Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей

В настоящее время количество детей с недостатками речевого развития растет. По статистике каждый пятый ребенок нуждается в сопровождении логопеда.

С чем же это связано? К нарушениям речи могут привести самые разнообразные причины, как внутренние (болезни мама, генетические нарушения и т.д.), так и внешние (факторы среды), которых известно более 400 видов. Они могут действовать внутриутробно, в течение родов и до достижения ребенком трех лет, так как в это время идет активное развитие нервной системы, в частности речи.

Есть такой анекдот: мама задает вопрос педиатру: «Моему малышу три месяца, когда его надо начинать воспитывать?» – «Вы опоздали ровно на три месяца!” — ответил врач. Так и речь наших детей воспитывается с момента рождения, и развивается она одинаково независимо от пола. Исследование Института коррекционной педагогики Российской Академии Наук показывает, что девочки чаще начинают «больше говорить» в возрасте старше 1 года 8 месяцев, мальчики — после 1 года 10 месяцев, но это не означает, что мальчики начинают говорить позже.

Сегодня этапы речевого развития определены достаточно точно. Давайте их рассмотрим.

1) Первая голосовая реакция малыша – это крик. Он «включает» работу речевого аппарата. В последующем крик изменяется: начинает принимать разные интонации, это говорит о том, что функция общения начала развиваться.

2) В норме в 2-3 месяца появляется гуление – это произнесение серии тянущихся гласных звуков (А, У, Ы) в сочетании с согласными (Г, К, М). Интересный факт: учеными доказано, что гуление всех детей народов мира практически одинаково. К шести месяцам звуки детей становятся похожи на звуки родного языка.

3) Позже в 6-7 месяцев гуление “перерастает” в лепет – это пары звуков, похожие на слоги (МА, ТА, ПА, БА и т.п.), с помощью них ребенок говорит о своих потребностях. После 8-ми месяцев звуки ненужные в родном языке исчезают и закрепляются новые, которые похожие на родной язык.

4) Конец первого года жизни знаменуется появлением первых слов.

5) Общение при помощи фразы появляется обычно в возрасте от полутора — до двух лет. Предложение состоит из двух-трех слов, которые выражают желания (“папа, дай”, “баба, иди”), передают переживания малыша («мама, самолет!», «вот киса»).

6) В три года ребенок превращается в “болтуна”. В этот период значительно увеличивается словарный запас, развивается способность к словотворчеству, т.е. придумыванию новых слов. После трех лет ребенок активно овладевает звукопроизношением, у него интенсивно развивается фонематический слух — это способность различать звуки речи.

7) После четырех лет предложения детей становятся длиннее, а овладение нормальным звукопроизношением в норме завершается к четырем-пяти годам жизни.

При отклонении от указанных возрастных норм требуется консультация специалистов: невролога, логопеда и психолога. Только они могут сказать, есть ли у вашего ребенка задержка в развитии речи, а в случае необходимости, дадут рекомендации по коррекции и профилактике. Детям до трех лет могут поставить диагноз задержка речевого развития (ЗРР). После этого возраста говорят о нарушении развития речи (например, общем недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и т.п.), а не ее задержке. При наличии отставания в речевом развитии нужно начать коррекционную работу со специалистами как можно раньше.

Давайте рассмотрим, какие бывают виды задержки речевого развития.

Задержка речевого развития может быть обусловлена индивидуальными особенностями, а в отдельных случаях является следствием других нарушений, например, нарушений слуха, интеллектуальных нарушений, расстройствах аутистического спектра.

1) Задержка речевого развития при нарушениях слуха. Овладение языком напрямую связано с физическим слухом, его снижение или отсутствие приводит к особенностям развития речи. Ребенок с отсутствием или снижением слуха не воспринимает речь, его крик и гуление без интонаций, монотонны. Гуление не перерастает в лепет, и что самое печальное, у детей иногда не возникает потребности в общении. Уже на первом году жизни развитие речи такого ребенка задерживается, а степень речевой задержки зависит от тяжести нарушений слуха. Без специального обучения у деток с нарушенным слухом полноценная речь не формируется.

2) Задержка речевого развития при интеллектуальных нарушениях. Развитие речи взаимосвязано и с развитием интеллекта. Нарушение в развитии речи ведет к задержке развития мышления и наоборот. Так у детей с интеллектуальным нарушениями присутствует и задержка речевого развития вторичного характера. При сочетании задержки двух сфер: речевой и интеллектуальной, говорят о задержке психоречевого развития (ЗПРР). При рождении такие дети могут ничем особенным не выделяться, однако, гуление и лепет, первые слова и фразы появляются чаще всего в более поздние сроки. В последующем речь характеризуется бедным словарным запасом, аграмматизмами, трудностями в построении самостоятельного высказывания и множественными нарушениями звукопроизношения.

3) Задержка речевого развития при расстройствах аутистического спектра. В последнее время увеличивается число детей с аутизмом, у таких ребят нарушено взаимодействие с окружающим миром. В этом случае тоже возникает задержка речевого развития, которая является следствием этих расстройств. Бывает, что ребенок развивается практически также, как его сверстники (и в речевом плане тоже), но примерно к трем годам речь значительно меняется, в некоторых случаях даже утрачивается, функция общения не развивается. Уровень речевого развития зависит от степени аутизма: от полного отказа говорить до единичных грамматических ошибок. Частыми для всех являются следующие особенности: эхолалии, т.е. непроизвольное повторение слов (например, на вопрос: «Хочешь пить?», может несколько раз повторить эту фразу), вместо слова «я» такие дети называют себя «он/она» или по имени (например, она хотеть гулять; можно он играть), не называют близких людей «мама», «папа».

4) Задержка речевого развития при алалии. Задержка речевого развития как речевой диагноз ставится при алалии (о ней мы можем говорить только после трех лет). Алалия – это недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения речевых зон в головном мозге. Выделяют две формы: сенсорную и моторную. При сенсорной алалии дети могут иметь относительно сохранную произносительную сторону речи, но не смогут понять обращенную к ним речь. Иногда таких детей принимают за детей с нарушениями слуха или с интеллектуальной недостаточностью, поэтому очень важно отграничить эти состояния. При моторной алалии дети понимают обращенную речь, но испытывают трудности в оформлении самостоятельного высказывания: упрощают слова и предложения, искажают и пропускают звуки, часто используют жесты. У таких ребят нарушена звуко-слоговая структура слова: вместо кошка – «ка», вместо «собака» тоже может быть «как»; к трем годам отсутствует фраза, например вместо «машина едет» просто «би-би», «хочу попить молоко» — «пи ако» и т.д. При любой из форм алалии развитие речи будет проходить с задержкой.

5) Темповая задержка речевого развития. Этот вариант задержки речевого развития обусловлен особенностями развития организма и окружения. Если малыш часто болеет или взрослые уделяют ему мало внимания, то потребность в общении остается, ребенок эмоционален, при беседе смотрит в глаза и пытается что-то сказать жестами, показом. В возрасте трех лет у таких малышей могут отсутствовать простые предложения (баба пить, мама дай), а количество слов ограничено. Однако при улучшении состояния здоровья или при положительных изменениях в жизни ребенка, мы видим очень быстрые улучшения. Некоторые дети могут начать говорить неожиданно и сразу фразами. Другим требуется специальные условия, но в любом случае они в короткий срок догоняют своих сверстников.

В каждом из этих случаев задержки речи рекомендуется работа со специалистами по коррекции нарушений. Невролог поможет подобрать медикаментозное лечение, в том случае, если оно необходимо, для нормализации нервной системы. Психолог будет заниматься развитием высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Логопед будет исправлять речь. Работа специалистов должна быть совместная, потому что задержка или нарушение развития одной из сфер психики обязательно ведет к нарушению другой.

Читать еще:  Контрацептивные губки в качестве барьерного метода

В моей практике была девочка, 5 лет, диагноз – задержка психоречевого развития. Девочка посещала специальный детский сад для детей с интеллектуальными нарушениями. На момент обследования в повседневной речи не использовала фразу, употребляла лишь отдельные слова, словарный запас бедный. На вопросы не отвечала, самостоятельное высказывание отсутствовало. Она посещала занятия 2 раза в неделю в течение учебного года. За это время вместе с родителями создали ситуацию для развития потребности в общении, несколько расширили словарь существительных (научились называть животных), глаголов (их действия), начали изучать прилагательные (их признаки). На занятиях девочка научилась самостоятельно строить предложения из 3-5 слов. В обыденной речи появились зачатки фразы. Параллельно на занятиях работали над развитием внимания, памяти и мышления.

Как мы видим, причины, по которым ребенок «не говорит», могут быть самыми разнообразными, поэтому ни в коем случае не надо ждать, пока малыш «к школе разговорится», а вовремя обратиться за консультацией к специалистам (логопед, дефектолог, невролог).

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Нарушения речи при нейродегенеративных заболеваниях

Нарушения речи наблюдаются при различных неврологических заболеваниях, сопровождающихся когнитивными расстройствами. Иногда нейродегенеративные заболевания длительное время проявляются только нарастающими речевыми нарушениями в отсутствие или при минимальной выраженности других когнитивных нарушений. Этот комплекс изолированных прогрессирующих речевых расстройств получил название первичной прогрессирующей афазии. Выявление особенностей речевых нарушений имеет большое значение для установления нозологического диагноза, прогноза и выбора терапевтической тактики. Представляется целесообразным применение Акатинола Мемантина у пациентов с аграмматической, логопенической и смешанной формами первичной прогрессирующей афазии.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: речевые нарушения, афазия, гипометаболизм, парафазия, болезнь Альцгеймера, Акатинол, Мемантин

Нарушения речи наблюдаются при различных неврологических заболеваниях, сопровождающихся когнитивными расстройствами. Иногда нейродегенеративные заболевания длительное время проявляются только нарастающими речевыми нарушениями в отсутствие или при минимальной выраженности других когнитивных нарушений. Этот комплекс изолированных прогрессирующих речевых расстройств получил название первичной прогрессирующей афазии. Выявление особенностей речевых нарушений имеет большое значение для установления нозологического диагноза, прогноза и выбора терапевтической тактики. Представляется целесообразным применение Акатинола Мемантина у пациентов с аграмматической, логопенической и смешанной формами первичной прогрессирующей афазии.

Речь – важнейшая когнитивная функция, которая выполняет коммуникативную роль. Нарушения речи, выраженные в значительной степени, часто вызывают профессиональную и социально-бытовую дезадаптацию даже в отсутствие расстройств других когнитивных функций [1, 2]. Диагностика афазии представляет собой непростую задачу, поскольку часто пациенты не жалуются на речевые трудности из-за снижения критики. В других случаях пациенты сообщают о снижении памяти, имея в виду забывание слов. Между тем выявление особенностей речевых нарушений имеет большое значение для установления нозологического диагноза, прогноза и выбора терапевтической тактики.

В клинической практике речевые расстройства встречаются как при локальных поражениях головного мозга, так и при нейродегенеративных заболеваниях [2–8]. Одна из распространенных причин афазии – ишемический инсульт. Реже речевые нарушения наблюдаются при объемных образованиях головного мозга, инфекционных заболеваниях (абсцессе, энцефалите), демиелинизирующих заболеваниях, черепно-мозговой травме [9–11].

При нейродегенеративных заболеваниях головного мозга афатические нарушения появляются исподволь без видимой причины и непрерывно прогрессируют. Первое клиническое описание этих нарушений принадлежит M. Mesulam, он же предложил термин «первичная прогрессирующая афазия» (ППА) [12]. Синдром ППА – это комплекс изолированных прогрессирующих речевых расстройств в отсутствие или при минимальной выраженности других когнитивных нарушений. Речевые нарушения при ППА остаются доминирующим клиническим синдромом в течение двух и более лет [2–8].

Обычно ППА представляет собой один из редких вариантов дебюта нейродегенеративных заболеваний: лобно-височной деменции, реже болезни Альцгеймера, кортико-базальной дегенерации и др. [2–8, 13]. В соответствии с общепринятыми диагностическими критериями выделяют следующие формы ППА: аграмматическую (ППА со снижением беглости речи), семантическую (ППА без снижения беглости речи), логопеническую, комбинированную с признаками семантической и аграмматической форм ППА [8, 14, 15].

Аграмматическая форма (ППА со снижением беглости речи)

Первый симптом аграмматической формы ППА – укорочение фраз. Беглость речи – одна из ключевых характеристик спонтанной речи человека, которую можно определить как среднее число слов, произносимых в единицу времени. По мере прогрессирования дисфазических нарушений речь становится односложной, разорванной, нарушается грамматический строй: больной говорит отдельными не связанными между собой словами или словосочетаниями («телеграфный стиль»). Характерны паузы в речи, «застревания» и персеверации отдельных фонем, напоминающие заикание, литеральные парафазии, недостаточность номинативной функции речи. Одновременно могут присутствовать дизартрия и оральная апраксия. Страдает как самостоятельная речь больного, так и чтение вслух, письмо, пациенту трудно повторять фразы за врачом. В наиболее тяжелых случаях больные полностью утрачивают способность выражать мысли с помощью слов, развивается мутизм. При этом понимание речи остается интактным, в том числе и на продвинутых стадиях заболевания [2–4, 8, 14]. Данный вид речевых расстройств напоминает клиническую картину эфферентной моторной афазии (афазии Брока). Однако для афазии Брока типичны более выраженные речевые нарушения [16].

Диагноз «аграмматическая форма ППА» базируется на общепринятых диагностических критериях, которые приведены в табл. 1 [8]. Методы структурной и функциональной визуализации выявляют заинтересованность лобных или лобно-височных отделов головного мозга, чаще с акцентом слева, или только левостороннее поражение [8, 14].

Семантическая форма (ППА без снижения беглости речи)

Ведущая характеристика речевых нарушений при семантической форме ППА – отчуждение смысла слов: пациенты не полностью понимают значение существительных в обращенной к ним речи. Их собственная речь обедняется существительными, нарушается номинативная функция речи (способность называть внешние объекты, предметы, людей). Пациенты заменяют одни существительные другими, близкими по значению (вербальные парафазии). Собственная речь сохраняет правильный грамматический строй. Повторение и чтение вслух не нарушаются, при этом пациенты не полностью понимают фразы, которые повторяют за врачом, или текст, который читают. Аналогично при письме под диктовку или переписывании слов больные не допускают орфографических ошибок, но не понимают, что написали [2–4, 8, 14]. Помимо речевых нарушений могут обнаруживаться нарушения предметного гнозиса и пространственных функций [2, 3, 8, 16, 17]. При этом пациенты не могут ни назвать тот или иной предмет, ни объяснить его предназначение. Вероятно, в основе зрительно-пространственных нарушений лежит нарушение семантической памяти, то есть памяти на явления и слова. Однако даже на стадии выраженных речевых нарушений у пациентов с семантической формой ППА зрительно-предметная агнозия и прозопагнозия не вызывают выраженных нарушений в повседневной активности [18]. В отличие от семантической памяти эпизодическая долговременная память (память на текущие и отдаленные события жизни) при семантической форме ППА не страдает [2–4, 8].

Общепринятые диагностические критерии семантической формы ППА приведены в табл. 2. Методы нейровизуализации обычно выявляют атрофию в передних отделах височной доли, преимущественно левого полушария [8, 14].

Логопеническая форма

При логопенической форме ППА пациенты испытывают трудности при назывании и подборе слов в спонтанной речи (логопения), у них нарушено повторение фраз и предложений. Дизартрия и грамматические нарушения речи отсутствуют, понимание речи и семантическая память сохранны [8, 13, 14, 16]. Эта форма ППА напоминает амнестическую афазию, которая нередко встречается при болезни Альцгеймера [19]. Методы структурной нейровизуализации обычно выявляют атрофию теменной и задних отделов левой височной доли [8, 13, 14]. Позитронная эмиссионная томография с применением радиофармпрепарата, тропного к фрагменту амилоидного белка («питсбургская субстанция»), обнаруживает увеличение захвата препарата, поэтому предполагается, что эта форма ППА обусловлена преимущественно болезнью Альцгеймера [20]. Диагностические критерии логопенической формы ППА приведены в табл. 3.

Читать еще:  Как справиться с бесплодием

Комбинированная форма

При комбинированной форме ППА наблюдается сочетание грамматических нарушений речи и нарушения понимания значения слов. Этот вид, по мнению M. Mesulam, может развиться вследствие прогрессирования патологического процесса у пациентов с любой формой ППА [15]. Так, при наблюдении за пациентами с разными формами ППА в течение двух лет было показано, что распространение атрофии на дорсолатеральную лобную кору приводит к нарушению грамматического строя речи при семантической форме, а вовлечение передних отделов височных долей – к нарушению понимания обращенной речи при аграмматической и логопенической формах ППА [21].

Нарушения речи при ППА в отсутствие иных нервно-психических расстройств могут прослеживаться в течение нескольких лет. При прогрессировании заболевания к дисфазическим расстройствам могут присоединяться другие когнитивные нарушения, а также эмоциональные и поведенческие расстройства.

У пациентов с аграмматической формой ППА в дальнейшем могут развиться заболевания, относящиеся к группе тау-патий, в которую входят лобно-височная деменция, прогрессирующий надъядерный паралич, кортико-базальная дегенерация, синдром бокового амио­трофического склероза – деменция лобного типа [16–19]. У пациентов с семантической формой ППА присоединяются когнитивные и поведенческие нарушения лобного типа и развивается полная клиническая картина лобно-височной деменции [4, 20]. И если семантическая форма ППА редко является атипичным вариантом дебюта болезни Альцгеймера, то логопеническая форма ППА в большинстве случаев со временем трансформируется в болезнь Альцгеймера [13, 21].

Патогенез и патоморфология

Семейный анамнез прослеживается в 30–40% случаев ППА и характеризуется аутосомно-доминантным типом наследования. Семейные случаи аграмматической формы связаны с мутацией гена, кодирующего програнулин, а случаи семантической формы – с мутацией в гене, кодирующем микротубул-ассоциированный тау-протеин и реже програнулин. Описаны и другие мутации, которые составляют менее 5% случаев ППА [2, 19].

Патоморфологическая картина при ППА характеризуется значительным полиморфизмом. У половины больных с аграмматической формой ППА выявляются тау-позитивные включения, реже убиквитин-позитивные или дегенеративные изменения альцгеймеровского типа. У большинства больных с семантической формой ППА находят убиквитин-позитивные включения, реже тау-позитивные или альцгеймеровские изменения. У половины больных с логопенической формой ППА обнаруживаются альцгеймеровские изменения, реже убиквитин-позитивные или тау-позитивные включения [19, 22–24].

Возможности этиотропной и патогенетической терапии нарушений речи при нейродегенеративных заболеваниях ограниченны. Гетерогенность морфологического субстрата и нозологической принадлежности ППА существенно затрудняет поиск эффективной терапии. Нейрохимические исследования свидетельствуют о том, что ППА, как и другие нейродегенеративные заболевания центральной нервной системы, характеризуются множественной нейротрансмиттерной недостаточностью. Однако в отличие от болезни Паркинсона, болезни Альцгеймера и сосудистой деменции дефицит ацетилхолинергической системы при аграмматической и семантической формах ППА выражен незначительно [25].

В исследовании эффективности галантамина при ППА была обнаружена тенденция к стабилизации речевых нарушений на фоне применения препарата по сравнению с плацебо [26]. Однако необходимо отметить, что в этом исследовании эффективность терапии анализировалась в зависимости от формы ППА. Наибольший эффект от ингибиторов ацетилхолин­эстеразы следует ожидать при логопенической форме ППА, учитывая наиболее частую трансформацию этой формы в болезнь Альцгеймера.

По мнению ряда исследователей, ведущую патогенетическую роль при ППА, связанной с лобно-височной деменцией и другими тау-патиями, играет недостаточность серотонин­ергической системы [25]. С учетом распространенности частоты аффективных и поведенческих нарушений при данных формах ППА оправданно применять селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Однако в проведенных на данный момент исследованиях показано небольшое положительное влияние СИОЗС на поведенческие функции [27, 28]. Воздействие серотонинергических препаратов на когнитивные функции остается мало изученным.

Изменения со стороны глутаматергической системы отмечаются при целом ряде нейродегенеративных заболеваний. При болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных деменциях эксайтотоксичность, связанная с избыточной стимуляцией NMDA-рецепторов, приводит к нарушению физиологического паттерна синаптической передачи, затрудняя процессы обучения, а также истощению энергетических ресурсов клетки, повреждению и гибели нейронов [29, 30]. По данным патоморфологических исследований, при лобно-височной деменции обнаруживается снижение NMDA-рецепторов в лобной и височной коре [31]. Использование антагониста NMDA-рецепторов Акатинола Мемантина позволяет дозированно уменьшить активность глутаматергической системы и способствует улучшению когнитивных функций [29, 30, 32]. Препарат характеризуется минимальным количеством побочных эффектов и ограниченным спектром противопоказаний. В связи с этим представляется обоснованным назначение Акатинола Мемантина при ППА.

По результатам открытого исследования у пациентов с аграмматической формой ППА была отмечена стабилизация состояния на фоне применения 20 мг мемантина [33]. В пилотном плацебоконтролируемом исследовании N. Johnson и соавт. была показана меньшая степень прогрессирования речевых нарушений у пациентов с ППА в сравнении с плацебо при оценке по специализированной речевой шкале [34]. В недавнем многоцентровом плацебоконтролируемом исследовании не была подтверждена достоверность эффективности мемантина при поведенческой форме лобно-височной деменции и семантической форме ППА [35]. Однако в данное исследование не включались пациенты с аграмматической формой ППА, при которой наблюдалась положительная динамика по результатам предыдущих исследований [33]. Во всех исследованиях отмечена хорошая переносимость мемантина.

Мы проанализировали собственный опыт применения Акатинола Мемантина у пациентов с ППА. В нашей выборке семь пациентов (три с семантической и четыре с аграмматической формой ППА) получали лечение в течение 11,7 ± 9,4 месяца. У трех (42,9%) пациентов (одного с семантической и двух с аграмматической формой) была отмечена стабилизация состояния на протяжении 12 месяцев. У четырех (57,1%) (двух с семантической и двух с аграмматической формой) – прогрессирование в виде нарастания выраженности речевых нарушений, присоединения расстройств управляющих функций, неврологических и поведенческих нарушений. Исследуемый препарат показал хороший уровень безопасности и переносимости [3]. Учитывая небольшой размер выборки, представляется целесообразным дальнейшее изучение применения Акатинола Мемантина при ППА. Терапевтические мероприятия могут быть наиболее эффективны при логопенической и комбинированной формах ППА, учитывая их прогрессирующее течение, вплоть до болезни Альцгеймера.

Распознавание нозологической формы ППА имеет большое значение для дифференцированного подхода к лечению и более точного определения прогноза заболевания.

Задержка речевого развития: американский взгляд на проблему

Каждый родитель с нетерпением ждёт момента, когда малыш скажет первое слово. Бывает и так, что родители с тревогой замечают, что речь у ребёнка не развивается. Малыш молчит, а его сверстники говорят уже фразами.
Задержка речевого развития – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. Существует ряд определённых признаков, по которым можно точно определить, нужно ли беспокоиться или это страхи родителей.

Лучше перестраховаться и обратиться к специалисту

Овладение речью — индивидуальный процесс, который зависит от множества разных факторов. Здесь играет роль и окружение, и склад характера, и психическое развитие малыша. Если развитие коммуникационных навыков не произойдет в срок (как правило, до трех лет), это может быть сигналом, что возможно наступают необратимые изменения. В этом случае требуется квалифицированная помощь врачей.
Зарубежные исследователи делят нарушения речи на первичные и вторичные. Первичные речевые нарушения возникают сами по себе и не связаны с другими состояниями. Вторичные возникают при ДЦП, расстройствах аутистического спектра, умственной отсталости, нарушениях слуха и т.д.
Дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в возрастные нормативы.

Разговаривайте с ребёнком с самого раннего возраста

Чтобы родители могли четко понимать, когда консультацию логопеда ни в коем случае нельзя откладывать, Американская Ассоциация Семейных Врачей приводит список так называемых красных флагов (приводим фрагменты из статьи). При появлении этих признаков родителям стоит не откладывая обратиться к специалистам.
Возраст // Понимание речи // Собственная речь
1 год // Нет лепета // Ребёнок не показывает на предмет, не общается жестами.
1 год и 3 месяца // Ребёнок не смотрит на игрушки, не показывает по названию предметы и людей. По норме к этому времени ребенок должен уметь различать 5-10 предметов. Например, любимые игрушки // В речи менее трех слов.
1 год и 6 месяцев // Ребенок не может выполнить такие одноступенчатые инструкции как "подними ручку", "улыбнись". // Ребенок не использует обращения "мама", "папа" и/или другие имена.
2 года // Не соотносит слова и названия частей тела. // В речи менее 25 слов.
2,5 года // Ребенок не отвечает на вопросы (словесно или кивком/покачиванием головы) // Не использует собственные двухсловные предложения, включая сочетания "существительное + глагол".
3 года // Не понимает предлоги или слова, обозначающие действия.// Не может выполнить двухступенчатую инструкцию ("возьми мячик, а теперь дашь его мне?") // В речи менее 200 слов. При этом ребенок не просит предметы, называя их (только указывая пальцем). Повторяет предложения в ответ на вопрос (эхолалия).
В любом возрасте:
Наблюдается регресс в развитии речи или потеря ранее приобретённых речевых навыков.

Читать еще:  жизнь потеряла всякий смысл

Игры с мелкими предметами помогут развить моторику

Ранняя диагностика речевых нарушений

Американские специалисты предупреждают о важности ранней диагностики речевых нарушений и своевременном начале их коррекции. Многие врачи придерживаются мнения, что логопедическая работа не может начаться до тех пор, пока ребёнок не начнёт говорить. Однако такая позиция не верна. Коррекция может и должна начаться как можно раньше. Проведенные исследования доказывают, что дети активно усваивают язык задолго до того, как произнесут своё первое слово.
Об этом также свидетельствуют данные исследований, проведённых Радиологическим Обществом Северной Америки (RSNA). Согласно им, у детей с задержкой речевого развития восприятие речи осуществляется правым полушарием, а не левым, как это происходит обычно.

Важно не пропустить момент, когда нужно обратиться к специалистам

Ученые Радиологического Общества первыми в мире использовали функциональную МР-томографию (ф-МРТ) для изучения активности головного мозга у детей с задержкой речевого развития. Они провели ф-МРТ 17 детям с ненормально задержанным речевым развитием и 35 детям того же возраста с нормальной речью, чтобы сопоставить модели работы головного мозга в этих группах. Для изучения реакции мозга на воспринимаемую речь, ф-МРТ проводилось во время прослушивания детьми аудиозаписей с голосами их матерей. Средний возраст детей в обоих группах составил 4,5 года.
Результаты исследования показали, что у детей с выраженной ЗРР выше уровень активности правого полушария головного мозга по сравнению со здоровыми детьми, у которых при восприятии речи работает левое полушарие. Было также установлено, что у детей с ЗРР от 4 лет и старше мозговая активность несколько ниже, чем у детей из контрольной группы. Это говорит об отставании в развитии понимания речи у таких детей. Полученные данные еще раз доказывают важность раннего начала коррекционной работы, поскольку понимание обращённой речи формируется у детей до того, как они начнут произносить первые слова.

Рассказывайте малышу об окружающем мире

Рекомендации по развитию речи, которые дают специалисты Американской Ассоциации Семейных врачей:
— Разговаривайте с ребёнком с момента его рождения. Даже новорожденным полезно слышать речь.
— Отвечайте на "гуление" и лепет своего ребёнка.
— Играйте с ним в простые игры типа "Ладушек".
— Слушайте своего ребёнка. Смотрите на него, когда он говорит с вами. Дайте ему время, чтобы ответить (вам покажется это долгим, но посчитайте до 5, а лучше до 10 перед тем, как нарушить тишину).
— Описывайте детям, что они делают, чувствуют и слышат в течение дня.
— Поощряйте сочинение историй и рассказы ребёнка.
— Читайте ребенку книги вслух. Подберите книги, подходящие ему по возрасту. Если ребёнок теряет интерес к тексту, просто обсудите картинки.
— Пойте ребёнку и давайте слушать музыку. В процессе разучивания песенок ребёнок учит новые слова, развивает память и учится выражать мысли словами.
— Разговаривайте с ребёнком как можно больше. Комментируйте все, что вы делаете.
— Планируйте и совершайте семейные прогулки и путешествия. Новый опыт даёт интересную пищу для разговоров до, после и во время прогулки.
— Рассматривайте с ребенком семейные фотографии и обсуждайте их.
— Отвечайте каждый раз, когда ребёнок говорит, это вознаграждает его за речь.
— Задавайте ребёнку как можно больше вопросов.
— Не исправляйте грамматические ошибки — просто покажите правильную модель.
— Играйте с ребёнком один на один. Обсуждайте игры и используемые игрушки.
— В играх следуйте за ребёнком, так вы будете заниматься тем, что привлекает интерес ребёнка в то время, когда вы разговариваете.
— Создайте для ребёнка возможность играть с детьми с чуть более развитой речью.

Дети, которым читают вслух, начинают говорить раньше ровесников

Причины задержки речевого развития у ребенка

— Воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде (гипоксия, инфекция, метаболические нарушения), в результате которого пострадали нейроны головного мозга
— Наследственные факторы
— Расстройства аутистического спектра (частота встречаемости этой патологии значительно выросла в последнее десятилетие); различные генетические синдромы
— Врожденные аномалии строения головного мозга
— Выраженный гидроцефальный синдром
— Педагогическая запущенность
— Нарушения слуха (нейросенсорная тугоухость).
В ряде случаев причиной задержки речевого, а зачастую и психического развития, могут быть эпилептиформные разряды в коре головного мозга, которые препятствуют нормальному развитию ребенка. При этом эпилептические приступы могут отсутствовать или проявиться гораздо позже.

Чем раньше будет обследован ребенок и выявлена причина, тем лучше, поскольку задержка речевого развития может свидетельствовать о серьезных патологиях, требующих незамедлительного лечения.

Основные признаки и симптомы речевых нарушений у детей 1 года

Основные признаки и симптомы речевых нарушений у детей 1 года

Основные признаки и симптомы речевых нарушений у детей 1 года

Если Вы заметили отклонения в развитии речи малыша, пожалуйста, не откладывайте и обращайтесь за консультациями к профильным специалистам: неврологу, логопеду, отоларингологу (чтобы исключить нарушение физического слуха).

1. Уже первый крик при родах говорит о сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в речевом развитии ребенка. Если крик слабый, монотонный, немодулированный, это должно насторожить взрослых, нацелить их на необходимость консультации у специалиста.

2. Другой настораживающий фактор – ранний отказ от грудного вскармливания. Возможно, у ребенка ослаблены (паретичны) мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте. Причиной может быть одно- или двусторонний парез губ, слабость круговой мышцы рта, жевательной мускулатуры; мышц, удерживающих нижнюю челюсть; иногда, укороченная подъязычная уздечка.

3. Признаком неврологической симптоматики могут быть сглаженность носогубных складок, спастичность верхних конечностей, слабость глазодвигательных нервов (что проявляется в неумении следить за движущейся яркой игрушкой).

4. Наличие насильственных движений у детей (уже с 2-3 месяцев возможны гиперкинезы в мышцах языка, в то время как в мышцах туловища и конечностей они возникают лишь к концу первого года жизни).

5. Отсутствие или слабость безусловных рефлексов, их длительное угнетение, особенно сосательного, глотательного, поискового, свидетельствуют о поражении мозга (у здорового ребенка они исчезают после шести месяцев).

6. Вялый, распластанный язык, гипотонус губ, характер интонаций позволяют предположить мозжечковую дизартрию.

7. Наибольшую прогностическую ценность имеют такие синдромы, как судорожный, гипертензионный (проявлениями этого синдрома являются расхождение швов черепа, большого и маленького родничка; напряженные, расширенные вены кожи головы и шеи; беспокойство, плохой сон, частые вскрикивания по ночам; безудержный плач из-за нарастания ликворного давления; иногда отрицательная реакция на свет) и синдром гипотрофии (несоответствие веса и роста ребенка возрастной норме), что позволяет наиболее вероятно спрогнозировать результаты работы.

8. По мере роста ребенка в диагностике патологий все большее значение начинают приобретать речевые симптомы. Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета, его необращенность к взрослому, позднее появление первых слов и медленное накопление словаря – все эти признаки являются симптомами речевых нарушений. Если Вы заметили отклонения в развитии речи малыша, пожалуйста, не откладывайте и обращайтесь за консультациями к профильным специалистам: неврологу, логопеду, отоларингологу (чтобы исключить нарушение физического слуха).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector