поддержки и многих других.

Приблизительно половина городского населения в странах с низким и средним уровнем дохода живет в бедности, и десятки миллионов взрослых и детей являются бездомными. Обычно миграция не влечет за собой улучшения социального благосостояния. Бедность и состояния, с ней ассоциируемые, такие, как девиации, безработица, низкий образовательный уровень, лишения и бездомность, распространены не только в бедных странах — они характерны также для значительного меньшинства в богатых странах [10].

Новые социально-экономические отношения, сложившиеся в России в последние десятилетия, породили новые аспекты социального неравенства, новые грани социальной несправедливости. Наряду с «новыми богатыми» появляются и «новые бедные» — социальные группы, наиболее сильно пострадавшие от реформ. Одной из наиболее уязвимых социальных групп сегодня выступают больные, страдающие психическими расстройствами. Бедность может вызывать отчуждение и напряжение, но особую озабоченность вызывает ее прямое и косвенное влияние на развитие и поддержание эмоциональных, поведенческих и психических расстройств. Бедность может быть как детерминантой, так и следствием расстройств психического здоровья [22]. Бедность и нищета могут быть следствием различных психотравмирующих ситуаций: потери работы, тяжелого заболевания, понижения социального статуса. Пребывание в социальной среде бедности и нищеты порождает ряд сложных психологических проблем, связанных с утратой психологического равновесия, снижением уверенности в себе, неадекватным реагированием в ситуации фрустрации [15].

В исследовании Э. Джервиса, результаты которого были представлены в 1855 г., отмечено, что «классы бедных обнаруживают в численном отношении в 64 раза больше психических заболеваний, чем независимые классы» [20]. Подобные результаты преобладания психических заболеваний в нижнем социальном слое подтверждены более чем в 80 исследованиях в XX веке [19]. С изменением социальной структуры общества связано возникновение статусного риска. Имущественное расслоение по доходам и по уровню жизни приводит к усилению нисходящей социальной мобильности. Среди большей части населения усиливаются опасения за снижение своего социального и личностного статуса. Социальный риск проявляется в массовых опасениях потерять работу, источники личных доходов, здоровье. Для социально активных и обеспеченных слоёв населения статусный риск проявляется в опасении за жизнь и личные права. Показателями статусного риска выступают состояние экологической ситуации, уровень доверия правительству и местным органам власти, степень гражданской защищённости, личной безопасности и т.д. Маргинальный риск выражен в категориях населения, живущего за пределами установленного уровня бедности — это в основном представители «базового» и «нижнего» слоёв по классификации Т. И. Заславской [9].

Ситуация, характеризующая состояние психического здоровья населения Саратовской области, отражает российские тенденции. Ежегодно распространенность психических расстройств в области увеличивается в среднем на 0,8 % [11].

Читать еще:  плохая чувствительность головки

В современных социально-экономических условиях больные, страдающие психическими расстройствами, являются одними из первых жертв экономического кризиса. Такие пациенты быстро теряют социальные связи, контакты с родственниками, навыки самообслуживания, «жизнь с психической болезнью — это еще и жизнь с сопровождающими эту болезнь серьезными социальными утратами и невосполнимым дефицитом социальных возможностей и перспектив» [13].

В течение последних десятилетий важнейшее значение психического здоровья населения подчёркивается в резолюциях Совета Европейского Союза и ВОЗ. «Государства несут ответственность за уделение проблемам психического здоровья приоритетного внимания в своих планах в области здравоохранения» [16]. Проводимая в России социальная политика соответствует основным целям и задачам Европейского Плана действий по охране психического здоровья. Однако масштабы ее деятельности ограничены ничтожным бюджетом и попытками социальной эксклюзии психических больных [4].

В соответствии с Европейским планом действия по укреплению и охране психического здоровья предлагаются пути осуществления и усиления комплексных стратегий охраны психического здоровья в странах Европейского региона ВОЗ. Стратегия предусматривает деятельность по ряду направлений [8] в области охраны психического здоровья, среди которых: разработка и усовершенствование государственной политики, конкретные программы по улучшению и сохранению психического здоровья населения.

Рецензенты:

Андриянова Е. А., доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой философии, гуманитарных наук и психологии ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов.

Новокрещёнова И. Г., доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой экономики и управления здравоохранением и фармацией ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов.

Симптомы болезни — нарушения психического здоровья

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Считается, что отклонения в психическом развитии ребенка различить в раннем возрасте невозможно, а любое неадекватное поведение рассматривается как детский каприз.

Статья:

Считается, что отклонения в психическом развитии ребенка различить в раннем возрасте невозможно, а любое неадекватное поведение рассматривается как детский каприз. Однако сегодня многие психические расстройства специалисты могут заметить уже у новорожденного, что позволяет вовремя начать лечение.

Нейропсихологические признаки психических отклонений у детей

Врачами выделен ряд синдромов – психических особенностей детей, наиболее часто встречающихся в разном возрасте. Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований головного мозга развивается во внутриутробном периоде. Его характеризует:

  • Эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частой смене настроения;
  • Повышенная утомляемость и связанная с ней низкая трудоспособность;
  • Патологическое упрямство и лень;
  • Чувствительность, капризность и неуправляемость в поведении;
  • Длительный энурез (часто – до 10-12 лет);
  • Недоразвитие тонкой моторики;
  • Проявления псориаза или аллергии;
  • Нарушения аппетита и сна;
  • Замедленное формирование графической деятельности (рисование, почерк);
  • Тики, гримасничанье, вскрикивания, неконтролируемый смех.

Синдром достаточно трудно поддается коррекции, поскольку из-за того, что лобные отделы не сформированы, чаще всего отклонения в психическом развитии ребенка сопровождаются интеллектуальной недостаточностью.

Дисгенетический синдром, связанный с функциональной дефицитарностью стволовых образований головного мозга, может проявиться в детском возрасте до 1,5 лет. Его основными чертами являются:

  • Дисгармоническое психическое развитие со смещением этапов;
  • Лицевые асимметрии, неправильный рост зубов и нарушение формулы тела;
  • Трудности с засыпанием;
  • Обилие пигментных пятен и родинок;
  • Искажение моторного развития;
  • Диатезы, аллергии и нарушения в работе эндокринной системы;
  • Проблемы в формировании навыков опрятности;
  • Энкопрез или энурез;
  • Искаженный порог болевой чувствительности;
  • Нарушения фонематического анализа, школьная дезадаптация;
  • Избирательность памяти.

Психические особенности детей с таким синдромом трудно поддаются коррекции. Педагоги и родители должны обеспечить неврологическое здоровье ребенка и развитие его вестибулярно-моторной координации. Также следует учитывать, что эмоциональные расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости.

Синдром, связанный с функциональной несформированностью правого полушария головного мозга, может проявиться с 1,5 до 7-8 лет. Отклонения в психическом развитии ребенка проявляются как:

  • Мозаичное восприятие;
  • Нарушение дифференциации эмоций;
  • Конфабуляции (фантазирование, вымыслы);
  • Нарушения цветоразличения;
  • Ошибки при оценке углов, расстояний и пропорций;
  • Искажение воспоминаний;
  • Ощущение множественности конечностей;
  • Нарушения постановки ударений.

Для коррекции синдрома и уменьшения выраженности психических расстройств у детей необходимо обеспечить неврологическое здоровье ребенка и уделять особое внимание развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, пространственного представления, зрительного восприятия и памяти.

Также выделяют ряд синдромов, которые развиваются от 7 до 15 лет из-за:

  • Родовой травмы шейных отделов спинного мозга;
  • Общего наркоза;
  • Сотрясения мозга;
  • Эмоционального стресса;
  • Внутричерепного давления.

Для коррекции отклонений в психическом развитии ребенка необходим комплекс мер, направленный на развитие межполушарного взаимодействия и обеспечение неврологического здоровья ребенка.

Психические особенности детей разных возрастов

Самым важным в развитии маленького ребенка до 3 лет является общение с матерью. Именно недостаток материнского внимания, любви и общения многие врачи считают основой развития различных психических отклонений. Второй причиной врачи называют генетическую предрасположенность, передающуюся детям от родителей.

Период раннего детства называют соматическим, когда развитие психических функций напрямую связано с движениями. К наиболее типичным проявлениям психических расстройств у детей относят расстройства пищеварения и сна, вздрагивание при резких звуках, монотонный плач. Поэтому если малыш продолжительное время встревожен, необходимо обратиться врачу, который поможет или диагностировать проблему, или развеять страхи родителей.

Дети в возрасте 3-6 лет развиваются достаточно активно. Психологи характеризуют этот период как психомоторный, когда реакция на стресс может проявляться в виде заикания, тиков, кошмарных сновидений, невротизации, раздражительности, аффективных расстройств и страхов. Как правило, этот период достаточно напряженный, поскольку обычно в это время ребенок начинает посещать дошкольные учебные заведения.

Легкость адаптации в детском коллективе во многом зависит от психологической, социальной и интеллектуальной подготовки. Психические отклонения у детей этого возраста могут возникать из-за повышенных нагрузок, к которым они не подготовлены. Гиперактивным детям достаточно сложно привыкать к новым правилам, требующим усидчивости и сосредоточенности.

В возрасте 7-12 лет психические расстройства у детей могут проявляться как депрессивные расстройства. Довольно часто для самоутверждения дети выбирают друзей со схожими проблемами и способом самовыражения. Но еще чаще в наше время дети заменяют реальное общение виртуальным в социальных сетях. Безнаказанность и анонимность такого общения способствуют еще большему отчуждению, а существующие расстройства могут быстро прогрессировать. Кроме того, длительное сосредоточенное нахождение перед экраном оказывает воздействие на головной мозг и может вызвать эпилептические припадки.

Отклонения в психическом развитии ребенка в этом возрасте, при отсутствии реакции со стороны взрослых, могут привести к довольно серьезным последствиям, включая расстройства сексуального развития и суицид. Также важно следить за поведением девочек, которые нередко в этот период начинают быть недовольными своим внешним видом. При этом может развиться нервная анорексия, которая является тяжелым психосоматическим расстройством, способным необратимо нарушить обменные процессы в организме.

Также врачи отмечают, что в это время психические отклонения у детей могут перерасти в манифестный период шизофрении. Если вовремя не реагировать, патологические фантазирования и сверхценные увлечения могут перерасти в бредовые идеи с галлюцинациями, изменениями мышления и поведения.

Отклонения в психическом развитии ребенка могут проявляться по-разному. В некоторых случаях опасения родителей к их радости не подтверждаются, а иногда действительно необходима помощь врача. Лечение психических отклонений может и должен осуществлять только специалист, имеющий достаточный опыт для постановки правильного диагноза, а успех во многом зависит не только от правильно подобранных лекарственных средств, но и от поддержки семьи.

Нарушения психического здоровья

Уже во времена Декарта в XVIII в. «психикой» называли продукцию «сознания», в частности восприятие, мысли и суждения, эмоции и поведение. Таким образом, западное общество связывало нарушения психического здоровья с внутренними процессами: мыслями, чувствами, переживаниями, и внешними действиями; это означает, что нарушено социальное и психологическое функционирование, поскольку поведение по большей части проявляется в социальном контексте. Большинству культур присуще сходное отношение к личному и социальному функционированию, однако без противопоставления организма и психики; вместо этого нарушения психического здоровья воспринимаются целостно. Согласно европейским представлениям, психическим нарушениям также сопутствуют физические заболевания, боли.

Диапазон нарушений психического здоровья. Психиатры выделяют следующие категории: стресс, ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (например, у взрослых, в детстве подвергшихся сексуальному НАСИЛИЮ), НЕВРОЗЫ, или «малые психические расстройства» (ТРЕВОГА, ДЕПРЕССИЯ, РАССТРОЙСТВА ПРИЕМА ПИЩИ, ИСТЕРИЯ, НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ, ФОБИИ, психосоматические заболевания), ПСИХОЗЫ, или «большие психические расстройства» (ДЕПРЕССИЯ, БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО, ШИЗОФРЕНИЯ), РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ, включая ПСИХОПАТИЮ и семь других категорий, а также органические заболевания мозга (в частности ДЕМЕНЦИЯ). В статье «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» показано, что за его нарушениями можно видеть болезнь или психологический/социальный дистресс, трудности. Серьезные психические расстройства и органические заболевания принято считать болезнями, а таких больных следует направлять к психиатру. На другом полюсе находятся психологические и социальные затруднения как результат стресса, и такие клиенты, как правило, не попадают в поле зрения психиатра. Вместе с тем нет единого мнения о классификации неврозов, или «малых психических расстройств», которые считаются психическими проблемами, а также реакций на психотравмирующие переживания, поэтому некоторые такие клиенты лечатся у психиатра. Отношение ко всем этим состояниям как к нормальным вариациям состояния здоровья позволяет избежать стигматизации. Вместе с тем не следует забывать о тяжелых переживаниях таких клиентов и возможности недооценки тяжести их состояния.

Читать еще:  Пропала чувствительность члена и нет возбуждения

Что такое нарушения психического здоровья? У них есть много причин. С одной стороны, стресс – нормальная для человека реакция на негативные обстоятельства. Стресс как эмоционально-психофизиологическое состояние способен вызвать дискомфорт на всех уровнях. С другой стороны, органические болезни мозга явно имеют физическое происхождение. У остальных расстройств гораздо более сложная природа. В ряде случаев можно выделить признаки заболевания, но физиологическая составляющая известна только у психозов. Причины неврозов и расстройств личности, согласно психодинамическим теориям, лежат в ранних отношениях между родителями и детьми, а ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ рассматривают эти проблемы как выученное поведение. Большое значение для социальной работы имеет обнаружение тесной связи социальных факторов с неврозами и психозами, т. е. неблагоприятная обстановка, нехватка доверительного общения, низкая самооценка повышают риск этих расстройств, а жизненные стрессы способствуют их возникновению. Особой восприимчивостью отличаются представители угнетенных слоев общества. Психиатры объясняют это тем, что социальные факторы усиливают предрасположенность к расстройствам, однако сторонники ТЕОРИИ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ считают низкий социальный статус и угнетенное положение достаточными для появления ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ и как следствие депрессии и тревоги, а в тяжелых случаях и психозов.

Последствия нарушений психического здоровья. Последствия психозов и органических поражений хорошо известны (см. ДЕМЕНЦИЯ), гораздо меньше внимания уделяется прогнозу менее тяжелых расстройств, в частности неврозов, стресса, посттравматического стрессового расстройства, расстройства личности (см. соответствующие статьи и статью ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ).

Отклик на нарушения психического здоровья. Большое число клиентов социальных служб страдают психическими расстройствами: это, например, от 60 до 80% темнокожих матерей, чьи дети находятся на попечении местных органов власти. Социальные работники не всегда представляют себе масштаб проблемы, пока не столкнутся с соответствующими клиентами. В большинстве случаев это нетяжелые расстройства тревожного и аффективного спектра, когда нет оснований обращаться к психиатру. В результате клиент не имеет диагноза и социальный работник может не обратить внимания на его состояние. В других случаях, особенно при психозах, расстройствах личности и даже посттравматическом стрессовом расстройстве, когда клиент лечится у психиатра, социальные работники не готовы учитывать его состояние, если не оно послужило причиной обращения за медико-социальной помощью. Специалисты считают психические расстройства «нормальной» реакцией на стрессовую ситуацию и полагают, что все пройдет с прекращением стресса, либо видят психические расстройства вне сферы своей компетенции, ограничиваясь рассмотрением только социальных проблем. Отсюда полное игнорирование проблем или перепоручение их психиатру. Кроме того, социальные работники также находятся под влиянием сложившихся в обществе стереотипов, что способствует дискриминации лиц с психическими расстройствами.

Вместе с тем вполне возможно в рамках социальной работы учитывать различные аспекты психологических расстройств – физиологические, психологические и социальные. При большинстве расстройств рекомендуется биопсихосоциальный подход к вмешательству. Речь идет, скажем, о налаживании доверительных отношений на фоне лекарственной терапии, когда нужно устранить тяжелую симптоматику, поначалу без акцента на решении проблем (поскольку клиент не способен объективно оценить ситуацию и свои возможности), так как моральная поддержка и помощь в решении социальных проблем сами по себе ослабляют напряжение. В статье о психическом заболевании исследуются шаги, которые необходимо предпринять социальному работнику в случае психических расстройств, близких к заболеванию, в том числе взаимодействие с медиками; в статьях о стрессе, психозах, неврозах, посттравматическом стрессовом расстройстве и органических поражениях даны конкретные рекомендации по социальному вмешательству.

Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер . М. А. Гулина . 2008 .

Полезное

Смотреть что такое «Нарушения психического здоровья» в других словарях:

Всемирный день психического здоровья — Ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. Он проводится при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с целью информирования общества о проблемах психического здоровья. Впервые Всемирный день психического… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Нарушения интеллекта — (умственная отсталость) Понятие умственная отсталость в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или… … Педагогический терминологический словарь

Нарушения пищевого поведения — Содержание 1 Определение 2 Виды НПП 3 Что делать, если я (или близкий человек) страдаю от лишнего веса? … Википедия

Экстрапирамидные нарушения — Нейролептический синдром МКБ 10 G21.0 МКБ 9 333.92 Нейролептический синдром (более распространённое название экстрапирамидные расстройства) комплекс проявляющихся двигательными нарушениями неврологических осложнений, связанных с применением… … Википедия

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии — В Рос. Федерации создаются с целью организации педагогического процесса, позволяющего предупредить дезадаптацию детей с нарушениями в психофизическом развитии в условиях образовательного учреждения, обеспечить коррекцию нарушений здоровья и… … Педагогический терминологический словарь

Психические нарушения при атеросклерозе мозговых артерий — Атеросклероз – самостоятельное общее заболевание с хроническим течением, возникающее чаще у пожилых людей, хотя возможно его появление и в довольно молодом возрасте. Церебральный атеросклероз сопровождается рядом нервно психических изменений и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Тоталитарная секта — Не следует путать с секта. Тоталитарная секта  особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия

Возбуждение — психическое состояние, характеризующееся усилением и ускорением различных проявлений психической деятельности мышления, речи, моторики. В. может возникнуть как эмоциональная реакция на к. л. событие, известие, поступки других людей и т.п. Как … Педагогический терминологический словарь

Межрегиональные психологические лаборатории в уголовно-исполнительной системе — Организационно структурный компонент психологической службы УИС. Межрегиональные психологические лаборатории созданы в соответствии с приказом Минюста России от 26 марта 2001 года № 99. Необходимость в них возникла в связи с отсутствием надежных … Энциклопедия современной юридической психологии

экологическая психология — (психология среды) междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей… … Большая психологическая энциклопедия

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ О ПСИХОЗАХ

К теме психозов (шизфорения и др.) в настоящее время в обществе существует сильный интерес. Само понятие психоз воспринимается по-разному: от любопытства до страха. Явление психоза неверно и ошибочно часто используется в обывательской психологии. Всевозможные предубеждения и мифы с одной стороны усматривают психоз там, где его нет, а с другой препятствуют вовремя заметить и констатировать изменения, как у себя, так и у своих близких. Происходит отрицание проблемы из-за страха прослыть “психом”. Тогда как своевременное обращение за помощью специалиста может помочь предупредить развитие серьезного раасстройства. Отсутсвие адекватной информации порождает недоверие к врачам, возникновению как в СМИ так и в сети интернет большого количества необоснованной информации, подрывающей не только доверие к медицинской службе, но и затрудняющей жизнь тем, кто страдает такого рода расстройством. Люди могут становиться жертвами целителей и гадалок, которые спекулируют на этом сложном явлении. Мы выбрали наиболее часто задаваемые вопросы, ответы на которые приходится давать не только самим пациентам и их родственникам, но и просто людям, желающим понимать это явление.

Читать еще:  Тревожное расстройство и панические атаки после родов

1.Что такое психоз?
Психозами называются проявления психических расстройств, чаще хронических, которые, проявляют себя нарушениями в 4 основных сферах: восприятие, мышление, эмоции и воля, поведение и взаимодействие с окружающим миром. В сфере восприятия речь идет о галлюцинациях, то есть действительное и правдоподобное видение, слушание или чувствования того, чего на самом деле не существует. Нарушение мышления проявляет себя бредом, то есть ложными, нерациональными суждениями, которые имеют субъективный характер. Нарушения в эмоциях могут проявлять тебя от излишней активности, возбужденности с агрессией и раздражительностью до полного безволия, отгороженности. Также и в поведении человек перестает учитывать социальные роли и контекст ситуаций, понимать других, можно заметить стереотипное повторение движений или выполнений ритуалов. В психиатрии существует понятие негативные и позитивные симптомы. Позитивные симптомы – это те психические явления, которые ранее не присутствовали в психике, но появились (бред, галлюцинации, агрессия). Негативные симптомы — те психические качества, которые стали теряться, стираться (безэмоциональность, снижение памяти, потеря социальных контактов). Все эти явления приводят к утрате связи с окружающим миром и препятствуют верной трактовке реальности, что и объясняет один из основных признаков психоза – отсутствие критичности.

2.Может ли невроз превратиться в психоз?
Психоз — это расстройство, которое характеризуется грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы, изменением мышления и сопровождается нарушением критичности к своему состоянию с нарушением способности отличать внутренние переживания от внешних источников. При неврозе на первый план выходят эмоциональные или телесные проявления внутреннего конфликта без нарушения мышления и сверхкритикой к своему состоянию. В возникновении психозов преобладают биологические причины, в то время как в возникновении неврозов ведущую роль играют внутриличностные конфликты. Механизмы лежащие в основе невроза и психоза настолько отличны друг от друга, что одно в другое не переходит.

3. Излечим ли психоз?
Существуют острые (преходящие) психозы, которые чаще могут быть вызваны острыми стрессовыми ситуациями (ситуации с опасностью для жизни, потеря близкого), интоксикацией (алкогольная, в народе “белая горячка”), инфекцией (при менингитах), тяжелым физическим заболеванием (при инфаркте миокарда), при своевременном и правильном лекарственном лечении возможно полное их излечение без сохранения остаточных признаков. В случаях хронических психозов (пример: шизофрения, биполярное аффективное расстройство) течение может быть длительным. Как и в любом хроническом заболевании есть периоды полного здоровья, их врачи называют ремиссиями, и периодами обострения расстройства. Прогноз во многом зависит от своевременно начатого правильного лечения.

4.Из-за чего возникает психоз?
В настоящее время в медицине принята многофакторная модель, которая показывает, что на развитие болезни влияет совокупность нескольких причин. Преобладающими все-таки являются биологические причины: изменение обмена веществ в головном мозге, а именно, вещество дофамин, которое обслуживает побуждения, эмоции, получение чувства удовольствия и двигательную активность, влияет на выраженность симптомов и их характер. Кроме того, можно выделить и психосоциальные причины: конфликты, психические травмы, напряжение, дисгармоничные отношения в семье, которые будут влиять на течение болезни и процесс восстановления.

5.Можно ли заболеть психозом, если им страдал родственник?
Есть закономерность, говорящая о том, что чем ближе степень родства, тем выше риск заболеть. Тем не менее, стоит помнить, что наследуется предрасположенность. Для развития самой болезни необходима совокупность многих факторов. В настоящее время нет достоверных формул по которым можно было бы определить эту вероятность. Фактор наследственности играет такую же роль как при онкологическом заболевании, сахарном диабете и артериальной гипертензии. Известно, что если заболеванием страдали оба родителя, то риск составляет 50%, если только один из них, то риск оценивается в 25%

6. Можно ли вылечить психоз без лекарств?
К сожалению, нет. Поскольку доминирующими в возникновении психозов являются биологические причины, поэтому для лечения психозов используют специальную группу лекарственных средств – антипсихотические препараты, другое название нейролептики. Их эффективность в настоящее время доказана, и они широко используются в практике. Медикаментозная терапия в настоящее время самый надежный и эффективный способ справиться с острыми симптомами и предупредить их возвращение. Важно чтобы лекарственная терапия сочеталась с психотерапией индивидуальной и/или семейной, что поможет сформировать у страдающего и его близких реальное понимание расстройства, научит справляться с ним, предпринимать меры по его предупреждению. Программа социальной реабилитации поможет вернуться к нормальной повседневной деятельности за счет восстановления и улучшения социальных навыков (общение с другими, ежедневная рутинная активность, рациональное поведение).

7. Опастны ли люди в психозе для других?
В острой стадии психоза, когда сильно нарушается понимание реальности, т.е. она неверно воспринимается (галлюцинации), истолковывается (бред), а также человеком невозможно контролировать свои побуждения, он может быть опасен для себя и окружающих. Однако вероятность нападения достаточно низкая, т.к. основное переживание таких пациентов ужас и тревога, тогда как ярость и гнев вторичны. Очень важно тогда правильно вести себя. Не спорить и не переубеждать человека в неправильности происходящего, не выяснять подробностей его переживаний, спрятать опасные предметы. Нужно его внимательно выслушать и постараться успокоить, обеспечить спокойную обстановку, не допускается кричать или спорить, стресс в такой ситуации нужно свести к минимуму. Постарайтесь, но только в случае, если человек спокоен, уговорить обратиться к врачу. В других ситуациях можно обратиться за скорой помощью.

8. Трудоспособны ли люди, страдающие психозом?
Психическое расстройство, точно такое же, как и любая физическая болезнь, как и любой физический недуг, оно может накладывать свои ограничения. У людей, которые переживают психозы, наблюдаются нарушения побуждений к действиям и воли, что не нужно причислять к признакам человеческой или моральной слабости. Подход “возьми себя в руки”, аналогичен лечению глухоты за счет “силы воли”. Страдающие психозом могут испытывать определенные трудности и как следствие ограничения в выполнении трудовой деятельности. Иногда это требует создание определенных условий со стороны работодателя (сокращение нагрузки, рабочего времени, интенсивности, сложности выполняемой работы). При этом работа для таких людей очень важна, т.к. способствует сохранению и восстановлению мыслительных процессов, побуждений и активности. Однако в ряде случаев расстройство никак не сказывается на деятельности, о чем могут свидетельствовать примеры многих талантливых ученых, писателей и художников.

9. Насколько опасны антипсихотические лекарственные средства?
Все антипсихотические препараты обладают определенным спектром побочных действий. Тут важно тщательно подбирать вид препарата и дозу с учетом проявлений симптомов болезни, возраста, состояния физического здоровья. В настоящее время существуют нейролептики, при приеме которых развитие неприятных побочных действий сведен к минимуму. А также есть формы препаратов в инъекциях, принимать которые достаточно 1-2 раза в месяц. Большое значение также имеет доверие к врачу, согласование и обсуждение с ним проявлений болезни и побочных результатов, установление реальных целей при лечении и приверженность выбранной тактике лечения.

10.Могут ли люди с психозами создавать семью, иметь детей?
Как и при любом расстройстве это не является препятствием. Однако партнер должен обладать полной, исцерпывающей и адекватной информацией о болезни, ее течении и проявлениях. Также стоит заранее обсудить с врачами – генетиками, гинекологами, психиатрами все возможные риски для будущих детей и процесс течения и ведения беременности. Поэтому необходимо с большей рассудительностью подойти к этому вопросу и ознакомиться с методами планирования беременности.

11.Способны ли люди с психозами принимать важные решения самостоятельно?
Да, если болезнь находится в состоянии ремиссии, а также нет грубых нарушений в сфере мышления. В подавляющем большинстве люди, страдающие психозами в период здоровья ничем не отличимые от людей без психического расстройства. Стоить помнить, что в основном нет тотального поражения личности, а страдают только некоторые ее аспекты и функции. Поэтому при своевременном обращении, адекватном лечении в сочетании с методами реабилитации удается купировать острые симптомы и вернуть человека к полноценной жизни.

При своевременно начатом правильном лечении и организации жизни с психозами, в .т.ч. с шизофренией, можно жить полноценной жизнью: учиться, работать, иметь семью и детей, любимые занятия и друзей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector