Все и сразу. Что такое синдром дефицита внимания
Все и сразу. Что такое синдром дефицита внимания
Иллюстрация: Getty Images
Поделиться:
В России синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) существует как официальный диагноз только для детей. В США до 1970-х годов считалось, что с возрастом синдром дефицита внимания проходит сам собой, — но, по последним данным, примерно у 50% детей, страдающих от расстройства, симптомы заболевания продолжают проявляться и годы спустя (в итоге «взрослый» СДВГ признали 18 европейских стран).
Каковы признаки СДВГ? В этом расстройстве выделяют три типа.
- Больше дефицита внимания. Человек с таким типом расстройства напоминает героя Маршака с улицы Бассейной: он рассеян и забывчив, ему сложно долго удерживать внимание на чем-либо, и он не слушает, что ему говорят. Такие люди довольно часто кажутся глупее, чем они есть — даже при высоком IQ им сложно как самоорганизоваться, так и следовать инструкциям. Они быстро устают от умственного труда, прокрастинируют и допускают глупые ошибки, потому что не могут сфокусироваться на деталях.
- Больше гиперактивности. Это «человек-мотор»: ему физически трудно сохранять неподвижность и вести себя спокойно. Такие люди постоянно раскачиваются на стуле, болтают ногами и каждые минут 20 выбегают покурить, они отвлекают не только себя, но и окружающих. Переизбыток энергии также может вызывать раздражительность или мешать расслабиться.
- Все сразу — есть симптомы из обеих категорий. В любом из вариантов проявления СДВГ касаются разных сфер деятельности и серьезно мешают жить — человек испытывает проблемы с концентрацией и в быту, и на работе, и, допустим, в очереди за билетами на концерт. Если вы часто расфокусированы, но это не мешает вам справляться с повседневными задачами (тут не имеются в виду задачи типа «прочитать всего «Улисса»», речь, скорее, о том, чтобы не забывать о важных деловых встречах, не терять каждый месяц в метро личные документы или быть способным подготовиться к сессии), стоит вспомнить поговорку психиатров: «Нет жалоб — нет диагноза». По разным оценкам, от расстройства страдают 7–10% детей и 4–6% взрослых в мире.
Удобный диагноз
CДВГ остается одним из самых странных и противоречивых психиатрических диагнозов — статья в Википедии об истории дискуссий вокруг расстройства читается как остросюжетный роман. Скорее всего, полемика была бы гораздо менее острой, если бы не специфика лечения: природа распорядилась так, что от синдрома дефицита внимания лучше всего помогают стимуляторы, такие как риталин и аддералл (производное от амфетамина). Помимо основных лечебных эффектов эти вещества дают такие интересные «побочки», как бодрость, повышенное настроение, избыток энергии и бешеная работоспособность. Все это не прошло мимо внимания обычного населения — веществами заинтересовались как матери семейств (серия про прием стимуляторов не по назначению есть даже в «Отчаянных домохозяйках»), так и студенты вузов «Лиги плюща», испытывающие огромные учебные нагрузки. В результате СДВГ оказался очень удобным диагнозом для ряда смелых граждан, решивших повысить личную эффективность с помощью химии, и вокруг диагноза до сих пор сохранился флер «ширмы для драгдилеров».
Тем не менее, по мнению многих уважаемых врачей, синдром дефицита внимания реально существует — его в том числе признает Всемирная организация здравоохранения. Кроме того, у него есть вполне заметные нейробиологические проявления — у людей с СДВГ более тонкая кора головного мозга, точнее тех ее отделов, которые отвечают за внимание и когнитивный контроль. Так что за неимением лучшего варианта диагнозом продолжают пользоваться.
Эволюционное преимущество
Второе направление споров вокруг СДВГ — считать ли его вообще расстройством, а не нормальной вариацией работы мозга? Американский психотерапевт и предприниматель Том Хартман создал теорию «охотника и фермера», по которой пациенты с СДВГ сохранили гены первобытных людей, отвечающие за полезное для охотников поведение — быструю реакцию, импульсивность, восприимчивость, умение быстро переключать внимание с одного объекта на другой и особенно способность к гиперфокусировке (погружение в решение одной задачи в ущерб всем остальным).
В общем, эти люди просто слегка ошиблись эпохой: они вполне могли бы быть чемпионами племени по выслеживанию добычи в лесу, но вместо этого вынуждены перебирать бумажки в офисе. Усидчивость, спокойствие и организованность теперь ценятся гораздо больше, чем спонтанность и умение быстро переключать внимание с одного на другое — хотя это во многом зависит от профессии.
Похожей позиции придерживается психиатр Дейл Арчер: СДВГ не надо лечить — стоит лишь слегка корректировать и использовать свои природные качества по назначению. «Из таких людей получаются отличные исследователи, бизнесмены, спортсмены и специалисты творческих профессий», — писал профессор в одной из своих книг. Подобные теории подкрепляются периодическими камингаутами со стороны успешных предпринимателей — в их числе, например, мультимиллиардер Ричард Брэнсон, создатель компании IKEA Ингвар Кампрад и основатель трех авиакомпаний (Morris Air, JetBlue Airways and Azul Brazilian Airlines) Дэвид Нилман. Ученые считают, что генетический фактор действительно играет большую роль в возникновении заболевания: как пишет Арчер, исследования близнецов показывают, что более чем в 70% случаев синдром, обнаруженный у одного, окажется и у другого. А если ребенку поставили такой диагноз, вероятность того, что синдром дефицита внимания есть у одного из родителей, составляет 15–40%.
Как взрослому жить с СДВГ в России
Как я уже говорила, человеку, вышедшему из пубертата, в нашей стране такого диагноза не ставят. Те, кто подозревает у себя это заболевание, чисто для себя могут пройти маленький тест, разработанный психиатрами при содействии Всемирной организации здравоохранения. В нем всего шесть вопросов:
- Как часто после выполнения наиболее сложной части задания у вас возникают проблемы с доработкой деталей?
- Как часто вам бывает сложно разложить все по полочкам, когда вам дают задание, требующее организованности?
- Как часто вы забываете о назначенных встречах или взятых на себя обязательствах?
- Когда вам дают задание, требующее большого умственного напряжения, как часто вы стараетесь отсрочить его выполнение или вовсе уклониться от этого поручения?
- Как часто вы ерзаете или двигаете руками или ногами, когда вам приходится сидеть на месте продолжительное время?
- Как часто вы чувствуете себя слишком активным и непоседливым, как будто у вас внутри мотор?
На каждый вопрос предлагается выбрать один из пяти вариантов ответов: 1) очень редко; 2) редко; 3)иногда; 4) часто; 5) очень часто. За каждый ответ от «иногда» до «очень часто» в первых трех вопросах и за «часто» или «очень часто» в остальных ставьте себе по одному баллу. Если вы набрали четыре и больше баллов, похоже на то, что у вас и правда синдром дефицита внимания. Впрочем, этот тест не заменяет обследования у психиатра.
Риталин и аддералл в России запрещены, поэтому вариантов медикаментозного лечения в любом случае оставалось бы не так много: в основном используется препарат под названием «Страттера», который психостимулятором не является, и ноотропы (забавная симметрия — любимый многими в России фенотропил в Америке считается таким же незаконным, как у нас риталин). Но, к счастью, во многих случаях можно добиться улучшения и без медикаментов — как и с другими расстройствами, вроде депрессии и БАР, тут эффективна когнитивно-поведенческая терапия. Кому-то помогает самолечение кофеином — что теоретически логично, поскольку он действует примерно похожим образом, что и стимуляторы, только мягче. Правда, клинически его эффект так и не доказан — ученые получают противоречивые результаты. Зато доказан хороший эффект от регулярной физической нагрузки — она повышает способности к концентрации и планированию.
Наконец, существует множество методик самоорганизации и повышения эффективности. Можно воспользоваться готовым алгоритмом вроде Getting Things Done Дэвида Аллена или настроить свою систему напоминалок, органайзеров и календарей. И попробовать использовать позитивные стороны своей нейробиологической особенности — любопытство, многозадачность и способность быстро обрабатывать информацию.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: Альтернативные способы лечения
Л.С. Чутко, С.Ю. Сурушкина
Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург
Поведенческие нарушения у детей и подростков оказывают неблагоприятное воздействие как на них самих, так и на окружающих и общество в целом. Актуальность изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется достаточно широкой распространенностью данного заболевания и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на его фоне, что заставляет заниматься данной проблематикой как врачей (неврологов, психиатров, психотерапевтов), так и психологов. Кроме этого следует отметить сравнительно недавний опыт изучения данной проблематики в нашей стране.
Результаты различных эпидемиологических исследований говорят о достаточно большом разбросе данных о распространенности этого заболевания. Средние оценки распространенности СДВГ среди детей находятся, по данным S.V. Faraone и соавт. (2003), в пределах 5–10 %, а по данным R.T. Brown и соавт. (2004), – в пределах 4–12 % [1, 2]. Исследования, проведенные Н.Н. Заваденко и соавт. (2005), показывают, что из общего числа обследованных московских школьников признаки СДВГ отмечаются у 7,6 % детей [3].
Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Однако клиническая картина заболевания характеризуется гетерогенностью симптоматики и онтогенетической дифференцированностью. Симптомы заболевания могут быть представлены неравномерно. З. Тржесоглава приводит следующие цифры частоты встречаемости основных симптомов заболевания: гиперактивность отмечена в 80 % случаев, эмоциональная лабильность – в 70, повышенное беспокойство – в 67, агрессивность – в 44, повышенная импульсивность – в 66,5 % [4]. Исходя из этого, существуют различные классификации СДВГ, позволяющие отразить ряд особенностей клинической картины и выделяющие различные типы заболевания.
Согласно DSM-IV (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств), выделяют СДВГ с преобладанием гиперактивности (СДВГ-ГИ), СДВГ с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) и комбинированный тип заболевания. Предлагалось также разделение заболевания на когнитивный и поведенческий подтипы [5]. Если первый подтип, по мнению авторов, характеризовался низкой академической успеваемостью и дефицитом восприятия из-за невнимательности и гиперактивности (при невысоком уровне импульсивности), то второй подтип отличался антисоциальным поведением при нормальном уровне познавательных способностей.
С учетом наличия тех или иных коморбидных расстройств нами было выделено две функциональные формы СДВГ:
Простая форма – клиническая картина, представленная симптомами асинхронии развития: невнимательность, гиперактивность, дислексия, дисграфия, первичная форма энуреза.
Осложненная форма – характеризуется тем, что к симптомам асинхронии развития присоединяются «вторичные» симптомы, появляющиеся с возрастом: тики, головные боли, вторичная форма энуреза, энкопрез, заикание, расстройство социального поведения, фобические расстройства, парасомнии.
С возрастом выявлялась тенденция к увеличению числа пациентов с осложненной формой заболевания. Преобладание пациентов с данной формой было особенно выражено в старшем школьном возрасте. Возможно, с возрастом происходил переход из первой формы заболевания во вторую. Согласно данным, полученным в нашем исследовании, дети с осложненной формой СДВГ отличались более высоким уровнем гиперактивности и импульсивности [6].
Кроме этого при анализе клинических проявлений различных типов СДВГ, степени выраженности основных симптомов и наличия тех или иных коморбидных расстройств нами были отмечены некоторые закономерности их сочетания.
Систематизировав наши наблюдения, мы сочли целесообразным выделение нескольких вариантов клинической картины СДВГ с учетом возможного патогенеза заболевания и различий в подходах к дальнейшему лечению [7].
Идиопатический вариант, характеризующийся умеренно выраженными проявлениями невнимательности и гиперактивности. В данном случае мы имеем дело с парциальным функциональным расстройством мозговых функций, а именно – с нарушением работы системы тормозного контроля двигательной активности и психической деятельности. Такое расстройство, по нашему мнению, может быть генетически детерминировано, т. е. носить наследственный характер.
Резидуально-органический вариант, характеризующийся выраженными проявлениями как невнимательности, так и гиперактивности/импульсивности. Последние часто приобретают характер расторможенности. В анамнезе у таких детей можно встретить отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития. Кроме этого можно отметить снижение памяти, относительно бедный словарный запас, слабую выраженность интеллектуальных интересов, запаздывание развития эмоционально-волевой сферы (инфантилизм). Течение заболевания в этих случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики (диспраксия, элементы мозжечковой атаксии). Частыми сопутствующими расстройствами при таком варианте являются энурез, неврозоподобные тики, расстройство обучаемости (дисграфия, дислексия). Клиническая картина данного варианта течения СДВГ свидетельствует о нарушении нормального развития сразу нескольких высших мозговых функций. Причиной расстройства в таких случаях, наиболее вероятно, может служить патология перинатального периода.
Неврозоподобный вариант характеризуется умеренно выраженными проявлениями невнимательности, гиперактивности и импульсивности с сопутствующими невротическими тиками, заиканием, тревожными расстройствами. В генезе развития клинической картины играют роль как наследственные и перинатальные патогенетические факторы, так и психотравмирующие обстоятельства.
Выделение дополнительных форм и вариантов СДВГ, по нашему мнению, позволяет выработать оптимальную терапевтическую тактику.
Важным принципом оказания лечебно-реабилитационной помощи детям является ее комплексный характер [8]. Комплексное лечение СДВГ включает психо-, рациональную фармакотерапию [9], а также специальные психофизиологические методики (транскраниальная микрополяризация, биологическая обратная связь).
Необходимо отметить, что степень социальной и школьной дезадаптации далеко не всегда коррелирует со степенью количественных показателей невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Достаточно часто у ребенка с выраженной дезадаптацией отмечается умеренная степень СДВГ. В таких случаях основное внимание надо уделять психологическим корням данной ситуации. Важным звеном в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения взрослых (родителей и учителей): замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные, тренинг родительской компетентности [10, 11]. Необходимо знакомить родителей с общими принципами воспитания детей с СДВГ, проводить обучение техникам, позволяющим изменять поведение ребенка. Безусловным фактором улучшения является создание позитивной модели отношения к ребенку [10]. Для изменения (модификации) поведения детей используются методы поведенческой психотерапии, основанные на оперантном подходе (оперантном обусловливании). Главным принципом такой терапии является применение вознаграждения (материального подкрепления) ребенка за требуемое поведение и наказание за неправильное [11].
В лечении СДВГ в США и европейских странах широко используются психостимулирующие средства.
В настоящее время за рубежом используются такие психостимуляторы, как метилфенидат, амфетамины, дексамфетамин. В нашей стране на данный момент эти препараты не зарегистрированы.
Для специфического лечения СДВГ у детей начиная с шестилетнего возраста подростков и взрослых используется препарат атомоксетин селективный ингибитор пресинаптических переносчиков норадреналина [12].
В фармакотерапии СДВГ в России традиционно применяются ноотропные и нейропротекторные средства. Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением действия которых является улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях [13].
В лечении СДВГ часто используются препараты гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Естественным метаболитом ГАМК является гопантеновая кислота. Ноотропные эффекты гопантеновой кислоты связаны с ее стимулирующим влиянием на процессы тканевого метаболизма (метаболические и биоэнергетические) в нейронах. Гопантеновая кислота усиливает ГАМКергическое торможение через взаимодействие с системой ионотропного ГАМК-А-рецептора, оказывает активирующее влияние на дофаминергическую и ацетилхолинергическую системы мозга, в т. ч. усиливает синтез ацетилхолина и улучшает транспорт холина в структурах, обеспечивающих механизмы памяти [14]. Исследование по длительному (в течение 6 месяцев) применению Пантогама в лечении СДВГ у детей 6–12 лет, проведенное Н.Н. Заваденко и Н.Ю. Сувориновой, показало, что наряду с положительным действием Пантогама на основные симптомы СДВГ отмечено благоприятное влияние его длительного применения на характерные для детей с СДВГ нарушения адаптации и функционирования в различных областях (трудности поведения в семье и обществе, учебу в школе, снижение самооценки, несформированность базовых жизненных навыков) [15].
В лечении СДВГ активно используется пептидный биорегулятор, представляющий собой комплекс полипептидов, выделяемый из коры головного мозга телят и свиней не старше 12-месячного возраста методом уксуснокислой экстракции. Он улучшает показатели памяти и обучения в условиях действия амнестических агентов у животных, что свидетельствует о его ноотропной активности [16]. В процессе исследований установлено, что в основе фармакологических эффектов препарата лежит изменение уровня нейромедиаторов в определенных структурах головного мозга, контролирующих важнейшие функции нервной системы. Существует корреляция между положительным действием препарата и изменением в структурах мозга таких ключевых нейромедиаторов, как серотонин, ГАМК и дофамин [17]. Таким образом, препарат оказывает позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние, улучшает внимание, память, его применение позволяет повышать работоспособность, уменьшать усталость и сонливость в дневное время. Проведенное нами исследование показало высокую эффективность Кортексина в лечении детей с СДВГ [18].
Другим средством, активно применяемым в детской неврологии, является комплекс пептидов, получаемый из головного мозга свиней. Препарат стимулирует дифференциацию нейронов и спруттинга нейритов в процессе постнатального развития мозга, поддерживает жизнедеятельность нейронов, защищая от повреждающих воздействий. Действие препарата обладает доказанной нейронспецифической нейротрофической активностью, аналогичной действию естественных факторов нейронального роста, но проявляющейся в отличие от них в условиях периферического введения. Н.Н. Заваденко (2005) отмечает положительное воздействие данного препарата на большинство детей с СДВГ [3].
В комплексном лечении неврозоподобного варианта СДВГ традиционно используются транквилизаторы (анксиолитики), задачей которых является снижение тревоги. К наиболее часто используемым детьми транквилизаторам относятся адаптол, фенибут, атаракс.
Интересно отметить опыт применения препарата магния в лечении СДВГ, описанный О.А. Громовой и соавт. (1998). Полученные авторами данные свидетельствуют о снижении гиперактивности и эмоциональной лабильности без значительных изменений уровня внимания после лечения [19].
В лечении СДВГ возможно применение препарата L-карнитина в форме 20 %-ного раствора [20]. По мнению L.J. Van Oudheusden и H.R. Scholte (2002), использование карнитина позволяет уменьшать невнимательность у детей с СДВГ [21].
Таким образом, выбор фармакологических средств лечения СДВГ достаточно широк и для максимальной эффективности терапии необходимо детальное диагностическое обследование для уточнения типа, формы и варианта течения заболевания.
Неврологические проблемы у детей, мешающие ребенку учиться (СДВГ, рассеянность)
СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности, другими словами, ребенок страдает рассеянным вниманием и находится в постоянном движении.
Распространенность этого диагноза среди детского школьного возраста 3-7% (в некоторых странах достигает до 14%), синдром входит в группу нейропсихиатрических расстройств. Мальчики страдают этим расстройством в 9 раза чаще чем девочки.
Для педагогов это очень «неудобные» дети, так как учитель постоянно отвлекается на такого ребенка, чтобы сделать замечание. В итоге страдают все, так как частые прерывания мешают подаче и усвоению материала.
Но больше всех страдает сам ребенок с диагнозом СДВГ. Ведь за счет своей невнимательности он не до конца слушает, не точно понимает задание, выполняет его по-своему, часто неверно, что приводит к низкой оценке.
У таких детей чаще всего интеллект соответствует возрасту, однако они страдают дисграфией (делают частые ошибки), дисорфорграфией, лексико-грамматическими нарушениями, дискалькулией (испытывают проблемы с арифметикой).
Родители таких детей обращаются к неврологу с различными жалобами. Одни приходят с развернутой характеристикой от педагога и психолога, где описывается его девиантное поведение, а так же проблемы в учебе. Другие рассказывают, что ребенок очень раним, плаксив и раздражителен, а после осмотра и тестирования такого ребенка, ставится диагноз СДВГ.
СДВГ симптомы
Родители часто злятся на своё чадо, но делать этого категорически нельзя! Почему? Я постараюсь вам объяснить с точки зрения нейронауки.
1. У детей этой группы отмечается гипофункция лобных долей головного мозга (лобные доли отвечают за мотивацию, планирование, цели, целенаправленное поведение, а также обладают тормозными функциями).
2. Обнаружено, что у таких детей нарушено соотношение нейротрасмиттеров ЦНС (допамина, серотонина, норадреналина), а также N-ацетиласпартата, глутамат/глутамина и др.
3. При проведении ЭЭГ часто регистрируются косвенные признаки нарушений при СДВГ: больше медленных волн и меньше бета-волн по сравнению с нормой, реакция активации часто не выражена.
То есть понятно, что ребенок в этом не виноват, он наделен таким головным мозгом и ему приходится жить с такой управляющей ЦНС и от того, что мы раздражаемся, кричим, унижаем и наказываем его, мы не поможем, а только усугубим проблему.
СДВГ лечение
Ну, во-первых, нужно обратиться к специалисту, который установит верный диагноз. Ведь может оказаться, что у вашего чада совсем не СДВГ.
Во-вторых, выполнять рекомендации, которые вам даст невролог или детский психиатр. Таким детям обязательна медикаментозная терапия, с ней и поведенческая и когнитивная адаптация проходит намного эффективнее. Пока школьник получает медикаментозное лечение, у него улучшаются все показатели, одновременно с этим ребенок взрослеет и его собственные функции созревают. Параллельно с этим родители должны серьёзно озаботиться психологией воспитания таких детей, посещать семейного психолога, читать литературу о воспитании детей с СДВГ.
В-третьих, такие ребятишки обязательно должны посещать какую-нибудь секцию, им необходимы физические нагрузки. Желательно не групповые виды спорта, а индивидуальные.
И обязательно любите этих чудесных и энергичных мальчиков и девочек, и они отблагодарят мир своей неповторимостью, яркостью, искрометностью, неиссякаемой энергией, множеством неординарных идей. Верьте в них, поддерживайте, доверяйте им и ваша жизнь будет наполнена счастьем!
Информацию для Вас подготовила:
Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием Детском корпусе на Усачева.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Поведение ребенка может быть крайне невыносимым. Такие дети испытывают трудности с концентрацией внимания, могут проявлять черезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных движений
Саркисова
Овсанна Акоповна
Детский и подростковый врач-психиатр
Проявления СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. Это не вина, а беда ребенка! Вовремя оказанная помощь специалистов поможет ребенку успешно влиться в социум и преодолеть трудности.
Воспитывать ребенка с СДВГ нелегко. Поведение ребенка может быть крайне невыносимым. Родителей может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба ребенка, также у них может появиться мысль о том, что они — плохие родители («не смогли воспитать своего ребенка»). Часто родители испытывают вину и стыд. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны.
Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справляться с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных движений, вместо того чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети обычно имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми. На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ — дефицит дофамина и норадреналина в некоторых областях головного мозга вследствие индивидуальных особенностей созревания мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ — это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.
Особенности поведение при СДВГ
При СДВГ наблюдаются следующие особенности поведения:
- Симптомы невнимательности. Такие дети, легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций. Складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.
- Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В клаcce они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.
- Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе, дети с СДВГ выкрикивают ответы до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они склонны к травматизму.
- Такие дети не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они что-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.
Эти особенности поведения возникают до семи лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.
Довольно часто СДВГ сопровождается следующими расстройствами:
- Расстройство развития, учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
- Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
- Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным. , проявления которых разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.
Во взрослом возрасте СДВГ в полном варианте не встречается. Могут быть лишь отдельные симптомы:
- Отсутствие рационального планирования своего времени;
- Плохая память;
- Низкая академическая успеваемость и, как следствие,
- Низкий уровень достижений в профессиональной сфере.
Следствием СДВГ во взрослом возрасте может быть: зависимость от психоактивных веществ, наркомания, депрессия, противоправное криминальное поведение, формирование аномальной личности (психопатии).
Лечение СДВГ в центре «Феникс»
СДВГ — это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. Обследование, наблюдение и лечение пациентов с СДВГ осуществляет врач-психиатр.
При эффективном лечении должно:
- нормализоваться поведение в школе и дома;
- повыситься самооценка ребенка;
- наладиться социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.
Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.
СДВГ нужно и можно эффективно лечить. В центре «Феникс» готовы помочь Вашему ребенку! Мы помогаем людям более 30 лет. Наша практика обширна, уникальна и проверена годами.