Laiveko.ru

Медицина и здоровье
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребенка есть здоровую пищу: 10 простых советов

Как научить ребенка есть здоровую пищу: 10 простых советов

Не секрет, что родители иногда и сами до конца не понимают, что значит правильное и здоровое детское питание. Хорошая новость в том, что прочитав эту статью вы получите целых 10 простых и понятных советов.

10 советов о правильном питании

  1. Родительский контроль. Кто ходит в магазин и покупает продукты? Вы сами? Тогда всю вину за неправильное питание детей можете возложить на себя. Ни один ребенок не будет ходить голодным. Дети съедят все, что найдут в шкафчиках и холодильнике. Так что если у вас на кухне мало полезной еды, значит, надо пересмотреть свой стандартный список покупок.
  2. Позвольте ребенку выбирать. С одной стороны, может показаться слишком непривычным и даже неправильным спрашивать ребенка о том, чего и сколько ему хочется. Но если вы будете придерживаться режима дня с фиксированным временем завтрака, обеда, ужина и перекусов, готовить вкусно и разнообразно, то ребенок будет выбирать из того, что есть. Совсем нетрудно иметь на кухне пачку-другую цельнозерновых макарон и, скажем, риса. Предложите выбрать гарнир из этих двух вариантов, и он в любом случае будет полезным.
  3. Не заставляйте доедать. Позвольте ребенку самому решать, наелся он или нет. Только так человек может научиться понимать себя и избежать переедания.
  4. Начните воспитывать привычку правильного питания у ребенка с рождения. Пищевые пристрастия закладываются в раннем возрасте, буквально с момента введения первого прикорма. Поэтому не настаивайте на какой-нибудь «такой полезной цветной капусте», если не хотите, чтобы ваш ребенок до конца жизни на нее смотреть не мог. Если малыш не хочет пюре из кабачка сегодня, не кормите насильно. Предложите его через неделю или две, и, возможно, ваш ребенок распробует его.
  5. Разнообразьте детское меню. На самом-то деле дети любят не только печенье и макароны с сосисками. Предложите им что-то совсем новое дома или позвольте самим выбирать в кафе. Вы удивитесь, насколько дети любят экспериментировать.
  6. Считайте жидкие калории. Газированные сладкие напитки содержат колоссальное количество калорий, которые не несут питательной ценности. Постепенно заменяйте газировку на воду, молоко и компоты. Так вы не только удовлетворите жажду ребенка, но и обеспечите его необходимыми витаминами и минералами.
  7. Не переоценивайте десерт. Если каждый прием пищи заканчивается «восхитительным вкуснейшим десертом, на который я потратила полдня», то ребенок начинает воспринимать третье блюдо как нечто особенное. И этого невероятного начинает хотеться все больше, а обычной еды, особенно овощей, – все меньше. Не заостряйте внимание на какой-либо еде, и тогда ребенок не будет выпрашивать сладкое по поводу и без.
  8. Не пытайтесь выразить свою любовь к ребенку через еду. Гораздо лучше просто лишний раз сказать, как вы его любите. Если же вы будете использовать еду (например, какие-то особенные блюда) как поощрение или повод восхитить ребенка, то скорее всего у него сформируется с возрастом привычка заедать стрессы и отмечать пиршествами любые события.
  9. Подавайте пример. Дети, особенно маленькие, все повторяют за взрослыми. Трудно приучить ребенка есть брокколи и бурый рис, если сами вы предпочитаете пирожки и бутерброды. Измените рацион всей семьи, постепенно заменяя вредные или малополезные блюда на вкусные и питательные. Пользуйтесь такими кухонными приборами, как мультиварка, аэрогриль, пароварка. Они позволяют приготовить пищу без добавления или с минимальным количеством масла, в процессе обработки теряется совсем немного витаминов, а блюда получаются очень вкусными. Если вся семья будет есть правильную и вкусную пищу, то и ребенок будет.
  10. Ограничивайте время, проведенное за телевизором и компьютером. С помощью этого метода вам удастся снизить количество и объемы перекусов, которые тоже зачастую не всегда полезны. И лучше не просто запретить ребенку смотреть мультики, а отправиться с ним на прогулку или поиграть в подвижные игры. Дети любят это гораздо больше.

Питьевой режим ребенка

Есть много мнений и рекомендаций по поводу правильного питания, но совсем мало информации о том, что детям стоит пить, а что нет. В день человек выпивает 1,5–2,5 литра жидкости, поэтому очень важно следить за тем, чтобы ребенок получал максимум пользы от того, что он пьет.

Как приучить к воде и молоку

Здоровая пища, несомненно, улучшает настроение и самочувствие ребенка.

Для детей любого возраста лучший способ утолить жажду – выпить стакан простой воды или молока. И не только потому, что в воде совсем нет калорий, а в молоке много кальция, а потому, что так можно сформировать правильную привычку использовать молоко и воду, а не газировку для утоления жажды.

Вот, например, потребность организма в кальции для детей разных возрастов:

  1. Малыши от 1 года до 3 лет – 700 мг кальция ежедневно (480 мл молока).
  2. Дети от 3 до 8 лет – 1000 мг (600 мл молока). – 1300 мг (720 мл молока).

Лучше выбирать обезжиренное молоко или молоко с низким содержанием жира, так вы урежете лишние калории.

Если ваш ребенок не любит молоко, то попробуйте сделать молочный коктейль, добавив немного ягод или фруктов, например клубнику или банан.Такой коктейль легко приготовить, он вкусный и достаточно сладкий, к тому же содержит дополнительные витамины и минералы.

Если дети пьют много газировки, спортивных напитков, соков и соковых напитков, то они получают не только огромное количество сахара и пустых калорий, но и начинают употреблять меньше молока и других молочных продуктов (например, кефира), лишая себя необходимого кальция. К тому же лишние калории могут привести к ожирению и серьезным проблемам со здоровьем (сахарный диабет, артериальная гипертензия).

Содержание калорий и сахара в различных напитках

  • Вода (1 стакан) – 0 калорий и 0 г сахара.
  • Молоко с низким процентом жирности (1 стакан) – 100 калорий и 11 г сахара.
  • Свежевыжатый апельсиновый сок (1 стакан) – 110 калорий и 22 г сахара.
  • Соковый напиток, содержащий 10 % сока (1 стакан) – 150 калорий и 38 г сахара.
  • Газированный сладкий напиток (1 стакан) – 100 калорий и 27 г сахара.

Ограничьте потребление сока

Если ребенок любит соки, то смотрите за тем, чтобы ему покупались только натуральные хорошие соки, а не соковые напитки с большим количеством сахара и вкусовых добавок.

Нормы потребления сока для детей разного возраста:

  1. До 6 месяцев – сок не вводится. Основной и единственной пищей ребенка должно являться грудное молоко или смесь, а также простая кипяченая вода при необходимости.
  2. 6–12 месяцев – не более 120 мл сока, можно разводить водой.
  3. 1–6 лет – до 200 мл в день.
  4. 7–18 лет – до 350 мл в день.

Ограничьте количество газированных напитков

Разнообразные лимонады и колы частенько покупаются детям. Но далеко не всегда родители помнят о том, что газировка содержит большое количества сахара и кислоты, которые могут привести к кариесу и ожирению. Более того, в таких напитках частенько содержится кофеин, а его детям потреблять точно не нужно. Считается, что чем раньше ребенок попробовал газировку, тем сложнее его от нее отучить и тем больше он будет пить ее в будущем.

Стоит отметить, что не надо категорично запрещать ребенку лимонад. Если это ребенок до 7 лет, то постарайтесь просто не давать ему попробовать, если же это ребенок старшего возраста, то объясните, почему вам не нравится газировка, чем она вредна и предложите вкусный выбор: холодный чай с медом и лимоном, молочный коктейль или домашний компот.

Читать еще:  Hypericum perforatum (Зверобой продырявленный)

Еще о культуре детского питания в программе «Школа доктора Комаровского»:

Советы по правильному питанию для школьников

Советы по правильному питанию для школьниковВ школьном возрасте особенно важно, чтобы питание было полезным и здоровым. Организму школьника регулярно требуется количество жиров, белков и витаминов, которое необходимо для здорового роста и правильного развития.

Ребенку или подростку также важно, чтобы те продукты, которые он ест, были не просто полезными, но и вкусными.

Выбирая школу, в которой будет учиться ваш ребенок, обязательно ознакомьтесь с тем, есть ли в этой школе столовая или буфет, что там продается и по какой цене. Лучше иметь представление о школьном меню, чтобы знать, какие продукты и в каком количестве ребенок получает в течение дня, и требуется ли ему дополнительная еда. Обычно после 1-2 уроков (пар) дают легкий перекус (молоко или кефир с булочкой), а на обед — боле плотные блюда. Но, как правило, питание в обычной школе оставляет желать много лучшего (если оно вообще есть!).

Грамотные советы по правильному питанию для школьников можно прочитать в соответствующей литературе, но в основном они состоят из следующих рекомендаций:

— главным образом, ребенок не должен испытывать недостаток в йоде и кальции. Дефицит кальция будет означать дефицит роста, кальций является также важнейшим веществом, благодаря которому происходит рост и укрепление костной системы. Много кальция содержится в молочных продуктах, твороге, сыре. Можно с собой ребенку давать пакетированное молоко, лучше, если детское, там содержание кальция немного увеличено. Полезен также йогурт или другие йогуртные продукты, но нельзя их носить в школьной сумке весь день, их надо съедать как можно скорей, после первой пары уроков.

Бутерброды или сэндвичи можно готовить самые разные, главное, чтобы они были питательными и вкусными. Хорошо, если это будет специальный хлеб с отрубями, или черный, но не сдобная булка. Для начинки используйте нежирную ветчину, сыр (очень хорошо сочетаются вместе), покупные или самодельные паштеты, кусочки филе. Можно использовать и рыбное филе, и мясное, украсить бутерброд зеленью, петрушкой или укропом. Кстати, сэндвич с ореховым маслом составит прекрасный десерт для ребенка. Следуя советам по правильному питанию для школьников, помните, что основное время ребенок проводит в школе, и он должен регулярно получать весь необходимый набор полезных веществ для организма, витаминов и микроэлементов.

Дети очень подвижны, любят бегать, шуметь, и энергии им требуется очень много. А основной источник энергии — это здоровое питание. Детям нравится перекусывать шоколадками, сладкими булочками, с разными газированными напитками типа спрайта или кока-колы. Конечно, ни такая еда, ни напитки пользы организму не приносят. Детей тянет на такие сладкие перекусы, потому что так можно заглушить чувство голода (и, конечно, из-за любви к сладкому). Но это неправильно, и нужно по возможности стараться объяснить ребенку, что яблоко куда полезнее сникерса. Также, яблоко, груша или банан отлично дополнят завтрак (или обед) для школьника. Овощи и фрукты вообще необходимы, но не всегда в школьной столовой подадут салат из свежих помидоров и огурцов, или овощи, приготовленные на пару. Такие блюда ребенок должен получать дома, восполняя недостатки питания в школе. Советы по правильному питанию подразумевают, что школьник должен регулярно (лучше каждый день) употреблять в пищу какие-либо фрукты или овощи, желательно сырые, или приготовленные способом, сохраняющим наибольше количество витаминов.

Если ребенок ну очень любит шоколадки, конечно, не следует совсем ему в них отказывать, тем более что в определенных количествах шоколад даже полезен. Известные фирмы сейчас выпускают специальный детский шоколад, он предпочтительнее, чем шоколад для взрослых. Продукты, которые вы даете ребенку, должны содержать как можно меньше красителей, консервантов и иных ненатуральных добавлений и примесей. Колбасы и сосиски — совершенно лишний продукт для школьников, поэтому уберите их из рациона. Также, в школу с собой ребенку можно дать злаковое печенье, это также будет помощью в обеспечении организма необходимыми углеводами.

Рекомендации по правильному питанию для детей также даются и в отношении жидкости, которую следует употреблять. Это может быть чай (некрепкий), какао с молоком на завтрак, молоко, кефир, соки (натуральные или пакетированные), очищенная минеральная вода. Чрезмерного употребления газированных напитков необходимо избегать. Вообще, питание школьника в первую очередь зависит от его возраста. Для первоклашки завтрак восьмиклассника, конечно, будет неуместен, и наоборот. Учитывайте индивидуальные особенности и вкусы ребенка, чтобы он с охотой ел завтрак, принесенный из дома, и по возможности меньше ел конфеты и вредные чипсы, купленные им в магазине или школьном буфете.

Если питание в школе платное, давайте с собой деньги на завтрак или обед, или оплатите сами питание заранее. Помните, что питание для школьников — это единственный источник для роста и развития, и задача родителей ничего не упустить в этом важном вопросе. Уходя в школу нужно, чтобы ребенок успел позавтракать дома, съел кашу (овсяную, манную, гречневую), или омлет, или, если совсем опаздывает, то хотя бы кукурузные хлопья с молоком. Правильный завтрак — это заряд бодрости на весь день.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №30»

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».

По Закону «Об образовании» ответственность за организацию школьного питания возлагается на образовательное учреждение, то есть отвечает за организацию питания директор образовательного учреждения.

Нормативно-правовая база

Федеральный уровень

  • Закон РФ «Об образовании», статья51
  • СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 №45, зарегистр. в Минюсте РФ 7 августа, рег.№12085)
  • Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации (МР 2.3.1.2432-08 от 18.12.2008).
  • Методические рекомендации № 0100/8604-07-34 «Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет» от 24.08.2007.
  • Методические рекомендации № 0100/8605-07-34 «Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет в государственных образовательных учреждениях» от 24.08.2007.
  • Методические рекомендации № 0100/8606-07-34 «Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах» от 24.08.2007.

Региональный уровень

  • Закон Ярославской области от 19 декабря 2008г.№65-з
    «Социальный кодекс Ярославской области» (принят Ярославской областной Думой 19 декабря 2008 года), ст.28,63.
  • Закон Ярославской области от 6 апреля 2009 г. N 11-з
    "О временных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан« (принят Ярославской областной Думой 31 марта 2009 года), с.2,3,4.
  • Постановление администрации Ярославской области от 01.08.2006 №178-а «О стоимости предоставляемого бесплатного питания обучающимся в образовательных учреждениях Ярославской области» (с изменениями).
  • Письмо департамента образования Ярославской области от 02.07.2009 № 2657/01-10 (определено понятие «единственный родитель»)
  • Письмо департамента образования Ярославской области от 31.08.2009 №01-06/3750).

Муниципальный уровень

  • Постановление мэра г. Ярославля от 27 августа 2008 г. №2349
    «Об установлении денежной нормы на питание учащихся»
  • Решения муниципалитета г. Ярославля от 09.10.2008 № 787
    «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (с изменениями)
  • Приказ департамента образования Ярославской области от 27 февраля 2009 года № 78/01-03 «Об утверждении Порядка предоставления социальной услуги по обеспечению бесплатным питанием обучающихся образовательных учреждений» (с изменениями от 15 мая 2009 г.)
Читать еще:  Температура 37.4, без кашля

Письма департамента образования мэрии города Ярославля

  • от 02.04.2009 №01-13/1213(разъяснения по действующим нормативным документам финансирования бесплатного питания обучающихся ОУ)
  • от 15.04.2009 №01-03/1458
  • от 31.08.2009 №01-06/3750
  • от 28.09.2009 №01-13/4220 (разъяснение понятия «единственный родитель»)
  • от 09.11.2009 №01-13/4864 (форма отчета по результатам организации горячего питания в ОУ)
  • от 26.08.2010 № 01-13/4674 (извлечения из действующих нормативных документов, определяющих категории обучающихся (семьи обучающихся), пользующимся правом бесплатного питания).

Уровень ОУ (школы)

  • Устав МОУ СОШ № 30
  • Положение об Управляющем совете МОУ СОШ № 30
  • Локальные акты
    • Приказ об организации образовательного процесса в МОУ СОШ № 30 на 2012-2013 учебный год
    • Приказ об организации питания обучающихся на 2012-2013 учебный год
    • Приказ о создании комиссии по контролю качества пищи в школьной столовой
    • График дежурства учителей по столовой
    • Обязанности дежурного учителя
    • График дежурства администрации
    • График контроля организации питания обучающихся
    • График дежурства обучающихся по столовой
    • План работы комиссии, отвечающей за сохранение здоровья обучающихся, по вопросам организации горячего питания

    Все локальные акты прилагаются.

    За фразой «школьное питание» стоит здоровье наших детей. По данным валеологов болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают третье место. Поэтому важным фактором сохранения здоровья обучающихся является организация правильного питания и дома и в школе.

    Большая работа по сохранению здоровья обучающихся проводится в МОУ СОШ № 30. В школе действует комплексно-целевая программа «Здоровье», которая включает в себя ряд мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни подростков, вопросов культуры питания и его организации.

    Тематика общешкольных родительских собраний:

    • «Организация горячего питания – залог сохранения здоровья школьников»;
    • «Режим дня и его значение»;
    • «Острые кишечные заболевания и их профилактика».

    На августовском педагогическом совете уделяется большое внимание вопросам организации и развития школьного питания, подводятся итоги предыдущего учебного года, ставятся задачи на предстоящий учебный год.

    Основные задачи 2012-2013 учебного года:

    • увеличить охват организованным горячим питанием;
    • повысить культуру питания учащихся.

    Питание школьников осуществляется организовано, согласно установленного графика.

    Время горячих завтраков:

    • 1-4 классы – после 2 урока;
    • 5-11 классы – после 3 урока;
    • 9-11 классы – после 4 урока (через буфет).

    Продолжительность первой и второй перемены 20 минут.

    Организацию питания обучающихся МОУ СОШ №30 обеспечивает ООО «Социальное питание».

    График питания обучающихся составлен таким образом, чтобы все школьники могли своевременно, в установленный интервал времени, получить горячее питание. График питания утвержден приказом директора по школе. Он вывешен при входе в столовую. Обеденный зал оборудован на 250 посадочных мест. В классах организовано дежурство. ( Накрывают столы работники столовой, посуду убирает каждый ребенок за собой). При приеме пищи учащимися в обеденном зале присутствуют классные руководители или учитель, ведущий предыдущий урок в классе, дежурный учитель, дежурный администратор.

    Санитарное состояние обеденного зала хорошее. Соблюдается питьевой режим. Производственный зал соответствует нормам СанПина.

    Ежедневно врачом школы Исайкиной Е.Ф. проверяется качество поступающих продуктов, приготовленных блюд. Ежедневно заполняется бракеражный журнал.

    От родителей, дети которых не питаются организованно с классом, классные руководители берут заявления. Проводится индивидуальная работа по выяснению причин отказа, предпринимаются меры «убедительного» просветительского характера для того, чтобы ребенок начал организованно питаться.

    Классные руководители осуществляют ежедневный мониторинг количества питающихся в классе. Осуществляют просветительскую работу (конкурсы, викторины, классные часы с самой разнообразной тематикой).

    Дежурный администратор регулярно контролирует питание обучающихся на переменах:

    • количество питающихся;
    • качество питания (как полноценно съедают обучающиеся порции);
    • работу дежурного учителя по столовой;
    • работу учителей-предметников, ведущих предыдущий урок (не допускается задерживать на уроке, учитель-предметник сопровождает класс в столовую, находится с классом во время приема учениками пищи).

    Герасимова Е.А., учитель начальных классов, ответственная за организацию бесплатного питания:

    • выявляет детей, имеющих право на получение бесплатного питания, осуществляет постановку их на льготное питание;
    • ведет табель учета обучающихся, пользующихся правом бесплатного питания;
    • осуществляет контроль за посещением и качеством питания обучающихся, пользующихся правом бесплатного питания
    • осуществляет контроль организации классными руководителями горячего питания в классах;
    • подводит итог охвата обучающихся школы организованным питанием и заполняет отчеты в базе данных «АСИОУ ШКОЛА».

    С сентября 2006 года в школе функционирует Управляющий совет.

    Управляющий совет осуществляет:

    • помощь в улучшении материально-технической базы столовой
    • контроль за работой столовой (температурный режим блюд, чистота в обеденном зале)
    • проведение разъяснительных бесед с учащимися и их родителями о пользе горячего питания
    • финансирование организации питьевого режима обучающихся.

    Для решения вопросов своевременного и качественного питания учащихся в школе создана комиссия Управляющего совета, отвечающая за сохранение здоровья школьников, которая контролирует организацию и качество питания обучающихся (план работы комиссии прилагается).

    Комиссия, отвечающая за сохранение здоровья учащихся

    • Ведет наблюдение за выполнением норм техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в школе.
    • Осуществляет контроль организации горячего питания.
    • Участвует в разработке программы «Здоровье», организации спортивной работы.
    • Принимает участие в разработке мер по профилактике вредных привычек.
    • Осуществляет мониторинг по вопросам, связанным с деятельностью комиссии.
    • Принимает участие в разработке и осуществлении системы мер по предупреждению инфекционных заболеваний.
    • Вносит предложения об изменениях внутришкольного распорядка.
    • Готовит соответствующий раздел ежегодного отчета Управляющего совета перед общественностью.

    Подробно работу комиссии освятит в своем выступлении член Управляющего совета школы, представитель родительской общественности – Рогова Ольга Николаевна.

    Работа комиссии Управляющего совета осуществляется в соответствии с планом. Результаты проверок и меры, принятые по устранению недостатков, рассматриваются на заседании Управляющего совета школы, оформляются протоколом и информация передается в классы.

    Формы работы руководителя с родителями по вопросам организации горячего питания:

    • родительские собрания;
    • родительские конференции;
    • взаимодействие с комиссией Управляющего совета;
    • общественная приемная Управляющего совета;
    • индивидуальные беседы;
    • «наглядная агитация» (стенд УС, выпуск школьной газеты «Класс»);
    • официальный Интернет-сайт;
    • др.

    В разделах «интернет-сайта» школы регулярно обновляется информация.

    Выставляются советы психолога по подготовке к ЕГЭ и ГИА, советы по адаптации обучающихся пятых классов, советы как готовить домашнее задание, работать с книгой и многое другое.

    Большое внимание уделяется охране здоровья обучающихся. Вниманию слушателей семинара были представлены материалы сайта лицея:

    • О пользе горячего питания школьника.
    • В каких продуктах живут витамины.
    • Памятка родителям о необходимости здорового питания школьника.
    • Пирамида здорового питания.
    • Четыре принципа правильного режима питания.
    • Что может укрепить иммунитет?
    • Фотогалерея семейного конкурса «Кулинарный поединок».
    • Фотогалерея конкурса «Чудо-овощ».
    • Зарядка для глаз.

    Проведенная совместная работа всех участников образовательного процесса дала по организации горячего питания дала положительные результаты (диаграммы приведены в Презентации).

    Ученики 5-х классов питаются практически полным составом, организованно, стоимость горячего завтрака 35 рублей.

    Учащиеся 6-9 классов наряду с горячими завтраками, берут экспресс – завтраки (выпечку). С этой категорией учащихся еще предстоит большая работа.

    Обучающиеся 10-11 классов заказывают горячие завтраки по разнообразному меню, стоимость заказа 20-45 рублей. Заказ блюд осуществляется после первого урока. Деньги за класс в столовую организованно сдает классный руководитель в конце дня.

    «Нужно кормить всех!»

    Рабочую группу по парламентскому контролю за обеспечением бесплатным горячим питанием младших школьников возглавляет Геннадий Онищенко (он же первый зампред комитета ГД по образованию и науке). «Огонек» поговорил с ним о том, что нас все-таки ждет 1 сентября.

    Обновление оборудования в школьных столовых — еще одна задача дня

    Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын / купить фото

    Геннадий Онищенко, депутат ГД

    Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков / купить фото

    Обновление оборудования в школьных столовых — еще одна задача дня

    Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын / купить фото

    Геннадий Онищенко, депутат ГД

    Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков / купить фото

    Беседовала Наталия Нехлебова

    — Накануне 1 сентября возникло опасение, что только 57 регионов получат федеральное финансирование на обеспечение младших школьников горячим питанием…

    — В федеральном законе написано, что бесплатное питание начальной школы осуществляется за счет федерального, регионального и муниципального бюджетов. Соответственно, те, кто не получат субсидию, должны кормить из своих средств.

    — До того как на прошлой неделе было принято решение о дополнительном финансировании школьных завтраков, некоторые регионы уже отказались бесплатно кормить младшие классы. Это Иркутская и Калининградская области. Это нарушение закона?

    — Конечно. В Иркутске новый губернатор, может, он чего-то еще не понял. Я регулярно провожу селекторные совещания с регионами, и похоже, что не все еще на местах разобрались в новом законе. В законе не сказано, что если нет федеральных денег, то можно не кормить. Федеральный бюджет — это оказание помощи. Но за обеспечение школьников горячим питанием также отвечает и регион. Не должно быть такого, чтобы дети остались без бесплатного горячего питания. Пусть законы читают.

    — Но почему все-таки возникло опасение, что федеральные деньги получат не все?

    — Это придумали Минпросвещения, Минфин и Роспотребнадзор. Появился пресловутый документ Роспотребнадзора, в котором сказано, что у нас в стране около 60 тысяч школ и в 462 из них нет пищеблоков. Что это за школы? В них учится очень небольшое количество детей. Это в основном сельские, неполные, где по 20 учеников в школе, а где-то и вообще 5–6 учеников. Там никогда этого пищеблока не будет. И вот санитарные органы эту пресловутую бумагу подготовили, а Минфин за нее ухватился. Так было принято решение, что пока в этих школах пищеблоки не появятся, весь регион денег не получит.

    Если в каком-то регионе есть три школы без пищеблоков, в которых учатся 60 детей, то остальные школы, где есть пищеблоки и учатся 200 тысяч детей, федеральную дотацию не увидят. Это неправильный подход!

    Я предлагал: давайте финансировать те школы, где организовано питание. А не так, чтобы всему краю не давать денег, потому что у них есть несколько крошечных сельских школ без пищеблоков. Да там же просто позакрывают эти школы, чтобы у них показатель был хороший. Теперь эти регионы получат федеральное финансирование. Можно же что-то придумать, как кормить детей даже там, где нет пищеблоков. Сухпайки хотя бы выдавать или привозить туда питание. Надо решать вопрос не на уровне регионов, а на уровне конкретных школ. А у нас получается: из-за того, что мы тут не можем договориться, страдать будут дети. Было Послание президента, принят федеральный закон… К сожалению, только начальную школу пока будем бесплатно кормить. Мое убеждение, что государство должно отвечать за питание всех детей в школе с 1-го по 11-й класс.

    — Самое дорогое у нас — дети! Дорого! Вы что такое говорите! Я сейчас с вами вообще разговаривать не буду! Дорого! Меньше «мерседесов» будут покупать для своих представительских нужд. Самое дорогое — это здоровье наших детей и их будущее. А будущее их в том, насколько мы хорошо их кормим и какое здоровье они вынесут из этой школы.

    — И тем не менее Минфин сражается за каждый школьный рубль…

    — Знаете, что в этой истории самое худшее? Закон о торгах. Школы сейчас должны будут провести эти торги, чтобы выбрать поставщиков питания. По этому пресловутому 44-му закону о торгах единственный критерий победы — это низкая цена. Не качество продуктов, не наличие технологий. Нормальный производитель не может дать достаточно низку цену, а какой-нибудь проходимец может. Наплодили жуликов, которые на этом деле наживаются. Выигрывают торги по самой низкой цене, а сами не кормят, нанимают субподрядчиков. Это не дает нормальным производителям приходить на этот рынок, работать на нем, видеть перспективу. Потому что торги эти на один год только. Как я могу всерьез заниматься школьным питанием, если я не знаю, буду ли я им заниматься через год? Это же бред! Выделены очень хорошие деньги. И на них мы должны покупать товар и сырье именно у отечественного товаропроизводителя. Дать ему приоритет.

    — Да уж. Школьная еда стала притчей во языцех. Как будет контролироваться качество школьного питания?

    — Вопросы качества были всегда. Кто-то хочет есть, кто-то не хочет, кто-то стесняется есть. Есть управляющие советы школ. Они должны за этим следить. Также за этим должны следить государственные структуры. Министерство просвещения, надзорные органы, тот же Роспотребнадзор. Сегодня по всем правилам — я их еще лет 10–15 назад утверждал — питание детей в школах должно быть не меньше 40–60 процентов от суточной нормы калорий. Потому что дети у нас находятся в школах активную часть времени и чашечкой чая или котлетой с макаронами не отделаешься. Поэтому надо утвердить еще и минимальный норматив по калориям, который будет составлять это бесплатное горячее питание. Сейчас исходят из суммы. Москва может на 100 рублей кормить, исходя из своего бюджета, а Московская область кормит за 60 рублей, а есть еще сельские школы — они кормят еще дешевле. Вот на эти цифры ориентировалось наше Министерство финансов. А надо считать: сколько калорий требуется ребенку за время нахождения в школе. Ребенок должен как минимум два раза поесть в школе, но этого нет. Между прочим, Москва уже около 10 лет бесплатно кормит младших школьников. В год на это из бюджета города выделяется около 21 млрд рублей, то есть столько же, сколько в этом году федеральных денег на школьное питание получат все 57 регионов.

    — Многие регионы предоставляли льготы на питание детей, особенно социально уязвимых. Не получится ли так, что те, кто получит федеральное финансирование, свернут эти программы?

    — Действительно, дети из бедных семей стесняются идти есть, потому что им, например, дают только пюре (за которое платит регион), а тем, за кого родители платят, пюре с котлетой. Это безобразие — мы сразу дискриминируем людей, причем в детском возрасте. А вот бесплатное горячее питание для всей начальной школы частично эту проблему решит. Если регионы сократят финансирование школьного питания из своего бюджета — они будут преступниками. Если регион берет деньги на кормление 1–4-го классов, то он должен средства, которые раньше выделялись на малышей, передвинуть на среднюю школу — на 4–8-й классы, а не уменьшать финансирование. Закон не предполагает, что те деньги, которые раньше выделял регион на школьников, можно теперь не выделять. Повторяю, необходимо за счет государства всех школьников кормить. И необходимо, чтобы освободившиеся деньги регионы тратили именно на это. А уж начальную школу с 1 сентября бесплатно кормить обязаны все.

    Индекс несъедаемости

    Индекс несъедаемости

    С 1 сентября все младшие школьники в России должны получать бесплатное горячее питание. За две недели до старта учебного года выяснилось: выделенных 100 млрд катастрофически не хватает. Надо еще 39! Как считают цену школьного завтрака и чем разрешилась интрига, выяснял «Огонек».

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector