Laiveko.ru

Медицина и здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Компьютерные игры и синдром гиперактивности дефицита внимания (СДВГ): есть ли связь

Компьютерные игры и синдром гиперактивности дефицита внимания (СДВГ): есть ли связь?


По данным Американской академии педиатрии, 8,5% детей в возрасте от 8 до 18 лет страдают расстройствами, связанными с интернет-играми. Чаще всего у юных геймеров диагностируют СДВГ или депрессию.

Почему эти явления связаны?

У учёных нет данных о том, что видеоигры вызывают СДВГ. Однако есть тревожная статистика: чем больше дети играют, тем чаще проявляются симптомы этого расстройства.

В июле команда ученых из Калифорнии сообщила неутешительный прогноз для подростков, зависимых от гаджетов: по данным экспертов, у них риск развития СДВГ повышен в 2 раза. Особенно опасными оказались видеочаты и компьютерные игры.

Когда игра становится опасной?


Согласно исследованиям, пристрастие к играм становится проблемой тогда, когда ребёнок начинает посвящать им больше 9 часов в неделю. Однако это намного меньше, чем фактическая современная норма. Профессор психологии Жана Ванге в 2016 году подсчитал: 10% американских восьмиклассников проводят перед экранами не меньше 40 часов в неделю. Это почти 6 часов в день.

Однако психиатр Куроши Дини, автор книги «Видеоигры и зависимость: руководство для родителей», утверждает, что время здесь – не главное. Гораздо важнее, насколько хорошо ребёнок справляется со своими ежедневными делами. «Если он успевает все, я не обращаю внимание на количество часов (проведённых за компьютером)», – говорит Дини.

Почему дети с СДВГ страдают именно от игровой зависимости?

У пациентов с таким диагнозом есть склонность к крайностям: их внимание либо рассеяно, либо «гипер-сфокусировано» на одном предмете. А игры работают как «костыли для внимания». Звуки, освещение, спецэффекты, музыка – всё это заставляет концентрироваться.

Однако игры не решают проблем с внимательностью в обычной жизни: об этом говорит исследование сингапурских учёных. Люди, страдающие тяжелыми формами зависимости, становятся еще более импульсивными и менее внимательными. Получается замкнутый круг.

Учёные также предполагают, что люди с СДВГ занимаются «самолечением» с помощью игр. Они вызывают всплески вещества, отвечающего за удовольствие – дофамина. А препараты, повышающие уровень дофамина, помогают сократить время, проведённое за игрой.

А есть ли плюсы у видеоигр?


Да, и они не такие уж маленькие. Исследования показывают, что видеоигры развивают пространственное мышление не хуже, чем специальные курсы для старшеклассников. А это важно для детей, которые хотят связать жизнь с архитектурой, техникой, инженерией и ещё многими-многими областями.

Ещё один плюс – это развитие навыков работы с другими людьми. В онлайн-играх часто собираются целые команды, которым приходится постоянно общаться и учиться слаженно работать. Но тут есть и минус: другие подростки могут жестоко раскритиковать вашего ребёнка за «боевую» неудачу и вселить неуверенность в себе.

Могут ли видеоигры вызвать настоящую зависимость?

Всемирная организация здравоохранения добавила «игровое расстройство» в список Международной Классификации Болезней (DSM-5). Фактически, компьютерные игры приравняли к алкоголю, никотину и азартным играм. Однако в примечании указано, что эта тема требует дальнейшего изучения.

Случай, произошедший в Южной Корее в 2010 году, подпитывает опасения специалистов. Супружеская пара признала себя виновной в непреднамеренном убийстве: их трёхмесячная дочь умерла от голода, в то время как родители каждый день по 12 часов подряд играли в интернет-кафе. Рядом с телом полиция нашла бутылочку для молока, покрытую плесенью.

Сейчас учёные продолжают обсуждать тему зависимости от видеоигр. Однако доказательств тому, что это настоящая болезнь, уже собрано немало.

Исследование 2011 года показало, что у геймеров, как и у азартных игроков, меняется структура мозга. Кроме того, по подсчётам учёных из Германии и Канаде, больше 25% подростков после игр с виртуальными монетами, переходят к настоящим деньгам.

Как понять, что у ребёнка зависимость?


Вот симптомы, которые на это указывают:

  1. У него нарушен режим дня из-за игр;
  2. Все остальные интересы отошли на второй план (включая общение с близкими);
  3. Подросток не может контролировать время, проведённое за компьютером. Он играет даже тогда, когда это грозит проблемами в учёбе или ссорами с семьёй;
  4. Если ему запретить играть, появляется синдром отмены: нервные срывы, депрессия, паника:
  5. Он пытается сократить время, которое тратит на игры, но у него не получается;
  6. Ребёнок ощущает эйфорию во время игры. Он говорит, что «сбегает» в неё от реального мира;
  7. Подросток обманывает и специально преуменьшает время, проведённое перед экраном;
  8. В последнее время он без причины набрал или потерял в весе. Могут появиться боли в спине, голове и запястьях.

Если эти симптомы вам знакомы, ребёнка нужно показать врачу.

Что в итоге?

Предположение, что видеоигры вызывают СДВГ, не доказано. Но они могут усугубить уже имеющееся расстройства: пациенты могут неосознанно использовать видеоигры, чтобы лучше справляться с проблемой. Однако в конечном итоге это не просто решит проблему, а усугубит её и вызовет зависимость.

О том, почему Всемирная организация здравоохранения включила пристрастие к играм в Международную Классификацию Болезней, подробней рассказываем в статье «ВОЗ признала зависимость от компьютерных игр болезнью».

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей. Причины, симптомы и лечение

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Диагноз СДВГ – один из самых распространенных у детей позднего дошкольного или школьного возраста. Это нарушение развития ребенка имеет неврологическо-поведенческий характер. Проявляется гиперактивностью, невнимательностью, импульсивностью, иногда даже повышенной агрессивностью и капризностью. В большинстве случаев синдром диагностируется у детей мужского пола, но ему повержены и девочки, а также взрослые люди.

Читать еще:  ребенку 4 года больно какать

Существует множество мнений относительно существования СДВГ, методов лечения этого состояния, их эффективности. Некоторые ученые и медики утверждают, что даже если признать, что проблемы с развитием ребенка есть, в случае с СДВГ лечение не требуется. Нужно просто более терпимо относиться к ребенку, и рано или поздно расстройство развития сойдет на нет, или ребенок научится жить с ним, приспособится. Особенно в случае, если симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности возникают лишь время от времени, а не систематически. И действительно, около 30 % детей, которым не была оказана медицинская помощь, «переросли» заболевание, и их состояние нормализовалось.

Однако большинство специалистов склоняются к тому, что синдром дефицита внимания и гиперактивности требует если не лечения, то коррекции. Помощь врачей позволяет улучшить обучаемость ребенка, способность к концентрации внимания, координации движений, снизить раздражительность, агрессивность. А также восстановить или улучшить состояние центральной нервной системы для устранения неврологического аспекта развития синдрома.

Причины и симптомы СДВГ у детей

Причины СДВГ до конца не установлены. Расстройство может возникнуть вследствие воздействия одного или нескольких факторов:

  • Климатический или экологический фактор.
  • Отклонения течения беременности – заболевания матери, к примеру.
  • Иммунологическая несовместимость будущей матери и плода.
  • Нарушение сроков или процесса родоразрешения, в том числе родовые травмы у младенца, некомпетентная стимуляция родовой деятельности со стороны врачей, отравление наркозом.
  • Болезни ребенка в младенческом возрасте, сопровождающиеся сильным повышением температуры тела и приемом рецептурных препаратов.
  • Заболевания ребенка, которые могут негативно влиять питание мозга и мозговую деятельность, в том числе астма, сердечная недостаточность, диабет.

Ученые утверждают, что причины СДВГ – это на 80% генетические факторы. Склонность к возникновению синдрома может усилить или ослабить среда, в которой рождается и растет ребенок.

  • Неспособность концентрировать внимание.
  • Повышенная активность.
  • Болтливость или наоборот молчаливость.
  • Отвлеченность.
  • Неорганизованность.
  • Рассеянность.
  • Забывчивость.
  • Беспокойные или неконтролируемые движения, бесцельная двигательная активность.
  • Нетерпеливость.

Точно поставить диагноз СДВГ можно не ранее 12 лет (согласно руководству по классификации психических расстройств). Предположительно гиперактивный ребенок должен наблюдаться в разных ситуациях, условиях и обстановке (школа, дом). Обязательный критерий для постановки диагноза СДВГ – нарушение обучения, отставание от сверстников, нарушение социальных функций.

Коррекция и лечение детей с СДВГ в Хабаровске

Если у ребенка гиперактивность лечение должно быть комплексным, включающим несколько методов, которые подбираются в индивидуальном порядке. Широко применяются такие методы, как коррекция поведения, психотерапия, педагогическая помощь и нейропсихологическая коррекция. Медикаментозное лечение назначается с осторожностью.

В центре «Неокортекс» применяются современные прогрессивные методики коррекции, использование которых позволяет устранить гиперактивность у детей или ее выраженность. У нас работают высококвалифицированные специалисты, которые составляют индивидуальный план, делающий лечение СДВГ эффективным, а его результат пролонгированным. Прежде чем назначить те или иные приемы терапии, сотрудники центра проводят окончательную диагностику, тщательно оценивают состояние ребенка, выявляют весь комплекс проблем.

Программы терапии детей с диагнозом СДВГ включают такие процедуры:

    , аудиотренировки.
  • Применение кислорода с лечебной целью (оксигенотерапия).
  • Применение малого постоянного тока, которое позволяет провести стимуляцию ЦНС, улучшить познавательные функции мозга. – воздействие акустическим сигналом, который согласован с мозговой активностью ребенка. . .

Также во время курса лечения СДВГ ребенку обеспечивается психологическое и педагогическое сопровождение. Более подробно с программами коррекция СДВГ можно ознакомиться на нашем сайте в материале «Программы «Коррекция СДВГ», для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

Гиперактивный мочевой пузырь

Заболевание, характеризующееся частыми позывами к испусканию мочи, которые нередко сопровождаются недержанием. Поскольку мочевой пузырь полностью состоит из мышц, это означает, что при данном недуге человек не способен самостоятельно подавить испускание урины. При данном расстройстве мышечная ткань начинает реагировать даже на незначительное скопление жидкости, человек при этом чувствует постоянную наполненность мочевого пузыря и неоднократно посещает туалетную комнату. Несмотря на такие дискомфортные ощущения, больной таким недугом за один раз выводит очень малое количество мочи, а иногда и несколько капель. Данное расстройство наиболее характерно для женской половины населения — часто подвержены женщины старше сорокалетнего возраста.

У мужской половины встречается намного реже и поражает обычно в пожилом возрасте начиная с шестидесяти лет. Очень часто симптомы заболевания проявляются резко и неожиданно, что человек не может самостоятельно удерживать мочу. В некоторых случаях данное обстоятельство вынуждает больного носить подгузники для взрослых, потому что другого способа скрыть данное расстройство, кроме как провести лечение, не существует.

Причинами возникновения синдрома гиперактивного мочевого пузыря у мужчин и женщин могут послужить различные заболевания, среди которых:

  • доброкачественное новообразование предстательной железы (это служит причиной сужения канала мочеиспускания);
  • широкий спектр разнообразия нарушений структуры головного мозга, например, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, онкология;
  • расстройства спинного мозга – опухоли, межпозвоночные грыжи, травмы и ушибы, осложнения после хирургического вмешательства;
  • сахарный диабет;
  • умственная отсталость;
  • инсульты;
  • нарушения нервной системы;
  • различные отравления организма ядовитыми химическими веществами, алкоголем, передозировка наркотиками;
  • врождённые патологии в строении мочевыделительного канала;
  • гормональные перепады у женщин, особенно в период прекращения менструации.
Читать еще:  Вспышки ярости у мужа

Именно поэтому такому заболеванию в большей степени подвержены представительницы женского пола. Кроме этого, продолжительное влияние стрессовых ситуаций, общение с неприятными людьми, вредные условия труда могут послужить факторами проявления гиперактивного мочевого пузыря.

Беременность у женщин может вызвать данный недуг, а также недержание мочи, поскольку плод сильно сдавливает мочевой пузырь.

Не последнюю роль играет возрастная категория — случаи возникновения такого нарушения у молодых людей крайне редки.

Но в некоторых случаях гиперактивность мочевого пузыря наблюдается у детей, но причинами этого служат совершенно другие особенности:

  • повышенная активность ребёнка;
  • чрезмерное употребление жидкости;
  • сильный стресс;
  • неожиданный и сильный испуг;
  • врождённые патологии мочеиспускательного канала.

Именно эти факторы становятся причинами такого недуга у младшей возрастной категории. Но не нужно забывать, что для детей младше трёх лет, является вполне характерным неконтролируемое испускание мочи. В случае, когда симптомы гиперактивного мочевого пузыря наблюдаются у подростков, необходимо немедленно обращаться за помощью к специалистам, потому что это может быть связано с нарушениями психики, которые лучше всего лечить на начальных стадиях.

Гиперактивность мочевого пузыря может проявляться в нескольких формах:

  • идиопатической – при которой невозможно определить факторы возникновения;
  • нейрогенной – основные причины проявления связаны с нарушениями работы центральной нервной системы.

Несмотря на тонкую связь мочевого пузыря с нервной системой, в большинстве случаев основания для появления расстройства недержания мочи возникает именно из-за различных инфекций и заболеваний.

Помимо основного признака гиперактивного мочевого пузыря – недержания мочи, существует несколько симптомов, характерных для данного расстройства:

многократные позывы к испусканию урины.

Несмотря на ощущение заполненного мочевого пузыря, выделяется небольшое количество жидкости; сильные позывы к опорожнению (нередко бывают такой силы, что человек не успевает дойти до туалетной комнаты); выведение мочи в ночное время или во сне. В нормальном состоянии мышц мочевого пузыря человек не встаёт ночью для справления потребности; непроизвольное выделение нескольких капель жидкости; выведение мочи в несколько этапов, т. е. после того, как закончился первый процесс, понатужившись, происходит вторая волна выделения урины.

Если у человека наблюдаются позывы к опорожнению более девяти раз в дневное время, и как минимум три в ночное, это служит первыми симптомами того, что он подвержен такому заболеванию, как гиперактивный мочевой пузырь.

Но такое количество может изменяться в зависимости от количества употребляемой жидкости, спиртных напитков или мочегонных медикаментов. В нормальном состоянии такой процесс происходит менее десяти раз в день и, вообще, не наблюдается ночью. Как у женщин, так и у мужчин могут наблюдаться один или несколько вышеуказанных симптомов.

При неправильном или несвоевременном лечении недуга могут возникнуть следующие последствия: постоянное беспокойство и, как следствие, пониженная сосредоточенность на домашних или рабочих делах; продолжительные депрессии, которые могут перерасти в апатию; появление бессонницы, как следствие нарушения сна; потеря способности адаптации к условиям социальной среды; возникновение врождённых патологий у малыша, если данная болезнь была диагностирована у беременной женщины. Стоит заметить, что у детей осложнения формируются намного быстрее, чем у взрослых.

В диагностике гиперактивного мочевого пузыря главным является исключить другие заболевания мочевыделительного тракта. Для того чтобы это сделать, используют комплекс диагностических мероприятий, включающих в себя: сбор полной информации у пациента о возможных причинах возникновения, времени появления первых симптомов, сопровождаются ли они болевыми ощущениями.

  • вести дневник посещения туалета, в котором необходимо фиксировать частоту посещений и примерное количество выделяемой жидкости;
  • анализ историй заболеваний ближайших родственников и наследственного фактора;
  • анализ мочи, общий и биохимический, проведение проб по Нечипоренко – укажет на патологии почек или органов, участвующих в испускании мочи, и Зимницкому – при котором проводится исследование урины, собранной за сутки; посев урины на обнаружение бактерий или грибков;
  • УЗИ мочевого пузыря;
  • МРТ;
  • осмотр канала испускания мочи при помощи такого инструмента, как цистоскоп;
  • рентгенография с контрастным веществом, что поможет выявить патологии в строении данных внутренних органов;
  • уродинамическое исследование, комплексного характера.

Кроме этого, могут понадобиться дополнительные консультации невролога, поскольку заболевание нередко связано с нарушениями нервной системы.

Лечение гиперактивного мочевого пузыря, аналогично диагностике, состоит из нескольких мероприятий. Основная задача терапии – научится держать под контролем позывы и, при надобности, сдерживать их.

Комплекс лечения состоит из:

  • приёма индивидуальных лекарственных средств, в зависимости от причин возникновения расстройства;
  • употребления специальных медикаментов, которые влияют на функционирования нервной системы;
  • выполнения специальных физических упражнений, способствующих укреплению мышц малого таза;
  • составления правильного режима дня.

Для отдыха оставлять не менее восьми часов в сутки, не пить жидкость за несколько часов до сна; рационализации повседневной жизни — состоит в избегании стресса или неприятного общения, увеличении времени пребывания на свежем воздухе; физиотерапевтических методов лечения, например, электростимуляция, лечение током и электрофорезом, иглоукалывание.

К хирургическому вмешательству прибегают только в тех случаях, когда остальные методы терапии оказались неэффективными.

В таких случаях проводят несколько типов операций:

  • дополнительное снабжение мочевого пузыря нервами;
  • введение в мочевой пузырь стерильной жидкости, которая увеличит размеры данного органа;
  • введение в стенки органа, при помощи инъекций, специальных препаратов, основная задача которых — нарушить передачу нервных импульсов;
  • замещение небольшой части мочевого пузыря кишечником;
  • удаление определённой части органа, но при этом слизистая оболочка остаётся на месте.
Читать еще:  Как справиться с психологическими проблемами

Данные врачебные вмешательства рекомендуются не только взрослым мужчинам и женщинам, но и детям.

Как научить гиперактивного ребенка удерживать внимание

Ваш ребенок «неусидчив», «мешает другим», постоянно «ошибается», «не слушается» — как часто мы это слышим? Возможно, это гиперактивность. В таком случае нужно просто понять ребенка и помочь ему. В Центре содействия семейному воспитанию «Юнона» живет больше 30 мальчиков и девочек с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Специалист Мария Бальджирова рассказывает об особенностях таких ребят и о том, какие моменты в поведении ребенка могут быть основанием для обращения к врачу-неврологу, а также советует родителям, как успокоить своих непосед.

Грань между особенностями характера и диагнозом

«Люди постоянно концентрируются на каком-либо объекте. Однако встречаются дети, которых мы называем „реактивными“, „неусидчивыми“, „гиперактивными“. У них отмечают неврологическое расстройство, начинающееся в детском возрасте, — синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ. Но такой диагноз может поставить только врач-невролог!» — говорит педагог дополнительного образования Центра «Юнона» Мария Бальджирова.

Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте 3 лет, чаще — у мальчиков. Причем у них синдром обычно проявляется в активном поведении, а у девочек — в невнимательности. Гиперактивность характеризуется низкими показателями внимания, памяти, мышления, работоспособности на занятиях, а также повышенной утомляемостью. Ребенок одинаково проявляет активность дома, в детском саду, в школе, на детской площадке, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых он вел бы себя спокойно. Этим он и отличается от обычного активного малыша.

По сравнению с ровесниками такие дети не так внимательны к чувствам других людей. Они меньше готовы делиться чем-либо с другими, реже пытаются помочь родителям, воспитателям, детям и почти не выражают сопереживания. Поэтому у них возникают сложности в установлении отношений с другими людьми.

Как проявляется дефицит внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется по-разному. Выделяют несколько характерных признаков, например: забывчивость, болтливость, рассеянность, нарушенная координация, нетерпеливость. К этому можно добавить ситуации, в которых ребенок:

  • не сидит спокойно на месте, даже если это необходимо;
  • не сосредотачивается на деталях;
  • не доводит начатое до конца;
  • ошибается по невнимательности;
  • легко отвлекается на посторонние предметы;
  • не вслушивается в слова других, мешает;
  • часто теряет свои вещи;
  • вмешивается в разговор как старших, так и сверстников;
  • плохо спит, не может расслабиться, отдохнуть.

Как помочь ребенку

У детей с гиперактивностью нет серьезных нарушений познавательных процессов — им просто требуется больше времени на выполнение заданий. Они допускают больше ошибок, потому что пытаются выполнить задание быстрее, чтобы вернуться к своим делам. Таким детям нужно вовремя помочь.

«Лучше всего детям с гиперактивностью поможет игра. Она позволяет контролировать действия и поступки ребенка с помощью конкретного игрового сюжета, правил и ролей. Многие специалисты считают, что игры с водой и песком таким детям просто необходимы», — отмечает Мария Бальджирова.

Ребятам с синдромом дефицита внимания и гиперактивности подойдут коллективные и индивидуальные игры, которые помогут успокоить ребенка. Это могут быть настольные игры или игры, развивающие концентрацию и помогающие распределять внимание, снимать напряжение и агрессивность. Сотрудники Центра «Юнона» подготовили несколько таких игр, в которые родители смогут поиграть со своими детьми дома.

Пять полезных игр для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Дерево

Исходное положение — сидя на корточках. Пусть ребенок спрячет голову в колени, а колени обхватит руками. Он — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево: ребенок медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь мышцы тела и вытянуть его вверх. Подул ветер: ребенок раскачивает тело, имитируя дерево.

Колечко

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Играть надо сначала каждой рукой отдельно, затем обеими руками сразу.

Ухо — нос

Левой рукой ребенок берется за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно надо отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью до наоборот.

Море волнуется

Дети интенсивно двигаются по комнате, принимая различные позы. Мама или папа произносят:

Море волнуется — раз!

Море волнуется — два!

Море волнуется — три!

Морская фигура — замри!

На последней фразе дети замирают в одной из поз и только по команде родителей «Отомри!» продолжают игру.

Поза покоя

Ребенок садится ближе к краю стула, опирается на спинку, руки свободно кладет на колени, ноги слегка расставляет. Мама или папа медленно, тихим голосом, с длительными паузами произносят формулу общего покоя:

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая,

И становится понятно —

«Самое главное для родителей — запастись терпением, потому что только систематическая, регулярная работа с ребенком ему поможет», — убеждена педагог.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector