Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у взрослых

Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
у взрослых

С учетом варианта течения, возраста пациента, выраженности проявлений выбираются наиболее подходящие методики и их сочетания:

Для коррекции двигательной активности и импульсивности используются специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК), стабилометрия с биологической обратной связью (БОС).

В обычной жизни пациентам с СДВГ не рекомендуют занятия теми видами спорта, которые предполагают соревновательный характер и имеют выраженный эмоциональный компонент, например, единоборства, командные игры. Полезны бег «трусцой», плавание (не соревновательное), езда на велосипеде, прогулки на лыжах.

Для улучшения психологического и эмоционального состояния, уменьшения тревожности, преодоления депрессии, нарушений сна используют разнообразные методы психотерапии. Выбор методики, подходящей конкретному пациенту, осуществляет психолог или психотерапевт.

Релаксационные методики: специальный расслабляющий массаж, релаксационные сессии, медикаментозное лечение.
При дефиците внимания используются когнитивные тренировки. Иглорефлексотерапия (ИРТ) традиционно используется для восстановления регуляции работы многих органов, в том числе, головного мозга.

СДВГ – это неврологическое поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).

В последние годы частота СДВГ увеличилась, в том числе, у взрослых. Раньше считалось, что к подростковому возрасту симптомы СДВГ значительно сглаживаются или проходят. Однако сейчас эти представления изменились: в 30-70% случаев СДВГ сохраняется и во взрослом возрасте. Чаще всего это связано с недостаточно эффективным лечением в детстве.

Все процессы, происходящие в нервной системе, базируются на двух противоположно направленных механизмах: возбуждении и торможении. В норме они сбалансированы. Однако формирование нервной системы происходит не сразу после рождения. Головной мозг в основном формируется до возраста 8 лет, но окончательно только к 25 годам. Поэтому у детей часто возбуждение и торможение выходят из-под контроля, в некоторых случаях приводя к СДВГ. Со временем мозг созревает, и симптоматика СДВГ сглаживается или проходит самостоятельно. Но даже у взрослого человека могут сохраняться когнитивные, поведенческие, и двигательные
расстройства, сформировавшиеся вследствие СДВГ. Именно поэтому распространенность СДВГ у взрослых, хоть и увеличилась за последние годы, но всё же остаётся гораздо меньшей, чем у детей.

В целом, проявления у детей и взрослых не отличаются, но есть особенности.

Во-первых, если у ребенка не было СДВГ, то и взрослого данное заболевание не разовьётся. Поэтому СДВГ у взрослых – это не отдельное заболевание, а сохраняющиеся с детства нарушения.

Во-вторых, у взрослых нарушения внимания преобладают над проявлениями гиперактивности. Таким людям сложно сконцентрироваться и удерживать внимание, поэтому им могут быть недоступны многие виды деятельности, где требуется сосредоточиться. Гиперактивность может проявляться неусидчивостью, поэтому им не подходит сидячая малоподвижная работа.
Импульсивность может проявляться конфликтами в семье и на работе.

И в-третьих, наличие СДВГ во взрослом возрасте требует тщательного обследования, чтобы исключить другие расстройства, в т.ч. психические заболевания.

Бебчук М. А. — СДВГ

Маленькими они кажутся забавными: проказники-непоседы с излюбленным словечком "нет". В младенчестве этим особенностям предшествовали плохой аппетит и сон, склонность к продолжительному плачу и чрезмерной подвижности. В возрасте от полутора до трех лет родители замечают избыток самостоятельности, импульсивность, непослушание, агрессивность и приступы гнева. С трех до шести лет «проказник» превращается в "трудного" или "проблемного" ребенка, и его выходки уже не вызывают улыбки. Непоседа получает звание "гиперактивный", и его поведение начинает угнетающе действовать на окружающих. Ребенок не реагирует на требования взрослых, страдает от неумения справиться с неудачами, от социальных трудностей, обманывает, портит имущество и иногда даже издевается над животными. Далее, в школьном возрасте, симптомы усиливаются, и к ним добавляется плохая успеваемость. В школе и дома его считают "плохим ребенком", и нередко он "содействует" своему негативному образу и ведет себя еще хуже. Отношения между такими детьми и их родителями с годами становятся натянутыми и враждебными. Воспитательница или учительница звонят через день, чтобы сообщить, что дальше так продолжаться не может. Родственники и друзья обвиняют родителей в плохом воспитании.

Что такое СДВГ?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является наиболее частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и, в результате, — заниженной самооценки.

Синдром дефицита внимания был впервые описан в 1902 году, а первый отчёт о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами был опубликован в 1937 году. Поначалу, из-за ярко выраженных неврологических признаков нарушение получило название ММП – минимальные мозговые повреждения. Позднее, когда не было выявлено анатомических повреждений мозга, его переименовали в ММД – минимальные мозговые дисфункции. В 1980 году синдром получил в международной психиатрической классификации свое нынешнее название.

СДВГ – неправильное название. Слово "дефицит" означает, что детям чего-то не хватает. В действительности они супервнимательные. Иначе говоря, они обращают внимание на любой раздражитель, который возникает вокруг них, в т.ч. на запахи. Люди без СДВГ могут поднять порог раздражителей, с тем, чтобы игнорировать лишнее. Они многое слышат, видят или чувствуют, но их это не отвлекает. Они не следуют за каждым раздражителем, который может увести их в сторону от того, что им нужно сейчас. Это означает, что они могут сосредоточиться на том, что делают в данный момент.

Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

Что такое дефицит внимания?

К нарушениям внимания у детей относятся проявления, описанные ниже:

1.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.

2. Часто ребенок оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

3.Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

4.Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

5.Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

6.Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

7.Легко отвлекается на посторонние стимулы.

8.Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Что такое гиперактивность?

1.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2.Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3.Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, в том числе, в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4.Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5.Часто суетится или находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

6.Часто бывает болтливым.

Что такое импульсивность?

1.Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, на уроке выкрикивает ответ, не дослушав вопроса.

2.Часто мешает другим, перебивает взрослых, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

3.Обычно с трудом дожидается своей очереди в играх, во время занятий, в иных ситуациях.

4.Без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

1000 «ПОЧЕМУ?» об СДВГ

1.Почему все подростки и взрослые люди с СДВГ тянут время? Они делают все в последнюю минуту или готовятся к экзамену только за два или три дня. Почему?

2.Люди с СДВГ склонны заниматься несколькими делами одновременно, но испытывают чрезвычайные трудности завершить любое из них. Почему?

3.Дети любят компьютеры, электронные игры, мультфильмы. Этому они могут часами уделять внимание. Почему? Почему они не способны уделить такое же внимание чему-то другому, спрашивают родители. Как объяснить это очевидное противоречие?

Читать еще:  Побочные действия снотворного (продолжение…)

4.Часто родители, учителя и другие люди думают, что если им что-то нравится, то они будут это делать, иначе они откажутся или не будут этого делать. Это верно, но почему так происходит?

5.Многие занимаются смелыми или опасными видами спорта, такими как автогонки, парашютный спорт, скалолазание. Почему?

Возбуждение и некоторые формы страха высвобождают адреналин. Все, что высвобождает адреналин, корректирует проблему.

Причины СДВГ

Являясь результатом совместного воздействия биологических и психосоциальных факторов, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей в последнее время приобретает широкие масштабы. Высокая распространенность этого нарушения (от 5–10% до 20–28% детской популяции) подтверждает актуальность его изучения.

Десятки исследований, проведенных в последние годы, уделяют большое внимание вопросам генетики и демонстрируют, что некоторые аспекты СДВГ наследуются. Исследование, опубликованное в декабре 2003 в журнале Американской академии детской и юношеской психиатрии, охватило детей от 3 до 7 лет и сравнило 98 детей с СДВГ со 116 детьми без СДВГ. Было обнаружено, что родители детей с СДВГ, особенно их матери, имели в 24 раза более высокую вероятность СДВГ по сравнению с родителями детей без СДВГ. Кроме того, родители детей с СДВГ, у которых проявлялись серьезные формы негативизма в отношениях с людьми, в 5 раз чаще имели проблемы поведения или настроения по сравнению с родителями детей без СДВГ.

По словам руководителя программы исследований СДВГ в Мэрилендском университете доктора Андреа Кронис: "Один из важнейших выводов этого исследования — то, что необходимо широко взглянуть на границы лечения детей. Лекарств недостаточно, если вокруг ребенка происходит что-то не то". Исследование показало, какреакция родителей может осложнить жизнь и лечение ребенка с СДВГ. "Мы должны всегда осознавать влияние родителей на лечение ребенка. Поэтому врачи не должны сосредоточиваться полностью на детях, а должны обращать внимание на то, как родители справляются с проблемами, которые могут затруднить лечение ребенка. Мы хотим создать окружение, в котором ребенок может достичь больших успехов".

Андреа Кронис утверждает, что медикаментозное лечение самих родителей помогает им в воспитании их детей. «Мы как раз закончили одно исследование, в котором матерей детей с СДВГ лечили от депрессии. Если это улучшит их настроение, то это положительно повлияет на них и как на родителей".

Особенности детско-родительских отношений в семьях детей с СДВГ

Влияние психосоциальных факторов и, в частности, семейного окружения и воспитания на развитие СДВГ исследовалось в парах «мать-ребенок» (возраст детей 5–10 лет) по методикам: АСВ, ИТО, PARI, «Рисунок семьи». В семьях детей с СДВГ у матерей в 42% случаев выявлена воспитательная неуверенность, недостаточность требований, запретов и санкций. В 58% случаев наблюдается проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. В 36% пар «мать-сын» выявлено предпочтение матерью женских качеств у ребенка. Тест «Рисунок семьи» показал: дети в 83% случаев испытывают тревожность и конфликтность во взаимоотношениях с родителями; в 56% испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации; в 72% случаев – враждебность. Таким образом, выявлено, что особенности семейного воспитания, индивидуально-типологические свойства матерей влияют на развитие СДВГ у детей, способствуя его усилению.

К факторам окружающей среды может быть отнесен родительский стиль, например, недостаток внимания и тепла со стороны родителей. Каждый родитель любит своего ребенка, но не каждый способен выразить свою любовь путем, подходящим именно этому ребенку. Такие вопросы, как стабильность, распорядок дня, обучение нормам поведения и границам, также имеют существенное значение в этой связи. Ребенок с нарушением поведения не способен усвоить нормы общественного поведения, иногда по той простой причине, что его не научили этому родители. Когда мы говорим о границах важно, чтобы они соблюдались с двух сторон.

Существуют семьи, где границы очень размыты: еда и сон в любое время и в любом месте; жестокость, которую никто не останавливает, или родители даже верят, что агрессивное поведение поможет ребенку устроиться в жизни. Чем труднее ребенку сдерживаться из-за внутренних причин, тем ему больше нужно окружение, т.е. родители, которые смогут обратить внимание на его возбуждение, усталость или голод, и заранее предотвратить взрыв. Родителям надо быть очень чувствительными, и здесь скрывается ловушка: родители, которые с трудом организовывают свой собственный распорядок дня, конечно же, вряд ли смогут сделать это для своих детей. Так возникает замкнутый круг.

Т.о., окружающая среда не является, естественно, единственной причиной поведенческих проблем, но она может усугубить положение.

СДВГ – это семейная проблема

Уход за ребенком с СДВГ может создать проблемы во взаимоотношениях между домочадцами. Многие родители детей с СДВГ чувствуют вину, тревогу и усталость. Между супругами, воспитывающими ребенка с данным синдромом, легко возникают обвинения в адрес друг друга. Возможно, возникают разногласия по поводу диагноза ребенка, лечения или дисциплины. Найти решения нелегко, но необходимо пытаться ежедневно разговаривать. Кроме того, родители уделяют много времени и внимания проблемному ребенку с СДВГ. В итоге остальные дети могут почувствовать себя обделенными. Необходимо приложить все усилия, чтобы проводить время с другими детьми и помочь им построить отношения с ребенком с СДВГ.

Помощь семье, воспитывающей ребенка с СДВГПомощь включает: формирующее воспитание, психологическую коррекцию и психотерапию, лекарственные средства и дополнительные вспомогательные методы, такие как трудотерапия и занятия с фълогопедом/дефектологом/нейропсихологом, а также методы по коррекции поведения и улучшению моторики (занятия спортом).

Коррекционно-психологическая работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

1.Нормализовать обстановку в семье ребенка. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.

2.Приучить ребенка к послушанию, привить ему аккуратность и навыки самоорганизации, развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

3.Научить ребенка уважать права окружающих людей, сформировать правильное речевое общение и контроль собственных эмоций (поступков).

4.Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками.

5.Повысить самооценку ребенка, уверенность в собственных силах за счёт усвоения им новых навыков, достижения успехов в учёбе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Рекомендации родителям

В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определённого их количества – вознаграждать.

Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" – лучше попробуйте переключить его внимание.

Создайте для ребенка дома аккуратное и спокойное рабочее место.

Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он вас просто не выслушает до конца. Научитесь давать ребенку короткие и четкие указания. Два или более элементов в указании могут привести их в растерянность, как например: "Пойди в папину комнату и принеси его туфли". Они идут в комнату и возвращаются с пустыми руками. Они услышали только первую часть. Какие-то другие окружающие раздражители увели их внимание от сказанного вами.

Они часто лучше справляются на индивидуальных занятиях. Важно сократить количество окружающих раздражителей, когда они выполняют домашнее задание и т.п.

Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Готовьте вашего ребенка к любому изменению в этом порядке.

Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Читать еще:  Грыжа на копчике?

Как я живу с СДВГ

В США шесть миллионов детей живут с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ) это 9,4% от всего числа детей. По России такой статистики нет, СДВГ плохо диагностируют и почти не лечат. Синдром часто путают с плохим воспитанием. Выглядит похоже — человек отвлекается, перебивает, ведет себя импульсивно. Но детям с СДВГ сложно контролировать такое поведение. СДВГ может пройти с возрастом, а может и не пройти — 50–65% детей с СДВГ забирают диагноз во взрослую жизнь. Ниже — история Сони, которая научилась контролировать диагноз и использовать себе на пользу.

Меня зовут Соня, мне 24. Я психолог, педагог и предприниматель — у меня свое антикафе в областном городе. А еще синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), о котором я узнала в 20, когда полезла разбирать старые документы. Я научилась с ним жить и окружила себя людьми, с которыми можно не переживать за свое поведение.

Как я узнала свой диагноз

В тринадцать лет я наткнулась на термин «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Думала, это когда человеку не хватает внимания, поэтому шутила: «Ой, у меня, наверное, это». Потом этот эпизод забылся.

Спустя несколько лет в университете, где я училась на логопеда-дефектолога, раздавали темы для курсовых работ. Смотрю в список — вижу знакомое словосочетание и выбираю тему по СДВГ. Никогда больше меня так не интересовали курсовые, как в тот раз — я прочитала очень много литературы по синдрому, и на меня постепенно накатывало осознание: «Вот здесь про меня, и это тоже обо мне». Стали понятны некоторые странные события и реакции в моей жизни.

Заподозрив у себя СДВГ, я поехала домой, искать подтверждения диагнозу. Рылась в медицинских карточках и нашла справку — минимальная мозговая дисфункция, а в скобках СДВГ. Подошла к маме, спросила: «Ты была в курсе?» Она сказала да. Я говорю: «Почему же ты не говорила? Ничего не делала?» Я ее не виню, это не показатель того, что мама плохая. Зато говорит о том, что в России тогда не знали, как работать с СДВГ. Родители не знают, что это, думают, что плохо воспитали, и пытаются исправить наказаниями.

Меня с детства таскали по врачам. Мама рассказывала, что я всегда была гиперактивная, как будто какие-то проблемы с нервной системой. Как и для многих детей, СДВГ у меня — это сопутствующий диагноз другим неврологическим состояниям. В двенадцать лет поставили диагноз «минимальная мозговая дисфункция (ММД)», в пять-шесть — диагностирован энурез. У моего младшего брата тоже ММД и еще энцефалопатия. Возможно, врачи тогда просто не знали, что такое СДВГ, как его исправлять, поэтому ставили и другие диагнозы.

Как проявляется СДВГ

Если коротко, жить с СДВГ — это иметь шило в одном месте. Например, лечь на пол на уроке. Или забить на инстинкт самосохранения. Была такая история: как-то ночью написала парню с сайта знакомств, что хочу в лес. Он ответил: «Приезжай, я как раз живу в лесу. Давай вызову такси». И я сажусь в такси и уезжаю. Сейчас я понимаю, что могла бы просто оттуда не вернуться.

То есть я внутренне чувствовала потребность творить какую-то дичь, но не понимала, что со мной происходит. Ну, сплю я по три часа в сутки — так и нормально. Надо мной даже мама смеялась, что я ложилась спать в одной обстановке в комнате, а когда она приходила будить, шкафы и кровати уже стояли в другом месте. Я высыпалась за пару часов и успевала их подвинуть.

Сейчас, в 24 года, тоже такое бывает. Работаю весь день, физически и умственно, а вечером понимаю — не устала, до сих пор очень много энергии. А в детстве было еще ярче.

С СДВГ ты не можешь сам себя успокоить. Сложно усидеть на месте: если ударила в голову идея — придется идти ее делать. У меня снижена концентрация внимания, и я не могу заниматься чем-то постоянно. Поэтому у меня несколько работ, которые я часто меняю, иначе мозг перестает концентрироваться. Постоянно забываю, о чем был разговор, даже во время беседы, и переспрашиваю.

Как лечат СДВГ

Помню, несколько раз я лежала в отделении неврологии, где кололи успокоительные. Я все детство провела на глицине, валерьянке, новопассите. В России и тогда, и сейчас не прописывают жесткие медикаменты, которые реально могут помочь. Они даже запрещены в нашей стране. Не знаю, как бы было, если бы они были доступны. Может, сейчас СДВГ уже лечат лучше. Думаю, само лечение зависит от степени выраженности. Оно включает в себя работу с психологом, дефектологом и медицинские препараты вроде антидепрессантов или нейролептиков.

Современная медицина выделяет три составляющие лечения СДВГ : поведенческую психотерапию, препараты и обучение родителей и учителей взаимодействовать с ребенком. Эти методы применяют по отдельности или комплексно в зависимости от состояния конкретного ребенка. Из препаратов в мировой практике чаще всего назначают психостимуляторы: метилфенидат или соли амфетаминов (то и другое запрещено в России) — или нестимуляторами: атомоксетин, клонидин, бупропион (запрещен в России).

Из-за своего дефектологического образования я стала больше разбираться в теме. Приезжаю к маме и рассказываю, как общаться с моим братом, — у него диагноза нет, но по симптомам очень похоже. Она удивляется, кто бы еще ей об этом рассказал.

Родителям детей с СДВГ я бы порекомендовала подобрать максимально адекватное, понимающее окружение. Важно, чтобы с таким ребенком работал педагог-психолог и другие специалисты. Чем раньше, тем проще ребенку будет понять, что с ним происходит. Думаю, понимающие родители, работа с педагогом-психологом — это снова коррекции.

Ругать ребенка тоже нельзя, ему нужна поддержка. СДВГ — это не плохое воспитание, и он не может вдруг взять и начать вести себя «нормально». Мозг не перевоспитать. Поэтому, когда ребенка не принимают, а родители только ругают, он может уйти в девиантное поведение.

Как СДВГ влияет на отношения с собой и окружающими

У меня с детства хорошее к себе отношение. Я понимала, что живу иначе, чем остальные, по-другому чувствую, но мне было комфортно. Родители в какой-то момент отстали и позволили мне просто быть: «Спишь два часа в сутки? Если высыпаешься, окей». Они не мешали, поэтому я жила в комфортном ритме. Мама либо не считала мое поведение особенным либо специально выбрала такой способ взаимодействия со мной.

Хоть мы никогда не говорили о диагнозе, родители не сделали мне хуже — это уже большой плюс. Особенно это познавалось в сравнении. Помню, ездила в лагерь, а там отбой в десять вечера. Мне было совсем никак не уснуть, и каждый вечер приходила воспитательница, сидела возле и ждала, когда я усну. Хотелось ее ударить. Кому-то, наоборот, помогает жесткий режим, но мне — нет.

Обычно у детей с СДВГ снижена успеваемость, потому что они не могут долго концентрироваться. Мне повезло, у меня такого не было. Я считаю себя умным человеком, и это не завышенная самооценка. Да, мне не усидеть на уроках, не сделать домашку, но я выезжаю за счет того, что схватываю материал на лету. Да, у меня снижена концентрация внимания, но я на минуту сосредоточусь и все пойму. Но все равно было много конфликтов с учителями в школе и преподавателями в университете. Были невыносимы долгие дипломные, курсовые, проекты, которые требуют длительного погружения. Когда я писала диплом, плакала каждый день, потому что не могла сосредоточиться.

Из-за низкой концентрации внимания я научилась делать большой объем работы за короткий промежуток времени. Поэтому было сложно окончить универ. Зачем растягивать на четыре года то, что хочется закончить за месяц?

Зато я научилась договариваться. Например, на английском в университете для зачета нужно было сдавать тексты наизусть. А у меня проблемы с запоминанием текстов. Пришлось подойти к преподавательнице, объясниться и предложить поговорить с ней устно, она мне тогда четверку поставила. Еще из-за того, что все забываю, не могу врать, — знаю, что проколюсь.

Читать еще:  Боли после пневмонии

У меня есть ученик с дислексией и чем-то похожим на СДВГ. Как-то во время урока он встал, подошел к окну, завернулся в занавеску и сказал, что будет рассказывать правила оттуда. Я понимала, насколько ему плохо и тяжело и как важно его в этот момент не спугнуть. И вместе с этим я испытывала облегчение от понимания, что я не одна такая.

Как я чувствую себя сейчас

В детстве мне сложно было общаться со сверстниками, но сейчас я нашла компанию, в которой веду себя совершенно естественно. Остальные симптомы тоже сгладились, концентрироваться стало проще. Я могу отвлечься, что-то забыть, пропустить дедлайн, но воспринимаю это спокойно. Если у меня что-то не получилось, — ничего, разберемся. Ругать я себя за это не буду.

Я думаю, у меня была легкая версия синдрома. Я нашла способ с ним жить и принять свои особенности. Например, я знаю, что у меня низкая концентрация внимания. Поэтому я не беру дела, где нужно сильно концентрироваться. У меня плохая память. Поэтому мои друзья знают, что если им что-то от меня нужно, им самим надо позвонить и напомнить. Мне помог тот период написания курсовой про СДВГ понять, что бывают случаи жестче, чем мой, бывают мягче. У многих СДВГ остается во взрослом возрасте, но со временем люди учатся его контролировать.

Еще я уже пять лет хожу к психологу. Психотерапия сделала для меня очень многое — я знаю, что со мной происходит, и подстраиваю поведение под это.

Как поддержать человека с СДВГ

Если не хотите обидеть человека с СДВГ, не говорите, что его проблемы — это плохое воспитание, это главное.

Думаю, что поддерживать нужно родителей. Моя мама часто удивляется: «Почему про СДВГ никто не говорит? Как об этом узнать, если не учишься в университете?» Для родителей сообщества единомышленников были бы очень полезны. Но я сама не хотела бы быть в сообществе. Есть даже такая тема в психотерапии, что специалисты стараются не обращаться к диагнозам. Потому что диагноз — это ярлык. Человек вешает его на себя, ассоциирует себя с ним и может потеряться в нем.

Иногда взрослый человек думает, что у него СДВГ, но на самом деле он просто неусидчивый или устал, поэтому не может сконцентрироваться. Насколько я знаю, вместе с СДВГ почти всегда идут неврологические диагнозы. Но если есть сомнения, можно всегда пойти к специалисту. Хотя во взрослом возрасте СДВГ диагностируют гораздо реже и симптомы не такие яркие, как в детстве.

Работа с детьми с СДВГ. Как найти ключ к такому ребенку?

СДВГ — это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, проявляющееся в виде трудностей с концентрацией внимания, памяти и самоконтроля. Детям с СДВГ также часто свойственны высокая степень агрессии и самоагрессии, а также тревожность и низкая самооценка.

Важно предостеречь родителей и учителей от самостоятельной постановки диагноза ребенку. Если ребенок очень активен, на то могут быть другие причины — темперамент, воспитание и т. д. Такой диагноз может поставить лишь врач-невролог совместно с психологом.

Как помочь ребенку с СДВГ?

На такого ребенка ни в коем случае нельзя кричать, злиться и думать, что он ведет себя так нарочно. У ребенка просто не хватает способностей контролировать свое поведение, в этом ему должны помочь педагоги и родители.

Такому ребенку очень важно чувствовать себя в безопасности, потому что у него могут быть проблемы с самобезопасностью, прогнозированием и тревогой — он может не до конца понимать, что, если он будет бегать по дому, споткнется и упадет — ему будет больно — ребенку сложно спрогнозировать развитие такой ситуации.

В работе с детьми с СДВГ очень важен инклюзивный подход, педагог должен постараться посмотреть на мир глазами этого ребенка, понять его потребности и проблемы.

Причины развития синдрома

Лобные нарушения

У детей с СДВГ бывают функциональные нарушения лобных долей. Лобные зоны мозга отвечают за контроль и самоконтроль. При наличии таких нарушений ребенку тяжело себя контролировать.

Такому ребенку нельзя говорить: «как ты не подумал, что может случиться», ребенок сам не может это спрогнозировать. Если мы понимаем причину такого поведения, то нам легче будет подобрать ключ к такому ребенку, чем если мы будем думать, что он вредничает и делает все назло.

Стволовые нарушения

Бывает так, что в ходе родовых травм происходят различные нарушения, зажимы ствола головного мозга. Ствол головного мозга отвечает за энергообеспечение и баланс. Такие дети более невнимательны.

Диэнцефальные

При таких нарушениях дети испытывают проблемы со сном, засыпанием. Они также могут быстро запоминать и при этом быстро забывать информацию.

Работа с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Какие условия среды можно создать, чтобы помочь такому ребенку?

Создайте ребенку уголок уединения

Для ребенка с СДВГ очень свойственна полярность поведения, что вызвано низким уровнем самоконтроля. Чтобы успокоить таких детей — им нужен уголок уединения пусть даже во время урока. Если вы видите, что ребенок перевозбужден, предложите ему выйти, где-то посидеть.

Создайте уголок двигательной активности

Понятно, что есть определенные правила и в школе бегать нельзя, но из-за этого нервная система ребенка еще больше перенапрягается. Таким детям нужно сбрасывать энергию, бегать, кричать. Потому можно использовать перемены для организации двигательной активности, проводить физкультминутки.

Введите правила

Такому ребенку нужно четко ставить границы, правила и расписания. Если вы едете с ребенком на экскурсию, важно проговорить что и когда вы делаете. Этому очень важно следовать, ведь если будут какие-то сбои в графике, ребенку будет сложно перестраиваться, это дополнительный стресс.

Обезопасьте ребенка

Место ребенка должно быть максимально безопасным, где нет острых углов и острых предметов. Такие дети могут пораниться как случайно, так и неслучайно.

Случай из практики:

«У меня был мальчик Ваня, 9 лет, с которым мы прописали четкие правила. Важно, что их не должно быть очень много, потому что ребенку будет сложно их усвоить. Правила должны быть очень четко сформулированными: столько времени мы сидим на уроке, когда говорит учитель — я слушаю, если мне нужно двигаться — я выхожу. Желательно, чтобы они были записаны и всегда лежали у ребенка где-то перед глазами как памятка. Мы начинали с ним с того, что слушали ключевой урок 1 минуту, потом делали перерыв на 15 минут и так далее. К концу занятий мы дошли до того, что могли заниматься 25 минут непрерывно».

СДВГ.jpg

Как помочь ребенку в саду и школе

  • Ребенок должен иметь возможность легально сбрасывать лишнюю энергию;
  • Правил не должно быть слишком много, но они должны четко соблюдаться;
  • Для помощи в концентрации внимания нужно использовать различные упражнения на самоконтроль;
  • Важно визуально подкреплять свою речь при обучении ребенка;
  • На определенный отрезок времени необходимо давать только одно задание ребенку;
  • Дети с СДВГ очень хорошо реагируют на успокаивающей массаж, который можно делать, не обладая специальным образованием;
  • Необходимо поддерживать любые, даже самые незначительные успехи ребенка;
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

Напоследок приведем «посыл» от ребенка с СДВГ, который поможет вам взглянуть на мир его глазами:

«Пожалуйста, не перегружайте меня! Я очень хочу общаться с людьми, мне нравится вместе валяться, хохотать, обниматься. Поддержите меня, покажите, как можно общаться, и я обязательно научусь! Мне очень сложно долго сидеть на одном месте и оставаться неподвижным.

Пожалуйста, дайте мне возможность подвигаться. Мне бывает очень тяжело сосредоточиться и сконцентрироваться, но вы можете мне помочь, просто давайте мне возможность заниматься понемногу и частями».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector