Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ДЕТСКИЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

ДЕТСКИЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся проблемы в состоянии здоровья нервной системы, которые может диагностировать детский невролог.

Синдром повышенной нервно–рефлекторной возбудимости

Он проявляется в повышенном беспокойстве ребенка, нарушении цикла «сон – бодрствование», когда ребенок беспокоен ночью и сонлив днем. Про это раньше бабушки так говорили: «перепутал день с ночью». Может наблюдаться выраженный тремор ручек, ножек, подбородка, могут появиться даже вздрагивания при длительном плаче. При осмотре детский невролог также обратит внимание на оживление у малыша рефлексов в неврологическом статусе.

Синдром общего угнетения

Такой ребенок наоборот «очень спокойный», но чаще из–за вялости и слабости, объем движений общих у него снижен, он мало реагирует на окружающее, много спит, плохо сосет, часто не добирает в весе, плач его слабый, к кормлению часто приходится будить. Такой синдром чаще наблюдается у недоношенных детей, и должен обязательно приниматься во внимание родителями и детским неврологом. Чаще он протекает сложнее, чем предыдущий синдром.

Гипертензионно–гидроцефальный синдром

Обусловлен повышением внутричерепного давления ликвора. Это серьезная неврологическая проблема, ей свойственны определенные жалобы и клинический проявления.

Ребенок становится беспокойным, плохо спит, большой родничок выбухает, напряжен, расширены и становятся заметными в виде сетки подкожные вены головы, может появиться рвота, в том числе фонтаном, увеличивается размер окружности головы, расходятся швы. Если родители заподозрят подобные симптомы у малыша, нужно незамедлительно обращаться к неврологу, и, вероятно, даже к нейрохирургу, что может потребовать проведение оперативного вмешательства.

Гидроцефальный синдром без ликворной гипертензии

Он возникает при сообщающейся (наружной) гидроцефалии, когда давление ликвора в череп не повышается. Он также проявляется увеличением прироста окружности головы больше средневозрастных норм, расхождением швов, увеличением родничков, их выбуханием, появлением симптома Грефе (когда ребенок как бы «таращит глазки»), расширяются подкожные вены и их можно увидеть на лице в области глаз, переносицы, на лбу как сеточку синеватого цвета, когда ребенок плачет — вены набухают и сильнее просвечиваются. Врач детский невролог может зафиксировать у ребенка нистагм, косоглазие, так называемые «пирамидные знаки». Уточнить диагноз помогут дополнительные методы исследования, такие как: исследование глазного дна у окулиста, нейросонограмма, компьютерная томограмма головного мозга, которые сможет назначить детский невролог при необходимости.

Судорожный синдром

Это достаточно серьезная проблема в состоянии здоровья ребенка, которая проявляется приступами непроизвольных движений в мышцах лица, конечностей, замиранием в определенных позах или фиксацией взгляда и отсутствием реакции на окружающее, и т.д., в том числе может происходить потеря сознания, останавливаться дыхание и сердцебиение ребенка. Это жизнеугрожающее состояние, оно требует вызова скорой медицинской помощи, неотложных мероприятий и, как правило, стационарного лечения. Даже если приступы короткие и ребенок после них очень быстро приходит в обычный свой ритм жизни – эти состояния не являются нормой, они требуют выявления причины, а иногда и длительного лечения. Нужно понимать, что приступы судорог, даже кратковременные, разрушают нейроны( клетки головного мозга), которые должны обеспечивать малышу рост и развитие. Любые подозрения на приступы или сами приступы нужно фиксировать, если возможно – снимать на видео и показывать врачу детскому неврологу.

В возрасте, начиная с 4–х месяцев, у детей могут детским неврологом выявляться следующие синдромы, так называемого, восстановительного периода.

Цереброастенический синдром

Если на фоне нормального физического и нервно – психического развития ребенок становится эмоционально беспокоен, его настроение меняется часто и немотивированно, может появиться двигательное беспокойство, трудности при засыпании, вздрагивания при засыпании, периодически тремор ручек, ножек, сон становится поверхностным, уменьшается его продолжительность — это проявления данного синдрома. Он может возникнуть у ребенка и после перенесенного серьезного острого заболевания или травмы.

Синдром вегето–висцеральных нарушений

Не секрет, что все функции организма человека контролируются работой центральной нервной системы. За работу внутренних органов отвечает вегетативная нервная система, путем так называемых вегетативно – висцеральных реакций. У детей при рождении она сформирована, но еще не созрела, поэтому часть реакций вегетативного контроля нарушается.

Это проявляется расстройствами терморегуляции (неустойчивой температурой тела), появлением дисфункции работы желудочно–кишечного тракта в виде срыгиваний, урчания в животе, учащением или, наоборот, урежением частоты отхождения стула, плохим отхождением газов, может отмечаться изменение цвета кожных покровов с появлением цианоза, вегетативных сосудистых пятен, может отмечаться лабильность сердечно – сосудистой и дыхательной системы (родители могут зафиксировать нарушение ритма сердца, или ритма дыхания с эпизодами нарушения дыхания в виде его остановки кратковременной, что особенно бывает выражено во время сна). Вы, как родители, обязательно должны поставить в известность педиатра и детского невролога обо всех подобных жалобах, даже если вам это только кажется.

Ведь лучше вашего ребенка кроме вас никто не знает, а разбираться в них придется специалистам. Подобные жалобы могут с одной стороны свидетельствовать о незрелости вегетативной нервной системы, которая «созреет» с возрастом, а с другой стороны, с таких жалоб могут начинаться заболевания разных органов, которые серьезно нарушат состояние здоровья малыша и только врач может провести эту дифференцировку.

Синдром двигательных нарушений

Он характеризуется нарушением мышечного тонуса, мышечной силы и, как следствие, задержкой этапов психомоторного и речевого развития.

За формирование движений в организме отвечают: пирамидная система, экстрапирамидная система, мозжечок, подкорковые структуры и определенный участок коры головного мозга, как высший координатор. Мышечный тонус ребенка может нарушаться как в сторону его повышения, так и понижения или формирования мышечной дистонии. Также, параллельно с мышечным тонусом, могут изменяться и рефлексы в сторону их повышения или снижения, но при этом обязательно снижается мышечная сила.

Измененный мышечный тонус, сниженная мышечная сила и измененные рефлексы у ребенка нарушают естественный ход нервно – психического и моторного развития, поэтому он начинает отставать от сверстников.

Помня, что состояние мышечного тонуса, мышечную силу и рефлексы (их очень много) оценить может именно детский невролог. Только после этого, а также после проведения необходимого комплекса обследования, он сможет правильно поставить диагноз и назначить вашему малышу комплексное лечение.

Нарушения мышечного тонуса и изменения сухожильных рефлексов могут быть незначительными и при правильно составленной индивидуальной программе реабилитации восстановиться , даже если при этом потребуется не один курс восстановительного лечения. Главное — это то, что ребенок продолжит развиваться. Но существуют и более серьезные нарушения мышечного тонуса и сухожильных рефлексов, которые всегда являются следствием глубокого повреждения головного мозга и являются маркерами такого серьезного заболевания, как детский церебральный паралич.

Обычно, диагноз детского церебрального паралича выставляется детским неврологом в 1 год, а до это, он идет под маской того же самого диагноза, как синдром двигательных нарушений, но невролог может добавить фразу, что ребенок угрожаемый по детскому церебральному параличу.

Читать еще:  Уплотнения в груди у подростка

Записаться на консультацию и узнать подробнее Вы можете у администратора по телефону 8 (495) 356-30-03.

Психосоматические проблемы у детей

центр детской психологии Август

Психосоматическое расстройство — это заболевание, которое появляется в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Физиологическое функционирование организма зависит от психологической напряженности, которая либо вызывает заболевание, либо ухудшает ранее существовавшее заболевание у человека (ребенка).


Причины психосоматических расстройств

Точная причина развития психосоматического расстройства неизвестна. Но существуют ряд факторов, которые связывают с возникновением психосоматических симптомов:

● Генетическая склонность.
● Нерегулярные биологические условия: изменение метаболизма глюкозы, уровень аминокислот в сыворотке крови и т. д. может вызвать психосоматическое расстройство.
● Влияние стресса: люди, которые испытывают стрессовые события, такие как травма, частые болезни, страх, депрессия, гнев, чувство вины, отсутствие безопасности и другие сложные ситуации, восприимчивы к психосоматическому расстройству.

  • нагрузка в школе,
  • семейные проблемы,
  • проблемы со сверстниками,
  • хронические заболевания или инвалидность у родителей,
  • переезды, смена школы, города, страны,
  • психическое расстройство у родителей,
  • сложности с адаптацией.

Распространенность психосоматических жалоб у детей и подростков составляет от 10 до 25%. Соматический симптом и связанные с ним расстройства одинаково распространены среди юношей и девушек, но чаще встречаются среди девочек-подростков, чем мальчиков-подростков.


Симптомы

Важно понимать, что дети с психосоматическими расстройствами не являются симулянтами, они действительно больны, их симптомы реальны. Чаще всего физические симптомы подменяют собой тревогу, страх и агрессию. При психосоматических заболеваниях формируется ситуация, в которой физическая боль и страдание менее опасны, чем ощущение собственной тревоги, страха, чувства беспомощности.

Психосоматические симптомы — это клинические симптомы, не имеющие основной патологии. В педиатрической практике наиболее часто встречаются:

  • боль в животе,
  • энурез,
  • головные боли,
  • боль в груди,
  • усталость,
  • боль в конечностях,
  • боль в спине,
  • затрудненное дыхание,
  • кожные проблемы (сыпь, зуд, экзема).

Признаки, указывающие на вероятность психосоматической основы симптомов

  • симптомы напоминают расстройства нервной системы (паралич конечности, глухота или слепота, дрожь, напоминающая приступ),
  • неопределенность, расплывчатость симптомов (усталость, головная боль или тошнота),
  • непоследовательность симптомов,
  • одновременное наличие множественных симптомов,
  • внезапное появление симптомов на фоне хорошего здоровья без видимой причины,
  • ребенок испытывает излишние тревогу и беспокойство по поводу своего симптома, по серьезности не соответствующие ситуации; чрезмерное беспокойство о симптомах,
  • забота о здоровье становится центром внимания жизни ребенка.

Диагностика

  • Органическая этиология (причины) симптомов должна быть исключена. Проводятся необходимые исследования и тесты.
  • Консультация в области психического здоровья для дальнейших оценки и лечения. Психотерапевты беседуют с детьми и членами семьи, чтобы попытаться определить основные психологические проблемы или проблемные семейные отношения.


Лечение

  • Психотерапия
  • Программа реабилитации
  • Иногда препараты для снятия симптомов (назначает психиатр или невролог)


Психотерапия
обычно сочетается с программой реабилитации, целью которой является помочь детям вернуться к нормальной жизни.
Реабилитация может включать физиотерапию, которая имеет следующие преимущества:

  • лечит физические симптомы, такие как снижение подвижности или потеря мышц, вызванные соматическим симптомом или связанным с ним расстройством,
  • это заставляет детей чувствовать, что что-то конкретное делается для их лечения,
  • это позволяет детям активно участвовать в лечении
Специалист/услугаСтоимостьПродолжительность
Психологи / психотерапевты
Анискина Софья Андреевна4000 руб.50 мин
Баранова Жанна Владимировна4000 руб.50 мин
Веселова Юлия Викторовна4000 руб.50 мин
Гусева Галина Павловна5000 руб.50 мин
Кошкина Екатерина Владимировна4000 руб.50 мин
Нестеренко Маргарита Александровна6000 руб.50 мин
Старостина Оксана Дмитриевна4500 руб.50 мин
Рыбакова Ирина Александровна4000 руб.50 мин
Толпина Инна Абрамовна5000 руб.50 мин
Федотова Элина Леонидовна4500 руб.50 мин
Шустова Наталья Васильевна4000 руб.50 мин

Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия

Информация, представленная на данном сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой (определяемой положениями ст. 437(2) Гражданского кодекса РФ).

Информация и изображения, представленные на данном сайте, защищены авторскими и иными интеллектуальными правами.

За исключением случаев, предусмотренных законом, любым лицам запрещается изменять, использовать, копировать, распространять, воспроизводить любую информацию и изображения, представленные на страницах сайта, без предварительного письменного разрешения администрации сайта.

Для записи на прием, пожалуйста, заполните форму записи,
и мы перезвоним Вам в ближайшее время

Гиперкинетические расстройства поведения у детей

Гиперкинетическое расстройство у детей (гиперкинезы) – комплекс поведенческих нарушений, обусловленных патологическим тонусом скелетной мускулатуры вследствие различных заболеваний. Оно проявляется бессознательными движениями: тиками, подергиваниями, гримасами. Диагностикой и терапией гиперкинезов занимается детский невролог при участии психолога, окулиста, генетика и других специалистов.

Общие сведения

Гиперкинетическое расстройство в детском возрасте нередко путают с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). На самом деле эти состояния отличаются: СДВГ – проблема по большей части психологическая, а гиперкинезы относятся к неврологическим патологиям. Гиперкинетическое расстройство в первую очередь характеризуется неосознанной двигательной активностью, а нарушение внимания, беспокойство, импульсивность отходят на второй план.

Причины гиперкинезов у детей

Список состояний, которые могут спровоцировать гиперкинетическое расстройство поведения у детей, достаточно обширен. Наиболее распространенными причинами развития патологии являются:

  • врожденные аномалии развития центральной нервной системы;
  • различные состояния, которые привели к повреждению ЦНС, в том числе и родовые травмы;
  • острые интоксикации, вызванные лекарственными средствами, химическими соединениями, некоторыми эндокринными патологиями;
  • инфекционные заболевания, затрагивающие ЦНС или ткани головного мозга (менингит, энцефалит);
  • чрезмерная нагрузка на психику ребенка (стрессы, неврозы, повышенная детская тревожность).

В некоторых случаях толчком к развитию патологии может стать нестабильная обстановка в семье, какие-либо тяжелые эмоциональные переживания, страхи, повышающие нагрузку на лимбическую систему головного мозга и вызывающие непроизвольные движения.

Классификация заболевания

Симптомы гиперкинетического расстройства у детей

Основная классификация подразделяет гиперкинезы на две большие группы в зависимости от характера изменений в мышечном тонусе.

  • Гипотонические состояния, характеризующиеся быстрыми движениями: тиками, хореей, тремором конечностей, непроизвольными сокращениями мышц.
  • Дистонические (замедленные) состояния, которые проявляются в спазматическом смыкании век, кривошее, неосознанном сгибании и разгибании пальцев на руках и ногах.

По причине происхождения патология также бывает первичной, что обусловлено врожденными аномалиями развития ЦНС или наследственностью, и вторичными, когда гиперкинез стал следствием перенесенной травмы или заболевания.

Симптомы гиперкинетического расстройства у детей

Заподозрить заболевание в младенческом возрасте достаточно сложно, основные проявления болезни приходятся на дошкольные периоды переходного возраста: в 3 года и 6–7 лет. Родители могут заметить различные непроизвольные двигательные акты, к которым относятся:

  • скрежетание зубами (бруксизм);
  • гортанное покашливание;
  • ритмичное раскачивание туловища или головы;
  • обгрызание ногтей.
Читать еще:  Лечение гриппа народными методами

Наиболее выраженным симптомом детских гиперкинетических расстройств остаются тики – непроизвольные сокращения мускулатуры шеи, лица, плечевого пояса. В некоторых случаях к подергиваниям присоединяются звуковые сигналы (вокализмы): смех, вскрики, икота, кашель. Тики усиливаются, если ребенок волнуется, переживает, находится в непривычной для него обстановке или знакомится с новыми людьми.

Другими признаками расстройства могут послужить:

  • хорея – беспорядочные, чрезмерные движения тела, напоминающие хаотичный танец;
  • тремор кистей, стоп, подбородка, языка;
  • кривошея – состояние, при котором голова ребенка принимает неестественное положение со стойким поворотом и наклоном;
  • гемибаллизм – резкие, «бросковые» движения, возникающие внезапно и преимущественно с одной стороны тела.

Специфическими симптомами в ряде случаев становятся заикание, ночной энурез, расстройства сна и пробуждения, боязнь резких звуков и яркого света.

Гиперкинетическое расстройство иногда сопровождается повышенной импульсивностью, невозможностью долго заниматься одним делом, нарушением концентрации и внимания, что характерно также для СДВГ. В некоторых случаях наблюдается обратная реакция: ребенок с гиперкинезом предпочитает уединение, тишину, спокойные, вдумчивые занятия.

Диагностика заболевания

Диагностика заболевания

Распознавание и лечение гиперкинетического расстройства поведения у детей требует комплексного подхода. Диагноз ставится на основании ряда исследований, к которым относятся:

  • определение неврологического и психологического статуса с помощью различных методик;
  • оценка анамнеза, окружения, обстановки и условий проживания ребенка;
  • консультация офтальмолога, психиатра, генетика;
  • электронейрофизиологическое обследование;
  • магнитно-резонансная или компьютерная томография головного мозга;
  • комплекс лабораторных анализов.

Основная задача на этапе диагностики – не только выявить характерные признаки гиперкинезов, но и исключить иные патологии, которые могут давать схожую клиническую картину, например эпилепсию, синдром Шильдера-Аддисона.

Лечение детских гиперкинезов

Ключевым условием терапии является устранение первопричины заболевания, после чего симптоматика постепенно исчезает самостоятельно. К сожалению, достичь этой цели удается не всегда, и основными лечебными мероприятиями становятся симптоматические методики, улучшающие качество жизни ребенка. К ним относятся противосудорожные препараты, снижающие непроизвольную двигательную активность мышечной структуры; в ряде случаев используется ботулинотерапия, помогающая блокировать нервно-мышечные передачи.

Вспомогательными методиками могут стать:

  • массаж;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапия;
  • водные процедуры.

К сожалению, гиперкинетическое расстройство часто является пожизненным. Важную роль в лечении гиперкинезов играет адекватная психологическая помощь, направленная на стабилизацию эмоционального состояния ребенка и его родителей, осознание и принятие болезни.

Профилактика

Специфических средств, способных предотвратить развитие патологии, не существует. Снизить вероятность появления у ребенка гиперкинетического расстройства помогут:

  • тщательное планирование и наблюдение беременности;
  • предупреждение бытовых травм в младенческом возрасте;
  • своевременная вакцинация от заболеваний, поражающих ЦНС;
  • поддержание доброжелательной атмосферы в окружении ребенка.

При своевременном выявлении патологии и адекватной помощи есть реальный шанс, что к 17–20 годам проявления гиперкинезов значительно снизятся, давая возможность ребенку полноценно жить и развиваться в социуме.

Если Ваш ребенок страдает от гиперкинетического расстройства, не откладывайте визит к опытным специалистам клиники «СМ-Доктор». К Вашим услугам комплексные методики диагностики и лечения расстройства, помощь опытных психологов и неврологов, групповые и индивидуальные программы восстановления.

Врачи:

Детская клиника м.Марьина Роща

Расстройство аутистического спектра у детей: причины РАС, симптомы, виды и диагностика

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.

В МКБ-10 расстройства аутистического спектра не выделены в отдельную категорию, но они входят в раздел: Общие расстройства психологического развития (F84). В новой версии классификатора (МКБ-11) для РАС введена отдельная диагностическая единица «Расстройство аутистического спектра».

Основные причины развития

Точного понимания по поводу причин возникновения данного расстройства нет. Высказывались разные версии – от влияния ранней вакцинации до старшего возраста отца или матери ребенка. Но абсолютное большинство сведений, полученных в результате проведенных исследований, опровергают связь РАС и вакцинации.

К причинам расстройств аутистического спектра относят генетические и средовые факторы. При этом на долю генетической предрасположенности приходится от 64 до 91% всех случаев. Механизм передачи от родителей к детям до конца не исследован, но медики установили, что наибольший риск развития у однояйцевых близнецов.

Есть и другие причины РАС:

  • Хромосомные и обменные болезни. Возникновение расстройства аутистического спектра связывают с генезом синдрома Дауна, ломкой X-хромосомы, фенилкетонурии.
  • Недоношенность плода. Есть определенная связь между этим нарушением и патологическими факторами, воздействующими на центральную нервную систему в кризисные периоды. Поэтому, если ребенок родился недоношенным, то он автоматически входит в группу риска.
  • Возраст родителей. Есть прямая связь между возрастом родителей на момент зачатия и развитием аутистических нарушений. В группу риска входят дети, отцам которых более 50 лет (матерям – 35-40 лет на момент зачатия). Кроме того, РАС развивается у младенцев, рожденных несовершеннолетними мамами.

Аутистические расстройства чаще всего диагностируются у мальчиков – примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Многие исследователи пишут об экологических причинах этих нарушений. Был выявлен определенный перечень потенциально опасных веществ, которые могут влиять на развитие расстройств аутистического спектра: полихлорированные дифенилы, свинец, углеводороды, инсектициды и дым из выхлопной трубы автомобилей. Но пока не доказано точная связь этих веществ и развития РАС.

Классификация расстройств аутистического спектра

В основе классификации РАС лежат особенности клинической картины и этиопатогенетических механизмов. Следующие расстройства входят в данную категорию:

    . Развивается в раннем возрасте, но ряд случаев может диагностироваться позже. Симптоматика характерна для большинства аутистических расстройств – регресс речи, проблемы в социальных взаимодействиях и стереотипии. . Клиническая картина выглядит лучше, чем при аутизме. Среди симптомов выделяются однообразность в поведении, неуклюжесть, проблемы с восприятием юмора, непонимание сарказма, а также некоторая эксцентричность.
  • Синдром Ретта. Это генетическая патология, которая диагностируется у девочек. Симптоматика яркая – однообразные круговые движения руками, нарушение речевой функции, олигофрения. Некоторые специалисты не относят это заболевание к аутистическим расстройствам по причине того, что у детей с синдромом Ретта сохранен интерес к общению.
  • Атипичная форма аутизма. Отличается от обычной формы детского аутизма тем, что проявляется в более позднем возрасте, при этом могут не присутствовать все симптомы, характерные для аутизма.
  • Дезинтегративное детское расстройство (синдром Хеллера). Для этого состояния характерны проявления, как при аутизме. Не все специалисты относятся эту патологию к числу РАС.

Проявления расстройств аутистического спектра

РАС характеризуется уникальной смесью симптомов, которые зависят от степени нарушения и того, как именно оно влияет на поведение ребенка.

У некоторых детей проявляются признаки аутистического расстройства с первых месяцев жизни. Это безразличие к тем, кто осуществляет уход, отсутствие зрительного контакта и другие проявления. При этом другие дети могут вести себя вполне нормально в первые годы жизни, но потом происходят изменения в их поведении – они становятся отстраненными, теряют языковые навыки, которые были приобретены ранее.

Читать еще:  Анфлераж — как метод для экстракции высококачественных эссенций

Есть различия и в уровне интеллекта. У одних детей могут наблюдаться проблемы с обучением, тогда как другие дети могут иметь нормальный или даже высокий уровень интеллекта. Они хорошо учатся и воспринимают информацию, но у них отсутствует интерес к коммуникации с другими людьми, при этом они плохо приспосабливаются к социальным ситуациям.

К основным признакам расстройства аутистического спектра относятся:

  • Проблемы с коммуникацией. Дети с этим расстройством не могут сближаться с другими людьми, инициировать диалог или поддерживать беседу. Они не способны сопереживать и делиться своими эмоциями.
  • Нарушение социальных взаимодействий. Есть проблемы в понимании ролевого и чувственного подтекста отношений с людьми. Дети не принимают участие в общих занятиях, играх, либо они делают это, но без особого вовлечения в процесс.
  • Проблемы с использованием и пониманием невербальных средств общения. Дети практически не используют интонацию в своей речи, жесты и мимику. Как правило, они избегают зрительного контакта.
  • Сильная привязанность к неодушевленным предметам. Дети-аутисты могут сильно привязываться к любимым игрушкам, одежде или личной коллекции (марки, значки и т.д.).
  • Нездоровая реакция на внешние раздражители. При этом есть некоторая парадоксальность в том, что нейтральные сигналы, вроде шепота или прикосновений к телу, могут вызывать крайне негативную реакцию, а такие воздействия, как боль или другие неприятные факторы, воспринимаются абсолютно спокойно.
  • Шаблонность поведения. Люди с расстройством аутистического спектра часто имеют повторяющие модели поведения и деятельности. Дети могут монотонно бегать по кругу, стучать кружкой по твердой поверхности. У взрослых часто наблюдается патологическая педантичность к расположению вещей и мебели в комнате. Многие испытывают сильную потребность в некоем постоянстве и цикличности – строгий распорядок дня, прогулка по единому маршруту, определенное время приема пищи и т.д.
  • Вербальные стереотипии. Они выражены во фразовой и словесной эхолалии – многократные и бессмысленные повторы слогов, окончаний и отдельных слов.

Симптомы расстройства аутистического спектра зависят от тяжести нарушения – от легкой до тяжелой формы. К примеру, у многих пациентов диагностируются проблемы в двигательной сфере – их походка становится шаткой, есть небольшие проблемы с координацией. При тяжелой форме этих нарушений наблюдается полное отсутствие движений и речевой функции.

Расстройство аутистического спектра у детей диагностируется на основе данных клинического обследования. В ряде случаев достаточно собрать семейный анамнез, сделать опрос родителей и провести анализ поведенияребенка: его способность налаживать связь, поддерживать зрительный контакт и т.д.

Как правило, используются следующие средства диагностики:

  • Тесты со специальными опросниками.
  • Электроэнцефалография. ЭЭГ проводится для выявления эпилепсии, т.к. аутистическое расстройство может сопровождаться эпилептическими припадками.
  • Ультразвуковое исследование головного мозга. Обследование может выявить аномалии строения мозга, которые провоцируют симптоматику РАС.
  • Обследование у отоларинголога. Это один из способов дифференциальной диагностики, позволяющий исключить тугоухость у ребенка.

Родители сами могут увидеть проявления в поведении своего ребенка, характерные для аутистического расстройства. При этом некоторые симптомы можно заметить уже до 1 года. В первые месяцы жизни малыши недостаточно подвижны, не проявляют интереса к ярким игрушкам, есть определенная скудность мимики.

В более зрелом возрасте характерны другие проявления. Вот несколько признаков, при наличии которых имеет смысл обратиться к специалисту:

  • У ребенка проблемы с концентрацией внимания, он постоянно растерян и забывчив.
  • Он не любит любые перемены в своей жизни. Испытывает дискомфорт при смене привычной для него ситуации, предпочитая выполнять монотонные и хорошо знакомые ему действия. Отсутствие интереса к общению, к познанию чего-то нового.
  • Игнорирование обращения к себе, проявление агрессии и отказ в выполнении просьб.
  • Ребенок избегает зрительного контакта, испытывает раздражение при повышении голоса и любых прикосновений к нему.

Коррекция расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра – это специфические нарушения, для которых не придумано единой схемы терапии. В принципе, это состояние нельзя вылечить, но есть способы коррекции, которые могут улучшить состояние ребенка.

К основной цели коррекции относится формирование навыков, которые позволят ему максимально адаптироваться к окружающей среде, самостоятельно функционировать в быту. Ребенок должен научиться взаимодействовать с другими людьми в той форме, которой будет достаточно для выстраивания нормальных социальных связей.

Проводятся следующие терапевтические мероприятия:

  • Поведенческая терапия. Специалист наблюдает за поведением ребенка, выясняя особенности его заболевания, реакции на те или иные раздражители. На основании этого анализа подбираются определенные стимулы, которые помогут скорректировать поведение. Это может быть любимая игрушка, какое-то развлечение, с помощью которых специалист подкрепляет необходимые реакции у ребенка (визуальный контакт, разговор, участие в игре). Освоение этих навыков раскладывается на мелкие действия, которые более доступны ребенку. В дальнейшем сложность увеличивается.
  • Медикаментозная терапия. Использование препаратов оправдано только в случае агрессии и различных деструктивных расстройств в поведении. Используются психотропные средства, легкие седативы.
  • Коррекция речи. Как правило, у большинства детей с РАС есть нарушения речевого развития, которые мешают нормальному общению и социальному взаимодействию. Задача логопеда – обучить пациента любым доступным средствам коммуникации. Регулярные упражнения позволят добиться правильности построения предложений, научат языку жестов и внятности речи.
  • Физиотерапевтические процедуры. ЛФК и массаж позволяют компенсировать нарушения двигательной сферы.

Профилактика и прогноз

Расстройства аутистического спектра – это набор разных нарушений, поэтому успешность терапии напрямую зависит от их специфики и того, насколько вовремя начата коррекция. Благоприятнее всего прогнозы у тех форм РАС, которые не сопровождаются тяжелыми нарушениями речевой функции и умственной отсталостью. Профилактика РАС не разработана, потому что основную роль в их развитии играет генетический фактор. Но детям, которые находятся в группе риска, нужно проходить обследование задержек развития в 9, 18 месяцев, а также в 2 и 2,5 года.

Важно понимать, что это не приговор. Современные способы коррекции позволяют сформировать необходимые навыки социального взаимодействия, поэтому человек сможет самостоятельно обслуживать себя, устроиться на работу и завести семью. Более того, многие люди, у которых диагностировано аутистическое расстройство, добиваются достаточно серьезных успехов в своей профессиональной деятельности. Этому способствует особенности самого расстройства, т.е. фокусировка на определенной задаче, склонность к выполнению монотонных действий и усидчивость.

К примеру, Микеланджело, Вольфганг Амадей Моцарт, Авраам Линкольн, Стенли Кубрик, Робин Уильямс, Альберт Эйнштейн, Энди Уорхол, Билл Гейтс – все эти гениальные известные люди в той или иной мере имели РАС.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector