Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у подростков

гиперактивность

Гиперактивность – это поведенческое расстройство, при котором ребенок проявляет избыточную активность и возбудимость. Гиперактивность чаще встречается у детей дошкольного и школьного возраста, реже у подростков. Довольно часто сопровождается энурезом, нарушениями речи, сна и другими неврологическими жалобами.

Причинами гиперактивности могут быть осложнения во время беременности (внутриутробная гипоксия плода, инфекции, прием некоторых медикаментов, несовместимость матери и ребенка по группе крови или резус-фактору), осложненные роды и их последствия (преждевременные роды, роды со стимуляцией, родовые травмы, гипоксия в родах). Неврологические проблемы в младенческом возрасте также способствуют формированию гиперактивности. В частности, недостаточный по продолжительности и глубине сон. Внутричерепное давление и низкий мозговой кровоток определяют недостаточное питание нервной клетки головного мозга, снижается уровень энергии нервной клетки, что способствует неправильному её функционированию. Более редкие причины гиперактивности: перенесенные инфекционные заболевания головного мозга, свинцовое или другие отравления, плохое или неправильное питание.

Диагноз гиперактивности устанавливается, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течение достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Неимоверная активность таких детей сразу бросается в глаза, но это не главная черта гиперактивности, важно то, что ребенок не может сосредоточиться ни на чем — будь то игра, чтение книги, учеба или любое дело. Эти особенности поведения возникают в возрасте до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы гиперактивности выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребёнка в школе и дома.

Гиперактивность часто встречается в рамках синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность.

Гиперактивность

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ – медиаторов (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Этот дефицит, в свою очередь, довольно часто связан с дефицитом мозгового кровотока и недополучением нервными клетками необходимых веществ для синтеза медиаторов. При нормальном уровне этих химических веществ в головном мозге сигналы легко передаются между нервными клетками, а при низком уровне – нет. Таким образом, сигналы, которые «говорят» человеку контролировать поведение или концентрировать и удерживать внимание, не проходят. В результате могут появиться характерные для СДВГ симптомы.

Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание на чем-то. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций. Складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В детском саду, дома и в школе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные. Любые действия сопровождаются дополнительными лишними движениями, например, при разговоре или просмотре мультфильма такие дети могут отстукивать ритм рукой или ногой, играться собственными пальцами, одеждой, волосами, подпрыгивать, сидя на стуле и т.д.

Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях дети с СДВГ выкрикивают ответ, не дослушав до конца вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

стандартное лечение

Проблему гиперактивности считают и психологической, и педагогической, поэтому и применяют психолого-педагогическую коррекцию для таких детей. Часто коррекция сочетается с постоянными физическими нагрузками, потому что в организме детей с СДВГ много гормонов стресса, которые «сгорают» во время нагрузок.

На занятии у психолога детей учат расслабляться, применяют медитативные техники, аутогенные тренировки. Такими способами пытаются снизить расторможенность и улучшить концентрацию внимания. Для этой же цели психологи применяют гипноз и визуальную релаксацию — мысленное слияние с воображаемым предметом или картинкой, это дополнительно помогает восстановить умственное и физическое равновесие. Определенного эффекта можно достичь с помощью песочной терапии.

Педагоги рекомендуют частую смену деятельности для лучшего усвоения учебного материала, сочетание учебного процесса с двигательной активностью. При организации личного пространства для гиперактивных детей следует избегать зрительных раздражителей (ярких постеров, обоев, штор, картин, зеркал), в целом должны преобладать спокойные тона. Требуется сократить количество предметов в комнате и минимизировать количество игрушек, которые следует убрать из поля зрения, когда ребенок ими не пользуется. Кроме этого, педагоги рекомендуют соблюдать строгий режим дня и в будние, и в выходные дни. Организация времени и предсказуемые события не будут дополнительно раздражать гиперактивного ребенка.

Родителям психологи и педагоги рекомендуют определенные правила общения с таким ребенком: хвалить всякий раз, когда ребенок этого заслужил, а критику и запреты в его адрес произносить не стоит, лучше отвлечь или переключить внимание на конструктивные занятия. Разговаривать с ним следует спокойно и тихо, а кричать и ругать запрещено, иначе он такой ребенок становится еще более неуправляемым.

Из двигательной терапии врачи рекомендуют длительные равномерные занятия бегом, лыжами, езда на велосипеде или плаванье, чтобы дети уставали физически и дома вечером спокойно себя вели из-за накопившейся усталости и быстро засыпали.

За рубежом наши коллеги лечат гиперактивных детей фармакологическими препаратами, которые в России не применяют. Данные препараты не зарегистрированы на территории нашего государства. Эффективность лечения по данным зарубежных источников на медикаментозной терапии составляет до 75 %.

наше лечение

Перед началом лечения гиперактивности необходима тщательная диагностика. Перед тем, как установить диагноз СДВГ, врач-невролог должен получить от родителей, педагогов, при необходимости от психиатра, информацию об особенностях поведения ребенка в семье и в коллективе, о перенесенных заболеваниях и травмах. На данном этапе важно установить причину возникновения гиперактивности, поскольку от этого зависит выбор метода лечения. Например, дефицит внимания может возникать при энцефалитах, менингитах, эпилепсии, отравлении свинцом и психических заболеваниях, а также после перенесенной черепно-мозговой травмы. Возможно, у ребенка снижен слух или зрение, поэтому он будет невнимательным. Есть и здоровые темпераментные дети, которых не надо лечить.

Если на этапе диагностики мы выявляем действительные причины нарушенного кровотока и функциональных нарушений головного мозга, то тогда проводится поэтапный курс лечения.

Таким образом, в считанные недели у ребенка восстанавливается нормальная деятельность головного мозга, проходит импульсивность, повышается концентрация внимания, улучшается его поведение.

стоимость лечения

Стоимость лечения в нашем центре рассчитывается индивидуально, в зависимости от степени тяжести заболевания, его давности и наличия осложнений.

Каждому пациенту назначается комплексное последовательное лечение в виде курса индивидуально подобранных процедур.

В лечебный курс, помимо процедур, входит бесплатный контрольный приём.

Первичный и повторный приёмы, а также назначаемые врачом препараты оплачиваются отдельно. Стоимость первичного приёма составляет 3 000 руб.

При единовременной оплате лечебного курса предоставляется скидка 10 %.

начало лечения

Лечение гиперактивности в нашем центре начинается с приёма невролога. Первичный приём проводит кандидат медицинских наук, главный врач медицинского центра «Динамика» Людмила Ивановна Мажейко.

Невролог на приёме установит причину возникновения гиперактивности и/или СДВГ, при необходимости назначит дополнительные обследования (УЗДГ, ЭЭГ, МРТ, рентген).

После того, как установлен диагноз и понятна его причина, назначается индивидуальный курс лечения.

Если степень гиперактивности тяжелая, то строится совместная работа с психологами и педагогами.

Приём невролога осуществляется по предварительной записи. Для начала лечения запишитесь на приём.

Как лечить СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Первую часть статьи (о диагностике СДВГ) читайте здесь.

Читать еще:  Спасение от аллергии за пределами дома

Страстная полемика сопровождает использование лекарственных препаратов. В США для купирования симптомов СДВГ применяют стимуляторы, самый распространенный из которых – Риталин (метилфенидад). Их употребление резко критикуют некоторые эксперты, общественность, озабоченность по их поводу высказывает Всемирная организация здравоохранения, однако ряд медицинских агентств настаивает на эффективности и безопасности стимуляторов.

Исследованиям, подтверждающим действенность стимуляторов и противоположным работам, демонстрирующим неэффективность, вредные побочные эффекты, а также риск пристрастия к кокаину в подростковом возрасте у детей, принимавшим стимуляторы в течение длительного времени, можно было бы посвятить отдельную статью.

И на Западе, и в России для того, чтобы снизить гиперактивность и возбудимость ребенка, широко применяются антипсихотические препараты (Сонапакс, Неулептил, Рисполепт, Абилифай, Сероквель). Между тем, исследования свидетельствуют, что эти препараты сокращают объем мозговой ткани, не говоря уже о таких побочных эффектах, как увеличение массы тела, повышения уровня холестерина в крови, повышение кровяного давления, развитие диабета, треморы, вплоть до тардивной дискинезии.

В Великобритании право прописывать антипсихотики дано не только узким специалистам, но и педиатрам. В 2011 году британцы обнаружили, что за последние 10 лет количество детей, принимающих эти препараты, выросло в 2 раза, причем среди них немало тех, кому едва исполнилось 5 лет.

Это произвело сильное впечатление на правительство, которое приняло решение выделить 32 миллиона фунтов стерлингов на расширение сервиса психологической помощи детям и подросткам.

Как уже говорилось в первой части статьи, очень важно провести медицинское обследование ребенка с СДВГ. В отдельных случаях, взяв под контроль физические проблемы, удается снизить симптоматику гиперактивности и нарушения внимания. Например, это происходит при восстановлении нормального кровоснабжения головного мозга после коррекции родовых повреждений шейного отдела позвоночника.

В России для улучшения метаболизма мозга, повышения тонуса коры детям с СДВГ нередко прописывают ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, акатинол мемантин, глицин, фенибут). От врачей часто приходится слышать, что они в своей практике наблюдают положительный эффект от препаратов, однако клинически их эффективность не доказана.

Образ ребенка с неназванным диагнозом СДВГ – невнимателен на уроках, плохо успевает, несобранный в быту – нередко используется для рекламы поливитаминов. Попил «Алфавит» – и тут же овладел и алфавитом, и прочими академическими знаниями и навыками. На самом деле маловероятно, что поливитамины произведут именно такой эффект. Это не исключает того, что ряд конкретных питательных веществ может оказать положительное воздействие на симптомы СДВГ.

Есть исследования (например, вот это), демонстрирующие недостаток содержания омега-3 жирных кислот в организме детей и подростков с СДВГ, а также положительный эффект от их приема (например, это). Лучший источник омега-3 жирных кислот – это рыбий жир, который полезен сразу во многих отношениях и не имеет вредных побочных эффектов, за исключением индивидуальной непереносимости.

А вот в этом французском исследовании 40 детей с симптомами СДВГ принимали ежедневно в течении 8 недель витамин В6 (0,6 мг на 1кг массы тела) и магний (6 мг на 1 кг массы тела). У участников исследования значительно снизилась гиперактивность и агрессивность, улучшилось внимание. Дети из контрольной группы, принимавшие плацебо, подобных изменений не продемонстрировали. Через несколько недель после окончания курса симптомы СДВГ у детей из экспериментальной группы возобновились, что также говорит о том, что улучшения были обеспечены именно приемом В6 и магния.

Для ребенка и подростка с СДВГ важную роль играет структура питания. Некоторые родители очень довольны эффектом безглютеновой/бесказеиновой диеты (исключающей белок глютен, содержащийся в пшенице, ржи и ряде других злаков, и казеин, содержащийся в молоке), которую часто рекомендуют детям с аутизмом, имеющим некоторые общие симптомы с СДВГ. («Милосердие» публиковало подробную статью о безглютеновой диете). Другие хвалят бесполисахаридную диету (исключающую полисахариды, то есть сахарозу и крахмалы), которую в русскоязычных источниках называют еще специфической углеводной диетой или палео-диетой, а в англоязычных – SCD, GAPS, Paleo Diet.

Недавний мета-анализ датских ученых свидетельствует о том, что наилучшие результаты при СДВГ дали элиминационные диеты, при которых исключались определенные продукты питания, провоцирующие гиперактивность, импульсивность, невнимательность. Кстати, это же исследование выявило и полезность рыбьего жира для детей с СДВГ.

Эксперты советуют родителям выявить те продукты, к которым у ребенка может быть индивидуальная непереносимость. Для этого нужно проводить ротацию продуктов, поочередно выводя их из диеты на неделю-другую, наблюдая за степенью выраженности симптомов СДВГ и оценивая результат.

Доктор Ричард Согн, детский психиатр и один из ведущих американских экспертов по СДВГ, считает, что детям с этим синдромом полезно все то, что полезно для мозга. Прежде всего, их диета должна быть богата белком в виде мяса, яиц, орехов, сыра, бобовых. Он советует давать эти продукты ребенку на завтрак, а также в качестве перекуса между уроками.

Углеводы необходимы, но в виде овощей и фруктов, а вот сахар, конфеты, мучные продукты, рис и картошку желательно вывести или сильно ограничить. Очень важно включить в рацион рыбу и другие источники омега-3 жирных кислот, такие как грецкие и бразильские орехи, оливковое масло и масло канолы.

Американская академия педиатрии рекомендует исключить из структуры питания детей с СДВГ продукты с консервантами и искусственными пищевыми красителями, а некоторые эксперты считают, что избегать следует любых пищевых добавок.

Важнейшим методом лечения СДВГ являются поведенческие терапии: для детей это, прежде всего, прикладной поведенческий анализ (Applied Behaviour Analysis, ABA), для подростков и молодых людей – когнитивно-поведенческая терапия (Cognitive Behavioural Therapy).

Прикладной поведенческий анализ в США и Великобритании считается золотым стандартом коррекции поведения детей-аутистов, но применяется и в работе с детьми, страдающими СДВГ.

В России этот метод появился не так давно и в основном стараниями родителей-активистов при продолжающемся сопротивлении отечественной дефектологии и коррекционной педагогики, объявивших эту терапию дрессурой. Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой. На самом деле она основана на тщательном анализе поведения ребенка, позволяющим выявить его слабые и сильные стороны и создать тщательно структурированную программу модификации поведения, основанную на поощрении желательного поведения ребенка.

К сожалению, за пределами столицы почти невозможно найти грамотного поведенческого аналитика и терапевта, но многие родители заканчивают дистанционные курсы, участвуют в конференциях, семинарах и вебинарах, чтобы освоить азы терапии и помочь ребенку самостоятельно. (Более подробно узнать об этом можно в группе «Центр проблем аутизма»).

Есть и домашние поведенческие стратегии, которые эксперты рекомендуют применять родителям:

  • Для ребенка с СДВГ очень важен режим дня. Составьте его и следите за тем, чтобы ребенок следовал ему.
  • Организуйте пространство так, чтобы для всех необходимых ребенку предметов (одежды, игрушек, школьных принадлежностей) было строго определенное место. Это позволит ребенку реже терять их.
  • Избегайте отвлекающих факторов, особенно когда ребенок выполняет домашнее задание. Обязательно выключайте радио и телевизор на это время.
  • Давайте ребенку выбор, но сокращайте количество вариантов, для того чтобы упростить его. Предложите выбор из двух вариантов одежды, еды, игрушек, чтобы не создавать сенсорной и эмоциональной перегрузки.
  • Когда вы напоминаете ребенку о необходимости выполнить ту или иную обязанность, старайтесь все разъяснения и инструкции делать короткими и ясными. По возможности избегайте как уговоров, так и угрозы наказания.
  • Используйте наглядные материалы, чтобы отмечать поставленные цели и успехи ребенка в их достижении. Подыщите форму вознаграждения его усилий. Обязательно проследите за тем, чтобы задачи были реалистичны, не превышали возможностей ребенка.
  • Помогите своему ребенку найти область, в которой он может применить свои способности и пережить ощущение успеха. Это поднимет его самооценку и будет способствовать развитию социальных навыков.

В целом СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей, даже если им занимаются самые высококвалифицированные специалисты. От родителей требуется глубокое понимание проблем и потребностей ребенка, терпение и готовность пройти с ним длинный и непростой путь к выздоровлению или максимальной адаптации для самостоятельной успешной жизни.

Читать еще:  Копрологическое исследование у детей

Гиперактивных детей нельзя отдавать в спорт — хабаровский психолог

Гиперактивных детей нельзя отдавать в спорт - хабаровский психолог

Если школьник проявляет хаотичную активность, возможно, он страдает синдромом дефицита внимания. О том, как распознать «звоночки» болезни рассказал ИА «Хабаровский край сегодня» педагог-психолог Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Александр Галич.

Всё и сразу

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это не педагогическая запущенность или задержка психологического развития, как считают в обществе. Это диагноз, четко зафиксированный в международном классификаторе болезней. Причем его хитрая особенность такова, что синдром — изначально неврологическое заболевание, но нет такого состояния мозга, при котором врач-невролог бы поставил данный диагноз, лишь посмотрев на электроэнцефалограмму. Соответствующие выводы делают не по результатам анализа или процедур, а при совокупности определенных признаков поведения. Так ставят только психиатрические диагнозы.

Проявляется и диагностируется такой синдром только у детей. Определить его наличие можно исходя из основных симптомов.

Если обычный здоровый первоклассник может отсидеть урок, 10 минут отдохнуть и снова на урок, то ребенку с СДВГ это сделать невозможно.

Второй симптом — гиперактивность. Дети очень активны, но их активность хаотичная и бессмысленная. Они внезапно подскакивают, бегают по комнате, хватают все, что видят. Ну а третий «звоночек» — импульсивность.

Но говорить о выраженных симптомах можно только в том случае, если они устойчивые и проявляются во всех сферах деятельности не менее полугода. Такой диагноз никто не поставит в раннем возрасте, потому как от 0 до 3 лет такое поведение может быть вариацией нормы – все дети в этот период достаточно активны. А вот если и в школьном возрасте не проходит такая неусидчивость и взбалмошность – это повод обратиться к специалистам.

027-1024x675.jpg

Откуда ноги растут?

Синдром дефицита внимания не приходящий, в большинстве случаях данная болезнь врожденная. И возникает она по разным причинам, например это какие-то нарушения в развитии плода. Со временем симптомы сглаживаются. Но тогда может быть и не стоит проходить курс лечения? Может, обойдется?

Напускная энергичность и уставший мозг

Синдром дефицита внимания и гиперактивности всегда идет наряду с мифами, начиная от того, что такие дети просто невоспитанные, и заканчивая тем, что это просто новомодное название хулиганов.

Оказывается, энергичность, которую мы видим, напускная. Как это работает неврологически? Мозг ребенка с СДВГ не такой работоспособный, как у сверстников, а нагрузки у всех одинаковые. Когда мозг устает, он говорит: «Ого, вот это перенагрузка! Ценней меня нет, поэтому мой долг – защитить в первую очередь себя».

ЭТУ.jpg

Авторская методика

Чтобы помочь ребенку избавиться от синдрома, для начала нужно создать ему четкий режим дня, чтобы малыш знал, в какое время он ест, в какое занимается и так далее. Мозг должен понимать, когда стоит поднапрячься и когда последует заслуженный отдых. Да, и от профессионального спорта придется отказаться.

Следует также прибегнуть к ряду когнитивных упражнений. Кстати, Александр Галич разработал свою методику для работы с такими детьми. В обучающей программе он использует игровой комплект психолога «Пертра» для детей с синдромом дефицита внимания, который изначально придумывался и используется сейчас для развития дошкольников.

Упражнения достаточно простые, но не для ребенка с синдромом. Как пример, нужно провести машинку по лабиринту, или задача сложнее – провести машинку, не уронив при этом посаженного на нее человечка. Выполняя подобную поведенческую тренировку, маленький пациент повышает уровень концентрации, учится дозировать усилия.

Пока такая методика — авторская вещь. Педагог-психолог только в этом году закончил ее апробацию, удалось продемонстрировать некоторые упражнения в действии на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России-2018», где хабаровчанин занял третье место.

Сейчас программа заявлена на очередной всероссийский конкурс, и только после этого, в 2019 году специалист намерен распространить ее по Хабаровскому краю, а затем и по России.

Анализ особенностей электроэнцефалограммы у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью

М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, Л.П. Рубина, НИИ экспериментальной медицины РАМН
Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия», Санкт-Петербург.

Основанием для формирования синдрома нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ) является минимальная дисфункция мозга (МДМ). Понятие МДМ возникло в неврологической детской практике для характеристики перинатальных поражений мозга, не приводящих к выраженным нарушениям моторики и интеллекта, но вызывающих четкие неврологические и психопатологические расстройства [1, 2]. Большинство исследователей к наиболее часто встречающимся при МДМ неврологическим симптомам относят нарушение ассоциативных движений, подергивание различных групп мышц, тремор пальцев рук, нарушения сухожильных рефлексов и координации движений, а к психопатологическим расстройствам — нарушение внимания, гиперактивность, эмоциональную лабильность, повышенную утомляемость, нарушение восприятия и образования понятий. В связи с тем что «нарушение внимания с гиперактивностью» встречаются при МДМ в 80—93%, они были выделены в отдельный синдром, заменяющий (хотя и не совсем справедливо) в настоящее время понятие МДМ.

За последние десятилетия в детской неврологической практике отмечается рост числа детей с СНВГ. В Санкт-Петербурге, по данным эпидемиологических обследований, СНВГ обнаруживается у 17,5% детей в возрасте от 4 до 11 лет [3]. В диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям Американской ассоциации психиатров 1994 г. (DSM-IV) указанный синдром разделен на 3 вида: с преобладанием невнимательности, с преобладанием гиперактивности-импульсивности и смешанный.

С нейрофизиологической точки зрения высказывается предположение, что в основе этиологии СНВГ лежит нарушение взаимодействия хвостатого ядра и фронтальной коры, вызванное, по-видимому, дисбалансом дофамина и норадреналина [4]. Для компенсации этого дисбаланса организм вынужден прибегать к своеобразной стимуляции коры головного мозга через двигательные центры, что и приводит к синдрому гиперактивности. Таким образом, повышенная двигательная активность служит своеобразным защитным механизмом, поддерживающим определенное функциональное взаимодействие между структурами мозга, ответственными за его нормальное развитие.

Использование при СНВГ компьютерного кросскорреляционного анализа электроэнцефалограммы (ЭЭГ) предоставляет принципиально новые возможности для определения взаимодействия структур коры головного мозга, которое может осуществляться не только непосредственно между самими участками коры, но и через подкорковые образования. Вычисление кросскорреляционной функции позволяет раскрыть механизмы и пути формирования функциональных связей между активностью разных отделов мозга.

Степень сходства или связи двух ЭЭГ при кросскорреляционном анализе определяется по величине коэффициента кросскорреляции (Ccr), которая может находиться в пределах от +1 до -1. Если две ЭЭГ являются точными копиями, то Ccr этих ЭЭГ будет равен максимальному значению, т. е. +1. В тех случаях, когда два исследуемых процесса заключают в себе кроме общих составляющих другие элементы, свойственные каждому из них в отдельности, величина связи, определяемая по Ccr, будет иметь значение меньше единицы, и тем меньше, чем больше независимых элементов или частот имеется в двух исследуемых ЭЭГ.

При анализе кросскорреляции количественно определяются обычно следующие величины:

  1. Степень корреляционной связи по величине Ccr — отношению максимального значения кросскорреляционной функции к величине максимума автокорреляционной функции каждого из исследуемых процессов при t=0 (принятой за 1).
  2. Временной сдвиг максимума кросскорреляционной функции — ВС или t, характеризующий временные отношения двух процессов.

При этом по величине Ccr можно судить о степени корреляционной связи двух процессов: при значении Ccr до 0,2 — связь очень слабая; от 0,2 до 0,5 — умеренная; от 0,5 и выше — значительная; от 0,7 до 0,9 — тесная или высокая.

При t=0 процесс характеризуется синфазностью колебаний в двух отведениях ЭЭГ. При сравнении 1 и 2-го отведений t со знаком + характеризует опережение процесса в отведении 1 по сравнению с отведением 2, а t со знаком минус характеризует опережение в отведении 2 по сравнению с отведением 1.

Читать еще:  Температура после зашитой раны?

В наших многолетних исследованиях кросскорреляционной активности в ЭЭГ у детей в норме и при развитии пограничных расстройств [5—7] использовалась монополярная регистрация с усредненным ушным электродом на компьютерной энцефалографической приставке «Телепат» с записью на жесткий носитель компьютера и последующей обработкой по специальным программам анализа, разработанным в ЛЭТИ им. А. С. Попова. Для представления полученных результатов в наглядной форме использовался известный метод проекции графов [8], отражающий динамику перемещения фокусов максимальной активности и сопряженного угнетения различных областей левого и правого полушарий головного мозга. На языке теории графов такие области обозначаются соответственно как точки истока и стока. Мы изучали наличие истоков и стоков в теменно-затылочную или нижнетеменную зону (цитоархитектонические поля 39 и 40, по Бродману) правого полушария головного мозга. Эта область коры головного мозга, по данным многих исследований [9—11], играет ведущую роль в развитии психики и интеллекта ребенка, а также имеет немаловажное значение при многих психических нарушениях во взрослом возрасте [12, 13]. Достаточно сказать, что характерные профили психотропных фармакологических препаратов строятся именно по отношению к правой теменно-затылочной области коры головного мозга [14].

В нашей практике из 658 детей в большинстве случаев (70%) встречался именно смешанный тип СНВГ, часто (в 30—40%) осложненный другими пограничными психическими расстройствами детского возраста (тики, заикание, энурез) [5, 6].

Рис. 1. Усредненные данные кросскорреляционного анализа ЭЭГ здоровых испытуемых детей 3—11 лет. Тонкие стрелки на графиках обозначают кросскорреляции со значением от 0,3 до 0,5, а более толстые — выше 0,5. Направление стрелок характеризует опережение в работе той структуры, откуда стрелка исходит (так называемый исток).

Рис. 2. Усредненные данные кросскорреляционного анализа ЭЭГ детей 3—11 лет, страдающих тяжелыми формами заикания (пояснения в тексте).

Рис. 3, а. Фрагмент компьютерного кросскорреляционного анализа фоновой записи ЭЭГ больного О., 6 лет, с СНВГ.

Рис. 3, б. Фрагмент компьютерной ЭЭГ того же больного на фоне гипервентиляции.
Предварительный диагноз: заикание, СНВГ.

Рис. 3, в. Фрагмент компьютерного кросскорреляционного анализа ЭЭГ на фоне гипервентиляции у того же больного.

В приведенных далее результатах исследований показана динамика изменения характера кросскорреляционной активности, характеризующей взаимоотношения между различными зонами коры головного мозга в норме и при СНВГ у детей 3—11 лет, при жестко выбранной периодичности и эпохи анализа (8 с) фоновой записи ЭЭГ и во время гипервентиляции. Гипервентиляция проводилась в течение 3 мин, с максимальной глубиной вдоха и выдоха, и частотой 20 дыхательных движений в минуту.

Как видно из представленных данных (рис.1), усредненных более чем по 200 здоровым испытуемым (дети 3—11 лет), правая теменно-затылочная область в норме (3-минутная фоновая запись), начиная с 3—4-летнего возраста, являлась областью истоков, что подтверждается результатами других исследований [9—11]. При анализе, как правило, использовался диапазон частот 4—12 Гц. При динамике кросскорреляций в случае последовательного анализа фоновой записи ЭЭГ у одного здорового ребенка оказывалось, что взаимоотношения между структурами не являлись однородными. Они как бы «дышат», конкурируют между собой за лидерство на усредненной записи. В некоторых случаях обнаруживалось, что отрезки ЭЭГ меняли отношения между собой на прямо противоположные тем, которые выявлялись при статистическом усреднении записи в целом. Такой живой динамический рисунок кросскорреляций был характерен для большинства детей 3—11 лет. Стоит также заметить, что в норме большинство связей имело коэффициент корреляции выше 0,5.

Совершенно иная картина наблюдалась при анализе ЭЭГ у больных детей того же возраста с пограничными психическими расстройствами, в частности с СНВГ (рис. 2).

На рис. 3, а приведены результаты компьютерной ЭЭГ больного О., 6 лет, с СНВГ и заиканием. Приведены результаты обработки фоновой записи, т. е. записи ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами. Фоновая запись отличалась от характерной для нормы лишь измененным в некоторых фрагментах направлением взаимодействия между структурами мозга. Однако во время гипервентиляции — усиленной дыхательной активности, которая в обычных условиях эквивалентна усиленному дыханию при энергичной двигательной активности ребенка — отмечалось заметное изменение этих взаимоотношений. В ответ на гипервентиляцию в ЭЭГ по прошествии первой минуты возникали генерализованные вспышки q-ритмической активности в диапазоне частоты 4 Гц (рис. 3, б), что сопровождалось временным восстановлением полноценных кросскорреляционных связей теменно-затылочной зоны правого полушария с другими областями головного мозга (рис. 3, в).

Таким образом, можно предположить, что гиперактивность является своего рода защитным механизмом, временно восстанавливающим нормальные связи в коре головного мозга и тем самым сохраняющим нормальное интеллектуальное развитие ребенка.

Проведенное нами исследование обнаружило, что наблюдаемые изменения не характерны для других моносимптоматических пограничных расстройств детского возраста.

Итак, ЭЭГ у детей с СНВГ имеет ряд особенностей, которые отличают ее от характерной для нормы или детей с другими моносимптоматическими пограничными психическими расстройствами.

Во-первых , хотя по внешним проявлениям в большинстве случаев фоновая запись ЭЭГ у детей с СНВГ незначительно отличается от возрастной нормы (наличие доминирующей a-активности, ее распределение, отсутствие четко выраженных патологических знаков и т. п.), по результатам кросскорреляционного анализа в диапазоне ведущих регистрируемых ритмов (4—12 Гц) наблюдается четко выраженное отклонение от нормы, заключающееся в практически полном отсутствии связей между лобными и другими структурами головного мозга.

Во-вторых , во время гипервентиляции (при стандартных условиях) медленноволновая активность (3—5 Гц) у детей с СНВГ появляется в большинстве случаев уже на первой минуте и носит генерализованный циклический характер (длительность циклов по 10—15 с) на протяжении всей пробы с незначительным последействием (20—30 с) после ее окончания.

В-третьих , во время возникновения медленноволновой активности восстанавливаются связи (по результатам кросскорреляционного анализа) между лобными и другими структурами головного мозга, чего не наблюдается при аналогичных условиях у больных с другими моносимптоматическими пограничными психическими расстройствами.

Полученные данные позволяют говорить о более слабом контроле со стороны ретикулярной формации ствола мозга за неспецифическими таламическими структурами и о ведущей роли этих структур в синхронизации взаимодействия между различными образованиями головного мозга, участвующих в процессах памяти и обеспечивающих интеллектуальную сохранность больного СНВГ.

Литература:

  1. (Trjesoglava Z.) Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986.
  2. Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции мозга у детей. СПб.: САЛИТ-ДЕАН, 1999.
  3. Современные аспекты диагностики и лечения синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей. Под ред. Т. А. Лазебник, Л. С. Чутко, Ю. Д. Кропотова и др.
  4. (Lubar J. F.) Любар Дж. Ф. Биоуправление, дефицит внимания и гиперактивность. Биоуправление-3. Теория и практика. Новосибирск, 1998; 142—62.
  5. Лохов М. И., Фесенко Ю. А. Заикание и логоневроз. Диагностика и лечение. СПб.: СОТИС, 2000.
  6. Лохов М. И., Фесенко Ю. А., Рубин М. Ю. Плохой хороший ребенок. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003.
  7. Лохов М. И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. СПб.: Наука, 1994.
  8. Павлова Л. П., Романенко А. Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л.: Наука, 1988.
  9. Хризман Т. П. Развитие функций мозга ребенка. Л.: Наука, 1978.
  10. Шеповальников А. Н. Активность спящего мозга. Л.: Наука, 1971.
  11. Шеповальников А. Н. и др. Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития. М.: Наука, 1992.
  12. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 2000.
  13. Flor-Henry P. Cerebral basis of psychopathology. Wright, Boston etc., 1983.
  14. Itil T. M. The significance of quantitative pharmacy EEG in discovery and classification of psychotropic drugs. EEG Drug Res. N. Y., 1982; 131—50

Журнал «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева», т. 02, N2, 2005

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector