Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Симптомы болезни — сенсорные нарушения

Психоз

Психоз – наивысшая, катастрофическая степень дезорганизации психической деятельности.

В обыденной речи это слово часто звучит как бранное или саркастическое, охотно употребляется также журналистами и политологами («массовый психоз»), однако в психиатрии и патопсихологии термин «психоз» имеет сугубо специальное значение и четко прописанные диагностические критерии.

Многих интересует вопрос о различиях между такими понятиями, как психоз и невроз; нередко эти понятия смешиваются или ошибочно трактуются как синонимы. Чтобы не останавливаться подробно на этом F.A.Q., «часто задаваемом вопросе» (действительно принципиальном), рекомендуем подробный материал «Невроз».

Автором термина «психоз» считают немецкого врача Карла Фридриха Канштатта, употребившего его в одной из своих работ (1841) для обозначения «психологической манифестации мозговой болезни». По другой версии, автором следует считать австрийского энциклопедиста, – хирурга, психиатра, философа, литератора, – Эрнста Марию фон Фейхтерслебена, который чуть позже (1845) ввел в научный лексикон понятие «психоз» на замену явно устаревшим к тому моменту терминам «сумасшествие» и «безумие».

При всем многообразии известных на сегодняшний день психозов (здесь дается лишь общий их обзор), определенном клиническом сходстве с субпсихотическими и пограничными состояниями, в специальной литературе подчеркивается особый характер психозов как патологии качественно иного уровня. Фундаментальное различие состоит в том, что при психозе грубо искажается одна или, чаще, несколько психических функций, обеспечивающих адекватное восприятие реальности и, соответственно, адекватное реагирование на внешние стимулы, – в том числе на попытки вербальной коррекции.

Несмотря на выраженность и, в большинстве случаев, опасность психотических состояний для самого пациента и/или для окружающих, психозы встречаются сравнительно часто. Например, в Соединенных Штатах Америки доля лиц, хотя бы однократно в течение жизни перенесших психотический эпизод, оценивается на уровне 3%. По другим источникам, в пересчете на общемировую популяцию эта доля возрастает до 4-6%.

Причины

Традиционным является дихотомическое деление психозов на эндогенные (вызванные внутренними изменениями и нарушениями в организме) и экзогенные (обусловленные или спровоцированные внешними факторами).

В отношении эндогенных психозов, – в первую очередь, шизофрении и биполярного аффективного расстройства (маниакально-депрессивный психоз в устаревшей терминологии), – ряд ключевых вопросов остается неясным с глубокой древности и по сей день. Высказываются, активно исследуются и обсуждаются самые разные гипотезы касательно их , – т.е. причин и механизмов развития, – причем ни одна из этих гипотез, перефразируя Нильса Бора, не выглядит достаточно безумной для того, чтобы ее отвергнуть априори. Так, спектр предположений простирается от биохимических, эндокринных, генетических, вирусных версий до трактовки эндогенных психозов как болезней цивилизации, обусловленных самих фактом наличия разума и сугубо человеческого сознания, – эволюционных феноменов, заметим, абсолютно социальных по своей природе. Высказываются также интересные психолингвистические гипотезы, согласно которым, например, характерные для шизофрении речевые расстройства (шизофазия) на самом деле являются не следствием эндогенного шизофренического процесса, а его причиной. Мышление и речь человека теснейшим образом связаны, условно можно даже назвать их единым целым, и данная гипотеза объясняла бы по крайней мере тот факт, что эквивалент шизофрении не встречается в животном царстве, – даже у ближайших биологических родственников человека (а очень мало найдется таких болезней, чтобы ими болел только и исключительно человек). Широкую известность получила в свое время концепция «единого психоза» Гризингера (Неймана-Целлера-Гризингера), согласно которой вообще все психические расстройства следует считать разными фазами или стадиями одного и того же патологического процесса.

По мере накопления новых данных и развития психиатрии классификация психозов на эндогенные и экзогенные становилась все более недостаточной. Так, в ряде случаев затруднительно квалифицировать непосредственную причину как внешнюю или внутреннюю. Поэтому в отдельные подгруппы выделяют психозы органические (обусловленные патологическими изменениями в тканях мозга), соматогенные (развивающиеся на фоне и вследствие тяжелого соматического заболевания), психогенные (реактивные, вызванные переживанием экстремальной ситуации), интоксикационные (развивающиеся под воздействием ядовитых веществ на центральную нервную системы), абстинентные (возникающие как синдром отмены наркотических зелий, чаще всего алкоголя, но также амфетаминов, ЛСД, барбитуратов и т.д.).

Симптоматика

Клиническая картина психозов может варьировать в значительной степени: в одних случаях доминирует психомоторное возбуждение, в других ступорозное угнетение психической деятельности; одни пациенты впадают в эйфорию, дурашливость, пуэрильность («детскость»), другие ведут себя агрессивно или, испытывая панический страх, стремятся спасти себя, людей, весь мир либо всю Вселенную; одни разговаривают чрезвычайно много, не всегда при этом нуждаясь в материальном собеседнике, с другими речевой контакт невозможен. Однако общим, наиболее универсальным признаком психоза является грубо искаженное, совершенно иррациональное отражение реальности (или какой-то ее части), а также собственной роли в этой реальности, что проявляется в поведенческих и аффективных реакциях, суждениях, эмоциях и т.д. К типичным нарушениям восприятия относятся галлюцинации различной модальности, содержания и направленности: зрительные, тактильные, вкусовые, обонятельные, слуховые; экстра- или интрапроективные (т.е. локализованные где-то во внешнем пространстве или «идущие изнутри», соотв.); угрожающие, величественные, нейтральные, омерзительные, комические, сюжетные, абстрактные, абсурдные и т.д. В большинстве случаев нарушается логико-семантический строй мышления, что проявляется отрывочными бредовыми идеями или формированием генерализованной бредовой системы, тематика которой может быть фактически любой (см., например, «Бред ревности»); к наиболее распространенным вариантам относится бред преследования, особого отношения, бытового ущерба, изобретательства, высокого происхождения, величия или самоуничижения, социального переустройства, «подстроенности» и предопределенности происходящих событий, открытости мыслей и наличия контролирующей чужой воли, борьбы высших сил и мн.др.

Следует повторить, что психотическая симптоматика необычайно вариативна, а механизмы развития нарушений в той или иной психической сфере – очень сложны. К настоящему времени в психиатрии выделено и описано множество синдромов (галлюцинаторно-параноидный, сенесто-ипохондрический, псевдодементный и т.д.), подробное описание которых выходит за рамки данного материала. Пресенильные и сенильные (возрастные) психозы имеют существенные этиопатогенетические, клинические, прогностические отличия от, скажем, послеоперационных и послеродовых психозов; спутанность или «сумеречность» сознания при эпилептическом психозе – от истерических «сумерек», и т.д.

В одних случаях психоз носит характер однократного острого эпизода, – таковы, например, реактивные психозы, которые редуцируются после прекращения или устранения психотравмирующей ситуации. В других – психоз выступает резидуальным, остаточным следствием длительного действия патогенетического фактора, даже если он больше не актуален (напр., алкогольный Корсаковский психоз). Приступообразное течение шизофрении характеризуется тем, что после каждого нового психотического эпизода (так называемого шуба) остаются необратимые специфические эмоционально-волевые и личностные изменения; при прогредиентном течении такие изменения нарастают более или менее постепенно.

Вообще, различают продуктивные и негативные симптомы (на профессиональном жаргоне, соответственно, «плюс-симптоматика» и «минус-симптоматика»). К продуктивным, в частности, относятся галлюцинаторные и бредовые феномены, к негативнымослабление (вплоть до полного отсутствия) влечений и побуждений, воли, целенаправленности, мотивации (апатико-абулический синдром), деградация личности, оскудение эмоций, прогрессирующее когнитивное снижение (ослабление памяти, внимания, интеллекта).

Диагностика

В большинстве случаев, когда пациент в психотическом состоянии доставляется в стационар специализированной бригадой «Скорой помощи» (которую, в свою очередь, нередко приходится вызывать сотрудникам полиции), диагностика не представляет особого труда – особенно если доступны достоверные анамнестические сведения, архивные данные о предыдущих госпитализациях и т.п. Однако всегда врачом осуществляется клинико-психопатологическое исследование как в остром периоде (насколько это возможно), так и после купирования острой психотической симптоматики. Оценивается речь, уровень и логичность суждений, мимика, эмоциональный фон, отношение к ситуации и многие другие аспекты психического состояния пациента. Беседа с родственниками, коллегами или близкими друзьями иногда проясняет ключевые, решающие моменты, значимые для диагностики (например, характер поведения и высказываний больного в предшествующий период, употребление тех или иных психоактивных веществ, особенности динамики развития психоза и пр.).

Следует отметить, что в психиатрической практике (особенно если речь идет о трудовой, военной, судебной экспертизе, – но не только) постоянно приходится сталкиваться с различными вариантами так называемого установочного поведения: больной может сознательно утрировать реально существующие нарушения (аггравация), имитировать их (симуляция) или, напротив, скрывать, отрицать, не упоминать (диссимуляция); особым вариантом является , – полное отсутствие сознания болезни, нередко в сочетании с бредовой убежденностью в том, что психически больными являются члены семьи, соседи, врачи и т.д. Вопреки существующему заблуждению, которое в значительной степени подпитывается кинематографом и литературными произведениями, такого рода искажения выявляются специалистами достаточно легко, причем чем больше больной «готовится» по психиатрическим учебникам, интернет-ресурсам, рассказам других пациентов, тем, – как ни странно! – нелепей выглядит и проще идентифицируется установочное поведение.

Читать еще:  Как повысить иммунитет при ВИЧ-инфекции?

Однако нельзя не отметить следующее. Наша психика, возможно, является наиболее сложным из всех известных человеку объектов и феноменов (по крайней мере, одним из сложнейших). Поэтому выявление, квалификация, объективная оценка психических нарушений и расстройств, – в том числе психотического уровня, – нередко требует значительных усилий, определенного времени и высокого профессионализма. Последнее подразумевает не только знания, опыт, эрудицию и постоянное саморазвитие, но и умение признать возникшие затруднения, – которые разрешаются коллегиальным обсуждением случая в отделении, общебольничным клиническим разбором, кафедральным консилиумом. В некоторых случаях необходимую или недостающую информацию приносит инструментальная диагностика (напр., признаки атрофии на МРТ, пароксизмальная готовность на ЭЭГ и пр.) и лабораторные анализы (напр., в случае инфекционных, соматогенных, токсических психозов).

Очень важным и информативным инструментом является психодиагностическое исследование, осуществляемое медицинским психологом с помощью особых вербальных и невербальных техник, проб, опросников и т.д. Заметим, что напрашивающееся в данном контексте слово «тесты» мы не употребляем умышленно: оно полностью дискредитировано и относится больше к салонным играм, журнальным развлечениям и онлайн-увеселениям на уровне гороскопов (вроде «Познай себя» или «Проверь совместимость»), что не имеет абсолютно ничего общего с профессиональной психодиагностикой, – наукой сложной, строгой, холодной, жестко регламентированной на международном уровне и отнюдь не столь романтичной, какой она чаще всего видится со стороны.

Лечение

Столь же жесткие требования и регуляторно-правовые нормы применяются в настоящее время к сфере медицинской этики, деонтологии и биоэтических прав пациента. В отношении лечения психотических больных и, вообще, лиц с психическими расстройствами во всем мире существует ряд трудноразрешимых проблем, которые, однако, постепенно преодолеваются в процессе поиска оптимальных форм оказания медицинской помощи. Так, на законодательном уровне предусмотрены и прописаны ситуации принудительной госпитализации, нормы определения степени вменяемости (это вообще судебная процедура, а не медицинская), установления инвалидности и опекунства, перевода в интернат, сроков, условий и режима стационарного лечения, правил ведения медицинской документации и т.д.

Следует подчеркнуть, что никаких «отделений для буйнопомешанных» (излюбленное место действия многочисленных анекдотов данной тематики) давным-давно не существует. Как правило, современное психиатрическое отделение разделено на санаторную и наблюдательную половину (в некоторых случаях купировать психоз приходится в отделении реанимации). Круглосуточное наблюдение младшим и средним медицинским персоналом осуществляется при наличии выраженного психомоторного возбуждения, суицидальных тенденций и иных психотических нарушений, когда существует реальный риск нанесения пациентом физического ущерба себе и окружающим. Однако и в этом случае психоз, как правило, прерывается достаточно быстро медикаментозными средствами.

Не говоря уже о средневековых цепях или тюремных казематах, но даже смирительные рубашки в настоящее время практически не применяются, – по крайней мере, за четверть века работы в крупной психиатрической клинике автору статьи так и не довелось хотя бы увидеть это средство стеснения (в случае крайней необходимости прибегают к т.н. вязочной рыхлой фиксации на койке).

Вообще, ситуация в психиатрических больницах кардинальным образом изменилась с середины ХХ века, когда в клиническую практику были внедрены первые нейролептики (антипсихотики) – аминазин, галоперидол, трифтазин и др. Нынешнее поколение антипсихотических препаратов значительно мягче в плане побочных эффектов (в частности, печально известного экстрапирамидного синдрома), хотя абсолютно безопасных лекарств, как известно, никогда не было и нет сейчас.
По мере необходимости назначают также антидепрессанты, анксиолитики (препараты, редуцирующие интенсивность тревоги и страха), седативные или, наоборот, стимулирующие средства, нейропротекторы и, по показаниям, другие виды лечения.

Наши статьи

Нарушения чтения и письма часто сопровождают нарушения речи в клинической картине поражений головного мозга. Степень данных нарушений стоит в прямой зависимости от степени нарушения речи. Так, видя грубые речевые расстройства у пациента, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, мы может предположить не менее выраженные нарушения письма и чтения, вплоть до невозможности написать свое имя и фамилию, а также отдельные буквы, или прочитать самые простые, упроченные в нашем жизненном опыте слова.

И наоборот, пациент, достаточно скомпенсированный в речи, часто высказывает жалобы на отсутствие автоматизированности, ошибки на письме, а также трудности чтения книг, улавливания смысла прочитанного, удержания канвы, сюжетной линии рассказа. При этом в редких случаях мы можем наблюдать изолированные нарушения письма и чтения без каких-либо видимых речевых нарушений. Данные расстройства носят названия аграфии (при нарушении письма) и алексии (при нарушении чтения).

Нарушения письма и чтения могут выглядеть по-разному. Существует несколько вариантов нарушения письма и чтения.

Нарушение письма (аграфия):

  • Пациент затрудняется в написании слов и предложений под диктовку, аналогичные трудности возникают при письме от себя. Ошибки, допускаемые им, носят характер пропуска букв, слогов, в большей степени это проявляется в словах, где несколько согласных букв идут подряд друг за другом (пространство, кастрюля и т.д.). Пациенту требуется усиленное проговаривание, которое часто не приводит к успеху. При этом письмо отдельных букв не вызывает трудностей. Письмо фраз в этом случае также значительно затруднено. Данный вид нарушения носит название эфферентной моторной аграфии.
  • Пациент затрудняется в написании отдельных букв под диктовку, слов и фраз. Письмо от себя носит тот же характер ошибок, а именно пациент заменяет буквы, чаще согласные, на близкими им по способу образования (н- д-т, б-м-п и т.д.). Т.е., чтобы произнести данные виды звуковнам необходимо воспроизвести точное артикуляционное движение языком и губами, соблюсти точность позы. При данном типе нарушения страдает механизм афферентации («обратной связи») от мышц артикуляционного аппарата к мозговым зонам, что приводит к невозможности определить точность выполняемого движения и, соответственно, точность произносимого или написанного звука. Распадается связь между артикулемой (способом порождения звука) и графемой (графическим образом звука, т.е. буквой). Данный вид нарушения носит название афферентной моторной аграфии.
  • Также ошибки на письме могут носить менее упорядоченный характер и проявляться в виде грубых искажений всего звукоряда слова, таким образом, что диктуемое слово, либо слово, которое намеревается написать сам пациент, изменяется до неузнаваемости. При письме звуков и слогов под диктовку имеется тенденция трансформировать их до осмысленного слова. В данном случае пациент заменяет буквы по их фонетической близости (по схожести звучания, по оппозициям: звонкийглухой, твердыймягкий).
    Здесь механизм нарушения связан с поражением областей, отвечающих за сохранность работы фонематического слуха (способности воспринимать и дифференцировать звуки речи родного языка). Страдает связь графемы (графического образа звука) и фонемы(и его звуковой оболочки). В клинике данный вид нарушений носит название сенсорной аграфии.
  • В отдельный вид нарушений письменной речи выделяют оптическую аграфию, в случае которой пациент затрудняется в припоминании самого графического образа звука, т.е. буквы. Ошибки носят характер замен букв по схожести их написания. В случае грубого нарушения буквы искажены до неузнаваемости. Также можно наблюдать зеркальность написания тех или иных букв.
  • При поражении лобных долей головного мозга нарушения письма носят непохожий специфический характер. При отсутствии каких-либо искажений в отдельных словах (по типу замены букв, пропуска грамматических элементов) письменная речь теряет свою целенаправленность, смысловую наполненность, приобретает характер чрезмерной витиеватости, или, наоборот, носит характер «разорванности», отсутствия связности повествования. Некоторые слова всплывают как бы ниоткуда, не неся за собой какой-либо смысловой нагрузки.
  • Нарушения письма носят несистемный характер, могут проявляться в виде практически всех типов ошибок, перечисленных выше, однако характер их непостоянен и выявляется тенденция их зависимости от общего соматического и энергетического состояния пациента. Данные нарушения письма мы не можем отнести к истинным аграфиям. Они связаны с нарушением нейродинамического аспекта психических процессов, т.е. их энергетическим обеспечением, подвижности и переключаемости, выраженности и скорости истощения.
Читать еще:  как ускорить оргазм мужу

Перечисленные виды нарушений тесно сплетены с речевыми нарушениями (афазиями) и другими нарушениями высших психических функций и входят в их синдромы. При этом в большинстве случаев нарушения письма затрагивают и грамматический строй речи, проявляясь в виде трудностей формулирования своей мысли на листе бумаги, пропусках одного из главных или второстепенных частей речи, служебных частей речи, либо в ошибках по типу изменения правильного порядка следования членов предложения во фразе.

Нарушения письма, как лакмусовая бумажка, свидетельствуют в пользу имеющихся речевых нарушений или нарушений других высших психических функций; либо, в случае с ребенком, недостаточной зрелости тех или иных структур головного мозга. Они невероятно разнообразны и лишь специалист способен отличить то или иное нарушение, разработав грамотную программу реабилитации и восстановления потерянной (либо несформированной) функции.

Нарушения чтения (алексии) также разнообразны. В грубых случаях нарушения пациент теряет данную функцию как таковую. В менее грубых случаях можно рассмотреть несколько вариантов нарушения чтения. Так же как и при нарушениях письма за каждыми из возникающих трудностей лежит тот или иной механизм нарушения, являясь синдромообразующим.

Пациент не в состоянии прочитать отдельные буквы, сложные слова, предложения. Возможно чтение отдельных хорошо упроченных слов, что достигается при помощи «узнавания» слова. Данное явление, когда пациент может «узнать» лишь хорошо знакомые слова носит название «глобального чтения». В отдельных случаях «узнанные» слова хоть и прочитываются пациентом правильно, но теряют свою смысловую наполненность, отчуждаются больным.В более грубых вариантах нарушения чтения, когда отсутствует сама возможность прочтения вслух, остаются отдельные элементы глобального чтения в виде способности соотнесения написанного слова и соответствующей картинки.

Возможен и другой вариант – присутствует так называемое «аналитическое чтение» (побуквенное чтение), однако весь процесс грубо дезавтоматизирован, отмечаются трудности слияния букв в слово, перестановки букв и их замены.

В целом, нарушения чтения повторяют характер нарушений речи и письма. Также возможны пропуски и перестановки звуков в словах, «застревания» или повтор уже прочитанных слов или, наоборот, их пропуск. Стоит отметить, что в большинстве случаях нарушения чтения сопровождаются неполным пониманиям прочитанного, что связано с недостаточностью функции внимания.При легких вариантах нарушения мы можем наблюдать лишь данный тип затруднений.

Что такое психосоматика и как она проявляется: мнение психолога

Один из основных запросов, с которыми люди часто обращаются в Московскую службу психологической помощи, — тревога и стрессы. Специалисты отмечают, что с этими негативными эмоциями обязательно нужно работать, поскольку они могут оказывать серьезное влияние на здоровье человека. О том, какие психологические причины вызывают соматические расстройства, что такое психосоматика и как она проявляется, рассказывает психолог Елена Герасимова.

В жизни мы постоянно накапливаем психическое напряжение, и наш организм сообщает о том, что с ним что-то не в порядке. Это явление называют «психосоматическим расстройством». Психосоматика — направление в медицине и психологии, которое изучает, как чувства и переживания влияют на физическое здоровье человека.

Психологические причины, которые могут вызывать соматические болезни:

  • Нехватка положительных эмоций (возникновение сниженного настроения, тревоги, депрессии, стресса). Позитивные впечатления необходимы человеку не меньше витаминов.
  • Негативные разрушительные мысли, направленные на самого себя или на других людей: «все плохо».
  • Повторение определенных фраз, провоцирующих проблемы со здоровьем (например, фраза «видеть тебя не могу» может привести к близорукости).
  • Добровольный «перенос» на себя заболеваний кого-то из близких людей (идентификация).
  • Изматывающее чувство вины, самобичевание.
  • Самовнушение под влиянием авторитетных, на взгляд человека, источников (информация из энциклопедий, интернета, телевидения).
  • Манипуляция несуществующей, надуманной болезнью (с помощью болезни человек пытается организовать действия и чувства других людей).

Когда сердце болит

К психологу обратилась 25-летняя москвичка Маргарита. Девушка встречалась с молодым человеком Иваном на протяжении двух лет. Она мечтала выйти замуж и создать семью. Ивана, наоборот, все устраивало. Он не торопился законно оформлять отношения, так как считал, что спешить ни к чему, нужно пожить для себя. Девушка не раз поднимала разговор о замужестве и рождении детей, но молодой человек раздраженно отвечал: «А зачем нам формальности? Нам и так хорошо вместе! Ты готова вообще быть матерью? Эти детские пеленки, крики и все такое? Ты сама привыкла к тишине, а ребенок постоянно будет требовать внимания. Хочешь — нянчись с племянницей». Такой ответ, причем полученный не в первый раз, девушку не устроил, и в паре разразился очередной скандал. Начались обвинения Ивана в несерьезности и безответственности. Но он продолжал стоять на своем.

Молодые люди приняли решение на время разойтись. Каждый задумался о своем. Маргарита очень переживала, ее стали мучить частые головные боли, бессонница, возникли потеря аппетита и нарушение сердечного ритма, периодически повышалось артериальное давление. Самочувствие ухудшалось, пришлось обратиться к врачу. Обследование патологии не выявило. Врач порекомендовал ей обратиться к психологу.

«Функциональное нарушение сердечного ритма — это реакция на конфликтные ситуации, тревожность, когда человек принимает все близко к сердцу. Существует связь между страхом и сердечным ритмом. Кровеносные сосуды регулируют вегетативную нервную систему, которая связана с нашими эмоциями и напрямую взаимодействует с чувствами», — отмечает психолог.

Психическое напряжение, конфликты и волнения приводят к сокращению гладкой мускулатуры, изменению состояния сосудов и, как следствие, повышению артериального давления, нарушениям сердечного ритма, боли в области груди. Страх может вызвать учащенное сердцебиение и боль в сердце, и наоборот, боль с измененным сердечным ритмом может вызвать страх. Оба процесса усиливают воздействие друг на друга и бесконтрольно переходят в приступ.

Как можно себе помочь

В момент возникновения знакомой боли запомните все детали ситуации: какие вы совершали действия, как выглядели, какие испытывали ощущения, что думали. Если в это время вы с кем-то беседовали, обязательно сохраните в памяти слова собеседника, свои мысли по поводу них. Это поможет проанализировать и определить, на что конкретно вы реагируете.

Выделяют следующие психосоматические нарушения:

  1. заболевания:
    • сердечно-сосудистой системы (гипертония, ишемическая болезнь сердца — самые опасные, так как приводят к инсультам и инфарктам);
    • желудочно-кишечного тракта (язва желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит);
    • эндокринные (сахарный диабет, базедова болезнь — тиреотоксикоз);
    • дыхательной системы (бронхиальная астма);
    • кожной системы (нейродермиты, чесотка на отдельных частях тела);
    • опорно-двигательной системы (ревматоидный артрит, остеохондроз);
    • головные боли (боли напряжения — мышечные боли шеи, затылка, висков, давящие тупые боли, сочетающиеся с другими болями, например, болями в ногах; боли, охватывающие «всю голову», приступообразные, острые, пульсирующие, не сочетающиеся с другими болями; боли односторонние, иногда охватывающие обе стороны);
    • онкологические заболевания (опухоли, новообразования);
  2. вегетоневрозы — на первом месте вегетативные симптомы (нет органических поражений):
    • кардионевроз — распространяется на сердечную систему;
    • гипервентиляционный синдром — патологическое состояние, схожее с астмой, без органического поражения с распространением на дыхательную систему (при сохранности всех органов);
    • панические атаки — проявляются в мощном вегетативном сдвиге, (нарушение сердечно-сосудистой деятельности, желудочно-кишечного тракта, чувство нехватки воздуха, повышение артериального давления, ощущение страха, тревоги, тремор и т. д.);
  3. истерическая конверсия — истерические симптомы могут быть проявлены в любых заболеваниях, возникают, когда человек хочет достичь определенной цели путем демонстраций и манипуляций.

Когда выдуманная болезнь становится реальностью

27-летняя Виктория по настоянию матери получила высшее экономическое образование, но по специальности работать не хотела. Ее молодой человек предлагал различные варианты трудоустройства, но девушка находила любые отговорки и причины, чтобы не работать. Ей нравилась беззаботная жизнь, и менять она ничего не хотела. Молодого человека на неделю отправили в командировку, он порекомендовал девушке найти работу, так как у нее могут возникнуть финансовые трудности. Пообещав заняться этим вопросом, через три дня Виктория заскучала. Большую часть денег, оставленных на продукты, она потратила на дорогое платье и решила напроситься к замужней подруге в гости: «там всегда найдется что-нибудь перекусить». Викторию быстро утомили посиделки, поскольку четырехлетняя дочь приятельницы требовала постоянного внимания. Вика начала раздражаться, ведь она пришла поделиться проблемами, а тут ребенок не дает спокойно поговорить! Девушка покинула дом.

Читать еще:  Плохой анализ мочи у ребенка

Когда молодой человек вернулся, первым делом поинтересовался, каковы успехи с поиском работы у Виктории, и был вовлечен в красочный рассказ о безрезультатных неудачных собеседованиях с демонстрацией нового платья. Молодого человека разозлила выходка, и он поставил ультиматум: или Виктория ищет работу, или они расходятся. Девушка не ожидала такого поворота событий. Что же делать?

На следующее утро Виктория пожаловалась на плохое самочувствие, ссылаясь на боли в области сердца, слабость, головокружение и тошноту. Виктория симулировала заболевание, решив потянуть время. Через неделю непрекращающегося «плохого самочувствия» молодой человек отвез Викторию к врачу для обследования. Результаты показали полное здоровье. Удостоверившись в обмане, мужчина принял решение расстаться. Вика слезно умоляла его сохранить отношения, утверждая, что ей «действительно плохо» и она нуждается в помощи. Молодой человек дал ей второй шанс. По прошествии некоторого времени в одно утро девушка проснулась от сильной боли в области груди и одышки. Она испугалась, впала в громкую истерику. Вызвали скорую помощь. На этот раз Виктория не симулировала, проявились реальные симптомы. Ее направили на лечение в клинику неврозов с диагнозом «Психосоматическое расстройство». После успешного лечения Виктория обратилась к психологу.

Упражнения, которые помогут улучшить состояние:

Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Нужно сделать глубокий вдох и постараться одним выдохом задуть ее. Повторите. И еще раз.

Теперь представьте, что вам нужно задуть пять маленьких свечек. Делайте глубокий вдох и задувайте их по очереди маленькими порциями выдохов. Повторите. И еще раз.

«Моя болезнь в рисунке»

Нарисуйте и расскажите самому себе или кому-то из близких:

  • Как вы узнали о болезни?
  • Как вы изменились, когда это произошло?
  • Что самое страшное вы представляете о своей болезни?
  • Что произойдет, когда вы выздоровеете?
  • Что для вас быть здоровым и сильным?
  • Как вы видите себя в будущем?

Нарисуйте солнышко с лучиками и на этих лучиках напишите свои положительные качества. Зачитайте их вслух себе или кому-либо из близких.

Видите, сколько в вас положительных качеств! Есть за что себя похвалить и любить. Делайте это чаще!

Подробнее узнать о психосоматике и получить ответы психолога на интересующие вопросы можно у специалистов Московской службы психологической помощи как на индивидуальных консультациях, так и во время вебинаров. Записаться на консультации и онлайн-занятия можно на сайте.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Нарушение обоняния (в том числе после коронавируса)

Профессиональное лечение болезней, связанных с нарушением обоняния в Москве — индивидуальный подход к каждому пациенту. Звоните!

Нарушение обоняния (в том числе после коронавируса)

4.04 (Проголосовало: 23)

  • Функции обоняния
  • Виды нарушения обоняния
  • Симптомы
  • Причины нарушения обоняния
  • Методы диагностики нарушений обоняния
  • Методы лечения
    • Консервативное лечение
      • 1. Нарушение обоняния, вызванное воспалением слизистой оболочки носа.
      • 2. Токсическое повреждение обонятельного нерва, рецепторов.

      Функции обоняния

      Обоняние – это способность человека воспринимать запахи. Оно играет важную роль в жизни человека и выполняет следующие функции:

      1. Информационную – получить информацию о веществе, которое может нести угрозу человеку;
      2. Эстетическую – приятные ароматы способствуют выработке эндорфинов, или гормонов радости, чем повышают настроение;
      3. Вкусовую – обонятельные рецепторы связаны со вкусовыми, они участвуют в формировании различных вкусов. Поэтому человеку с заложенностью носа еда кажется безвкусной;
      4. Коммуникативную (эта функция больше развита у животных) – головной мозг определяет состояние другого организма за счёт выделения им тонких пахучих веществ, распознает состояния радости, страха, агрессии, полового влечения.

      Виды нарушения обоняния

      Существует несколько видов:

        – снижение функции обоняния. – полная утрата функции обоняния (типично для COVID-19). – повышенная реакция (как правило негативная) на слабые запахи. – искажение восприятия (ощущения человека не совпадают с тем, как вещество пахнет на самом деле). – ощущение неприятных запахов при отсутствии их источников. – ощущение необычных запахов при отсутствии реального раздражителя.

      Симптомы

      При ухудшении способности воспринимать запахи наблюдаются такие симптомы, как снижение аппетита, раздражительность, ощущение пресности пищи, изменение восприятия запахов.

      Причины нарушения обоняния

      Область восприятия запахов находится в верхних отделах полости носа. Эта область называется обонятельной щелью, там находятся чувствительные рецепторы (обонятельные луковицы), которые способны приходить в раздражение даже при попадании одной молекулы пахучего вещества. Далее возникает импульс, который по волокнам обонятельного нерва проникает в головной мозг, где происходит анализ полученного сигнала.

      Таким образом, нарушение этой функции может происходить на 3-х уровнях:

      • Уровень обонятельной щели. Это наиболее частая причина гипосмии или аносмии. На данном уровне имеется механическая преграда на пути воздушной струи к чувствительным рецепторам. К подобному положению может привести отек слизистой носа, искривление перегородки в верхних отделах, гипертрофия носовых раковин, разрастание полипов и другие новообразования.
      • Уровень рецепторов и обонятельного нерва. Данный уровень достигается в результате действия токсических веществ, вирусных инфекций, травм, а также заболеваний, приводящих к повреждению нервных волокон и чувствительных рецепторов. На этом уровне происходит нарушение обоняния при коронавирусе.
      • Уровень головного мозга. К таким нарушениям приводят: травмы головного мозга, опухоли передней черепной ямки, изменение гормонального фона, психические заболевания, действие наркотических веществ. Повреждение на данном уровне, как правило, приводит не к снижению или отсутствию способности воспринимать и различать запахи, а к нарушениям другого характера: появлению обонятельных галлюцинаций, повышенной чувствительности, а также искажению восприятия.

      Методы диагностики нарушений обоняния

      При выявлении проблемы необходимо проведение комплексного обследования.

        – позволяет определить степень снижения восприятия.
      • Эндоскопическое обследование полости носа – обследование необходимо для выявления патологий.
      • Компьютерная томография полости носа и околоносовых пазух необходима для выявления новообразований, воспалений.
      • Лабораторное обследование – позволяет выявить сопутствующие заболевания, приводящие к нарушению восприятия (сахарный диабет, гипертиреоз).
      • МРТ головного мозга – позволяет выявить заболевания головного мозга, приводящие к расстройству обоняния (демиелинизирующие заболевания, опухоли передней черепной ямки).

      Методы лечения

      Тактика консервативного лечения зависит от причины. Обязательно берется в расчет, перенес ли пациент ковид.

      Консервативное лечение

      1. Нарушение обоняния, вызванное воспалением слизистой оболочки носа.

      Проводится консервативная терапия, направленная на уменьшение отека слизистой оболочки и устранения причины, вызвавшей воспаление.

      Для этого применяется промывание носа с использованием антисептиков.

      Применяются препараты, снижающие воспаление, отек слизистой полости носа.

      Проводят процедуры физиотерапии: магнитолазерная терапия, галотерапия, фонофорез.

      Может назначаться противовирусная терапия, антибактериальная терапия, противоаллергическая терапия внутрь.

      2. Токсическое повреждение обонятельного нерва, рецепторов.

      Проводится противовоспалительная и дезинтоксикационная терапия.

      Назначаются препараты, действующие на улучшение передачи нервных импульсов (прозерин, витамины группы В).

      Физиотерапия используется для улучшения микроциркуляции, а также восстановления функции обонятельного нерва (магнитолазерная терапия, фонофорез).

      Хирургическое лечение

      Хирургическое лечение наиболее эффективно при нарушениях обоняния, вызванных:

      • полипами или хроническим синуситом
      • искривленной перегородкой
      • гипертрофией носовых раковин

      Хирургические методики лечения патологии:

      • полипотомия или полисинусотомия
      • септопластика
      • конхопластика

      Данные виды операций выполняются под общей анестезией, используя эндоскопическую технику, радиоволновое или лазерное оборудование. Это дает возможность снизить риски послеоперационного кровотечения, уменьшает время нахождения в стационаре, позволяет сократить реабилитационный период.

      Наша клиника занимается разными случаями ухудшения способности воспринимать запахи, в том числе нарушением обоняния после коронавируса.

      Профилактика

      Нужно своевременно лечить острые воспалительные болезни носа и околоносовых пазух. Проходить регулярный осмотр у отоларинголога (1 раз в полгода) для выявления патологий на ранней стадии.

      голоса
      Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector