Laiveko.ru

Медицина и здоровье
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Практическое занятие № 9 «Социальная роль»

Практическое занятие № 9 «Социальная роль»

Цель:систематизировать и структурировать знания о понятии социальной роли.

1. Выпишите определение социальной роли.

2. Составьте схему, отражающую многообразие социальных ролей (дополните уже имеющуюся).

3. Перечислите свои социальные роли на данном жизненном этапе.

Считается, что понятие социальной роли в социологии впервые ввел Р. Линтон, хотя уже у Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру». С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности различающихся ролей. В частности, П. Бергер считает, что «общество представляет собой сеть социальных ролей».

Социальная роль — это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Вес это — социальные роли, связанные с конкретным набором обязанностей и прав. Так, учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть достаточно требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, беспрекословно выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.д. Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровы м и мягким, соблюдать жесткую дистанцию по отношению к ученикам и вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия, поэтому порождают определенные ролевые ожидания: все участники ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Благодаря этому социальное поведение людей становится в значительной степени предсказуемым.

Однако ролевые требования допускают некоторую свободу и поведение члена группы не определяется механически выполняемой им ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критический момент берет на себя роль лидера и спасает положение человек, от которого по его обычной роли в группе никто этого не ожидал. Э. Гофман утверждает, что индивид, выполняющий социальную роль, сознает существование дистанции между самим собой и своей ролью. Т. Парсонс подчеркивал вариабельность нормативных требований, связанных с социальной ролью. Р. Мертон отмечал их «двойственный характер». Например, от ученого-исследователя требуется придерживаться установленных наукой положений и методов и в то же время творить и обосновывать новые идеи порой в ущерб принятым; хороший врач-хирург — это не только тот, кто хорошо делает обычные операции, но и тот, кто может пойти на рискованное нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Таким образом, известная доля инициативы является неотъемлемой принадлежностью выполнения социальной роли.

Индивид всегда выполняет одновременно не одну социальную роль, а несколько, иногда даже много. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в условиях полной изоляции от общества (является пациентом психиатрической клиники или заключенным в тюрьме). Даже в семье человек играет не одну, а несколько ролей — он и сын, и брат, и муж, и отец. Кроме того, он выполняет еще ряд ролей в других социальных группах: он и начальник для своих подчиненных, и подчиненный для своего начальника, и врач для своих пациентов, и преподаватель для своих студентов в медицинском институте, и друг своего друга, и сосед жителей своего дома, и член какой-то политической партии, и т.д.

Американский социолог Р. Мертон первым обратил внимание на то, что каждый социальный статус имеет не одну социальную роль, а несколько, и это положение стало основой теории набора ролей.

Индивиды как носители определенных социальных статусов, вступая в общественные отношения, всегда выполняют одновременно несколько социальных ролей, обусловленных тем или иным социальным статусом. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в изоляции от общества. Обычно человек в обществе исполняет несколько ролей. Например, социальный статус мужчины позволяет ему иметь множество социальных ролей: в семье он может быть мужем и отцом или сыном и братом; на работе — начальником или подчиненным, причем одновременно начальником для одних и подчиненным для других; в профессиональной деятельности он может быть врачом и одновременно пациентом другого врача; членом политической партии и соседом члена другой политической партии и т.п.

В современной социологии совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу, получила названиеролевого набора. Например, статус преподавателя конкретного учебного заведения имеет свой отличительный набор ролей, связывающий его с обладателями соотносительных статусов — другими преподавателями, студентами, директором, лаборантами, чиновниками министерства образования, членами профессиональных ассоциаций, т.е. с теми, кто так или иначе имеет отношение к профессиональной деятельности преподавателя. В связи с этим в социологии различают понятия «ролевой набор» и «множественность ролей». Последнее понятие относится к разнообразным социальным статусам (набору статусов), которыми обладает индивид. Понятием «ролевой набор» обозначают только те роли, которые выступают динамическими аспектами только данного социального статуса.

Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Двадцатый урок, 11 класс

Социальная роль (франц. role – лицо, изображаемое актером; текст действующего лица пьесы) – 1) ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус; 2) совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определённое положение (статус) в данном обществе; 3) нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.

Ролевой набор – совокупность ролей, связанных с одним статусом.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Ролевое поведение – фактическое поведение того, кто играет роль. Нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково.

Классификация ролей

Классификация ролей:

1. постоянные и временные;

2. предписанные и достигнутые;

3. активные и латентные (скрытые, внешне не проявляющиеся);

4. по степени интенсивности исполнения, по степени включённости в роль: нулевая стадия, ритуальная роль, углублённое исполнение роли, гипноз, невроз, экстаз, вера в сверхъестественные силы.

Ролевые трудности

Ролевые напряжения и ролевые конфликты

В процессе осуществления социальных ролей личности могут возникать трудности (ролевые напряжения) и конфликты (ролевые конфликты). Ролевое напряжение возникает в связи с трудностями выполнения, совмещения ролевых обязательств и несовместимости внутренних установок личности требованиям роли (например, дошкольник оказывается не готов к роли школьника, окончивший школу – к выбору профессии). Ролевые конфликты – проявления более острого противоречия между ролями или различными сторонами, элементами одной роли, когда эти роли исключают друг друга.

Ролевое напряжение – это трудности при выполнении ролевых обязательств.

Ролевой конфликт – 1) ситуация, в которой индивид, занимающий определённый статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями; 2) необходимость удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Читать еще:  Боюсь ложиться спать=(

Виды ролевых конфликтов

Виды ролевых конфликтов

1) межролевой конфликт — возникает когда индивид играет несколько ролей (например, женщина одновременно должна удовлетворять ролевые ожидания в качестве работника, жены и матери);

2) внутриролевой конфликт — (а)когда индивид определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связаны, определяют его роль иначе, возникает (например, учителя придерживаются определённого кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают требования, несовместимые с этим кодексом); (б)требования одной и той же роли противоречат друг другу (роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

3) личностно–ролевой конфликт – конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Ролевые конфликты ведут к плохому выполнению или невыполнению соответствующей роли, а также психологическим переживаниям и стрессам индивида.

Способы разрешения ролевых конфликтов

Способы разрешения ролевых конфликтов:

1. Рационализация ролей – 1) усиление эмоционально-положительной реакции на одну роль и негативных эмоций по отношению к другой роли; 2) бессознательный поиск отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли;

2. Разделение ролей – 1) временное «изъятие», «выключение» из сознания обязательств одной из ролей;

3. Регулирование ролей – 1) формальная процедура отказа от социальной ответственности за одну из ролей; 2) осознанный способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

Социальная адаптация

Социализация и адаптация

Социальная адаптация является частью социализации. И если социализация учит, то адаптация изменяет то, чему научили. Социальная адаптация – компонент социализации индивида.

Социальная адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – 1) процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств; 2) процесс и результат приспособления поведения человека или группы людей к нормам и ценностям, господствующим в данном обществе, классе, социальной группе; 3) процесс и результат взаимодействия и взаимовлияния различных социальных субъектов в новой для них общественной среде.

Общество навязывает индивиду социальную роль, но её принятие, исполнение или отвержение всегда носит личностный характер.

Уровни социальной адаптации

Уровни социальной адаптации: 1) общественный, 2) групповой, 3) индивидуальный.

1) На уровне общества социальная адаптация – это изменение его структуры, социальных функций под воздействием социальных преобразований.

Признаки адаптации: формирование социальной структуры общества, адекватной новым социальным отношениям; институционализация новых социальных функций; изменение норм общественной жизни; формирование нового жизненного стандарта.

Когда адаптация отсутствует, возникают негативные явления: падение уровня жизни; усиление социальной напряженности; рост социальной поляризации; рост конфликтности.

В России существуют признаки отсутствия адаптации на уровне общества: криминализация общества; игнорирование законодательства; негативные демографические изменения; рост заболеваемости; рост эмиграции.

2) На уровне группы социальная адаптация выражается в улучшении социального положения конкретной социальной группы, в повышении ее роли в общественной жизни.

Признаки адаптации: завоевание ключевых позиций в системе политической власти, влияние на формирование жизненного стандарта.

Признаком отсутствия социальной адаптации являются: обострение политической борьбы в обществе, рост организованной преступности, ухудшение социального самочувствия.

3) Признаки индивидуальной адаптации: повышение социального статуса личности; удовлетворенность существующими отношениями в обществе; активная поддержка и участие в проведении социальных инноваций.

Отсутствие адаптации на личностном уровне приводит к росту девиаций, социальной апатии, неудовлетворенности жизненными условиями, неуверенности в завтрашнем дне и высокому уровню стрессов, высокой степени беспокойства и агрессивности индивида, сопротивлению любым изменениям, низкой мотивации к достижениям.

Типы социальной адаптации

Типы социальной адаптации:

1) внушаемость – бессознательное принятие линии поведения, мнения группы;

2) конформизм (от позднелатинского coformis – подобный, сообразный) или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии);

3) активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы);

4) нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).

Типы негативной социальной адаптации (преимущественное использование чужих ресурсов):

1) социальное иждивенчество (стратегия самоограничения, пассивное приспособление и выжидание, ожидание помощи от государства);

2) социальный паразитизм (инновационный тип адаптации, при котором используются любые средства для достижения цели).

Социальная адаптация в информационном обществе

Социальная адаптация в информационном обществе

В современном информационном обществе инновационные процессы идут непрерывным потоком, что приводит к ускоренному обновлению и изменению не только условий жизни, но и к изменению нравственных ценностей и жизненных ориентиров людей. Это, в свою очередь приводит к тому, что и все общество, и социальные группы, и каждая отдельная личность вынуждены постоянно и непрерывно переживать процесс социальной адаптации.

Инновационные процессы носят лавинообразный характер и не дают человеку возможности эффективно адаптироваться к новым явлениям. Этому препятствует так называемый «предел новизны», то есть граница определенного объема информации, которую любой индивидуум или группа могут освоить за короткий отрезок времени. Следовательно, возникает потенциальная возможность так называемого шока будущего, или инновационного шока.

«Предел новизны» – объём новых факторов и идей, которые человек может усвоить за определенный период времени.

Автором этого термина считается Эдвин Тоффлер. По его мнению шок будущего (futuroshok) переживают сегодня как отдельный человек, так и все человечество. И связано это с тем, что современное общество радикально отличается от всех предшествующих форм человеческого существования.

Новые условия информационного общества требуют от индивида постоянного обновления не только знаний, но и ценностных установок. Новое информационное общество требует перехода к личности нового типа, основными характеристиками которой будут: 1) включение в инновационные процессы, 2) способность к адекватному восприятию информации и 3) ее эффективному использованию.

Социальные роли субъекта

Каждый человек, являясь членом общества, выполняет в нем определенные функции, обусловленные его принадлежностью к определенному сообществу людей. Эти функции осуществляются в результате взаимодействия субъекта с другими людьми как на макроуровне, так и на микроуровне. Макроуровень — это со-циальная среда, взятая с точки зрения той общественной систе-мы, к которой принадлежит индивид, микроуровень — это та кон-кретная среда, в которой непосредственно живет человек и в которой он выполняет определенную роль, обусловленную его положением в этой среде.

Особый характер взаимодействия субъекта, выполняюще-го определенную роль, с другими людьми вызвал появление спе-циального направления в психологии, получившего название “теории ролей”. Под ролью в психологии понимают статус, по-зицию, положение, место субъекта в человеческой общности, занимаемое им в связи с теми функциями, которые он выпол-няет в обществе в соответствии с теми правами и обязаннос-тями, которые оно ему предоставляет.

Таким образом, роль — его выполняемая субъектом социальная функция, связанная с его положением в обществе и с теми правами и обязанностями, которые предоставляет ему общество по отношению к другим людям. Позиции личности, определяющие его роли, могут быть общественно-политическими, гражданскими, профессиональны-ми, семейными и т.д. Каждая личность, являясь членом различных объединений, может выполнять множество ролей или, иначе говоря, иметь “статусный набор” ролей. Выполняя роль субъект может “за-нимать в системе межличностных отношений две возможные пози-ции: начальник — подчиненный, руководитель — исполнитель, ведущий -ведомый, командир — рядовой, победитель — побежденный, учитель – ученик, родитель — ребенок и т.д.

Читать еще:  Сгибания рук с EZ-штангой

Выполнение роли требует от субъекта проявления определенных

психических свойств и осуществления соответствующих форм пове-дения, действий и поступков. Если поведение индивида соответствует его роли, то оно одобряется и оценивается как образец выполнения социальных функций личностью. Поэтому роль может рассматриваться как одобряемой обществом образец поведения индивида в социальной среде, соответствующий его статусу в ней.

Знание окружающих о социальной роли личности порождает ро-левые ожидания, в соответствии с которыми строится взаимодействие между субъектами. Большое влияние на ролевые ожидания оказыва-ют ролевые символы, которые являются принадлежностью индивидов, выполняющих определенные функции в обществе. Воспринимая сим-волы люди получают информацию о социальной роли личности и ожи-дают от неё соответствующих действий и поступков. Так, униформа и знаки отличия у военных, милиционеров, железнодорожников, контро-леров и др. являются свидетельством о их должностных обязанностях и люди знают какие формы поведения от них можно ожидать в опре-деленной ситуации и как следует вести себя по отношению к ним.

Роли бывают приписанные и достигнутые. Приписанными назы-вают такие роли, которые субъекты будут выполнять в будущем в связи с половой принадлежностью, положением в обществе, традициями в семье и т.д. Поэтому в семье девочек и мальчиков воспитывают по-разному. Девочек приучают к домашнему труду, мальчиков привлека-ют к мужским видам труда. В зависимости от общественного поло-жения в семьях детям прививают соответствующие формы поведе-ния в общественных местах, за столом, в процессе общения и т.д. В семьях, где существуют традиционные формы труда, которыми зани-маются родители, детей тоже привлекают к их выполнению: учат иг-рать на музыкальных инструментах, петь, рисовать, вышивать и, та-ким образом, готовят к выполнению определенной профессиональной роли.

Роли достигнутые — это реально выполняемые социальные функции индивидом в обществе и в различного рода группо-вых объединениях. Это могут быть политические, администра-тивные, производственные, хозяйственные, спортивные и т.д. Как правило достигнутые роли являются должностными, так как они связаны с определенными правами и обязанностями, которые налагает на них общество (роль директора, заведую-щего, командира, тренера, капитана команды, учителя и т.д.).

В неформальных группах, где нет официального распределения прав и обязанностей и отсутствуют какие-либо должности, выполнение ролей происходит стихийно путем присвоения наиболее активными и сильными субъектами права распоряжаться делами группы по свое-му усмотрению (лидеры, вожаки, “короли”, “генералы”).

Выполнение социальной роли индивидом требует специальной подготовки. Прежде всего субъект должен приобрести соответству-ющие знания о содержании данной роли, которое зафиксировано в должностных инструкциях и наставлениях, где указано какие зада-чи он должен решать, каковы его обязанности и права, какие требо-вания ему предъявляются, с кем он должен иметь официальные связи и какую ответственность он будет нести за свои действия.

Кроме знаний субъект также должен приобрести практические умения и навыки для успешного выполнения своей роли. Он должен овладеть всеми приемами и способами выполнения своих профессио-нальных обязанностей и уметь устанавливать правильные взаимоот-ношения как с вышестоящими должностными лицами, так и со своими коллегами и подчиненными.

В процессе усвоения знаний и практических навыков и уме-ний у субъекта формируются деловые и профессиональные качества, необходимые для выполнения социальной роли. В дальнейшем на раз-витие этих качеств оказывает влияние ролевое поведение субъекта. Причем, замечено, что у одних людей проявляются одни и те же свой-ства при выполнении разных ролей, тогда как у других при выполнении одной роли проявляются одни черты, а при выполнении другой — иные.

У некоторых субъектов под влиянием роли происходит трансфор-мация личности. Особенно часто это проявляется у политических де-ятелей, получивших властные полномочия, позволявшие им бесконт-рольно управлять людьми. До прихода к власти они проявляют себя как чуткие и внимательные люди, способные понять нужды народа, выслушать и помочь всем, кто к ним обращается, ул у ч ш и т ь благосо-стояние населения, способствовать развитию производства, науки, куль-туры и образования. Но как только они получают власть, забывают о своих обещаниях, используют её в своих интересах, пользуются раз-личного рода привилегиями, присваивают ценности принадлежащие народу. У таких политиков происходит негативная трансформация лич-ности. Они становятся властолюбивыми, высокомерными, у них появ-ляется потребность повелевать людьми, подчинять своей воле, уни-

жать и наказывать их.

Большое влияние на выполнение роли личностью оказыва-ют социальные нормы, существующие в обществе и в группо-вых объединениях. Они проявляются в форме установок и пра-вил, которые позволяют личности ориентироваться, осуществ-ляя поведение, в данной общности, а группе осуществлять конт-роль за поведением каждого её члена. В просоциальных группах они соответствуют общечеловеческим нормам поведения, а в асоциальных они противоречат им.

Социальные нормы предусматривают как позитивные, так и негативные санкции по отношению к субъектам, выполняю-щих определенную роль в группе. Нормы поведения и санкции при их выполнении в формальных объединениях зафиксированы в уставах и других документах, с которыми каждый член груп-пы должен познакомиться.

В неформальных группах нормы и санкции не значатся в каких-либо документах, а сообщаются устно каждому, кто ста-новится её членом. Формируются групповые нормы поведения в ре-зультате взаимодействия субъектов, решающих задачу в проблемной ситуации. В результате её решения возникает групповая норма, пред-писывающая всем членам группы вести себя в соответствии с её тре-бованиями. Даже те члены группы, которые были не согласны с этими нормами, вынуждены поступать так как они того требуют. Такого рода давление группы на личность получило название конформизма, а субъек-ты подчиняющиеся этому давлению, называются комформистами.

При выполнении своей роли в группе индивид вынужден руководствоваться не своими соображениями, а поступать так как предписывают ему групповые нормы, хотя они могут не со-ответствовать действительности и тогда его поведение будет противоречить сложившейся ситуации. Такого рода групповые нормы возникают при наличии разных оценок сложившейся си-туации, когда члены группы, стремясь к единому мнению, не реалистически оценивают действительность. Подобного рода яв-ление И. Джемс назвал “оглуплением мышления”, которое име-ет место в результате безответственного отношения членов груп-пы к оценке ситуации. Особенно негативные последствия для

многих людей оказывают оценки и принимаемые решения группой лю-дей, имеющих высокий социальный статус и выполняющих ключевые роли в обществе.

Данное явление имеет место не только в высоких инстанци-ях, но и в любой группе, когда руководитель, стремясь не всту-пать в конфликт с группой, поступает не как следовало бы, а как желает группа, хотя она и не права. В таком случае у руко-водителя возникает ролевой конфликт, в основе которого лежит столкновение двух мотивов: того, что должен был сделать с тем, что сделал под влиянием группового давления.

Ролевой конфликт представляет собой переживаемое субъектом противоречивое состояние, возникшее в процессе вы-полнения роли, когда сталкиваются должностные обязанности с взглядами, убеждениями и установками индивида. При выпол-нении ролей могут возникать самые разнообразные конфликт-ные ситуации, вызывающие ролевые конфликты у личности. Так, если в должностных документах нечетко обозначены обязанности и права должностного лица, то в некоторых случаях субъект не может определить входит ли в его компетенцию решение возникшего вопроса или он не вправе это делать. В итоге у него возникает напряженное психическое состояние, переживаемое им в форме фрустации, прояв-ляющейся в виде растерянности или агрессивного отношения к лицам, вызвавшим ее. Возникновение ролевого конфликта возможно и в том случае, если субъект при выполнении своей роли не может наладить нормальные взаимоотношения или с вышестоящими должностными лицами или со своими подчиненными. Возможен и такой ролевой кон-фликт, когда субъект, пытаясь одновременно выполнять две в одина-ковой степени важные для него роли не может этого успешно сделать и в то же время не может решить какая из них важнее.

Читать еще:  Конъюктивит у кормящей мамы

Таким образом, в результате взаимодействия субъектов в группе происходят процессы интеграции и дифференциации, оп-ределяется статус личности в системе официальных и неофици-альных взаимоотношений, распределяются социальные роли и возникают ролевые конфликты при их выполнении.

Понятие социальной роли

Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

  1. внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;
  2. внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;
  3. личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;
  4. инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):

  1. эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;
  2. способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;
  3. структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;
  4. формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;
  5. мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

  1. представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;
  2. субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
  3. играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

  1. описания поведения, характерного для данной роли;
  2. предписания – требования к поведению;
  3. оценки исполнения предписанной роли;
  4. санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Размещено на реф.рф
Такие роли определяются должностными инструкциями, в которых указаны основные задачи данного работника, ᴇᴦο обязанности и права, степень ответственности, официальные взаимосвязи с другими членами организации по вертикали и горизонтали, основные требования к ᴇᴦο профессиональным знаниям и навыкам.

Данные отечественных и зарубежных исследований показывают, что нечеткость должностных инструкций различных категорий работников (и рядовых, и руководящих) негативным образом сказывается на их психическом состоянии, вызывая фрустрации и провоцируя конфликтные ситуации. Не способствует это и эффективности труда. Только герою русских сказок, получившему неопределенные ролевые предписания (ʼʼподи туда – не знаю куда, принеси то – не знаю чтоʼʼ), удавалось успешно справиться со своей задачей.

Однако даже полное знание требований, относящихся к какой‑либо социальной роли, – лишь первый шаг на пути её выполнения. Заметим, что такое знание само по себе ещё не вызывает у человека желания немедленно действовать указанным образом. Между прочим, главное заблуждение Сократа заключалось именно в том, что он провозглашал тождественность знаний, имеющихся у человека, и ᴇᴦο поведения. По мнению великого философа, в случае если человек будет знать, что такое добро, то и вести себя станет добродетельно. Жизнь показывает, что это далеко не так. Часто человек знает, говоря словами поэта, ʼʼчто такое хорошо и что такое плохоʼʼ, и тем не менее следует не лучшим образцам поведения. Можно задать закономерный вопрос˸ ʼʼПочему так?ʼʼ

Ролевое поведение личности обычно воспринимается как функция двух основных переменных – социальной роли и ʼʼЯʼʼ. Психологи определяют ʼʼЯʼʼ как проявление самосознания личности, как продукт выделения человеком самого себя из окружающего мира и противопоставления ему (не‑ʼʼЯʼʼ). На базе взаимодействия личности с другими людьми формируется Я‑концепция – представление индивида о самом себе. Это представление основано в значительной степени на том, как другие люди определяют наше положение в обществе и как они оценивают наше поведение применительно к этому положению. Итак, Я‑концепция во многом обусловлена тем, как индивид выполняет свои социальные роли. С другой стороны, овладение личностью какой‑либо новой для нее социальной ролью обусловлено особенностями её Я‑концепции. Качество выполнения человеком какой-либо роли во многом зависит от того, насколько он понимает её специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, иначе говоря, интернализуется. Как пишет отечественный социолог И. С. Кон, ʼʼинтернализованная роль – это внутреннее определение индивидом своего социального положения и ᴇᴦο отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностямʼʼ [31] .

ВЫПОЛНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ — понятие и виды. Классификация и особенности категории «ВЫПОЛНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ» 2015, 2017-2018.

Читайте также

Теперь зададимся таким немаловажным вопросом: что нужно для успешного овладения личностью той или иной социальной ролью и для ее выполнения? Конечно, прежде всего человеку необходимы знания о содержании данной роли. Что требуется от него как носителя этой роли? Что. [читать подробнее].

Теперь зададимся таким немаловажным вопросом: что нужно для ус­пешного овладения личностью той или иной социальной ролью и для ее выполнения? Конечно, ттрежде всего человеку необходимы знания о содержании данной роли. Что требуется от него как носителя этой ро­ли? Что. [читать подробнее].

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector