Классификация дыхательных упражнений
Классификация дыхательных упражнений
Дыхательные упражнения, которые используются при восстановительном лечении больных с заболеваниями органов дыхания, делятся на три группы: динамические, статические и дренажные.
При динамических дыхательных упражнениях дыхание осуществляется с участием вспомогательных дыхательных мышц при движении конечностей (рук, ног) и туловища.
Статические дыхательные упражнения – упражнения с усиленным ритмичным дыханием, осуществляемым без движения рук, ног или туловища. Здесь различают:
• упражнения, изменяющие тип дыхания – полное, грудное или диафрагмальное. Полное дыхание – наиболее правильное с точки зрения физиологии. Во время вдоха грудная клетка расширяется последовательно в вертикальном направлении вследствие опускания диафрагмы и в переднезаднем и боковом направлениях – в результате одновременного движения ребер вверх, вперед и в стороны;
• упражнения с дозированным сопротивлением: диафрагмальное дыхание с преодолением сопротивления, созданного при давлении рук инструктора-методиста лечебной физкультуры в области края реберной дуги, ближе к середине грудной клетки;
Верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением сопротивления рук инструктора в подключичной области
Нижнегрудное дыхание с преодолением сопротивления рук инструктора в области нижних ребер
Верхнегрудное дыхание справа с сопротивлением при нажимании руками инструктора в верхней части грудной клетки
Для тренировок используются надувные мячи и игрушки.
Дренажные дыхательные упражнения содержат упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею, откуда мокрота выходит во время откашливания (или поколачивания в зоне поражения руками инструктора). Для максимального оттока мокроты необходимо принять положение, при котором зона поражения располагается выше разветвления трахеи.
Схема дренажных положений для всех сегментов легкого. Темным цветом обозначены бронхи, для которых создаются лучшие дренажные условия в указанном положении.
Перед началом занятия больного на 5–10 мин укладывают в так называемое дренажное положение. С каждым занятием время пребывания в дренажном положении должно постепенно уменьшаться.
1. Если необходимо обеспечить отток мокроты в средней доле правого легкого, больной должен лежать на спине, подтянув к груди колени и откинув назад голову, или на животе и здоровом боку. Для левого легкого проделывается все то же самое, только на другом боку.
2. Для обеспечения оттока мокроты в средней доле правого легкого, для нижней доли правого легкого больной должен лежать на левом боку, прижав к груди левую руку. Кровать приподнимается на 40 градусов с той стороны, где у больного расположены ноги. Для левого легкого выполняется все то же самое, только на другом боку.
Использование дыхательных упражнений по методу Б. Толкачева
Дыхание является важнейшим физиологическим процессом организма. С процессом дыхания связаны такие жизненно важные процессы и функции как движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной, иммунной систем, биологические ритмы организма. Кроме этого, правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Дыхательная гимнастика способствует повышению общего тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости организма к простудным заболеваниям.
Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики, одна из них методика Б.Толкачева. Данная методика характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом. Дыхательная гимнастика по методу Б. Толкачева рекомендуется часто болеющим детям.
С детьми дошкольного возраста дыхательную гимнастику желательно проводить в образно-игровой форме. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки. Нагрузка должна увеличиваться постепенно за счет увеличения числа повторений.
Дыхательные упражнения
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з. «
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись, скорее, шарик!
Поднять руки вверх — вдох, медленно опускать вниз — выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш. «
Надувала кошка шар,
А котёнок ей мешал:
Подошёл и лапкой — топ!
А у кошки шарик — лоп!
Дети на выдохе произносят как можно дольше «Д-д-д. «, ударяя кулачками друг о друга.
Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй, дружок,
Пусть плывёт кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе: «Ф-ф-ф. «
1) Дети прыгают, расставив ножки в стороны, «квакают» при каждом прыжке. После вдоха делается выдох с произнесением слова «ква».
2) Глубокий вдох через нос — задержка внимания, быстрый выдох ртом «ква».
3) Быстрый вдох через нос — задержка дыхания, медленный выдох ртом «ква».
4) Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «Ква-ква-ква. «, работая мышцами низа живота.
И.п. сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Вбирая живот — вдох, выпячивая живот выдох. Выдыхая, громко произносить: «Ф-ф-ф. «.
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить на выдохе «тик — так. «
Петя, Петя, Петушок
Целый день учит стишок,
А запомнил он строку
Лишь одну — «Ку-ка-ре-ку!»
И.п. — встать прямо, опустить руки вдоль туловища, ноги врозь. На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; задержать дыхание, а затем хлопать руками по бёдрам, произнося на выдохе «Ку-ка-ре-ку!»
На выдохе дети продолжительно произносят «Ж-ж-ж. » и легко взмахивают пальцами.
«Ароматы кухни»
Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох; затем медленный вдох через нос — задержка дыхания — медленный выдох: «А-а-ах!»
Самый главный на дороге,
Не бывает с ним тревоги!
И.п. — сидя, ноги сдвинуты вместе.
1 — поднимание рук в стороны (вдох);
2 — медленное опускание рук с длительным выдохом и произнесением звука «С-с-с. «.
«Регулировщик»
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
И.п. — стоя, ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена — в сторону (вдох носом); 2 — левая рука вверх, правая рука вниз с произнесением звука «Р-р-р..».
«Поднимемся на носочки»
Хорошо нам вверху,
Как же вы без нас внизу?
1- подняться на носки, одновременно поднимая руки, и посмотреть на них (вдох); 2 — медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки опустить вперёд и произнести звук «Ш-ш-ш..».
Мы представим, что мы пчелы,
Мы ведь в небе новоселы.
И.п. — ноги слегка расставлены, руки опущены.
1- развести руки в стороны (вдох);
2 — опустить руки вниз со звуком «З-з-з..» (выдох).
И.п. — ноги вместе. руки перед грудью, кулаки сжаты «трубочкой».
2 — медленный выдох с громким произнесением звуков «Пф».
Мы слегка побарабаним
И сильнее сразу станем.
И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 — присесть, похлопать по коленям (вдох);
2 — и.п. со звуком «Б-б-б» (выдох).
И.п. — ноги на ширине плеч, руки в «замок» внизу.
1- руки поднять вверх (вдох);
2 — наклон вперёд с одновременным опусканием рук и произнесением звука «Ух» (выдох).
Встретил в чаще еж ежа.
И пошли домой дрожа,
Съежась, сгорбясь, два ежа.
После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых — пых. «, энергично работая мышцами живота.
Дети приставляют указательные пальцы к голове («рога»), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «Му -у-у. «, стараясь, чтобы звук был ровным.
Очень скучно одному — у-у-у.
Песню я пою — у-у-у.
И деревья гну -у-у-у. «
Дети на выдохе продолжительно тянут звук у-у-у, делая круговые движения руками.
Поднять руки в стороны на вдох и опуская их вниз на выдох, произнося при этом: «Гу — у-у-у!»
«Аромат цветов»
Положить ладони себе на грудь. сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!»
Ребёнок стоит. Глаза закрыты. Ладонь одной руки на шее спереди. Делается вдох. На выдохе произнести звук «З-з-з. » предельно долго, негромко.
И.п. — стоя. Глаза закрыты. Ладонь на голове сверху. Долго тянуть на выдохе звук «Н-н-н. » («слушаем. как летит муха»).
«Задуй свечу»
1) Вдох — руки вверх, подняться на носки.
Выдох — тёплый воздух выдыхается с длительным звуком Х-х-х.. или Ш-ш-ш. руки при этом свободно опускаются вниз («Задуть свечу»).
2) Вдох — руки вверх, выдох с силой. Тёплый воздух выдыхается тремя порциями Х-Х-Х или Ш-Ш-Ш («задуть три свечи»).
Вдох — руки вверх. Выдох длительный, холодная струя по подбородку вниз со звуком С-с-с — руки при этом медленно опускаются вниз. Аналогично холодный воздух выдыхается тремя порциями со звуком С-С-С.
Быстрым и плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх и прогнуться немного назад. Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. на медленном выдохе через рот, произносить Ф-ф-ф-у-у-у.
Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. Противоположная рука при этом своей ладонью скользит вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. На выдохе через рот медленно произносить Ш-ш-ш. Принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.
«Ветер и листья»
После вдоха задержать дыхание и на вдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «Ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «П», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят: «Ф-ф-ф..».
Дети после энергичного вдоха через нос на выдохе продолжительно тянут звук «У-у-у. «
дети, стоя, чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, на выдохе предельно долго тянут звук «У-у-у..».
Инструкция: «Сцепите опущенные вниз руки в замок. Медленно вдохните через нос, руки, сцепленные в замок, поднимите вверх. Задержите дыхание. Резко выдохните через рот со звуком У, руки резко опустите вниз, имитируя движение топора».
Инструкция: «Согните руки перед грудью в локтях (имитация позы баяниста). Вдохните глубоко через нос — руки («меха» баяна) медленно растягиваются, имитируя движения баяниста. Задержите на несколько секунд дыхание, а затем выдохните через рот со звуком А-А-А — «меха» баяна сжимаются, руки возвращаются в исходное положение».
«Большой и маленький»
Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком У-х-х присесть, обхватить голени и подтянуть голову к коленям.
Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнести У-х-х!
Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-ж-ж, увеличивая скорость.
«Сердитый ёжик»
Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести Ф-ф-ф.
Воображаемую трубу поднести к губами и, нажимая на клавиши, произносить звуки «ту-ту-ту..»
Дыхательные упражнения
полное дыхание — дыхание осуществляется за счет работы грудной клетки и передней брюшной стенки (диафрагмы), для контроля одна рука пациента расположена на передней брюшной стенке, другая на грудной клетке.
Статические дыхательные упражнения с дозированным сопротивлением (отягощением):
Верхнегрудное дыхание – с преодолением сопротивления в фазу вдоха (методист оказывает давление руками в подключичной области с двух сторон)
Нижнегрудное дыхание – с преодолением сопротивления в фазу выдоха (методист оказывает давление руками на нижний реберный край с двух сторон)
Среднегрудное дыхание — с преодолением сопротивления в фазу выдоха (методист оказывает давление одной рукой в подключичной области другой на нижний реберный край)
Брюшное дыхание – сопротивление оказывают укладкой мешочков с песком весом 0,5-1 кг на область верхнего квадранта живота в фазу вдоха и выдоха для укрепления мышц брюшного пресса и увеличения подвижности диафрагмы.
ЗАДАЧИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
активизирует работу дыхательной мускулатуры
улучшить вентиляцию легких
ПРАВИЛА И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дышать через нос.
Замедление ЧД приводит к замедлению скорости движения воздуха и снижению сопротивления.
Учащение ЧД увеличивает скорость, сопротивление и напряжение мускулатуры.
Усиление выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, наклоном туловища, подтягиванием ног вперед или к животу.
ВЛИЯНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕЛА НА РАБОТУ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Лежа на спине – тренируют диафрагмальное дыхание;
Лежа на животе – тренируют заднегрудное дыхание;
Стоя – все типы дыхания (грудная клетка движется свободно во всех направлениях);
Сидя (свободное положение) – тренируют нижнегрудное дыхание;
Сидя (прямое положение) – тренируют верхнегрудное дыхание.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ —
осуществляются с участием вспомогательных дыхательных мышц, сочетание дыхательного упражнения с движениями рук и ног. Пример: на вдохе – развести руки в стороны, прогнуться назад, на выдохе – свести руки перед грудью и наклониться вперед. Упражнения применяются для увеличения объема вентилируемой поверхности легких.
ДРЕНАЖНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Постуральный дренаж – использование специального положения (зона поражения выше бифуркации) для оттока экссудата из бронхов в трахею, откуда мокрота эвакуируется при кашле. При выполнении упражнения зона поражения должна располагаться выше бифуркации трахеи. Исходное положение – наклон туловища в сторону бифуркации трахеи, конечное положение – наклон от бифуркации ко рту.
Начинают гимнастику с 5-10 мин. постепенно увеличивая до 15-20мин, можно до 30-40 мин;
Заканчивают процедуру дренированием здорового легкого;
Сначала обучают глубокому диафрагмальному дыханию (особенно вдох);
Выдох производят быстро, с произнесением звуков «хе», «кхе»;
Форсированный выдох сочетают с вибромассажем в зоне дренирования;
Кашлевые движения производят после нескольких глубоких выдохов.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДРЕНАЖНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дренаж верхней доли:
Исходное положение сидя, наклонить туловище в сторону противоположную от локализации воспалительного процесса.
и.п. лежа на здоровом боку или на спине с подложенным под грудь валиком и приподнятым ножным концом (15-30°), ноги согнуты в коленях, рука на стороне поражения опущена и свисает с кушетки
и.п. лежа на здоровом боку с приподнятым ножным концом на 40 см при дренировании правой доли и на 50 см при дренировании левой доли, одна рука прижата к груди, а другая опущена вниз, ноги согнуты в коленях. При повороте вперед лучше идет отток из заднего сегмента;
хороший отток из нижних сегментов дает выполнение дренажной гимнастики в коленно-локтевом положении.
Показания к дренажной гимнастике.
Хронический обструктивный бронхит
Противопоказания к дренажной гимнастике
Легочное кровотечение (но не кровохаркание)
Острый инфаркт миокарда
Выраженная сердечно-сосудистая недостаточность
Тромбоэмболия легочной артерии
специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определенных звуков и их сочетаний, при этом вибрация голосовых связок передается на гладкую мускулатуру бронхов, расслабляя их.
Максимальная сила вибрации при произнесении – П, Т, К, Ф, С
Средняя сила – Б, Д, ,В, З
Наименьшая сила – М, Н, Л, Р
Занятие начинают с «очистительного выдоха» — ПФФ – произносят через губы, сложенные в трубочку.
«Очистительный выдох» производят до и после каждого звукового упражнения.
Второе обязательное упражнение – «закрытый стон» — МММ – выполняется сидя, наклонившись вперед.
Вдох через нос (1-2с), пауза — 1с, активный выдох через рот 2 — 4с с произнесением звуков, затем пауза 4-6с. Выдох должен быть в 2 раза больше вдоха.
При БА жужжащие, рычащие, шипящие звуки произносят громко, энергично.
При ДН те же звуки произносят мягко, тихо.
Продолжительность занятия – начинать с 5-6 мин. постепенно увеличивая время занятия до 25-30 мин 2-3 раза в день.
ЛФК ПРИ ОСТРОЙ ПНЕВМОНИИ
Восстановление вентиляции в пораженных участках
Обеспечение дренажной функции
Стимуляция крово и лимфообращения в пораженной зоне
Противопоказания:
Двигательный режим – постельный
И.п. лежа на спине, на боку и сидя
Статические дыхательные упражнения
Динамические физические упражнения для мелких и средних мышечных групп
Для улучшения легочной вентиляции применяют динамические дыхательные упражнения с удлиненным выдохом
Повороты и наклоны туловища
Продолжительность процедуры – 10-15 мин
Двигательный режим – палатный
Исходное положение – сидя на стуле
Статические и динамические дыхательные упражнения
Увеличение количества упражнений для мышц плечевого пояса, верхних конечностей и туловища
Дренажные дыхательные упражнения
Статические дыхательные упражнения с дозированным сопротивлением
Продолжительность процедуры – 20-25 мин
Физические нагрузки циклического характера – дозированная ходьба.
Массаж классический
Массаж грудной клетки – вначале передней стенки, а затем задней (спины).
Применяются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.
Массаж грудной клетки начинают с нижних отделов и заканчивают верхними отделами.
Вибрацию сочетают с дренажной гимнастикой и откашливанием.
Длительность процедуры – 10-15 мин, ежедневно или через день.
Физиотерапия:
Ультразвуковые аэрозольные ингаляции с антибиотиком. Назначают на 2-3 день. Чаще применяют аминогликозиды (40 мг гентамицина растворить в 10-20 мл дистиллированной воды для одной ингаляции), 2 раза в день, курс 6-7 дней.
Электрофорез:
с 2% р-ром эуфиллина – бронхолитический эффект
с 0,1% р-ром дионина при сильном кашле,
с 2-5%р-ром хлоридом кальция — противовоспалительный и десенсибилизирующий эффект
Дециметроволновая (ДМВ) терапия назначается на второй день после нормализации температуры и при исключении гнойных осложнений (абсцесс и т.д.). Эффекты: противовоспалительный, улучшение микроциркуляции, десенсибилизирующий, местно повышает температуру на 1-2°. Курс 10 процедур, ежедневно.
УВЧ — терапия. Эффекты – противовоспалительный, спазмолитический, стимулирует защитные функции и местное крово- и лимфообращение. Пластины располагают на очаг воспаления. Курс 10 процедур ежедневно.
ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ
Восстановление биомеханики дыхания, снижение МОД
Укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки
Улучшение оксигенации и газообмена
Регулирующее действие на дыхательный центр
Улучшение функционального состояния и резервных возможностей кардиореспираторной системы
Повышение толерантности к нагрузке
Противопоказания:
Тахикардия более 120 удмин
Выраженная легочно-сердечная недостаточность
Средства ЛФК:
Физические упражнения для всех мышечных групп (особенно для мышц грудной клетки и плечевого пояса)
Статические дыхательные упражнения, усиливающие диафрагмальное дыхание
Динамические дыхательные упражнения, формирующие полноценный и удлиненный выдох
Дыхательные упражнения с использованием надувных игрушек
Гимнастика для снижения МОД (по Гневушеву В.В.):
1. Вдох через нос – ненапряженный, бесшумный, удлиненный, субмаксимальный.
2. Выдох через нос – полный.
3. Соблюдать соотношение длительности (ДИ) вдоха и выдоха.
Тренировка строится по схеме: (ДИ 2:4) – (ДИ 3:4) – (ДИ 4:4) – (ДИ 6:4) – (ДИ 8:3). 4. Сочетать удлиненный вдох и выдох с движениями рук, ног и туловища, при ходьбе.
В межприступный период – аэробные нагрузки циклического характера (дозированная ходьба, терренкур, плавание, тренировки на велотренажере и тредмиле).
Купирование приступа БА:
Исходное положение – сидя, положив руки на стол или спинку впереди стоящего стула
Расслабить мышцы плечевого пояса и грудной клетки
Дыхание поверхностное. После каждого выдоха рекомендуется задержать дыхание на 3-4с, затем поверхностный вдох. (Поверхностный вдох снижает раздражение бронхорецепторов, а задержка дыхания после выдоха уменьшает поток патологической импульсации в дыхательный центр и создает условия для накопления углекислого газа).
Точечный массаж (по Ибрагимовой В.С.) – приступный период. Методика предусматривает легкое надавливание в течение 3-5 мин на каждую точку.
Т1 (да-джуй) – несимметричная, расположена на спине по средней линии между остистым отростком VІІ шейного позвонка и І грудного позвонка. Массируется в положении сидя наклонив голову вперед.
Т2 (фэн-мэнь) – симметричная, находится на 1,5 цуня в сторону от средней линии позвоночника (паравертебрально) на уровне промежутка между остистыми отростками ІІ и ІІІ грудного позвонка. Точки одновременно массируются с двух сторон, и.п. сидя или лежа на животе.
Т3 (фэй-шу) — симметричная, находится на 1,5 цуня в сторону от средней линии позвоночника (паравертебрально) на уровне промежутка между остистыми отростками ІІІ и ІV грудного позвонка под Т2. Точки одновременно массируются с двух сторон, и.п. сидя или лежа на животе.
Т4 (тянь-ту) – несимметричная, находится в середине у яремной вырезки грудины. Массируется в и.п. сидя.
Т5 (чжун-фу) – симметричная, находится в первом межреберье под акромиальным концом ключицы. Массируется одновременно с двух сторон в и.п. сидя.
Т6 (цзянь-цзин) – симметричная, находится в центре надостной ямки лопатки (если положить ладонь на плечо, то указательный палец окажется на этой точке). Массировать одновременно с двух сторон в и.п. сидя наклонившись вперед или в и.п. лежа на животе.
Т7 (тянь-фу) – симметричная, находится на внутренней поверхности плеча на 3 цуня ниже подмышечной складки. Массировать в положении сидя поочередно справа и слева.
Т8 (чи-цзе) – симметричная, находится на передней поверхности локтевого сустава со стороны большого пальца в кожной складке. Массировать в положении сидя, положив руку на стол ладонью вверх, поочередно справа и слева.
Т9 (сюань-дзи) – несимметричная, располагается в центре рукоятки грудины под Т4. Массировать в положении сидя или лежа на спине.
Т10 (да-чжу) – симметричная, находится на 1,5 цуня в сторону от средней линии позвоночника (паравертебрально) на уровне промежутка между остистыми отростками І и ІІ грудного позвонка. Точки одновременно массируются с двух сторон, и.п. сидя наклонив голову вперед.
Т11 (шу-фу) – симметричная, находится на 2 цуня в сторону от передней средней линии под ключицей. Массировать одновременно с двух сторон.
ФИЗИОТЕРАПИЯ:
Ультразвуковые аэрозольные ингаляции эуфиллина, эфедрина, алупента, димедрола. Продолжительность 10 мин ежедневно, курс 10-12 процедур.
Высокоинтенсивная импульсная магнитотерапия (ВИМТ) для повышения двигательной активности межреберных мышц и диафрагмы, нормализации вегетативной и эндокринной регуляции дыхательной функции. Продолжительность 10 мин ежедневно, курс 6-8 процедур.
Дециметроволновая терапия на область надпочечников. Продолжительность 10-12 мин ежедневно, курс 10 процедур.
Электрофорез адреналина, эуфиллина, эфедрина 15-20 мин, ежедневно, курс 10-12 процедур.
Интраназальный электрофорез кальция.
Лазерная терапия инфракрасным лазерным излучением паравертебрально на уровне 3-9 грудных позвонков, по средней линии в области средней трети грудины, надпочечной области. Эффективность увеличивается, если сочетать воздействие по зонам с надвенным (чрезкожным) облучением циркулирующей крови инфракрасным лазером или эндовазальным облучением гелий-неоновым лазером.
Диадинамотерапия или диадинамофорез эуфиллина, адреналина на паравертебральные области с V шейного по X грудной позвонки.
Рекомендации для населения
Дыхательная гимнастика – это методы контролируемого дыхания, предназначенные для тренировки респираторных мышц и повышения функциональных возможностей дыхательного аппарата путем восстановления свободного и экономичного дыхания.
Задачей дыхательной гимнастики является лечение утомления и напряжения дыхательных мышц, в том числе и диафрагмы.
Рекомендуется комплекс специальных упражнений, с помощью которых обеспечивается укрепление мышц, участвующих в дыхании
А) Дыхание через сомкнутые губы (выдох с сопротивлением)
Наиболее простое, но очень важное упражнение, улучшающее механические свойства легких и нормализующее газообмен.
Исходное положение: стоя или сидя.
После достаточно глубокого вдоха через нос необходимо медленно выдыхать в течение 4 – 6 секунд через губы, сложенные в трубочку. Упражнение желательно повторять 4—5 раз в день по 10—15 минут.
Б) Диафрагмальное дыхание:
Исходное положение — лежа на спине.
На счет 1—2—3 сделать мощный, длительный, глубокий выдох через сомкнутые губы с вовлечением мышц брюшного пресса (при этом живот нужно сильно втянуть), на счет 4 — сделать диафрагмальный вдох, предельно выпячивая живот. Затем, быстро сократив мышцы живота, глухо170 покашлять. Упражнение на диафрагмальное дыхание можно делать лежа, сидя, стоя и даже во время занятий бегом или ходьбой.
Начинать упражнения следует в положении лежа на спине, а через некоторое время, хорошо освоив эту технику, продолжать их в вертикальном положении.
В) Заднее грудное дыхание в сочетании с дыханием через сомкнутые губы:
Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч. Кисти повернуты ладонями вперед (основная стойка). На счет 1 производится глубокий вдох и одновременно нужно обхватить себя руками. После чего следует задержать дыхание на несколько секунд и на счет 2 выдох через сомкнутые губы и снова в исходное положение.
Г) Переднее грудное дыхание в сочетании с дыханием через сомкнутые губы:
Исходное положение — основная стойка.
На счет 1 делается глубокий вдох и одновременно отводим руки максимально назад. Необходимо задержать дыхание на несколько секунд и на счет 2 производится выдох через сомкнутые губы и снова в исходное положение.
Основные правила, которые необходимо соблюдать при выполнении дыхательной гимнастики:
Одежда должна быть удобной и не ограничивать движения грудной клетки.
Занятия должны проводиться не ранее чем через 2 часа после приема пищи.
Дыхание должно быть спокойным и свободным.
Должна быть определённая согласованность амплитуды, ритма и глубины дыхания с движениями тела во избежание нарушений динамики дыхательного акта: — вдох должен проводиться одновременно с подниманием конечностей, выпрямлением туловища, разведением рук в сторону и т.д., в те моменты, когда грудная клетка расширяется; — выдох производится, наоборот – при опускании конечностей, сгибании тела и т.д., когда грудная клетка сжимается.
Наиболее эффективными положениями считаются «лёжа» и «стоя», при которых создаются наиболее благоприятные условия для деятельности органов дыхания, в то время как положение «сидя» не является оптимальным для выполнения дыхательных упражнений. Занятия необходимо проводить не мене 3 раз в день, в течение 10 – 15 минут.
ХОБЛ и физическая активность
Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) является тяжелым инвалидизируюшим заболеванием, требующим длительной и регулярной физической реабилитации. Пациентам с хронической обструктивной болезнью легких даже при легкой степени тяжести заболевания рекомендуется физическая активность (ФА), которая определяется как любые движения, осуществляемые за счет скелетных мышц и сопровождаемые затратами энергии, а также активность в свободное время, как бытовая, так и трудовая.
Надо заметить, что у больных ХОБЛ уже на ранних стадиях значительно снижена ФА по сравнению со здоровыми. Установлена обратная взаимосвязь между уровнем физической активности и скоростью снижения легочной функции; показано, что низкая ФА увеличивает процент госпитализации , дает более сильную одышку, повышает утомляемость, прогнозирует риск летальности при ХОБЛ. Таким образом, низкий уровень ФА непосредственно влияет на состояние здоровья и прогноз заболевания.
Необходимый уровень ФА обеспечивает лечебная физическая культура (ЛФК), которая является основным компонентом программы физической реабилитации при ХОБЛ. При ограниченных ресурсах здравоохранения комплексная реабилитация может быть заменена только физическими тренировками.
По частоте тренировки могут варьировать от ежедневных до еженедельных, продолжительностью от 10 до 45 мин. в зависимости от толерантности к физической нагрузке, нарушений механики дыхания и перфузионно-вентиляционных нарушений у больного.
Тренировки большой интенсивности (>60 % максимального VO2) дают лучшие результаты, чем тренировки меньшей интенсивности.
Программа физических тренировок должна быть индивидуальна для каждого пациента, и одним из важнейших критериев дозирования нагрузки является частота сердечных сокращений (ЧСС). Максимальная ЧСС при выполнении физических тренировок определяется по формуле: (220 — возраст), где Пр.мап — процент максимальной аэробной производительности.
Для поддержания хорошей физической работоспособности достаточны нагрузки, составляющие 50-75 % от индивидуальной толерантности к нагрузке.
Обоснование физической реабилитации при ХОБЛ:
- С целью расслабления мышц шеи, рук, плечевого пояса, лица в занятия ЛФК рекомендуется включать разнообразные дыхательные упражнения: сознательно локализованное дыхание (брюшное, грудное и смешанное) с поверхностным вдохом и удлиненным (сначала без напряжения мышц, а затем при отсутствии бронхоспазма — с напряжением мышц) выдохом; звуковую гимнастику.
- Для восстановления дыхательного акта применяются упражнения в расслаблении мышц, постизометрическая релаксация мышц, статические и динамические дыхательные упражнения с удлиненным выдохом и постепенным урежением и углублением дыхания, дренирующие упражнения. С их помощью происходит снижение напряжения дыхательных мышц, увеличение экскурсии грудной клетки, восстановление нормального соотношения времени вдоха и выдоха. Это способствует облегчению выдоха, уменьшению остаточного объема воздуха в легких и повышению альвеолярной вентиляции.
- Для развития компенсаторных механизмов дыхания используются дыхательные упражнения, движения с участием мышц шеи, спины, брюшного пресса, поясничной области и бедер. Они способствуют укреплению дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности в реберно-позвонковых сочленениях и суставах позвоночника, улучшению осанки.
- Повышение функции сердечно-сосудистой системы достигается с помощью дыхательных упражнений, движений с участием мышц, получающих иннервацию из шейных и верхнегрудных сегментов спинного мозга. Такие упражнения увеличивают микроциркуляцию в мышцах, снижают общее периферическое сосудистое сопротивление, повышают способность тканей усваивать кислород. ЛФК и физические тренировки у пациентов с ХОБЛ влияют на кровообращение и лимфоотток в легких, дыхательных путях, покровных тканях грудной клетки, на состояние тонуса скелетных мышц, рефлекторно на тонус гладких мышц бронхов, а воздействие на мышечно-связочную систему позвоночника и реберно-позвоночные суставы повышает подвижность грудной клетки.
Под влиянием физических упражнений улучшается эластичность легочной ткани, увеличиваются подвижность грудной клетки и экскурсия диафрагмы, укрепляется дыхательная мускулатура. Дыхание с замедленным и удлиненным выдохом увеличивает давление на стенки бронхов, снижает линейное давление и, следовательно, препятствует сужению воздухопроводяших путей.
Улучшение кровотока в работающих мышцах вызывает уменьшение сопротивления кровотоку на периферии, что облегчает работу левой половины сердца; это чрезвычайно важно при сопутствующем поражении сердечно- сосудистой системы. Одновременно облегчается венозный приток крови к правой половине сердца в связи с увеличением венозного оттока с периферии — от работаюших мышц.
Кроме того, физические тренировки побуждают пациентов к активному образу жизни, улучшают эмоциональный фон, уменьшают симптомы заболевания. Улучшение функции скелетных мышц повышает переносимость физической нагрузки.
Методика физической реабилитации при ХОБЛ:
— Типичная тренировочная программа начинается с медленной ходьбы на тредмиле или езде на велоэргометре без нагрузки в течение нескольких минут. Длительность и интенсивность упражнений прогрессивно увеличивается в течение 4-6 недель, пока пациент не сможет тренироваться в течение 20-30 мин без остановок с управляемой одышкой. Упражнения проводятся под контролем таких показателей, как насыщение крови кислородом, частота дыхания, пульс, артериальное давление, ЭКГ-мониторирование.
Наиболее эффективными являются упражнения c участием следующих мышц: ременная головы, мелкие мышцы затылочной области, лестничные, грудино-ключично-сосцевидная, поднимающая лопатку, над- и подостная, трапециевидная, большая и малая ромбовидные, межреберные, диафрагма, большая грудная, мышцы брюшного пресса, разгибатели позвоночника, грушевидная, ишиокруральные, большая ягодичная, приводящие бедро, напрягатель широкой фасции бедра, крестцово-остистая, четырёхглавая бедра.
— Дыхательная гимнастика должна быть направлена на выработку правильного паттерна дыхания и тренировку респираторной мускулатуры с использованием специальных тренажеров (Thresholdes PEP, IMT), дифференцированно вовлекающих в работу инспираторные и экспираторные мышцы.Важно отметить, что при ХОБЛ нежелательно применение дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, так как ее особенностью является тренировка вдоха, тогда как при ХОБЛ необходимо тренировать выдох.
— Для поддержания и улучшения деятельности сердечно- сосудистой системы применяются упражнения для дистальных отделов конечностей и тренировки на велоэргометре в аэробном режиме с нагрузкой 0,5 Вт/кг в течение 510 мин. (60 об./мин.). ЧСС может возрастать не более чем на 8-10 ударов/мин.
— При составлении программы физических тренировок необходимо определить степень двигательной возможности пациента к физической нагрузке составляет менее 50 Вт, тренировки противопоказаны.
— Применяемые в начале курса ЛФК физические нагрузки должны состоять из упражнений, выполняемых в аэробном режиме низкой интенсивности (4050 % аэробной способности). В дальнейшем интенсивность нагрузок возрастает до 60-75 % аэробной мощности, при этом работа осуществляется в аэробном и аэробно-анаэробном режимах.
— Включение в занятия ЛФК тренировок верхней группы мышц и силовых упражнений увеличивает силу, но не влияет на качество жизни и переносимость физических нагрузок. Бывает, что пациенты с ХОБЛ прекращают тренировки из-за утомления мышц ног, в основе чего лежит дисфункция скелетной мускулатуры. В исследовании Shrikrishna D., Patel M. et al оценивались сила мышц туловища и квадрицепсов у пациентов ХОБЛ. Выяснилось, что сила всех оцениваемых мышц была значительно снижена, причем изменения больше касались квадрицепсов (снижение силы на 28 % по сравнению с контрольной группой), в то время как снижение силы мышц туловища было более умеренным (на 15 — 16 %). Мышечная сила служит показателем состояния пациентов с ХОБЛ и прогнозом на дальнейшее течение заболевания.
— По мере возможности, должны быть пешие прогулки на свежем воздухе по ровной и пересечённой местности длительностью не менее 30 мин. 5-6 раз в неделю, подъёмы и спуски по лестнице в медленном и (или) среднем темпе 1-2 раза в день.Для тренирующего эффекта занятия ходьбой должны быть регулярными. При этом тренировочная ходьба зависит и от погодных условий; при неблагоприятных условиях нужно снижать скорость ходьбы и продолжительность тренировки, либо выполнять ходьбу по лестнице, при этом следить за дыханием: на два шага — вдох, на три-четыре шага — выдох.
-ЛФК противопоказана в острый период заболевания, сопровождающийся высокой температурой тела; при кровотечении, кровохаркании; при легочно-сердечной недостаточности II-III степени; дыхательной недостаточности III степени; абсцессе легкого; угрозе развития кровотечения и тромбоэмболии; астматическом статусе; большом количестве экссудата в плевральной полости; полном ателектазе легкого; выраженном воспалительном процессе; онкозаболевании.
Выводы
1) Низкий уровень физической активности пациентов с ХОБЛ непосредственно влияет на состояние здоровья и прогноз заболевания;
2) Мышечная сила служит показателем состояния пациентов с ХОБЛ и прогнозом на дальнейшее течение заболевания;
3) Физическая реабилитация способствует повышению толерантности к физической нагрузке, улучшает эмоциональный фон, уменьшает симптомы заболевания;
4) Программа тренировок должна быть индивидуальна для каждого пациента;
5) ЛФК имеет противопоказания, которые необходимо учитывать при её назначении.