Укус аиста» и «поцелуй ангела»: «родовые пятна» у новорожденных
«Укус аиста» и «поцелуй ангела»: «родовые пятна» у новорожденных
Почему они появляются, проходят ли самостоятельно и когда может потребоваться консультация педиатра? Родовые пятна у младенцев называют и «лососевыми», и «винными», и «поцелуем ангела», и «укусом аиста». Чем различаются эти «отметины» на коже ребенка и влияет ли на их появление способ родоразрешения?
Невус Унны
«Лососевые пятна» — это плоские розовые образования на коже. У них неправильная форма и относительно четкие края. Свое название получили за окрас, напоминающий по цвету филе красной рыбы.
Встречается простой невус на лбу, верхних веках, переносице, верхней губе, затылке, макушке и задней поверхности шеи. Даже в медицинской литературе в зависимости от локализации пятно у ребенка называют «укусом аиста», если оно на затылке или задней поверхности шеи (нес в клюве, остались следы). Если образования у детей на лбу или веках, их принято называть «поцелуями ангела».
Появляется невус задолго до родов и от способа появления на свет не зависит. Это участки кожи, в которых произошла закладка сосудов, и они оказались немного расширенными по сравнению с соседними участками, в них более интенсивный кровоток, и из-за этого кожа более насыщенного цвета.
Если невус Унны расположен в области крестца, необходимо показать ребенка неврологу для исключения spina bifida (расщепления позвоночника).
Когда проходят такие родовые пятна? Уже в первые месяцы жизни они начинают светлеть, а к двум годам их практически не видно. Так что специфического лечения или пластической операции эта косметическая особенность не требует. Иногда пятна на затылке не проходят до конца, просто бледнеют.
Пламенеющий невус («винные» пятна)
Иногда даже специалисты путают простой невус с огненным, в народе такие образования на коже называют «винными». У них более темный оттенок, четче контур, и главное, с возрастом они не становятся светлее.
Это пятно может проявиться в любом месте на коже ребенка и уже не исчезнет. Иногда «винные» пятна, расположенные в области лица, выступают проявлением редких синдромов: определить, так ли это, может только врач. При подозрении на эти синдромы проводится дополнительное исследование и консультация врача-невролога. «Винные» пятна без следа удаляются лазером. Удалять их следует как можно раньше, так как в период полового созревания они становятся ярче и могут даже возвышаться над поверхностью кожи.
Младенческие гемангиомы
Это сосудистые образования, чаще всего они заканчивают свой рост к 5 месяцам жизни, и только небольшой процент гемангиом растет до 9 месяцев и дольше. Это доброкачественные образования. которые чаще встречаются у девочек, у недоношенных детей и при многоплодной беременности. Ведущий фактор в развитии гемангиом — гипоксия (недостаточное поступление кислорода к органам).
Гемангиома растет максимально быстро в первые три месяца жизни. Чаще всего при рождении гемангиомы отсутствуют. До 90% гемангиом проходят самостоятельно к 9 годам. Но примерно в 70% случаев сохраняются остаточные явления.
Глубокие гемангиомы появляются позже и существуют длительнее. Чаще всего бесследно не исчезают, оставляют после себя фиброзную ткань или пигментацию.
В 80–90% случаев лечения гемангиом не требуется, но если гемангиома располагается на лице, затрагивает жизненно важные органы или представляет угрозу жизни для пациента, тогда требуется лечение.
В лечении гемангиом применяют пропранолол как в виде таблеток, так и в виде наружной терапии (тяжелые формы или гемангиомы на лице), но чаще они проходят самостоятельно без лечения. Лечение топическими стероидами, лазером и криодеструкцией (жидким азотом) на сегодняшний день не входит в протоколы лечения гемангиом.
Другие пятна
Среди прочих родовых пятен на теле новорожденного можно выделить:
Пигментные «кофейные» пятна — обычно небольшие, цвета кофе с молоком. Редко проходят сами. Обычно их удаляют по эстетическим соображениям. Если же таких пятен на теле ребенка 6 или более — это тревожный звонок, покажите их врачу.
Монгольские пятна — серые крупные образования, которые обычно встречаются у грудничков с азиатскими корнями. Появляются в области спины и ягодиц и по виду напоминают синяки, которые пропадают сами к 5 годам.
Гигантские пигментные пятна — по своей природе это родинки [4], которые могут быть черного или коричневого цвета, с волосами или без. За ними необходимо наблюдать и регулярно показывать дерматологу.
Висип у дитини
Уже давно и общеизвестно, что дети — цветы нашей жизни. Но, к величайшему сожалению большинства мамочек, иногда наши цветочки «расцветают» совсем не так, как нам бы хотелось… Красные и белые прыщики, тёмные и светлые пятна, бугристости и шероховатости не дают мамам (а иногда и малышам) спокойно спать по ночам. Но не будем сейчас о страшных проблемах, когда без квалифицированной медицинской помощи не обойтись, давайте рассмотрим две наиболее распространённые неприятности: потница и аллергия. Итак, чем же отличаются эти высыпания, каковы причины их возникновения и способы их устранения?
Потница представляет собой высыпания, в виде мелких красных прыщиков. Потницу можно обнаружить на чрезмерно влажных участках кожи. К примеру, за ушами, между шейными складками, в паху или на участках, где одежда слишком плотно прилегает к телу. На ощупь эти высыпания очень шершавые (англичане даже называют эту сыпь колючей). Конечно же, при контакте с одеждой потница причиняет ребёнку беспокойство.
Основной причиной потницы является перегрев малыша. Чтобы избавиться от неё, нужно соблюдать температурный режим в помещении (19-22С), одевать ребёнка в просторную одежду из натуральных тканей (лён и хлопок), а также аккуратно обмывать кожу малыша чистой прохладной водой или слабым раствором пищевой соды (1чайная ложка на стакан воды). Главное помните, нужно очень аккуратно мыть и просушивать кожу, а ни в коем случае не тереть.
а — кристаллическая потница.
Крошечные тонкостенные везикулы быстро отшелушились, когда ребенка поместили в помещение с прохладной температурой.
б — красная потница.
У этого ребенка хорошо видны красные папулы потницы.
Аллергия (в данном случае аллергический дерматит) может проявляться в двух формах: пищевая аллергия и контактный дерматит.
Пищевая аллергия редко встречается у детей первого полугодия жизни (при исключительно грудном вскармливании), но иногда проявляется в форме аллергического кольца. Чёткое красное кольцо вокруг анального отверстия ребёнка — сигнал того, что в раздражении виноват какой-то продукт из рациона, подобно высыпаниям вокруг рта и на щеках малыша при введении нового продукта. Исключите этот продукт и наблюдайте, исчезнет ли красное кольцо. Иногда может даже потребоваться, чтобы мама исключила этот продукт из своего рациона, если она кормит грудью. Зачастую проблема заключается в количестве продукта, а не в его качественном составе — стоит перекормить малыша и его щёчки тут же «расцветают» красными, чуть шелушащимися пятнами. Ещё одной причиной аллергического дерматита является дефицит кальция в организме ребёнка.
Контактный дерматит проявляется в виде плоских красных отёков (будто кипятком ошпарили) на участках кожи, трущихся о подгузники или одежду. Главным признаком раздражения этого типа является то, что кожа непосредственно под подгузником остается незатронутой. Основные причины раздражения:
- Химические раздражители, присутствующие в моющих средствах, которыми стирают детскую одежду и постельное бельё;
- Слишком частое использование моющих средств (хоть и детских) для купания ребёнка. Они смывают защитную жировую плёнку с кожи малыша;
- Хлор в воде — поможет кипячение;
- Синтетическая одежда и постельное бельё;
- Игрушки и детская мебель неизвестного происхождения.
Облегчить аллергический дерматит можно с помощью различных антигистаминных препаратов (мази, гели, капли), но бороться с ним необходимо только методом распознания и исключения раздражителя.
Как понять, что у ребенка аутизм?
Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?
Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?
На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.
Аутизм – так и звучит диагноз?
Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:
1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.
В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.
1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.
Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:
1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;
Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.
1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.
Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.
Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.
Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?
Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.
А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?
Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.
Чем ребенок с аутизмом отличается от других?
В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:
Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;
Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);
Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;
Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.
Что может вызвать у ребенка аутизм?
К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.
В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?
Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».
Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», — говорят родители).
Это можно вылечить?
Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.
Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?
Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.
Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.
Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.
Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя — обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?
Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.
Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.
Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?
Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:
1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.
2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.
3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.
4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.
5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.
Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?
Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.
Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.
Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет
Возраст ребенка
Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии
с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;
начинает узнавать предметы и людей;
улыбается при звуке вашего голоса;
начинает улыбаться при общении;
поворачивает голову на звуки.
начинает реагировать на эмоции окружающих людей;
может находить не тщательно спрятанные предметы;
изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;
тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;
выражает радость или недовольство голосом;
произносит наборы звуков.
начинает охотно подражать окружающим;
становится очевидным, что ребёнок вас понимает;
может находить спрятанные предметы;
реагирует на «нельзя»;
изображает простые жесты, например, может указать на предмет;
«разговаривает» сам с собой на разные лады;
может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;
реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.
подражает поведению окружающих;
радуется обществу других детей;
понимает многие слова;
находит тщательно спрятанные предметы;
указывает на называемые картинки и предметы;
начинает сортировать предметы по форме и цвету;
начинает играть в простые игры с воображением;
начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;
может выполнять простые поручения;
может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».
начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;
может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;
сортирует предметы по форме и цвету;
сопоставляет предметы с картинками;
выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;
пользуется простыми предложениями при общении;
правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);
начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).
Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?
Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.
Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.
Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.
Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.
Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.
Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?
Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.
Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.
Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.
Що таке Алалія?
Алалія – це значне недорозвинення мови або її повна відсутність, викликана органічними ураженнями головного мозку, а саме його кіркових мовних центрів, які мали місце внутрішньоутробно або в період до 3-х років життя дитини. У дітей з діагнозом алалії спостерігаються пізня поява мовних реакцій, убогість словникового запасу, аграматизми, порушення звуковимови, складової структури і фонематичних процесів. Дітям з алалією необхідні консультації з неврологом і логопедом. Також діти при алалії потребують психолого-медико-педагогічного впливу, який включає медикаментозну терапію, розвиток психічних функцій, зв’язного мовлення, фонетико-фонематичних і лексико-граматичних процесів.
Фактори, які можуть призвести до алалії різноманітні і можуть впливати на дитину в різні періоди раннього онтогенезу. Наприклад, до органічного ураження мовних центрів кори головного мозку в антенатальному періоді можуть привести внутрішньоутробне інфікування (TORCH-синдром), токсикози, гіпоксія плода, травмування плода в процесі падіння майбутньої мами, загроза самовільного переривання вагітності, хронічні соматичні захворювання вагітної (сердечна або легенева недостатність, артеріальна гіпотонія або гіпертензія).
Перинатальна патологія та ускладнення пологів є наслідком обтяженого перебігу вагітності. А алалія, в свою чергу, може бути спровокована внутрішньочерепної родовою травмою при передчасних, швидкоплинних або затяжних пологах, застосуванням інструментальних акушерських засобів, асфіксією новонароджених або недоношеністю плода.
У перші роки життя дитини можна виділити такі етіопатогенетичні чинники алалії, як:
- енцефаліти,
- менінгіти,
- черепно-мозкові травми,
- соматичні захворювання, що призводять до виснаження центральної нервової системи (гіпотрофію).
Так само деякі фахівці припускають спадкову схильність до алалії.
Вплив основних причин алалії посилюють:
- операції під загальним наркозом;
- часті й тривалі захворювання дітей в перші роки життя (ГРВІ, ендокринопатії, пневмонії, рахіт та ін.);
- несприятливі соціальні умови (синдром госпіталізму, педагогічна занедбаність, дефіцит мовних контактів).
В анамнезі дітей з алалією, найчастіше, простежується вплив цілого комплексу чинників, що призводять до ММД (мінімальної мозкової дисфункції).
Серед видів алалії виділяють:
- сенсорну (імпресивну) алалію,
- моторну (експресивну) алалію,
- сенсомоторну або мотосенсорну (змішану) алалію (з переважанням порушення розвитку імпресивного або експресивного мовлення)
У разі раннього органічного ураження коркового відділу мовнорухового аналізатора, виникає моторна форма алалії — не розвивається у дитини власна мова, але залишається нормальним розуміння чужої мови. Моторна алалія різниться на афферентну моторну і еферентну моторну алалії, в залежності від пошкодженої зони головного мозку.
При органічному ураженні постцентральної звивини (нижніх тім'яних відділів лівої півкулі головного мозку) виникає афферентна моторна алалія, що супроводжується кінестетичною артикуляторною апраксиєю.
При органічному ураженні премоторної кори (центру Брока, задньої третини нижньої лобової звивини головного мозку) має місце еферентна моторна алалія, яка виражається в кінетичній артикуляторній апраксії.
При органічному ураженні коркового відділу мовнослухового аналізатора (центру Верніке, задньої третини верхньої скроневої звивини головного мозку) виникає сенсорна алалія. Що призводить до порушення вищого коркового аналізу і синтезу звуків мови, і, як наслідок, до того, що дитина не розуміє мову оточуючих, хоча фізичний слух дитини зберігається.
У дітей з моторною алалією спостерігаються як мовні, так і немовні (неврологічні, психологічні) прояви. При моторній алалії неврологічна симптоматика, перш за все, проявляється розладами опорно-рухової системи: слабкою координацією рухів, незручністю, недостатнім розвитком моторики пальців рук. Також присутні труднощі з навичками самообслуговування, такими як шнурівкою взуття, застібання гудзиків і т. і., є складнощі з виконанням дрібномоторних операцій (складанням пазлів, мозаїки, дрібних деталей конструктора та ін.).
Варто відзначити порушення пам'яті (особливо слухомовної), уваги, сприйняття, емоційно-вольової сфери у дитини, що виявляється при розгляді психологічної характеристики дітей з моторною алалією. Діти з моторною алалією по поведінкових особливостях бувають загальмованими, малорухомими або розгальмованими, гіперактивними. Багато дітей з діагнозом моторної алалії мають високу стомлюваність, знижену працездатність, мовний негативізм. Через мовну недостатність, вдруге страждає інтелектуальний розвиток дітей-алаліков. Але інтелектуальні порушення поступово компенсуються в міру розвитку мови.
У дітей з афферентною моторною алалією звуковимовлення виявляється грубо порушеним, не дивлячись на те, що їм потенційно доступне виконання будь-яких артікуляторних рухів (на відміну від дизартрії). Внаслідок чого виникають стійкі змішання і заміни артикуляційно спірних фонем, а це призводить до неможливості повторення або відтворення звукового образу слова.
Діти з еферентною моторною алалією грубо спотворюють складові структури слова, що обумовлено неможливістю виконання серії послідовних артикуляційних рухів – це є основним мовним дефектом таких діток.
На тлі моторної алалії, через несформованість динамічного мовного стереотипу, може з'явиться заїкання.
Висип у дитини – що робити?
Хоча висип у дітей зовсім не є рідкісним явищем, кожен раз вона здатна валити батьків у стан паніки. Головна причина – висип може бути дуже різною і супроводжуватися дуже різними симптомами. Крім того і причин висипу може бути дуже багато, а це значить, що в більшості випадків мамам, а часто і лікарям, залишається тільки будувати припущення, що б могло викликати висипання на цей раз.
Але головне питання всіх мам в разі виникнення висипання – що робити? Тактика поведінки залежить від передбачуваної причини висипки і від того, якими вона супроводжується симптомами. Ми ж спробуємо розглянути найбільш важливі моменти діагностики висипки та правильної поведінки при її появі.
- 1 Найбільш ймовірні причини виникнення висипу
- 2 Висип, викликана неправильним доглядом за шкірою
- 3 Висип, викликана захворюваннями судин і крові
- 4 Висип при інфекційних захворюваннях
- 5 Висип при алергії (Відео)
Найбільш ймовірні причини виникнення висипу
Якщо у дитини з’явилася висипка, то насамперед необхідно встановити причину появи цього. Зыпь у дітей зустрічається досить часто і в переважній більшості випадків причини висипки зовсім не такі страшні, як мама вже встигла собі придумати.
Практично всі види висипу можна розділити на чотири основні групи:
- неправильний догляд за шкірою або гігієна дитини;
- захворювання кровоносної системи малюка і судин;
- інфекційні захворювання;
- алергічні захворювання.
В окрему групу іноді виділяють прищики, викликані укусами комах. Але така висип зазвичай викликає найменше запитань у батьків, так як вони в більшості випадків можуть згадати, кусали чи комахи їх дитини, так і прищі від укусу, наприклад, комара зазвичай легко впізнавані.
Значно важче розібратися з іншими видами висипки. Щоб правильно поставити діагноз, необхідно проаналізувати загальний стан малюка не тільки під час появи висипу і після цього моменту, але і за кілька днів до нього. Важливо згадати, не піднімалася у нього температура, були або інші симптоми схожі на ГРВІ чи інші захворювання. Також важливо проаналізувати, що їв і пив дитина в найближчі дні, не перегревали його, не з’являлися нові іграшки та засоби гігієни та багато інших. Це допоможе правильно визначити природу висипки. Також може знадобитися здати загальний аналіз крові.
Висип, викликана неправильним доглядом за шкірою
Неправильний догляд за шкірою малюка може призводити до появи різних видів висипки на його тілі. Це можуть бути, як попрілості, так і пітниця і пелюшковий дерматит. Прищики і плями зазвичай з’являються в природних складках шкіри, але можуть бути і на животику, або де завгодно. Ніякого специфічного лікування така висип не вимагає – головне – правильно доглядати за шкірою, не перегрівати дитину в спеку і часто проводити повітряні ванни.
Правильний догляд за шкірою малюка включає:
- Щоденне купання. Це і гігієнічна процедура, і розвага, і розвиваюча гра. Використовувати мило або інші миючі засоби щодня не треба, не обов’язкові і численні трав’яні збори, які часто радять бабусі. Головне – регулярно мити дитину.
- Обробка пуповини. Сучасні лікарі не рекомендують обробляти пуповину нічим, дозволяючи їй зажити природним шляхом. Але практика підказує, що антисептики полегшують процес загоєння, тому після купання можна промокнути пуповину і обробити, наприклад, всіма улюбленої зеленкою.
- Частий догляд за шкірою. Щоб не допустити появи попрілостей і інших неприємностей, необхідно часто міняти підгузники і після кожної зміни очищати шкіру малюка водою або вологою серветкою, одягати чистий одяг по сезону, не допускаючи перегріву, використовувати крему під підгузник і часто давати шкірі «подихати».
Висип, викликана захворюваннями судин і крові
Висип при захворюваннях крові важко назвати висипом в прямому сенсі цього слова, так як вона являє собою дрібні крововиливи. Ці крововиливи можуть бути як зовсім маленькими, так і формувати великі синці. У більшості випадків батьки відразу помічають щось недобре, але якщо висип занадто дрібна, можуть оцінити її неправильно.
Зазвичай подібна висипка виникає, якщо у дитини є захворювання, пов’язані з запаленням стінок судин (васкулітом), тоді висип має вигляд дуже дрібних крововиливів. З’являтися вона може навіть при підвищенні температури. Також висип може виникати при зменшенні кількості тромбоцитів, які відповідають за згортання крові. Найчастіше це пов’язано з спадковими захворюваннями.
Якщо у дитини з’явилася така висип або часто з’являються синці без видимих на те причин, слід звернутися до лікаря для постановки правильного діагнозу. Жодного домашнього лікування при таких захворюваннях не існує, а своєчасна діагностика, робить швидке одужання більш імовірним.
Висип при інфекційних захворюваннях
Найбільш частою причиною висипки у дітей є інфекційні захворювання. Переконатися в тому, що це саме інфекція, зазвичай буває нескладно, так як присутні й інші симптоми, наприклад, температура, біль у різних частинах справи, озноб, кашель, нежить і т. д. Крім того, часто буває контакт з інфекційним хворим, в анамнезі.
Причиною появи висипу можуть бути віруси, бактерії або інші живі істоти. Частіше це бувають віруси, і про них чули практично всі, це кір, вітрянка, краснуха, а також інфекційна еритема, розеола, інфекційний мононуклеоз, герпетична інфекція та інші. При правильному догляді за хворим висип, як і самому захворювання, зазвичай проходить за тиждень-два без яких-небудь наслідків. Часто після захворювання залишається довічний імунітет до нього. Крім того, проти деяких з них є щеплення, які захищають від хвороб або роблять їх протікання набагато більш легким.
Бактеріальні інфекції, які супроводжуються висипом, зустрічаються рідше, це скарлатина, стафілококова інфекція, тиф, сифіліс, менінгокок і багато інших. Зазвичай їх швидко виліковують за допомогою правильно підібраних антибіотиків. Але лікування повинно бути правильним і своєчасним. Особливо це важливо при лікуванні менінгококової інфекції, так як від моменту появи висипки до загибелі дитини може пройти кілька годин. Така висип нагадує крововиливи під шкіру і не зникає при натисканні. Поява такого типу висипу – причина як можна швидше вирушати в лікарню.
Взагалі, важливо пам’ятати, що будь-яка висип, що з’являється на тлі високої температури, є приводом для звернення в лікарню. Звичайно, якщо ви упевнені, що це вітряна віспа, так як у вас в саду всі нею перехворіли, або кір у щепленого дитини, то лікуватися можна і самостійно. Але в даній ситуації, особливо, якщо дитина маленька, краще бути гранично уважним.
Важливо запам’ятати, що при інфекціях, спричинених вірусами і бактеріями, причина висипки лежить всередині організму, а не зовні, тому ніякого сенсу в розмальовування дитини зеленкою або іншим засобом немає. Необхідно просто нормальний догляд за шкірою, купання, при відсутності протипоказань і чиста суха одяг.
Крім того, не треба забувати про висипу, спричиненої грибками і корості. Від цих неприємних захворювань не застрахований ніхто, тому, якщо висип сильно свербить або нагадує плями, можливо з лущенням, без будь-яких додаткових симптомів, краще звернутися до дерматолога, який поставить правильний діагноз.
Висип при алергії (Відео)
Алергічна висипка це зовсім не рідкість у дітей, особливо маленьких, так як їхня імунна система ще незрела і будь-який продукт може прийняти як «ворога». Зазвичай підозрювати алергію починають, якщо загальний стан дитини не порушений, немає температури, настрій і апетит нормальні. Тоді починають аналізувати, що може бути причиною алергії, і найчастіше, винуватець – це буває продукт харчування, нова іграшка, миючий засіб, тварина і багато іншого.
Найчастіше при алергії у дитини з’являються плями неправильної форми, які поступово можуть зливатися. Але зустрічається і дрібна висипка. Зазвичай визначити, чи є висип алергічної, допомагає загальний аналіз крові. Після з’ясування алергічної причини висипки, проводять аналізи для виявлення алергену, якщо, звичайно, він не відомий.
При виникненні алергічної висипки, перше, що необхідно зробити – видалити алерген. Можна дати дитині протиалергічний засіб, але тільки після консультації з лікарем. Якщо у дитини є схильність до алергічних реакцій, необхідно дуже обережно підходити до введення прикорму, вибору миючих та гігієнічних засобів, ліків, а також до домашнім тваринам і рослинам. Крім того, важливо виключити перегодовування дитини, так як часто висип з’являється з-за того, що організм дитини банально не справляється з поглиненої їжею.