Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – одно из наиболее часто встречающихся психических неврологическо-поведенческих отклонений у детей. Огромное количество специалистов (в частности психологи и неврологи) относят его к категории устойчивых и неизлечимых, однако есть и те, кто считает, что это убеждение миф. Не являясь профессионалами в области психотерапии и неврологии, мы не будем принимать ни одну из этих точек зрения, но представим в статье наиболее полную информацию о данной патологии.

Ниже мы более подробно расскажем о том, что такое СДВГ, каковы его причины и симптомы и как он диагностируется. Также мы предложим вашему вниманию некоторые правила лечения СДВГ (способы борьбы и способы получить от этого пользу) и советы на тему профилактики этого отклонения, которые можно использовать родителям, выявившим у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Самое главное об СДВГ

По статистике, синдром дефицита внимания и гиперактивности наблюдается где-то в 5% случаев, что является наиболее распространенным психическим отклонением у детей. Также известно, что на одну девочку с этим недугом приходится три мальчика.

Дети, страдающие представленным заболеванием, неизбежно сталкиваются с различными проблемами не только в детских садах и школах, но и дома, ведь они испытывают серьезные сложности с концентрацией на каких-либо процессах или объектах и контролем своих собственных побуждений. А из-за нестабильного эмоционального фона появляется непонимание и даже осуждение со стороны окружающих людей, что во многих случаях становится причиной сниженной самооценки, негативного мышления, озлобленности и других деструктивных последствий.

Кроме того, дети с СДВГ чаще остальных получают травмы бытового характера. Но более страшно то, что уже в раннем возрасте они могут начать курить, употреблять спиртное, наркотические и психотропные препараты. Другими же сопровождающими СДВГ патологиями нередко становятся депрессии, асоциальное или маниакальное поведение, заикание, нервные тики и биполярные расстройства, проявляющиеся в разрушительном симбиозе депрессивного и маниакального состояний.

Именно поэтому очень важно знать причины, симптомы, методы профилактики, способы борьбы и способы получить от этого пользу, а также сопутствующие методы развития мышления, в том числе и онлайн-игры.

Основные причины СДВГ

С определением достоверных причин синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей есть некоторые проблемы, т.к. даже сегодня они не установлены окончательно. Однако психологи и неврологи относят к возможным факторам развития болезни следующие:

  • Особенности нервной системы. Имеются в виду индивидуальные особенности развития человека, проявляющиеся в дефиците внимания и повышенной активности.
  • Генетическая предрасположенность, когда причины к появлению заболевания находятся в генах. Риск появления СДВГ возрастает, если схожие психические отклонения имеются у кого-то из ближайших родственников человека.
  • Образ жизни будущей матери. Если беременная женщина курит, пьет спиртное и/или употребляет наркотики, развитие у ребенка СДВГ может стать результатом этого.
  • Особенности родов. К этому фактору относятся преждевременные роды и сложное протекание беременности.
  • Неблагоприятные экологические условия. Сюда относят загрязненный воздух, воду, включающую в себя соединения свинца, а также воздействие токсичных и ядовитых веществ, имеющихся в окружающей среде.

Исходя из этого, одним из самых эффективных способов профилактики СДВГ можно назвать ведение здорового образа жизни. Но вопроса лечения и профилактики мы еще коснемся, а пока поговорим о симптомах синдрома у детей.

Симптомы и диагностика СДВГ

Сначала важно отметить, что диагностика столь злостного психического недуга возможна только в тех ситуациях, когда в полной мере проявляются его симптомы. Проводится она не посредством специальных методов или использования каких-то аппаратов, а при помощи обычного наблюдения, получения данных о членах семьи (чтобы установить предрасположенность) и сборе информации от людей, окружающих ребенка, например, родственников, родителей, преподавателей, друзей и т.д. Помимо этого, для окончательного анализа психического состояния требуется и прохождение общего медицинского осмотра.

Что же касается симптомов, то мы берем за основу информацию Американской Ассоциации Психиатров. Ее специалисты выделяют следующие признаки СДВГ у детей:

  • Рассеянность. Выражается в том, что ребенок постоянно теряет свои вещи, к примеру, одежду, школьные принадлежности, игрушки; а также в том, что он не может в спокойном состоянии самостоятельно выполнять определенные действия: писать, рисовать, читать, играть и т.д.
  • Забывчивость. Выражается в том, что ребенок все время забывает просьбы родителей, учителей, друзей; не помнит о своих обещаниях, зачастую, не закончив, бросает выполнение уроков, домашних дел или выполнение инструкций.
  • Невнимательность. Выражается в том, что ребенок делает множество ошибок при выполнении любых действий, причиной чему является неспособность к концентрации на одних и тех же процессах.
  • Рассредоточенность. Выражается в том, что ребенок отвлекается от того, чем занят, не выражает желания (и даже сопротивляется) к участию в работе, требующей применение ума, т.к. осознает то, что у него ничего не получится. Здесь же можно отметить неспособность к продолжительному сосредоточению на играх, уроках, учебе и выполнении других заданий.
  • Гиперактивность. Выражается в том, что ребенок очень много говорит, беспокойно и хаотично двигает ногами и руками, стопами и кистями, не может спокойно усидеть на одном месте, постоянно ерзает, часто встает, когда нужно сидеть, выполняет чрезмерное количество бесцельных движений, в том числе и в ситуациях, когда вести себя так нельзя. Говоря о гиперактивности, не будет лишним отметить, что у детей с СДВГ двигательная активность может продолжаться даже когда они спят, причем спят такие дети чаще всего в позе эмбриона. Если же беседовать с ребенком с СДВГ и, например, задавать ему вопросы, отвечать на них он начинает, еще не дослушав до конца. А еще судить о гиперактивности можно по тому, что дети всегда вмешиваются в некасающиеся их беседы, влезают в чужие занятия и игры.

Однако не нужно бить тревогу, если вы вдруг заметили за своим чадом нечто из вышеназванного. Дело в том, что говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности можно тогда, когда в поведении проявляются шесть или больше симптомов. К тому же происходить это должно систематически на протяжении полугода в школе или детском саду, дома, во взаимодействии с окружающими людьми. Важен и тот факт, что поставить соответствующий диагноз могут только психологи, неврологи и некоторые другие специалисты, разбирающиеся в особенностях развития детей. И только после того как диагноз определен, можно приступать к лечению.

Лечение СДВГ

Как мы уже упоминали, большинство специалистов считают, что синдром дефицита внимания является заболеванием неизлечимым. Невзирая на это, есть и те, кто уверен, что это миф, и предлагают для лечения СДВГ определенные меры.

Лечение СДВГ предполагает применение кратковременной и долговременной лекарственной терапии и коррекцию поведения при помощи психотерапии. Основными лекарствами в этом случае служат психостимуляторы наподобие Декстроамфетамина-амфетамина, Лиздексамфетамина и Метилфенидата, воздействующих на нейромедиаторы с целью нормализации внимания и снижения гиперактивности. Нередко используются и антидепрессанты, но их действие происходит гораздо медленнее. Помните о том, что назначать препараты и подбирать дозировку может только врач.

Помимо традиционной медицины для лечения СДВГ могут применяться и альтернативные методы, хотя в большей степени они относятся ко взрослым людям. Среди таковых выделяют медитативные практики, йогу, цигун, особые диеты, где в пищу принимаются продукты без сахара, аллергенов, искусственных красителей, консервантов и кофеина. Но не следует забывать и о том, что помимо физического лечения, для профилактики и облегчения СДВГ нужно заниматься и интеллектуальным. Можно, например, проходить специализированные курсы по развитию мышления, играть в особые онлайн-игры (отличную подборку таких вы можете найти здесь). И если подходить к вопросу лечения и профилактики СДВГ комплексно, можно добиться пусть и не полного избавления от этого заболевания, но все же сделать так, чтобы ребенок просто перерос его, возымев возможность войти во взрослую жизнь подготовленным человеком.

Теперь же мы хотим дать несколько советов родителям, выявившим у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Советы родителям детей с СДВГ

Детей с СДВГ специально учат преодолевать симптомы этого заболевания. Но способы борьбы и способы получить от этого пользу могут быть эффективны только тогда, когда лечение (прием медикаментов, психотерапия и другие методы) сопровождается непосредственным участием в нем родителей. Что же можно делать дома, чтобы облегчить недуг своего ребенка? Вот несколько эффективных рекомендаций:

  • Проявляйте чувства и давайте своему чаду понять, что цените и любите его. Уделяйте ему больше времени, причем без участия посторонних, целуйте, обнимайте и всячески показывайте, что принимаете его таким.
  • Повышайте самооценку ребенка, для чего отлично подходят занятия спортом. Например, приобщите его к единоборствам и активным тренировкам. Даже если заметных достижений достигнуто не будет, спорт в любом случае развивает силу воли, дисциплину, желание работать над собой, а также приучает к распорядку.
  • Верно ставьте задачи. Когда поручаете что-то своему ребенку, старайтесь выражаться просто. Ваши слова, фразы и формулировки должны соответствовать его возрасту, ясно восприниматься и пониматься ребенком. А большие задачи рекомендуется делить на несколько более мелких этапов.
  • Не забывайте об отдыхе. Вы должны обеспечивать свое дитя условиями для отдыха. Не утомляйте его, не допускайте повышенной усталости, не перегружайте заданиями и работой. Делайте перерывы, устраивайте сон-час, позволяйте заниматься любимыми делами.
  • Соблюдайте режим. Выстраивайте распорядок дня и график на каждый день, чтобы привить ребенку дисциплинированность. Но делайте это непринужденного и мягко. Детей с СДВГ воспитывать намного легче, когда родитель пресекает нежелательное поведение и поощряет желательное.
  • Приобщайте учителей. Это значит, что вам просто необходимо рассказать об особенностях своего чада учителям и педагогам, с которыми он взаимодействует, чтобы обеспечить себе поддержку с их стороны. Можно поговорить о возможности изменений в системе оценок, разработать индивидуальный план занятий или даже перевести ребенка в частную школу, где к нему будет применен особый подход.
  • Сохраняйте уверенность и будьте терпеливы. Примите тот факт, что в одночасье разобраться с трудностями не получится. А потому старайтесь сохранять спокойствие и равновесие. Это позволит вам обойти стороной ошибки и избежать переутомления в воспитании любимого ребенка. К тому же дети склонны копировать поведение авторитетных для них взрослых, а значит, вы всегда должны служить хорошим примером для подражания.
  • Развивайте мышление. Уделяйте особе внимание интеллектуальному развитию своего ребенка. Для этого подходит чтение книг, решение логических задач, просмотр познавательных телепередач и документальных фильмов, всевозможные игры (включая и онлайн) и курсы по развитию мышления.
Читать еще:  Мне кажется что у мужа сильные проблемы с психикой. Возможно раздвоение личности

И еще раз напомним о том, что определять синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей ни в коем случае не нужно самостоятельно. Если вы регулярно замечаете какие-то отклонения, не делайте поспешных выводов, а обратитесь за консультацией к профессионалам. Вероятнее всего, в необычном поведении просто проявляются особенности развития вашего любимого сынишки или дочери.

В заключение же, с учетом того, что в статье нами были рассмотрены особенности СДВГ у детей, стоит сказать пару слов об этом заболевании и у взрослых.

СДВГ у взрослых

Множество взрослых, у которых в детстве не выявили СДВГ, не понимают, что именно данный недуг является причиной большинства их трудностей в жизни, проблем со вниманием и усвоением нового материала, сложностей во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поэтому людям, которым это знакомо, рекомендуется заниматься изучением СДВГ самостоятельно и обращаться за помощью к квалифицированным специалистам, ведь именно соответствующие обследования могут дать ответы на многие вопросы.

А если говорить о распространенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, то она зависит от имеющихся у них сопутствующих проблем психологического характера. Например, исследования, проведенные в Мексике в 2007 г., показали наличие этой болезни у 5,37% из 149 человек, не наблюдающихся у психиатров, и у 16,8% из 161 человека, которые наблюдались у психиатров. Любопытно и то, что в категории психиатрических пациентов разница в наличии СДВГ была «перевернута» в соотношении с общей категорией и категорией детей (вспомните начало статьи): синдром наблюдался у 21,6% женщин и лишь у 8,5% мужчин.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью


Обзор по ресурсам интернета подготовила СДВГ мама (библиография в разделе «Ссылки»)

Что такое СДВГ?
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате — заниженной самооценки.

Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

Что такое дефицит внимания?
К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания (несобранности), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость и т.п.

Что такое гиперактивность?
Выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.

Что такое импульсивность?
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; в классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

Как в СДВГ сочетаются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность?
Синдром дефицита внимания был впервые описан в 1902 году, а первый отчёт о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами был опубликован в 1937 году. Поначалу, из-за ярко выраженных неврологических признаков нарушение получило название ММП – минимальные мозговые повреждения. Позднее, когда не было выявлено анатомических повреждений мозга, его переименовали в ММД – минимальные мозговые дисфункции. С 1980 года название синдрома основывается на DSM – международной психиатрической классификации.

  1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ.
  2. Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.
  3. Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.

    (1) Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:

  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.
  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  6. Часто бывает болтливым.
  1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Вы подозреваете, что у вашего ребёнка есть проблема? Остерегайтесь поспешных выводов!
Обсудите ваши сомнения с воспитателем или учителем. Профессионалы, работающие с большим количеством детей, обычно хорошо различают норму и отклонения.
Сходите на прием к педиатру. Иногда в основе трудностей ребенка лежат невыявленные проблемы со слухом или зрением, последствия перенесённой черепно-мозговой травмы, психические расстройства, синдром Туретта, неврозы и т.д. Если таковые проблемы или заболевания не обнаружены – обратитесь к психологу или неврологу.
Вы посетили врача, но всё ещё сомневаетесь, правильно ли поставлен или не поставлен диагноз? Пойдите к другому специалисту.

Каковы причины СДВГ?
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы (наследственность), особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т.д.

Каков оптимальный возраст для постановки диагноза СДВГ?
Оптимальный возраст – 4-5 лет, когда уже можно объектизировать наличие расстройства внимания. В более раннем возрасте трудно определить СДВГ, но современные методы позволяют раннюю диагностику.
Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнётся его коррекция – тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребёнку в трудовой и социальной деятельности (в учёбе и поведении в школе, дома, с окружающими), а также помогут сохранить его самооценку. Поэтому если вам кажется, что с ребенком что-то не так, доверьтесь своему инстинкту и проконсультируйтесь со специалистом.
СДВГ чаще встречается у мальчиков. Одной из возможных причин считают то, что обычно девочки менее гиперактивны, чем мальчики, а следовательно у них может больше встречаться дефицит внимания без гиперактивности — тип СДВГ, который труднее выявить.

Как определяется СДВГ?
Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). В процессе диагностики обычно используются опросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские проверки и т.д. Помощь ребёнку разрабатывается на индивидуальной основе и включает психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, а при необходимости и лекарственную терапию.
Медикаментозное лечение имеет, как правило, симптоматическое действие, иногда его проводят годами, продолжая и в юношеском периоде, и во взрослом. Подавление симптомов облегчает интеллектуальное и социальное развитие ребенка, но не лечит сам СДВГ.

СДВГ и тревожные расстройства: как распознать и к кому идти за помощью

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) и тревожное расстройство — довольно распространенные диагнозы среди приемных детей и подростков. Их внешние проявления нередко очень похожи, и только верная диагностика позволяет подобрать правильное лечение и средства психолого-педагогической реабилитации.

Читать еще:  Генитальный герпес: Справляясь с диагнозом

Подросток с симптомами СДВГ, как правило, имеет не лучшую репутацию в школе. На уроках он неусидчив и постоянно отвлекается, крутится, ерзает на стуле, или у него, наоборот, нет сил на работу в классе и он вялый и малоподвижный. Его тетради пестрят ошибками, а учителя постоянно жалуются: «не работает на уроке, не слушает учителя, мешает товарищам». Подросток легко раздражается, часто неадекватно и слишком импульсивно реагирует на замечания.

Раньше в таких случаях одной из первых гипотез, которая возникала у взрослых, была гипотеза о том, что что-то не так с условиями воспитания или обучения ребенка. Учителя обращались к родителям с призывом «объяснить ему, быть с ним построже, требовать», родители в свою очередь говорили о том, что «учитель должен замотивировать их ребенка, лучше поддерживать дисциплину в классе, завоевать авторитет».

Сейчас, несмотря на то, что бывают случаи, когда такое поведение ребенка связано с особенностями воспитания или же особенностями стиля общения педагога, в целом родительское и педагогическое сообщество стало начитаннее и гиперактивность стала очень популярным диагнозом, которым легко оперируют родители и педагоги. Нередко на приеме я слышу от родителя: «Он у нас гиперактивный», и каждый раз уточняю, был ли этот диагноз поставлен врачом или же родители используют это слово для обобщения своих наблюдений.

Важно понимать, что СДВГ — это медицинский диагноз, и поставить его может только врач.

Критерии диагноза СДВГ прописаны в Международной классификации болезней (МКБ-10). На эти критерии опираются врачи при постановке диагноза, на них также могут обратить внимание родители.

Невнимательность/дефицит внимания:

• часто неспособен внимательно следить за деталями, совершает беспечные ошибки в школьной программе, работе или другой деятельности;

• часто не удается поддерживать внимание на заданиях или в игровой деятельности;

• часто заметно, что ребенок не слушает, что ему говорят;

• ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за протестного поведения или неспособности понять инструкции);

• часто нарушена организация заданий и деятельности;

• часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;

• часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;

• часто легко отвлекается на внешние стимулы;

• часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

Гиперактивность:

• часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;

• покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;

• часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);

• часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;

• обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.

Импульсивность:

• часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;

• часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;

• часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);

• часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Диагноз СДВГ ставится не ранее 5-6-летнего возраста.

Как мы видим, для постановки диагноза СДВГ необходим комплекс симптомов, состоящих из дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности. В ряде случаев дети не получают данного диагноза, так как каждое расстройство может присутствовать независимо от других, то есть, гиперактивность не подразумевает дефицита внимания или импульсивности.

Все дети с диагнозом СДВГ соответствуют следующим критериям:

1. По меньшей мере, шесть симптомов снижения внимания.

2. Не менее шести симптомов импульсивности или гиперактивности, либо и импульсивности и гиперактивности.

3. Симптомы проявляются не менее шести месяцев.

4. Некоторые симптомы должны быть выявлены до 7 лет.

5. Некоторые симптомы должны присутствовать в двух местах: дома и в школе.

6. Симптомы приводят к значительному ухудшению социального функционирования или учебы.

В случае, если вы замечаете у своего ребенка данные симптомы, необходимо обратиться к специалистам. Диагностикой и лечением СДВГ занимаются врачи-педиатры, неврологи и психиатры. Психологи могут помочь в постановке диагноза и в немедикаментозном лечении.

Однако СДВГ легко перепутать с проявлениями тревожного расстройства. Находящийся в постоянной сильной тревоге подросток также может быть неусидчивым, гипермоторным или, наоборот, заторможенным, делать глупые, на взгляд окружающих, ошибки, у него также могут быть сложности в отношениях с родителями и друзьями, без видимой причины могут проявляться страх и раздражительность.

Хотя необходима профессиональная оценка, члены семьи могут определить разницу между СДВГ и тревожным расстройством. Для этого необходимо обращать внимание на поведение ребенка, как оно меняется с течением времени и с чем может быть связано.

СДВГ не появляется внезапно. Те или иные признаки присутствуют с раннего детства и постепенно видоизменяются. Значительное усиление симптомов СДВГ обычно происходит, когда ребенок начинает ходить в сад или школу. Здесь резко возрастают требования к организованности, самоконтролю ребенка, психическая нагрузка и на фоне сверстников особенности ребенка с СДВГ проявляются наиболее ярко.

Тревожные расстройства в большей степени связаны с травматическими событиями в жизни ребенка. Причины могут быть вызваны переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, насилием в семье или школьной травлей.

Таким образом, тревожное расстройство становится ответом на некоторые травмирующие события или воспринимаемые ребенком как таковые, в то время как СДВГ можно наблюдать на протяжении всей жизни.

Диагноз «тревожное расстройство» ставит врач-психиатр, при этом подростку может быть необходима медикаментозная помощь — противотревожные препараты, которые назначает врач, и работа с психологом, или же только работа с психологом.

Психолог может работать с травмой, актуальными симптомами, помогать в развитии социальных навыков. Также психолог налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей контролировать эмоции, лучше понимать ребенка, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу. Одна из самых непростых ситуаций, когда СДВГ у подростка сочетается с тревожным расстройством: лечение может потребовать больше времени и большего количества специалистов, более скрупулезного подбора препаратов, так как некоторые препараты, направленные на лечение проявлений СДВГ, могут усиливать тревогу.

Важно понимать, что оба диагноза могут поставить только специалисты, и в обоих случаях ребёнку потребуется та или иная профессиональная помощь. Основная задача родителей — вовремя распознать признаки проблемы и обратиться за помощью.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

ЧУТКО Л. С. 1 , КРОПОТОВ Ю.ДЛ ЛЕБЕДЕВ В. П. 2 , ЯКОВЕНКО Е.А. 1 , ГРИНЬ-ЯЦЕНКО В.А. 1 , СУРУШКИНА СЮ. 1

1 Институт мозга человека РАН,

2 Институт физиологии им. И.П.Павлова РАН, Санкт-Петербург

Лечение СДВГ

Изучалась эффективность лечения синдрома дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей и подростков с помощью транскраниальной электростимуляции (ТЭС). Курс ТЭС проведен у 102 пациентов, среди которых были выделены 3 группы пациентов с преобладанием разных компонентов СДВГ — невнимательности, гиперактивности и импульсивности, а также со смешанным типом заболевания.

Результаты проведенных исследований показывают, что метод обладает более высокой эффективностью при лечении СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности и патологии смешанного типа, но менее эффективен для коррекции внимания. Метод оказался также эффективным при лечении коморбидных СДВГ синдромов — тиков, головных болей напряжения, тревожных расстройств. Данные катамнестических исследований свидетельствуют о сохранении эффекта у большинства пациентов в течение 6 месяцев.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ — синонимы: дефицит внимания с гиперактивностью, гиперактивное расстройство) является одной из наиболее важных проблем детской неврологии. Данная патология составляет большую социальную проблему, т.к. этот синдром встречается у 5—17% детей в общей популяции [1, 2, 7].

В этиопатогенезе СДВГ играют роль генетические факторы, а также органическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде, ведущее к появлению нейроморфологических изменений, затрагивающих, главным образом, лобную кору и базальные ганглии головного мозга (хвостатое ядро, бледный шар), больше правого полушария [8, 9, 11].

Наиболее частыми коморбидными СДВГ заболеваниями являются тики и синдром Жиль де ля Туретта [7, 8]. При лечении СДВГ чаще всего используются психостимулирующие средства: амфетамины, метилфенидат и пемолин [6,8]. Использование психостимуляторов позволяет достичь высоких результатов в 60—70% случаев. Однако при их приеме может наблюдаться ряд побочных эффектов: бессоница, раздражительность, ночные кошмары, головные боли, тики [14].

В нашей стране для лечения СДВГ применяются ноотропные и вазоактивные средства: церебролизин, инстенон и др. Эффективность их использования достигает 60% [1, 2]. В последнее время в клинической медицине большое применение нашел метод транскраниальной электростимуляции (ТЭС). Было установлено, что в формировании анальгетического эффекта ТЭС участвует опиоидный нейрохимический механизм — усиливается выделение опиоидного пептида — бета-эндорфина в мозге [2]. Кроме этого в реализации терапевтического воздействия ТЭС играют роль серотони-нергические механизмы.

Экспериментальные исследования с использованием маркера C-FOS показали, что под влиянием ТЭС число нейронов головного мозга (главным образом таламуса и гипоталамуса), находящихся в состоянии избыточного возбуждения у стрессированных животных, существенно уменьшалось [3]. Целью данного исследования является разработка метода лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и коморбидных расстройств (в первую очередь тиков) с помощью применения транскраниальной электростимуляции.

Читать еще:  жидкость под ногтями

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Под нашим наблюдением находилось 102 ребенка (84 мальчика и 18 девочек) в возрасте от 8 до 15 лет, страдающие СДВГ. Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, а также сопутствующих тикозных гиперкинезов осуществлялась на основании критериев DSM-IV [10]. Оценка степени тяжести заболевания производилась с помощью шкалы SNAP-IV, которая представляет собой опросник для родителей, состоящий из 43 вопросов, позволяющих оценить степень невнимательности, гиперактивности и импульсивности [15]. Средняя частота тиков вычислялась по пятибалльной шкале Tourette’ Syndrome Global Scale (TSGS) [16].

Диагностика цефалгий осуществлялась в соответствии с классификацией международного общества по изучению головной боли (IHS — 1988) [13]. Оценка тяжести цефалгий производилась с помощью Визуальной Аналоговой Шкалы (ВАШ) [12]. Неврологическое обследование проводилось по общепринятой схеме. Нейрофизиологическое обследование включало в себя электроэнцефалографическое обследование, выполняемое с помощью компьютерного 24-х канального электроэнцефалографа «Телепат-104». Кроме этого, проводилось психофизиологическое исследование с помощью теста TOVA (Test of Variables of Attention), представляющего собой тест непрерывной деятельности, основанный на предъявлении испытуемому в случайном порядке значимых и незначимых стимулов в виде геометрических фигур и позволяющий оценить состояние внимания по отношению к нормативным данным.

С помощью TOVA оцениваются 3 показателя: степень невнимательности (ошибки пропуска значимых стимулов), уровень импульсивности (ошибки реагирования на незначимые стимулы), время ответа. Уровень тревожности оценивали у детей с помощью опросника тревожности, разработанного С. М. Зелинским и В. Е. Каганом на базе шкал Тейлора и Сарасона [5].

Сеансы ТЭС осуществлялись при помощи аппарата «ТРАНСАИР-02» (монополярные импульсы) по стандартной методике с использованием парных электродов с лобной и сосцевидной локализацией (частота импульсов — 77,5 Гц, длительность импульса — 3.5 мс, сила тока — 1—2 мА) [2]. Основными критериями подбора индивидуального уровня тока являлись переносимость процедур и появление положительного клинического эффекта. В большинстве случаев величина стимулирующего тока колебалась в пределах 1,4—1,7 мА. Длительность сеанса составляла 20—30 минут. Курс лечения состоял в среднем из 10 сеансов. Первый сеанс ТЭС осуществлялся длительностью 5— 7 минут, силой тока 0,3—0,5 мА. Во время прохождения лечебного курса ТЭС другой терапии пациенты не получали.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с критериями DSM-IV из исследуемой группы были выделены пациенты с различными типами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: 13 детей с преобладанием невнимательности (12,7%), 24 — с преобладанием гиперактивности и импульсивности (23,5%), 65 — со смешанным типом заболевания (63,8%).

В Табл. 1 отражены показатели клинического состояния пациентов с помощью шкалы SNAP-IV. У пациентов из исследуемой группы тики имели место в 47 случаях (46,1%). Из них: преходящие тики регистрировались в 14 случаях (29,8%), хронические тики — в 27 случаях (57,4%), синдром Жиль де ля Туретта — в 6 случаях (12,8%). Головные боли напряжения (ГБН) у пациентов из наблюдаемой группы имели место в 38 случаях (37,3%). При этом эпизодические ГБН регистрировались в 23 случаях, а хронические ГБН в 15 случаях. У 88 детей (86,3%) из исследуемой группы наблюдалась неврологическая микросимптоматика в виде дискоординации движений, умеренной диспраксии.

При электроэнцефалографическом исследовании у всех пациентов обнаружены различные отклонения от возрастной нормы: увеличение спектра мощности тета-колебаний в лобных областях, уменьшение представленности бета-активности в передних отделах коры. Данные изменения могут свидетельствовать о снижении активирующих влияний ретикулярной формации, нарушении зонального распределения компонент.

По данным теста TOVA у всех пациентов в основной группе выявлено в разной степени выраженное увеличение по сравнению с нормой показателя невнимательности, в 76 случаях (74,5%) найдено повышение уровня импульсивности, у 43 пациентов (42,2%) увеличено время реакции. Значения различных показателей теста представлены в Табл. 2.

Средний уровень тревожности в исследуемой группе составляет 21,6 + 7 (при диапазоне нормативных показателей 4—16). После курса ТЭС клиническое улучшение наступило у 66 детей, что составляет 64,7% всех получавших лечение пациентов. Значительное улучшение получено в 28 случаях (27,5%), незначительное улучшение в 38 случаях (37,2%). Положительная динамика не отмечалась у 36 пациентов (35,3 %). В 4 случаях (3,9%) на фоне курса ТЭС отмечается появление головных болей, непосредственно после сеанса. В качестве побочного эффекта можно было отметить появление сон¬ливости непосредственно после сеанса у 26 пациентов (25,5%).

Данные проявления проходили через 3—4 часа после процедуры. Следует подчеркнуть, что улучшение отмечалось у 22 пациентов с преобладанием гиперактивности и импульсивности (91,7%) и 44 пациентов со смешанным типом заболевания (67,7%)). В то же время у пациентов с преобладанием невнимательности положительной динамики не отмечалось. Оценка состояния с помощью шкалы SNAP-IV показывает значительное снижение показателей импульсивности и гиперактивности. Значимой динамики показателей внимания не отмечается (Табл. 1).

После курса ТЭС уменьшение тиков отмечалось у 40 пациентов из исследуемой группы (85%). Уменьшение преходящих тиков регистрировалось во всех случаях, хронических тиков — в 21 случаях (77,8%), тиков при синдроме Жиль де ля Туретта в пяти случаях. Регистрировалось уменьшение средней частоты тиков на 2.7 баллов, что свидетельствует о достоверном улучшении (р < 0.01). Средняя частота тиков по пятибалльной шкале Tourette’ Syndrome Global Scale (TSGS), после проведения курса ТКМП составляла 1.1 баллов (при максимальной частоте 5 баллов).

После курса ТЭС наблюдается значительное уменьшение головных болей напряжения у 33 пациентов из наблюдаемой группы (86,8%). При этом уменьшение эпизодических ГБН регистрировалось в 20 случаях (87%), а уменьшение хронических ГБН в 13 случаях (86,7%). При оценке головной боли с помощью Визуальной Аналоговой Шкалы определяется снижение средней интенсивность боли на 5.2 баллов, что свидетельствует о достоверном улучшении (р < 0.01).

Повторное психофизиологическое исследование, проведенное с помощью теста TOVA, выявило статистически достоверные изменения: снижение импульсивности в среднем на 13,9% (р < 0.01). Значимой динамики показателей внимания и времени ответа не отмечалось. Таким образом, результаты психофизиологического исследования подтверждают клинические данные об уменьшении импульсивности после курса ТЭС. Повторное психологическое исследование показывает уменьшение показателей тревожности в среднем до 12.2 ± 5 (р < 0.01).

Результаты ЭЭГ-исследования после курса ТЭС показывают поло-жительную динамику в виде увеличения выраженности и нормализации зонального распределения альфа-ритма. Подобные изменения от-мечась у 58 пациентов (56,9%). В 20 случаях (19,6%) отмечалось появ¬ление эпох высокоамплитудной гиперсинхронной низкочастотной альфа-активности. После окончания курса ТЭС под наблюдением в течении 12—24 месяцев находилось 66 пациентов с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Наблюдение за этими пациентами на протяжении 5—6 месяцев показало, что полученные клинические результаты не снижались у 74,2% детей. Катамнестические исследования показывают, что положительные изменения, появившиеся после курса ТЭС, в 36,4% случаев сохранялись на протяжении 12 месяцев. Под наблюдением в течении более 24 месяцев находилось 22 пациента с СНВГ, прошедших курс ТЭС. Катамнестические исследования показали, что положительные изменения появившиеся после курса ТЭС, сохранялись на протяжении 24 месяцев в 18,2% случаев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности безлекарственного лечения с помощью ТЭС детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с преобладанием гиперактивности и импульсивности, а также со смешанным типом заболевания.

Применение ТЭС неэффективно в случаях преобладания невнимательности. Метод также эффективен при лечении коморбидных СДВГ тиков, головных болей напряжения, тревожных расстройств.

Наиболее вероятным механизмом полученных в ходе процедур ТЭС клинических изменений, является транквилизирующий эффект, возникающий в ходе выделения эндогенных опиатов.

Данные катамнестических исследований свидетельствуют о сохранении эффекта у большинства пациентов в течение 6 месяцев. В целом, полученные результаты позволяют рекомендовать применение ТЭС в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью смешанного типа и особенно СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности, с коморбидными расстройствами. Курсовое лечение с использованием ТЭС необходимо проводить 2 раза в год.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадалян JI. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей; (обзор). Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М.Бехтерева. 1993, №3: 74—90.

2. Заваденко Н. Н., Петрухин А. С. и др. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии. Инстенон: Опыт клинического применения. СПб., 1999: 91-97.

3. Лебедев В. П. Транскраниальная электростимуляция: новый под¬ход. В сб.: Транскраниальная электростимуляция. Экспериментально-клинические исследования. СПб., 1998: 22—38.

4. Лебедев В. П., Козловски Дж. П. Транскраниальная электростимуляция угнетает вызванную стрессом экспрессию C-FOS в отдельных областях мозга крыс. В сб.: Транскраниальная электростимуляция: экспериментально-клинические исследования. СПб., 1998: 163—182.

5. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. СПб., Изд. ЛПМИ 1991, 80 с.

6. Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью. Психиатрия. Ред. Р. Шейдер. М., 1998: 222—236.

7. August G. J., Braswell L., Thuras P. Diagnostic stability of ADHD in a community sample of school-aged children screened for disruptive behav¬ior. J.Abnorm. Child Psychol. 1998, 26 (5): 345—356.

8. Barkley R.A. Attention deficit disorder with hyperactivity: A handbook for diagnosis and treatment. N.Y., 1990, 256 p.

9. Castellanos F. X, Giedd J. N., Eckburg P. et al. Quantitative morphology of the caudate nucleus in attention deficit hyperactivity disorder. Am. J. Psy¬chiatry. 1994,. 151 (12): 1791-1796.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector