Laiveko.ru

Медицина и здоровье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Омега-3 и гиперактивность

Омега-3 и гиперактивность

Очень часто дети с фенилкетонурией, даже соблюдающие диету, черезмерно подвижны, невнимательны, другими словами, «расторможены».

Гиперкинетический синдром, или синдром дефицита внимания (attention deficit hyperactivity disorder), — заболевание, связанное с нарушениями со стороны центральной нервной системы (ЦНС). Чаще всего встречается у детей и приводит к нарушениям поведения и проблемам с учебой.

Предрасполагающими факторами является:

  • наследственность
  • курение матери во время беременности
  • гипоксия во время родов
  • загрязнение окружающей среды
  • искусственные добавки к пищевым продуктам
  • свинцовое отравление
  • аллергии
  • родовая травма
  • консерванты и пищевые продукты, содержащие салицилаты
  • диета с низким содержанием белка
  • черезмерное потребление углеводов
  • дефицит Омега-3 полиненасыщенных жирных кислот

К симптомам этого заболевания относятся:

  • низкая способность к концентрации внимания
  • тенденция к дракам и ссорам с другими детьми или к повреждению самого себя
  • эмоциональная лабильность
  • нарушения слуха и речи
  • нетерпение и нетерпимость
  • забывчивость
  • рассеянность
  • неспособность заканчивать задания
  • низкая толерантность к стрессу
  • трудности в учебе
  • отсутствие усидчивости
  • нарушения сна.

Необязательно все симптомы имеются одновременно.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность, как очевидно из названия, характеризуется постоянной невнимательностью, гиперактивностью и/или импульсивностью, которые ухудшают общение, учебу. Признаками этого расстройства служат неорганизованность, отставание в учебе, низкая продуктивность труда, перемены настроения, затруднения в познавательной деятельности, эмоциональные взрывы, нарушения сна, нетерпеливость и частое перебивание других.

Разумеется, когда ребенок или взрослый человек ведет себя подобным образом, портятся взаимоотношения с окружающими и страдает самооценка. Эффективное лечение этого расстройства имеет огромное значение, поскольку последствия затянувшейся болезни могут оказаться катастрофическими. Стандартное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности включает в себя прием стимулянтов и амфетаминов и назначается врачом- специалистом.

Конечно, лекарства, применяемые для лечения этого заболевания, несовершенны и имеют побочные эффекты, однако они помогают изменить качество жизни пациентов в лучшую сторону. Однако ученые заметили, что с помощью правильного питания можно сделать лечение еще более эффективным.

О чем говорят исследования

Большинство исследований показывают наличие связи между рационом пациента и развитием синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Дети с этим синдромом анормально реагируют на тест на толерантность к глюкозе. «Кривая» глюкозы свидетельствует о гипогликемии (низком уровне сахара в крови), которая активизирует симпатическую (стрессовую) ветвь нервной системы. Это значит, что вскоре после поступления в организм большого количества сахара происходит значительный спад уровня глюкозы в крови, что, в свою очередь, стимулирует выделение гормонов стресса. Даже если пациенты с таким диагнозом нормально переносят сахар в небольшом объеме, проблемы могут возникнуть при увеличении дозы.

  • Полезен витамин В3 (ниацин).
  • Витамин В6 (пиридоксин) также оказывает благотворное воздействие.
  • Тиамин (витамин В1) полезен при синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
  • У пациентов с этим диагнозом, как правило, понижен уровень магния.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности может сопровождаться понижением уровня цинка.
  • Может быть понижен уровень кальция.
  • Дефицит незаменимых жирных кислот, в частности омега-3, характерен для синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В 2003 г. шотландские исследователи выяснили, что у детей с таким диагнозом жирные кислоты омега-3 распадаются гораздо быстрее, чем у здоровых детей.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности вызывает окислительный стресс.
  • Добавки с содержанием омега-3 и гамма-линоленовой кислоты оказывают благотворное воздействие на ход заболевания. Однако одной лишь докозагексаеновой кислоты недостаточно. Эффективность лечения заметно улучшает небольшое количество эйкозапентаеновой кислоты из рыбьего жира.
  • Как показывает ряд исследований, на течение заболевания благотворно воздействует кофеин, хотя его, конечно, нельзя считать лекарством. Так что избегать напитков, в которых присутствует кофеин, — по крайней мере, взрослым — совсем не обязательно. Содержащиеся в них антиоксиданты на самом деле могут оказаться полезными.

Омега-3 положительно влияет на гиперактивность у детей

Медицинские исследования указывают на положительный эффект приема Омега-3 у гиперактивных детей. Употребление Омега-3 помогает детям и подросткам с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) и дислексией (проблемы с чтением и правописанием), а также улучшает координацию. К такому заключению пришли авторы статьи из медицинского журнала «Достижения в Нейрофармакологии и Биологической Психологии» (Progress in Neuro-Psychofarmacology & Biological Psychiatry.

Исследование, получившее наибольшее внимание, Дурхем исследование (Durham) разработанное учеными Университета Оксфорда и опубликованное в «Американском Журнале по Педиатрии», подчеркивает важность жирных кислот ЭПК (Эйкозапентаеновая кислота) и ДГК (Декозагексаеновая кислота) при развитии детского мозга.

Ученые при Оксфордском университете показали, что у 40% детей улучшились способности читать и писать при регулярном употреблении Омега-3. Результаты также показали значительные улучшения концентрации детей и их поведения. Исследования проводились с детьми, у которых были проблемы с координацией, состояние, которое называется диспраксия. Спустя всего 6 месяца, у половины детей, которые принимали Омега-3, наблюдалось заметное улучшение.

Что такое Омега-3?

Это особый вид жирных кислот. Каждую клетку живого организма окружает белково-липидная мембрана, контролирующая все процессы жизнедеятельности клетки. В состав липидного (жирового) слоя мембраны как раз и входят Омега-3 жиры. Этот особый вид жиров настолько необходим клеткам, что при их дефиците клетки перестают нормально функционировать.

Омега-3 необходимы для прохождения импульсов по клеткам сердца, головного мозга, обеспечивают функцию клеток кровеносных сосудов, суставов, слизистых оболочек, влияют на настроение, память, концентрацию внимания; нехватка Омега-3 в мембранах клеток мозга провоцирует нарушение работы мозга по многим направлениям — от синдрома дефицита внимательности, гиперактивности, депрессии, болезни Альцгеймера до рассеянного склероза.

Широкомасштабные исследования по коррекции синдрома дефицита внимательности, гиперактивности при помощи лечебных доз Омега-3, как сообщают доктора Бургесс, Стевене и Салем, показывают ошеломительные результаты: «сочетание высоких доз Омега-3 с антиоксидантами показывают высокую успешность в лечении детей с синдромом дефицита внимательности, гиперактивности.

Диета Фейнгольда

Это максимальное исключение продуктов, содержащих искусственные красители, ароматизаторы, химические добавки.

Обязательным является прием 1 000 мг. кальция и не менее 400 мг. магния в сутки.

Это связано с тем, что у более чем 85% детей с синдромом дефицита внимательности, гиперактивности выявляется дисбактериоз и поражение органов пищеварения, что зачастую сопровождается непереносимостью молока и поэтому требуется полная отмена молочных продуктов.

Кальций в сложившейся ситуации играет роль детоксиканта, снижает аллергизацию. Кроме того, он крайне необходим для нервной системы растущего организма.

Роль магния также весьма многогранна, он помогает уравновесить процессы торможения и возбуждения в нервной системе и уменьшает тягу ребенка к сладкому, что также нежелательно в рационе ребенка с синдромом дефицита внимательности, гиперактивности.

Очень важно, чтобы препараты кальция и магния не содержали ароматизаторов, подсластителей и прочих «завлекалочек» для улучшения вкуса.

У 95% детей с диагностируемом СДВГ, уровень Омега-3 в крови на 35 и более процентов ниже, чем у здоровых сверстников.

Исследователи Лаура Стевенс и Джон Бургисс (Великобритания) утверждают, что тест на уровень Омега-3 в крови обязателен для всех детей и подростков для раннего выявления синдрома дефицита внимательности, гиперактивности.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и экология

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и экология

СДВГ – это дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержки внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки внешних стимулов и информации при абсолютно сохранном интеллекте. В подавляющем большинстве случаев дисфункция мозга сопровождается повышенной двигательной активностью, эмоциональной неустойчивость и импульсивностью в поведении.

Согласно классификации выделяют 3 варианта течения синдрома в зависимости от преобладания клинических симптомов:

  • синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
  • синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  • синдром гиперактивности без дефицита внимания.

В основе патогенеза синдрома лежат нарушения функционирования ретикулярной формации – структуры мозга, ответственной за обработку поступающей информации и поддержку внимания.

Нарушение функции внимания и/или явления гиперактивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает множество ошибок и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок с СДВГ является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), вмешивается в разговоры, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями. Ребенок с СДВГ не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, склонен к совершению антиобщественных поступков. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с СДВГ возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией склонны к раннему началу курения, алкоголизации и приему наркотических веществ. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с правилами могут приводить к неконтролируемым эмоциональным реакциям со стороны родителей, к физическому насилию.

Читать еще:  4х месячному ребенку в рот попала мазь Левомеколь

Причины развития СДВГ:

Многолетними наблюдениями установлено, что риск развития СДВГ отчетливо связан с экологией. Доказательством является максимальная концентрация выявленных случаев СДВГ в индустриальных городах и населенных пунктах, находящихся в непосредственной близости к источникам экологической интоксикации.

Безусловным нейротропным ядом является свинец, включенный ООН в списки приоритетных загрязнителей окружающей среды. У детей вследствие незрелости гематоэнцефалического барьера (защитного фильтра между кровью и мозгом) свинец проникает в мозговую ткань, вызывая поражение структур мозга. Не менее опасными для формирующейся нервной системы являются сверхъядовитые вещества диоксины – продукт производства, обработки и утилизации хлорированных углеводородов. Фактором риска развития СДВГ является воздействие полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) особенно в период внутриутробного развития плода. Источниками эмиссии техногенных ПАУ в окружающую среду становятся предприятия энергетического комплекса, автомобильный транспорт, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность. По данным исследований, у детей, чьи матери в период беременности подвергались воздействию высокой концентрации ПАУ, вероятность развития СДВГ повышалась минимум в пять раз. Ртуть – еще один безусловный нейротропный экотоксикант. Это металл с выраженными липофильными свойствами, способный образовывать стойкие органические соединения с липидами мозга.

Цеолит

Наиболее эффективным способом выведения токсических веществ и восстановления минерального равновесия является использование природного минерала цеолита в качестве селективного энтеросорбента и ионообменника.

Селективная сорбция

Цеолит – это пористый алюмосиликат осадочно-вулканического происхождения с кристаллической решеткой, состоящей из соединений оксидов кремния и алюминия. Кремний, кислород и алюминий, связываются в каркас в виде тетраэдров и формируют разветвленную систему одинаковых по своему размеру внутренних каналов, полостей и входных отверстий. Калиброванный размер входных отверстий минерала (от 3-х до 6 ангстрем) создает эффект избирательного поглощения химических токсинов низкомолекулярного уровня, к которым относятся диоксины, ПАУ и другие токсические вещества химической природы. Цеолит не способен к адсорбции крупномолекулярных витаминов, белков, аминокислот, жиров, углеводов, энзимов. А это значит, что сорбенты на основе цеолита не влияют на пищеварительный процесс и их можно применять продолжительное время в качестве регулярного, постоянного детоксиканта.

Ионный обмен

Патогенетический механизм отравления свинцом, ртутью и другими токсичными металлами – это, прежде всего нарушение минерального баланса. Следовательно, вытеснение токсичных элементов из минерального обмена возможно исключительно при условии его полного восстановления. Наиболее эффективным способом восстановления минерального равновесия и снижения концентрации токсичных элементов в средах организма является использование ионообменных свойств цеолита, содержащего полный набор макро- и микроэлементов в ионной форме. В контексте отравлений токсичными металлами, такими как ртуть и свинец, цеолит является донором элементов – антагонистов. Ионы антагонистов встраиваются в минеральный обмен и вытесняют токсичные металлы из обменных процессов, при этом сохраняя необходимые организму физиологические концентрации. Антагонистами свинца в минеральном обмене являются железо, магний, кальций, цинк, фосфор, селен и кремний. Ртуть вытесняется ионами цинка, селена и серы.

Рекомендуемая схема детоксикации и поддержки минерального обмена в детском возрасте

15 дней по 2,5 г – 2 раза в день за 1,5 – 2 часа до еды,

15 дней по 2,5 г – 2 раза в день за 1,5 – 2 часа до еды.

Запивать 100-150 мл фильтрованной воды комнатной температуры.

Для детей рекомендуется применять «болтушку» в виде смоченного водой порошка.

Детям с 4-х лет рекомендуется принимать «Литовит-Ф» по 2 таблетки 2 раза в день по аналогичной схеме.

Детям (до 3-х лет) необходимо использовать «Литовитную водичку»:

1 ч. ложку «Литовита-М» на полстакана воды, залить горячей водой, перемешать, когда взвесь осядет, давать ребенку.

Рекомендуемая схема приема «Литовита-М» в период беременности:

«Литовит-М» (утром и вечером,до, либо после еды):

15 дней по 2,5 г (1 чайная ложка) – 2 раза в день,

15 дней по 2,5 г (1 чайная ложка) – 2 раза в день.

«За месяц до зачатия мама с папой должны съесть по пачке ЛИТОВИТА-М», – Основоположник «Литовитов», доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН Василий Иванович Бгатов.

Критерии постановки диагноза

Диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии, по крайней мере, 6 из описанных ниже симптомов.

Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

  • не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
  • с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
  • не слушает то, что ему говорят;
  • не в состоянии следовать инструкциям;
  • не может организовать игру или деятельность;
  • имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
  • часто теряет вещи;
  • часто и легко отвлекается;
  • бывает забывчив.

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов.

Ребенок гиперактивен, если он:

  • совершает суетливые движения руками и ногами;
  • часто вскакивает со своего места;
  • гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
  • не может играть в «тихие» игры;
  • всегда находится в движении;
  • очень много говорит.

Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD), сокр. СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

СДВГ был впервые описан доктором Генрихом Хоффманом (Heinrich Hoffman) в 1845 году. В 1902 году сэр Джордж Ф. Стилл (George F. Still) опубликовал серию лекций для the Royal College of Physicians в Англии, в которых описывалась группа импульсивных детей со значительными бихевиоральными проблемами, связанными с генетической дисфункцией, а не с плохим воспитанием ребенка

СДВГ чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; школьники; население в целом). От этих же факторов зависят и оценки распространенности СДВГ (от 1-2 % до 25-30 %). По некоторым данным, распространенность синдрома среди младших школьников составляет порядка 10-15 %, у мальчиков он встречался в 2,8-3 раза чаще, чем у девочек.

Клиника

Основными симптомами СДВГ являются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность. Эти признаки появляются в очень раннем возрасте. Так как многие здоровые дети тоже имеют такие симптомы, но выраженные в меньшей степени, или вызванные другим расстройством, для ребенка важно тщательное обследование и соответствующий диагноз, поставленный высококвалифицированным специалистом.

Симптомы СДВГ появляются в течение многих месяцев, обычно симптомы импульсивности и гиперактивности предшествуют симптомам нарушения внимания, которые могут не появляться в течение года и более. Разные симптомы появляются при разных социальных условиях, в зависимости от требований к самоконтролю ребенка в конкретной ситуации. Ребенок, который «не может сидеть спокойно» или который все разрушает, заметен в школе, а невнимательного мечтателя могут и не заметить. У импульсивного ребенка, который сначала делает, а потом думает, могут предположить «проблемы с дисциплиной», тогда как пассивного или медлительного ребенка могут посчитать просто не слишком мотивированным. Тем не менее, у обоих могут быть разные типы СДВГ. Все дети иногда беспокойны, иногда делают что-то не думая, иногда уплывают куда-то в мечтах. Когда гиперактивность, отвлекаемость, плохая концентрация внимания или импульсивность начинают влиять на успеваемость в школе, отношения с другими детьми или поведение дома, у ребенка можно заподозрить СДВГ. Так как в зависимости от социальных условий симптомы очень варьируются, поставить диагноз СДВГ очень непросто. Это особенно верно в тех случаях, когда первичным симптомом является дефицит внимания.

Читать еще:  Консервативное лечение средствами ЛФК

Гиперактивные дети, кажется, постоянно находятся в движении и на ногах. Они разрушают все вокруг, хватая и играя со всем, что попадается им на глаза или беспрестанно разговаривают. Для них оказывается трудной задача сидеть спокойно за столом во время обеда и школьного урока или спокойно общаться. Они извиваются и ерзают на стульях, или рыщут по комнате. Или вертят ступнями, все трогают, громко стучат карандашом. Гиперактивные подростки или взрослые чувствуют внутреннее беспокойство. Они часто рассказывают, что им нужно быть занятыми, и могут попытаться делать несколько дел одновременно.

Импульсивные дети не могут сдержать свою непосредственную реакцию или подумать перед тем, как что-то сделать. Они часто выпаливают неподходящие комментарии, безудержно проявляют свои эмоции и действуют, не учитывая последствий своего поведения. Их импульсивность мешает им дождаться чего-то желаемого или своей очереди в игре. Они могут отобрать игрушку у другого ребенка или ударить, если они расстроены. Даже подростки или взрослые импульсивно выбирают себе занятия, которые приносят пусть маленькую, но немедленную отдачу, вместо того, чтобы заняться делом, требующим больших усилий, но и дающим гораздо большее вознаграждение – правда, потом.

Критерии диагностики

К основным диагностическим критериям относятся

  1. Несоответствующие возрастным характеристикам и свидетельствующие о недостаточной адаптации
  • нарушения внимания
  • гиперактивность и импульсивность

2. Первые симптомов развиваются в возрасте до 7 лет

3. Симптомы сохраняются постоянно на протяжении 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка.

4. Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях (дома, в школе) несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям

Тревожные сигналы

  • В период до года – синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (беспокойство, беспричинный крик, двигательная активность повышена, вегетативные реакции, нарушения сна, приема пищи, нарушения ЖКТ)
  • Многие дети с СДВГ отличаются от сверстников высокой двигательной активностью уже в первые год — два жизни.
  • Начинают ходить с опережением
  • Избыточная моторная активность всегда бывает бесцельной и не соответствует требованиям конкретной обстановки, может сочетаться с деструктивным поведением
  • ребёнок не может играть в спокойные игры,
  • не в состоянии сосредоточиться на задании и закончить его
  • бросает одно занятие и начинает другое, не закончив которого, переходит к следующему.
  • Трудность в соблюдении правил поведения
  • Порывистость, необдуманность поступков
  • Энурез, энкопрез

Стадии развития при СДВГ

До года – синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (беспокойство, беспричинный крик, двигательная активность повышена, вегетативные реакции, нарушения сна, приема пищи, нарушения ЖКТ)

От года до 3 лет – повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, моторная неловкость, нарушения речевого развития, нарушения сна, энурез, энкопрез

Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. в основном проявляются симптомы гиперактивности и импульсивности. Многие отстают от сверстников в развитии навыков речи и моторики.

Школьный возраст – от 8 до 13 лет формирование школьной дезадаптации и трудности в установке взаимоотношений со сверстниками. Часто бывают простые социальные фобии, вспыльчивость, агрессивное поведение. Слабая психоэмоциональная устойчивость и низкая самооценка. Гиперактивность после 9 лет ослабевает, но импульсивность и нарушения внимания остаются.

Подростковый возраст – от 14 до 18 неуспеваемость в школе, трудности в завершении выполнении длительных заданий, отсутствие самостоятельности, не может работать без посторонней помощи, безрассудное, сопряженное с риском поведение, плохие взаимоотношения со сверстниками, трудности в соблюдении правил поведения, подчинении общественным нормам и законам

Взрослый возраст – от 19 лет – не организован, не обладает достаточными навыками планирования, забывчив, рассеян, часто теряет вещи. Испытывает трудности с инициативой и доведением до конца работы над различными заданиями, плохо планирует время для своей деятельности, частые смены работы, трудности в семейной жизни, остаются трудности с длительным сохранением внимания. Плохо переносит негативное эмоции, разочарования.

Расстройства, иногда сопровождающие СДВГ

Трудности в обучении . Многие дети с СДВГ, примерно 20–30 процентов, также имеют конкретные трудности с обучением. В дошкольном возрасте эти проблемы заключаются в непонимании определенных звуков или слов, и/или им сложно выразить свое мнение словами. В школьном возрасте могут появиться проблемы с чтением, правописанием, письменным изложением и арифметикой. Широко распространен такой тип расстройства чтения как дислексия . Почти 8% детей начальной школы имеют проблемы с чтением.

Синдром Жиль де ля Туретта . Очень небольшой процент людей с СДВГ имеет неврологическое заболевание – синдром Жиль де ля Туретта. Люди с этим синдромом страдают различными нервными тиками и повторяющимися действиями, включающими мигание, тики лица или гримасничанье. Другие могут многократно покашливать, фыркать, сопеть или выкрикивать бранные слова. Такое поведение можно контролировать с помощью лекарств. Хотя очень мало детей страдают от синдрома Жиль де ля Туретта, у многих детей, им страдающих, он связан с СДВГ. В таких случаях для лечения обоих заболеваний необходимы лекарственные препараты.

Оппозиционное вызывающее расстройство. От одной трети до половины всех детей с СДВГ – в основном мальчики – имеют другое расстройство, известное как оппозиционное вызывающее расстройство (ОВР). Такие дети обычно дерзки, упрямы, несговорчивы, для них характерны вспышки гнева или агрессии. Они спорят со взрослыми и отказываются слушаться.

Кондуктивное расстройство . Примерно у 20-40 % детей с СДВГ с течением времени развивается кондуктивное расстройство – более серьезное антисоциальное поведение. Такие дети часто лгут или воруют, дерутся с другими или задирают их, у них чаще возникают проблемы в школе или с полицией. Они нарушают фундаментальные права других людей, проявляют агрессию к другим людям или животным, разрушают частную собственность, вламываются в дома людей, совершают кражи, носят или используют оружие или занимаются вандализмом. Такие дети или подростки с большой вероятностью могут попробовать наркотики, а затем попасть под их зависимость. Им срочно необходима помощь.

Тревожность и депрессия . Некоторые дети с СДВГ часто имеют сопутствующую тревожность или депрессию. Если тревожность или депрессия диагностированы и их начали лечить, ребенок может лучше контролировать проблемы, связанные с СДВГ. И наоборот, эффективное лечение СДВГ может оказывать положительный эффект на тревожность, так как ребенок способен лучше выполнять задания в школе.

Биполярное расстройство . Не существует точных статистических данных о том, как много детей с СДВГ имеют биполярное расстройство. В детстве очень сложно разграничить СДВГ и биполярное расстройство. В своем классическом варианте биполярное расстройство характеризуется сменой периодов плохого и хорошего настроения. Но кажется, что дети с биполярным расстройством скорее имеют хроническое нарушение регуляции настроения в сочетании с эйфорией, депрессией и раздраженностью. К тому же имеется несколько симптомов, которые характерны и для СДВГ, и для биполярного расстройства, такие как повышенная активность и снижение потребности во сне. Симптомы, дифференцирующие СДВГ от биполярного расстройства, – это приподнятое настроение и напыщенность ребенка с биполярным расстройством.

Лечение

В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы: модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции.

Читать еще:  Пересадка волос и восстановление кожи головы

Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов.

Нейропсихологический метод . Когда с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трёх этажах мыслительной деятельности. Это трудоёмкая многомесячная работа. Ребёнок вынашивается 9 месяцев. И нейропсихологическая коррекция рассчитана на этот срок. И тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Старые архаичные связи, отношения между полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание простраиваются.

Синдромальный метод заключается в том, что ребёнку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ в состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое внимание.

Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребёнок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.

Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления.

Работа над личностью. Семейная психотерапия , которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).

При лечении СДВГ в качестве вспомогательного метода применяются лекарственные средства. Наиболее известные из них — это психостимуляторы, такие как метилфенидат, декстроамфетамин с амфетамином и декстроамфетамин. Один из недостатков этих препаратов — необходимость принимать их несколько раз в день (время действия около 4 часов). В настоящее время появились метилфенидат и декстроамфетамин с амфетамином продолжительного действия (до 12 часов). Также используют препараты других групп, например — атомоксетин.

Подход, распространённый в России и странах СНГ—ноотропные препараты, вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые улучшают обмен веществ мозга. Тем не менее, в настоящее время убедительных доказательств эффективности такого лечения нет.

СДВГ у детей

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.

У детей синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одним из самых встречаемых психических отклонений. Страдают им до 5% детей, причем мальчики в 3 раза чаще девочек. Получается, что почти в каждом классе имеется один ребенок, который нуждается в лечении этого заболевания.

У разных больных симптомы СДВГ различаются, то у всех них имеются трудности с контролем активности, сдержанности и вниманием. Когда активность в норме, говорят о синдроме дефицита внимания. С возрастом уменьшаются и импульсивность, и гиперактивность.

Группа Суламот предоставляет интенсивный комплексный 5-ти дневный курс коррекции дислексии и смежных проблем обучения: дисграфии, дискалькулии, диспраксии и СДВГ.

Дети, страдающие СДВГ, часто имеют проблемы дома и в школе. Если не лечить СДВГ, то в будущем это заболевание будем мешать не только учебе и работе, но и нарушит социальное и эмоциональное развитие, повысит склонность к употреблению наркотиков и риск получения различных травм.

СДВГ является семейным заболеванием. Каждый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет хотя бы одного родственника с этой же проблемой. Одним из доказательств генетической природы этого заболевания является то, что наличие заболевания у одного из близнецов свидетельствует о наличии его и у второго близнеца.

Сказать о том, что сегодня количество детей с СДВГ увеличилось, нельзя. Однако подобный диагноз встречается все чаще, так как информирование об этом заболевании развито очень хорошо, и выявить СДВГ стало проще родителям и учителям.

Симптомы СДВГ

Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.

Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.

Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.

СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

  • Ребенок плохо организован;
  • Часто забывает;
  • Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается;
  • Постоянно что-нибудь теряет;
  • Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит;
  • С легкостью отвлекается на посторонние раздражители;
  • Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания;
  • Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.
  • Ребенок очень болтлив;
  • Ему сложно сидеть на одном месте;
  • Ребенок всегда в движении;
  • Постоянно суетится;
  • Ему сложно тихо и спокойно играть;
  • Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится;
  • Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим;
  • Ребенок с трудом дожидается своей очереди;
  • Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.

Диагностика СДВГ

Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.

Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует.

Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.

Коррекция СДВГ

Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.

Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ – методика Дэйвиса. Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.

Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие), хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector